Как известно мир состоит из видимого и невидимого. Одним Всевышний дарует возможность видеть его тайны другие же не видят ничего. Я предлагаю вашему вниманию 3 молитвы для постижения тайн. Читать их нужно 40 дней кряду при зажженной свече и возле иконы «Всевидящее око».
"Я взываю к Тебе, тот, кто создал небо и землю, всякую плоть и всех духов, кто отделил свет от тьмы. Великий Всемогущий Боже распоряжающийся всеми духами, услышь глас мой. Я взываю к Тебе Боже и умоляю дабы дал Ты мне способность познать и видеть все тайное и сокрытое Тобой. Аминь "
После того как вы прочитали прошлые тайные молитвы можете читать это. Но в отличие от прошлых , этот текст дает более обширные возможности, а поэтому его нельзя читать без подготовки. А вот и сам текст:
3. « Агла, Он, Тетраграммотон, Отец Небесный милостивый и милосердный сподоби меня падшего раба Твоего познать все тайное и скрытое Тобой. Призываю Тебя Боже и умоляю из глубины моего сердца , дай мне увидеть ангела-хранителя моего и людей окружающих мя, духов и все небесные силы созданный Тобой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь ».
Примечание: не использовать людям со слабой психикой или нервной системой.
4. Четвертый заговор – молитва для познания скрытого.
Иисусова Животворящего Креста и Пресветлого Воскресения ,
милость Божья очей моих коснись,
то что от рода людского скрыто – явись.
Как отец Адам в раю ангелов ведал,
глас Божий ушами внемлял,
так и моим очам духов праведных видать,
ангелов пречистых созерцать.
Ладан в храме дымом к небу летит,
моя молитва к престолу Божьему бежит,
милость испросит – мою просьбу-мольбу исполнит.
Славься аом,эл, он, айн, айя.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа,
ныне и присно и во веки веков.
Пять молитв составляют единый круг обряда.
P.S. Можно читать перед лампадкой, икона – Всевидящее око, Псалтырь не является помехой.
Перерыв думаю можно делать, читать третью после чтения 1 и 2 молитвы. Третью молитву читать 12 или 40 дней. После читается уже 4 и 5 молитва.
ОТ ХОЗЯИНА ДНЕВНИКА.
Если найду, выложу и 5-ю молитву.
Понравилось: 1 пользователю
1 Запись понравилась
5 Процитировали
0 Сохранили
5Добавить в цитатник
0Сохранить в ссылки
Икона очень красивая! Необычная! Завораживающая! Втягивающая!
составитель игумен Харитон
Умное делание. О молитве Иисусовой
ТАЙНА СПАСЕНИЯ, ОТКРЫВАЕМАЯ НЕПРЕСТАННОЮ МОЛИТВОЮ
Как спастись? Сей благочестивый христианский вопрос естественно рождается в уме каждого, вследствие ощущения поврежденной и расслабленной природы человека и остатка в оной первоначального стремления к истине и праведности. Каждый, хотя несколько имеющий веру в бессмертие и воздаяние в жизни вечной, невольно встречается с мыслью о том, как спастись, когда обращает взор свой на небо. Затрудняясь в решении этой задачи, он вопрошает о сем благоразумных и сведущих, потом читает по указанию их наставительные книги духовных писателей по сему предмету, стремясь неуклонно последовать и слышанным и вычитанным истинам и правилам. Во всех сих наставлениях он встречает поставленные на вид, как необходимые условия ко спасению: благочестивую жизнь, подвиги и труды над самим собою для решительного самоотвержения, руководствующего к творению добрых дел, к постоянному исполнению всех заповедей Божиих, свидетельствующему непоколебимость и твердость веры. Далее ему проповедуется, что все сии условия ко спасению необходимо должны быть выполняемы с глубочайшим смирением и в совокупности: ибо как все добродетели зависят одна от другой, то и должны одна другую поддерживать, одна другую совершенствовать и воодушевлять, подобно как лучи солнца тогда токмо являют силу свою и производят пламень, когда сосредоточиваются в одну точку. А иначе «неправедный вмале и во мнозе неправеден есть».
Вдобавок к сему для наибольшего убеждения в необходимости сей многосложной и совокупной деятельности, он слышит высокую похвалу изяществам добродетелей и осуждение низости и бедственности пороков. Все сие запечатлевается неложным обещанием или величественной награды и блаженства, или мучительного наказания и бедствий в жизни вечной.
Здесь тайна спасения и молитвы начинает для него приподнимать свою завесу, и он видит, что истинно молиться, значит направлять разум и память к неопустительному воспоминанию Бога, ходить в Его Божественном присутствии, возбуждать себя к Его любви посредством богомыслия и соединять имя Божие с дыханием и движениями сердца, руководствуясь к всему этому призыванием устами Святейшего имени Иисуса Христа, или творением Иисусовой молитвы, во всяком времени и месте и при всяком занятии непрерывно.
Хотя сии светлые истины, озарив познания искателя, и открыв ему путь к изучению и достижению молитвы, и убедят его немедленно приступить к исполнению сих мудрых наставлений, однако ж при опытах своих, действуя в периодических приемах, он не останется еще без затруднений, покуда опытный наставник не раскроет ему (по той же книге «Добротолюбия») во всей полноте тайны, что токмо частость, или непрестанность молитвы (как бы она ни произносилась в начале), есть единственное мощное средство, как совершенства внутренней молитвы, так и спасения души. Частость молитвы есть основание или фундамент, держащий на себе весь круг спасительной деятельности, как подтверждает сие и св. Симеон Новый Богослов: «Тот, говорит он, кто непрестанно молится, в сем одном все доброе совокупил».
Итак, дабы представить истину сего открытия во всей полноте, наставник развивает ее в нижеследующем образе: для спасения души, во-первых, необходима истинная вера: Священное Писание говорит: «Без веры не возможно угодити Богу» (Евр.гл. XI, 6); «Иже не иметь веры, осужден будет».
Но из того же Священного Писания видно, что человек не может сам собою возродить веры в себе даже на горчичное зерно; что вера не от нас, Божий бо есть дар, что вера, яко дар духовный, дается Духом Святым.
Что ж в таком случае делать? Как примирить человека в вере с невозможностью возродиться в себе со стороны человека? В оном же Священном Писании открыто для сего средство и показаны примеры: «Просите и дастся вам». Апостолы не могли сами собою возбудить в себе совершенства веры, но молили Иисуса Христа: «Господи, приложи нам веру». Вот пример снискания веры! Отсюда видно, что вера приобретается молитвою.
Для спасения души при истиной вере потребны и благие дела добродетелей: ибо «вера без дел мертва есть», яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя, и аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди: еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши, чти отца и матерь, и возлюбиши искренняго яко сам себе». И все сии заповеди потребно исполнять в совокупности. «Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен». Так учит святой апостол Иаков.
А св. Апостол Павел, представляя слабосилие человеческое, говорит, что «от дел закона не оправдитея всяка плоть», «вемы бо, яко закон духовен есть, аз же плотян есмь, продан под грех. Еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю, но еже не хощу злое сие содеваю. Умом моим работаю закону Божию, плотию же закону греховному». Каким же образом исполнить потребные дела закона Божия, когда человек бессилен, не имеет возможности оправдать в себе заповеди?
Не имеет возможности только до тех пор, пока не просит о том, пока о том не молится. «Не имате, зане не просите», представляет причину святой Апостол. Да и Сам Иисус Христос говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже». А как творить с Ним, сему учит так: «Будите во Мне, и Аз в вас». «Аще кто пребудет во Мне, плод мног сотворит». А быть в Нем значит непрестанно ощущать Его присутствие, непрестанно просить во имя Его: «Аще что просите во имя Мое, Аз сотворю». Итак, возможность исполнения добрых дел приобретается молитвою же. Пример сему виден в самом Апостоле Павле, трикратно молившемся о побеждении искушений, преклонявшем колена пред Богом Отцом, да даст Он утверждение во внутреннем человеке, и, наконец, заповедавшем прежде всего, «творити молитвы», и о всем даже «непрестанно молиться».
Из всего вышесказанного следует, что все душевное спасение человека зависит от молитвы, а потому она, во-первых, прежде всего и нужна, ибо ею оживляется вера, чрез нее исполняются все добродетели. Словом: при молитве все споспешествуется успехом, а без оной никакого дела христианского благочестия не может совершиться.
Посему-то непрестанность, всегдашность, исключительно и предоставляется одной токмо молитве; прочие добродетели – каждая имеет свое время, а в молитве заповедуется упражняться непрерывно: «непрестанно молитеся», «подобает всегда молитися, молитися на всяко время, на всяком месте».
Истинная молитва требует своих условий: она должна быть приносима с чистотою мыслей и сердца, с пламенным усердием, с твердым вниманием, с трепетным благоговением и с глубочайшим смирением. Но кто в добросовестном сознании не согласится, что он далек от вышепредставленных условий для истинной молитвы, что он отправляет молитву свою более по необходимости, более с принуждением себя, нежели по влечению, по наслаждению молитвою, по любви к молитве? Об этом и Священное Писание свидетельствует, что человек не в силах упостоянить и совершенно очистить ум от неподобных помыслов: «надлежит бо человеку помышление на злое от юности его», что един Бог дает нам сердце ино и дух новый дает нам, «что еже хотети и еже деяти Божие есть». И сам Апостол Павел сказал: «Дух мой (т.е. глас мой) молится, а ум без плода есть». И «не вемы, како или о чесом помолимся» – подтверждает он же. Из сего следует, что мы не можем сами по себе истинно молиться, не можем в молитве нашей обнаружить существенных ее свойств!
Что же, при таком бессилии каждого человека, осталось возможным со стороны его воли и силы, для спасения души его? Веры он стяжать не может без молитвы; добрых дел также; наконец и истинно молиться не в силах. Что же осталось на его долю, что предоставлено его свободе и силам, дабы не погибнуть, а спастись?
Так как во всяком деле есть качество, то оное Господь предоставил Своей воле и дарованию. А чтобы яснее показать зависимость человеческую от воли Божией и глубже погрузить его в смиренномудрие, Бог оставил воле и силам человеческим одно количество молитвы, заповедал непрестанно молиться, всегда молиться на всякое время, во всяком месте. А сим-то и открывается таинственный способ к достижению истинной молитвы, а вместе с нею и веры, и исполнения заповедей и спасения. Итак, на долю человека дано количество. Частость молитвы предоставлена в собственность его воле. О сем точно так учат и отцы Церкви. Святой Макарий Великий говорит: «молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле; а молиться истинно есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частость молитвы приемлет навыкновение и обращается в натуру; что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце.
Для дальнейшего убеждения в необходимости и плодотворности частой молитвы сколь можно тверже заметь:
1) Что каждое возбуждение, каждая мысль о молитве, есть действие Духа Святого и глас Ангела твоего Хранителя.
2) Что имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущную и самодействующую благотворную силу, а потому,
3) не смущайся нечистотою или сухостью твоей молитвы, а с терпением ожидай плода от частого призывания имени Божия. Не слушай неопытного, несмысленного внушения мира, будто бы одно, хотя и неотступное, но хладное взывание, есть бесполезное многословие. Нет! Сила имени Божия и частость призывания оного, явят плод свой во время свое.
Прекрасно рассуждает о сем один из духовных писателей: «знаю, говорит он, что для многих мнимо-духовных лжемудрых философов, ищущих везде ложного величия в благородных будто бы упражнениях, в очах разума и гордости, простое и устное, и единичное, но частое упражнение в молитве представляется малозначащим, или низким занятием, или безделицею. Но обманываются они, несчастные, и забывают наставление Иисуса Христа: «Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие». Они составляют из себя какую-то науку из моления на зыбких основаниях естественного разума! Потребно ли многого учения, ума или знания, чтобы сказать чистосердечно: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Не таковые ли частые молитвы восхвалял Сам Божественный наш Учитель? Не сими ли краткословными, но частыми молитвами испрашиваемы и производимы были чудотворения? Ах, христианская душа! Бодрствуй и не умолкай в беспрерывных взываниях твоей молитвы! Хотя бы сей вопль твой происходил от сердца еще рассеянного и наполненного в половину миром, – нужды нет! Надобно только его продолжать, не умолкать, и не беспокойся: он сам собою очистится от учащения. Не выпускай никогда из памяти, что «Иже в вас, болий есть того, иже в мире». «Болий бо есть Бог сердца нашего, и весть вся», говорит Апостол.
Итак, после сих всех убеждений, что частость молитвы, при всем слабосилии так мощна, безусловно доступна человеку и состоит в полной его воле – решись испытать хотя один день, на первый раз, провести в наблюдении за собою, за частостью твоей молитвы так, чтобы на молитвенное призывание имени Иисуса Христа употреблено было гораздо более времени в продолжении суток, нежели на другие занятия: и сие преимущество молитвы над делами житейскими – во времени – непременно докажет тебе, что сей день не потерян, а приобретен во спасение; что на весах правосудия Божия, частая молитва перетягивает доску слабостей твоих, и заглаждает грехи оного дня в памятной книге совести, поставляет тебя на степень праведности, и дарует надежду получить освящение и в вечной жизни.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Тайна истины молитва
Основное меню сайта
Форум Tsar-Gryadet.Ru
Царская Православная Церковь
Сказочная Реальность
Воскресение Серафимово Видевше
Исполнение Великой Дивеевской Тайны
Время Воскресать
Подобия
Слово Крестное
Исповедь: Путь Покаяния
Благовестие Воскресения прп. Серафима Саровского
Нетленный Венец Святой Руси
О Мощах прп. Серафима Саровского
Дополнительное меню
ПРОПОВЕДИ
Хронология Воскресения Святой Руси
Заметки на Полях Времени
Подготовка Дивеево ко Встрече прп. Серафима
Иконы к Воскресению Святой Руси
Мощи Святых
Великая Дивеевская Тайна
Библиотека сайта
Библиотека сайта
Здесь вы подробно узнаете, что такое:
Тайна молитвы
(Профессор Валерий Слезин)
В лабораторию нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского Психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева приходят молиться. Это главное условие эксперимента, который проводит доктор биологических наук, профессор Валерий Слёзин.
Многим психиатрам и неврологам известен феномен, когда после молитвы улучшается душевное состояние, сходят на нет симптомы тяжелейших заболеваний. Профессор Слёзин стал первым, кто попытался с помощью научных методов объяснить, что происходит с мозгом в минуты обращения к Богу. Результаты эксперимента ошеломили специалистов.
Как Вы проводили исследования влияния молитвы?
Мы приглашали православных священников, был игумен из Лавры, были из духовной Академии, и записывали их энцефалограмму. Сначала мы записывали фон, затем они читали стихотворения, потом читали (про себя) молитву. Это удивительный феномен, это открытие. Мы видели, что при чтении молитвы появляется сознание как бы вне мозга. Появляется ритм мозга, как у новорожденных детей, т.е. человек уходит от земного.
Нейроны коры головного мозга, а таких нейронов у каждого десять миллиардов, содержат огромный объем информации, фантастически огромный. Ребенок рождается с маленькой головкой, а нейронов у него больше, чем у взрослого, поскольку в процессе жизни они отмирают. Маленькая голова растет и мы адаптируемся к земной жизни. Земля нас притягивает. Но все запечатлено, а забываем мы что-то или нет, никто этого не знает.
Когда на голову надевают шлем электроэнцефалографа с десятками проводов, тут всякому поначалу не до молитвы, — рассказывает Валерий Борисович. — С человеком надо поговорить, успокоить, и только затем начинать эксперимент. Впрочем, гораздо сложнее найти добровольцев из числа глубоко верующих. Ведь не каждый согласится, чтобы его обследовали в момент таинства молитвенного общения с Господом. А у тех, кто все-таки решился, порой доходило до курьезов. Приехал к нам отец Амвросий, настоятель монастыря в Иванове, здоровый такой мужик, бывший тренер по борьбе. Посадили мы его в кресло, а в этот момент на него возьми да упади лабораторная лампа. «Видно, Бог не велит», — сказал отец Амвросий, и эксперимент пришлось прекратить.
Что же показали исследования?
Мы впервые сумели зарегистрировать неизвестное науке состояние сознания. До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга — быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из них свойствен свой ритм биотоков. Но вдруг выяснилось, что во время молитвы ритм биотоков мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — медленного, или молитвенного, бодрствования.
Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность. Мне кажется, хотя пока я не могу этого доказать, что сознание начинает существовать вне тела.
Воздействие молитвы на здоровье человека известно давно, поэтому хотелось проникнуть в нейрофизиологические механизмы этого процесса. К этому исследованию меня подвела вся предшествующая научная деятельность и многочисленные факты положительного влияния молитвы на больных. Я даже написал брошюру “Почему молитва лечит”, довольно большое сочинение.
Ее воздействие основано на теории нескольких уровней сознания. Сознание тогда сознание, когда может передать знание другому человеку. Если не может передать, значит – это уже не сознание, а отключение сознания.
Что мы сегодня знаем об уровнях сознания? У новорожденного имеется только первичный дельта-ритм (2-3 Гц). В этот период главное для малыша – ощущение безопасности рядом с мамой. И если мама спокойна, он надежно защищен. По мере взросления появляется второй уровень мозговой активности – семейный (до 7 Гц). В это время ребенок общается только со своими близкими, а в мир родители его выводят за руку. Сам он не ориентируется, ему очень важна рука взрослого – как опора не столько физическая, сколько психологическая. Семья – это оранжерея, где вырастает малыш. И здесь главное – любовь родителей. Ребенок из неполной семьи чувствует свою ущербность, и это отражается на его психике. По мере взросления появляются и быстрые альфа- и бета-ритм головного мозга (до 12 Гц и выше) – социальный уровень. Эти ритмы часто и становятся определяющими, в ущерб первичному и семейному уровням.
Два примера из зоологии. Сорные петухи (в Австралии) собирают к себе в гнездо всякие блестящие вещи: пуговицы, стекляшки, ложки-вилки, запонки, очки и прочие богатства. Приходит курочка – и все петухи перед ней вытаскивают свои сокровища. Кто больше набрал – к тому она и пойдет. Так петух показывает свою состоятельность: он достаточно активен, чтобы прокормить курочку и детей. Но! Когда курочка к нему пришла, ему больше не нужны “богатства”, и он их выбрасывает за порог. Дело, ради которого он собирал их, сделано – и ему ни к чему безполезные стекляшки.
Другой известный пример – с павлинами: чем больше у него на хвосте “глазков”, тем больше он нравится самке. Хвост все растет, и павлин уже не может летать, с трудом двигается и становится легкой добычей хищников. Приведя этот пример тупиковой ветви эволюции, известный этолог (специалист по поведению животных) Конрад Лоренц делает вывод: павлиний род обречен. В природе он не выживет, только под опекой человека.
– Но у павлина куриные мозги, – говорит профессор В. Б. Слезин, – обратная связь у него замкнулась не на цыплят, а на хвост… Так и у европейцев: у кого круче “Мерседес”, тот более ценим в обществе. Обратная связь замкнулась на бытовую культуру, на вещизм, на блага цивилизации. Такой способ поведения тоже обречен: автомобиль вторичен, важнее дети.
Мы слишком привязаны к вещам, к деньгам, к материальным благам. А посмотрите на бедного индуса: у него соломенная хижина, горсть риса в день и десять детей. А он заводит одиннадцатого! Зачем? Говорит, что у него нет сына и что его предки проклянут за то, что не смог продолжить свой род. На одной чаше весов – пятьдесят лет этой жизни, а на другой – вечное проклятие! Что бы вы выбрали? А для него здесь нет проблемы выбора. Вот что значит иметь высшую цель, которой лишены европейцы. Ведь ребенок – нечто иррациональное. От ребенка мало толку – для шведов, к примеру. У них меньше двадцати процентов населения состоит в браке. Дети случайные, никому не нужные. Поэтому и неврозы в Швеции больше, чем у пятидесяти процентов детей. А в бедном Судане неврозов нет вообще, хотя живут впроголодь. Разрушая семью, мы разрушаем культуру, разрушаем основы жизни.
А молитва дает связь с Богом, она выводит за круг обыденных забот. Показывает истинную цель жизни. Человек, сам себя лишивший четвертого состояния сознания, человек без молитвенного бодрствования “западает” на вещи, на сиюминутное. Человек забывает, что мы смертны, гонится за бытовыми благами – как сорный петух за блестящими вещами. Но петух, достигнув цели, выкидывает ненужные богатства, а мы держимся за свои сокровища. Даже если они не нужны, не отдадим, не выкинем накопленное. США наращивают военную мощь, хотя воевать нет нужды.
Но будущее не за атомной бомбой, будущее за ребенком – за иррациональным, “ненужным” с рациональной точки зрения. У Тургенева в “Стихотворениях в прозе” есть сюжет о воробьихе. Мать жертвует собой ради птенца, бросается защищать малыша перед собакой – огромным чудовищем, если посмотреть ее, воробьиными, глазами. Она жертвует своей жизнью – ради кого? С рациональной точки зрения – ради неблагодарного: он вырастет и улетит из гнезда, и никогда не вспомнит о матери. Но воробьиха не размышляет. Честь, совесть, целомудрие – это ограничения ради высшего, иррационального. И молитва об этом напоминает.
Вы рассказывали о павлинах с ненужными хвостами – а я вспоминал, сколько таких “хвостов” у человека! Косметика, мода на одежду, на машины, на фильмы. Есть даже мода на лекарства, на болезни…
Здесь хуже другое: путают норму и патологию. Очевидно, что неестественные привычки не могут быть нормой. Гомосексуализм, к примеру, то есть не репродуктивное поведение. В прологе шекспировского “Макбета” ведьмы мешают добро и зло. Сегодня это происходит на каждом шагу: содомский грех возвели в норму! В Европе еще недавно было пять процентов гомосексуалов, а сегодня уже пятнадцать, а бисексуалы – чуть ли не все сто! При этом истинных гомосексуалистов, у которых гормональные сдвиги, больше не стало – но мода приводит к смещению социальных норм.
Вот и в церкви каждый имеет свой чин – поэтому мужчины при входе в храм снимают шапки, а женщины покрывают голову платком. Мужчины ходят в брюках, а женщины в юбках. А мода на “унисекс” ведет к росту патологии. Причем подводят под патологию генетическую базу либо говорят о гуманизме. Но врач стремится отделить болезнь от человека и лечить болезнь – вот истинный гуманизм. А они смешивают понятия и доказывают, что больной и его болезнь прекрасно смотрятся – никакого лечения не требуется. И здоровые перенимают поведение больных…
Французы говорят: “Самое большое препятствие для любви – отсутствие препятствий”. И у нас, вспомним, “невеста” – значит неизвестная, неведомая. Женились на той, кого родители выбрали, к кому Бог привел. Сегодня же добрачные связи стали нормой. И вместо супругов – половые партнеры. А ведь слово “супруги” означает: “тянуть вместе” – груз забот о семье, о детях, о следующем поколении. Но сегодня сходятся не ради потомства, а ради сиюминутного удовольствия. Опять смешивают понятия.
Сказано в Писании: “Не хлебом единым жив человек, но словом Божиим”. А нынешний гуманизм перенял, вроде бы, христианские нормы – но “убрал” Творца. И вся пирамида рухнула! Без основания она не держится…
А молитва все расставляет по своим местам. Показывает, что кроме мира дольнего есть мир горний. И тот – выше, тот – главный. Согласитесь, это другой взгляд, другой масштаб. И если соотносить, тогда здешние приобретения – слава, деньги, положение в обществе, материальные блага – сразу становятся на свое место.
Вы сказали: отсутствие четвертого состояния мозга приводит к болезням. А как же молитва лечит?
Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Он проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи. Потом описал это в книге “За бортом по своей воле”. Главное: он поборол страх! Потому же, по статистике, верующие – среди больных раком в неоперабельной стадии – живут на пять лет дольше. Молитвой они снимают страхи и повышают свой иммунитет.
То есть, сегодня на основании изучения электропотенциала мозга, можно построить модель взаимодействия человека с окружающим миром?
Наша беда в том, что этот уровень сознания современной цивилизации дедуцирован. Человек развивается где-то к 20 – 21 году и у него полностью формируется альфа-ритм. Это социальное сознание, социализация.
Ребенок, который имеет только сознание идеального “Я”, когда он видит идеал в отце и матери, в близких людях, то он как бы не ориентируется в пространстве, ведь его водят за ручку и он не может никуда пойти сам, и социум его не интересует. Развиваясь, человек входит в мир сознания социального, когда он учится в школе, институте, осваивает достижения человечества. Это третий уровень сознания.
Как-то мне попалось газетное сообщение, в котором говорилось, что один французский телеоператор был на работе в Сомали. В то время там было очень много голодных и от ООН работал центр раздачи пищи. К нему шли голодные истощенные люди, много детей и этот француз вел видеосъемку девочки, которая еле-еле шла к этому центру. Оставалось уже немного, но за ней скакал гриф, который ждал, когда она упадет, чтобы ее расклевать. И вот он отснял, как девочка упала, гриф ее клевал, он все это отснял на пленку. И когда его спросили, а почему, собственно говоря, он ее не поднял и не пронес оставшиеся 200-300 метров, ведь она ничего не весит, он ответил: “Ну, какое это имеет значение? Таких тысячи, может сотни тысяч, это статистически и практически нулевая величина. Какое это имеет для человечества значение?”
То есть, за человечеством он не увидел человека. Как оказалось, он воспитывался в неполной семье, где родители им не интересовались. У него практически даже не второй уровень сознания, ведь он не смог сострадать конкретному человеку, не статистически, а по-человечески. Вот что, к сожалению, утрачивается, прежде всего, всей западной цивилизацией, поэтому она становится, с одной стороны, добренькой, с другой стороны — крайне жестокой.
Об этом писал еще Шпенглер в 1920-е гг. в книге “Закат Европы”. Культура европейская чересчур рационалистична, поэтому Шпенглер предрекал к 2000 г. закат западной цивилизации.
Что происходит, когда четвертое, молитвенное состояние сознания отсутствует или не развито у человека?
А для человека важны все три уровня сознания. Простая иллюстрация: ко мне на прием приехал “новый русский” на новеньком “Мерседесе”. Жизнь вроде удалась, проблем с деньгами нет, но он боится из дому выйти! Я его спрашиваю: есть ли у вас кто-то, кому вы доверяете? Такой человек, к кому вы можете повернуться спиной? Он не мог вспомнить. Вот что бывает, когда у человека нарушен семейный уровень сознания. Если в детстве у ребенка игрушек много, еды навалом, а близкого человека нет, никто любящий не водит его за руку, этот уровень формируется плохо. Отсюда и проблемы.
Но это наблюдалось не у всех?
Наиболее отчетливо замедление ритмов проявилось у молодых послушников Александро-Невской лавры. Они долгие часы проводят в молитвенном бдении.
Нарушение гармоничных взаимоотношений с окружающим нас людьми может приводить и к соматическим заболеваниям?
Давайте посмотрим, ведь в примитивно-общинном обществе нет инфарктов, а в цивилизованном их много. Что же происходит с мозгом? Человека кто-то оскорбил, он не отреагировал на это адекватно, у него активировалась негативная зона мозга (я занимался этими зонами, но это отдельная тема), создается застойный очаг, который приводит к разрушению организма.
Почему сказано: “Кто верит – тот спасется?” Возьмем онкологию. Известно, что верующий неоперабельный онкологический больной живет, примерно, на 5-6 лет дольше, чем неверующий. Почему? Да потому, что когда мы узнаем о раке, страх сковывает человека, то есть происходит сильнейшая активация негативных зон. Это приводит к быстрому разрушению организма, к разрушению иммунной системы и быстрой гибели. Это все я экспериментально доказал. Что снимает вера и молитва? Страх. Человек, лишенный страха, может даже самоизлечиться.
Почему уныние считается одним из больших грехов для православного человека? Ведь и уныние, депрессия тоже приводят к разрушению иммунной системы. Это можно показать по параметрам крови и т.д., это общеизвестно.
К нам приезжали американцы, они рассказывали о женщине с раком легких. Она ненавидела мужа, который ей подсунул наркотики когда она летела в Майями, а полиция их нашла. Ни за что, ни про что она отсидела 7 лет. Ненависть к мужу была главным чувством на протяжении этого времени. Конечно, эта ненависть или должна быть как-то отреагирована, или надо было простить. Иначе она убивает человека. Медики заставили (методами, с которыми я не могу согласиться) простить и забыть, и больная вылечилась.
Этот случай тоже можно рассмотреть по уровням сознания. Ведь молитва может помочь увидеть, что все бренно, в том числе и ненависть, и она не так существенна перед лицом более Высокого.
Кого Вы еще исследовали кроме православных священников?
Мы записывали электроэнцефалограмму католического священника. Здесь такого полного отключения коры мы не наблюдали, хотя тенденция сохранялась. Сам он признал, что православные христиане более сильные молитвенники, что только здесь сохранилась практика (непрерывной) Иисусовой молитвы среди монашествующих. А протестанты, по его словам, это вообще не религия, а клуб по интересам.Были у меня и знаменитые колдуны, экстрасенсы – ничего особенного, видимого замедления ритма не обнаружилось. Или шарлатаны, или они не умеют управлять своими способностями. Во время настоящей молитвы происходит уход от реальности, что приводит к разрушению патологических связей. Уходя от мира, от образов патологии, человек способствует своему выздоровлению. Четвертое состояние – это путь к гармонии.
Изучали также состояние сознания мусульманина, правда, не муллы, а мирянина, из Северного Йемена, во время намаза. Видимых изменений ЭЭГ не обнаружили, но спектральный анализ показал, что мощность его альфа-ритма явно снизилась. У дзэн-буддиста картина была сложнее: сначала подъем ритма, а затем его значительное снижение.
Был у меня один гуру, окончивший Индусский университет.
Это просто совершенно другое. Везде я видел активацию суперЭГО.Совсем другая картина наблюдается в мозгу во время медитации. Частота альфа-ритма, наоборот, возрастает — как будто человек решает сложную задачу. Приходил ко мне один человек, постоянно практиковавший медитацию и даже основавший духовную школу. Я попросил его прочитать «Отче наш». На энцефалограмме пошли разряды как перед эпилептическим припадком. «Выходит, Бог против медитации», — сказал я тогда. Через некоторое время этот человек позвонил и сказал, что перестал заниматься медитацией, стал ходить в церковь.
А в православной молитве?
В православной молитве я наблюдал уход от суперЭГО. В остальных случаях видел активацию социального уровня сознания, т.е. коры головного мозга на уровне альфа-ритма.
Я понимаю, что необходимы более углубленные исследования, но священники люди очень занятые.
А какие последствия имело открытие «молитвенного бодрствования» для вас?
Я поверил в Бога, принял крещение, стал ходить в церковь. Благодаря молитве выздоровела моя тяжелобольная жена. Теперь я собираюсь попробовать применить молитву в медицине. По данным американской онкологической ассоциации воцерковленные люди, болеющие раком, в среднем живут на пять лет дольше, чем неверующие больные. . Я думаю, наше исследование может привести к разработке методов лечения без лекарств.
Валерий Борисович, мне довелось познакомиться с одной удивительной женщиной, прихожанкой Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, которая рассказала удивительную историю из своей жизни. Она умирала от рака в больнице, врачи на ней поставили крест, но ей не давала покоя мысль о судьбе ее детей… И она стала день и ночь взывать к Богу и просить исцелить ее ради детей… И свершилось чудо – она поправилась, выздоровела, воспитала своих детей и, естественно, непрестанно благодарит Господа… Как вы думаете, в чем секрет целительных свойств молитвы? Для верующего – Бог услышал и исцелил – это ясно. А для ученого-материалиста?
Отpыв от pеального миpа всегда плохо сказывается на психическом здоpовье человека, увеличивает напpяженность, способствует не только психическим заболеваниям, но и инфаpктам. Кстати, в тpадиционном патpиаpхальном обществе, где сохpаняется пpочная семья, выполняются стpогие пpавила поведения, pелигии, этики и моpали не наблюдаются инфаpкты, pедки психические заболевания и самоубийства. Объекты pеального миpа, воспpинимаемые человеком, «питают» все тpи уpовня сознания, фоpмиpующих его личность. Совpеменный человек в своем поведении, занятиях, обpазе жизни существенно отошел от пpавил тpадиционного общества, однако сущность человека осталась пpежней, стpуктуpа его сознания не изменилась. Поэтому пpеобладание социального уpовня сознания над дpугими двумя уpовнями — семейным и духовным пpиводит к наpушению внутpеннего pавновесия в сознании человека, что выpажается в pосте психических заболеваний, депpессий, агpессивности. Пытаясь как-то подавить эти состояния люди потpебляют наpкотики и алкоголь. Как же можно помочь совpеменному человку в этих его бедах?
Путь один — восстановление полноценной стpуктуpы сознания.Естественно полагать, что лечебный эффект молитвы, отмеченный издавно и многокpатно, связан с вpеменным отходом от земных забот, пpизнанием их незначительности в сpавнении с чем-то вечным и незыблемым, с котоpым учится общаться человек пpи молитве. Напpимеp, молясь, онкологический больной теpяет стpах смеpти, пpеодолевает уныние, а это пpиводит к вполне объективному pосту иммунитета, pастет сопpотивляемость болезни, пpодлевается жизнь, возможно самоизлечение. Однако не всякая молитва эффективна, а только та, что услышана Богом, т. е. та, котоpая вpеменно отстpаняет нас от земной жизни, что выpажается в отключении быстpых коpковых pитмов биотоков. Этот феномен исчезновения или уменьшения быстpых pитмов позволяет нам оценивать глубину молитвенного погpужения.
Пpедаваясь молитве, веpующий отдаляется от социального уpовня сознания и пеpеходит на духовный, что гаpмонизиpует личность, делает ее ближе к Богу и более человечной, а следствием этой гаpмонии может явиться и телесное здоpовье.
Как показывают исследования, электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Теперь мы обнаружили, что происходит полное отключение коры как во время медленного сна, так и во время молитвы.
Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных нам. Ведь в жизни человека наблюдаются переходы одного состояния сознания в другое, существуют системы торможения, отключения… Когда в жизни человека по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы. Ведь обратите внимание, что характерной чертой для подвижников церкви, монахов-старцев является умиротворенное состояние души…
Да, во время богослужения священник не раз возглашает: «Мир вам!» То есть он желает нам мирного состояния души…
Видимо, без внедрения в практику молитвенного состояния этого мирного устройства в душе нам трудно достигнуть. Отсюда и целительные свойства молитвы.
Валерий Борисович, если я совершенно не могу управлять своей лимфатической системой или той же, поджелудочной железой, да и многим другим, в моём организме, то, с точки зрения медицины, КТО или ЧТО всем этим, что называется организм, руководит?
Что я могу сказать? В принципе, человек, конечно, управляет всем сам. Он имеет свободу воли — об этом ещё сказано в Священном писании. И если бы он сам всё не делал, то он был бы просто марионеткой, ничтожным существом. Он за всё отвечает сам. В отношении лимфатической системы и железы… Это достаточно долгий разговор. Конечно, он управляет. Управляет неосознанно, а зачастую и осознанно. Ведь когда у человека начинаются нелады со своей совестью, идут какие-то огорчения, негативные эмоции и прочее, у него начинаются инфаркты, инсульты и прочие сложности.
Есть такая терапия — лечение словом. Мне самому приходилось участвовать в лечении человека, лежащего в параличе, и поднимать его. Так же помогли человеку, который не мог 1,5 года говорить, и заставили его говорить… То есть, конечно, он управляет. Только он должен научиться, создавать механизмы управления, то есть понять свою проблему.
Например, есть такая мотивация голода, она находится в гипоталамусе. Вот человек мучительно умирает от голода… Но у него есть участок в коре головного мозга, в котором он сам может подавить это чувство голода, если, допустим, он хочет умереть от голода в знак протеста! Ирландцы, протестующие против английской оккупации, умирали от голода. Значит, они подавляли все свои витальные функции и для них желательным, приятным было вот это умирание от голода, нежели принятие пищи. Так, что эти управления все есть, конечно. Это долгий разговор, но в принципе, это так.
Вы сказали о «неладах с совестью». Значит мой «механизм управления» тем же здоровьем — не идти против своей совести? То есть в своём поведении, постоянно с ней сверяться? Пересматривать себя и свои качества?
Да, и через пересмотр тоже.
Говорят, что в момент клинической смерти происходит так называемый «выход из тела» и, что человек может видеть себя, вернее, своё тело со стороны. Объясняют это способностью мозга голографически воспринимать окружение. Но как это объясняет тот факт, что многие видели то, что происходило в этот момент в соседних помещениях?
А также, если продолжить вопрос, почему слепые от рождения в момент клинической смерти начинают видеть? А когда они приходят в сознание, они снова становятся слепыми. Значит, у них схема выхода в этот мир нарушена. А сами они вполне полноценны. Поскольку исследовать мы это не можем, это опять-таки предположение, но сделанное за счёт фактов.
Один американец, кажется по фамилии Монро, точно не помню, собрал массу фактов и случаев клинической смерти и выхода из тела. В этой книге он описывает эти случаи, но далеко не всем там было приятно. Не всегда там были какие-то туннели… Многие попадали, как им казалось, в ад и в прочие негативные места. Многие помнили, что с ними произошло примерно в течение часа после «возвращения», потом, забывали. Только в момент их «прихода» обратно в сознание, можно иметь, какую-то информацию, которая считается наиболее полноценной. А дальше она уже ничего не стоит.
Но это разве не подтверждает то, что выход из тела всё-таки есть?
Но это уже не наука, это — Богословие. Пока мы можем это объяснять только с позиции религии.
То, что касается голографического восприятия, это, конечно, ерунда. Конечно, человек находится вне мозга, как бы повисает. Иногда его возвращают. Два раза я реанимировал одну старушку, которая «там» видела своего мужа и сына… и она умоляла больше её не оживлять, дать ей спокойно умереть, что там ей гораздо лучше и так далее. То есть, таких вещей много. Но все это известно только со слов, это не научные эксперименты. Но из-за многочисленности фактов, можно делать кое-какие выводы.
Но, если взять филиппинских хиллеров, без скальпеля и анестезии, рассекающих плоть человека или йогов, лежащих на острейших гвоздях, или даже простых деревенских жителей в Болгарии и Греции, танцующих по праздникам на огненных углях… Ведь в этом случае на лицо демонстрация возможностей, явно превосходящих возможности обычного человека. Как им это удается? Есть ли у науки ответ на этот вопрос?
Да, я и сам видел в Болгарии, как танцуют на углях. Ну, что я могу сказать по этому. Научное поле всё-таки ещё не всё охватывает. И объяснить эти вещи: хиллеров, йогов, хождения по огню, пока сложно и, возможно, так никогда и не удастся.
Один митрополит из Александрии, приезжавший ко мне на обследование, рассказывал, что когда в египетской пустыне около пирамид он участвовал в литургии, а она длится по 5-6 часов, и после этого он опускал руки в чан с водой, то вода становится сладкой! Он сначала сам не мог поверить в это, когда первый раз с этим столкнулся. Так что, действительно, бывают всякие вещи, которые объяснить мы пока не в состоянии.
В наших экспериментах, проводимых с людьми, находящихся в состоянии молитвы, фиксировалось исчезновение альфа- и бета-ритмов, оставался только один дельта-ритм. То есть фактически мозг человека, находящегося в сознании, не работает. Ощущение такое, что человек куда-то уходит… Это говорит о том, что по всей видимости, в своем мире мы ещё как-то ориентируемся, но есть и какие-то иные миры, иные состояния, иная реальность, о которых мы знаем или очень мало или практически ничего не знаем. Но это всё, каким-то образом влияет на нашу жизнь.
Просто я сам себе доказал, что Бог есть. Точнее, есть что-то вне нашего пространства. Нечто иррациональное, которое не менее важно, чем наше бытие здесь, на Земле. Даже важнее. Открытие четвертого состояния сознания – это путь к иррационализму и пониманию Бога.
Мы живем уже в XXI веке, у людей доверие к науке. Мало кто понимает, как устроен телевизор или компьютер, но все пользуются ими. И разговаривать с людьми нужно на том языке, который они понимают. Конечно, для человека верующего, а тем более для священника такой вопрос не актуален. Священники мне рассказывали, что литургия для них пролетает в одно мгновение – время исчезает. Но священники составляют лишь малую часть населения. А население мыслит другими категориями: для многих выстоять службу в церкви стоит большого труда. А свидетельства Евангелия о Христе многие воспринимают как сказки. Но если – благодаря науке – человек сделает первый шаг к Богу, ему потом будет легче открыть Священное Писание.
Наши исследования дали нам возможность сделать еще некоторые открытия. Так, мы выяснили, что уныние, рок-музыка уводят человека от состояния гармонии, также вызывая в коре мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическим припадкам.
Выходит, наука и религия – две вещи совместные?
Еще Юнг писал, что полноценный человек – это тот, у которого есть и знания, и вера, а если знания без веры – неполноценный. Раньше у нас считалось, что наука и религия – антагонисты.
Но все чаще мы замечаем, что наука не всесильна, она не может учитывать все нюансы. Я считаю, что наука тогда сможет стать полноценной силой, когда у нее будет духовное начало. Вот что еще важно: здоровье для нас не должно быть самоцелью. Допустим, у человека инфаркт миокарда. Если он уходит в свою болезнь, начинает думать только о собственном здоровье, старательно выполнять все предписания врача, принимать по часам лекарства и так далее, он выздоравливает медленно, а бывает, что и не выздоравливает. Если же такой человек продолжает жить полноценной жизнью, работать, даже иной раз забывая принять лекарства, он быстро становится на ноги, он живет. Это не просто слова, на этот счет имеется огромная статистика, и у нас в институте защищено несколько диссертаций по этой проблеме.
Означает ли ваше открытие, что человек может общаться с Богом без посредников, то есть церкви?
Думаю, нет. Наш мир так устроен, что человеку необходима церковь. Один из священников, ЭЭГ которых мы записывали, потом сказал мне: “Да, я вышел на встречу с Богом, но Бог не пришел ко мне. И это не произошло бы в вашей лаборатории”. Понимаете, не та, что в церкви, обстановка. И потом, ведь богословие – это наука, а молитвы – те же знания. Как общаться с Богом, не зная языка общения?