«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Тема и идея стихотворения
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Художественные средства
В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.
Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
В чем Мцыри видит счастье
Краткое содержание «Шинель»
Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
Три дня на воле Мцыри
Характеристика Гринёва
Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
Цель побега Мцыри
Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:
Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
1. Аня Поволжская 756
2. Мухаммад Амонов 310
3. Ксения Гурулева 223
4. Мелис Молдоташов 198
5. Лена Севостьянова 171
6. Елена Курлыкова 155
7. Sofia Markevich 154
8. Галина Ткаченко 125
9. Лариса Огудалова 121
10. Диана Метелица 116
1. Ramzan Ramzan 5,674
2. Iren Guseva 4,925
3. Александра Люханчикова 3,122
4. Мухаммад Амонов 3,064
5. Гузель Миннуллина 2,310
6. admin 2,250
7. Алёна Кошкаровская 1,886
8. Елизавета Пякина 1,772
9. Виктория Нойманн 1,738
10. Алёна Хубаева 1,718
Самые активные участники недели:
1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
3. Михаил Воронин – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения
Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва"
«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.
Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.
Главная тема стихотворения
Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.
Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.
В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.
Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.
Структурный анализ стихотворения
В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.
Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.
Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.
Добавить комментарий
Поделиться
Мы ВКонтакте
Мы в Фейсбуке
"Сезоны года" – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.
Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.
«Молитва», М. Ю. Лермонтов: анализ стихотворения
Даже атеистов в смутный час одиночества и печали спасает молитва. М. Ю. Лермонтов не был глубоко верующим человеком, хоть и получил классическое религиозное воспитание, он никогда не просил у Господа лучшей жизни, здоровья, благополучия, но все же в особо тяжкие времена слезно молился, чтобы окончательно не разувериться в своей жизни. Некоторые события натолкнули поэта на написание собственной молитвы. Это произведение заставило автора полностью переосмыслить свою жизнь, и хоть он и не стал верующим человеком, но все же перестал быть закоренелым скептиком и атеистом.
В 1839 году, когда поэту исполнилось 25 лет, он написал стихотворение «Молитва». М. Ю. Лермонтов прожил недолгую жизнь, поэтому этот стих можно отнести к позднему периоду творчества. К этому времени Михаил Юрьевич успел побывать в ссылке, у него изменилось мировоззрение, отношение к обществу и поэзии. Его произведения стали более мудрыми и философскими. Когда писатель вернулся с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, он переосмыслил всю свою жизнь, в которой раньше ему приходилось играть роль дебошира или светского льва. Он понимает, что не в силах что-либо изменить в этом мире. Именно из-за собственного бессилия обращается к Богу Михаил Лермонтов.
«Молитва» была написана после знакомства на одном из светских мероприятий с Марией Щербаковой. Михаил Юрьевич всегда был бунтарем и сначала совершал поступки, а потом их осмысливал. Кавказ его немного успокоил, поэт проникся восточной мудростью, и хоть он и не смирился со своей судьбой, но бросил бессмысленные попытки доказать людям их никчемность и глупость. В Москве писатель посещал много светских раутов и откровенно наслаждался вниманием, которое вызывала его персона у представительниц прекрасной стати. Несмотря на большое количество поклонниц, лишь на скромную и юную Марию Щербакову обратил внимание М. Ю. Лермонтов.
Молитва – это спасение человека в самые тяжкие минуты жизни. Именно об этом поведала Михаилу Юрьевичу девушка. Она утверждала, что только в чистосердечном обращении к Богу он сможет обрести душевный покой и равновесие. Поэт помнил о ее словах, конечно, он не пошел в храм и не стал читать «Псалтырь», но после разговора с Марией он написал стихотворение «Молитва». М. Ю. Лермонтов не просит ничего у Бога, не кается и не занимается самобичеванием, он просто очищает свою душу от бессильной злобы, грусти и тоски.
Время от времени поэта терзали сомнения, стоит ли ему и дальше увлекаться литературой, добиваться своих целей или же все желания и стремления являются лишь самообманом. Но ведь были люди с подобным мировоззрением, это Вяземский, Пушкин, Белинский, и Михаил Юрьевич понимал, что не одинок. Избавиться от сомнений и обрести духовную опору ему помогала слезная молитва.
М. Ю. Лермонтов горячо молился с чувством раскаяния, чтобы очиститься от переживаний и невеселых мыслей, и это действительно помогало. Стихотворение «Молитва» – это попытка укрепить веру в собственные силы и смириться с путем, предначертанным судьбой. Лермонтов раскаивается в собственных слабостях и просит прощения за то, что скрывает за маской свои истинные чувства.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка)
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа, но, в то же время, в его произведениях чувствуется привкус горечи и слышны мотивы безысходности и отчаяния.
Откуда же такой синтез этих противоречивых чувств в душе столь молодого человека? Ответ на этот вопрос следует искать в самой эпохе, историческом окружении поэта. Лермонтов жил в 30-ых годах 19 века, во время смут и застоя. Молодое поколение терзалось переосмыслением наследия прошлого и неясностью будущего. Это была эпоха отсутствия высоких нравственных и духовных идеалов. И Лермонтов в полной мере прочувствовал на себе трагизм «потерянного поколения».
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка)
Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
М.Ю.Лермонтов. Молитва.
Есть в творческом наследии М.Ю.Лермонтова три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва». Обычно молитвой называют проникновенное обращение человека к Богу. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова, которые не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе известны примеры того, как молитва становится особым жанром поэзии, сохраняющим основные черты православной молитвы. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов). По свидетельству современников Михаил Юрьевич не относился к их числу. И все же написал он стихи-молитвы, посвятив их разным людям.
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1838.
Первое из них и наименее известное написано в 1829 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. И, пожалуй, стоит отметить, что при жизни поэта оно не было напечатано.
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835—1838 годы.
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1. Слова. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841);
2. Музыка. Александр Егорович Варламов (1801—1848);
3. Живопись. Василий Григорьевич Перов (1833—1882); показаны 12 его картин.
4. Исполнение. Олег Евгеньевич Погудин.
Шертле. Литография М.А.Щербатовой.
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Понравилось: 10 пользователям
10 Запись понравилась
0 Процитировали
0 Сохранили
0Добавить в цитатник
0Сохранить в ссылки
ХОРОШЕГО ТЕБЕ НАСТРОЕНИЯ, ДОРОГОЙ .
А третья, в таком изумительном исполнении, так прекрасна. Не похожа на его творчество. Спасибо, как интересно!