Молитва геннадию цареградскому

Данная статья содержит: молитва геннадию цареградскому - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский

Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский, был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого (457-474). О его жизни известно из книги “Луг духовный”, где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна. Эти иноки при Патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию (память 4 августа), в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник Патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: “Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви”. На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась.

Для устранения возникших в Церкви беззаконных действий и лжеучений святитель Геннадий созвал Поместный Собор, на котором была осуждена ересь Евтихия и запрещена симония (посвящение в сан за мзду). Святитель заботился о том, чтобы лица, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтирь.

Во время патриаршества святителя Геннадия в Константинополе был построен храм в честь святого Иоанна Предтечи. Тогда же некий сенатор Студий, пришедший из Рима, основал монастырь, который стал известен впоследствии как “Студийский”. Церковным экономом при святом Патриархе Геннадии был преподобный Маркиан (память 10 января). Святитель рукоположил во пресвитера преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Святитель Геннадий был автором бесед и толкования на пророка Даниила (сочинения до нас не дошли). Известно его “Окружное послание против симонии”, утвержденное Собором 459 года. Святитель Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 году.

Однажды во время ночной молитвы святителю было возвещено, что после его смерти на его паству будут сильные нападения врага. Он непрестанно возносил молитвы о мире Церкви, чтобы Господь сохранил ее неодоленной вратами ада.

ГЕННАДИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого. О его жизни известно из книги “Луг духовный”, где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна. Эти иноки при патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию, в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: “Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви”. На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась.

Для устранения возникших в Церкви беззаконных действий и лжеучений святитель Геннадий созвал Поместный Собор в 459 году, на котором была осуждена ересь Евтихия и запрещена симония. Около 470 года вместе с преподобным Маркеллом Апамейским святитель возглавил ход монахов против назначения арианина Патрикия, сына Аспара, кесарем и наследником престола. Святитель заботился о том, чтобы лица, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтирь.

Во время патриаршества святителя Геннадия в Константинополе был построен храм в честь святого Иоанна Предтечи. Тогда же некий сенатор Студий, пришедший из Рима, основал монастырь, который стал известен впоследствии как “Студийский”. Церковным экономом при святом Патриархе Геннадии был преподобный Маркиан. Святитель рукоположил во пресвитера преподобного Даниила Столпника.

По свидетельству Геннадия Массилийского, он был “мужем красноречивым, острого ума, обогащенного чтением древних, сочинившим много бесед”.

Святитель Геннадий был автором бесед и толкования на пророка Даниила (сочинения до нас не дошли). Известно его “Окружное послание против симонии”, утвержденное Собором 459 года [1].

Святитель Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 году.

Использованные материалы

[1] “Кормчая книга” изд. 1834 г., ч. I, стр. 108

13 сентября. Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы. Священномученика Киприана, еп. Карфагенского. Святителя Геннадия, патриарха Цареградского.

Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы (395–408).

Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258).

Свт. Геннадия, патриарха Цареградского (471).

Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.).

Сщмчч. Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

и за четверг (под зачало): Гал., 208 зач., III, 23 – IV, 5. Мк., 25 зач., VI, 30–45.

Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Богоро́дице при́снодево,/ челове́ков покро́ве,/ ри́зу и по́яс пречи́стаго твое́го́ телесе́,/ держа́вное гра́ду твое́му́ обложе́ние дарова́ла еси́,/ безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи,/ о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя./ те́мже мо́лим Тя мир гра́ду твое́му́ дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Честна́го по́яса твое́го́ положе́ние/ пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм/ и приле́жно взыва́ет Ти:/ ра́дуйся, Де́во,// христиа́н похвало́.

Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16, 18). Потому что невозможно изменить то, что совершил Христос. Дух Святой будет жить и действовать в Церкви до скончания века, до Cтрашного Суда, который будет явлен нам не только в таинстве, но и в реальности нашей загробной жизни. Дух Святой будет жить и действовать, и Царство Божие будет открываться каждому, кто принимает Святое Крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, кто исповедует Бога Единого в Троице поклоняемого, кто хранит веру и кто через Церковь и Божественное Таинство Святой Евхаристии соединяется с Господом в славе Его, будучи еще здесь, на грешной и обремененной человеческими страданиями и горем земле.

Ясе­но­вац (хорв. Jasenovac) – си­сте­ма ла­ге­рей смер­ти, со­здан­ная уста­ша­ми (хор­ват­ски­ми фа­ши­ста­ми) в ав­гу­сте 1941 го­да. Рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии Неза­ви­си­мо­го Хор­ват­ско­го го­су­дар­ства, со­труд­ни­чав­ше­го с на­цист­ской Гер­ма­ни­ей, в 60 км от За­гре­ба.

Звер­ско­му об­ра­ще­нию с за­клю­чен­ны­ми ужа­са­лись да­же на­ци­сты.

Но­во­му­че­ни­ки Ясе­но­вац­кие – пра­во­слав­ные уз­ни­ки в Хор­ва­тии, при­няв­шие му­че­ни­че­скую смерть в 1941–1944 го­дах. По раз­лич­ным сви­де­тель­ствам, в го­ды Вто­рой ми­ро­вой вой­ны в за­стен­ках Ясе­но­ва­ца бы­ло уни­что­же­но ты­ся­чи пра­во­слав­ных сер­бов, мно­гие из ко­то­рых по­гиб­ли за вер­ность Пра­во­сла­вию. Ар­хи­ерей­ский Со­бор Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви про­сла­вил со­бор но­во­му­че­ни­ков Ясе­но­вац­ких. Их име­на вклю­че­ны в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния их па­мя­ти 31 ав­гу­ста (13 сен­тяб­ря).»

В трид­ца­тых го­дах из род­ных у него оста­лись бра­тья, один из ко­то­рых жил в Поль­ше, дру­гой – свя­щен­ство­вал в Твер­ской об­ла­сти, и дочь-де­ви­ца, ко­то­рая и по­мо­га­ла пре­ста­ре­ло­му от­цу. До 1929 го­да о. Ми­ха­ил имел хо­зяй­ство, со­сто­яв­шее из ло­ша­ди, ко­ро­вы, трех де­ся­тин зем­ли и пя­ти­де­ся­ти се­мей пчел, но в том го­ду все хо­зяй­ство и иму­ще­ство бы­ло изъ­ято, дом был ото­бран, и они с до­че­рью по­се­ли­лись в цер­ков­ной сто­рож­ке. Са­мо­го свя­щен­ни­ка вла­сти то­гда не аре­сто­ва­ли и не вы­сла­ли, по­ла­гая, что по­сколь­ку свя­щен­ни­ку уже за семь­де­сят лет, то он сам вско­ре умрет или не в си­лах бу­дет слу­жить, и то­гда храм все рав­но бу­дет за­крыт.

Это­го, од­на­ко, не слу­чи­лось – свя­щен­ник слу­жил и слу­жил, а его пре­клон­ный воз­раст и бли­зость смер­ти при­да­ва­ли ему еще бо­лее ре­ши­мо­сти и дерз­но­ве­ния. И он не упус­кал ни од­ной воз­мож­но­сти для про­по­ве­ди. За эту рев­ность по Бо­гу и о спа­се­нии душ вве­рен­но­го ему Гос­по­дом сло­вес­но­го ста­да при­хо­жане лю­би­ли его и го­то­вы бы­ли все­гда прий­ти к нему на по­мощь.

Вла­сти, ви­дя ре­ши­мость и непре­клон­ность свя­щен­ни­ка, на­ча­ли его пре­сле­до­вать. Поль­зу­ясь тем, что цер­ков­ная сто­рож­ка, где жил о. Ми­ха­ил, сто­я­ла за пре­де­ла­ми цер­ков­ной огра­ды, рай­он­ный и об­ласт­ной ис­пол­ко­мы по­ста­но­ви­ли вы­се­лить свя­щен­ни­ка, отобрать у хра­ма зда­ние сто­рож­ки для раз­ме­ще­ния в нем ве­те­ри­нар­ной ле­чеб­ни­цы. Пред­се­да­тель Дым­цев­ско­го сель­со­ве­та стал тре­бо­вать, чтобы свя­щен­ник ушел из сто­рож­ки, он при­хо­дил к нему с этим тре­бо­ва­ни­ем неод­но­крат­но, но о. Ми­ха­ил вся­кий раз от­ве­чал, что ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не по­кинет цер­ков­но­го зда­ния.

То­гда в вос­кре­се­нье 25 мар­та 1936 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та ве­лел вы­ста­вить ра­мы в сто­рож­ке, и так как в это вре­мя на ули­це бы­ло еще очень хо­лод­но, то он на­де­ял­ся, что свя­щен­ник сам уй­дет из до­ма. Но это­го не слу­чи­лось. В тот же день о. Ми­ха­ил по­сле вос­крес­но­го бо­го­слу­же­ния и про­по­ве­ди ска­зал, что по­сколь­ку сель­со­вет вы­нул у него в до­ме ра­мы, то он об­ра­ща­ет­ся к при­хо­жа­нам, чтобы они про­си­ли вла­сти вер­нуть ему ра­мы, так как на дво­ре еще хо­лод­но.

В хра­ме в это вре­мя при­сут­ство­ва­ло око­ло ста пя­ти­де­ся­ти че­ло­век, и все они пря­мо из хра­ма по­шли к сель­со­ве­ту. Пред­се­да­тель, на­пу­ган­ный иду­щей к сель­со­ве­ту тол­пой, за­пер все две­ри и спря­тал­ся. Лю­ди, най­дя все две­ри за­пер­ты­ми, ста­ли хо­дить во­круг до­ма, и, зная, что пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­хо­дит­ся внут­ри, кри­ча­ли ему, чтобы он воз­вра­тил окон­ные ра­мы, но тот ни­ка­ких при­зна­ков жиз­ни из до­ма не по­да­вал, и при­хо­жа­нам при­шлось в кон­це кон­цов разой­тись.

Ра­мы не бы­ли воз­вра­ще­ны, но о. Ми­ха­ил не ушел из цер­ков­ной сто­рож­ки; при­хо­жа­нам он го­во­рил: «Я из до­ма ни­ку­да не пой­ду, я стар и ни­че­го не бо­юсь». Вы­се­лить его из цер­ков­ной сто­рож­ки на­силь­но мест­ные вла­сти не по­сме­ли, и он с тем же бес­стра­ши­ем про­дол­жал слу­жить и про­по­ве­до­вать. К Па­схе то­го же го­да за ис­прав­ную служ­бу он был на­граж­ден ар­хи­ере­ем на­перс­ным кре­стом.

Толь­ко через год, при на­ступ­ле­нии по­все­мест­ных го­не­ний, о. Ми­ха­ил был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бе­жец­кую тюрь­му. Неза­дол­го пе­ред этим свя­щен­ни­ку ис­пол­ни­лось семь­де­сят де­вять лет; он тя­же­ло бо­лел и в те­че­ние несколь­ких ме­ся­цев не вста­вал с по­сте­ли, пе­ре­дви­гал­ся толь­ко с по­мо­щью до­че­ри. При­е­хав­шие со­труд­ни­ки НКВД, под­няв за ру­ки и за но­ги, за­бро­си­ли его в ма­ши­ну и увез­ли в тюрь­му. Вы­зван­ный для ме­ди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния врач по­ста­вил ди­а­гноз: мио­кар­дит, и как след­ствие – отеч­ность ног; пол­ное от­сут­ствие зу­бов, стар­че­ская дрях­лость. К физи­че­ско­му тру­ду тю­рем­ный врач при­знал его непри­год­ным.

– Ка­кие про­по­ве­ди и на­став­ле­ния вы да­ва­ли ве­ру­ю­щим, ка­са­ю­щи­е­ся со­вет­ской вла­сти?

– Я ве­ру­ю­щим про­по­ве­до­вал ча­сто, но о со­вет­ской вла­сти и по­ли­ти­ке ни­че­го не го­во­рил.

– В мар­те ме­ся­це се­го го­да вы про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих и ор­га­ни­зо­ва­ли мас­со­вое вы­ступ­ле­ние ве­ру­ю­щих с тре­бо­ва­ни­ем к сель­со­ве­ту воз­вра­ще­ния вам до­ма. Под­твер­жда­е­те это?

– 25 мар­та я дей­стви­тель­но про­по­ве­до­вал в церк­ви, а по­сле служ­бы я ве­ру­ю­щим ска­зал, что сель­со­вет у ме­ня вы­нул ра­мы из до­ма, я про­сил их, чтобы они по­шли и по­про­си­ли сель­со­вет вер­нуть мне ра­мы, так как вре­мя бы­ло еще хо­лод­ное. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые при­сут­ство­ва­ли в церк­ви, а их при­сут­ство­ва­ло при­мер­но 100–150 че­ло­век, все по­шли тре­бо­вать ра­мы у пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та, но ра­мы сель­со­вет не вер­нул.

– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии о про­ве­де­нии ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?

– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.

– Вы от­ри­ца­е­те свою пре­ступ­ность в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, но след­стви­ем и сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми точ­но уста­нов­ле­но, что вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность; тре­бу­ем прав­ди­вых по­ка­за­ний.

– По­вто­ряю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил, а про­по­ве­ди ве­ру­ю­щим го­во­рил.

2 ав­гу­ста след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и де­ло на­прав­ле­но на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД, ко­то­рая 10 ав­гу­ста при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ко­су­хи­на к рас­стре­лу.

В ре­зуль­та­те ли дей­ствий сле­до­ва­те­ля Го­ло­фа­ста, ко­то­рый до­пра­ши­вал о. Ми­ха­и­ла, или тя­же­лых усло­вий со­дер­жа­ния в пе­ре­пол­нен­ной ка­ме­ре тюрь­мы, но у свя­щен­ни­ка ока­за­лось сло­ман­ным ле­вое бед­ро, он не мог хо­дить и не смог бы до­брать­ся до ме­ста рас­стре­ла. 16 ав­гу­ста по рас­по­ря­же­нию адми­ни­стра­ции тюрь­мы о. Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден в Бе­жец­кую го­род­скую боль­ни­цу, где про­жил, при­го­во­рен­ный к рас­стре­лу, 29 дней и 13 сен­тяб­ря 1937 го­да скон­чал­ся.

Священномученики Александр Любимов, пресвитер, и Владимир Двинский, диакон

Отец Алек­сандр Лю­би­мов ро­дил­ся в 1884 го­ду в де­ревне По­лонск Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. За­кон­чив в 1905 го­ду Псков­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, он по­сту­пил ра­бо­тать учи­те­лем в при­ход­скую шко­лу. Через год был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во иерея к Свя­то-Тро­иц­ко­му ка­фед­раль­но­му со­бо­ру во Пско­ве. В 1907 го­ду он был на­зна­чен в Ильин­ский храм По­лон­ско­го по­го­ста Псков­ской гу­бер­нии. Это был мно­го­чис­лен­ный при­ход, при ко­то­ром дей­ство­ва­ла бо­га­дель­ня. Отец Алек­сандр вел ши­ро­кую пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность, яв­ля­ясь за­ко­но­учи­те­лем сра­зу в че­ты­рех шко­лах. Диа­ко­ном в Ильин­ском хра­ме слу­жил Вла­ди­мир Двин­ский. Сов­мест­ное мно­го­лет­нее слу­же­ние свя­за­ло их уза­ми ду­хов­но­го род­ства.

Отец Вла­ди­мир Двин­ский про­ис­хо­дил из ро­да свя­щен­но­слу­жи­те­лей, отец его так­же слу­жил в По­лон­ске, се­мья Двин­ских жи­ла в ро­до­вой усадь­бе, ко­то­рая рас­по­ла­га­лась ря­дом с Ильин­ской цер­ко­вью. Отец Вла­ди­мир, кро­ме ис­пол­не­ния сво­их диа­кон­ских обя­зан­но­стей, мно­го лет тру­дил­ся на по­при­ще ду­хов­но­го про­све­ще­ния. Он со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем в двух зем­ских шко­лах. И сво­им де­тям, ко­то­рых бы­ло пя­те­ро, он ста­рал­ся дать об­ра­зо­ва­ние. Все­го в Ильин­ской церк­ви он про­слу­жил 40 лет, 30 из ко­то­рых в сане диа­ко­на.

По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та отец Алек­сандр и отец Вла­ди­мир про­дол­жа­ли сов­мест­ное слу­же­ние на сво­ем при­хо­де. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Цер­ковь, оба свя­щен­но­слу­жи­те­ля оста­ва­лись вер­ны­ми сво­е­му дол­гу: про­по­ве­ды­ва­ли, разъ­яс­ня­ли суть про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий и при­зы­ва­ли при­хо­жан от­ста­и­вать цер­ков­ное иму­ще­ство. 10 сен­тяб­ря 1918 го­да оба свя­щен­но­слу­жи­те­ля бы­ли аре­сто­ва­ны по до­но­су. По­сле ко­рот­ко­го до­про­са от­де­лом Пет­ро­град­ской ЧК они бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу. При­го­вор был немед­лен­но при­ве­ден в ис­пол­не­ние, рас­стрел про­из­во­ди­ла груп­па че­ки­стов в ро­ще за По­лон­ским по­го­стом.

Текст книги "Как у ангелов-хранителей помощи просить – Ирина Волкова"

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Агница Твоя Иисусе Сусанна, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.

Святитель Тихон Задонский

26 августа (13 августа по старому стилю) Православная церковь вспоминает о христианских подвигах и благочестивой жизни святителя Тихона Задонского. Младенцев мужского пола, рожденных в этот или ближайшие к нему дни, принято называть в его честь.

В 1724 году в семье причетника села Короцк Валдайского уезда родился мальчик, которого нарекли Тихоном. Вскоре после появления младенца на свет отец умер. Семья, и без того не отличавшаяся особым состоянием, лишившись кормильца, стала претерпевать различные лишения.

Тихон был единственной надеждой и опорой матери, благодаря чему ему удалось избежать рекрутской службы. Это событие помогло ему сохранить душевную чистоту и не противоречить Законам Божиим.

Юношей Тихон поступил в Новгородскую семинарию, которую закончил с отличием, и постепенно занял место наставника над молодыми священнослужителями. За годы учебы и службы в семинарии Тихону было несколько видений, а однажды благодаря Божиему провидению ему удалось избежать смерти. Все это и горячая любовь к Иисусу подтолкнули его к принятию важного решения. В 1758 году Тихон принял монашеский постриг.

После года монашества Тихона за особые просветительские заслуги назначили ректором Тверской семинарии. Приступив к службе на новом месте, святитель решил усовершенствовать уроки богословия и начал читать лекции на русском языке вместо латинского. Его выступления получили широкую известность среди православных христиан. Послушать Тихона собирались не только студенты, но и простые верующие.

В 37-летнем возрасте Тихон был рукоположен в сан епископа, после чего занимал пост викария в Новгороде. С 1763 по 1767 год святитель продолжал свое служение в Воронеже, где стоял во главе кафедры. Все эти годы Тихон неуклонно вел проповедь веры Христовой на родном языке, призывая подотчетных священнослужителей следовать его примеру.

Известно множество случаев, когда благодаря силе Божественного слова Тихону удавалось наставить людей на путь истинный. Так, во время празднования в честь языческого бога Ярилы, традиции которого сохранились в Воронеже со времен повсеместного идолопоклонничества, он обратился с горячей проповедью к бесчинствующим жителям. Речь святителя была настолько убедительной, что с того дня подобное не повторялось ни разу.

Святитель обратил внимание на то, что здоровье его заметно ухудшилось. Тихон испросил дозволения удалиться от дел и поселился в Задонской обители. Здесь он большую часть времени тратил на усердные молитвы, чтение Священного Писания и составление нравоучений для потомков. Кроме того, святой занимался благотворительностью, помогая нищим и обездоленным, страждущим и сомневающимся решить свои проблемы, выступая для них в роли защитника и ходатая перед Господом. Не гнушался Тихон посещения тюрем. И после беседы с ним многие заключенные приходили к искреннему раскаянию.

О несравненном смирении и удивительно незлобивом характере святителя дошли до наших дней свидетельствования очевидцев. Однажды во время философской беседы с Тихоном дерзкий дворянин в порыве гнева ударил святителя по лицу. Епископ кинулся в ноги к своему обидчику и принялся вымаливать прощение, что по незлому умыслу привел его ко греху. Дворянин был поражен подобным смирением и жертвенностью. Позднее он раскаялся во всех прегрешениях и принял христианство.

За беззаветное служение и преданную любовь Господь наделил Тихона Задонского даром чудотворения, провидения и чтения чужих мыслей. За помощью и наставлением к епископу обращались не только простые люди, но и члены царской семьи. Когда Александр I пребывал в младенческом возрасте, святитель предсказал точные временные рамки многих событий из его жизни. В том числе он рассказал о ходе войны с французами и победе русского войска. Умер Тихон Задонский в 1783 году. Останки его были погребены в земле. А спустя более полувека были обретены его нетленные мощи. А через некоторое время Православная церковь причислила праведника к лику святых.

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.

Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающего нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Мученики Адриан и Наталия

Небесное покровительство младенцам, родившимся в сентябре, оказывают святые угодники Адриан и Наталия, о благочестивой жизни и христианских подвигах которых Православная церковь вспоминает 8 сентября (26 августа по старому стилю). Называть появившихся на свет в этот день принято в их честь.

Молодые супруги Андриан и Наталия жили в городе Никомидии, что находился в Вифинской области. Муж был приверженцем языческой веры и состоял на службе в судебной палате при императоре Максимиане (305–311). Его жена Наталия была тайной христианкой. Во времена правления императора Максимиана Галерия по стране прокатилась очередная волна жестоких гонений христиан. Повсюду проводились аресты и казни приверженцев Иисуса.

Однажды воины доставили на суд почти два десятка верующих, которые пытались укрыться от преследователей в пещере. Адриан должен был переписать имена пленников. Ему стало любопытно, почему они идут на такие муки. Христиане отвечали ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Боглюбящим Его» (Первое послание к Коринфянам, 2:9). Слова праведников тронули сердце Адриана, твердость их убеждений не оставляла сомнений в истинности христианской веры. Бывший язычник раскаялся и добровольно разделил их участь. Вскоре его позвали к императору, который уговорами и угрозами попытался склонить его к отречению от Христа. Но Адриан отказался, подтвердив во всеуслышание, что познал истинного Бога и останется верен ему до конца дней своих.

Узнав об аресте мужа, Наталия пришла к нему в темницу, чтобы поддержать и укрепить его веру. После вынесения смертного приговора Адриана отпустили домой попрощаться с супругой. Увидев мужа на свободе, Наталия решила, что он отрекся от Христа, и не отворила дверь. Адриан возвратился в темницу и вместе с другими христианами претерпел страшные муки: перед казнью всем христианам молотом перебили конечности и жестоко избили. Наталия присутствовала на пытках и всячески укрепляла душевную стойкость мучеников, призывала их не думать о телесных страданиях и благодарить Господа за предоставленную честь принять мученический венец во имя Всевышнего. Она молилась о спасении душ язычников и о том, чтобы ей не довелось больше выходить замуж.

После свершения казни тела святого Адриана и других мучеников намеревались сжечь в печи, но тут небеса разверзлись проливным дождем. Печь залило, а молнией были убиты несколько палачей.

Спустя несколько дней после расправы над христианами к молодой и богатой вдове Адриана посватался один из тысяченачальников Максимиана. В ту же ночь в сонном видении Наталии явился покойный супруг, который сказал, что вскоре они снова будут вместе. Так и случилось: Наталия мирно скончалась на гробе Адриана в Византии, куда она перевезла его тело.

О священная двоице, святии мученицы Христовы, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы!

Услышите нас, молящихся вам со слезами, и ниспослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших!

Ей, святии мученицы! Приимите глас моления нашего, и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от внезапныя смерти и от всех бед, печалей и болезней, да присно вашими молитвами и предстательством укрепляеми, прославим Господа Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Благоверный князь Александр Невский

Память святого благоверного князя Александра Невского Русская православная церковь отмечает два раза – 12 сентября (30 августа по старому стилю) и 6 декабря (23 ноября по старому стилю). Святой считается Ангелом-хранителем для мальчиков, родившихся в эти и ближайшие к ним дни и названных его именем.

Благоверный князь Александр Невский родился в 1220 году. Он был сыном новгородского князя Ярослава Всеволодовича и внуком великого князя Всеволода Большое Гнездо. Благодаря своей матери, княгине Феодосии, Александр получил хорошее по меркам того времени образование и был воспитан в лучших христианских традициях.

В 1236 году князь Александр вступил на новгородский престол, а через три года он взял в жены полоцкую княжну Александру Брячиславну.

В первые годы своего правления первостепенной заботой князя стало укрепление обороны Новгорода, так как к восточным границам княжества вплотную приблизились монголо-татарские полчища. С этой целью по его приказанию на реке Шелони было построено несколько оборонительных крепостей.

Однако до монголо-татаркого нашествия было еще далеко. В то время свободе Русской земли угрожали западные соседи – немцы, литовцы и шведы. Молодому князю предстояло сдержать их натиск.

Папа Римский Иннокентий IV стремился объединить под своей властью всю Европу. На то, что Русская православная церковь согласится добровольно перейти под его начало, рассчитывать не приходилось, поэтому владыка решил применить силу и покорить Русскую землю.

В 1237 году он издал указ, подчиняясь которому шведы начали готовиться к Крестовому походу. Папа не только хотел навязать русскому народу католическую веру, но и наказать финнов, которые не желали подчиняться, выступая против засилья католической церкви. Обращаясь к участникам Крестового похода, Папа обещал им полное отпущение грехов, а тем, кто погибнет в сражении, – вечное блаженство.

В 1240 году многочисленное и хорошо подготовленное шведское войско приблизилось к русским границам, высадившись на берегу Невы, в устье реки Ижоры. Новгородская дружина во главе с князем Александром была готова оказать достойный отпор натиску шведов. Помолившись в соборе Святой Софии об успешном завершении поединка, новгородцы выступили навстречу противнику. Обещало победу и совершившееся незадолго до сражения Божественное знамение: одному из дружинников Александра, Пелгусию, явились во сне святые князья Борис и Глеб. Действительно, 15 июля 1240 года новгородцы атаковали и наголову разбили шведское войско.

Однако латинский мир не собирался оставлять православную Русь в покое. Русскую землю ожидал новый удар с запада. На этот раз угроза исходила от воинствующего религиозного Ливонского ордена меченосцев, которые с помощью огня и меча насаждали католичество среди народов Балтии. Поход меченосцев на русские города начался успешно: захватив Юрьев и Псков, они стремительно продвигались в глубь земли русской – к Новгороду.

Князя же Александра в это время в Новгороде не было: он вынужден был удалиться в Суздаль из-за начавшихся в Новгороде беспорядков. Однако, узнав о приближении к городу рыцарей Ливонского ордена, новгородцы стали просить князя вернуться, чтобы защитить их. Забыв о былых обидах, Александр выполнил просьбу жителей Новгорода. Он прибыл в город, собрал дружину и, не дожидаясь нашествия врага, двинулся ему навстречу. Русское войско отвоевало у Ливонского ордена русский город Псков. Окончательную же победу над меченосцами Александр одержал в ходе Ледового побоища, произошедшего 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Эта битва настолько истощила силы ливонских рыцарей, что они отказались от мысли о дальнейшем продвижении по Русской земле.

Папа Иннокентий IV, решив, что силой Русь не покорить, в 1251 году решил направить к русскому князю двух своих посланников-кардиналов с предложением принять покровительство Римской католической церкви. Однако Александр ответил решительным отказом. Таким образом, он стал не только первым, но и единственным в Европе светским правителем, который отказался подчиниться власти западной церкви, сохранив за собой полноправную власть над русскими землями.

Вскоре слухи о доблести и несокрушимости русского князя дошли до монголо-татарского хана Батыя, и он пожелал увидеть своими глазами славного полководца. Получив напутствие епископа Новгородского и укрепив дух усердными молитвами, Александр отправился в Золотую Орду. Учтиво отказавшись от исполнения языческих обрядов, князь вошел в покои хана и, с почтением поклонившись ему, сказал: «Царь, тебе поклонился я, ибо Бог почтил тебя царством, но тварям не поклонюсь, ибо все создано для человека. Богу же Единому, Которому служу и Которого почитаю, Тому кланяюсь». Мудрый ответ Александра произвел должное впечатление на хана Батыя, и он с миром отпустил его.

Святой князь Александр Невский вместе с великим князем Владимирским еще не раз посещали Золотую Орду. Благодаря их мудрым действиям и миролюбивой политике татарские ханы согласились предоставить русскому народу множество жизненно важных для него облегчений. По возвращении домой из очередной поездки в Орду святой благоверный князь Александр неожиданно заболел и 14 ноября 1263 года скончался. Произошло это печальное для всей Руси событие в Городце.

Русской православной церковью Александр Невский был причислен к лику святых. В 1724 году, во время правления Петра I, мощи русского князя были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Петр Великий установил также празднование памяти благоверного князя Александра Невского 30 августа по старому стилю, то есть в тот день, когда состоялось подписание Ништадского мирного договора со Швецией (в настоящее время даты празднования изменены).

В 1725 году по приказу русской императрицы Екатерины I был учрежден орден Александра Невского, который считался одной из высочайших наград в царской России. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, этот орден получил вторую жизнь. Вручался он боевым командирам за обеспечение успешных действий вверенных им частей и подразделений во время боя с противником.

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господом предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостиво на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, ко святей иконе твоей ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия. Ты в житии твоем ревнитель и защитник православныя веры был еси: и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси: и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси: и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на небесех царствуеши: исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею багодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Геннадий Цареградский

Ангелом-хранителем мужчин, родившихся в сентябре и названных именем Геннадий, является святитель Геннадий Цареградский, о благочестивой жизни и христианских подвигах которого Православная церковь вспоминает 13 сентября (31 августа по старому стилю).

О патриархе Цареградском Геннадии известно из книги «Луг духовный», написанной преподобными иноками Софронием и Иоанном из обители Салама вблизи города Александрии, которые при святителе Геннадии были священниками Константинопольской церкви.

Патриарх Цареградский (Константинопольский) Геннадий вступил на патриарший престол в 458 году, в эпоху правления святого благоверного императора Льва Великого (457–474). Геннадий обладал исключительными личными качествами: терпением, кротостью, суровым воздержанием и целомудрием. За святую богоугодную жизнь Господь даровал патриарху способность творить чудеса.

В церковном предании сохранился рассказ об одном случае: однажды живописец пренебрег церковным каноном и написал образ Иисуса Христа с чертами языческого бога Зевса. Подобное святотатство было наказано – рука живописца лишилась былой силы и высохла. Согрешивший художник покаялся и открыто исповедал свой грех святителю Геннадию. Патриарх отпустил ему грех, вознес молитву о здравии художника, после чего тот исцелился.

Святитель Геннадий неустанно заботился об исправлении клира. Он прекратил безобразия, имевшие место до его прихода к власти в Константинопольской церкви. Созвал Поместный собор, который осудил ересь Евтихия и очистил церковь от его лжеучения. Патриарх наложил запрет на рукоположение в священнический сан за плату. С этих пор все желающие посвятить свою жизнь Господу и принять сан священника должны были тщательно изучить Священное Писание и наизусть цитировать Псалтырь.

Патриарх Геннадий построил в столице Византии храм, посвященный святому Иоанну Предтече. В этот же период благочестивый римский сенатор Студий приехал в Константинополь и основал монастырь, известный впоследствии как Студийский.

Святитель Геннадий возглавлял Константинопольскую церковь 13 лет. Он рукоположил в сан священника преподобного Даниила Столпника, написал «Окружное послание против симонии», утвержденное собором 459 года. В 471 году от Рождества Христова святитель Геннадий, патриарх Цареградский, мирно предал душу Господу.

Мученица Василиса

Девочек, родившихся в середине сентября, принято называть в честь мученицы Василисы, день памяти которой Православная церковь празднует 16 сентября (3 сентября по старому стилю).

Василиса родилась в Никодимии во второй половине III века. Родители ее вели благочестивую жизнь, соблюдали Законы Божьи и воспитывали свою дочь в их духе. Василиса с малых лет возлюбила Господа всей душой. На фоне сверстниц она выделялась удивительным смирением, послушанием и состраданием к ближним. По достижении девяти лет от роду девочка решила посвятить свою жизнь служению Всевышнему и выбрала путь проповедования. Ежедневно юная христианка выходила на улицы родного города и рассказывала жителям об Иисусе, его жизненном пути, распятии и последующем воскресении. Она призывала грешников покаяться и принять святое крещение, чтобы избежать расплаты за содеянное в день Страшного суда.

Весть о пылких проповедях юной подвижницы дошла до Александра, который в то время правил городом. Будучи ярым приверженцем язычества, градоначальник пришел в неописуемый гнев и приказал доставить Василису во дворец. Александр попытался склонить девочку к отречению от Христа, уговорами и угрозами принуждая ее к принесению жертвы языческим идолам. Но Василиса, несмотря на нежный возраст, отвечала на все слова правителя столь разумно и убедительно, что казалось, это говорит умудренный жизненным опытом человек. Искренняя и твердая вера повергли в изумление всех присутствовавших при беседе.

Убедившись в тщетности своих усилий, Александр приказал подвергнуть Василису пыткам. Стражники связали девочку и принялись избивать ее палками. Однако мученица стойко переносила все издевательства, не издавая ни единого стона. Язычники, взбешенные смирением святой, принялись за дело с особым усердием. К изумлению собравшейся толпы на теле Василисы не оставалось следа от страшных ударов. Благодаря Божиему промыслу святая оставалась невредимой.

Тогда правитель велел подвесить девочку над костром, обещая прекратить мучения, как только она отречется от своей веры. Однако пламя не коснулось Василисы. Даже из раскаленной печи, куда палачи бросили связанную мученицу, святая вышла без каких-либо повреждений. Дикие хищники, в клетку с которыми бросили Василису, смиренно улеглись подле ее ног. Это чудесное явление стало последней каплей, заставившей усомниться градоначальника в истинности языческой веры.

Александр раскаялся во всех своих грехах, воочию убедившись во всемогуществе Единого Бога. Он пал ниц и, припав к ногам святой, принялся вымаливать прощение. Спустя некоторое время правитель принял святое крещение и доказал верность Иисусу благочестивыми деяниями.

Смерть мученицы Василисы была мирной. После кончины ее останки были погребены со всеми подобающими почестями. Православная церковь за особые заслуги и верное служение Господу причислила ее к лику святых.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра – распространителя легального контента ООО “ЛитРес”.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Похожие книги

2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах.

Уникальность должна быть от 85% и выше.

3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.

4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.

5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).

2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.

3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).

2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.

3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net

Оценка 3.4 проголосовавших: 46
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here