Данная статья содержит: разрешительная молитва крещение - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Как совершается Таинство Крещения ребенка (чинопоследование)
В Православии существуют два образа Крещения — троекратное погружение с головой в купель и обливание (окропление) святой водой. Второй вариант допускается только в крайнем случае, когда отложить Крещение невозможно, а совершить его через погружение не позволяют условия.
В некоторых храмах есть крещальня или баптистерий – отдельное помещение, специально отведенное для проведения Таинства Крещения. Основная часть обряда проходит именно в крещальне и лишь в конце священник выносит младенца в храм для Воцерковления, чтобы пронести мальчика через алтарь, а девочку поднести к царским вратам.
В среднем, полный обряд Крещения ребенка занимает около часа, но может быть и дольше, если желающих креститься много. Поэтому в летний «крестильный сезон» для проведения Таинства стоит выбрать будний день или договориться об индивидуальном Крещении.
Непосредственно перед Крещением в церковной практике принято совершать оглашение – глубокое и всестороннее объяснение смысла и основ Православной веры. Во многих храмах огласительные беседы с будущими крестными проводятся заранее, по возможности их следует посетить.
Чинопоследование Крещения ребенка
Перед совершением таинства зажигаются все свечи, священник обходит храм или крещальню и читает три молитвы: молитву в день рождения младенца, молитву на наречение имени в восьмой день и молитву 40-го дня (молитва матери). Для совершения Крещения ребеночка полностью раздевают, во время чтения молитв крестные держат его на руках, завернутым в пеленки, детский плед или одеялко. Если холодно, разрешается оставить малыша в одежде, но приоткрыть ему грудь, ручки и ножки.
Присутствие на Крестинах мамы ребенка допускается только после прочтения священником разрешительной молитвы сорокового дня. Но одни священники читают ее в начале и, тем самым, допускают мать к участию в Таинстве, а другие – в конце, и тогда мать не должна даже заходить в храм (разрешается стоять в притворе). И то, и другое разрешено Церковью: когда читать молитву матери – это решение священника.
После этих молитв священник просит восприемников и крестника повернуться лицом на запад (символически это обитель сатаны). И, обращаясь к крестным, трижды задает вопросы, на которые также трижды нужно сознательно отвечать. Поскольку ребенок не может осознать сути вопросов, за него дают обеты его крестные родители.
Сначала священник спрашивает:
– Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?
Крестным следует отвечать: – Отрицаюсь.
Тогда священник говорит:
– Дунь и плюнь на него (в знак крайнего презрения).
После этого священник велит повернуться лицом на восток, к Господу, и спрашивает:
– Сочетаешься ли Христу?
Крестным следует ответить: – Сочетаюсь.
Этим ответом восприемники исповедают за крестника верность Господу. Далее они читают молитву Символ веры, которую следует выучить наизусть.
Затем священник читает великую ектению, во время которой освящает елей и воду в купели. Для непобедимости в борьбе с сатаной перед погружением в купель священник помазывает младенца Святым елеем со словами: Помазывается раб Божий (раба Божия) Имя елеем радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Помазывая грудь, говорит: Во исцеление души и тела.
Помазывая уши: К слышанию веры.
На руках: Руки Твои сотворили меня и создали меня.
На ногах: Чтобы ходить ему (ей) по стопам Твоим (заповедей Твоих).
Затем священник забирает у крестных ребенка и крестит, троекратно погружая с головой в купель, держа его обращенным на восток, со словами: Крещается раб Божий (раба Божия) (Имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.
Затем один из восприемников (для мальчика – это крестный, а для девочки – крестная) принимает младенца из рук священника на свои руки, покрытые крещальной крыжмой. Ребенка тщательно вытирают, одевают в крестильную рубашку и надевают крестик. Белая крестильная одежда служит знаком чистоты души и напоминает крещеному, что он должен сохранять эту чистоту и впредь, а крест служит знаком его веры в Господа. Крыжму, впитавшую святую воду, как и крестильную рубашку, следует обязательно сохранить.
Сразу после Крещения в едином чинопоследовании совершается Таинство Миропомазания, которое, как и Крещение, более не повторяется. Священник помазывает крестившегося святым Миром, начертывая образ креста на лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, на груди, ручках и ножках ребенка, со словами: Печать дара Духа Святого. Аминь.
После помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым троекратно обходит купель со свечами, затем омывает и отирает миро с тела ребенка со словами: Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Далее священник читает молитву на пострижение волос и крестообразно совершает постриг со словами: Постригается раб Божий (раба Божия) (Имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа. Срезанные волосы скатываются в шарик с воском и опускается в купель.
За пострижением волос следует молитва о восприемнике и новокрещенном. А затем бывает отпуст – благословение на выход из храма с целованием креста; в молитве поминается святой, в честь которого дано имя крещенному, и на этом Таинство завершается.
Если ребеночку уже исполнилось 40 дней, то сразу после Крещения и Миропомазания совершается Воцерковление. Если разрешительная молитва 40 дня не была прочитана над мамой ребенка перед Крещением, то она обязательно читается перед Воцерковлением. Для младенцев мужского и женского пола чин воцерковления немного различается. Священник берет ребенка на руки в притворе храма и знаменует им крест на входе в храм, посреди церкви и на амвоне у Царских врат, произнося слова: «Воцерковляется раб Божий». Если крестился младенец мужского пола, то священник вносит его в алтарь, обнося вокруг престола через горнее место, после прикладывает его к иконам на иконостасе и отдает в руки маме или восприемнику. Девочек в алтарь не вносят, их воцерковление заканчивается у Царских Врат. Воцерковление священник заключает молитвой и отпустом с крестом.
После Таинства Крещения обязательно нужно причастить ребенка. Иногда первое Причащение совершается в тот же день, но чаще батюшка просит придти на следующий день или через неделю. Обычно Причащение совершается после утренней литургии, в разных храмах дни и время проведения служб различаются. Стоять службу с ребенком не обязательно, причащают младенцев без очереди и только вином (Кровью Христа). Причащать ребенка нужно регулярно, желательно не реже одного раза в неделю.
Как надо молиться на крещение детей?
Молитвы за детей перед крещением
Крещение – важное событие в жизни ребенка. Неудивительно, что доверить роль крестных родители стараются наиболее достойным людям из числа своих друзей и знакомых.
Перед крещением крестному отцу и матери нужно будет не только читать молитвы за своего будущего крестника, но и заниматься их духовным воспитанием, наставлять в христианской вере и предостерегать от ошибок.
Согласно церковному уставу, крестными не могут быть сами родители ребенка, монахи, люди, состоящие между собой в браке, а также неверующие и некрещеные. Крестные должны быть православными и благочестивыми людьми, которые постоянно посещают церковь. Дети крестных, если они есть, должны быть воцерковлены.
Крестная мать дарит малышу все необходимое для проведения этого обряда – крестик на цепочке или бечевке, крестильный наряд. Крестный отец оплачивает крещение в храме и расходы на продукты к праздничному столу, который устраивается по случаю крестин.
Обычно перед этим обрядом в церкви проводят беседу с будущими крестными, и объясняют, как проходит это таинство, а также растолковывают обязанности духовных родителей.
Накануне крестным желательно несколько дней поститься, а затем исповедаться в церкви и принять причастие. Кроме того, они читают молитвы на крещение ребенка. Нужно ли знать их наизусть? В некоторых приходах от крестных требуют запоминания текстов наизусть, в других же разрешают читать по Молитвослову. Одна из молитв – «Отче наш».
«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Еще одна молитва на крещение – «Символ веры», в которой заключены 12 основных христианских догматов.
«Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого, и прославляемого, говорившего через пророков.
В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Признаю одно крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
И в древние времена, и в сейчас знание «Символа веры» было необходимым условием для того, чтобы пройти крещение. Если обряд проходит мальчик, за него читает молитву крестный отец, если девочка – то крестная мать. (Если же молитву читает священник, это означает, что мать ребенка, которой в течение 40 дней после его рождения не дозволяется вступить в храм, может в него войти).
Кроме этого, крестным необходимо знать две короткие молитвы на крещение ребенка, которые читаются перед сном:
«Господи Иисусе Христе, буди малость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имя), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякого лукавого похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее)».
«Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имя), и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее). Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Кроме молитв за детей перед крещением, крестным можно читать следующие:
«Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь».
Молитвы на крещение детей читают и родители
Молитва родителей ко Господу Богу
« Боже, наш милостивый и небесный Отче! Помилуй наших детей (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту. Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени. Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми. Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь».
Эти молитвы читаются перед иконой Спасителя Иисуса Христа, Владимирской иконой Божьей Матери и другими святыми образами.
Осталось добавить, что во время проведения обряда крещения ребенка в храме священник читает «В День рождения», «О наречении» и «Молитва 40 дня», или «Молитва матери». Однако крестным родителям знать их не обязательно.
Таинство крещения
«…Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…» (Ин. 3,5).
«…Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…» (Мк. 16, 16)
Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
Господом учреждены были таинства. Таинство Крещения – самое необходимое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещенного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5).
Само Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее – символом покаяния.
Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило – благоухание Святого Духа; белые одежды новокрещенного – освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.
Обряд, предшествующий крещению – прочтение разрешительной молитвы над матерями:
В течение первых сорока дней после рождения ребенка, матери вход в храм воспрещается «по обыкновенному закону естественного очищения», являющийся для нее как бы печатью первородного проклятия женщине. В сороковой день мать предстоит у входа в храм, держа на руках младенца, готовая принести его и свое материнство Богу. В своих молитвах Церковь объединяет два материнства: человеческое и материнство Пречистой Девы, родившей истинного Законоположника. Молитва наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, Которого Она носила и с Которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. Теперь эта благодать наполняет Церковь и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.
Что происходит во время крещения?
Слово «крещение» значит «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает (для греховной жизни и сатаны), чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до крещения.
Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
Рассмотрим более подробно, что происходит с человеком во время крещения и к чему он обязывается после его принятия.
Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.
Человеку, пожелавшему креститься, следует изучить Символ веры, заповеди Господни и испытать свою совесть о серьезности принимаемого решения. Если же крестится младенец, то его крестные родители должны иметь искреннее намерение воспитывать ребенка в православной вере.
Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…», напоминая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7), трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа — жест защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Три запрещения на нечистых духов
Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.
Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех ангелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».
Отречение от сатаны
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от прежних греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что был прежде пленником страстей, сатаны. Священник спрашивает:
“Отрекаешься ли ты от сатаны, всех дел его и всех ангелов его, всего служения его и всей гордыни его?”
Крещаемый отвечает: “Отрекаюсь”.
Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:
“Отрекся ли ты сатаны?”
И крещаемый отвечает: “Отрекся”.
Священник говорит: “И дунь, и плюнь на него.”
Священник обращает крещаемого на запад — символ тьмы, темных сил. Крещаемый должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом, крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.
Исповедание верности Христу
Однако сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Отрекшегося крещаемого священник обращает обратно к востоку, ко Христу — Свету мира.
Священник спрашивает: “Сочетаешься ли ты со Христом?”
Крещаемый отвечает: “Сочетаюсь.”
После этого священник спрашивает: “Сочетался ли ты со Христом?”
Крещаемый отвечает: “Сочетался.”
Священник спрашивает: “И веруешь ли Ему?”
Крещаемый отвечает: “Верую как Царю и Богу.”
Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры (вместо младенца – восприемник).
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности прежде крещения человек должен был изучить их. И теперь это необходимое условие при крещении. Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники, и если забывают, то совершают тяжкий грех.
Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом, возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами 1 и II Вселенских Соборов. 1 Вселенский Собор принял семь членов Символа, II — остальные пять. 1 Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор — в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о крещении, в одиннадцатом — о воскресении мертвых, в двенадцатом — о вечной жизни
После прочтения Символа Веры начинается сам чин крещения.
Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушится под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».
Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.
В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения, представляются важными три основные стороны этой символики: во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она – символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию,.
После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Также священник помазывает маслом и крещаемого: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).
Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге – с миром.
Погружение в купель.
Затем, наконец, наступает самый главный момент крещения – священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение). Сразу после погружения возлагается на новокрещенного крест — в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий.
В таинстве Крещения верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться – не образно, не символически, а по существу – как смерть и воскресение.
В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4).
Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.
Веровать во Христа всегда означало и означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Мы спасены не потому, что веруем в Его сверхъестественную власть и могущество — не такой веры хочет Он от нас, — а потому, что мы принимаем всем нашим существом и делаем своим то желание, которое и есть Его жизнь, которое заставляет Его принять распятие и мученическую смерть, чтобы уничтожить корень ее — грех. Крещение — истинная смерть и истинное воскресение со Христом Иисусом.
Только Бог может откликнуться на это желание и исполнить его. Только Он может даровать желание нашего сердца и напитать наш разум. Где нет веры и желания, там не может быть и исполнения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь. » (св. Григорий Нисский).
Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3—II. Кол. 2, 12—13). Это самое главное в таинстве Крещения.
Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещенного.
Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещенный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещенного.
Крестные родители — восприемники.
Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Греческое слово “анадехоменос” (восприемник) имеет также значение “поручитель за должника”. Святой Иоанн Златоуст в одной из своих огласительных бесед, на которой присутствовали оглашенные вместе со своими восприемниками, так разъясняет их роль: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: «Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».
Родители должны помнить, что, крестя ребенка, они дают сознательное обещание воспитывать его по правилам Православной Церкви. Но кроме их обязательства нужно и обязательство родителей крестных. Оно выражается в крещенском обете крестных за младенца перед Богом и Церковью: «отрицаюсь сатаны, сочетаюсь Христу». Поэтому при крещении младенца особое внимание нужно обратить на крестных и на их веру.
Вообще, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по сложившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина
При крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Если восприемников двое, то считается допустимым, что мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель крещения, он возвращается на руки крестному или крестной (в зависимости от того, какого пола крещаемый). Именно потому, что после погружения в купель крестный (ая) принимает младенца из рук священника и пошло славянское название — восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к Таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем с родителями по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
Часто, люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей для своего ребенка. Огромное большинство крестных не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста. Такой восприемник станет для ребенка лишь формальным крестным, хотя Церковь возлагает на них большую ответственность за духовное воспитание новокрещаемого.
Нужно понимать, что выбирать восприемников родители должны в зависимости от тех духовных качеств, которые захотят увидеть в будущем в своем ребенке. Поэтому, просить стать крестными нужно именно тех людей, которые отвечают этим качествам. Родителям также нужно помнить и о том, что предлагая другим людям быть крестными, они накладывают на них большую ответственность, касающуюся воспитания ребенка в православной вере. Поэтому, прежде чем кому-то предложить стать крестными родителями своего ребенка, нужно определить для себя, сможет ли данный человек понести такую ответственность, не будет ли это лишним грехом, за который придется держать ответ на Страшном Суде.
Ошибочным считается тот факт, что родители часто воспринимают крестных как тех людей, на которых можно полностью переложить духовное воспитание своих детей, самим при этом заботясь только лишь об их телесном благополучии. При том, что крестные отвечают перед Богом за воспитание своих восприемников, для родителей они должны являться лишь помощниками в этом.
Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Это еще раз доказывает, что нужно выбирать крестных из людей крещеных и православно верующих, знакомых с содержанием Священного Писания, знающих основные молитвы, посещающих церковные богослужения.
Желательно, чтобы от участия в Таинстве Крещения в качестве восприемников были отстранены малолетние дети, так как они еще сами слишком мало знают и не могут быть истинными воспитателями своего крестника. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно. В будущем, восприемник не может стать супругом своей крестницы, и, наоборот, крестная мать не может быть женой своего крестника.
Помазание Святым Миром.
После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром — запечатлевает «печатью дара Духа Святаго». Миропомазание имеет следующий смысл. В день пятидесятницы на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.
Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям.
Священник помазывает святым миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги.
Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается лоб для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются глаза, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
Всякий раз он повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь.»
Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя и связанное с Крещением и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.
Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде голубя.
Чтение Священного писания и шествие вокруг купели.
После Таинства Миропомазания бывает шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся. » есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении из нее Духом Божиим. С другой стороны: так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставит не под спудом, но на свечнике, да светит всем людям своими добрыми делами, и что он просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия и еще несколько молитв.
Завершающие обряды Крещения.
Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия.
Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.
Пострижение волос с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество и в посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) имярек во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем подвига, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. Крещение во многом обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком».
Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинствах Евхаристии – Причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии.
Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще.
Еще одним важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший крещение, обязывается к молитве. Молитва есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Господа за Его благодеяния к себе. Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.
Детские новости Петербурга
ОТКРЫТИЕ НОВОГОДНЕГО БАЗАРА В НОВОЙ ГОЛЛАНДИИ 23 декабря 2017 года
С 23 декабря по 7 января 2018 года на острове Новая Голландия пройдёт ежегодный Новогодний Базар. >>>
ГК «Рики» и Детская городская больница №1 реализуют совместный социальный проект
Ведущий российский анимационный холдинг Группа Компаний «Рики» – правообладатель брендов «Смешарики» и «Малышарики» – и главный детский стационар Санкт-Петербурга – Детская городская больница № 1 реализуют масштабный совместный социальный проект. >>>
15 декабря стартует кампания по записи в первый класс
15 декабря 2017 года в 09.00 льготные категории граждан начнут подавать документы на запись в первые классы школ на 2018-2019 учебный год. Прием заявлений начнется во всех центрах государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» Санкт-Петербурга. >>>
Новости фирм Петербурга
Детские вещи сверкают от чистоты с моющим средством «Мир детства»
Универсальное моющее средство от российского бренда «Мир детства» эффективно справится с загрязнениями и поможет сохранить идеальную чистоту детских принадлежностей. >>>
Монополия в Макдоналдс 2017
До 31 декабря в каждом ресторане “Макдоналдс” проводится уникальная акция “Монополия в Макдоналдс 2017”. Список призов внушителен: 5 квартир в Москве, 20 автомобилей, 3 денежных приза по 1 миллиону рублей каждый, 30 денежных призов по 100 000 рублей, 3 туристические поездки для четверых взрослых и двух детей (до 12 лет), билеты на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™, мобильные устройства, игровые приставки, телевизоры и многое другое. >>>
Готовимся к Новому году вместе с компанией «Дочки-Сыночки»!
До главного зимнего праздника осталось не так много времени, а столько всего еще надо успеть. Купить подарки для родных и близких, взрослых и совсем еще маленьких, украсить дом и – самое главное – зарядиться новогодним настроением! Это можно сделать в сети магазинов детских товаров «Дочки-Сыночки», где все уже готово для того, чтобы сказочно встретить наступающий год. Добро пожаловать на марафон новогодних скидок и хорошего настроения! >>>
Ваши вопросы и пожелания отправляйте по адресу [email protected]
(C) Copyright ООО “Интернет Технологии” 2002-2017