Обязательная молитва салят

Данная статья содержит: обязательная молитва салят - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

САЛЯТ – МОЛИТВА

«Совершайте молитву, давайте очистительную милостыню: что доброго предварительно сделаете вы. для душ ваших, найдете то у Бога; потому что Бог видит, что делаете вы» (Коран, сура 2:104).

«Я спросил Посланника Аллаха (да пребудет с Ним мир): Которое из всех деяний наиболее любезно Богу? Он ответствовал: Совершать обязательные молитвы в установленное для них время» (хадис Муслима).

Молитва является вторым столпом ислама. В общих словах, молитва означает осознание Бога и общение с Ним тем или иным способом, и мусульмане стараются поддерживать атмосферу молитвы весь день, ни на мгновение не забывая о Боге. Молитвенный обряд салят несколько отличается от случайного обращения к Богу по каким-либо личным поводам. Вероятно, лучше всего это передается русским словом «богопочитание».

Салят — это особый ритуал, состоящий из движений и слов (каждый цикл которых называется рака’ат), некоторые слова заранее предписаны, другие мусульманин волен по своему желанию выбирать из Корана. Эта молитва — одна из пяти обязанностей мусульманина, фард. Аллах требует от правоверных совершать эту молитву пять раз в день в определенное время. И хотя точное время молитв не установлено Кораном, но то, что их пять, ясно указано в двух местах Откровения. Хадис Пророка более подробен в этом вопросе. Коран устанавливает:

«Воссылайте хвалу Богу в то время, когда засыпаете, и в то время, когда пробуждаетесь. Слава Ему на Небесах и на Земле, при наступлении ночи и во время полудня» (Коран, сура 30:16—17).

«Воссылай славу Господу твоему прежде восхождения Солнца и прежде захождения его; также хвали Его в некоторые времена ночи и в поры дня: может быть, будешь угоден» (Коран, сура 20:130).

Все в исламе имеет смысл и причину. В Ночь Вознесения, Лейлят алъ-Мирадж, Пророку было откровение о пятикратной молитве. Пророк полагал,

что молиться следует пятьдесят раз в день, однако пророк Муса (Моисей) возразил ему, сказав, что это слитттком много для обыкновенного верующего, и общее число молитв было сведено к пяти.

Пять древних молитв, известных ныне как фаджр (утренняя молитва между рассветом и восходом солнца), Зухр (совершается сразу после полудня), Acp (послеполуденная, предвечерняя), Магриб (совершается сразу же после захода солнца) и Иша (совершается с наступлением ночи).

Выбранное для молитв время никогда не совпадает с восходом солнца, полуднем и заходом солнца, чтобы избежать всяческих ассоциаций, связанных с языческим культом солнца.

Время молитв совершенно ясно соотносится с дневным движением солнца. Понятно, что время восхода и заката меняется соответственно с временами года и страной, однако у каждого мусульманина обычно имеется календарь, указывающий точное время начала и завершения молитв (например, в Англии летом солнце встает очень рано — и мусульманам разрешено снова ложиться спать по завершении предрассветной молитвы Фаджр).

Многие мусульмане ходят в мечеть, чтобы молиться сообща, из чисто практических соображений у них также есть календари, указывающие точное время этой молитвы. Во многих мечетях устанавливают маленькие часы, указывающие время молитвы — пять для дневных молитв и одни для особой пятничной молитвы.

Мусульмане предпочитают, чтобы мужчины молились сообща, женщинам рекомендуется молиться дома. Однако женщине не запрещается посещать мечеть, если она того желает, и совершенно необязательно мужчине все время молиться в мечети, если он, например, предпочитает молиться дома.

Только одна общая молитва в мечети рассматривается как обязательная — полуденная молитва по пятницам, салят аль-джамаа, которая также известна как салят ад-джум’а. Слово «джамаа» означает «собрание», а слова «джума» — «пятница». Всем взрослым мужчинам-мусульманам предписано присутствовать на пятничной молитве. Если же человек отсутствует на пятничной молитве более трех недель, он считается покинувшим лоно ислама. В исламских странах в пятницу закрыты все магазины и все предприятия.

«Верующие! Когда в день собрания будет возглашено к молитве, то постарайтесь идти к славословию Бога, и оставляйте торговлю: в том больше для вас добра, если вы знаете» (Коран, сура 62:9).

Даже самый нерадивый мусульманин, пропускающий дневные молитвы, делает над собой усилие и по пятницам обязательно присутствует в мечети. Во время специальной службы имамом читаются две проповеди, по-арабски хутба. Сама же общая молитва состоит всего лишь из двух рака тов. После этого люди могут молиться индивидуально, а затем отправляться домой и возвращаться к работе.

Освобождение от работы по пятницам — одна из трудностей, ожидающих правоверных в немусульманских странах.

Можно, конечно, собраться на общую молитву и в школе или непосредственно на рабочем месте, однако мусульмане все же предпочитают собираться всей общиной в мечети, насколько это возможно.

Islam is…

– добровольное подчинение Воле Аллаха;

– приведение в полную систему всех жизненных аспектов;

– слово происходит от арабского корня «силм», означающего «мир»;

– вера примерно 1/5 всего населения Земли. Верующие в Ислам называются мусульмане;

– религия, основанная на пяти столпах:

1) вера в то, что нет другого божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад (мир ему и благословение) – Пророк Аллаха. Это называется шахада (свидетельство);

2) пять обязательных ежедневных молитв, называемых салят;

3) пост в течение светлого времени суток месяца Рамадан – савм;

4) обязательная выплата в пользу бедных – закят;

5) паломничество в Мекку, если это возможно, по крайней мере, один раз в жизни – хадж.

– есть только один Бог – Аллах – Создатель Вселенной и всего сущего;

– Мухаммад (мир ему и благословение) – последний Пророк, посланный человечеству;

– Аллах посылал людям множество пророков, включая Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) (да будет мир над ними);

– в Коран – как в последнее, совершенное сохранившееся Откровение Аллаха к человечеству, посланное через ангела Джабраила (Гавриила) (мир ему) Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) в качестве руководства всему человечеству;

– книги учения ниспосылались пророкам Мусе (Тора), Дауду (Псалмы и Исе (Евангелие) (мир им), но их первоначальное содержание было впоследствии искажено человеком. Несмотря на то, что мусульмане признают оригинальность их происхождения и существования, они не верят, что современные книги под этими названиями имеют истинное содержание настоящих Торы, Псалмов и Евангелия;

– в ангелов Аллаха – как Его преданных, покорных слуг;

– в День суда, когда каждый будет воскрешён и понесёт отчёт о собственных поступках в этом мире;

– в жизнь после смерти (Ахират) – в Раю или огне ада, в справедливость Аллаха, Его награды и наказания.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«Жизнь в этом мире, которую неверующие считают единственной и в которой они не ищут благоволения Аллаха, – всего лишь бесполезная игра и забава. В будущем приюте – настоящая жизнь. Это и есть благо для богобоязненных, повинующихся Аллаху и Его заветам. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (Сура «аль-Ан‘ам», аят 32).

Вера в жизнь после смерти (Ахират) играет существенную роль для мусульман; вместе с таухидом (Единство Аллаха) и рисала (Пророчество) относится к самым важным предметам веры в Исламе. Без уверенности в существовании жизни после смерти земная жизнь была бы бессмысленна.

Цель Ахирата – гарантировать людям, что за все их хорошие поступки они будут награждены, и наказаны – за свои зловредные деяния в земной жизни. Мы все ответственны перед нашим Создателем (Аллахом) за поведение в этой жизни, и днём отчёта о мирном образе жизни станет День суда, в который всем будет воздано по их заслугам.

Чтобы подготовить себя к этому Дню, необходимо следовать предписаниям, посланным человечеству Аллахом через Своих пророков (мир им). Одной из причин пророчества было предупреждение Аллахом людей о приближающемся Суде, чтобы все получили возможность переоценить свои жизненные пути и сделать их более ответственными, а также уверить в неизбежности встречи с Господом в День суда. Без существования Дня суда и Ахирата не было бы необходимости посылать пророков.

Некоторые люди не верят в Ахират, считая, что со смертью жизнь останавливается. Они аргументируют это тем, что ещё никто не вернулся из того мира и не рассказал об Ахирате. К этому можно только добавить, что ещё никто не вернулся из того мира и не рассказал, что его нет! Поэтому разумный человек не имеет возможности определённо заявлять, что жизни после смерти не существует. Он может сомневаться, но окажется проигравшим, если его сомнения не подтвердятся. Одно можно сказать точно – эта жизнь рано или поздно приведёт к смерти. А образ жизни мусульман готовит к этому событию людей на основе следования жизненному примеру последнего Пророка Аллаха человечеству – Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Другими словами, жизненный путь прокладывается в соответствии с Кораном и Сунной, т. е. на пророческом примере.

Коранэто откровение, ниспосланное Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), полная книга предписаний до скончания века. До сих пор он сохранился в первоначальной форме, т. е. мы можем быть уверены в его ценности для нас.

Если бы не было ограничений и контроля в отношении человеческих поступков, что является неотъемлемой частью веры в Ахират, то эта жизнь превратилась бы в сплошной ужас и несправедливость. Понимание того, что Аллах всё видит и знает, создаёт уверенность в неизбежности наказания самых отпетых преступников – если не в этом мире, то в последующем.

Готовясь к Ахирату, мы должны соблюдать предписания Аллаха; это лучший и спасительный курс к успешной жизни после смерти.

«Поистине Я Аллах: нет другого Бога, кроме Меня. Так служите Мне (Единственному) и совершайте регулярные молитвы, чтобы помнить обо Мне» (Коран, 20:14).

Салят – это арабское слово, означающее 5 обязательных ежедневных молитв мусульман. Термин «молитва» не полностью тождественен и идентичен со словом «салят»; салят – это ритуальная молитва, выполняемая мусульманами в положенное время, ежедневно. Существуют определённые облегчения –для мусульман, находящихся в пути, больных людей. Женщины освобождаются от салята в период менструаций и послеродовых кровотечений, но все остальные обязаны совершать все молитвы в надлежащее время.

Салят был первым актом богослужения, возведённым Аллахом в ранг обязательных, и это будет первым актом для оценки в День суда. Он настолько важен, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Между человеком и неверием лежит молитва». Другими словами, намеренно игнорирующий салят, он или она, – не мусульмане. Без салята не может быть Ислама. Включающий в себя физические и умственные усилия, салят, в отличие от других столпов Ислама, является внешним проявлением веры. Особо следует подчеркнуть, что великой честью является возведение места общей молитвы (мечети), которое регулярно собирает мусульман и служит укреплению чувства исламского братства.

Кроме обязательных молитв (фарз), есть дополнительные молитвы, которым нас научил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманам следует прилагать все усилия, чтобы совершать и эти молитвы (сунна и нафл). Данные молитвы – отличный способ осуществления корректировок в жизни, отвлечение от материальной жизни и приобщение к духовной. Нравственные и физические усилия при выполнении салята – это путь истинного подчинения людей Создателю.

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны» (Коран, 2:183).

Пост (саум – по-арабски) в течение светового дня (от рассвета до заката) в месяц Рамадан является одним из столпов Ислама. Он обязателен для всех мусульман зрелого возраста, исключая: больных, путешествующих, женщин в период менструации (и до 40 дней после родов), беременных и кормящих женщин, очень пожилых людей и душевнобольных. Как важный акт богослужения, пост развивает самоконтроль, помогает преодолеть чувства жадности, эгоизма и лени. Пост не ограничивается лишь материальными требованиями: полное воздержание от еды, питья, курения и половых отношений – но и требует воздержания от произнесения лжи, сплетен, а также запрещает драки и проявления злости.

Рамадан – девятый месяц исламского календаря, основанного на лунном цикле. Это означает, что месяц чередуется по сезонам, начинаясь каждый раз приблизительно на 10 или 12 дней раньше, чем в предыдущий год. День поста начинается с предрассветного приёма пищи, называемого сухур. Сам пост начинается с рассвета (не с восхода солнца) и кончается непосредственно после захода солнца. Мусульмане прерывают пост ифтаром, который обычно включает в себя что-либо лёгкое, например, финики и воду (что употреблял Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)).

Существуют дополнительные молитвы (под названием таравих), совершаемые после регулярных ночных молитв (салятул иша). Они не обязательны; могут проводиться на религиозных собраниях в местных мечетях.

Пост не предъявляет людям сверхтребования: его соблюдение не должно наносить вред их работе, учёбе, повседневной жизни и, особенно, взаимоотношениям с другими людьми. Напротив, их поведение должно улучшаться во время поста под влиянием духовных аспектов требований месяца.

Месяц Рамадан – это особое время для мусульман, пост не должен рассматриваться как болезнь или препятствие к ведению нормального образа жизни (хотя некоторые мусульмане ошибочно воспринимают его именно так!). Кульминацией месяца считается праздник Ид уль-фитр, которым мусульмане отмечают окончание священного месяца. В этот праздничный день мусульмане совершают специальные молитвы, навещают друзей и родственников. Выплачивается специальная милостыня – закят уль-фитр – перед праздничной молитвой, чтобы бедные также могли отметить праздник.

«Совершай хадж или умра во службу Аллаху. » (Коран, 2:196).

Совершение хаджа (паломничество в Мекку) – один из пяти столпов Ислама, он обязателен для каждого мусульманина: мужчины и женщины, по крайней мере, один раз в жизни, если на его выполнение имеются средства и возможность.

Мекка была центром паломничества ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В центре внимания паломников оказывается здание в виде куба, в центре города, под названием Кааба. Оно было построено пророками Ибрахимом и Исмаилом (мир им) на более раннем основании, и многие сегодняшние обряды хаджа связываются с их примером. Кааба была построена как первое место служения Аллаху Адама, Нуха, Ибрахима и других пророков (мир им). Но со временем, многие племена, жившие на территории Аравийского полуострова, забыли чистый монотеизм (веру в Единого Бога) и заполнили Каабу идолами. Ислам осудил идолопоклонничество, и Кааба была очищена для служения единому Аллаху.

Паломники направляются в Мекку в 12-м месяце исламского календаря – Зуль Хиджа, чтобы совершить обряд хаджа. Женщины надевают свободную длинную одежду, покрывающую всё тело, кроме лица и кистей рук; мужчины надевают два куска несшитой материи: один из них покрывает тело ниже пояса, второй, соответственно, верхнюю часть. В одежде исключаются какие бы то ни были признаки степени достатка, т. к. все люди равны перед Аллахом, которому не важен материальный статус.

Хадж – важная веха в жизни мусульманина, его часто называют ежегодным «Исламским объединением наций», потому что мусульмане со всех уголков земного шара собираются в одном месте и служат нашему Создателю, Аллаху. Глубина смысла поклонения Аллаху обнаруживается в хадже.

Существуют другие, более детальные требования к совершению хаджа, слишком подробные для обсуждения здесь. Все, кто интересуются большим, могут обратиться к специальным книгам о хадже, имеющимся в мусульманских книжных магазинах или в ресурсах нашего сайта.

Ханафитский фикх

Арабское слово «салят» означает «благословение; благопожелание; мольба (ду’а)», и в этом значении оно использовано в одном из айатов Корана, где сказано: «Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их, и обращайся за них с мольбами: поистине, твои мольбы (послужат) успокоением для них, а Аллах – Слышащий, Знающий».

В качестве шариатского термина слово «салят» используется для обозначения определённого вида поклонения (‘ибадат), составными частями которого являются чтение Корана (кыра’ат), а также поясные (руку’) и земные поклоны (суджуд).

Молитвы подразделяются на три вида:

1. Предписанная обязательная молитва (салят мафруда). Такие молитвы относятся либо к категории всеобщих и индивидуальных обязанностей (фард ‘айн), либо к категории обязанностей по способности, отказ от выполнения которых может быть оправдан обстоятельствами (фард кифайа).

К категории «фард ‘айн» (индивидуальная обязанность) относятся пять ежедневных молитв, являющихся индивидуальной обязанностью каждого члена общины (мукалляф), а также пятничная молитва (джум’а).

К категории «фард кифайа» (коллективная обязанность) относится такая молитва, совершение которой вменяется в обязанность группе лиц сообразно их способности. Совершение такой молитвы кем-либо из них избавляет остальных от выполнения этой обязанности, если же её не совершит никто, все они понесут бремя греха (таковой является заупокойная молитва (джаназа)).

2. Обязательная молитва (салят ваджиба). Обязательными именуются молитвы, совершать которые требуется не столь неукоснительно, как предписанные, но более строго, чем молитвы, совершаемые по примеру сунны Пророка (С. А. С.). К этому виду молитв относятся «витр» и любые добровольные молитвы, которые следует возмещать (када’) в тех случаях, когда действия молящегося делают молитву недействительной.

3. Молитва, совершаемая по примеру Сунны Пророка (С. А. С.) (салят маснуна). Такие молитвы подразделяются на две категории:

а) любая добровольная молитва, которую Пророк (С. А. С.) совершал неуклонно (сунна му’аккада или сунна ратиба);

б) молитва, совершение которой является желательным (сунна мустахабба).

Молитва является одним из основных столпов (рукн) Ислама, на что указывают слова Пророка (С. А. С.): «Ислам основывается на пяти (столпах): признании единственности Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, соблюдении поста в месяц рамадан и совершении хаджжа» (Муслим).

Молитва является основой и опорой Ислама, на что указывают слова Пророка (С. А. С.) «Главное – это Ислам, основой которого является молитва. » (Ахмад; ат-Тирмизи; ан-Наса’и; Ибн Маджа).

Кроме того, молитва является признаком веры. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (С. А. С.), сказал: «Поистине, между верой (человека) и его неверием (многобожием) – отказ от молитвы» (Муслим).

Аллах узаконил молитву для того, чтобы она стала средством духовного возвышения (ми’радж) верующего к его Господу, благодаря чему он мог бы поминать Его, обращаться к Нему с мольбами и вести с Ним тайные беседы, на что указывают слова Всевышнего; «Поистине, Я – Аллах, нет Бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне!».

Кроме того, предназначение молитвы состоит в том, чтобы служить внутренним препятствием (видждан), которое удерживало бы верующего от совершения грехов (ма’асы). Указанием на это служат слова Всевышнего: «Читай то, что было ниспослано тебе из Писания как откровение, и совершай молитву; поистине, молитва удерживает от мерзкого и предосудительного, ведь поминание Аллаха – самое главное, а Аллах знает о том, что вы творите» (Коран).

Молитва служит средством искупления (каффарат) грехов и проступков. На это указывают слова Аллаха: «Совершай молитву в начале и конце дня, и с приближением ночи. Поистине, добрые дела устраняют дела дурные».

Пророк (С. А. С.) же, сказал: «Пять (ежедневных) молитв и (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) служат искуплением прегрешений, совершённых между (этими молитвами)» (Муслим).

Здесь речь идёт о том, что если человек станет своевременно совершать коллективные (джама’ат) и иные молитвы, это послужит искуплением его прегрешений.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) Посланник Аллаха, спросил (людей): «Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протекала река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?». Они ответили: «От грязи (даран) не осталось бы и следа». Тогда (Пророк) сказал: «А это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения» (Аль-Бухари).

Пророк приводит такое сравнение ввиду того, что молитвы полностью очищают раба Аллаха от скверны грехов подобно тому, как большое количество воды очищает от грязи одежду и тело человека. По-видимому, под прегрешениями в данном хадисе подразумевается обобщенное понятие греха, а не мелкие (сага’ир) и тяжкие (кяба’ир) грехи, однако Ибн Батталь сказал: «Содержание этого хадиса позволяет сделать вывод о том, что имеются в виду именно мелкие грехи, поскольку Пророк (С. А. С.) сравнил прегрешения с бугорками, которые являются более мелкими по сравнению с язвами и гнойниками». Это подтверждается содержанием другого хадиса, который приводится в «Сахихе» Муслима и передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается, что Пророк, сказал: «Пять (ежедневных) молитв служат искуплением прегрешений, совершённых между (этими молитвами), если только не было (среди них) тяжких грехов».

На это указывают и слова Аллаха Всевышнего: «Если вы будете избегать тяжких грехов, совершать которые вам запрещено, Мы простим ваши дурные дела и введём вас (через вход) почётный» (Коран).

Малые грехи искупаются благодаря исполнению религиозных обязанностей и совершению молитв. Что же касается тяжких грехов, то для их искупления необходимо сначала прекратить совершать их и раскаяться (тауба), а потом принести покаяние Аллаху и молить Его о прощении (истигфар).

Молитва оказывает молящемуся огромную духовную помощь, укрепляет его и способствует перенесению жизненных трудностей, на что указывают слова Аллаха: «Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, она тяжела (для всех), кроме смиренных. » (Коран).

Кроме того, молитва удаляет заботы и печали души и сердца, о чём в Коране сказано так: «Нам ведомо, что твоё сердце сжимается от того, что они говорят, так прославляй же Господа твоего, воздавая Ему хвалу, и будь из числа тех, кто падает ниц»(Коран).

Сообщается, что Пророк (С. А. С.) часто говорил Билялу: «Объяви о начале молитвы и принеси нам облегчение ею» (Абу Дауд).

Молитва, особенно в наше время, когда людей занимают в основном материальные проблемы, является лучшим средством избавления от страха, беспокойства и тревоги, ведь в Коране сказано: «Поистине, человек был создан нетерпеливым – он беспокоится, когда его касается зло, и скупится, когда к нему приходит благо, кроме совершающих молитвы, которые молятся постоянно. ».

На высокое значение молитвы в Исламе указывают многие айаты Корана, которые содержат в себе прямые веления совершать молитвы или побуждают к этому. Таких айатов насчитывается более восьмидесяти. О молитве говорится во многих хадисах, в одном из которых сообщается, что Пророк давал наставления относительно молитвы даже во время предсмертной агонии (сакарат аль-маут). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (С. А. С.) прекращал наставлять людей в этот день, пока к нему не пришла смерть. Он повторял слова: «(Совершайте) молитву, (совершайте) молитву и (проявляйте заботу о) том, что вам принадлежит», пока не стал издавать предсмертные хрипы, когда ему было уже трудно говорить» (Ахмад; ан-Наса’и; Ибн Маджа).

Пророк (С. А. С.) велел нам, чтобы мы приказывали своим детям молиться по достижении ими возраста семи лет и наказывали их за отказ от молитвы, начиная с десятилетнего возраста. Сообщается, что Пророк сказал: «Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, наказывайте их за это [за то, что не молятся], начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Шариат требует неуклонного совершения предписанных молитв, на что указывают Священный Коран, Сунна Пророка (С. А. С.) ,«м^ и единодушное мнение мусульманской общины (иджма’).

На узаконенность и обязательность молитвы указывает много айатов Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву, и стойте пред Аллахом смиренно» (Коран).

Аллах Всевышний также сказал: «Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, совершайте молитвы и не будьте из числа многобожников. » (Коран).

Указывают на это и многие хадисы. Так, например, в хадисе о ночном путешествии и вознесении (аль-‘иера ва аль-ми’радж) сообщается, что Пророк Кимян сказал: «И я возносился к Своему Всеблагому и Всевышнему Господу, а потом возвращался к Мусе, мир ему, до тех пор пока (Господь) не сказал (мне): "О Мухаммад, поистине (следует совершать) пять молитв в течение дня и ночи, но каждая молитва (будет засчитываться) за десять, и (получится, что будет совершено) пятьдесят молитв"» (Муслим).

Передают со слов ‘Убады б. ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах предписал рабам (Своим) совершение пяти молитв. Того, кто станет неуклонно совершать их, не пренебрегая ими, Аллах пообещал ввести в рай, тому же, кто не станет совершать их, Аллах ничего не обещал, и поэтому если Он пожелает, то подвергнет мучениям (такого человека), а если пожелает, то введёт его в рай» (Малик; Абу Дауд; ан-Наса’и; Ибн Маджа).

Суждение (хукм) о человеке, который не совершает молитв

Человек, отказывающийся от совершения молитв по причине отрицания (джухуд) их обязательности (вуджуб), является неверным (кяфир), поскольку обязательность молитв определяется прямыми указаниями Корана и Сунны. Что же касается тех, кто не молится в силу своего нерадения (такясуль), но признаёт обязательность (вуджуб) молитв, то мнения улемов о таких людях расходятся. В большинстве своём они не считают их неверными, но выносят суждение об их нечестии (фиск) и необходимости приведения к покаянию, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит то, что меньше этого, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение» (Коран).

Улемы, придерживающиеся подобных взглядов, расходятся во мнениях относительно наказания, которому следует подвергать тех, кто не молится по нерадению. Малик и аш-Шафи’и считают, что такого человека необходимо заставить покаяться, чтобы он начал молиться, а если добиться этого не удастся, то его следует лишить жизни (хадд) согласно шариату. В качестве доказательства они ссылаются на слова Всевышнего, который сказал: «Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать закят, то не становитесь у них на пути. Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран), а также на слова Пророка (С. А. С.) «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, не станут совершать молитвы и выплачивать закят. Если же они будут делать это, то тем самым защитят от меня свою жизнь и своё имущество, если только (не совершат ничего такого, за что их можно будет лишить имущества или жизни) по праву (хакк), и тогда (лишь) Аллах произведёт с ними расчёт» (Муслим).

По мнению Абу Ханифы, такого человека следует подвергнуть назидательному наказанию и держать в заключении, пока тот не вернётся к молитве, но не лишать жизни. В качестве доказательства Абу Ханифа ссылается на хадис ‘Аб-дуллаха б. Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Не дозволено лишать жизни мусульманина, который свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха, если не считать трёх (случаев: когда наказанию подвергают) прелюбодея, состоящего в браке, или лишают жизни (убийцу) за жизнь, или казнят вероотступника, покинувшего (мусульманскую) общину» (Муслим).

Некоторые сподвижники и улемы разделяли мнение тех, кто обвинял в неверии (такфир) людей, отказывающихся от молитвы по нерадению. В качестве довода они ссылались на приведенный выше хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, передавшего, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, между верой (человека) и его неверием (многобожием) – отказ от молитвы» (Муслим).

Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(В основе) договора (‘ахд) между нами и ними (лежит) молитва, а тот, кто откажется от неё, впадёт в неверие» (Ат-Тирмизи).

Сообщается, что ‘Абдуллах б. Шакык сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха не считали проявлением неверия отказ от совершения любого из (религиозных) дел за исключением молитвы» (Ат-Тирмизи).

Согласно толкованиям, которые давали приведенным выше хадисам улемы, речь в них идет о людях, не только отказывающихся от молитв, но и отрицающих их обязательность.

Однако даже если не считать впавшим в неверие того, кто не молится в силу своего небрежения и нерадения, можно сказать, что есть основания опасаться, что такой человек плохо закончит свои дни и умрёт неверующим. Известно, что молитва служит надёжной защитой веры, и разве сможет человек, не совершающий молитв, утвердиться в вере и противостоять всевозможным отклонениям, сомнениям и ересям, если окажется лишённым молитвы – главного оружия, которое позволило бы ему сохранить свою убеждённость и веру? И разве сможет человек вспомнить о своём Господе перед смертью, если он пренебрегал Им при жизни, отказываясь от молитвы?

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here