Данная статья содержит: 3 заповеди молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Заповедь, которую мы нарушаем чаще всего

Чего мы лишаемся в результате

– Отче, о чем говорит третья заповедь Божия?

– Если первые две заповеди учат нас истинному богопочитанию и предостерегают от идолопоклонства, неразумного преклонения перед кумирами, то следующие две научают, что такое благоговение и страх Божий.

Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Мы прямо нарушаем эту заповедь, когда в обычных наших разговорах начинаем божиться или много раз без надобности, лишь для связки слов, а не для того, чтобы молиться, употребляем имя Божие. Страшно грешат против этой заповеди также те, кто употребляет нецензурные слова.

Еще больше мы виновны против третьей заповеди, когда совершаем молитву лишь устами, а ум и сердце у нас заняты совершенно другими вещами, и при этом мы совсем не раскаиваемся. Например, есть люди, которые во время богослужения позволяют себе вычитывать из айфона последние новости или вести переписку с друзьями. Кто-то, стоя на молитве, переживает, как он сегодня выглядит, или ревниво смотрит на своего соседа и всю службу думает: почему он стал на мое место в храме? Жёны часто на службе обеспокоены тем, что приготовить на обед. Или бывает, что христианин, вместо того чтобы в воскресный день идти в храм Божий на литургию, занимается какими-то своими, кажущимися ему неотложными делами. Однако всякое наше пренебрежение богослужением является грехом против третьей заповеди, ибо мы вместо благодарения и славословия Бога выбираем суету.

Тем не менее, рано или поздно вся эта наша житейская суета закончится, настанет Страшный суд Божий и Господь скажет: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21). То есть, если мы даже старались усердно молиться, но за словами нашей молитвы не следовали конкретные добрые поступки, тогда она была напрасной и суетной, ибо мы не исполнили воли Божией.

– Получается, что эта заповедь подразумевает не только благоговейное отношение к Богу, но и внимательное — к людям?

– Безусловно. Безответственное или грубое, развязное или равнодушное отношение к ближним тоже является нарушением третьей заповеди. Подобным образом действий мы, часто даже не давая себе отчета, оскорбляем образ Божий, который есть в каждом человеке.

Впрочем, хуже всего то, что, преступая эту заповедь, мы незаметно лишаем себя покрова благодати Божией.

– Например, человек вычитал молитву скороговоркой, без смирения и сокрушения сердца, и после этого сразу начинает ощущать пустоту. При этом он не понимает её происхождения. Если он сразу не кается, то, в конце концов, совсем перестает молиться или начинает довольствоваться формальным произнесением утром и вечером молитвы «Отче наш». В храме же ему становится совсем трудно стоять. Даже если он молод, у него кружится голова, болят ноги, спина. И он найдет тысячу отговорок, чтобы сюда не ходить.

– Многие, слыша первую часть третьей заповеди, изложенной в Книгах Исход и Второзаконие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» — не обращают внимания на вторую: «Ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».

Всякое наше неблагоговейное отношение к имени Божиему, небрежение молитвой, храмом Божиим, как и неискреннее отношение к ближнему, влечет за собой неминуемое наказание, на которое обрекает себя человек сам. Это может быть недопонимание и разлад в семье, неприятности на работе, скорби, болезни и т.д.

– Четвертая заповедь звучит так: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Ее нужно воспринимать буквально?

– Четвертая заповедь учит нас обязательно после всех суетных дел находить время для благодарения Господа. Если же суета безмерно увлекает и мы теряем связь с Источником нашей жизни — Богом, тогда все становится бессмысленным. Точнее всего такое состояние описал премудрый Соломон: «Суета сует — все суета» (Еккл. 1: 2).

В таком случае человек всю неделю крутится как белка в колесе, все время что-то делает, но ничего не успевает. Ему очень сложно, а точнее, невозможно настроиться на творческий и созидательный труд. Если ему и удается заработать какие-то деньги для семьи, то, как правило, ему платят жестокой неблагодарностью. Здесь четко работает закон духовной жизни. Кто не научился в своей жизни за все благодарить Бога, тот не может ждать благодарности от других.

И наоборот, когда мы каждый воскресный день участвуем в Литургии, которая еще называется Святой Евхаристией, что переводится с греческого на русский язык словом благодарение, тогда мы налаживаем необходимую связь с Творцом нашей жизни, а самое главное — получаем благодатное вдохновение на все наши труды.

– А как быть с сектантами, которые делают акцент на почитании субботы?

– По всей видимости, возвеличивая субботу, они слишком цепляются за букву и не придают значения духу, подобно древним иудеям, многие из которых знали наизусть Священное Писание, но не приняли Христа.

Возможно, это происходит потому, что люди протестантского толка не осознают, насколько тонко бывает действие греха и как он может разрушать человеческую природу.

Протестанты считают, что как только они уверовали — уже спасены. Ощущение своей греховности, осознание глубокой поврежденности человеческой природы страстями им не свойственно. Не потому ли они недооценивают значение Воскресения, а соответственно, воскресного дня? Вместо этого протестанты сектантского толка, так называемые субботники, делают акцент на ветхозаветной субботе. Получается, что они вроде и приближаются к истине, но не могут её вполне познать, потому что их греховность, которую они не видят, приземляет их и не позволяет понять глубочайший смысл Воскресения. А ведь в Пасхе, Воскресении — сердцевина духовной жизни христианина. Мы все стремимся к Воскресению. Если Христос не воскрес, — пишет святой апостол, — то вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15: 14). Поэтому самый главный для нас день не суббота, а воскресение.

Правда, согласно православному церковному уставу, и суббота как богослужебный день особо выделяется среди других дней недели. Великим постом в субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, отменяются земные поклоны, меняется цвет облачений на более светлый и др.

В целом, из всего вышесказанного следует, что третья и четвертая заповеди — одни из самых важных, ибо они настраивают нас на главнейшие христианские добродетели: правильную молитву, благоговейное отношение к Богу и бережное – к людям. А главное — научают началу премудрости — страху Божию.

30 сентября 2016 г.

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Сайт Свято-Троицкого прихода города Бреста (Беларусь)

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОЛИТВЫ И ЗАПОВЕДИ

Молитвы на сон грядущим

Подготовка ко Святому Причащению

Дорогие братья и сестры! Просим вас обратить внимание на существующие в Православной Церкви правила подготовки ко Святому Причащению.

Главная цель подготовки — обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах.

Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Решение по поводу сокращения дней поста должно приниматься с благословения духовника. Необходимым условием подготовки является евхаристический пост — полное воздержание от пищи и питья с по-луночи до святого причащения.

Обязательной частью подготовки ко Святому Причащению считается молитвенное правило, состоящее из трех канонов:

Приняв Святые Тайны, следует не крестясь и не кланяясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы в храме (или прочесть их, придя домой).

Рекомендуемая ссылка с подробным описанием как готовиться ко Святому Причащению.

Полный православный молитвослов можно скачать по ссылке.

Краткая памятка о том, как правильно готовиться к причастию находится здесь.

Заповеди Божии

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. (Евангелие от Матфея, гл.22.ст.37-39)

Десять заповедей Божиих:

(Книга Исход, гл 20, ст.2,4-5,7,8-10,12-17)

Десять заповедей Закона Божия

1. Я, Господь Бог твой; что-бы не было у тебя других богов, кроме Меня.

Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священном Писании: никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.

Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Идолопоклонники имеются и поныне, притом среди тех, кто себя за таковых не считает, и даже среди христиан. Ведь идолопоклонники и те, кто жертвует всем ради денег, ради личной славы, ради вина, угождения чреву или других наслаждений. Всё это – измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему.

Третья заповедь охраняет основу нашего общения с Богом – молитву. Словом Своим Бог сотворил мир, Слово Божие, воплотившись, стало нашим Спасителем. Поэтому и наше слово (ведь мы – образ Божий) имеет великую силу. Нужно осмотрительно произносить каждое слово и в особенности имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, благословения и проповеди. Произнося имя Божие напрасно, мы ослабляем свою способность богообщения. Не произносите имя Божие в пустых и суетных разговорах, а тем более не употребляйте его для подтверждения какой-либо лжи.

В Ветхом Завете суббота была образом покоя Божия по сотворении мира или иначе – Его внутреннебожественной жизни, а тем самым и образом высшей духовной (созерцательной) жизни человека, к которой субботний покой призывал. Для сегодняшних христиан день Господень – это день воскресный; в воспоминание Воскресения Христова. Так же и праздники: красные дни церковного календаря – это дни молитв, чтения Слова Божия и Евхаристии. Первые христиане отлучались от Церкви, если они не причащались два воскресенья подряд.

Это призыв не только любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех. кто нам всего ближе. Прообразом совершенной любви является Любовь Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Почитание родителей и внимание к их советам – основание культуры. Неуважение к ним (которое олицетворил второй сын Ноя, Хам) – начало распада всякого человеческого общества и отпадение от Церкви.

Убийство есть предельная противоположность любви. Любить – значит, желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни – любовь.

Прямым нарушением этой заповеди является всякое внебрачное соединение мужчины и женщины, но за нарушение её почитается и любое чувственное излишество и всякое действие, способствующее этому. Не угождайте плоти.

Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Подобно имени, собственность бывает символом самого человека. Можно задеть очень глубокие стороны личности обворованного, нанести настоящее нравственное увечье. Согласно учению преподобного Кассиана Римлянина, собственность, ни благо, ни зло, но могущее стать или благом или злом.

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь, в том числе заочная клевета и несправедливое порицание, сплетничество.

В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а эта заповедь воспрещает даже всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть – главный грех против этой заповеди.

Иные православные молитвы, святые угодники, чудотворные иконы:

Ангел хранитель Молитвы к Ангелу Хранителю

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Феодоровская

Акафист всем иконам Божьей Матери

Житие Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Житие святой мученицы Наталии и святого мученика Адриана

Акафисты святому праведному Иоанну пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу

Акафист святым мученицам Вере Надежде Любови и матери их Софии

Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Отрада или Утешение

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Утоли моя печали

Икона Божьей Матери Неувядаемый Цвет

Читать далее в Православном разделе:

Церковные праздники в Феврале. Православный церковный календарь Февраля.

Церковные праздники в Апреле. Православный церковный календарь Апреля.

Церковные праздники в Мае. Православный церковный календарь Мая.

Церковные праздники в Июне. Православный церковный календарь Июня.

Церковные праздники в Августе. Православный церковный календарь Августа.

Церковные праздники в Ноябре. Православный церковный календарь Ноября.

3 заповеди молитва

Ветхозаветное слово, использованное в этой заповеди, может быть переведено как:

— произносить напрасно, всуе;

— ложно клясться именем Бога.

Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ‘кто Господь?’ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

I. КАК ПОНИМАТЬ ТРЕТЬЮ ЗАПОВЕДЬ?

По определению словаря, слово «Напрасный» означает: ненужный, тщетный, неосновательный, лишний, бесполезный, бессмысленный и безуспешный.

Таким образом: Не следует использовать имя Господа: бессмысленным образом; тщетно и безуспешно; как что-то ненужное и бесполезное.

Если пойти методом «от противного», то третью заповедь можно перефразировать следующим образом: Произноси имя Господа только… осознанно, и с искренними намерениями; в нужном (полезном) контексте, для полезной цели.

II. «НЕ ПРОИЗНОСИТЕ ИМЯ ГОСПОДА НАПРАСНО»

В ветхозаветные времена считалось богобоязненностью, когда человек давал клятвы именем Бога, так как подобная клятва была гарантией правдивости человека, дающего клятву: Второзаконие 10:20 «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись». Ложная клятва именем Бога являлась нарушением третьей заповеди Закона Божия.

Иисус в Новом Завете много говорил о Заповедях, поясняя глубинный смысл каждой заповеди. Так, о третьей заповеди он сказал следующее: Матфея 5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Таким образом, Новый Завет призывает нас не клясться вообще: Иакова 5:12 «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: ‘да, да’ и ‘нет, нет’, дабы вам не подпасть осуждению».

Если вы помните, Иудеи умышленно пытались обвинить Иисуса в богохульстве, чтобы предать Его смерти (Матфея 26:65-66 «Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти»). Ложное обвинение было предъявлено и Стефану: Деяния 6:11 «Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога».

Господь против лицемерного поклонения: Исаия 29:13 «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих». Матфея 15:7-9 «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

2. Почему так важно не нарушать третью заповедь?

А. Имя Господа является отражением Его сущности и характера.

Господь и Его святое имя – неразделимы. Когда мы употребляем напрасно Божье имя, мы тем самым обесцениваем самого Господа и то, кем Он является.

Господь свят и имя Его свято: Псалтирь 102:1 «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его». Святой – значит отделённый для особой цели. Господь несовместим с грехом и суетой. Когда человек упоминает имя Господа всуе, он, таким образом, соединяет Святого Бога и грешную суету.

Иисус оставил нам Своё имя, сказав: Иоанна 14:13-14 «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Иоанна 16:23-24 «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».

Когда мы употребляем имя Господа всуе, мы лишаем себя тех благословений, к которым доступ открыт в имени нашего Господа Бога.

3. Как нам избежать нарушения третьей заповеди?

A. Возможно ли перестать использовать имя Господа всуе?

Человек не в состоянии исполнять Закон Божий на все 100%. Это относится и к третьей заповеди. Во-первых, человек ограничен в своём познании и понимании Господа, и потому не в состоянии до конца осознать и понять величие и святость Бога и Его имени.

Во-вторых, наше поклонение и почитание Бога весьма далеко от совершенства и такого поклонения, которого Господь заслуживает.

Таким образом, получается, что третья заповедь является не просто одной из заповедей Закона Божия, а милостивым разрешением Господа использовать Его имя. И это разрешение имеет ограничение, сформулированное в виде третьей заповеди.

Нам не стоит забывать, какие взаимоотношения между Богом и человеком лежат в основе Закона Божьего. Это взаимоотношения, которые можно описать как: (1) Завет, преданность завету (договору) с Господом; а также (2) Уважение и любовь.

Таким образом, мы должны употреблять Божье имя с любовью и уважением: превозносить и славить имя Господа (это есть святое почитание, преклонение). Псалтирь 73:21 «Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё». Псалтирь 66:4 «Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все».

III. «ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ»

Употребление имени Господа напрасно может показаться безобидным делом. Что тут такого? Разве от Господа убудет, если мы лишний раз упомянём Его имя во время разговора или перебранки? Что тут такого?

Более того, согласно 1 Тимофею 1:13, что хуление Бога и Его имени является свидетельством невежества (незнания Бога) и неверия: «…меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии».

Сам Господь предусмотрел смертную казнь за богохульство: Левит 24:10-16 «И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти».

Пример того, как Господь не оставляет безнаказанными людей, нарушающих третью заповедь Закона Божия, описан во 2-м Царств 21:1-2 «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды». Итак, Господь наказал Израильский народ за то, что они нарушили клятву о перемирии, данную Гаваонитянам.

Это то, к чему призваны все христиане – возвещать имя Господа по всей земле, то есть быть свидетелями Христа: Деяния 1:8 «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Оценка 4.4 проголосовавших: 9
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here