Молитва путешественника ислам

Данная статья содержит: молитва путешественника ислам - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы; кто считается путешественником и т.д.

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику?

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал: «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Ученые ханафиты считают, сокращение намазов обязательным. Ученые шииты считают, что если расстояние достаточное, то предпочтительнее сократить, но если человек не уверен в выполнении всех условий, то лучше не сокращать.

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы.

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».(аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)?

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику?

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру?

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Ученые шииты считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней»(Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас’уда (радиаллаху анху): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия?

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете.

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»(87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Намаз в пути

Общие положения

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.[1] Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы[2]. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен[3].

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’[4]. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта)[5].

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы[6].

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями»[7]. В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[8].

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»[9].

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех»[10]. Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[11].

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[12]. Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов[13]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман»[14].

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[15].

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)»[16].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.

[2]Там же. С. 349–351.

[3]Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».

[4]Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.

[5]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.

[6]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.

[7]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.

[8]См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.

[9]См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

[10]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

[11]См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.

[12]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

[13] За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.

[14]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.

[15]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

[16]См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

Если же говорить о посте, то для путника, имеющего возможность держать пост, приоритетным, по мнению всех мусульманских ученых, является именно его соблюдение. Подтверждением тому – текст Священного Корана: «Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это – наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (см.: Св. Коран, 2:184).

Молитва путешественника ислам

Господь дал людям в числе прочих и такие знания, которые реализуются в виде новой техники и технологий. Один из таких чудо-продуктов созидательной человеческой деятельности – самолёт. Это величайшее изобретение, которое позволило «рождённым ползать» летать в атмосфере.

Летать очень удобно, это позволяет сэкономить силы и время, которого постоянно не хватает. По достоинству эту милость Всевышнего могли бы оценить те наши предки, которые пешком добирались до священных городов Мекка и Медина для совершения хаджа. На это у них уходило несколько месяцев, и нужны были неимоверная воля и недюжинная физическая сила. Многие умирали в дороге, так и не дойдя до заветной цели. Если даже ехать на автомобиле, современному российскому мусульманину потребуется целая неделя, прежде чем он пересечёт границу Саудовской Аравии.

Это же расстояние паломники теперь преодолевают на самолётах с комфортом за 3,5–4 часа. Не это ли великое благо, за которое надо благодарить Всевышнего Аллаха?

Но не все умеют быть благодарными Творцу.

Сообщения о выпивших пассажирах, которые устраивают пьяные дебоши на борту и в аэропортах, поступают почти каждый день.

В основном они закупают спиртное в Duty Free в аэропорту, выпивают, курят, беспокоят, оскорбляют и даже бьют пассажиров и бортпроводников. Нередко дело доходит и до драк в небе и вынужденных посадок. Таким образом, безопасность полёта для сотен пассажиров оказывается под угрозой.

Понятно, что продажа алкоголя приносит очень большие прибыли, и поэтому власти закрывают глаза на постоянные преступные инциденты в воздухе.

В данной ситуации становится понятно, насколько обоснован в Исламе строгий запрет на употребление, производство, продажу и перевозку алкогольной продукции и других опьяняющих разум человека веществ.

Пьяные пассажиры – серьёзная проблема, которую нужно срочно решать. Иначе могут быть трагедии, ведь сложно предсказать поведение нетрезвых людей, особенно если это россияне, учитывая, какими дозами алкоголя они травят свой организм.

Если по закону запрещено садиться за руль автомобиля после употребления даже малого количества алкоголя, то почему разрешают пьяному человеку подняться на борт самолёта, устраивать там дебош и подвергать риску жизни огромного количества людей? Вопрос остаётся открытым.

Если говорить о мусульманах, которые решили отправиться в путь на воздушном лайнере, то в их отношении существуют некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание.

Собираясь в дальний путь или путешествие, рекомендуется читать следующую молитву:

(حديث مرفوع) حَدَّثَنَا حَجَّاجُ بْنُ عِمْرَانَ السَّدُوسِيُّ كَاتِبُ بَكَّارٍ الْقَاضِي ، ثنا سُلَيْمَانُ بْنُ دَاوُدَ الشَّاذَكُونِيِّ ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ عُمَرَ الْوَاقِدِيُّ ، ثنا صَالِحُ بْنُ خَوَّاتٍ ، عَنْ عُمَارَةَ بْنِ غَزِيَّةَ ، عَنْ يَحْيَى بْنِ عُمَارَةَ ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، قَالَ : كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا سَافَرَ ، فَانْبَعَثَتْ بِهِ رَاحِلَتُهُ ، فَاسْتَوَى عَلَيْهَا كَبَّرَ ثَلاثًا ، ثُمَّ قَالَ : » اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِي سَفَرِي هَذَا الْبِرَّ وَالتَّقْوَى ، وَمِنَ الْعَمَلِ مَا تَرْضَى ، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنَا السَّفَرَ وَاطْوِ لَنَا الْبُعْدَ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ وَالْخَلِيفَةُ فِي الأَهْلِ ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ ، وَكَآبَةِ الْمُنْقَلَبِ وَسُوءِ الْمَنْظَرِ فِي الأَهْلِ وَالْمَالِ ، آئِبُونَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ تَائِبُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ » .

Смысл: «О, мой Аллах! В этой поездке я прошу у Тебя благочестия и богобоязненности, предостережения от всего плохого, а также прошу деяний, которые вызывают Твоё довольство. О, мой Аллах! Ты облегчи нам это путешествие, приблизь то, что далеко. О, мой Аллах! Ты всегда вместе с нами во время путешествия, и Ты – Халиф, Который защищает наши семьи, оставшиеся дома. О, мой Аллах! Ты защити нас в этой поездке и защити наши семьи и родных и наше имущество до нашего возвращения из этой поездки! Поистине, все мы каемся и восхваляем тебя».

Есть ещё много разных молитв и дуа, которые желательно читать в поездке.

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама (близкого родственника, брак с которым ей запрещён).

(( لا تسافر المرأة إلا مع ذي محرم ، ولا يدخل عليها رجل إلا ومعها محرم )) ، فقال رجل : يا رسول الله إنّي أريد أن أخرج في جيش كذا وكذا ، وامرأة تريد الحج فقال : » اخرج معها )) [ البخاري : 1862] [ مسلم : 1341]

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, и пусть женщина не отправляется в путешествие без махрама».

Намаз в самолёте

Где бы мусульманин ни находился, он обязан совершить ежедневную пятикратную молитву. Каким бы сложным и долгим ни было путешествие или полёт, мусульманин не имеет права пропускать намаз, если даже придётся совершить его прямо в самолёте.

По милости Аллаха во время долгого путешествия, превышающего примерно 85 километров, разрешается укорачивать четырёхракаатные молитвы, а также объединять молитвы, перенося их во времени. Аллах желает нам лёгкости и не желает тяжёлого обременения. Поэтому путнику следует изучить вопрос переноса и укорачивания молитв.

Отправляясь в путешествие, нужно заранее узнать времена молитв в тех или иных населённых пунктах, через которые пролегает маршрут. Если человек не умеет определять время намазов, нужно воспользоваться специальными расписаниями или разными программными продуктами для телефонов, ноутбуков и т. д. Есть даже часы, которые позволяют узнать время молитв для любого региона, достаточно ввести долготу и широту населённого пункта. Можно также по карте или навигатору определить направление в сторону Мекки.

Правила поведения в аэропорту и в самолёте

Независимо от того, первый это полёт или десятый, тот, кому предстоит отправиться в путешествие на самолёте, должен помнить несколько правил:

• Необходимо проходить регистрацию вовремя, а не в последнюю минуту. Пунктуальность – это правило мусульман.

• Все чемоданы необходимо сдавать в багаж: в салон проносят только лёгкую ручную кладь. Документы и необходимые вещи лучше взять с собой в салон.

• Со словами «Бисмиллях» подняться на трап и потом на борт самолёта.

• Не стоит прокладывать себе путь локтями, чтобы занять место в самолёте; как правило, ваше место уже зарезервировано и указано в посадочном талоне. Если предназначенное вам место не даёт возможности сесть рядом с родственником, другом или с коллегой, с которым вы путешествуете вместе, можно обратиться к стюардессе с просьбой об обмене местами с кем-то из пассажиров или о возможности занять свободные. Если не получается, то из этого не стоит делать проблему.

• После благополучного взлёта и посадки тоже стоит благодарить Аллаха словами «Альхамдулиллях».

• В салоне рекомендуется говорить тихо, чтобы не беспокоить соседей.

• Нужно внимательно слушать, когда стюард или пилот сообщают данные о полёте или о правилах поведения в самолёте и мерах безопасности. Когда при взлёте и посадке говорят: «Застегните ремни безопасности», – нужно это делать, поскольку это в наших же интересах.

• Полёт на самолёте – очень удачный момент для раздумья о том, каким удивительным образом Господь сотворил этот мир; в это время можно задуматься о своей жизни и раскаяться в грехах.

• Очень часто люди летают самолётами ради экономии времени и пользуются случаем, чтобы почерпнуть полезную информацию из книжек или прессы. Поэтому желательно взять с собой какую-нибудь полезную книжку, которая может пополнить твои знания о религии во время полёта. Или же заранее закачать на свой планшет или телефон электронные книги, аудио-видеоматериалы.

• Как правило, на самолётах подаётся еда, а поскольку мусульмане не могут употреблять в пищу мясопродукты, не соответствующие стандарту «халяль», этот момент нужно уточнить у стюардов. Если возьмёте рыбу вместо мяса, то этот вопрос автоматически снимается.

• В момент взлёта и посадки, а также если самолёт попадет в зону турбулентности, пассажирам «с большим стажем» не следует подшучивать над страхами «новичков».

• После посадки самолёта некоторые ещё до подачи трапа начинают вставать со своего места и скапливаться в проходах. Не нужно этого делать, нужно подождать, пока пилот не скажет, что можно выходить, и, как правило, он же объяснит порядок выхода из салона. Если следовать инструкциям, никаких проблем тоже не возникает.

• Выходя из самолёта, тоже желательно сказать «Бисмиллях», поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не вставал и не садился без поминания Аллаха.

Таможенный контроль и проверка службой безопасности

В аэропортах на таможне и пропускных пунктах в последнее время из-за угрозы псевдорелигиозного терроризма мусульман могут более тщательно проверять, чем остальных. Но поскольку мусульманин является образцом благородства и от его рук и слов убережены другие, религия запрещает ему перевозить наркотики и другие запретные вещи. Поэтому это испытание мусульманин тоже проходит без особых проблем.

Мусульманин – образец поведения

Мусульманин, где бы он ни находился, будь это самолёт, аэропорт или ещё что-либо, должен быть учтивым и вежливым с другими, поскольку именно к мусульманам бывает приковано пристальное внимание других людей. Во время путешествий, когда вокруг самые разные люди, мусульманин выглядит как посол религии Ислам, и поэтому он должен подумать, прежде чем сделать что-либо. По его поступкам люди, не знакомые с Исламом, судят в целом о божественной религии Ислам и мусульманах.

Да хранит вас Господь и удачных вам полётов! Амин.

Первый прецедент полёта человека в атмосфере случился во времена Пророка Сулаймана (мир ему). Аллах наделил Сулаймана (мир ему) способностью творить чудеса, подчинив ему людей, джиннов, диких животных, птиц. Ветер тоже покорно подчинялся ему.

Джинны соткали для Сулаймана (мир ему) ковёр, на котором ветер доставлял его вместе с войском туда, куда он хотел. В XX веке в художественных произведениях этот ковёр был назван ковром-самолётом.

Размер этого ковра был один фарсах в ширину и один – в длину. Ковёр летал между небом и землёй, как ныне летает самолёт. Он не нуждался в пилоте, а скорость его менялась по желанию Сулаймана (мир ему). Представьте же себе самолёт, у которого нет ни мотора, ни бака для бензина, ни лётчика, – ковёр-самолёт, подобный райскому крылатому коню – бураку! Ни один человек со времён Адама (мир ему) ещё не изобретал такой мощной техники. Одно из имён Всевышнего – ‘Алим, что означает «Знающий». Знание детей Адама (мир ему) преходяще, и слово «знающий» имеет к ним лишь косвенное отношение.

Материал: Мухаммад Алимчулов

This post has been viewed 1430 times.

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here