Совместная молитва с еретиком

Данная статья содержит: совместная молитва с еретиком - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Допустима ли совместная молитва с еретиками?

Сам Богочеловек Господь большое значение придает молитве. Его сорокадневное молитвенное пребывание в пустыне было прелюдией к Его общественной жизни и деятельности (Мф. 4, 1 и далее). Наши священные Евангелисты сообщают о том, что молитва предшествовала важным событиям в Его жизни (Мф. 14, 23: 26, 36. Марк. 6, 36; Лук.5,16;6,12;9,28)

Апостолы и Отцы Церкви отмечают то значение, которое придавал молитве Само Боговоплощенное Слово Бога Отца, при намерении привести к бытию творение с помощью не велся диалог с Богом Творцом, потому что человеческий логос является способом удивительной связи с личностью. И это потому, что преодоление индивидуализма и прежде всего явление личности совершается с помощью молитвы. Святитель Иоанн Златоуст, выражая убеждение Церкви, говорит: «Ничтоже сильнее молитвы, и ничто же ей равно»( PG 48, 766).

Но Богочеловек Господь устанавливает и общую-групповую молитву, когда нас уверяет: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Совершающие совместную молитву беседуют с Троичным Богом как Его сыновья по благодати божией. Молящийся входит в общение внутренне с главой Церкви, Богочеловеком Господом, как и совершающие совместную молитву, пребывают в одной общей беседе истины и познания «в Духе Святом». Впрочем, этот смысл содержит в себе фраза Самого Господа «во имя Мое» (εἰς τὸ ἐμὸν ὄνομα). «Большое согласие обладает силой» (), подчеркивает святитель Иоанн Златоуст.

Следовательно, содержанием совместной молитвы является кафолическая истина Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, которой является Православная Церковь. Если же один или многие члены колеблют, или искажают, или отвергают богооткровенную Истину, как она изложена в Священном Писании и Апостольском и Святоотеческом Предании, то разрывается общение совместно молящихся по той причине, что истина является образом (ὁ τρόπος) существования Церкви, вне всякого условного смысла и мнения. По этой то причине исповедание веры предшествует молитве. Невозможно совершать совместную молитву, если прежде не имеется единогласия в Православной Святоотеческой вере.

Церковь противодействовала сумасбродному виду совместной молитвы православного с еретиком, указывая на границы, с одной стороны, истины, а, с другой стороны, о недозволенности церковного общения и совершения совместной молитвы православного христианина с еретиком.

Это противодействие Церкви было отражено в священных канонах Апостольского собора, Вселенских соборов, но и поместных соборов, которые имеют вселенский авторитет.

Более конкретно 45 правило святых Апостолов принимает следующее: «Епископ, или пресвитер, или дякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да буде извержен». (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σ. 60. Русский текст приводится по Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского (Далее ППЦ). Репринт. СТСЛ. 1996, с. 114)

Молитва клирика с еретиком обязывает налагать на него отлучение, даже если это произойдет в святом храме и во время богослужения, что устанавливает 10 правило святых Апостолов: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σ. 14, ППЦ., с. 69). Но даже если совершатся совместная молитва в храме и будет дозволено еретику совершать что-то как клирику, тогда необходимо накладывать, согласно в 45 правиле святых Апостолов указанию, болезненное извержение.

Категоричным в отношении совместной молитвы в еретическом храме звучит 64 правило святых Апостолов, которое говорит следующее: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σσ. 81-82 ППЦ, с. 142, правило65). В данном правиле достаточно ясно запрещается совместная молитва клириков и мирян с иудеями – сегодня же мы говорим с иноверцами – и еретиками. На участвующих в совместно молитве накладываются наказания – на клириков – извержение из сана, а на мирян отлучение.

Но даже и совместное празднование праздников и обмен дарами с иноверцами и еретиками священными канонами запрещен: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними» (ΛΖ´ καν. Λαοδικείας, Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 3, σ. 206. ППЦ – т.2, с. 107 См. Также правила того же святого собора 32, 34, 35, 39). А 33 правило Лаодикийского собора призывает: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (Там же, ., σ. 198 См и 9 правило Тимофея Александрийского Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 4, σ. 336, ППЦ – т.2, с. 4843-483. Епископ Никодим дает важный канонический комментарий на это правило См. Там же, с. 484, Примеч. переводчиков).

Церковь, как мы убедились, нас учит тому, что невозможно принимающему богооткровенную истину о Троичном Боге сосуществовать с не приемлющим вышеупомянутую истину во время общей молитвы-исповедании ее принятия, тем более во время евхаристического общения в Божественной Литургии.

К сожалению, в эти времена мы переживаем сотрясающее положение, которое охватило нашу Вселенскую Патриархию.

Вселенский Патриарх кир Варфоломей, непосредственный соратник его митрополит Пергамский г-н Иоанн Зизиулас и другие из патриаршего окружения, высшего и низшего, клирики приступили к повседневным молитвам с ересиархом Папой Франциском (принимающего и проповедующего пятнадцать и более ересей), упражняя свой ум в области рассудочного богословия, а не сфере святоотеческого богословия того, что «говорит мне Церковь и слышит твой раб (клирик или мирянин)».

Совершенно неразумно и в тоже время антиканонично Православный Вселенский Патриарх явным образом стремиться, называть Папизм «Церковью», эту еретическую организацию, которая по причине многих ересей оторвана от Тела Христова, Единой Церкви. И при этом он старается заявить, что он свой целью ставит «обретение полного между нашими Церквами общения».

К сожалению, выше упомянутая позиция не приемлема с точки зрения того пути, на который указывает Православная Церковь, Единая Церковь, это пребывание в послушании священным канонам, Богочеловеческий путь. Патриарх не прислушался своими ушами к тому, что «передал Святой Дух и нам», что преобладает на всех Соборах Вселенских и Поместных, с помощью чего «в слове и во времени» излагается Богочеловеческая воля нашей Святой Церкви.

И вновь слышится в эти печальные дни для Православия голос свт. Василия Великого: «Мы весьма опечалены тем, что правила Отцов преданы забвению и всякая строгость Церквей стала считаться вздором, и мы опасаемся, что даже малое такое безразличие порождает путь, который приводит к полной путанице в вещах, относящихся к Церкви». (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 4, σ. 275, перевод ПА.)

Итак, когда же поймет Патриарх Варфоломей, а это относится и ко все нам, что хранение веры, к чему призывают священные каноны, является послушанием Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, Православной Церкви, но и признаком подчинения эгоистичности общей причастности всех верующих, клириков и мирян богооткровенной Истине?

Архимандрит Кирилл Коцопулос,

проповедник священной Патрской митрополии, доктор канонического права

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», декабрь 2014г.

Молитва с еретиками запрещена, очнитесь!

Совместная молитва с еретиками

Совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они – вне Церкви и значит вне спасения.

45-е правило святых Апостолов: « епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен » .

Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милош) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2 Сол. 3:6; 2 Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

Православная Церковь запрещает не только совместные молитвы с раскольниками и еретиками, но и намеренное вхождение для молитвы в собрание иноверцев (еретическую синагогу – 65 правило Святых Апостолов), приятие иноверческих «благословений» (32 правило Лаодикийского Собора), позволение иноверцам действовать в качестве служителей церкви (45 правило Святых Апостолов), приношение елея и возжигание свеч в иноверческих собраниях (71 правило Святых Апостолов).

Подвижники XX века не только строго придерживались Православного Вероучения в отношении ереси и еретиков, но и призывали к отказу от участия в надцерковных организациях наподобие «Всемирного совета церквей». Архиепископ Серафим (Соболев) в свое время писал: “Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют “Всецерковной конференцией”, “собранием всех христианских церквей” и “единою святою Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой “единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви”. А сербский богослов преподобный Иустин (Попович), убеждая не участвовать в «Мировом совете церквей», писал своему Священному Синоду: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Святыми Апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). (…) Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, то есть она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в “экуменической общей молитве”, но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются “частью” только “спасаемых” (7 правило II Вселенского Собора).

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожалению, и является наиболее распространенным явлением и, в то же время, показателем среднестатистической индифферентности к Вере. К Вере, за которую ее святые свидетели – мученики и исповедники отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью. Существенное отличие древних богословов от многих называющих себя богословами ныне не в том, что те имели дело с другими, как бы более страшными и ужасными еретиками (еретики всегда одинаковы), а в том, что богословие Церкви они исповедовали шествуя не с докладами на трибуны, а за Христом на Голгофу. Но и свидетельство о Православной Вере с трибун международных конференций, совсем не обязательно подразумевает ниспровержение этой Веры участием в совместных молениях иноверцев.

Диакон Георгий Максимов

«Совместные молитвы с еретиками – это действительно нарушение канонов (45-го апостольского правила, 33-го правила Лаодикийского обора и др.

“Кесарево – кесарю, а Божие – Богу”; всякому, значит, свое. В наше время вместо “кесарево”

Иудейство враждует с язычеством, а то и другое враждует с христианством, как египтяне и ассирияне

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя

Преподобный Алипий столпник родился в городе Адрианополе в Пафлагонии. Мать его, христианка, рано

Осматривал я оружейную храмину победоносцев, вникал, какое оружие облекшемуся в оное доставляет

Священномученик Иоанн родился 21 марта 1877 года в селе Боронкино Луковниковского уезда Тверской

Владей. безмолвием, как крепкою стеною, потому что безмолвие делает тебя выше страстей; ты

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

© 2005-2015 Оптина пустынь – живая летопись

О совместной молитве с еретиками

Совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они — вне Церкви и значит вне спасения.

45-е правило святых Апостолов: «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен».

10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».

65-е правило святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».

33-е правило Лаодикийского Cобора: «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем».

(Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея Алекс. 9).

Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милаш) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” ( Мф. 18:17 ), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле ( 1Кор. 5:5 ; 1Тим. 1:20 ; 2Тим. 3:5 ; Тит. 3:10 ; 2Сол. 3:6 ; 2Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

Православная Церковь запрещает не только совместные молитвы с раскольниками и еретиками, но и намеренное вхождение для молитвы в собрание иноверцев (еретическую синагогу – 65 правило Святых Апостолов), приятие иноверческих «благословений» (32 правило Лаодикийского Собора), позволение иноверцам действовать в качестве служителей церкви (45 правило Святых Апостолов), приношение елея и возжигание свеч в иноверческих собраниях (71 правило Святых Апостолов).

Подвижники XX века не только строго придерживались Православного Вероучения в отношении ереси и еретиков, но и призывали к отказу от участия в надцерковных организациях наподобие «Всемирного совета церквей». Архиепископ Серафим (Соболев) в свое время писал: «Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют «Всецерковной конференцией”, «собранием всех христианских церквей” и «единою святою Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой «единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви”. А сербский богослов преподобный Иустин (Попович), убеждая не участвовать в «Мировом совете церквей», писал своему Священному Синоду: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Святыми Апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор. 6:14-15 ). (…) Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, то есть она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании ( 1Пет. 3:15 ). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в «экуменической общей молитве», но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются «частью» только «спасаемых» (7 правило II Вселенского Собора).

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожалению, и является наиболее распространенным явлением и, в то же время, показателем среднестатистической индифферентности к Вере. К Вере, за которую ее святые свидетели – мученики и исповедники отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью. Существенное отличие древних богословов от многих называющих себя богословами ныне не в том, что те имели дело с другими, как бы более страшными и ужасными еретиками (еретики всегда одинаковы), а в том, что богословие Церкви они исповедовали шествуя не с докладами на трибуны, а за Христом на Голгофу. Но и свидетельство о Православной Вере с трибун международных конференций, совсем не обязательно подразумевает ниспровержение этой Веры участием в совместных молениях иноверцев.

«Совместные молитвы с еретиками — это действительно нарушение канонов (45-го апостольского правила, 33-го правила Лаодикийского обора и др.

Обратимся к тексту канона: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (33-е правило Лаодикийского Cобора).

…После Лаодикийского Собора 364 г. прошло уже несколько десятков Соборов, как Вселенских, так и Поместных, но ни один из них, вплоть до самых недавних, не счел нужным изменить эту норму Вселенской Церкви. Напротив — ее подтвердили на IV Вселенском Соборе 451 г., затем на Трулльском Соборе 691 г., наконец, 33-е правило было подтверждено и «Окружным посланием ко всем православным христианам» 1848 г.

…соборно принятое в 1848 г. «Окружное послание единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» гласит: «Нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, — еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви — беззаконно».

А вот что в ХХ веке писал преподобный Иустин (Попович), комментируя предложение инославных к православным молиться вместе: «По 45 апостольскому правилу, «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». Это священное правило святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную. Эти указанные каноны святых Апостолов и отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов».

Сложно придумать более ясные выражения. Так что у нас …четкие определения апостолов, Соборов и святых отцов.

Есть еще один распространенный ошибочный довод: «Когда в каноническом правиле говорится о недопустимости молитвы с еретиками, речь идет о молитве литургического характера, а не о молитве на «бытовом» уровне. Неужели вы не можете, пригласив в дом инославного христианина, прочитать вместе с ним «Отче наш» перед едой?»

На этот вопрос Церковь дает ответ 10-м правилом святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Как толкует канонист Аристин, «молящийся вместе с еретиками в церкви, или в доме да будет так же лишен общения, как и они».

65-м апостольском правиле: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».

Что касается логики, то, на мой взгляд, в этих постановлениях есть и смысл, и логика, и величайшая польза для Церкви и попечение о нас.

Почему апостолы и святые отцы запрещали молиться вместе с еретиками, а также в храмах еретиков? Может быть, потому, что для них молитва и вера (богословие) мыслились не как две независимые друг от друга области? Для них это неразрывное целое. Вспомним замечательное выражение преподобного Макария Великого: «Кто богослов, тот молится, и кто молится — тот богослов», а также знаменитое раннехристианское изречение: «Закон молитвы есть закон веры». И, естественно, что единство в молитве может быть только там и только с теми, с кем есть единство веры.

А если мы молимся с еретиком, то тем самым, во-первых, лжем перед лицом Бога, а во-вторых, лжем тому еретику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных различий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно.

И это нетрудно соблюсти, если мы будем иметь перед глазами верный ориентир и помнить, что «запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви к самим еретикам, которые посредством такого религиозного (а не общественного) «карантина» призываются к осознанию своего заблуждения и пониманию того факта, что они находятся вне «ковчега спасения»».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Оценка 3.4 проголосовавших: 46
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here