Данная статья содержит: римская молитва юпитеру - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Религиозные обряды
В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.
Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определённая жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как римляне хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.
Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.
Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.
Благочестие, как мы видели, являлось одним из столпов римского сознания, а сама религия считалась государственным делом. Почитать богов самыми разными способами было неуклонной обязанностью римского гражданина. Греки могли спокойно смотреть на веру или безверие человека при условии уважения им всего «священного», что почитает данное государство. Для римлян такая позиция была неприемлема. Атеизм они рассматривали как государственное преступление. Мир людей был тесно связан с миром богов, и эта многообразная связь и выражалась словом «гeligio», что означало первоначально просто «связь», точнее «тесная связь». В этой связи друг с другом обе стороны (и люди, и боги) должны были выполнять свои обязанности. Взаимоотношения между людьми и богами во многом строились на юридической основе. У римлян существовало выражение: я даю тебе, чтобы и ты дал мне. Это было правилом в отношениях не только людей между собой, но и между людьми и богами. Люди должны тщательно, до мелочей соблюдать все обряды, приносить жертвы и т. п., а боги за это должны помогать Риму и его гражданам. При этом форма порой отделялась от содержания, и соблюдение первой было важнее второго. Известен рассказ об одном римлянине, который во время морской бури пообещал богу пожертвовать сто голов за свое спасение (принесение в жертву ста голов скота было высшей формой жертвоприношения), но когда спасся, то принес в жертву сто головок лука, ибо и голова скота, и головка лука звучали по латыни одинаково. И все же гораздо чаще римляне честно исполняли свой долг по отношению к миру богов. Итак, главным для римлянина был Рим. Все же остальное было второстепенно. Римлян мало интересовали вопросы происхождения мира и окружающих народов, если это не имело отношения к ним самим. Поэтому если греки лучше и интереснее рассказывали об этом, то вполне возможно эти рассказы у них перенять. Если римские и греческие божества в том или ином отношении схожи, то естественно было их объединить в одной фигуре. Если же подобных богов у самих римлян почему-либо не существовало, то не было никакого преступления в их заимствовании. Более того, римляне считали, если чужое божество перевести в Рим и поклоняться ему, то оно станет помогать не тому народу, откуда его перенесли, а самому Риму. И все же между греческой и римской мифологией существовала принципиальная разница. Для греков миф был объяснением мира (хотя и не только), для римлян — обоснованием величия Рима.
Греки интуитивно отделяли мифологическое время от своего собственного. Боги, конечно, действуют и сейчас, но время их наиболее известных деяний и особенно время деятельности героев относится к «героическому веку», который располагался в прошлом. Мифы составляли как бы предысторию мира, Греции, ее отдельных государств и знатных родов. Для римлян подобной границы не существовало. Мифы об основании Рима (а мир, повторим, их не очень-то интересовал) являлись неотделимой частью собственно истории. Божественные предки
становились персонажами конкретных исторических повествований, а исторические фигуры, совершившие великие деяния, вырастали до размеров мифологических героев. Таким образом, римская мифология сливалась с римской историей. Поэтому много позже, уже во времена империи, римский сенат мог принимать закон о признании божественности покойного императора и установлении ему соответствующего культа. Все это и позволяло римлянам безболезненно принимать греческие мифы, если они не наносили ущерб величию Рима.
Гении, лары, пенаты, etc.. В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) — Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) — например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест — например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы — боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно — богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria — вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э.).
Религиозные отношения и организации.
Всеми делами, связанными с богами и другими сверхъестественными существами, их жилищами, различными религиозно-правовыми проблемами, занимались жрецы. Однако только в очень немногих культах существовало жречество, занимавшееся исключительно этим. Таков был культ Весты. Его обслуживали шесть весталок, происходящих из лучших семейств Рима. В коллегию весталок они вступали в возрасте от шести до десяти лет и служили в течение тридцати лет. Первые десять лет юные весталки учились своей сложной науке. Вторые десять лет полностью отдавались служению Весте и внимательно следили за ее очагом. Последние десять лет они обучали свою смену. По истечении тридцати лет весталки прекращали служение богине и могли выходить замуж, но обычно не использовали это разрешение. Жили они все вместе в доме рядом с храмом Весты. Весталки пользовались большими привилегиями. В отличие от других женщин Рима они могли сами свободно распоряжаться своим имуществом и составлять завещания. Римляне чрезвычайно уважали весталок, на улице их сопровождала специальная свита, в театре они занимали почетные места, могли даже помиловать осужденных. Сами императоры оказывали весталкам различные знаки высочайшего уважения. Зато за нарушение своего обещания хранить непорочность весталку можно и должно было живой замуровать в гробнице. Весталку всегда можно было узнать на улице. Одета она была в длинное белое платье, подпоясанное особым поясом, и покрывало. Ее волосы заплетались в шесть косичек, которые как бы связывали жрицу с ее богиней, и были покрыты повязкой.
В императорскую эпоху к ним были прибавлены также фламин обожествленного императора и фламиника императрицы. Главной обязанностью фламинов были жертвоприношения. Считалось, что для них каждый день — праздник, так что жертвы соответствующим богам они тоже приносили ежедневно. Кроме того, жертвы приносились богам во время их праздников. Наиболее чтимым среди фламинов был фламин Юпитера.Он руководил различными государственными празднествами, активно участвовал в очистительных действах, совершал обряд особо торжественного бракосочетания.
Кроме понтификов, в Риме существовали и другие жреческие коллегии. Одной из них была коллегия жрецов-фециалов, состоявшая из двадцати человек. Их первоначальной задачей было улаживать споры и восстанавливать справедливость в случае ее нарушения. Затем эти обязанности перенесли и на международные дела, они стали теперь заботиться о правильном заключении международных договоров и объявлении войны, о соответствии установленным правилам, о том, чтобы боги помогали римлянам в их справедливом деле. Не менее важной задачей фециалов являлось правильное объявление войны, потому что только правильное, т. е. сделанное по всем старинным правилам, объявление делало войну справедливой и обеспечивало римлянам покровительство богов. Жрецами бога войны были салии. Существовало две коллегии по двенадцать человек в каждой. В одну входили жрецы Марса, в другую — Квирина. Главной задачей салиев было во время праздников в честь воинственного бога под звуки военных рогов исполнять священный танец на три такта и петь уже непонятные современникам гимны в честь Марса или Квирина.
Для служения обожествленному императору создали новые должности жрецов — августалов. В самом Риме это была коллегия из двадцати одного человека, к которым присоединялись и некоторые члены императорского дома, в других городах и областях империи коллегии состояли из шести человек — они назывались севиры-августалы.
И жрецы, и остальные люди часто обращались к богам с различными молитвами. Они произносились как частными лицами, так и жрецами перед началом любого действия. Общественные молебствия всегда сопровождались музыкой, иногда танцами. Торжественные общественные молебствия совершались по решению властей и ради благодарности богам за успешное завершение войны или какого-либо другого деяния, а при императорском правлении — за здоровье или выздоровление императора и членов его семьи. Молитвы были составлены по раз и навсегда установленному образцу, и в них ни в коем случае нельзя было менять ни одного слова, ни одного жеста при произнесении. В противном случае не только молитва становилась недействительной, но и соответствующий бог или богиня могли разгневаться и жестоко наказать такого человека. Важно было также знать, к кому именно обращаться с мольбой ради той или иной цели, ибо боги, опять же, могли наказать молящегося не тому божеству. Разновидностью молитв служили разнообразные клятвы, которые римляне охотно приносили в знак верности своих утверждений или ради обещания честно выполнить долг. Такую клятву приносили должностные лица при вступлении в должность, присягу приносили также и воины. Во времена империи все ее жители присягали на верность новому императору. Целью всех этих молитв, клятв, заклинаний было добиться помощи богов в каждом деле, в исполнении любого желания.Боги же часто возвещали свою волю через особые знаки, вещий сон, явление птиц, различные чудеса, через внутренности жертвенных животных и т. п. Все знаки надо было правильно понять. Отсюда огромная роль суеверий и гаданий в жизни Рима. Многие из них были заимствованы римлянами у этрусков. В принципе гадать мог каждый человек, но были и специалисты, ибо во всех случаях важно было правильно истолковать божественный знак. Большую роль в жизни Древнего Рима играли гадания, к которым прибегали каждый раз, когда предстояло принять важное решение. Гадали по полету птиц — ауспиции, этим занимались авгуры и магистраты; по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, этим занимались гаруспики. Когда во внутренностях они находили что-то неблагоприятное, то жертвоприношение повторялось. Скептически настроенный Цезарь в последний день своей жизни получил несколько неблагоприятных результатов своих жертвоприношений (как уже упоминалось выше), но пренебрег ими и вошел в сенат для открытия очередного заседания, и был в самом его начале убит заговорщиками.
Служение богам (религиозная практика) выражалось главным образом в обрядах, в молитвах, в обетах и в жертвоприношениях. До известной степени сюда относятся также и праздничные игры и религиозные обряды в честь умерших.
Важнейшим видом богослужений были жертвоприношения. В далекой древности это были бескровные жертвы. Богу совершали возлияния водой, молоком, вином. Часто им приносили в жертву мед. Крестьяне жертвовали «первинки», т. е. первые плоды только что собранного урожая — фрукты и овощи, оливы и хлебные колосья. Такой вид жертвоприношений использовался на протяжении всего времени существования римской религии. Частью праздников являлись пиршества, связанные с общественными молениями. Все свободные жители выходили с праздничными венками на головах и в торжественной процессии шли к храму, около которого под руководством жрецов возносили молитвы соответствующему божеству, либо благодаря его за оказанную помощь, либо умоляя отвратить ту или иную беду. Потом выносились специальные ложа, на которых находились статуи богов. В период суровых испытаний во время войны с Карфагеном римляне устроили подобное пиршество, продолжавшееся три дня, в нем участвовали боги, расположенные попарно на своих ложах: Юпитер и Юнона, Нептун и Минерва, Марс и Венера, Аполлон и Диана, Вулкан и Веста, Меркурий и Церера. Все собравшиеся римляне, не только горожане, но и сельчане, молились богам, угощали их и сами участвовали в пирах. В честь Юпитера регулярно устраивался особый священный пир, в котором принимали участие все сенаторы. Важной частью римского религиозного культа были различные игры, которые римляне очень любили. Некоторые из них уже фактически оторвались от своей религиозной основы и стали чисто зрелищными. Таковы и гладиаторские игры. Наиболее древними считались Римские, или Великие, игры, введенные царем Тарквинием Древним, отмечаемые в сентябре.
+специальные обряды, связанные с рождением, браком, смертью
Таким образом, в Риме практически вся жизнь была связана с религиозным культом. Культовые действия и почитание тех или иных богов сопровождали человека от рождения до смерти, без них не мыслились никакие трудовые действия и общественные деяния, и само время во многом определялось культом.
Древние римляне считали, что сначала был лишь темный и безграничный Хаос, в которому ничего не существовало, даже времени. Из Хаоса возникла земля, и родила горы, леса, реки, животных и людей. В то же время из Хаоса появились первые боги. Среди них был и обладатель времени Сатурн. По представлениям римлян, именно он ведет отсчет жизни, благодаря ему растет все живое, меняются времена года. Сначала римляне поклонялись Сатурну как единому богу. В его честь проводились Сатурналии – праздники, во время которых римляне менялись местом с рабами. Этим они показывали, что перед богом все люди равны. Считалось, что у Сатурна стояли две чаши. Одна из них была наполнена счастьем, а другая бедствием. Бог изливал, по собственному желанию, содержимое чаши на головы людей…
Религия Рима
Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.
В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, невидимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.
Семейные Культы
В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи — обитатели дома.
Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем. Гений отца семейстьа почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.
Культ Предков
Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.
Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.
Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлечённы и безличны.
Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторвю религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.
По мере сближения с греческим миром боги Рима отождествлялись с греческими: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Диана — Артемида, Венера — Афродита, Виктория — Ника, Марс — Арес, Меркурий — Гермес и др. Приспосабливались и греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлона и пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.
Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня — Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы.
Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например, Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатриев, затем получил общее признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано с латинским словом sator — сеятель . Он первый дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением праздника Сатурналий.
Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.
Религиозные обряды
В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.
Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определённая жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как римляне хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.
Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.
Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.
Христианство
В начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.
Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.