Великопостная молитва преподобного ефрема сирина

Данная статья содержит: великопостная молитва преподобного ефрема сирина - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

св. Ефрем Сирин

  • Отцы пустынники и жены непорочны…А.С. Пушкин
  • Великопостная молитва святого Ефрема Сиринапрот. Александр Шмеман
  • О молитве св. Ефрема Сиринапрот. Александр Мень
  • Молитва св. Ефрема Сиринасвящ. Константин Слепинин
  • Молитва св. Ефрема СиринаТолковый молитвослов
  • Молитва святого Ефрема Сиринапрот. Серафим Слободской
  • Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святымсв. Николай Сербский
  • Слова о молитве преподобного Ефрема Сиринаархим. Кирилл (Павлов)
  • Великопостное размышление на молитву прп. Ефрема Сиринадуховный листок
  • Толкование на молитву святого Ефрема Сиринасвятитель Лука
  • Слова о молитве Ефрема Сиринасвт. Иннокентий Херсонский
  • Молитва преподобного Ефрема Сирина на Руси В. Cтароверов
  • АУДИО. Великая молитва Великого поста
  • ВИДЕО. Молитва Ефрема Сирина

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы Ефрема Сирина принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному отцу.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ ( Иак.1:17 ).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь, на свои грехи, на свои нравственные недостатки.

В этот период он должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем ( Ин.15:5 ). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ?

Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема. Ведь ежели воспринимать их с грубой буквальностью, то вроде бы получается, что духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия даёт не кто-нибудь, но Господь.

Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух ( Ин.4:24 ), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.

Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.

В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.

Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой ( Лев.20:26 ), ненавидит ( Пс.44:8 ).

Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?

Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.

Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.

При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.

Рассматриваемое прошение можно сопоставить с известным прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

Казалось бы, если Бог «не искушает никого» злом ( Иак.1:13 ), зачем же тогда мы молим Его не вводить нас во искушение?

Смысл этих молитвенных слов может быть правильно понят в свете тех объяснений, что были представлены ранее.

См. прп. ЕФРЕМ СИРИН в Святоотеческой библиотеке

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Молитвы Ефрема Сирина великопостные

Молитвы Ефрема Сирина возносятся ко Господу христианами всего мира уже на протяжении более тысячи шестисот лет. Составленные им толкования на Священное Писание и сочинения аскетического характера стали образцом богословской литературы. Едва ли найдётся верующий человек, который бы в дни Великого поста не читал его знаменитую молитву. Но что же нам известно об авторе этих строк?

Земная жизнь св. Ефрема Сирина

Один из величайших учителей церкви, святой преподобный Ефрем Сирин родился в Месопотамии в городе Низибии в самом начале IV века. Так уж получилось, что отцом будущего выдающегося христианского богослова был языческий жрец. За приверженность сына учению Христа он выгнал его из дома. Из тех скудных сведений, что дошли до нас, явствует, что в юные годы преподобный Ефрем отличался раздражительностью и вспыльчивым нравом. Вообще, его наклонности нельзя было назвать положительными.

Однажды он даже оказался в тюрьме по обвинению в краже овец. Насколько обоснованными были эти обвинения, теперь трудно судить, но известно, что в этом мрачном месте у него вдруг произошёл глубокий внутренний перелом. В какой–то момент он сподобился услышать голос Божий, обращённый к нему. Неизвестно, что именно изрёк Господь, но с той поры юноша совершенно изменился.

Став учеником епископа Якова, причисленного позже к лику святых и известного ныне под именем святителя Якова Низибийского, преподобный Ефрем изучал Священное Писание. Отличаясь выдающимися способностями и усердием, он рано вступил на путь проповедника учения Христова. Кроме проповедей, одной из его обязанностей было обучение детей в духовном училище. В течение 14 лет преподобный был у святителя Якова в послушании.

Пастырское служение св. Ефрема Сирина

После смерти учителя, предав его тело христианскому погребению, он уединился от мира, поселившись в горах, где вёл подвижнический образ жизни, предаваясь посту и молитвам. Подобную жизнь вёл он, пока в 363 году, после длительной осады, Низибия не была захвачена персами. С этих пор святой селится на горе недалеко от Эдессы, где поучает народ и проповедует христианство. Преподобный Ефрем Сирин закончил свою земную жизнь в 373 году, отказавшись незадолго до смерти от епископской митры, предложенной ему святителем Василием Великим.

Богословские труды св. Ефрема Сирина

Исполненный истинно христианского смирения, преподобный Ефрем Сирин в своих письмах отзывается о себе, как о человеке не учёном, однако многие из его современников отдавали дань его широчайшей эрудиции и знаниям.

Он написал огромное количество серьёзнейших богословских трудов. Среди них главное место занимают его толкования на Священное Писание, переведённое при жизни автора на греческий язык и читавшееся широким кругом приверженцев Христовой веры.

Молитвы Ефрема Сирина, также переведённые на разные языки, по сей день звучат в храмах. По свидетельству древнего историка Фотия, перу преподобного принадлежит более 1000 сочинений. Кроме этого, ему принадлежит большое количество стихов, написанных на сюжеты, связанные с учением церкви. Эти стихи, положенные на музыкальную основу, взятую из народных напевов, исполнялись по всей стране.

Проповедник и просветитель

О широкой образованности преподобного Ефрема Сирина свидетельствует анализ его трудов. В них обнаруживается знакомство автора не только с произведениями христианских авторов, но с трудами греческих философов, с языческой мифологией и, что очень важно, с основами новой по тем временам науки – естествознания. Известно, что выступая с проповедями, он постоянно подчёркивал необходимость знаний, которые, по его словам, «выше богатства». Молитвы Ефрема Сирина помимо глубокой духовно-нравственной основы, обладают и высоким поэтическим слогом. Они составили значительную часть его творческого наследия.

Молитва св. Ефрема Сирина на Великий пост

Из всех сочинений преподобного наибольшей известностью пользуются составленные им молитвы. В них с необыкновенной яркостью раскрылся его талант. Великопостная молитва Ефрема Сирина, текст которой приводится на этой странице, пожалуй, самая известная из всех написанных им. Чем же вызвано поразительное, таинственное воздействие молитвы, проникающее в самое сердце? Прежде всего, искренностью с которой она написана. Она исходит из души, очищенной и исполненной святости, и рождена умом, просвещённым Божественной Благодатью. Эта небольшая по размеру молитва заключает в себе неистощимое богатство мысли и чувства.

Особенности великопостной молитвы

Её характерная особенность заключается, прежде всего, в том, что преподобный Ефрем в качестве дара Божьего просит не земных благ, не помощи в решении житейских проблем и даже не здоровья и сил, а просит очистить его от порочного начала, заложенного в каждом человеке. Просит избавить от греховных побуждений и сподобить его исполниться христианских добродетелей.

Почему именно этого просит он у Бога? Молитва Ефрема Сирина является поучением для той категории людей, которые привыкли во всём полагаться лишь на себя. Они слепо надеются достичь желаемого, опираясь исключительно на силу своего ума. Порой они ставят перед собой действительно высокие и благородные цели, стремясь к духовному росту и нравственному совершенствованию. Но эти люди не в силах постичь, что есть очень многое в мире, что не подвластно человеческой воле и силам и невозможно без благодатной помощи Божьей. Подобных заблуждений часто придерживались в дохристианские, языческие, времена. В наши дни они, к сожалению, тоже актуальны.

Избавление от духа праздности и уныния

Молитва преподобного Ефрема Сирина начинается с просьбы об избавлении от «духа праздности». Почему именно с этого начинается обращение к Богу? Вероятно, потому что, по известному выражению, «праздность – матерь всех пороков». Эта истина не подлежит сомнению. Именно праздность часто порождает в людях греховные помыслы, а те, в свою очередь, воплощаются в делах, ведущих к погибели души.

Далее избавления от «духа уныния» просит у Бога молитва Ефрема Сирина. Великий пост – это период, отмеченный печалью и слёзным покаянием в содеянных грехах. Но это никоим образом не должно вызывать у кающегося человека уныния. Уныние по церковным канонам является тяжким грехом, так как порождается неверием в милосердие и помощь Божью. Кроме того, следствием уныния бывает упадок сил, не позволяющий бороться со страстями и пагубными наклонностями.

Избавление от духа любоначалия и празднословия

Молитва преподобного Ефрема Сирина не оставляет без внимания и такой человеческий порок, как «дух любоначалия». Это следующая просьба, обращённая к Всевышнему. Любоначалие означает любовь властвовать, повелевать другими. Эта пагубная страсть сгубила когда–то архангела Денницу, главу всех ангелов. Исполненный жажды безграничной власти, он был низвержен с неба и обратился в сатану. Подобных примеров в Библии очень много. Та же страсть лежит в основе деятельности всех еретиков, желавших и желающих подменить истинно христианское учение своим и стать главой Церкви.

Далее речь идёт о «духе празднословия», этом пороке, присущем очень многим людям. Молитва св. Ефрема Сирина просит Господа даровать избавление от него. Часто слово имеет огромную силу. Способностью к слову, как выражению мысли и намерения, человек подобен Богу. Слово – это и созидатель, и разрушитель. Нередко оно на многие века переживает того, кто произнёс его. Слово – великий дар Божий, и легкомысленный, безответственный подход к нему – тяжкий грех, избавить от которого и молит Бога преподобный.

О даровании духа целомудрия и смиренномудрия

Вознося прошения об избавлении от пагубных страстей, молитва св. Ефрема Сирина просит также и о даровании добродетелей. Первой из них является «дух целомудрия». Понимать это нужно в широком смысле – целомудрие телесное и духовное. Установив таинство брака и благословив тем самым союз мужчины и женщины, Церковь осуждает разврат в любых его проявлениях. Даже помыслы о нём оскверняют душу. Сознавая немощь человеческую, преподобный взывает о помощи к Богу.

Есть ещё одна важная добродетель, с прошением о которой обращается к Господу молитва Ефрема Сирина. Великий пост – это время покаяния, а оно невозможно без глубокого смирения. Именно «дух смирения» просит ниспослать преподобный. Под смирением следует понимать беспрекословное повиновение воле Божьей. Это очень важный пункт. Заповеди Блаженств начинаются с упоминания «нищих духом», то есть смиренных, и им обещано Царство Небесное.

О даровании духа терпения и любви

Молитва преп. Ефрема Сирина среди прочих добродетелей упоминает и «дух терпения». Он, безусловно, понадобится для самосовершенствования и духовного возрастания. Труды святых отцов церкви свидетельствуют о том, что только великим терпением и трудом удавалось им достичь духовных вершин.

Далее идёт прошение о даровании «духа любви». Величайший пример любви явил нам Иисус Христос. Всё его земное служение и крестные муки являются бесконечной проповедью любви. «Любите друг друга!» – была его заповедь, данная ученикам. Святой апостол Павел в своём послании к коринфянам подчёркивал, что при всех наших добродетелях без любви мы ничто.

Об осознании своих грехов и неосуждении ближних

Особенно проникновенными являются слова, которыми завершается Великопостная молитва Ефрема Сирина. Текст её в конце содержит прошение о ниспослании дара видеть собственные грехи и не осуждать ближнего. Это, по истине, великий дар, и мало кто им обладает. Как правило, мы строги по отношению лишь к другим.

Беспощадно осуждаем их действительные или даже мнимые прегрешения. И в то же время весьма снисходительно относимся к собственным проступкам. Обращение к этой теме придаёт молитве совершенно новый духовно-нравственный окрас и поднимает её над общим уровнем религиозных сочинений подобного рода.

Молитвы Ефрема Сирина от гнева и на похудание

Имя преподобного Ефрема Сирина, благодаря его богословским трудам и молитвам, автором которых он является, широко известно во всём мире. Почитает его и русская православная церковь. Молитва Ефрема Сирина на церковнославянском языке звучит особенно поэтично. Ей посвящено одно из лучших стихотворений А.С.Пушкина.

Помимо написанной им великопостной молитвы, о которой шла речь в этой статье, под сводами храмов часто звучат молитвы, обращённые непосредственно к нему самому. Среди них наиболее известна молитва Ефрему Сирину от гнева. В ней просят у Господа дарования веры, любви и благочестия. Просят оградить их молитвами святого от гнева, злобы и всякого зла творимого в мире.

Другая, не менее известная молитва – это молитва Ефрему Сирину на похудение. В ней, как и в предыдущей молитве, просят преподобного не оставить их своей помощью и умолить Господа Бога ниспослать им милость Свою и помощь во всех делах житейских.

Более шестнадцати веков отделяют нас от тех дней, когда жил и творил преподобный Ефрем Сирин. При жизни его называли «Сирский пророк». Это свидетельствует о глубоком уважении к нему современников. И через века продолжает звучать голос этого истинного христианина и гуманиста.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Ефрема Сирина

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья читается молитва Ефрема Сирина. Она считается великопостным символом и очень выделяется среди других песнопений и гимнов.

Святой Ефрем Сирин, молитва

Эта небольшая по объему молитва была написана в 4 веке христианским святым Ефремом. Уникальна она тем, что смогла объединить все положительные и отрицательные качества в жизни человека. В ней говориться о том, что основной грех — праздность, так как она отравляет духовность человека. Именно он влечет за собой некие последствия:

  • любовь к власти — если не направить все свои мысли к Господу и не ставить вечные цели перед собой, можно превратиться в самовлюбленного человека. Это приведет к использованию других личностей для достижения собственных желаний;
  • уныние — опасность заключается в том, что такое состояние отрицает оптимистическое отношение к жизни,что приводит к самоубийству духовности и даже физического тела;
  • празднословие — умение говорить является великим Божьим даром, но часто люди могут сквернословить и употреблять эту благодать для лжи и клеветы..

Молитва начинается из покаяния этих грехам, после чего обязательно нужно совершить поклон. Далее в молитве идет прошение о положительных целях:

смирение — способность полюбить себя, свою жизнь и умение жить по правде и с чистыми мыслями;

терпение — умение бережно относить ко всему окружающему, быть целомудренным и снисходительным;

целомудрие — призвано помочь человеку определять наиболее ценные вещи в жизни, выстраивая правильную иерархию;

любовь — дар, который характеризует всю готовность к вере и служению Богу.

И в самом конце текста указывается на самый страшный грех — гордыню. Идет мольба избавиться от осуждений ближнего своего и возможность сознать свои грехи.

После каждого прошения кладется поклон. Читается молитва в конце богослужения дважды. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

Боже, очисти мя, грешную (грешного).

12 раз с поясными поклонами

Молитва обидящих Ефрема Сирина

Очень важно, по мнению святого Ефима, молиться ха своих врагов и недругов. Избавление души верующего человека от гнева, зла и обиды — залог формирования чистоты душевной и возможности оградить себя от злого влияния в дальнейшем. В таком случае рекомендую к прочтению молитву «О ненавидящих и обидевших нас». Текст ее приведен ниже:

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне!

Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды!

Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго!

Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Эту молитву рекомендуют к прочтению трижды в день на протяжении всей жизни. Именно так можно обеспечить себе неподступность сил зла.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео с молитвой святого Ефрема:

Оценка 3.4 проголосовавших: 46
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here