Данная статья содержит: молитва в музыке 7 класс - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс
Тип урока: Углубление в тему.
Цели:
- Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
- Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
- Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
Задачи:
- Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
- Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
- Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
- Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
Музыкальный материал:
- “Мати Божия” П.Чеснокова.
- “Отче наш” Н.Кедрова-отца
- “Аве Мария” Ф.Шуберта
- “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
- “Белоснежные церкви” современная песня.
Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.
На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.
– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.
– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.
– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)
А почему духовная? (Ответы детей).
– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.
– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?
Сообщение темы (“Послания молитвы”)
– А что такое молитва? (Ответы детей)
– Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.
Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.
– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.
– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?
(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)
– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.
– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.
Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.
– Был здесь порядок? Да.
(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)
Ознакомление с новой информацией.
– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.
Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.
Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.
– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.
– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)
– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.
– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.
– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.
– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.
“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.
Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).
– Трогают нас слова? Да.
– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.
– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.
(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).
– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.
Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.
Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.
Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.
– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.
(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.
– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”
– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.
(Разучивание 1 куплета).
“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”
– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?
(С образами Бога, света, добра, гармонии.)
– На что способна такая музыка?
В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.
– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.
(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация
– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).
– И закончить я хочу словами А.П.Чехова
“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов
МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.
2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)
-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?
Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).
Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.
3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.
-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.
-Это «покаянная» или «просительная» молитва?
ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).
Давайте подведём итог урока:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №45
Цель урока: выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников.
Знать о роли фантазии в творчестве художника, о травах из русских волшебных сказок, об основных элементах хохломской росписи (травка.
Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М. Ю. Лермонтова – поэта и человека
Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли;.
Методические рекомендации. Данный урок может быть представлен учащимся 5-7 классов
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная.
Конспект урока по музыке в 7 классе по теме “Сюжеты и образы духовной музыки”
Московские документы для аттестации!
124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.
Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).
ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG
Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
Конспект урока по музыке для 7 класса
«Сюжеты и образы духовной музыки»
Составила учитель музыки
Сюжеты и образы духовной музыки.
Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;
сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.
Обобщить знания о музыке И. С. Баха;
продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;
Познакомиться с «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;
Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.
Учитель Тема сегодняшнего урока «Сюжеты и образы духовной музыки». «Каждый человек,- писал священник Александр Мень,- даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед, чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».
Слушаем 1 часть мессы « Kyrie , eleison » (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное:
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?
Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?
В каком жанре написана месса?
Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.
Слушаем №4 – « Gloria in excelsis Deo » (Слава в Вышних Богу)
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?
Как музыка передаёт эти чувства?
Какие средства выразительности создают этот образ?
Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.
Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?
Композитор показывает образную разность разных частей,
В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.
2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?
(Звучит» Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)
Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.
Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»
Что происходит в Душе слушающего её человека?
Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.
Учитель: к кому в ней обращается человек?
Дети: к Богородице.
Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: «Вечерни» и «Утрени». По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:
Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов
Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.
- 2305
- 13.09.2017
К учебнику: Музыка. 7 класс. Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2011. — 158 с.
Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.
Вы первый можете оставить свой комментарий
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Открытый урок. Сюжеты и образы духовной музыки (7 класс)
Автор публикации: Афанасьева Л.В.
Дата публикации: 2016-05-30
Раздел I. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».
Тема: «Сюжеты и образы духовной музыки».
Цель : Познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов – С.В. Рахманинов «Всенощное бдение» и И.С. Бах «Высокая месса»; актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанны с образами духовной музыки.
Задачи : 1. Обучающие : анализ музыкальных и поэтических образов Библии; формирование представлений о сходстве и различие духовной музыки, наблюдение за процессом развития духовной музыки.
2. Развивающие : формирование нравственно-эстетического вкуса, представлений о выразительности минора и мажора в одном духовном произведении, умения выделять основную мысль духовного произведения; развитие сравнительного восприятия духовных произведений;
3. Воспитательные : привлечение внимания учащихся к творчеству русских и зарубежных композиторов, к роли музыки в жизни человека, воспитание чувства любви к Родине.
Форма проведения урока : сообщение, расширение и углубления знаний, беседа, поисковая ситуация, закрепление и обобщение.
1. Эпиграф к уроку.
Понятия : а капелла, знаменный распев, невмы, вечерня, утреня, канон, аминь, тропарь, кафизмы, псалмы, полиелей, месса, ирмос.
Репродукции : С. Ушаков «Спас Нерукотворный», А. Рублёв «Спас», В.М. Васнецов «Богоматерь», «Богоматерь с Младенцем», «Сотворение мира». Фреска «Мир Божий». Фотография.
Слушание : С. Рахманинов «Всенощное бдение», фрагменты; И. Бах «Высокая месса», фрагменты.
Песни : Б. Окуджава «Молитва»; А. Розенбаум «Песня о Вере».
Стихи : Г. Державин «Бог», И. Никитин «Новый Завет», К.Р. «Молитва», «Надпись в Евангелие».
Методы обучения : комбинированный.
Организация урока : построение, вход под колокольный «Благовест», музыкальное приветствие.
На доске эпиграф к уроку :
Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтобы мир торжествовал».
Слово учителя : Ребята, обратите внимание на эпиграф к теме урока, он отражает вечное стремление композиторов запечатлеть в музыкальных звуках «слово».
« Слово » и « Музыка » – два понятия, которые очень тесно связаны между собой, они дополняют друг друга, их сотрудничество рождает шедевры: песни, романсы, балеты, кантаты, хоровые симфонии, концерты, мессы.
Истоком духовной музыки было Слово Божие – Библия:
«В начале было Слово
И слово было у Бога»
Евангелие от Иоанна.
В Библию входят четыре Евангелия от Матфея, Луки, Марка и Иоанна – это тексты священных писаний, первые литературные источники, которые дали жизнь нашему музыкальному наследию.
Музыка, созданная на основе христианских текстов, называется духовной музыкой. Это один из самых возвышенных пластов музыки. Многие композиторы писали музыку к духовным текстам: И.С. Бах «Высокая месса», В.А. Моцарт «Реквием», Ф. Шуберт «Аве (лат. радуйся), Мария». В России М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и другие.
I. Сообщение нового материала. Расширение и углубление знаний.
Большую роль в развитии духовной музыки сыграл Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – гениальных русский композитор и пианист-виртуоз.
Рахманинов получил музыкальное образование в Петербурге (с 1882 г.), а затем в Московской консерватории (1885-1893). В Москве по классу композиции он занимался у С.И. Танеева – глубокого знатока европейской музыки, а по классу фортепиано – у Александра Ильича Зилоти (1863-1945), ученика Ференца Листа.
Сочинения Рахманинова – художественный символ Родины.
Звон колоколов – центральная звуковая идея фортепианных концертов, и прежде всего самого популярного Концерта №2 (1901 г.), ему принадлежит кантата «Колокола» (1913 г.), на стихи американского писателя Эдгар да По.
Он создал два монументальных произведения – Литургию Иоанна Златоуста и Всенощное бдение (оба 1915 г.), в основу сочинений положены знаменитые распевы .
После 1917 г. Рахманинов был вынужден жить за границей – в Швейцарии и США, умер в Беверли-Хилсе (США) 28 марта 1943 года.
С.В. Рахманинов «Всенощное бдение» (1915 г). Музыкальное зодчество России.
«Всенощное бдение» – хоровая симфония «а капелла». A ‘ capella (ср. – лат., часовня) – пение без сопровождения.
Всенощная – богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресенья и праздников и объединяющее вечерню, утреню и первый час.
«Всенощное бдение» занимает особое место в русской музыке и в музыкальной культуре целого мира. Художественная идея произведения – озвученный облик Родины.
Истоком «Всенощного» является Слово Божие – Библия и знаменный распев.
Знаменный распев – основной вид древнерусского церковного пения; нотная запись звуков передавалась знаками – символами, которые назывались знамёнами (крюками). Своё происхождение знамёна вели от византийских невм (греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее направление развития мелодии, напоминали конспект.
«Всенощное бдение», в котором ожили мелодии, Рахманинов посвятил выдающемуся музыкальному деятелю С.В. Смоленскому, директору Синодального училища, композитору, педагогу – музыканту, исследователю древнерусского богослужебного пения.
«Всенощная» впервые была исполнена 10 марта 1915 г. Синодальным хором в открытом духовном концерте.
Пресса опубликовала отзыв на «Всенощную»: «истинно русская народная полифония, широкий хоровой диапазон, мощные голосовые удвоения, типичные для русского церковного пения, глубокие басовые контроктавы, выразительное применение вокальных тембров».
С.В. Рахманинов говорил: «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, потому это русская музыка».
«Это произведение могло родится только в России, в нём запечатлена вековая вера, молитвенная настроенность, духовное торжество и радость русского православного народа».
В церкви сочинение Рахманинова впервые прозвучало лишь в марте 1957 года, в Москве на Большой Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Исполнение было посвящено памяти Рахманинова, и с тех пор концертная жизнь «Всенощной» каждый год повторяется.
В вечернее время, служители церкви при заходе солнца зажигали светильники – знак души, горящей огнём веры (Исх. 30,8), в христианских домах читалось «Светильничное благодарение», которое посвящалось Христу как «Свету мира», так было положено начало церковной вечерни . Вечерня состояла из библейских псалмов (гр. песнь) и трёх гимнов древней Церкви, такой порядок сохранился и до наших дней.
Вечерня начинается 103-м псалмом, который прославляет Бога – Творца: «Благослови, душе моя, Господа!» Монументальный, и торжественный, он всем своим строем как бы передаёт дыхание природы, её многообразие. Здесь всё: и мировой огонь – служитель Предвечного, и ветры, и горы, и животные в лесах, и наконец, человек, выходящий утром «на дело своё. » Основное чувство псалма благодарность и восхищении е души, созерцающий величие мира. Взгляд библейского поэта останавливается и на птицах, гнездящихся в зелени кедров, и на зверьках, скрывающихся среди камней. Он знает, что даже самое неприметное и малое в мире таит великие чудеса: «Вся премудростию сотворил еси!»
Этот псалом вдохновлял поэтов разных времён и народов. Известно, его переложение написанное Ломоносовым; мотивы этого псалма можно найти в знаменитой оде Державина «Бог» и в Прологе «Фауста» (см. приложение).
Слушаем. Гимн «Свете тихий».
Вечерняя песнь «Свете тихий» – один из древнейших христианских гимнов, он прославляет Святого Бессмертного Сына Человеческого. Гимн сохранился от эпохи гонений.
Свете тихий Святыя славы,
Бессметнаго Отца Небестнаго
Пришедше на запад Солнца,
Видевше свет вечерний
Поём Отца, Сына и Святаго Духа, Бога.
Слушаем. Гимн «Ныне отпущаеши».
Вечерня завершается гимном праведного Симеона «Ныне отпущаеши». Это одно из песнопений первохристианской церкви Иерусалима, оно сложилось до Рождества Христова. «Ныне отпущаеши» – итог ветхозаветной Истории Спасения и благодарственная хвала грядущему Богу.
По преданию, при Иерусалимском храме жил старец по имени Симеон, он переводил Священное писание с еврейского на греческий язык, в это время, явился Святой Дух и сказал ему о пророчестве Исаии: «от Девы Марии воссияет Солнце правды, Христос Бог наш родился». Симеон не верит:
«Как может Непорочная родить?»
Пречистая, незнающая мужа?»
Святой Дух предсказывает Симеону, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Иисуса Христа:
«Не веришь ты пророчеству Исаии?
Так знай же Симеон!
К могильному не подойдёшь ты краю,
Пока от Девы не родится Он!»
Симеон долго ждал исполнения обещания Божия, он жил около 300 лет.
Среди печальных скал
Застыл старик в мольбе:
«Я стар, я жить устал,
Возьми, Господь, к Себе!»
С небес раздался глас:
«Когда узришь Христа,
Придёт успенья (смерти) час,
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были каждого первенца приносить в храм и совершать обряд посвящения Богу, при этом в благодарность Богу полагалось принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – освобождение о рабства и спасение первенцев от смерти.
Родился Иисус Христос, для исполнения закона Моисеева, Матерь Божия с Иосифом принесли Младенца в Иерусалимский храм, по обычаю, их жертвоприношения были два птенца голубки.
В этот день, согласно повествованию евангелиста св. Луки (2,22-38) по внушению Святого Духа, в храм пришёл Симеон. Он встретил Младенца, взял Его на руки и стал молиться славя Бога:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
По слову Твоему, с миром;
Ибо видели очи мои спасение Твоё,
Которое Ты уготовил перед лицом всех народов,
Свет к просвещению язычников
И славу народу Твоего Израиля».
(Евангелие от Луки гл. 2, 29-32).
После этого события Симеона стали называть Семеон Богоприимец , то есть принявший на свои руки Бога Спасителя.
Праздник Сретение Господне приходит на 40-й день от Рождества Христова (2/15 февраля). Он был введён Иерусалимской церковью в IV веке, а с V – ro стал повсеместным.
Славянское слово «сретенье» означает встречу Иисуса Христа. В Евангелие это встреча Ветхого и Нового Завета. В Ветхом Завете был избранный еврейский народ, а в Новом Завете – весь верующий христианский мир.
Учитель : Ребята, какая по характеру музыка песнопений из «Всенощного бдения» С. Рахманинова?
Дети: – Музыка песнопений пронизана чувством добра и света.
– В ней торжество и покой.
– Сдержанная сила, размах и мощь.
– Она сообщает душевный подъем и радость.
– Эта музыка объединяет.
Вывод учителя : «Всенощное бдение» С. Рахманинова раскрывает душу русского народа. При общем спокойном тоне песнопения отличаются разнообразием красок и настроений: эпическое повествование сменяется лирическим высказыванием, властные возгласы – нежными напевами, ласковые колыбельные ритмы – переливами колоколов. Безмятежность и покой сменяются звуками нарождающегося солнечного дня. Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе. Человек полный сил, бодр, уверенно, с любовью к своей стране и земле, с надеждой вступает в грядущий день.
Вечерня соединяется с утреней. «Утреня» – это вторая часть всенощного бдения, она напоминает новозаветные времена: Рождество Иисуса Христа и Его Воскресение.
Рассеивался ночной мрак и предстоятель восклицал: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Эта молитва на восходе солнца существовала в самом начале II века и до сих пор звучит в православных храмах.
Слушаем. С.В. Рахманинов. «Слава в вышних Богу» из «Всенощного бдения», фрагмент.
Начало «Утрени» прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается великим славословием ангелов, явившихся вифлиемским пастырям (лат. пастух) и возвестивших им о Рождении Иисуса Христа:
Слава в вышних Богу, и на земле
мир людям доброй воли.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, обожаем Тебя,
славим Тебя, благодарим Тебя
во имя великой Твоей славы, о, Господь Бог,
Царь Небесный, всемогущий Бог Отец.
О Господь Сын Единородный, Иисус Христос,
Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца,
Ты, который принимает грехи мира,
внемли нашим мольбам.
Ты, который восседаешь по правую руку
от Отца, помилуй нас.
Ибо Ты один Свят, Ты один Господь,
Ты один высочайший, о Иисус Христос
вместе со Святым Духом во славу Бога Отца.
Аминь (евр. истинно, верно) – возглас, которым обычно заканчивается каждая молитва.
«Слава в вышних Богу. » – это песнь первых христиан, жемчужина всего чина «Утрени».
Слушаем. С.В. Рахманинов. «Шестопсалмие» из «Всенощного бдения», фрагмент.
После вифлиемского благовестия «Слава в вышних Богу. » исполняется «Шестопсалмие», то есть шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102, 142), в которых говориться о греховном состоянии людей и горячо выражается надежда на милость и прощение Небесного Отца.
Затем поётся тропарь – краткое песнопение посвящённое Богу и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день и читаются кафизмы (греч.) – отдельные части Псалтири, состоящие из нескольких последовательных псалмов (песнопений).
По окончании кафизм совершается полиелей (греч. «поли» – много, «елеос» – милость) и означает «многомилостие» или «многое освящение».
Полиелей – это самая торжественная часть всенощной, она прославляет милость Божию пением хвалебных стихов:
Слушаем. Фрагмент «Хвалите имя Господа» – при пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, священник выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и Его святым.
После песнопения «Хвалите имя Господа» в воскресные дни исполняются особые воскресные тропари – это радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились женам мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа.
Канонам на утрене называется собрание песнопений, составленное по определённому правилу.
Канон (греч. «правило») разделяется на девять частей (песнопений). Первый стих каждой песни, называется ирмос (греч.), что означает «связь». Ирмосами связывается весь состав канона «Утрени» в одно целое.
Перед девятым ирмосом канона звучит «Песнь Богородицы»
Слушаем. «Песнь Богородицы» – «Величит душа Моя Господа».
«Песнь Богородицы» соткана из ветхозаветных псалмов и прославляет Бога. Дева Мария получила благовестие от Ангела «Ты родишь сына, Он будет велик и назовётся Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца. И родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости скоро родит сына.»
Мария поспешила навестить Елисавету, жену священника Захарии. Войдя в дом Она услышала приветствие: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего!»
Дева Мария в ответ на слова Елисаветы сказала:
«Величит (прославляет) душа Моя Господа,
И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём
Потому, что Он призрел (обратил внимание)
на смерение рабы Своей;
Отныне будут ублажать Меня все роды.
Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
И милость в роды родов к боящимся Его. »
Каждую строфу сопровождает рефрен:
И славнейшую без сравнения серафим,
Без нетления Бога Слова рождшую
Сущую Богородицу, Тя величаем».
Рефрен «Честнейшую херувим. », как бы отвечает на предвидение Девы Марии – «Отныне ублажает Меня все роды». Вывод : Содержание канона «Утрени» – ирмосы и тропари.
Ирмосы напоминают образы ветхозаветного времени и приближают к событию Рождества Христова. Тропари посвящены образам новозаветного времени и представляют собою ряд стихов и песнопений, которые прославляют Бога и Богородицу.
Сравнительный анализ образов. И.С. Бах «Высокая месса». «От страдания к радости» (1747-1749).
Аналогично тому, как С.В. Рахманинов во «Всенощной» озвучил богослужебный текст, так и в «Высокой мессе» И.С. Баха (1685-1750) истоком является Слово (Библия).
Месса (фр.
Мессу (си – минор) сравнивают с готическим собором. Её скрытый смысл заключается в противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни.
Идея мессы «от страдания к радости» воплощается через сопоставление этих двух образных сфер. В «Высокой мессе» они представлены разнообразными оркестровыми, хоровыми эпизодами – сценами, сольными ариями, которые передают многообразие, глубину человеческих чувств, и, прежде всего, чевство любви.
Взволнованная возвышенность содержания мессы связана с раскрытием драматургии двух контрастных образов.
Слушаем. Первая часть «Высокой мессы» – «Господи, помилуй»
Написана в форме пятиголосной фуги. Выразительные средства : минорный лад, напряжённые интонации, преобладание ровного спокойного ритма, сумрачные звучности – «вздохи и слёзы», исполненные величия духа.
Звучат первые аккорды мессы, и мы слышали восклицание «Господи, помилуй» – два слова, которые полифонически воплотились в голосах хора, в них выражены: молитва и просьба о прощении, лирика и трагизм, эмоциональность и сдержанность.
Основная мелодия проходит поочерёдно у соло оркестра, мужских голосов и всех групп хора. Слушателям открывается мир величавого и глубокого чувства, создаётся впечатление, будто всё новые и новые люди присоединяются к торжественной молитве, что эта молитва всего человечества, которая с новой силой возносится вверх, к небесам.
Слушаем. Вторая часть «Высокой мессы» – «Глория» («Слава на небесах»).
«Слава на небесах, и на земле мир, в человеках благоволение» – это содержание второй части мессы.
Учителю на заметку.
«Глория» составлена по мотивам Священного Писания во II веке и записана в 7-ю книгу Апостольских Установлений в III – IV в.в. Начиная с V века включена в мессу католического богослужения. Молитва обращена к Троице (см. С.В. Рахманинов «Слава вышних Богу» из «Всенощного бдения»). Выразительные средства : мажорный лад, энергичная вокальная линия, активный, живой и разнообразный ритм.
«Глория» – мощное, победное, торжественное звучание хора и оркестра, выражает восторг, ликование, стремление к жизни и радость бытия. Хвала возносится в высь, заполняет всё пространство и звучит как гимн.
Слушаем. Ария «Агнец Божий» из «Высокой мессы».
Учителю на заметку.
Агнец Божий (лат. Agnus Dei ; агнец – от слав. – «ягнёнок») – одно из символических имён Иисуса Христа. Агнец – символ кроткости, невинности и непротивления злу. Это качества, в которых заключается сила христианского вероучения. Подобно ветхозаветным агнецам, принесённым в жертву Богу, чтобы избавить еврейский народ из египетского плена, Иисус Христос искупает грехи человечества.
Ария «Агнец Божий» – песнь успокоения. Это заключение, которое выражает благодарение, умиление и умиротворение. Арию альта поддерживают скрипки и басовые инструменты. В ней слышатся отзвуки трагедии и одновременно захватывает власть духовной красоты.
«Агнец Божий» – это самая глубокая и проникновенная ария «Мессы», она исполняется в концертах как самостоятельная лирическое произведение. Вывод : Музыка «Высокой мессы» контрастна, в ней изображён сложный мир человеческих переживаний с мотивами покаяния и страдания, её можно сравнить с лентой времени, нескончаемой дорогой жизни в движении к свету.
II. Исполнение. Б. Окуджава «Молитва».
Разучивание. А. Розенбаум «Песня о Вере».
Закрепление нового материала.
Учитель : 1. Что послужило основой для написания произведений: И.С. Бах «Высокая месса» и С. Рахманинов «Всенощное бдение»?
Дети : – Композиторы озвучили богослужебный текст. У И.С. Баха истоком «Мессы» является Слово (Библия), у С. Рахманинова во «Всенощной» – Слово (Библия) и знаменный распев.
Учитель : 2. Какая идея этих произведений?
Дети : – И.С. Бах – «от страдания к радости», С. Рахманинов – озвученный облик Родины.
Учитель : 3. Назовите жанр музыки И.С. Баха и С. Рахманинова.
Дети : – И.С. Бах «Высокая месса» – многоголосное хоровое произведение полифонического склада; С. Рахманинов «Всенощная» – хоровая симфония (а капелла).
Учитель : 4. Контрастны ли образы в «Мессе»?
Какими чувствами наполнены образы?
Какие мелодии «Мессы» исполняются хором, а какая солистом?
Какая мелодия создаёт образы горести и страдания, а какая образы активного действия: радости и света?
Назовите выразительные средства двух образных сфер «Высокой мессы» – «Господи, помилуй» и «Глория».
Какие оттенки человеческих чувств выражены в «Мессе» – «Господи, помилуй» (I ч.) и «Глория» (II ч).
Как развивается музыка в этих двух образных сферах
Что нового узнали на уроке? С какими жанрами музыки познакомились? Ощутили ли радость от общения с духовной музыкой классиков?
Домашнее задание . «Мои размышления». Письменные рассуждения:
– о широко известном афористическом высказывании М.И. Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»;
– о высказывании С.В. Смоленского (ему Рахманинов посвятил «Всенощную»): «Наша музыка будущего имеет источники своей мощи именно здесь, в своих началах, в своей дороге, в своих идеалах, давно обдуманных для нас простыми певцами»;
– о словах немецкого композитора Л.Бетховена об И.С. Бахе: «Не ручей – море ему имя».
Домашнее задание даётся учащимся по вариантам.
Выход из класса. С. Рахманинов. Вокализ № 2.