Данная статья содержит: молитва святого николая сербского - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Молитвы святым
Память: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение мощей), 30 августа / 12 сентября
Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века, названным "новым Златоустом". Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. При фашисткой оккупации пережил и ссылки в дальние монастыри под охраной, и в конце войны плен в концлагере. Он выполнил редактирование сербского перевода Нового Завета, сделанного в свое время Вуком Караджичем. После освобождения из-за коммунистического режима Югославии перебрался в США, где продолжил свои богословские и пастырские труды до самой смерти.
Святитель Николай Велимирович – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов.
Тропарь святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 8:
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.
Кондак святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 3:
Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.
Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:
- Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов
Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:
Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:
- Канон святителю Николаю Сербскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:
- Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков
Труды святителя Николая Сербского Велимировича:
- Миссионерские письма – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Молитвы на озере – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Вознесение Господне – святитель Николай Велимирович
- Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Молитва Николая Сербского о врагах
Молитва Николая Сербского о врагах
“Миссионерские письма”. Перевод Светланы Луганской
Дата Рождения: 23-12-1880
Дата Смерти: 18-03-1956
Епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, организатор народного, так называемого «богомольческого» движения, почетный доктор нескольких мировых университетов. Николай Сербский родился в многодетной крестьянской семье. Получил прекрасное образование, в частности закончил философский факультет Оксфорда, Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время Первой Мировой войны Николай Сербский окормлял солдат, до конца войны отдавал все свое жалованье раненным. В 1920 году поставлен епископом Охридской епархии. В 1934 году епископ Николай назначен владыкой Жичской епархии. Во время своего архипастрыства Николай Сербский сделал очень много для духовного просвещения сербов, миссионерства. Николая Сербский нес Благую Весть и за пределами: он много проповедовал, читал лекции в Европе, Америке. Во время Второй Мировой войны нацисты посадили его в Дахау. Из-за прихода к власти в Югославии коммунистов Николай Сербский был вынужден эмигрировать в Америку. Последние дни Николая Сербского прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где он и скончался. Николая Сербского называют «новым Златоустом». Действительно, творения святителя отличаются поэтичностью, образностью, красноречием. Для творчества Николая Сербского характерен интерес к философским вопросам.
Святитель Николай Сербский Молитвы на озере
Молитвы на озере
Предисловие
В течение долгих столетий душа сербского народа искала слова, в которых она смогла бы выразить свою боль, печаль, стремления и молитву. И она нашла эти слова, нашла у владыки Николая. Его словами наша немая душа молилась и рыдала, рыдала такими рыданиями и молилась такими молитвами, каких не видело наше око и не слышало наше ухо. Владыка Николай стал богоданным языком народной души, которым она пламенно и страстно исповедала «Трисолнечного Владыку светов». Он говорит. Никогда еще человек у нас не говорил так. Он молится. Никогда еще человек у нас не молился так. Он обладает даром слова, ибо обладает даром всеобъемлющего сострадания, всеобъемлющей жалости, всеобъемлющей любви и молитвы. До его прихода мы были в отчаянии, иссякло и замерло стремление наших душ ко Христу. С ним вострепетали мы радостью, жажда Бога пробудилась с новой силой, душа воскресла и преобразилась. В нем поселилось пламенное христолюбие Растко Неманича (мирское имя святителя Саввы Сербского) и разгорелось в бушующий пожар; и он горит в этом пожаре, горит как жертва всесожжения за всех и вся. Поэтому именно от него мы черпаем веру и надежду в эти смутные и темные нынешние дни. Мы с вами свидетели великого чуда, свидетели удивительного и святого знака времени: первый раз блаженная вечность Святой Троицы, поселившись в юном христолюбивом Растко, преобразила его в богоносного святого Савву, второй раз божественная вечность, избрав томимого божественной жаждой Николу, на наших глазах преобразила его в богоносного владыку Николая.
Им, избранникам вечности, ведома тайна нашей православной души, знают они, как богоборческую и мятущуюся славянскую душу сделать святой и христоподобной. Со времен святого Саввы и до наших дней сербское Православие не имело такого мощного и одаренного исповедника, как владыка Николай. На него с молитвенным восхищением и надеждой будут взирать наши потомки, как мы взирали на святого Савву. Будут они удивляться и сожалеть, что не видели того, что мы видим, и не слышали того, что мы слышим. Для них, как и для многих из нас, он станет очагом, у которого отогреваются продрогшие от скептицизма и маловерия души.
Читаю и перечитываю «Молитвы на озере», но вся их неповторимая сладость вливается в мою душу, когда я читаю и перечитываю их молитвенно. Он, чудотворец молитвенных ритмов, имеет власть над моей душой. Говорю себе: ты пленник чувств, ты чувствами мыслишь. Но когда его чудотворная молитва заструится в моей окаянной душе, вмиг чувства, эти тяжелые обручи души, распадаются, и моя душа, моя раненая птица, окрыленная радостью, взлетает и летит в сладкие высоты вечности. А расслабленное мое сердце говорит: он разбивает клетку времени и пространства, в которой задыхается твоя душа, и выпускает мотылька души в лазурь безграничной вечности. Поистине, он канал, по которому вечность вливается в мою душу, а душа входит в вечность. Он превращает чувство моего личного бессмертия в чувство личной вечности, и я становлюсь странником на земле и жителем вечности. Он молитвой думает, молитвой философствует. Его устами говорят светоносные души великих православных подвижников. Он молитвенно чувствует Бога, молитвенно чувствует все творение. Он — в молитвенных взаимоотношениях со всеми: такое возможно только в Православии. Душа полностью собирается в молитву и, ведомая молитвой, идет через бескрайнее и непостижимое чудо, именуемое миром, ибо молитва — единственный зрячий поводырь ума, сердца и воли.
Владыка Николай говорит о Христе, ибо живет Христом. Он расширяет свою таинственную личность до богочеловеческих размеров, опытно и лично переживает Боговоплощение и рождение Христа в своей душе. Это напоминает нам благодатно опытную христологию святого Макария Великого. Смысл человеческого существования — родить Христа в себе, стать богом, ибо для того Бог стал для человека Хлебом.
Когда свою молитвой напоенную душу он обращает к твари, то закипает жалостью и рыдает сотрясающим все его существо рыданием. Ибо вся тварь больна, изранена и печальна. Воистину, в его слезах кипит печаль всего творения. Воистину, его рыданием рыдают все очи и сердца. Он болеет болезнями всего творения и грустит грустью всякой твари. Се, Господь послал нам Иова, страдающего страданиями всего человечества и всего творения. И еще, он — наш Исаия, прозорливо и вдохновенно осмысляющий страдание вообще и оправдывающий богочеловеческое страдание в особенности.
Мир — больной, заболевший грехом, ибо грех — болезнь, и презрение к грешнику — презрение к больному. Молитвой ухаживает за больным наш лекарь, молитвой лечит и излечивает. Не презирай грешников, но молись за них. Жалей и сострадай всякому творению и не осуждай. Расширь и углуби душу свою молитвой и заплачешь над тайной мира горько и безутешно. Обрати в молитву свое сердце, душу и разум, и они станут горячей неиссякаемой слезой за всех и вся. Преосвященный молитвенник всю душу, сердце и разум свои обращает в молитву, и грехи всех грешников переживает как свои, и боль всякой твари переживает как свою, и кается за все грехи, как за свои, плачет и воздыхает.
Молитва расширяет границы человеческой души до пределов Всечеловека, делает человека способным плакать слезами всех плачущих и печалиться со всеми печальными. В дивных молитвах нашего псалмопевца струится душа Всечеловека. Границы времени и пространства исчезают, молитвы дышат небом, в них говорит уже не человек, но Всечеловек.
Его христолюбивой душой мы Христа возлюбили, и пока рабы времени сражаются за тленное земное богатство, наш бесстрашный воин вечности стоит на страже наших душ, молится, кланяется, плачет и рыдает за всех и вся.
Человеколюбивый Господи, даруй нам молитвенность преосвященного владыки Николая!
Кто это смотрит на меня так пристально сквозь все звезды неба и сквозь все творения земли?
Закройте очи свои, звезды небесные и твари земные; отвернитесь от наготы моей. Довольно мне того стыда, что жжет мои глаза.
На что смотреть вам? На древо жизни, ссохшееся, словно придорожная колючка, жалящая прохожих и себя саму? На что смотреть вам? На огонь небесный, тлеющий в грязи, что и не гаснет, и не светит?
Пахарь, не твоя нива важна, но Господь, взирающий на труд твой.
Певец, не песни твои важны, но Господь, внемлющий им.
Спящий, не сон твой важен, но Господь, бдящий над ним.
Не мелководье прибрежное важно — важно озеро.
Что есть время человеческое, если не волна, которая, отбежав от озера, раскаялась, что оставила его, ибо, нахлынув на раскаленный песок, пересохла?
О звезды, о твари, не на меня смотрите — на Господа всевидящего. Ему все ведомо. На Него смотрите и увидите, где отечество ваше.
Для чего вам смотреть на меня — образ изгнания вашего? На отражение быстротечности и временности вашей?
Господи, прекраснейший убрус мой, Серафимами золотыми украшенный, покрой меня, словно вдову, вуалью и собери в нее мои слезы, в которых кипит горе всех созданий Твоих.
Господи, радость моя, будь гостем моим,
чтобы не стыдился я наготы своей, чтобы жаждущие взгляды, на меня обращенные, больше не возвращались в свои дома жаждущими.
2. Господи, милость моя, восстави мя.
По чьей воле оказался я здесь, среди этих червей?
По чьей воле брошен я в пыль, в соседство змеям и добычу ястребам?
Кто сбросил меня с горы высокой в спутники злодеям и безбожникам?
Мой грех и правда Твоя, Господи. От сотворения мира множатся грехи мои и опережают правосудие Твое.
Не счесть грехов за всю жизнь мою, грехов отца моего, грехов человеческих от начала мира. И говорю, воистину, Господи, имя суду Твоему — милосердие.
Раны отцов моих на себе ношу, сам живу в них и себя ими раню. И вот теперь проступили они на душе моей, подобно пятнам на теле жирафа, покрыли ее, словно мантия из скорпионов, жалящих душу мою.
Помилуй же меня, Господи, излей небесную благодать слова Твоего и очисти меня от проказы, чтобы, исцелившись, посмел я изречь имя Твое перед другими прокаженными и чтобы не надругались они надо мною.
Помоги мне поднять хотя бы голову над этой полной червей ямой, вдохнуть ладана благоуханного и ожить.
Помоги мне подняться хотя бы на высоту пальмы, чтобы мог я посмеяться над змеями, что преследуют меня и ищут ужалить в пяту.
Господи, если сделал я хоть малое добро на пути земном, ради малости этой избавь меня от моих безбожных спутников. Господи — упование мое в отчаянии. Господи — сила моя в немощи. Господи — зрение мое во мраке. Одним лишь перстом Своим коснись чела моего, и я поднимусь. Если же слишком нечист я для прикосновения Твоего, протяни мне луч из Царства Твоего и воздвигни меня, ради милости Твоей воздвигни меня из ямы, полной червей.
3. Господи, есть ли дни?
Человек, есть ли среди прожитых тобой дней те. что хотел бы ты вернуть? Дни эти манили тебя, как манит нежное прикосновение шелка, но, соблазнив тебя, превращались в паутину. Словно чаша, полная меда, встречали они тебя, но обращались в зловоние, полные обмана и греха.
Смотри, как лужи при лунном свете напоминают чистые зеркала, а дни твоей беззаботности — прозрачные стекла. Но когда скользил ты из одного дня в другой, обманчивые стекла разбивались, как тонкий лед, и ты брел по воде и грязи.
Может ли называться днем время, ограниченное, словно вратами, утром и вечером?
Господи, свете мой, об одном лишь дне тоскует душа моя, истерзанная обманом: о дне, который не закрывается вратами вечера.
О дне Твоем, который был и моим днем, когда я был одно с Тобою.
Человек, печалишься ли ты о минувшем счастье твоей жизни? Вспомни былые сладости прошлого: какая из них принесла тебе больше горечи? И вот, с досадой отворачиваешься ты от вчерашнего счастья.
Даны тебе лишь мгновения счастья, чтобы опечалить тебя воспоминанием о том ушедшем истинном счастье, когда ты был под покровом Источника счастья. Даны тебе столетия скорби, чтобы пробудить тебя и вырвать из плена царства лжи.
Господи, Господи, счастье мое единственное, готовишь ли Ты прибежище измученному страннику Своему?
Господи, вечная юность души моей, омоешь Ты очи мои, и засияют они светом, ярче солнечного.
Господи, бережно собираешь Ты слезы праведников и, как дождем, мир ими освежаешь.
4. Господи, дай мне покой в недрах Твоих.
Пока был я отроком, учили меня старшие держаться земного и небесного, чтобы не упасть. Затянулось детство мое, и долго опирался я на посох учителей моих.
Но когда вечность заструилась во мне, ощутил я себя странником в мире, и земля и небо, как хрупкий тростник, рассыпались в руках моих.
Господи, сила моя, как бессильны земля и небо! Пытаются выглядеть как несокрушимая крепость, но рядом с Тобой испаряются, словно дождевая капля на ладони.
За оградами колючими прячут немощь свою и детей малых пугают.
Скройтесь от меня, солнце и звезды. Отвергнись меня, земля. Не маните меня, друзья и женщины. Чем можете помочь мне вы, беспомощно стареющие и сходящие в могилы?
Дары ваши — яблоки червивые, напитки, утробы многие прошедшие. Одежды ваши — паутина, смешная наготе моей. В улыбках ваших затаилась печаль, утешать в которой меня же позовете, немощные — немощного.
Господи, сила моя, до чего же бессильны земля и небо! И все зло, что творят под небесами люди, лишь исповедание бессилия их, само бессилие.
Только сильный решается делать добро.
Только тот, кто от Твоей воды пьет и от Твоего хлеба питается, наполняется силой добра.
Только у сердца Твоего почивающий чувствует отдых. Только пашущий у ног Твоих насладится плодами труда своего.
Минуло детство мое, питавшее меня страхом и неведением, пропала надежда моя на земное и небесное. Теперь на Тебя одного взираю и Твоего взгляда держусь, колыбель моя и воскресение мое.
5. Господи, освяти мя именем Твоим.
Вот еще немного, еще немного, и путь мой окончится. Еще немного поддержи меня, Господи, Победитель смерти, на пути, возводящем к Тебе. Ибо, чем больше приближаюсь я к Тебе, тем сильнее люди тянут меня вниз, в свою бездну. Чем больше наполняется бездна, тем тверже надежда их, что они одолеют Тебя. Воистину, чем полнее бездна, тем Ты дальше от нее.
Как глупы слуги древа познания! Не Тобой меряют они силу свою, а количеством своим. Закон правды не Твоим именем освящают, но числом своим судят о нем. Путь большинства для них есть путь истины и справедливости. Древо познания превратилось в древо преступлений, глупости и леденящей тьмы.
Мудрые мира сего познали все, кроме того, что они — слуги сатаны. Настанет День Последний, наступит и ликование для сатаны из-за жатвы обильной. А колосья-то все пусты. Но по глупости своей сатана меряет числом, а не полнотой.
Один Твой колос, Господи, Победитель смерти, стоит всей жатвы сатаниной. Ибо Ты не числом меряешь, а полнотой Хлеба Жизни. Тщетны увещевания мои безбожникам: обратитесь к Древу Жизни и познаете больше, чем хотите познать. Из древа познания сатана строит вам лестницу в ад.
От безбожников слышу издевки: хочешь ты с помощью Древа Жизни обратить нас к своему Богу, Которого мы никогда не видели.
Воистину, никогда вам не увидеть Его. Свет Господень, от которого Серафимы затеняют очи свои, навсегда испепелит зеницы ваши.
Среди всех, в прахе земном живущих, горстка малая тех, что в Бога верят. О горы, о озера, разделите радость мою о том, что и я иду среди этих редких, тихих, самых презренных!
Еще немного, братья, и закончится путь наш.
Еще немного поддержи нас, Господи, Победитель смерти.
6. Господи, исполни меня вечным светом Твоим.
На колени, племена и народы, на колени перед величием Божиим. Быстро падаете вы ниц перед правителями земными, а пасть к ногам Всемогущего медлите.
Как же, говорите вы, разве нас, таких малых, накажет Господь?
Сотворил бы Он нас могущественными и сильными, тогда бы и казнил. А сейчас, посмотри, мы чуть больше колючки на обочине необъятной вселенной, а ты грозишь, что накажет нас Тот, Чье величие несравнимо с нами.
Безумцы, когда правители ваши зовут вас на злое, от которого содрогается вселенная, не говорите вы: мы слишком малы. Только от дел света изворачиваетесь вы своей малостью и ничтожностью.
Да, невелики вы видом своим, но великим именем вписаны вы в книгу судеб: праотец ваш величием и ликом сияющим архангельским обладал. Посему и вам определены венец архангельский или казнь архангельская.
Когда в сердце праотца вашего неслышно закралось желание познания творения без Творца, потемнел лик архангельский, словно земля, а величие его в пыль рассыпалось, вы же — семя его. Ибо пожелал он познать меньшее, вот и рассыпался на частицы мелкие, чтобы смог в мелкое войти, испробовать и исследовать его.
Все осколки, все частицы, все пылинки должны воссоединиться и, отвратившись от земного, обратиться к Творцу. Чтобы и праотец ваш, архангел, воссоздался из частиц и лик его вновь засиял, словно зеркало чистое, солнце отражающее.
Господи, сотворивший меня, воссоздай человека таким, каким Ты сотворил его от начала. Тот человек, который существует сейчас, не Твое творение. Имя ему — болезнь: откуда болезнь в руках Твоих? Имя ему — страх: откуда страх у Того, Кто всякий страх гонит?
7. Господи, дыхание мое, даруй мне молитву.
Если б мог я из камня сотворить музыкантов, танцовщиков из песка озерного, из всех листьев, в горах шелестящих, сделать певцов, чтобы помогли они мне Господа славить! Чтобы и голос земли зазвучал в хоре ангельском. Набросились сыны человеческие на трапезу отлучившегося Хозяина, никого не благодарят, кроме себя, хвалят угощение богатое, что рано или поздно в землю вернется.
Прискорбна слепота человеческая, не видящая славы и силы Божией. На горе птица живет — горы не видит. В воде рыба плавает — воды не видит. Крот в земле роется, — земли не видит.
Воистину, прискорбно подобие человеческое птицам, рыбам и кротам. Люди, словно животные, перестают замечать то, чего слишком много, и распахивают глаза свои лишь на диковины и чудеса невиданные. Слишком щедр Ты, Господи, дыхание мое, потому не замечают Тебя люди. Слишком очевидно существование Твое, Господи, воздыхание мое, потому более внимательны они к жизни белых медведей полярных и диковин заморских. Слишком усердно служишь Ты рабам Своим, верность сладчайшая, потому и презрели Тебя они. Слишком рано встаешь Ты, чтобы засияло солнце над озером, потому не терпят Тебя ленивые. Слишком ревностно ночные кадила на небосводе возжигаешь Ты, усердие непостижимое, но нерадивое сердце человеческое охотнее слышит о рабе беспечном, нежели о ревностном. О Господи мой возлюбленный, если бы хватило сил у меня позвать всех земнородных и воспеть гимн Тебе! Если бы мог я очистить очи Земли от проказы, чтобы блудница вновь стала девственной, какой создал ее Ты!
Воистину, Господи, велик Ты. Равно Ты велик и когда славословит Тебя мир, и когда поносит. Когда же поносит Тебя мир, тем более величие Твое во святых Твоих. В очах святых Твоих.
8. Господи, помоги мне величать Тебя
Все творения Твои, словно пчелы вокруг цветущей вишни, роятся вокруг Тебя, Господи. Одни теснят других, оспаривают один у другого право на сыновство, каждый видит в другом пришельца. Все предъявляют права на Тебя больше Тебя Самого. Полнота же Твоя, Господи, льется через край и питает всех, сладость неисчерпаемая. Все насыщаются и отлетают голодными. Самым голодным остается людской рой, не потому, что у Тебя, Хозяин щедрый, нет пищи для людей, но не знают люди своей пищи и дерутся с гусеницами за кусок зелени.
Прежде всех сотворенных Тобой, прежде времени и скорби сотворил Ты, Господи, человека в сердце Своем. Человека первым Ты задумал, но на четках сотворения его очередь пришла последней. Так же как садовник вскапывает землю и сажает сухие колючки, думая о розе. Так же как зодчий, задумывая храм, прежде мысленно видит сверкающие купола, которые возведет последними.