Данная статья содержит: святая елена великомученица молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитвы святым

Память: 6 марта / 19 марта, 21 мая / 1 июня

Равноапостольная царица Константинопольская Елена – мать царя Константина. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере, и через это постепенно весь римский мир стал христианским. Вторая заслуга царицы Елены – воздвижение Креста Господня и строительство ныне именитых и знаковых храмов на Святой Земле. Ее стараниями построены на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит Благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Святая Елена покровительница церковного клира, храмоздателей, благотворителей и миссионеров. Ей молятся о даровании и укреплении веры в детях и сродниках, о даровании родительской ревности воспитания детей в вере, о вразумлении иноверцев и сектантов. Ее молитвенно поминают вместе с равноапостольным сыном Константином.

Равноапостольные царь Константин и царица Елена Константинопольские. Икона

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва первая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Акафист равноапостольным царю Константину и царице Елене Константинопольским:

Канон равноапостольным царю Константину и царице Елене Константинопольским:

Житийная и научно-историческая литература о равноапостольной царице Елене:

  • Равноапостольная царица Елена Константинопольская – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

“Святая Елена” (икона): описание и значение

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного постоялого двора была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона этой равноапостольной царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок – плод их первой любви – также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать – святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в праздник Воздвижения Креста Господня, отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным – там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор – бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став императором, Константин вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю историю христианства канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году – 19 марта и 3 июня – и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка – княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном – императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние византийские иконы изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого патриарха Никона. Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

Святые, покровительствующие имени «Елена»

Икона Святой равноапостольной царицы Елены

Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест, связанных с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Только пять женщин канон изированы, как равноопостольные, среди них и святая царица Елена. Она была матерью святого Константина Великого. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности. Подробнее>>

День памяти святой равноапостольной царицы Елены совершается дважды в году: 6/19 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста) и 21 мая/3 июня.

Елена Дивеевская (Мантурова), преподобная

День памяти установлен Православной Церковью 28 мая/10 июня.

Сергиев Пасад. 2003 год. Саровский монастырь

Святая Елена Дивеевская родилась в 1805 году. Вместе с братом она жила в их родовом имении, которое находилось в селе Нуча Нижегородской губернии. Она была девушкой веселой, любила светские развлечения и мечтала о замужестве.

Елена, мученица, дочь ап. Алфея

День памяти установлен Православной Церковью 26 мая/8 июня.

Елена равноапостольная – см.

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 июля.

Иконописец Ю.Э. Кузнецов

Первая русская святая. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Стала почитаться как святая во время княжения своего внука Владимира – Крестителя Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Елена Сербская, королева, преподобная

День памяти установлен Православной Церковью 30 октября/12 ноября.

Россия. XXI век. Иконописная мастерская "Рублевъ"

Она была королевой, пожалуй, одной из самых добрых королев в истории человечества. Щедрость ее не знала границ. Она помогала беднякам и вдовам. Для девочек-сирот она открыла школу, где они жили и учились. Королева поддерживала и строила храмы и церкви, в том числе прекрасный монастырь Градац на берегу реки Брвеника. Она была благочестивой правительницей и прекрасной матерью. Елена – принцесса Анжуйская, родилась во Франции. Став женой Сербского Короля Уроша Первого, она родила двух сыновей и дала им прекрасное воспитание. Подданные любили не только ее саму, но и ее детей, также признанных впоследствии святыми.

Святая Елена – Житие святой равноапостольной Елены

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

СВЯТАЯ ЕЛЕНА

Даты памяти: 19 марта / 6 марта ( день обретения Креста Господня ); 3 июня / 21 мая (новый стиль / старый стиль)

Житие святой равноапостольной Елены и Константина

(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз) – Евлогите)

Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по ­политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина.

Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. Кроме того, император забрал восемнадцатилетнего Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. На самом же деле семья отлично понимала, что он фактически является заложником лояльности его отца по отношению к императору.

В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Ее оторвали от мужа ради политической выгоды, и, очевидно, супруги с тех пор ни разу в жизни не виделись. Она переселилась поближе к сыну, насколько это было возможно, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь, и именно здесь она познакомилась с Христианством. Она крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

Вскоре после ее обращения Константин, часто посещавший ее, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери.

Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. Он стал цезарем западных земель. Император Максимиан, видя в Константине будущего соперника, решил “подстраховаться”: он выдал за молодого военачальника свою дочь Фаусту, подкрепив его лояльность узами родства. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. В 312 году, накануне битвы против войск своего шурина Максентия, Константин стоял со своей армией у стен столицы. В ту ночь на небе явился огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”. Максентий, вместо того, чтобы обороняться внутри стен города, вышел сразиться с Константином и потерпел ­поражение.

На следующий (315) год Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий. Спустя десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи, и в 323 году возвысил свою мать, объявив ее Императрицей. Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину. Когда корабль проплывал мимо островов Греции, она сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, прося помочь ей найти Его Крест и обещая построить здесь храм в случае, если ее прошение будет исполнено. Ее молитва была услышана, и она исполнила свой обет. В наши дни церковь Екатонтапилиани, внутри которой стоит храм, построенный тогда святой Еленой, является древнейшим христианским храмом Греции.

Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти обломки за городские стены, но не знала, где ее слугам следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

Вот как рассказывает об этом ее житие:

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.1

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в хра­ме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Сейчас ее мощи (большая часть) покоятся в Риме, куда их перевезли крестоносцы, к тому же во многих местах Христианского мира хранятся частицы ее мощей. Император Константин пережил свою мать на десять лет.

Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

Что произошло с Животворящим Крестом Господним после его обретения?

После того, как святая Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень, она отослала часть его в Константинополь, вторую часть в том же году сама повезла в Рим, еще одну часть оставила в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там она (эта третья часть) оставалась в течение примерно трех столетий, до 614 года, когда персы под предводительством своего царя Хозроя переправились через Иордан и захватили Палестину. Они жестоко обращались с христианами, разрушали церкви, убивали священников, монахов и монахинь. Они унесли из Иерусалима священные сосуды и главную драгоценность — Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Захария и множество людей были взяты в плен. Хозрой суеверно полагал, что, завладев Крестом, он каким-то образом обретет силу и власть Сына Божия, и он торжественно водрузил Крест возле своего трона, по правую руку. Византийский Император Гераклий (610—641) много раз предлагал ему мир, но Хозрой требовал сначала отречься от Христа и поклониться солнцу. Эта война стала религиозной. Наконец, после нескольких удачных сражений Гераклий в 627 году победил Хозроя, которого вскоре сверг с престола и убил собственный сын Сирой. В феврале 628 года Сирой заключил мир с римлянами, освободил Патриарха и прочих пленников и вернул христианам Животворящий Крест.

Крест сначала доставили в Константинополь, и там, в храме Святой Софии, 14 сентября (27 сентября по новому стилю) состоялось торжество его второго воздвижения. (Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память как первого, так и второго торжества.) Весной 629 года Император Гераклий отвез его в Иерусалим и лично водрузил на прежнее почетное место в знак благодарности Богу за дарованную ему победу. Когда он приближался к городу, держа в руках Крест, Император внезапно остановился и не мог двигаться дальше. Сопровождавший его Патриарх Захария предположил, что его великолепное одеяние и царская стать не сочетаются с обликом Самого Господа, смиренно несшего Свой Крест. Император ­тотчас же сменил свой пышный наряд на рубище и вошел в город босой. Драгоценный Крест был все еще заключен в серебряный ларец. Представители духовенства проверили сохранность печатей и, открыв ларец, показали Крест народу. С того времени христиане стали праздновать день Воздвижения Креста Господня с еще большим благоговением. (В этот день Православная Церковь вспоминает также чудо явления на небе Креста Господня в знак грядущей победы Императора Константина над войсками Максентия.) В 635 году Гераклий, отступая под натиском мусульманской армии и предвидя скорый захват Иерусалима, увез Крест с собой в Константинополь. Во избежание полной его утери в будущем, Крест разделили на девятнадцать частей и раздали их Христианским Церквам — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Римской, Едесской, Кипрской, Грузинской, Критской, Аскалонской и Дамасской. Сейчас частицы Креста Господня хранятся во многих монастырях и храмах по всему миру.

Избранные жития святых

Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены ( в изложении Дмитрия Ростовского )

Особые разделы в интернет магазине Русский Паломник:

Оценка 4.4 проголосовавших: 9
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here