Молитва перед распятием христа в храме

Данная статья содержит: молитва перед распятием христа в храме - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

МОЛИТВА У РАСПЯТИЯ

Константин Алексеевич Быстриевский родился 20 мая 1889 года в Петербурге. После Новгородской семинарии с 1911 года служил диаконом, а с 1914 и до 1929 — священником в храмах Петергофа. Отбывал ссылку в городе Тара Омской области, а с 1936 года жил в Новгороде. После Отечественной войны, на волне «новой политики» по отношению к Церкви, отец Константин возвратился в Ленинград и начал служить в Николо-Богоявленском, а затем кладбищенском храме на Смоленском кладбище. Годы брали свое, но священник, о котором можно сказать «родился в епитрахили», не мог уйти на покой. С 1967 года отец Константин — руководитель богослужебной практики семинаристов в Иоанно-Богословском храме ЛДАиС, а затем духовник семинаристов и Ленинградской митрополии. Он был награжден всеми возможными для священника наградами, но главная награда — любовь студентов, понимавших, что этот чудом выживший человек приобщает их к старой литургической традиции.

В середине 1970-х отец Константин, еще бодрый и румяный, учил нас, семинаристов, премудростям пономарского дела: как правильно подавать кадило, кланяться и выходить со свечой. Оказывается, свещеносцы на Великом входе, стоящие во время возглашений перед солеей, должны проводить духовенство до Царских врат, остановиться и, после каждения их диаконом от престола, взять свечи в другие руки, совершить противоположные друг другу развороты на 360° лицом к молящимся и лишь после этого уйти в алтарь. Наш наставник очень плохо видел, и иногда это приводило к забавным казусам. Помню, как свещеносец, вместо того чтобы остановиться на солее (во время чтения Евангелия), шествует в притвор, а отец Константин, стоя у престола, тщетно ждет его появления. Затем молящимся предстает такая картина: из-за Царских врат высовывается голова седовласого старца; прикрыв глаза ладонью, он пристально, как впередсмотрящий на корабле, вглядывается в безбрежную даль…

Помимо богослужебной практики и исповеди, семинаристы встречались с уважаемым батюшкой во время факультативных пастырских уроков. Мне запомнилось обсуждение важнейшего для будущего пастыря вопроса о личном пути: остаться ли одиноким или создать «малую Церковь». — «А какой путь, вы сами думаете, труднее?» — «Конечно же, первый», — и начитавшийся аскетических книг юнец начинает говорить о монашеских подвигах. «А вот я, — возражает многоопытный отец Константин, — считаю, что женатому священнику труднее, потому что монах отвечает за себя одного, а семейный пастырь — в первую очередь за своих близких!»

Уроки перерастали в воспоминания. Отец Константин и в преклонные годы оставался большим ребенком, считая всех нас дружной семьей. Мы слушали рассказы о том, как в 1905 году забывшие долг студенты Императорских Духовных школ рьяно участвовали в революционных бунтах; о том, какой он в молодости был «видный парень»; как его диаконский голос, когда он служил в храме Петергофского Императорского дворца, понравился императрице и по ее протекции он получил сан иерея; как в 1918 году большевики дважды приговаривали его к расстрелу, но Господь хранил его; как в годы ссылки он в канун больших праздников уходил в лес и там совершал «словесную службу», делая вид, что не замечает своих сотоварищей, из-за соседних деревьев внимавших забытым песнопениям… Разумеется, администрация скоро прикрыла эти чересчур назидательные для того времени «уроки жизни».

Тогда же мы узнали тайну тех минут 1929-го : «…Да что же я, с ума схожу, что ли! Как вдруг, открыв глаза, увидел: батюшки мои (тут отец Константин звонко хлопал себя ладонью по лбу), да ведь я стою перед Распятием!» Действительно, могут ли наши испытания сравниться с тем, что пережил и дал нам в вечное наследие Спаситель. «Ребята, — говорил отец Константин, — всегда молитесь у Распятия, хотя бы минутку, даже после долгой службы или когда пробегаете мимо храма по своим делам». Семинаристы моего времени эту заповедь исполняли. Помнят ли ее нынешние? Господь отметил праведника: взял его в Свои обители в праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1979 года), к тому же пришедшийся на воскресенье! С того дня минуло уже 30 лет, но голос отца Константина по-прежнему звучит в ушах, а уроки изящного пономарства не забываются. Вечная тебе память, дорогой наставник!

Фото из архива Санкт-петербургской епархии

Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Канун (канон) в древней церкви символизировал изначально "стол подношения". С момента крещения Руси, в русские православные традиции гармонично были вплетены древние славянские (можно сказать и языческие, но изменившие свое значение на христианские) традиции. У славян издавна была традиция поминать усопшего общим обедом из сытной пшеничной каши (кути) которое именовали – колыво. Обед раздавался всем, кто помнил о дне усопшего и пришел помянуть его. Поминальная кутя (колыво) отличалось от основной праздничной кути тем, что зерна пшеницы имели высокий степень очистки (очищались до бела, еще тоньше, чем перловка). Сам процесс такой очистки был очень утомителен и символизировал скорбь по утрате этого близкого человека. Позже, когда появился рис, пшеницу перестали очищать и заменили ее в колыве на рис.

Раз в год церковь совершает общецерковную панихиду по усопшим. Канун (канон) устанавливался (в большинстве храмов – устанавливается по сей день) в этот день в центре храма и заполнялся мисочками из колывом, которые были принесены родственниками усопших для освящения и общего обеда. Во время совершения панихиды в руки каждому прихожанину, который участвовал в поминальной молитве, давалась зажжена свеча – символ горения веры и молитвы к Богу о душе усопшего близкого человека.

Со временем, особенно во время монголо-татарского ига, стали появляться частые случаи "пустования кануна" (т.е., колыво не приносилось, пустовали храмы). По канонам православной церкви перед символом пустующего Престола Божьего (которым и есть канун) совершать молебен нельзя. Столик должен был быть заполнен или иконой или подношением. Так, на кануне появилось Распятие Господа Нашего Исуса Христа. (По православной традиции – молитвы за усопшего проводятся перед распятием). По той же причине отсутствия поминающих людей с колывом, – при совершении панихиды, горящие свечи не было кому давать в руки, так как свечи вручались принесшим подношение. По православным канонам, совершать молебен в храме можно только при "горении светильников и лампад" (2Пар.4:20) символами которых в Православии есть свечи, следовательно, на кануне, со временем, появились 40 свечкомест для 40-ка свеч. число 40 символизирует 40 дней мытарств души после смерти, 40 Мучеников Севайстийских, 40 дней Святого Поста Христова. Со временем сложилась традиция: именно в эти 40 свечкомест и устанавливать свечи при молитве за упокой усопшего.

Что же касается вопроса "почему молитвы за усопшего проводятся перед распятием ?" – то, здесь есть множество символических причин. В основном, многие православные богословы скажут:

  • "Через "Смерть" Христову совершается наше спасение, ибо как в трехдневном смертельном борении Христа есть смерть наших грехов и всей нашей греховной жизни, в снисхождении Христа во ад – победа смерти, В воскресении – символ надежды на будущее воскресение каждого, – по этому именно к образу "начала совершения Жертвы Христовой" (к Распятию Христову) прибегаем с молитвой о даровании будущего воскресения усопшим близким.
  • Что же касается более простого объяснения: То каждый христианин подражает тому или иному святому наставнику, ибо так просили апостолы: "подражайте нам, яко мы Христу". По этому, мы подражаем святому мятежнику (разбойнику), который будучи распятым вместе со Христом просил распятого и страдающего Христа на кресте: "Помяни меня, Господи, когда прийдешь во Царствие Твое". Вот так и мы, стоя перед Распятием Христа, подражая святому мятежнику, взываем ко Христу: "помяни наших близких, Господи, когда прийдешь во Царствие Твое".

Для христиан – распятие символ не только смерти, но более всего – грядущего возрождения. "Для Бога нет мертвых, но все живы". Поэтому ушедшим от нас близким по традиции молятся и ставят свечи возле изображения распятого Господа.

Молитва перед распятием христа в храме

как нам необходимы смирение, кротость и терпение, дабы мы сохранили единство Церкви, созидаемое Святым Духом. Аминь.

Отче Предвечный,

по Твоему бесконечному милосердию Ты послал Единородного Сына Твоего, Который стал Человеком, чтобы умереть на кресте ради спасения человеческого рода.

Мы, недостойные слуги Твои, молим Тебя: ради бесконечного милосердия Твоего, ради тайны искупления и драгоценной Крови, пролитой Иисусом, Божественным Сыном Твоим, для спасения всего мира, ради безмерных Его заслуг и заслуг Его Церкви и особенно ради заслуг Пресвятой Девы Марии, Царицы Небесной – навсегда зажги в сердцах всех верных огонь Твоей Божественной любви, чтобы они всей душой заботились о своём вечном спасении и спасении ближних и чтобы на земле была одна овчарня и один Пастырь, да восславится в вышних Твоя Божественная милость вовеки.

(св. Викентий Паллотти)

Молитва любящего сердца

Воплощённый Сын Божий,

научи меня великодушию.

Научи меня служить Тебе так,

как Ты этого заслуживаешь:

давать не считая, бороться, не взирая на раны,

работать, не ища отдыха,

трудиться, не ожидая награды,

зная, что я исполняю Твою Святую волю.

Молитва св. Игнатия Лойолы

Душа Христова, освяти меня.

Тело Христово, спаси меня.

Кровь Христова, напои меня.

Вода из ребра Христова, омой меня.

Страдание Христово, укрепи меня.

О Благой Иисус, услышь меня.

В ранах Твоих сокрой меня.

Не позволь мне отдалиться от Тебя.

От злого недруга защити меня.

В час смерти моей призови меня

и повели мне прийти к Тебе,

чтобы со святыми Твоими восхвалять Тебя

Во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Духу

Приди, Дух Святой,

Преобрази наше внутреннее напряжение в святое спокойствие.

Преобрази наше беспокойство в умиротворяющую тишину.

Преобрази нашу суетливость в твёрдое упование.

Преобрази наш страх в крепкую веру.

Преобрази нашу горечь в сладость Твоей благодати.

Преобрази мрак наших сердец в тихий свет.

Преобрази наше безразличие в сердечную доброжелательность.

Преобрази нашу ночь в Твой свет.

Преобрази холод наших душ в Твою весну.

Соделай наши пути прямыми, наполни Собой нашу пустоту.

Избавь нас от гордыни, даруй нам смирение.

Зажги в нас любовь, усмири нашу чувственность.

Соделай, чтобы мы увидели себя такими, какими Ты нас видишь.

Дабы мы познали Тебя, как Ты нам заповедал,

и были счастливы по слову Твоему: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Молитва блаженной Болеславы

О мой Иисус, я, недостойная Твоя раба, прихожу, чтобы полностью посвятить себя Твоему Святейшему Сердцу. Желая воздать за причиненные Тебе многочисленные тяжкие оскорбления, приношу в жертву мою жизнь в соединении с Твоей Святой Жертвой, принесённой на Кресте.

Прошу Тебя, не пренебрегай моей жертвой, которую я отдаю Твоему Божественному Сердцу через Пречистое Сердце Марии. Распоряжайся моей жизнью согласно Твоей Святой воле для большей Твоей славы и спасения душ.

О Святейшее Сердце Иисуса, даруй мне необходимую благодать, чтобы я всегда поступала, как душа, готовая делать и переносить всё, что Ты соблаговолишь мне ниспослать. Даруй мне верность в малом, терпение в страдании, дух самопожертвования и силы для полного предания себя Твоей Святой воле.

И хотя мой дар скромен и ничтожен, я отдаю Тебе всё, что могу, и хочу быть верной своему обещанию до конца. Соделай, Господи, чтобы Твоя Святая воля во всей полноте исполнилась во мне. Осознаю, что порой мешаю ей, но Ты знаешь, Господи, что это из-за моей слабости, а не по злой воле.

Соверши дело Твоё во мне! Да будет Тебе слава и благодарение за моё возрастание в святости.

Соедини меня с Собой и со Своим Святейшим Сердцем, чтобы уже ничто не смогло отлучить меня от Тебя.

Благослови меня, о мой Иисус, дай мне силы исполнить всё, что я Тебе обещала. Ты моя надежда, моё прибежище и моя любовь навеки. Аминь.

Вышли отряды воинства небесного

Высокая Царица Небесная, Повелительница Ангелов! Ты получила от Бога власть и наказ раздавить голову Сатаны. В смирении просим мы Тебя: вышли отряды воинства небесного! Под Твоим предводительством должны они принять бой с духами зла, должны всюду противиться им, подорвать их высокомерие и низвергнуть их в бездну.

Святые Ангелы и Архангелы, защитите и оберегите нас. Аминь.

Святой Архангел Михаил,

защити нас в борьбе; заслони от зла и козней дьявольских! «Боже, повели ему», так, просим мы, умоляя. И Ты, Князь воинства небесного, низвергни Сатану и прочих злых духов, которые для совращения нашего бродят по свету, силою Бога низвергни их в бездну. Аминь.

Душа Христова,

Тело Христово, спаси меня.

Кровь Христова, напои меня.

Вода ребра Христова, омой меня.

Страсти Христовы, укрепите меня.

О благий Иисусе, услыши меня.

В язвах Твоих сокрой меня.

Не дай мне отлучиться от Тебя.

От врага лукавого защити меня.

В час смерти моей призови меня

И повели мне прийти к Тебе,

Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя

Во веки веков. Аминь.

Молитва св. Франциска Ассизского

Приобщи меня, Господи, к воле Твоей, к любви Твоей, к миру Твоему!

Даруй мне заронить любовь в сердца злобствующих;

Принести благость прощения ненавидящим;

Даруй мне осветить истиной души заблуждающихся, укрепить верою сомневающихся, озарить светом Твоего разума пребывающих во тьме.

Даруй мне возродить надеждой отчаявшихся, одарить радостью скорбящих.

Господи Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал;

Не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал.

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил.

Об этих милостях молю Тебя, Боже;

Ибо отдавая, мы получаем;

Забывая о себе – находим себя;

Прощая другим – сами обретаем прощение;

Умирая – воскресаем к жизни вечной! Аминь.

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя!

Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами! Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой!

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая!

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его! Руководи моею волей и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать! Аминь.

Молитва перед Распятием

Всевышний, Славный Боже, освети тьму сердца моего и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, чтобы исполнил я Твою святую и истинную волю.

Молитва перед распятием христа в храме

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:

Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:

Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.

По дороге в храм читай про себя молитву:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:

Боже, буди милостив мне, грешному.

Ко второму поклону:

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.

Без числа согреших, Господи, прости мя.

Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:

Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.

Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.

Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.

Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.

Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).

Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь — это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых – руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.

За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:

Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.

О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:

Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).

Затем надо подойти и приложиться к иконе.

Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.

Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:

Вси святии, молите Бога о нас.

Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.

Перед иконой Божией Матери произноси кратко:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою — то получишь то, что просишь.

Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный — Адамов грех — и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос – это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии — трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча – помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.

С этой же целью подается и записочка о поминовении.

Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное — поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.

Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).

«Когда весь народ и Священный Собор, — вопрошает св. Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:

Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.

Перед употреблением трапезы сотвори молитву:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.

В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.

На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22—23).

Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.

В этом и состоит суть таинства покаяния.

Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.

Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.

Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.

Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему — «Блудный сын».

«. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20—23.)

Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.

За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре — осуждение, почти негодование.

Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое.

Что он может сказать брату своему в оправдание?

Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно.

И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души.

Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.

«Брат. Прости меня. Не я устроил этот пир. И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня. Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники. Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца.

Что прикрывает теперь эта новая одежда?

Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).

Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда.

Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха.

Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.

Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет. Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.

Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу.

Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца.

Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.

Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!

Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений.

И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!

Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно.

Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.

Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.

Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.

Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я.

Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях. »

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6, 56).

Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.

«. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:

Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.

Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.

Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «. огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.

Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».

Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия — это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».

Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», — и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.

Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.

Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.

Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:

«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.

В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.

В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.

Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:

«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?

Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:

«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.

Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа — Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17—18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение — оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее — из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное — из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

Пост — это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.

Преподобный Варсонуфий Великий говорит:

«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».

По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитвы после вкушения пищи:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.

Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть — единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».

Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы — Каины, предатели Господа — Иуды, люди-звери — Нероны и другие?»

Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Диакон Алексий (Щуров), Санин Евгений. От ворот до царских врат (советы идущему в церковь).

157 ответов на разные вопросы духовной жизни. М., 1993.

Прот. Иоанн Шевелев. Сын церковный. С.Пб., 1994.

Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.

Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. III. СПб., «Сатисъ», 1995.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

http://pravkurs.ru/ – Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Для желающих оказать посильную помощь нуждающимся рекомендуем портал ПРЕДАНИЕ

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here