Молитва в исламе при долгах

Данная статья содержит: молитва в исламе при долгах - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Дуа, которое советовал читать Пророк Мухаммад(ﷺ) для избавления от долгов

Хадисы о пропитании:

Поистине, Всевышний Аллаh распределил между вами ваш нрав, как Он распределил между вами и ваш удел. И поистине, Всевышний Аллаh дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако, Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит!»

«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным».

«Аллаh завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок».

«Джабариль внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела».

«О люди! Бойтесь Аллаhа и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрет, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка».

Источники увеличения пропитания:

«Если вы хотите большой удел, жить долго, хорошо относитесь к своим родственникам».

«Если бы вы полностью уповали и надеялись на Аллаhа, то Он пропитал бы вас также, как пропитает птиц».

«Каждый день к человеку спускаются два ангела. Один из них говорит:

«О Аллаh! Умножь пропитание тому, кто дает», а второй говорит:

«О Аллаh! Уничтожь имущество того, кто жадничает».

«О сын Адама, посвяти себя Мне для поклонения, и Я наполню твое сердце богатством, покрою твою бедность, но если ты не посвятишь себя Мне, то наполню твои руки делом и я не покрою твою бедность».

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (34:39).

«Тому, кто боится Аллаhа, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65: 2-3).

В хадисе-кудси сказано:

«О сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, Я наполню твое сердце богатством, благословлю твой удел и вселю в твое тело покой. Не будь беспечным в поминании Меня. Если станешь забывать Меня, Я наполню твое сердце нуждой, тело – усталостью и страданием, а душу – заботой и тревогой. Если бы ты знал, сколько осталось тебе прожить, то отрекся бы от оставшихся твоих надежд».

«О сын Адама, расходуй, и Я буду расходовать на тебя»

«Поистине, человек лишается пропитания по причине греха, который он совершил».

«Тот, кого постигла нужда, а он обратился к людям для избавления от нее, они не помогут избавиться от нее. А тот, кого постигла нужда, и он обратился с ней к Аллаhу, то Он обязательно пошлет ему его удел рано или поздно».

Однажды пророк Мухаммад(мир ему и благословение Аллаha) вошел в свою мечеть и увидел опечаленного своего сподвижника, который сказал:

«Я в горести и печали, меня одолели долги, и нет денег, чтобы выплатить их».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаha) сказал:

«Не научить ли тебя мольбе, прочитаешь ее и исчезнет все, что тебя тяготит?».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаha) наставил ему прочитать следующее дуа по утрам и по вечерам:

Аллаhумма, инни а’узу би-кя мин аль-хамми уа-ль-хазани, уа-ль-‘аджзи уа-ль-кясали, уа-ль-бухли уа-ль-джубни уа даля’и-д-дайни уа галябати-р-риджаль.

«О Аллаh, поистине я прибегаю к Твоей помощи от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушии, бремени долга и притеснения людей».

Молитва в исламе при долгах

اللهم اكفني بحلالك عن حرامك و اغنني بفضلك عمن سواك

Пройзношение: «Аллахумма-кфини би-халяликя ‘ан харамика уа-гнини би-фадлика ‘амман сиуак».

Перевод: «О, Аллах, обеспечь меня дозволенным, так чтобы у меня не было необходимости обращаться к запретному, и сделай по Своей милости так, чтобы я не нуждался ни в ком, кроме Тебя» (Тирмизи, № 3563, Том 2, стр. 196, Маснун Дуа, стр.72, Дар аль- Ислам Бардули)

اللهم آتنا في الدنيا حسنة و في الآخرة حسنة و قنا عذاب النار

Пройзношение: “Аллахума атина фи-д-дунья хасана уа фи-ль-аахирати хасана уа кыйна ъазааб-ан-наар”

Перевод: «О, Аллах! Даруй нам благо в этом мире и благо в будущей жизни, и защити нас от мучений в Огне» (Бухари, № 6389, Муслим, № 2690)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его и приветствует Аллах), сказал: «Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах укажет выход из любого затруднительного положения и облегчит для него любую печаль и пошлёт ему его удел, откуда он и не ждёт».

Поэтому следует чаще обращаться к Всевышнему Аллаху с мольбой о прощении. Кроме прощения грехов, Аллах Своей Щедростью дарует нам достаток и благосостояние.

Молитва в исламе при долгах

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДОЛГОВ?

Человек попал в долги. Как избавится от долгов? Есть ли какие-нибудь молитвы и рекомендации в Исламе, которые помогают избавиться от долгов?

Практически каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с долгом, занимал у кого-либо или кому-нибудь, попадал в такие ситуации, по стечению которых волей-неволей оказывался в долгах и т.п. Порой размеры долгов бывают настолько большими, что превышают всё имущество человека. Но даже на такие ситуации в Исламе есть ответ, указан выход из них.

Мольба для восполнения долгов

Тому, у кого есть долги очень желательно обращаться к Аллаху со следующими мольбами:

اللّهُـمَّ اكْفِـني بِحَلالِـكَ عَنْ حَـرامِـك، وَأَغْنِـني بِفَضْـلِكِ عَمَّـنْ سِـواك

Перевод: «О Аллах, сделай так, чтобы дозволенное Тобой избавило меня от необходимости обращаться к запрещённому Тобой и по милости Своей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя!»

اللّهُـمَّ إِنِّي أَعْوذُ بِكَ مِنَ الهَـمِّ وَ الْحُـزْنِ، والعًجْـزِ والكَسَلِ والبُخْـلِ والجُـبْنِ، وضَلْـعِ الـدَّيْنِ وغَلَبَـةِ الرِّجال

Перевод: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушия, бремени долга и от того, что чаще всего случается с людьми».

Несколько рекомендаций для увеличения удела (ризк)

1) В первую очередь, одним из самых действенных способов увеличения мирского достатка является чтение Корана. В изречении Пророка (мир ему и благословение) сказано: «В доме, где часто читают Коран, благодать приумножается». Имеется в виду всякая благодать, как нравственная, так и материальная. В другом хадисе говорится: «В доме, где мало читают Коран, уменьшается благо» — то есть, жители этого дома испытывают различные трудности. Также этого дома сторонятся ангелы и больше присутствуют в нём шайтаны.

Таким образом, посредством чтения Корана, согласно хадисам Пророка (мир ему и благословение) в вашем доме поселится благодать.

В Коране есть сура «аль-Ваки ‘а» (56 сура), о которой Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто читает ночью суру «аль-Ваки ‘а», защищён от нищеты». К этому способу, чтобы не испытывать нужду, прибегали и сподвижники и их последователи (табиины).

2) Следующее средство, способствующее достатку верующего – это прославление Пророка (мир ему и благословение). В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Воистину, тот, кто читает Коран – воздаёт хвалу Аллаху. Тот, кто прославляет Пророка (мир ему и благословение) – тот черпает благодать из источника». В хадисе, переданном Убайу ибн Ка ‘бу (да будет доволен им Аллах), cказано, что Пророка (мир ему и благословение) спросили, сколько времени следует уделять прославлению. Пророк (мир ему и благословение) ответил сподвижнику: «Посвящай всё свое время прославлению Посланника Аллаха, тогда будешь лишён всяких проблем, невзгод, переживаний и будут прощены все твои грехи».

3) Далее, чтобы Всевышний увеличил верующему человеку его мирской достаток, не следует спать после утреннего намаза до восхода солнца. В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном имамом Ахмадом (да смилуется над ним Аллах), сказано: «Сон после утренней молитвы лишает мирского достатка». Далее, в другом хадисе сказано: «Благодать моей уммы распространяется на рассвете» — то есть, в начале дня, после утреннего намаза. В хадисе сказано: «Если бы они знали, сколько воздаяния и благодати в утренней и в послеобеденной молитвах, то они ползли бы к ним ползком». Это время благодати, и следует вовремя, не откладывая, совершить молитвы и не ложиться спать до восхода солнца.

В другом хадисе также сказано: «Тот, кто совершает утреннюю молитву в коллективе, тот под защитой Аллаха до вечера. Тот, кто совершает ночную молитву в коллективе, тот под защитой Аллаха до рассвета». Когда дочь Пророка (мир ему и благословение) Фатима (да будет доволен ею Аллах) после утренней молитвы лежала, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо неё, сказал: «О моя дочь, вставай, бодрствуй и присутствуй в тот момент, когда Господь распределяет уделы Своих творений и не будь из числа беспечных, воистину, Всевышний распределяет мирские уделы для людей в период между рассветом и восходом солнца». Поэтому в этот промежуток времени крайне нежелательно спать.

Попавший в долги имеет право на получение материальной помощи из фонда закята, если в ней будут средства. Поэтому тот, у кого имеются долги, которые он не в состоянии покрыть самостоятельно, может обратиться в любую мечеть и попросить помощи. Однако надо учитывать, что должник, желающий получить средства из фонда закята, должен отвечать нескольким условиям:

1) Причина возникновения долга должна быть дозволенной по нормам Ислама. Например, если человек занимался дозволенной по Шариату коммерческой деятельностью и прогорел. А если человек попал в долги из-за запретного, например, занимался реализацией алкоголя и прогорел, то такому человеку не оказывают помощь из средств закята. Если мусульманин пожалел о том, что он занимался недозволенным и искренне раскаялся в содеянном, он тоже может рассчитывать на получение закята.

2) Должник должен быть мусульманином. Немусульманам не оказывают помощь из средств закята.

3) Должник должен быть читающим обязательную пятикратную молитву. Если человек не молится, он тоже не получит помощь из средств закята.

При возвращении долга очень желательно сделать дуа давшему взаймы, следующими словами

بارَكَ اللهُ لَكَ في أَهْلِكَ وَمالِك، إِنَّما جَـزاءُ السَّلَفِ الْحَمْدُ والأَداء

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! Поистине, наградой за заём служит похвала и возвращение долга!»

Еще одной сунной является вернуть дать чуть больше того, что взял в долг, если есть возможность.

Тому, у кого есть долги, и срок их возврата уже настал, запрещено (харам) без разрешения кредитора давать милостыню, покупать что-то дорогое, не соответствующее его статусу, расходовать на что-либо необязательное, в чём нет жизненной необходимости. Также запрещено отправляться даже на обязательный хадж. Если же у человека есть долги, но срок их возврата еще не настал, запрета на всё перечисленное нет.

Автор: Мухаммад-Амин Магомедрасулов

This post has been viewed 1509 times.

Поделиться в соц. сетях

Похожие статьи

я никогда не слышала о таком фонде,в какой мечети он ?

Ассаляму аляйкум. сестра Фатима!

О фонде закята спросите в вашей местной ближайшей Мечети.

Чтобы получить богатство сверхестественным путем,нужно в субботу,воскресенье м в понедельник есть только белый отварной рис и пить обычную воду.Во время поста читать суру 114 раз каждый день. Сам должен читать или можно услышать МР3 тоже можна. Ответьте пожалуйста.

Ассаляму аляйкум! никогда прежде не слышали о таком способе получения богатства.

Молитва в исламе при долгах

Самая лучшая дуа для избавления от долгов

Ибн ‘Абй Дунйа передает хадис от Му’аза ибн Жабала

«Пожаловался я Посланнику Аллаха (ﷺ), что на мне есть долги.

Он спросил меня: “О Му’аз, хочешь ли ты освободиться от долгов?”.

— “О да!” — ответил я.

Тогда он прочитал мне айаты».

Это были айаты 26 и 27 из суры Ал-и ‘Имран.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Скажи: «О Аллах, Властелин царства! Ты даруешь владычество, кому пожелаешь, и отнимаешь владычество, у кого пожелаешь; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей деснице — благо. Воистину, Ты над всем сущим властен. Ты удлиняешь ночь, укорачивая день, и удлиняешь день, укорачивая ночь. Ты делаешь мертвое живым и живое —мертвым и даруешь, не считая, удел, кому пожелаешь». (3:26-27)

Му’аз ибн Жабал далее продолжал: «И затем (Посланник) добавил молитву (ду’а): “О Милостивый этого мира и мира грядущего, о Аллах, Милосердный, дай мне от Себя и сними с меня долги!”. Прочитал и сказал: “Если даже ты будешь должен кому-то все золото мира — ты все равно освободишься от долга!”».

Согласно другому хадису, он сказал: «О Жабал, я научу тебя такому айату, что, когда ты прочитаешь его, Аллах поможет тебе избавиться от долга, если даже он подобен горе Ухуд!».

Это были те же айаты из суры Ал-и ‘Имран. О достоинствах этой суры Пророк (ﷺ) сказал: «Тому, кто в пятницу прочитает суру Ал-‘Имран, до самого захода солнца Аллах ниспошлет из Своих щедрот, а ангелы будут просить прощения грехов его».

Смотрите также:

Читайте также:

Сегодня поговорим об имени Айша

Сегодня мы начнем говорить о важности красивого, благозвучного имени. Многие сестры и братья, приняв Ислам, задумываются о том, стоит ли менять имя. Мусульманских имен очень много, как женских, так и мужских. Но мы будем говорить о женских именах и их значениях

  • Окно овертона или как харам становится нормой

    Приближение Судного дня во многих хадисах характеризуется как время упадка нравственности, распространения разврата и массовой деградации. Если учитывать современное падение нравов, при котором становятся нормой такие вещи как добрачные интимные связи, употребление алкоголя и наркотиков, однополые отношения и тому подобные мерзостные явления, то можно считать, что одно из пророчеств уже начало сбываться. Подобные патологические изменения в массовом сознании, когда дикость представляется чем-то естественным и нормальным, не происходят в одночасье.

  • Джума-намаз – пятничная молитва

    Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

  • Как следует поступать с найденными деньгами с точки зрения Ислама?

    Подобрав что-то на улице необходимо сразу же найти свидетелей, сказав.

  • Чего будет лишен и что получит человек, не совершающий намаз?

    Алимы говорили, что тот, кто не выполняет пяти обязанностей, соответственно, будет лишен пяти вещей:

  • Видео дня: В. Жириновский: "БисмиЛляхи рахъмани рахим"

  • "Тот, кто обманет такую женщину, – тот не из нас"

    Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил.

  • Почему Пророк (мир ему) запретил пить из разбитой посуды?

    В риваяте, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), говорится: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил нам пить с той стороны стакана, где имеются трещины и сколы, а также запретил нам дуть в посуду» (Абу Давуд, Ашриба, 3722).

    О важности возврата долга

    Долг платежом красен

    Можно ли по шариату давать в долг и каким образом?

    Самый длинный аят самой длинной суры в Коране посвящен долгу – сура «Аль-Бакара» аят 282: «О вы, которые уверовали! Если берёте или даете на срок определённый, то письменно. И пусть писец записывает правильно. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах. Пусть пишет он то, что говорит взаймы берущий. Пусть убоится писец Бога, Господа своего, и не убавляет ничего . А если берущий в долг слаб умом, или немощен, или если не может он диктовать, то пусть диктует лицо его доверенное по справедливости. Призовите в качестве свидетелей двух известных вам мужчин. Если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, угодных вам как свидетели, и когда одна из женщин забудет , другая напомнить ей. Свидетели же не должны отказываться, если приглашают их. И пусть не станет вам в тягость запись договора – большим он будет или малым – с указанием срока его. Порядок сей – самый справедливый пред Аллахом, самый верный по свидетельства и самый далекий от сомнения.

    Не будет греха на вас, если не скрепляете вы письменно, когда совершаете куплю-продажу между собой за расчет наличный. Когда уславливаетесь вы между собой о чём-либо, призывайте свидетелей. Не следует чинить обиду писцу или свидетелю. Если же станете вы обижать их, то возьмёте грех . Страшитесь же Бога – учит Он вас , ведая обо всем сущем».

    Итак, священное Писание сообщает нам о дозволенности дачи в долг и условиях оформления данной сделки.

    Давать деньги или имущество в долг – сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Однако нужно знать, что в зависимости от ситуации это может быть не только сунной, но и ваджибом, макрухом, харамом. Займодателю необходимо выяснить, на какие именно цели человек просит в долг. Деньги давать в долг сунна (желательно), если человек реально нуждается в помощи; ваджиб (близкое к обязательному), если нужно спасти жизнь, например, на операцию; макрух (нежелательно), если потратить попусту, на забавы, на покупки ненужного; харам (запретно), если заемщик пойдет тратить в казино, пропьет или потратит на другой харам.

    Вознаграждение же давшему в долг больше, чем давшему садака, поскольку давший в долг мотивирует должника зарабатывать деньги для возврата долга и тем самым расти, а давший милостыню стимулирует одариваемого (кроме действительно неспособных зарабатывать себе на жизнь) на лень и надежду на других, а не на себя и на собственный труд. В хадисах говорится: «Я увидел в ночь вознесения (исра и миърадж), как на вратах рая было написано «Садака поднимается на десять ступеней, а долг – на восемнадцать», то есть награда за садака приумножится в 10 раз, а награда за предоставление долга в 18 раз; «Одолжить мусульманину два раза равносильно отдать деньги один раз насовсем».

    Несмотря на то, что мусульманин может брать в долг, он должен стараться обходится без долгов, довольствоваться тем, что у него есть, прибегая к займу в крайних случаях. Праведник Лукман аль-Хаким говорил: «Чем находиться под грузом долга, я лучше буду носить тяжелые камни». «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки). «Однажды сподвижники сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение), и он поднял голову в небо, затем приложил ладони ко лбу и сказал «Субханаллах, какая же тяжесть ниспослана», и сподвижники сказали: «Мы испугались, и на следующее утро спросили, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиюб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в рай, пока не уплатил свой долг» (хадис передали имамы Ахмад, ан-Насаи и Хаким).

    Получая что-либо в долг, нужно сделать намерение вернуть этот долг в срок или даже раньше. Иметь намерение вернуть долг очень важно, поскольку сам Всевышний будет помогать таким людям. «Кто берет чужое с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить (как это делают некоторые), того Всевышний погубит», «К тому, кто заботится и беспокоится о долге и думает, как рассчитаться со своим кредитором, Аллах приставляет Свою охрану, которая хранит человека от бед и несчастных случаев, чтобы он рассчитался со своими долгами», «Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором» (Ибн Маджа). «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). Как видно из хадиса, сам Пророк (мир ему и благословение) брал в долг и при этом оставлял залог, и это наиболее мудрый вариант сделки: должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга, займодателю не нужно нести риск возможного убытка, заемщик и займодатель не таят обиды друг на друга и не ссорятся в итоге, непогашенные долги не становятся тяжким грузом для родственников в случае смерти заемщика.

    Не брать залог и надеяться на наличие совести людей в наше время совсем не стоит, особенно когда речь идет о крупных суммах. Долги сегодня не возвращают даже близкие люди. Давая в долг без залога, стоит сразу подумать о том, что, возможно, долг вам не вернут, и сразу рассчитывать на возможный определенный убыток. С точки зрения психологии лучше всего давать такую сумму, которую не жалко будет потерять.

    С долгами нужно стараться расплатиться как можно скорее. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, так как сказано в хадисе: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари). Имея долг, запретно тратить деньги на то, в чем нет крайней нужды. Первостепенной должна стать расплата с долгами. Как говорят саляфы, не рекомендовано есть два разных блюда тому, у кого есть долг. Некоторые праведники не ели фрукты, пока не возвращали долг.

    Один из сподвижников, Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах), взял в долг некоторую сумму денег у одного иудея. У него не было ничего, кроме одежды, которую он носил. Иудей настойчиво требовал возвращения долга. Пророк (мир ему и благословение) в то время был занят подготовкой похода на Хайбар. Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) просил отсрочки у иудея, но тот отказал и привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) сказал, что не имеет ничего, кроме одежды, которая на нём, и надеется расплатиться, когда ему что-то достанется после похода. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что долг необходимо выплатить, и отговоркам не может быть места. Тогда Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) снял часть своей одежды, продал её и вернул долг. А сам завернулся в материю своей чалмы. Из этой истории видно, что, даже не имея ничего, люди отдавали последнее, чтобы расплатиться с долгами.

    Как известно, мусульманам запрещено зарабатывать, давая деньги под проценты либо под какие-то подарки или нематериальные формы выгоды. Ростовщичество – тяжкий грех.

    Бывают случаи, когда давший в долг пользуется этим фактом и выискивает прибыль с должника, полагая, что должник не имеет права ему отказать в его просьбе. Люди бизнеса, давая своим партнерам в долг, пусть даже без процентов, заранее рассчитывают на некую выгоду от должника в дальнейшем: заключение контрактов на эксклюзивных, особо выгодных условиях, «крышевание» в государственных органах и не только, лоббирование интересов в нужных ситуациях среди нужных людей. В хадисе сказано: «Всякая польза от отдачи в долг является запретной». Однако возвращающему долг (заемщику) дозволяется сделать на свое личное усмотрение какой-либо подарок давшему в долг (займодателю) в качестве благодарности за помощь в трудную минуту, но при этом этот подарок не должен оговариваться в момент заключения сделки (дачи денег в долг). Благодарить тех, кто вам оказал помощь в нужный момент – желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».

    Пророк (мир ему и благословение) говорил, если кто-то вам вернет долг, делайте за него дуа, просите у Аллаха баракат (благословение) для этого человека, поскольку он вернул вам ваше имущество. Рассказывает Абдулла ибн Рабиа: «Пророк (мир ему и благословение) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул мне деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракат на тебя, на твое имущество и семейство».

    Что будет, если не вернуть долг?

    Сегодня люди больше озабочены тем, как взять в долг у друга или в банке, нежели о том, как потом вернуть эти деньги. Люди так уверены в том, что не потеряют завтра работу, не обанкротятся в бизнесе, не потеряют здоровье, поддержку других и будут жить вечно, не наступит кризис в стране и не начнется война. Берут громадные суммы с закрытыми глазами, находясь как в тумане, надеясь на «авось». В долг, в кредит часто берут без особой надобности, следуя рекламе, вбивающей в мозги населения важность получить все, что душе хочется именно сейчас, а не завтра или через год. «Нет денег – ничего страшного, не надо ждать и копить, нужно жить комфортно уже сегодня, ведь вы этого достойны» – общий смысл всей рекламы. Психологическая уловка.

    Но, как известно, жизнь безоблачной не бывает. Сегодня у вас есть возможность выплачивать долги, а завтра – нет. Сегодня совесть была, а завтра – исчезла. Казахстан, к примеру, занял первое место в мире по объему невозвращенных кредитов (по итогам 2012 г.). Что уж говорить о займах небанковских, неофициальных, среди физических лиц, родственников и друзей.

    Одно дело, когда у заемщика действительно нет возможности выплатить долг по веским причинам, и займодатель может и вовсе простить долги, исходя из своей щедрости и братской любви, да и третье лицо может выплатить долги заемщика. Другое дело, когда люди имеют возможность вернуть чужие деньги, но не возвращают, не считая это важным. Находят деньги на что угодно, но только не на долги. Начинают скрываться, выключать телефоны, игнорировать сообщения о просьбе вернуть долг и даже переводят вину на займодателя! Вместо благодарности за оказанное добро займодатель получает лишь одни переживания и проблемы. Совесть и порядочность видимо полностью отключились у должников. «Берешь чужие деньги, а отдаешь свои» – гласит известная пословица. Я бы даже так сказала: «Хочешь, чтобы кто-то исчез из твоей жизни? Дай ему денег в долг – он сам исчезнет, даже если это твой друг».

    Тому, кто попал в затруднительную ситуацию и не в состоянии выплатить долг в срок, необходимо в тот же день обратиться к займодателю с просьбой дать отсрочку. Нужно продать то имущество, которое имеется у заемщика, и как можно быстрее расплатиться с долгом. Займодателю необходимо проявить сочувствие к заемщику и дать отсрочку или же вовсе простить долг в случае крайней бедности заемщика, ведь в хадисах сказано: «Тому, кто дает в долг, за каждый день дается благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким); «Тот, кто желает, чтоб Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».

    Тому, кто имеет возможность выплатить долги, но не выплачивает по своей халатности, не находя в этом необходимости, стоит подумать о том, что это есть притеснение, а притеснитель проклят Всевышним. «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани) – хадис.

    Имущество такого нерадивого заемщика может быть арестовано в пользу займодателя. Заемщику следует помнить о том, что долги не прощаются даже шахиду, и в Судный день его ждет тяжелая расплата. Хадисы гласят: «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахиху Муслим», № 3498); Однажды наш Пророк (мир ему и благословение) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханал-лах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «За долги»; «Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: “Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?” и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).

    В заключение хочу пожелать всем братьям и сестрам стараться жить в довольствии тем, что у вас есть, и прибегать к займам в действительно крайних случаях.

  • Оценка 3.4 проголосовавших: 63
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here