Орксэ уроки православная молитва

Данная статья содержит: орксэ уроки православная молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ 4 кл. Православная молитва

Автор публикации: Денисова М.В.

Дата публикации: 2016-07-26

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»

города Рославля, Смоленской области.

Методическая разработка урока

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль « Основы православной культуры»

УМК «Школа России»

по теме « Православная молитва»

Учебник : А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.

Учитель начальных классов: Денисова М.В.

Молитва без любви не бывает услышана.

(Святой Филарет, митрополит Московский)

Цель: помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

п оказать роль молитвы в жизни православного человека; расширить знания учащихся о молитве; познакомить учащихся с главной христианской молитвой «Отче наш»; научить осознавать разницу между материальными и духовными благами;

воспитывать доброту, терпение, умение благодарить;

развивать умение вести диалог, делать самостоятельно выводы, работать в парах.

Основные термины и понятия : православие, молитва, молиться, благодать, святые, Священное Предание

Прогнозируемые результаты : – Узнать о православной молитве, понять смысл входящих в неё слов и выражений, понимать суть слов благодать, святые и т.д.

Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Оборудование : мультимедийное оборудование, иллюстрации, карточки, видеоролики.

У: – Ребята, сегодня снова нам предстоит погрузиться в мир православной культуры, культуры, которая на протяжении уже тысячи лет живет на нашей земле. Давайте настроимся на урок: повернитесь к своему соседу и подарите улыбку друг другу.

Настроение улучшилось? ( Да. ) Все готовы работать, как обычно дружно и слажено? Тогда приступим.

2. Проверка домашнего задания.

У: – Что общего в словах Бог, богатый, убогий? ( корень БОГ)

Богатый – это человек, обладающий богатством, сокровищами

Православные христиане считают, что богатство бывает истинное и кажущееся. У: – Ребята, посмотрите видео, которое я вам подготовила , и постарайтесь понять, какое отношение оно имеет к нашему разговору.

( Демонстрация видеоролика на песню С.Копыловой « Богатый и бедный» ).

Делает человека по-настоящему

счастливым, остаётся навсегда

Приносит временное удовлетворение,

может исчезнуть со временем

Распределите понятия по группам : духовные ценности, материальные ценности, любовь, взаимопонимание, деньги, власть, семья, почёт и слава, вера, имущество.

( «не от мира сего», блаженный, безумный, сумасшедший…)

У: – Почему таких людей называли убогими?

( потому, что считали, что они «у Бога», Бог отнял у них ум и сам говорит их устами.)

– Самый почитаемый на Руси – Василий Блаженный жил в XV в.

Звучит запись молитвы «Отче наш» ( Видео « Молитва»- только та часть, где произносится молитва ).

1. Ребята, а знаете ли вы, что сейчас такое прозвучало?

2. А, что значит молитва, молиться?

3. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего нашего урока?

Итак, вы правы тема нашего урока « Православная молитва» Слайд 6.

Разбираем слово «молиться». Корень «мол» несет в себе значение «суета, шум, тревога» и образует слова со значением «смущаться, тревожиться, заботиться, хлопотать» (молва, молвить, моление). Изначальное значение слова «моление» – «посольство». И слово «молчать» происходит от этого же корня. Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным (умалением себя), как правило, коленопреклоненно.

А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой. К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти. К тому, кто более могущественен – к господину.

Разбираем слово «господин». Первоначальное значение слова «господин» на всех славянских языках – «муж, хозяин, принимающий гостей, которые приносили ему в дар животного, драгоценности». В древнерусском языке это слово еще означало «муж-глава семейства, властелин».

Человек оказывался в трудном положении. Сам справиться с проблемой или бедой было не в его силах, и он обращался с просьбой о помощи к другому человеку – властелину, господину, который наделен большими возможностями и полномочиями. Приходил с поклоном, что означало его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой. Приносил дары, чтобы умилостивить и отблагодарить за помощь. Восхвалял за милосердие, т.е. славил. (Можно вспомнить русских князей, ездивших на поклон к ханам во время монголо-татарского ига).

Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».

(вопрос) А как вы думаете, что мы приносим в дар Господу за его благодеяния? Наше чистое сердце и наши добрые дела.

Итак, слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться.

Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва .

( Слайд 8 ). Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.

Чем же отличается молитва от магического заклинания и почему магия так опасна?

5. Работа с учебником с. 12-13 ( Ознакомление с видами молитв: до слов «Православный человек…-1 абзац)

– о каких видах молитв вы узнали?

У : – Я предлагаю вам досмотреть наше видео до конца. Внимательно послушайте песню и подумайте, какие виды молитв произносил старый монах? (Учитель демонстрирует видео до конца).

– Итак, кто что услышал? ( Вначале молитва-просьба, потом молитва славословие, возможно кто-то из детей услышит покаяние.)

– Ребята, а в истории о « Богатом и бедном», которая была в начале урока тоже ведь была молитва. Какая? (молитва- благодарение.) Можно еще раз посмотреть отрывок видео .

– распределите молитвы по видам (Слайд 9)

У: – Приходилось ли вам слышать выражение: это надо знать, как «Отче наш»!

– Что оно означает? ( знать очень хорошо, повторить в любой момент).

– Почему выражения «как Отче наш» и «знать очень хорошо» имеют одинаковое значение? ( потому, что на Руси все православные знали «Отче наш».)

– А что такое «Отче наш»? ( молитва, которую Иисус Христос дал людям).

Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:

(Слайд 10). «Отче наш», озвучено (хор Минской духовной семинарии).

– молитва звучит на старославянском языке, а как её можно было бы перевести на русский?

– читаем текст учебника стр.14-15 и заполняем таблицу (Слайд 11 , раздатка )

которую людям дал Иисус Христос

Да святится имя Твое

имя Бога для верующего свято

Да приидет царствие Твое

«я готов исполнять Твою волю»

Да будет воля Твоя

человек доверяет Богу

Хлеб наш насущный даждь нам днесь

просьба дать необходимую еду, необходимое, без чего нельзя прожить

И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим

прости нас, как мы прощаем тех,

кто виноват перед нами

И не введи нас во искушение

Не ошибиться в сложном выборе между злом и добром

И избави нас от лукавого

8. Чтение притчи « И труд, и молитва» (Читает учитель).

«Однажды путник подошел к берегу реки и попросил рыбака перевезти его на другой берег. У рыбака на одном весле было написано «трудись», а на другом- «молись».

– Трудиться- это я понимаю,- сказал путник,- но зачем молиться?

– Не нужно?- переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись».

Он стал грести одним веслом, и лодка закружилась на месте.

Теперь уже путник не спрашивал рыбака о пользе молитвы. Он понял: в этой жизни важны и труд, и молитва.»

(Обсуждение детьми прочитанного.Дети подводятся к выводу, что и сама молитва- это труд).

У: – Молитва – это труд нашей души. Самая сильная молитва- это молитва матери за своих детей. А как вы думаете, почему? (только мама любит нас искренне, самоотверженно, как любит Господь свои Творения).

У матерей святая должность в мире –

Молиться за дарованных детей.

И день и ночь в невидимом эфире

Звучат молитвы наших матерей.

Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.

Но матерей молитвы не смолкают

За дорогого сына или дочь.

Он любит их сильней, чем любим мы.

Мать никогда молиться не устанет

О детях, что ещё не спасены.

Должны молиться, к Богу вопиять.

В молитве скрыта неземная сила,

Когда их со слезами шепчет мать.

Давно уже отправились все спать.

Перед окном склонилась помолиться

Моя родная любящая мать.

( Слайд 12). У: – Учеными доказано, что под действием слова изменяется молекула воды.

– В православии признается, что и человек меняется во время молитвы. Как ты думаешь почему? (На человека действует благодать).

– Какие люди являются святыми? (иллюстрация из учебника стр. 14)

– Что в их жизни значила молитва?

У: – Ты носишь имя своего святого. Узнай, что означает твоё имя и чем прославился тот святой, в честь которого это имя вам дано. Оформи страничку для классного альбома на листе формата А-4.

– Прочитать статью учебника стр. 12-15, вопросы (устно).

У: В чём состоит значение православной молитвы в христианстве?

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Прочтем его хором.

– Так что же мы должны помнить, читая молитву?

Я помолюсь, и боль моя уйдёт,

И на душе рассеется тревога,

И снова станет ясным небосвод,

И в небеса откроется дорога.

Молиться сладко сердцу моему,

В молитве я соединяюсь с Богом,

К Отцу иду навстречу своему,

Молитвы не бывает слишком много.

Я помолюсь, и боль моя уйдёт,

И на душе рассеется тревога,

И днём, и ночью Друг желанный ждёт,

Да просто жить я не могу без Бога .

Литература и интернет-ресурсы:

А.В. Кураев Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012г.

«Не хлебом единым…» Притчи и христианские легенды.//Сост.

Н. Астахова- М.: «Белый город» 2013г.

3. Н.А. Кутырева Конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры по теме «Православная молитва»». Сайт: http//:завуч.инфо.

5. Yo uT ube видео.

Как вы понимаете выражение «вездеприсутствие Бога»?

Бог Духом Своим находится везде во вселенной

Бог может находиться везде, если Он этого захочет

Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие

Никак не отражается на жизни человека

Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться

Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила

Почему Бога называют Творцом?

Бог был Сам сотворен

Он сотворил этот мир

Он помогает людям в творчестве

Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?

Он может все, кроме этого

Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом

Он не хочет избавлять мир от зла

Распределите слова на 2 группы, запиши в таблицу:

грех, молитва, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любов

Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: "Православная молитва. Храмы и монастыри"

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время второй год в школах РФ взят курс на религиозно-культурологическое образование. Изучение предмета ОРКСЭ (как и любого другого), формирует у детей отношение к этому предмету, исходя из того, какие знания отбираются, как они методически организуются, с каких позиций преподаются.

Изучение религий в школе тесно связано с духовно-нравственным воспитанием, одним из важных направлений которого является воспитание истинного, (не квасного!) чувства патриотизма, то есть утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям. Этой цели способствует, на мой взгляд, только хорошо продуманная, тонкая, доступная по возрасту четвероклассника и четко организованная работа на уроках ОРКСЭ.

Урок по данной теме представляет собой логическое продолжение серии из 7 уроков, посвященных христианской культуре, и является предпоследним в теме (преподавание модуля ОМРК ведется по учебнику «Основы мировых религиозных культур» Н.Ф.Виноградовой). После него следует урок обобщения изученного материала и контрольная работа.

Главной отличительной особенностью описываемого урока (и используемой в нем авторской презентации) является значительное расширение и углубление изучаемого материала по сравнению с освещением его в учебнике. В то же время необходимо было ограничиться только самым главным (что было непросто!), не создавать перегруженности однообразным просмотром и помочь детям осознать свои впечатления – с этой целью рассказ учителя прерывался и вопросами к учащимся с привлечением их жизненного опыта, и чтением учениками притчи, и прослушиванием отдельных музыкальных и звуковых фрагментов; также на заключительном этапе урока была организована беседа-рефлексия полученного на уроке знания и своих переживаний.

Материал для презентации был подобран таким образом, чтобы вовлечь учеников в эмоциональное его проживание, высокое эстетическое восприятие его. Этой цели служат:

– фотографии интерьеров и внешнего облика прекрасных православных храмов и

– звуковой ряд, сопровождающий некоторые слайды (православная просительная

молитва, колокольный звон);

– акцент на символическом смысле деталей храмов (сравнение формы купола с небесным сводом или пламенем свечи, форма основания храма, цвет купола и др.);

– цветовые решения фона слайдов (мягкие и разнообразные тона);

– выбор типа переходов от слайда к слайду, основанных как на смысловом делении презентации на отдельные разделы (их четыре), так и подходящих по теме отдельным слайдам (например, все 4 слайда в разделе «Монастыри» открываются в форме креста);

– выбор типа и времени начала анимации в соответствии с видом и значимостью материала (наличие текста, звука, картинки; прочтение текста до, во время или после просмотра и т.п.).

На мой взгляд, все эти детали очень важны для организации восприятия современными 10-11-летними школьниками такого сложного явления, как религиозная культура.

  • Ознакомление учащихся с понятием и функциями православной молитвы, храма, монастыря. Установление связей между данными понятиями. Расширение представлений о вкладе православного искусства в мировую сокровищницу.
  • Развитие эстетических чувств учащихся на основе знакомства с отечественной православной культурой (живопись, архитектура, музыка); формирование осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
  • Формирование и развитие основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

В соответствии с ФГОС НОО в контексте усвоения предметного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур» на описываемом уроке должны формироваться (в большей степени) следующие виды универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД:
    • интерес к себе и окружающему миру;
    • эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Регулятивные УУД:
    • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
    • саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
  • Познавательные УУД:
    • Общеучебные универсальные действия:
      • структурирование знаний;
      • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).
    • Логические универсальные действия:
      • анализ (с выделением существенных и несущественных признаков);
      • синтез;
      • сравнение;
      • классификация объектов.
  • Коммуникативные УУД:
    • умение задавать вопросы;
    • допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование (для показа компьютерной презентации), учебники-тетради по ОМРК (Виноградова Н.Ф.) по числу учащихся, авторская презентация (31 слайд).

1. Закрепление изученного на прошлом уроке («Библия. Иконы» по стр. 24, 32-34 учебника-тетради).

Фронтальная беседа (предполагаются краткие ответы на эти вопросы по освещению их в учебнике и по рассказу учителя на предыдущем уроке)

– Какую религиозную культуру мы сейчас изучаем?

– О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?

– Какую главную книгу христиан вы знаете?

– Из каких частей она состоит?

– О чем рассказывается в Ветхом и Новом Заветах? Назовите имена евангелистов.

– Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка?

– Какого великого русского иконописца вы знаете?

– Кому посвящались иконы?

2. Проверка письменного домашнего задания (придумать вопросы по тексту учебника-тетрадистр. 34 (фронтальное обсуждение предложенных вопросов, выбор лучших вариантов с объяснением, почему они лучшие).

3. Подготовка детей к восприятию нового. Фронтальная беседа.

– Для чего иконописцы пишут иконы, что делают верующие перед ней?

– Как вы думаете, что такое молитва и зачем она нужна верующим? (Свободное рассуждение 2-3 учеников).

– Кто знает, где молятся православные христиане? Да, можно молиться и дома, но считается, что молитва в храме (или монастыре) самая действенная. Обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего урока – «Православная молитва. Храмы и монастыри» (слайд 1).

II. Изучение нового материала (25 мин.)

Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией

1. Рассказ о православной молитве

а) Постановка задачи этой части урока (слайд 2). Прослушивание фрагмента просительной православной молитвы.

б) Виды православных молитв: просительная (самая широко употребляемая), благодарственная (благодарность Богу), хвалебная (восхваление Его), покаянная (просьба человека простить его грехи) (слайд 3).

– Понравилось ли вам церковное пение?

в) – Кто знает, какая главная молитва у христиан? («Отче наш»). Учитель читает ее сослайда 4, ученики по желанию читают ее про себя также со слайда.

г) – Давайте прочитаем притчу «Молитва и труд – два весла нашего корабля в житейском

море» (слайд 5). (Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

– Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».

– Зачем это? – спросил он.

– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.

– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,

а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

– О чем эта притча? Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).

г) Сравнение молитвы и магического заклинания (слайд 6).

– Как вы думаете, молитва и магическое заклинание похожи?

– Молитва противоположна магии. С помощью заговоров и заклинаний верящий в

магию человек пытается управлять не только миром, созданным Богом, но и Самим Богом. А тот, кто ставит себя выше всех, рано или поздно падает с этой высоты. Во всех мировых религиях этот путь считается недостойным и опасным.

2. Рассказ о православных храмах (слайды 7-25)

а) – Кто из вас был когда-нибудь в христианском храме? Что делали там люди?

– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий. В Библии сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть, по мнению верующих, совместная молитва имеет особую значимость.

Та́инство – по учению христианской церкви это священнодействие, в котором верующим сообщается невидимая благодать или спасительная сила Божия. В Православии принято 7 таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение (соборование).

Крещение – погружение в воду или обливание человека водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;это таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды.

Миропомазание – таинство, при котором через помазание священным миром

(ароматической смесью) сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной. Принято совершать миропомазание непосредственно после Крещения.

Евхаристия (греч. «благодарение») или Причащение – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Иисуса Христа. Евхаристия – главное таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единение с Господом.

Покаяние есть таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и отпущение грехов.

Соборование (елеосвящение) – это таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет болезни духовные и телесные, больному прощаются все его грехи.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.

– Как надо вести себя в храме? (слайд 7)

б) Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл (слайд 8).

в) – На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?

– Золотой купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю (слайд 9).

г) Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега) (слайды 10-13).

д) По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм (слайд 14).

Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.

е) Храмы по своему наружному устройству отличаются от обычных зданий.

Наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных: в равнинной части России такой храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни (слайд 15).

Русская земля всегда славилась красотой своих храмов (слайды 15-19).

ж) Одной из главных деталей интерьера храма является иконостас – стена из икон, которая отделяет алтарь от главного помещения храма. Иконы расположены ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. В центре иконостаса находятся ведущие в алтарь Царские врата, которые открываются во время литургии (главнейшего богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии) – через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название – «Царские врата» (слайд 20).

Алтарь – основная святыня храма (туда не позволяется входить непосвященным), символически изображает «селение Божие». Алтарь всегда находится на восточной стороне храма (слайд 21). Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (лат. – alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу.

В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол; по форме он представляет собой стол, изготовленный из камня или дерева, он служит для совершения на нем Евхарист ии. Кто помнит, что это за таинство? Престол является наиболее священным местом алтаря; прикасаться к немумогут только священнослужители (слайд 22).

з) Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, внутренняя роспись купола храма Христа Спасителя (в самом центре изображена Святая троица), роспись стен храма Василия Блаженного (слайды 23-25).

3. Рассказ о монахах и православных монастырях (слайды 26-29).

а) – Знаете ли вы, что такое монастырь? Бывали ли вы там? Где? Кто живет в монастырях?

Чтение со слайда 26 о происхождении и двух значениях слова «монастырь».

б) – Кто такие монахи? (Обращаем внимание на общую часть слов «монах» и «монастырь» и на сходное их происхождение).

В монастырях (а они бывают раздельные для монахов и монахинь) живут люди, которые решили уйти от мирской суеты и посвятили свою жизнь Богу. Они усердно молятся, заботятся о неимущих, больных, сиротах; также они трудятся в монастыре: занимаются овощеводством, скотоводством, рыбной ловлей (если рядом река), плотничают, шьют одежду и т.д. (слайд 27).

в) Монахи строго соблюдают все посты, ведут очень скромную жизнь; вы видите келью (комнату) монаха, в ней нет ничего лишнего (слайд 28).

г) Монастыри на Руси играли роль центров духовной культуры и просвещения: в них создавались летописи, иконы, переписывались книги. В каждом монастыре обязательно есть храм. Сегодня монастырей не так много, как раньше, но многие из сохранившихся являются поистине жемчужинами архитектуры, например, Ферапонтов монастырь в Вологодской области (слайд 29).

4. Рассказ о колокольном звоне, его роли в жизни христиан, о колокольнях и звонницах (слайд 30) . Прослушивание фрагмента колокольного звона.

– Вы узнали эти прекрасные звуки? Да, это колокольный звон – непременный атрибут христианской культуры.

Храмы часто имеют колокольни или звонницы. Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, обычно при христианском Храме. В отличие от колокольни, которая представляет собой башню, звонница может быть вытянутым прямоугольником, стенообразным сооружением или надстройкой на стене храма.

Но колокол – это не просто часть церкви, это самое настоящее лекарство.

В давние времена, когда в мире свирепствовала чума, была такая традиция: как только где-то становилось известно о том, что чума пришла и сюда, тут же начинали звонить в церковные колокола. Ещё недавно считалось, что делали это для того, чтобы предупредить, что пришла большая опасность. Однако сегодня известно, что, оказывается, колокольный звон способен убивать многие микробы и бактерии. И именно поэтому звонили в колокола во время чумы.

Как же может лечить колокол? Дело в том, что под воздействием колокольного звона, а этот звон происходит в определённых частотах, оболочка микроорганизмов разрушается, они кристаллизуются и уже не несут никакой опасности для людей.

Уже давно известно, что все органы человеческого тела настроены на определённую частоту. А при правильной музыке весь организм как бы резонирует с окружающим звуковым полем. Именно под главным куполом в церкви накапливается вся мощь от колокольного звона, и здесь без каких-либо лекарств многие люди исцелялись от недугов.

III. Итог урока (9 мин.) Рефлексия – осознание и обсуждение увиденного и услышанного – фронтальная беседа.

– О чем вы узнали сегодня на уроке? (кратко)

– Какая картина, текст или звуки из презентации всплывают сейчас у вас в памяти?

– Что вы не поняли? Может быть, что-то вам не понравилось?

– Что вам особенно понравилось? Где было радостно? Где вы были удивлены? Были ли такие моменты, где вам было грустно или вы испытали смешанные чувства?

– А в жизни вы переживали что-то подобное? Когда?

Объяснение задания учителем и запись его в дневнике. Вопросы учащихся по домашнему заданию.

1. Читать стр. 35-36 и письменно ответить на вопросы стр. 37 учебника-тетради (о главных внешних особенностях православного храма).

2. По желанию: найти в интернете фотографии храмов и монастырей (принести на съемных носителях, чтобы можно было просмотреть на следующем уроке слайд-шоу), или нарисовать рисунок по теме урока.

1. Метлик И. В. Преподавание в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения». – Вестник московского образования. – 2011. – № 13.

2. Материалы сайта ru.wikipedia.org

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Оценка 3.4 проголосовавших: 46
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here