«О, Боже великий, Которым всё спасено, освободи и меня также от всякого зла. О, Боже великий, даровавший утешение всем существам, даруй его также и мне. О, Боже великий, являющий помощь и поддержку во всех вещах, помоги также и мне и яви свою помощь во всех моих нуждах, несчастиях, предприятиях и опасностях; избави меня от всяких козней врагов видимых и не видимых, во имя Отца сотворивщего весь мир +, во имя Сына, искупившего его +, во имя Святого Духа, совершившего закон во всем его совершенстве +. Отдаюсь в руки Твои и предаюсь совершенно Твоему святому покровительству. Да будет так! Благославение Бога-Отца, Сына и Святого Духа да будет всегда со мною! Да будет так! + Благословение Бога-Отца, создавшего все единым Своим словом, да будет всегда со мною +. Благославение Всемогущего нашего Господа Иисуса Христа, Сына Бога Живого, да будет всегда со мною! + Да будет так! Благословение Святого Духа, с Его семью дарами, да будет всегда со мною! + Да будет так! Благославение Девы Марии и Ее Сына да будет всегда со мною! + Да будет так! Аминь.»
Великий понедельник 2017 (начало страстной недели): приметы, обряды, молитвы и заговоры
Дата Великого понедельника в 2017 году: 10 апреля, понедельник (понедельник перед Пасхой)
Другие названия: Страстной понедельник; Страшной понедельник; Чистый понедельник; Великий понедельник Страстной седмицы Великого Поста
Церковное название: Великий понедельник
Значение: Понедельник Страстной недели, последней седмицы Великого поста
Традиции: Чтение Евангелия; генеральная уборка в доме; запрещено петь, танцевать; строгий пост
Народный праздник Великий понедельник отмечается в понедельник перед Пасхой. В 2017 году – это 10 апреля.
Особенности праздника
Великий Понедельник является церковным праздником, приуроченным к памяти Иосифа Прекрасного. Он был патриархом, жившим во времена Ветхого Завета. Иосиф еще в раннем детстве был чистым и праведным, но коварные и завистливые братья решили продать его египтянам. На своем пути он испытал множество мучений и горя, став своеобразным прообразом великого Спасителя Иисуса Христа. Также в храмах и церквях в день празднования Великого Понедельника вспоминается библейский сюжет, повествующий об изгнании Иисусом Христом из священного храма лавочников. Впрочем, практически все молитвы и службы на протяжении дня проводятся в память бесплодной смоковницы. На этом дереве и основывается история праздника, а также его смысл.
Традиции и обряды Великого понедельника 2017
Наступает самая главная, Великая неделя в жизни каждого христианина. В Великий понедельник, как и в последующие два дня, принято вспоминать последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать.
Церковь рекомендует отложить все дела, решение насущных проблем и погрузиться в мир воспоминаний двухтысячной давности. Для этого подойдет чтение Евангелия (что именно нужно читать, указано в православном календаре). Лучше всего делать это дома, без суеты, в семейном кругу. Неотъемлемая часть такого процесса – размышления о страданиях Сына человеческого.
В народе день посвящают приготовлениям к главному христианскому празднику – Пасхе. В старину белили печи и дома, чистили скотину. Отсюда и название «Чистый понедельник». Сейчас, в продолжение древних традиций, принято устраивать генеральную уборку в доме, в которую включен и мелкий ремонт.
По церковным правилам в Великий понедельник 2017 запрещены всякие раздоры, сквернословие и нечистые помыслы. Из еды разрешены хлеб, овощи и фрукты. Но по негласному правилу многие православные проводят этот день в строгом посту, без еды и воды.
Нельзя петь и танцевать в Великий понедельник – это грех.
Молитвы Великого понедельника
Тропарь на Великий Понедельник
Се, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.
Кондак на Великий Понедельник
Иаков рыдаше Иосифова лишения, / и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: / египтяныни бо тогда сластем не поработав, / воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, / и Посылающаго венец нетленный.
Приметы на Великий Понедельник в 2017 году
Русский народ имел множество традиций празднования, ритуалов и обрядов, приуроченных с приходом христианства к Великому Понедельнику. Так хозяйки дома обметали в этот день углы дома влажной тряпкой. Считалось, что в дальнейшем эта тряпка могла снимать боль в суставах, лечить поясницу и прочие забои. Нужно было всего лишь перевязать тряпкой больное место. Использовали эту тряпку и в бане, вытирая нею ноги, чтобы избежать болей и различных болезней ног.
Знахарки в этот день занимались сбором золы. Она помогала им лечить алкоголизм, сглаз, а также многие магические воздействия. Девушки гадали, выглядывая в окно. Ели после длительного всматривания вдаль возникал образ мужчины, ждали благополучия на протяжении трех следующих месяцев. В это время больные люди быстро излечиваются, а проблемы довольно просто решаются. Однако появившаяся в окне старуха сулит одни неудачи на три месяца. Молодица в окне предвещала трехмесячную жизнь без проблем и болезней, а несколько людей или семья, появившаяся в окне на Великий Понедельник, являлась знаком примирения и прощения старых обид. Если видели собаку, готовились к грусти и тоске, а кошку – к богатству и прибыли. Подлетевшая к окну птица сулила приятные новости и знакомства, а хромой или косой человек – смерть близких родственников.
Если утром небо чистое и солнце «играет» на нем, то все браки в году будут счастливыми.
Чтобы сохранить молодость и достаток в доме, нужно умыться на заре с серебряной или золотой посуды.
Заговор для здоровья в Великий понедельник
В понедельник Страстной недели в 2017 году необходимо купить кусок мыла. При этом сдачу не берут и спасибо не говорят. Когда принесете мыло в дом, надо, чтобы его подержал в руках “невинный “человек, лучше всего – ребенок. Можно мужчина или женщина, которые еще не состояли в браке. Затем забрать это мыло и вымыть им себе руки. При мытье рук надо говорить заговор:
“Как мыло с моих рук Вода Божья смывает,
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста
Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».
Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».
Песнопения из службы в понедельник Страстной седмицы Великого Поста
Евангелие от Матфея
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Священное Писание и его толкование
Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит.
Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…
И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы – мы – ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
6 апреля 2015 г.
скрыть способы оплаты
Митрополит Сурожский Антоний
Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?
Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.
Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах.
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Понедельник
Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Неделю 6-ю Великого поста
Рейтинг: 9,3 | Голосов: 839
Иконография Страстной Седмицы
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Дом молитвы
Слово в Великий Понедельник
Рейтинг: 7,5 | Голосов: 46
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Понедельник
Рейтинг: 9,8 | Голосов: 69
Христос и «я»
Мысли в Великий Понедельник
Рейтинг: 7,3 | Голосов: 3
Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Неделю 6-ю Великого поста
Плоды Великого поста
Слово в понедельник Страстной седмицы Великого поста
Рейтинг: 1 | Голосов: 1
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Понедельник
Рейтинг: 10 | Голосов: 1
Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Неделю 6-ю Великого поста
Уроки проклятой смоковницы
Слово в Великий понедельник
Рейтинг: 10 | Голосов: 1
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Понедельник
Рейтинг: 8 | Голосов: 45
Вечернее богослужение в Великий Понедельник в Сретенском монастыре
Рейтинг: 10 | Голосов: 2
О бесплодной смоковнице
Проповедь в Великий Понедельник
Рейтинг: 7,9 | Голосов: 46
Утреннее богослужение в Великий Понедельник в Сретенском монастыре
Рейтинг: 9,4 | Голосов: 405
Толкование Евангелия на каждый день года.
Страстная седмица. Великий Понедельник
Рейтинг: 9,3 | Голосов: 1005
Библия, изложенная для семейного чтения.
Рейтинг: 9,5 | Голосов: 375
Синаксарь во Святый Великий Понедельник
Почему Господь так рассердился на смоковницу?
скрыть способы оплаты
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
Страстная седмица – главная неделя года в жизни каждого христианина. В эти дни необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению с тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине.
Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.
В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (т.е. инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв (Мк.11:13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф.21:19). Некоторые читатели могут удивиться кажущейся несправедливости Господа: как это так Он наказал ни в чем не повинное дерево, хотя оно по всем законам природы просто не могло тогда принести плодов. Это недоумение, по крайней мере, странно: речь ведь идет всего лишь о дикорастущем дереве, а применять в отношении бездушных предметов категории справедливости абсурдно. Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Ин.19:55-56). Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.
Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», – молится Церковь в этот день.
Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? – спросил Иисус у старейшин и первосвященников. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф.21:41). По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте (Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:38), – скажет Спаситель) и разрушении (не останется здесь камня на камне), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа – один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить.
В этот же день Церковь вспоминает и ветхозаветного праведника Иосифа Прекрасного. За свою чистоту жизни он претерпел множество страданий: был продан братьями, оклеветан женой египетского царедворца и был заключен в темницу. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Своего угодника. В конце концов, уже Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и, тем самым, даровавшего спасение человеческому роду.
Тропарь на Великий Понедельник
Се, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.
Кондак на Великий Понедельник
Иаков рыдаше Иосифова лишения, / и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: / египтяныни бо тогда сластем не поработав, / воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, / и Посылающаго венец нетленный.
Проповедь дня
Проповедь протоиерея Родиона Путятина.Поучения в Великий Понедельник.
Проповедь митрополита Сурожского Антония.Страстной Понедельник.
Книги, статьи, стихи
Юрий Рубан.На Страстной неделе: Страстной понедельник.
Прот. Илия Шапиро.Великий Понедельник.
Богослужебное начало Страстной вечерня Недели Цветоносной, Входа Господня в Иерусалим. Праздник еще не отошел, и на «Господи, воззвах» поются радостные стихиры, воспевающие кроткого Христа Царя, пришедшего в правде, имеющего множество щедрот, Единого Милостивого и Человеколюбца. Но уже на прокимне вечерни слышим не великопостные покаянно-утешительные темы. ►
Свящ. Геннадий Орлов.Нравственная тематика песнопений Страстной седмицы.
Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась “неделей святых страстей”. ►
Игумен Силуан (Туманов).О Страстной седмице.
Бедный наш народ! Бедный и материально, и духовно. Сколько сокровищ предлагает нам в эти дни Православная Церковь, но много ли людей приходит в храмы, чтобы насладиться ими, обогатиться духом, в Бога богатеть? «Целомудрию Иосифа подражать будем, верные; познаем Почтившего разумом человеческое естество, проводя жизнь со всякой осторожностью, в деятельной добродетели» (Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник). ►
Случайный тест
Цитата дня
Попечение о делах житейских приводит в смятение душу, смущение ими смущает и лишает тишины ум.
Аудио дня
Житие свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
Этот день в истории
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.