Данная статья содержит: молитва геннадию цареградскому - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский
Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский, был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого (457-474). О его жизни известно из книги “Луг духовный”, где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна. Эти иноки при Патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию (память 4 августа), в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник Патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: “Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви”. На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась.
Для устранения возникших в Церкви беззаконных действий и лжеучений святитель Геннадий созвал Поместный Собор, на котором была осуждена ересь Евтихия и запрещена симония (посвящение в сан за мзду). Святитель заботился о том, чтобы лица, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтирь.
Во время патриаршества святителя Геннадия в Константинополе был построен храм в честь святого Иоанна Предтечи. Тогда же некий сенатор Студий, пришедший из Рима, основал монастырь, который стал известен впоследствии как “Студийский”. Церковным экономом при святом Патриархе Геннадии был преподобный Маркиан (память 10 января). Святитель рукоположил во пресвитера преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Святитель Геннадий был автором бесед и толкования на пророка Даниила (сочинения до нас не дошли). Известно его “Окружное послание против симонии”, утвержденное Собором 459 года. Святитель Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 году.
Однажды во время ночной молитвы святителю было возвещено, что после его смерти на его паству будут сильные нападения врага. Он непрестанно возносил молитвы о мире Церкви, чтобы Господь сохранил ее неодоленной вратами ада.
ГЕННАДИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
Был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого. О его жизни известно из книги “Луг духовный”, где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна. Эти иноки при патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию, в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: “Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви”. На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась.
Для устранения возникших в Церкви беззаконных действий и лжеучений святитель Геннадий созвал Поместный Собор в 459 году, на котором была осуждена ересь Евтихия и запрещена симония. Около 470 года вместе с преподобным Маркеллом Апамейским святитель возглавил ход монахов против назначения арианина Патрикия, сына Аспара, кесарем и наследником престола. Святитель заботился о том, чтобы лица, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтирь.
Во время патриаршества святителя Геннадия в Константинополе был построен храм в честь святого Иоанна Предтечи. Тогда же некий сенатор Студий, пришедший из Рима, основал монастырь, который стал известен впоследствии как “Студийский”. Церковным экономом при святом Патриархе Геннадии был преподобный Маркиан. Святитель рукоположил во пресвитера преподобного Даниила Столпника.
По свидетельству Геннадия Массилийского, он был “мужем красноречивым, острого ума, обогащенного чтением древних, сочинившим много бесед”.
Святитель Геннадий был автором бесед и толкования на пророка Даниила (сочинения до нас не дошли). Известно его “Окружное послание против симонии”, утвержденное Собором 459 года [1].
Святитель Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 году.
Использованные материалы
[1] “Кормчая книга” изд. 1834 г., ч. I, стр. 108
13 сентября. Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы. Священномученика Киприана, еп. Карфагенского. Святителя Геннадия, патриарха Цареградского.
Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы (395–408).
Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258).
Свт. Геннадия, патриарха Цареградского (471).
Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.).
Сщмчч. Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия Смирнова пресвитера (1938).
и за четверг (под зачало): Гал., 208 зач., III, 23 – IV, 5. Мк., 25 зач., VI, 30–45.
Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
Богоро́дице при́снодево,/ челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго твое́го́ телесе́,/ держа́вное гра́ду твое́му́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи,/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ те́мже мо́лим Тя мир гра́ду твое́му́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Честна́го по́яса твое́го́ положе́ние/ пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм/ и приле́жно взыва́ет Ти:/ ра́дуйся, Де́во,// христиа́н похвало́.
Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16, 18). Потому что невозможно изменить то, что совершил Христос. Дух Святой будет жить и действовать в Церкви до скончания века, до Cтрашного Суда, который будет явлен нам не только в таинстве, но и в реальности нашей загробной жизни. Дух Святой будет жить и действовать, и Царство Божие будет открываться каждому, кто принимает Святое Крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, кто исповедует Бога Единого в Троице поклоняемого, кто хранит веру и кто через Церковь и Божественное Таинство Святой Евхаристии соединяется с Господом в славе Его, будучи еще здесь, на грешной и обремененной человеческими страданиями и горем земле.
Ясеновац (хорв. Jasenovac) – система лагерей смерти, созданная усташами (хорватскими фашистами) в августе 1941 года. Располагалась на территории Независимого Хорватского государства, сотрудничавшего с нацистской Германией, в 60 км от Загреба.
Зверскому обращению с заключенными ужасались даже нацисты.
Новомученики Ясеновацкие – православные узники в Хорватии, принявшие мученическую смерть в 1941–1944 годах. По различным свидетельствам, в годы Второй мировой войны в застенках Ясеноваца было уничтожено тысячи православных сербов, многие из которых погибли за верность Православию. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил собор новомучеников Ясеновацких. Их имена включены в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования их памяти 31 августа (13 сентября).»
В тридцатых годах из родных у него остались братья, один из которых жил в Польше, другой – священствовал в Тверской области, и дочь-девица, которая и помогала престарелому отцу. До 1929 года о. Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, трех десятин земли и пятидесяти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество было изъято, дом был отобран, и они с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что поскольку священнику уже за семьдесят лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить, и тогда храм все равно будет закрыт.
Этого, однако, не случилось – священник служил и служил, а его преклонный возраст и близость смерти придавали ему еще более решимости и дерзновения. И он не упускал ни одной возможности для проповеди. За эту ревность по Богу и о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада прихожане любили его и готовы были всегда прийти к нему на помощь.
Власти, видя решимость и непреклонность священника, начали его преследовать. Пользуясь тем, что церковная сторожка, где жил о. Михаил, стояла за пределами церковной ограды, районный и областной исполкомы постановили выселить священника, отобрать у храма здание сторожки для размещения в нем ветеринарной лечебницы. Председатель Дымцевского сельсовета стал требовать, чтобы священник ушел из сторожки, он приходил к нему с этим требованием неоднократно, но о. Михаил всякий раз отвечал, что ни при каких обстоятельствах не покинет церковного здания.
Тогда в воскресенье 25 марта 1936 года председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке, и так как в это время на улице было еще очень холодно, то он надеялся, что священник сам уйдет из дома. Но этого не случилось. В тот же день о. Михаил после воскресного богослужения и проповеди сказал, что поскольку сельсовет вынул у него в доме рамы, то он обращается к прихожанам, чтобы они просили власти вернуть ему рамы, так как на дворе еще холодно.
В храме в это время присутствовало около ста пятидесяти человек, и все они прямо из храма пошли к сельсовету. Председатель, напуганный идущей к сельсовету толпой, запер все двери и спрятался. Люди, найдя все двери запертыми, стали ходить вокруг дома, и, зная, что председатель сельсовета находится внутри, кричали ему, чтобы он возвратил оконные рамы, но тот никаких признаков жизни из дома не подавал, и прихожанам пришлось в конце концов разойтись.
Рамы не были возвращены, но о. Михаил не ушел из церковной сторожки; прихожанам он говорил: «Я из дома никуда не пойду, я стар и ничего не боюсь». Выселить его из церковной сторожки насильно местные власти не посмели, и он с тем же бесстрашием продолжал служить и проповедовать. К Пасхе того же года за исправную службу он был награжден архиереем наперсным крестом.
Только через год, при наступлении повсеместных гонений, о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось семьдесят девять лет; он тяжело болел и в течение нескольких месяцев не вставал с постели, передвигался только с помощью дочери. Приехавшие сотрудники НКВД, подняв за руки и за ноги, забросили его в машину и увезли в тюрьму. Вызванный для медицинского освидетельствования врач поставил диагноз: миокардит, и как следствие – отечность ног; полное отсутствие зубов, старческая дряхлость. К физическому труду тюремный врач признал его непригодным.
– Какие проповеди и наставления вы давали верующим, касающиеся советской власти?
– Я верующим проповедовал часто, но о советской власти и политике ничего не говорил.
– В марте месяце сего года вы проводили антисоветскую агитацию среди верующих и организовали массовое выступление верующих с требованием к сельсовету возвращения вам дома. Подтверждаете это?
– 25 марта я действительно проповедовал в церкви, а после службы я верующим сказал, что сельсовет у меня вынул рамы из дома, я просил их, чтобы они пошли и попросили сельсовет вернуть мне рамы, так как время было еще холодное. Верующие, которые присутствовали в церкви, а их присутствовало примерно 100–150 человек, все пошли требовать рамы у председателя сельсовета, но рамы сельсовет не вернул.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении о проведении вами контрреволюционной деятельности?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
– Вы отрицаете свою преступность в проведении контрреволюционной деятельности, но следствием и свидетельскими показаниями точно установлено, что вы проводили контрреволюционную деятельность; требуем правдивых показаний.
– Повторяю, что контрреволюционной деятельности я не проводил, а проповеди верующим говорил.
2 августа следствие было закончено, и дело направлено на рассмотрение Тройки НКВД, которая 10 августа приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу.
В результате ли действий следователя Голофаста, который допрашивал о. Михаила, или тяжелых условий содержания в переполненной камере тюрьмы, но у священника оказалось сломанным левое бедро, он не мог ходить и не смог бы добраться до места расстрела. 16 августа по распоряжению администрации тюрьмы о. Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил, приговоренный к расстрелу, 29 дней и 13 сентября 1937 года скончался.
Священномученики Александр Любимов, пресвитер, и Владимир Двинский, диакон
Отец Александр Любимов родился в 1884 году в деревне Полонск Псковской губернии в семье священника. Закончив в 1905 году Псковскую Духовную Семинарию, он поступил работать учителем в приходскую школу. Через год был рукоположен во диакона и затем во иерея к Свято-Троицкому кафедральному собору во Пскове. В 1907 году он был назначен в Ильинский храм Полонского погоста Псковской губернии. Это был многочисленный приход, при котором действовала богадельня. Отец Александр вел широкую преподавательскую деятельность, являясь законоучителем сразу в четырех школах. Диаконом в Ильинском храме служил Владимир Двинский. Совместное многолетнее служение связало их узами духовного родства.
Отец Владимир Двинский происходил из рода священнослужителей, отец его также служил в Полонске, семья Двинских жила в родовой усадьбе, которая располагалась рядом с Ильинской церковью. Отец Владимир, кроме исполнения своих диаконских обязанностей, много лет трудился на поприще духовного просвещения. Он состоял законоучителем в двух земских школах. И своим детям, которых было пятеро, он старался дать образование. Всего в Ильинской церкви он прослужил 40 лет, 30 из которых в сане диакона.
После октябрьского переворота отец Александр и отец Владимир продолжали совместное служение на своем приходе. Когда начались гонения на Церковь, оба священнослужителя оставались верными своему долгу: проповедывали, разъясняли суть происходящих событий и призывали прихожан отстаивать церковное имущество. 10 сентября 1918 года оба священнослужителя были арестованы по доносу. После короткого допроса отделом Петроградской ЧК они были приговорены к расстрелу. Приговор был немедленно приведен в исполнение, расстрел производила группа чекистов в роще за Полонским погостом.
Текст книги "Как у ангелов-хранителей помощи просить – Ирина Волкова"
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Агница Твоя Иисусе Сусанна, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Святитель Тихон Задонский
26 августа (13 августа по старому стилю) Православная церковь вспоминает о христианских подвигах и благочестивой жизни святителя Тихона Задонского. Младенцев мужского пола, рожденных в этот или ближайшие к нему дни, принято называть в его честь.
В 1724 году в семье причетника села Короцк Валдайского уезда родился мальчик, которого нарекли Тихоном. Вскоре после появления младенца на свет отец умер. Семья, и без того не отличавшаяся особым состоянием, лишившись кормильца, стала претерпевать различные лишения.
Тихон был единственной надеждой и опорой матери, благодаря чему ему удалось избежать рекрутской службы. Это событие помогло ему сохранить душевную чистоту и не противоречить Законам Божиим.
Юношей Тихон поступил в Новгородскую семинарию, которую закончил с отличием, и постепенно занял место наставника над молодыми священнослужителями. За годы учебы и службы в семинарии Тихону было несколько видений, а однажды благодаря Божиему провидению ему удалось избежать смерти. Все это и горячая любовь к Иисусу подтолкнули его к принятию важного решения. В 1758 году Тихон принял монашеский постриг.
После года монашества Тихона за особые просветительские заслуги назначили ректором Тверской семинарии. Приступив к службе на новом месте, святитель решил усовершенствовать уроки богословия и начал читать лекции на русском языке вместо латинского. Его выступления получили широкую известность среди православных христиан. Послушать Тихона собирались не только студенты, но и простые верующие.
В 37-летнем возрасте Тихон был рукоположен в сан епископа, после чего занимал пост викария в Новгороде. С 1763 по 1767 год святитель продолжал свое служение в Воронеже, где стоял во главе кафедры. Все эти годы Тихон неуклонно вел проповедь веры Христовой на родном языке, призывая подотчетных священнослужителей следовать его примеру.
Известно множество случаев, когда благодаря силе Божественного слова Тихону удавалось наставить людей на путь истинный. Так, во время празднования в честь языческого бога Ярилы, традиции которого сохранились в Воронеже со времен повсеместного идолопоклонничества, он обратился с горячей проповедью к бесчинствующим жителям. Речь святителя была настолько убедительной, что с того дня подобное не повторялось ни разу.
Святитель обратил внимание на то, что здоровье его заметно ухудшилось. Тихон испросил дозволения удалиться от дел и поселился в Задонской обители. Здесь он большую часть времени тратил на усердные молитвы, чтение Священного Писания и составление нравоучений для потомков. Кроме того, святой занимался благотворительностью, помогая нищим и обездоленным, страждущим и сомневающимся решить свои проблемы, выступая для них в роли защитника и ходатая перед Господом. Не гнушался Тихон посещения тюрем. И после беседы с ним многие заключенные приходили к искреннему раскаянию.
О несравненном смирении и удивительно незлобивом характере святителя дошли до наших дней свидетельствования очевидцев. Однажды во время философской беседы с Тихоном дерзкий дворянин в порыве гнева ударил святителя по лицу. Епископ кинулся в ноги к своему обидчику и принялся вымаливать прощение, что по незлому умыслу привел его ко греху. Дворянин был поражен подобным смирением и жертвенностью. Позднее он раскаялся во всех прегрешениях и принял христианство.
За беззаветное служение и преданную любовь Господь наделил Тихона Задонского даром чудотворения, провидения и чтения чужих мыслей. За помощью и наставлением к епископу обращались не только простые люди, но и члены царской семьи. Когда Александр I пребывал в младенческом возрасте, святитель предсказал точные временные рамки многих событий из его жизни. В том числе он рассказал о ходе войны с французами и победе русского войска. Умер Тихон Задонский в 1783 году. Останки его были погребены в земле. А спустя более полувека были обретены его нетленные мощи. А через некоторое время Православная церковь причислила праведника к лику святых.
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.
Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающего нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Мученики Адриан и Наталия
Небесное покровительство младенцам, родившимся в сентябре, оказывают святые угодники Адриан и Наталия, о благочестивой жизни и христианских подвигах которых Православная церковь вспоминает 8 сентября (26 августа по старому стилю). Называть появившихся на свет в этот день принято в их честь.
Молодые супруги Андриан и Наталия жили в городе Никомидии, что находился в Вифинской области. Муж был приверженцем языческой веры и состоял на службе в судебной палате при императоре Максимиане (305–311). Его жена Наталия была тайной христианкой. Во времена правления императора Максимиана Галерия по стране прокатилась очередная волна жестоких гонений христиан. Повсюду проводились аресты и казни приверженцев Иисуса.
Однажды воины доставили на суд почти два десятка верующих, которые пытались укрыться от преследователей в пещере. Адриан должен был переписать имена пленников. Ему стало любопытно, почему они идут на такие муки. Христиане отвечали ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Боглюбящим Его» (Первое послание к Коринфянам, 2:9). Слова праведников тронули сердце Адриана, твердость их убеждений не оставляла сомнений в истинности христианской веры. Бывший язычник раскаялся и добровольно разделил их участь. Вскоре его позвали к императору, который уговорами и угрозами попытался склонить его к отречению от Христа. Но Адриан отказался, подтвердив во всеуслышание, что познал истинного Бога и останется верен ему до конца дней своих.
Узнав об аресте мужа, Наталия пришла к нему в темницу, чтобы поддержать и укрепить его веру. После вынесения смертного приговора Адриана отпустили домой попрощаться с супругой. Увидев мужа на свободе, Наталия решила, что он отрекся от Христа, и не отворила дверь. Адриан возвратился в темницу и вместе с другими христианами претерпел страшные муки: перед казнью всем христианам молотом перебили конечности и жестоко избили. Наталия присутствовала на пытках и всячески укрепляла душевную стойкость мучеников, призывала их не думать о телесных страданиях и благодарить Господа за предоставленную честь принять мученический венец во имя Всевышнего. Она молилась о спасении душ язычников и о том, чтобы ей не довелось больше выходить замуж.
После свершения казни тела святого Адриана и других мучеников намеревались сжечь в печи, но тут небеса разверзлись проливным дождем. Печь залило, а молнией были убиты несколько палачей.
Спустя несколько дней после расправы над христианами к молодой и богатой вдове Адриана посватался один из тысяченачальников Максимиана. В ту же ночь в сонном видении Наталии явился покойный супруг, который сказал, что вскоре они снова будут вместе. Так и случилось: Наталия мирно скончалась на гробе Адриана в Византии, куда она перевезла его тело.
О священная двоице, святии мученицы Христовы, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы!
Услышите нас, молящихся вам со слезами, и ниспослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших!
Ей, святии мученицы! Приимите глас моления нашего, и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от внезапныя смерти и от всех бед, печалей и болезней, да присно вашими молитвами и предстательством укрепляеми, прославим Господа Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Благоверный князь Александр Невский
Память святого благоверного князя Александра Невского Русская православная церковь отмечает два раза – 12 сентября (30 августа по старому стилю) и 6 декабря (23 ноября по старому стилю). Святой считается Ангелом-хранителем для мальчиков, родившихся в эти и ближайшие к ним дни и названных его именем.
Благоверный князь Александр Невский родился в 1220 году. Он был сыном новгородского князя Ярослава Всеволодовича и внуком великого князя Всеволода Большое Гнездо. Благодаря своей матери, княгине Феодосии, Александр получил хорошее по меркам того времени образование и был воспитан в лучших христианских традициях.
В 1236 году князь Александр вступил на новгородский престол, а через три года он взял в жены полоцкую княжну Александру Брячиславну.
В первые годы своего правления первостепенной заботой князя стало укрепление обороны Новгорода, так как к восточным границам княжества вплотную приблизились монголо-татарские полчища. С этой целью по его приказанию на реке Шелони было построено несколько оборонительных крепостей.
Однако до монголо-татаркого нашествия было еще далеко. В то время свободе Русской земли угрожали западные соседи – немцы, литовцы и шведы. Молодому князю предстояло сдержать их натиск.
Папа Римский Иннокентий IV стремился объединить под своей властью всю Европу. На то, что Русская православная церковь согласится добровольно перейти под его начало, рассчитывать не приходилось, поэтому владыка решил применить силу и покорить Русскую землю.
В 1237 году он издал указ, подчиняясь которому шведы начали готовиться к Крестовому походу. Папа не только хотел навязать русскому народу католическую веру, но и наказать финнов, которые не желали подчиняться, выступая против засилья католической церкви. Обращаясь к участникам Крестового похода, Папа обещал им полное отпущение грехов, а тем, кто погибнет в сражении, – вечное блаженство.
В 1240 году многочисленное и хорошо подготовленное шведское войско приблизилось к русским границам, высадившись на берегу Невы, в устье реки Ижоры. Новгородская дружина во главе с князем Александром была готова оказать достойный отпор натиску шведов. Помолившись в соборе Святой Софии об успешном завершении поединка, новгородцы выступили навстречу противнику. Обещало победу и совершившееся незадолго до сражения Божественное знамение: одному из дружинников Александра, Пелгусию, явились во сне святые князья Борис и Глеб. Действительно, 15 июля 1240 года новгородцы атаковали и наголову разбили шведское войско.
Однако латинский мир не собирался оставлять православную Русь в покое. Русскую землю ожидал новый удар с запада. На этот раз угроза исходила от воинствующего религиозного Ливонского ордена меченосцев, которые с помощью огня и меча насаждали католичество среди народов Балтии. Поход меченосцев на русские города начался успешно: захватив Юрьев и Псков, они стремительно продвигались в глубь земли русской – к Новгороду.
Князя же Александра в это время в Новгороде не было: он вынужден был удалиться в Суздаль из-за начавшихся в Новгороде беспорядков. Однако, узнав о приближении к городу рыцарей Ливонского ордена, новгородцы стали просить князя вернуться, чтобы защитить их. Забыв о былых обидах, Александр выполнил просьбу жителей Новгорода. Он прибыл в город, собрал дружину и, не дожидаясь нашествия врага, двинулся ему навстречу. Русское войско отвоевало у Ливонского ордена русский город Псков. Окончательную же победу над меченосцами Александр одержал в ходе Ледового побоища, произошедшего 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Эта битва настолько истощила силы ливонских рыцарей, что они отказались от мысли о дальнейшем продвижении по Русской земле.
Папа Иннокентий IV, решив, что силой Русь не покорить, в 1251 году решил направить к русскому князю двух своих посланников-кардиналов с предложением принять покровительство Римской католической церкви. Однако Александр ответил решительным отказом. Таким образом, он стал не только первым, но и единственным в Европе светским правителем, который отказался подчиниться власти западной церкви, сохранив за собой полноправную власть над русскими землями.
Вскоре слухи о доблести и несокрушимости русского князя дошли до монголо-татарского хана Батыя, и он пожелал увидеть своими глазами славного полководца. Получив напутствие епископа Новгородского и укрепив дух усердными молитвами, Александр отправился в Золотую Орду. Учтиво отказавшись от исполнения языческих обрядов, князь вошел в покои хана и, с почтением поклонившись ему, сказал: «Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому кланяюсь». Мудрый ответ Александра произвел должное впечатление на хана Батыя, и он с миром отпустил его.
Святой князь Александр Невский вместе с великим князем Владимирским еще не раз посещали Золотую Орду. Благодаря их мудрым действиям и миролюбивой политике татарские ханы согласились предоставить русскому народу множество жизненно важных для него облегчений. По возвращении домой из очередной поездки в Орду святой благоверный князь Александр неожиданно заболел и 14 ноября 1263 года скончался. Произошло это печальное для всей Руси событие в Городце.
Русской православной церковью Александр Невский был причислен к лику святых. В 1724 году, во время правления Петра I, мощи русского князя были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Петр Великий установил также празднование памяти благоверного князя Александра Невского 30 августа по старому стилю, то есть в тот день, когда состоялось подписание Ништадского мирного договора со Швецией (в настоящее время даты празднования изменены).
В 1725 году по приказу русской императрицы Екатерины I был учрежден орден Александра Невского, который считался одной из высочайших наград в царской России. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, этот орден получил вторую жизнь. Вручался он боевым командирам за обеспечение успешных действий вверенных им частей и подразделений во время боя с противником.
Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господом предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостиво на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, ко святей иконе твоей ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия. Ты в житии твоем ревнитель и защитник православныя веры был еси: и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси: и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси: и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на небесех царствуеши: исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею багодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святитель Геннадий Цареградский
Ангелом-хранителем мужчин, родившихся в сентябре и названных именем Геннадий, является святитель Геннадий Цареградский, о благочестивой жизни и христианских подвигах которого Православная церковь вспоминает 13 сентября (31 августа по старому стилю).
О патриархе Цареградском Геннадии известно из книги «Луг духовный», написанной преподобными иноками Софронием и Иоанном из обители Салама вблизи города Александрии, которые при святителе Геннадии были священниками Константинопольской церкви.
Патриарх Цареградский (Константинопольский) Геннадий вступил на патриарший престол в 458 году, в эпоху правления святого благоверного императора Льва Великого (457–474). Геннадий обладал исключительными личными качествами: терпением, кротостью, суровым воздержанием и целомудрием. За святую богоугодную жизнь Господь даровал патриарху способность творить чудеса.
В церковном предании сохранился рассказ об одном случае: однажды живописец пренебрег церковным каноном и написал образ Иисуса Христа с чертами языческого бога Зевса. Подобное святотатство было наказано – рука живописца лишилась былой силы и высохла. Согрешивший художник покаялся и открыто исповедал свой грех святителю Геннадию. Патриарх отпустил ему грех, вознес молитву о здравии художника, после чего тот исцелился.
Святитель Геннадий неустанно заботился об исправлении клира. Он прекратил безобразия, имевшие место до его прихода к власти в Константинопольской церкви. Созвал Поместный собор, который осудил ересь Евтихия и очистил церковь от его лжеучения. Патриарх наложил запрет на рукоположение в священнический сан за плату. С этих пор все желающие посвятить свою жизнь Господу и принять сан священника должны были тщательно изучить Священное Писание и наизусть цитировать Псалтырь.
Патриарх Геннадий построил в столице Византии храм, посвященный святому Иоанну Предтече. В этот же период благочестивый римский сенатор Студий приехал в Константинополь и основал монастырь, известный впоследствии как Студийский.
Святитель Геннадий возглавлял Константинопольскую церковь 13 лет. Он рукоположил в сан священника преподобного Даниила Столпника, написал «Окружное послание против симонии», утвержденное собором 459 года. В 471 году от Рождества Христова святитель Геннадий, патриарх Цареградский, мирно предал душу Господу.
Мученица Василиса
Девочек, родившихся в середине сентября, принято называть в честь мученицы Василисы, день памяти которой Православная церковь празднует 16 сентября (3 сентября по старому стилю).
Василиса родилась в Никодимии во второй половине III века. Родители ее вели благочестивую жизнь, соблюдали Законы Божьи и воспитывали свою дочь в их духе. Василиса с малых лет возлюбила Господа всей душой. На фоне сверстниц она выделялась удивительным смирением, послушанием и состраданием к ближним. По достижении девяти лет от роду девочка решила посвятить свою жизнь служению Всевышнему и выбрала путь проповедования. Ежедневно юная христианка выходила на улицы родного города и рассказывала жителям об Иисусе, его жизненном пути, распятии и последующем воскресении. Она призывала грешников покаяться и принять святое крещение, чтобы избежать расплаты за содеянное в день Страшного суда.
Весть о пылких проповедях юной подвижницы дошла до Александра, который в то время правил городом. Будучи ярым приверженцем язычества, градоначальник пришел в неописуемый гнев и приказал доставить Василису во дворец. Александр попытался склонить девочку к отречению от Христа, уговорами и угрозами принуждая ее к принесению жертвы языческим идолам. Но Василиса, несмотря на нежный возраст, отвечала на все слова правителя столь разумно и убедительно, что казалось, это говорит умудренный жизненным опытом человек. Искренняя и твердая вера повергли в изумление всех присутствовавших при беседе.
Убедившись в тщетности своих усилий, Александр приказал подвергнуть Василису пыткам. Стражники связали девочку и принялись избивать ее палками. Однако мученица стойко переносила все издевательства, не издавая ни единого стона. Язычники, взбешенные смирением святой, принялись за дело с особым усердием. К изумлению собравшейся толпы на теле Василисы не оставалось следа от страшных ударов. Благодаря Божиему промыслу святая оставалась невредимой.
Тогда правитель велел подвесить девочку над костром, обещая прекратить мучения, как только она отречется от своей веры. Однако пламя не коснулось Василисы. Даже из раскаленной печи, куда палачи бросили связанную мученицу, святая вышла без каких-либо повреждений. Дикие хищники, в клетку с которыми бросили Василису, смиренно улеглись подле ее ног. Это чудесное явление стало последней каплей, заставившей усомниться градоначальника в истинности языческой веры.
Александр раскаялся во всех своих грехах, воочию убедившись во всемогуществе Единого Бога. Он пал ниц и, припав к ногам святой, принялся вымаливать прощение. Спустя некоторое время правитель принял святое крещение и доказал верность Иисусу благочестивыми деяниями.
Смерть мученицы Василисы была мирной. После кончины ее останки были погребены со всеми подобающими почестями. Православная церковь за особые заслуги и верное служение Господу причислила ее к лику святых.
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра – распространителя легального контента ООО “ЛитРес”.
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Похожие книги
2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах.
Уникальность должна быть от 85% и выше.
3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.
4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.
5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).
2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.
3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).
2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.
3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net