Данная статья содержит: ночная молитва когда ее совершать - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Сокровищница духовной мудрости
Со слезами молись ночью, так, чтоб никто не ощутил, что ты молишься, — и обрящешь благодать (авва Евагрий, 89, 615).
Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).
Сладок сон? Но нет ничего слаще молитвы (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).
. Научимся неотступно и постоянно прилежать к молитве, и днем и ночью, и особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум спокоен, когда великая тишина и нет никакого волнения в доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не отвлекает от нее, когда возбужденная душа может обстоятельно высказать все Врачу душ (свт. Иоанн Златоуст, 47, 322).
Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача (свт. Иоанн Златоуст, 52, 248—249).
. Растения восстанавливают свои силы. во время ночи; тогда особенно и душа еще более их принимает в себя росу. Что днем накаляется солнцем, то освежается ночью. Ночные слезы лучше всякой росы нисходят и на пожелания и на всякое пламенное разжжение, и не попускают потерпеть ничего вредного. Если она не будет питаться этой росою, то будет сожигаться во время дня (свт. Иоанн Златоуст, 52, 250).
Поверь мне, не столько огонь истребляет ржавчину (металла), сколько ночная молитва — ржавчину грехов наших (свт. Иоанн Златоуст, 52, 250).
Всякая молитва, которую совершаем ночью, да будет в очах твоих досточестнее всех дневных деяний (прп. Исаак Сирин, 58, 173).
Если намерен ты предать душу свою на дело молитвы, очищающей ум, и на пребывание в бодрствовании ночью, чтобы приобрести светлый разум, то удаляйся от зрения мира. (прп. Исаак Сирин, 58, 284).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Сильная православная молитва, которую читают на ночь перед сном
Молитва для всякого православного христианина – есть момент общения с Небесным Отцом. Возопив в молитвенном смирении к Всевышнему, мы открываем ему наше сердце, дабы наполнил Он его своим светом и благостью. Молитва перед сном – это один из важнейших ритуалов, который не только отдает дань Господу, но и позволяет нам проанализировать, оглянуться на прошедший день и попросить у Всевышнего защиту от дурного сна – успокоение души на сон грядущий.
Заветы христианам по Евангелию
Говорится в Святом Писании, что молитва – долг всякого христианина пред Богом. Молитесь, когда бодрствуете, молитесь, отходя ко сну или начиная всякое дело, и учите своего ребенка тому же, ибо жизнь наша – дар Создателя, за которую он просит лишь ту малую толику. В обязанность благочестивого мирянина вменяется утренняя и вечерняя молитва – это правило, в котором есть исток мудрости.
Оптинские мудрые старцы заповедовали всякому крещеному православному – молитва не должна быть утомительной и занимать много времени, но она обязанность наша пред Всевышним и Сыном Его Иисусом. К главе из Евангелия, Апостола да к одной кафизме из Псалтыря добавьте молитву от сердца – и ваш долг, как христианина, выполнен, а Господь, умилившись, дарует вам свою милость и благословение.
- Утренняя молитва служит для пробуждения души, дабы помнила она в продолжении всего дня – Бог рядом, Он заботится о чадах своих. Всякое дело зачинают с помощью Всевышнего и под его неусыпным Оком. Ничего и никто не в силах укрыть от Господа, который есть суть всего. Славя Царя Небесного с утра, мы показываем то, что весь день нуждаемся в его милости и благословении, показываем свое смирение и усердие во славу Его.
- Молитва на ночь является моментом, когда нужно оглянуться назад. Признать свои ошибки и просить прощения за всякие прегрешения. Упросите Бога снять с души груз содеянного, успокоить сердце от тоски, тревоги и терзаний – кто, как не Он, выслушает вас и наставит на путь истины. Только в Его силах освободить от страха, дать надежду, направить и подсказать, вернув сну покой и безмятежность.
Открывая молитвослов, можно почерпнуть много мудрости, которая дана Всевышним и сошла Духом Святым нам на помощь в бедах и терзаниях. В том числе найдется место молитвам, которые призывают в заступники Святых Угодников – им дана сила просить за вас Бога, умоляя о помощи. Приобщайте ребенка к молитве всякий раз, когда сами отдаете дань Всевышнему.
Этой маленькой жертвы от вас хватит на то, чтобы жить под покровительством Его, не зная печали днем и почивая без страха ночью. И если с утра считается разумным посвятить молитве немного больше времени, дабы благословение Господне сопутствовало весь день, то, отходя ко сну, можно использовать краткие молитвы. В них принято говорить слова благодарения за прошедший день и упоминать своего Ангела-Хранителя за его покровительство, прося наставления в жизни. Тому же приобщают ребенка, яко чистую душу, чтобы Господь всегда имел место в сердце его.
Молитва – противоядие от кошмаров
Конечно же, православные христиане в большинстве понимают силу слова молитвы. Но не лишним будет напомнить, что молитва – еще и прекрасное лекарство от всякой беды. Ночной кошмар – это происки бесов, которые стремятся мучить душу человеческую, лишая покоя. Заставляют людей обращаться к ворожеям за спасением, заволакивая пеленой разум, направляя в сторону грешную.
Однако нет лекарства лучше, чем молитва, которая вернет сну покой и безмятежность. Нужно всего лишь впустить в свое сердце Иисуса и Дух Святой и читать несколько молитв на сон грядущим.
Обратившись к Царю Небесному за спасением души и умиротворением сна своего, мы обретем спокойствие и блаженство той ночью. Всевышний своей волей оградит раба своего от демонов страха, которые мешают нашему отдохновению по ночам.
- Не пренебрегайте свечой или лампадой – это лучик горящей надежды. Свет, который сквозь тьму прорывается к Богу.
- «Отче Наш», прочтенная на сон грядущим, укрепит вашу веру во Всевышнего и воздаст ему должное от христианского сердца.
- Если кошмары слишком донимают, то, отходя ко сну, дополните молитвенное чтение псалмами для успокоения и защиты от бесов. Их лекарская сила велика и признана даже Священным Синодом Святой Православной Церкви.
- Если кошмарные сны мучают ребенка, то молитва за его спокойный сон – долг каждого родителя. Не оставьте дитя наедине со страхами – покажите ему дорогу ко спасению во Всевышнем.
- Держите под рукой молитвослов – это кладезь мудрости на всякий житейский случай. Он откроет вам великую вселенскую любовь и милость.
- Молитву на сон грядущим можно читать, находясь в кровати. Господь милостив и не считает это греховным, ибо вечерние бдения происходят после дня трудового. Однако старайтесь по возможности находить силы и произносить молитву подобающим образом – в смиреной позе доброго христианина.
«Го́споди, Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, умилосе́рдися и поми́луй мя гре́шнаго раба́ Твоего́, и отпусти́ ми недосто́йному, и прости́ вся́, ели́ка Ти согреши́х днесь я́ко челове́к, па́че же и не я́ко челове́к, но и горе́е скота́, во́льныя мо́я грехи́ и нево́льныя, ве́домыя и неве́домыя: я́же от ю́ности и нау́ки злы, и я́же суть от на́гльства и уны́ния. А́ще и́менем Твои́м кля́хся, или́ поху́лих е в помышле́нии мое́м; или́ кого́ укори́х; или́ оклевета́х кого́ гне́вом мои́м, или́ опеча́лих, или́ о чем прогне́вахся; или́ солга́х, или́ безго́дно спах, или́ нищ прии́де ко мне, и презре́х его́; или́ бра́та моего́ опеча́лих, или́ сва́дих, или́ кого́ осуди́х; или́ развелича́хся, или́ разгорде́хся, или́ разгне́вахся; или́ стоя́щу ми на моли́тве, ум мой о лука́вствии ми́ра сего́ подви́жеся, или́ развраще́ние помы́слих; или́ объядо́хся, или́ опи́хся, или́ без ума́ смея́хся; или́ лука́вое помы́слих, или́ добро́ту чужду́ю ви́дев, и то́ю уя́звлен бых се́рдцем; или́ неподо́бная глаго́лах, или́ греху́ бра́та моего́ посмея́хся, мо́я же суть безчи́сленная согреше́ния; или́ о моли́тве не ради́х, или́ и́но что́ соде́ях лука́вое, не по́мню, та бо вся́ и бо́льша сих соде́ях. Поми́луй мя, Тво́рче мой Влады́ко, уны́лаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и оста́ви ми, и отпусти́, и прости́ мя, я́ко Благ и Человеколю́бец, да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́, со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки. Ами́нь»
Ангел-Хранитель станет защитой вашего сновидения
Великой силой обладает молитва Ангелу-Хранителю. Он наш покровитель во всяких делах земных. Его заботам отдана человеческая душа, дабы наставлял ее в любви к Богу и опекал на пути жизненном. Обращением к нему в молитве, отходя ко сну, мы отдаем свои телеса и сознание под его защиту, дабы бдел о нашей безопасности.
Ангела-Хранителя принято упоминать всякий раз перед сном и благодарить его за прошедший день, который он устроил нам трудами своими. Текст молитвы к Ангелу является достаточно простым и одним из самых первых в нашей жизни. Всякого ребенка с младых времен обучают этой молитве, дабы чадо знало, что Хранитель всегда стоит за его спиной и бдит о благе.
- Одно условие не забывайте – дабы взывать ко спасению души ребенка, он должен быть крещен. Иначе у дитя нет своего Ангела, который дан нам Богом в услужение.
- Не ленитесь и читайте молитву-обращение к Хранителю Небесному вместе с чадом, желая обоим хорошего сна.
Молитва святому Ангелу-хранителю
«А́нгеле Христо́в, храни́телю мой святы́й и покрови́телю души́ и те́ла моего́, вся́ ми прости́, ели́ка согреши́х во дне́шний день, и от вся́каго лука́вствия проти́внаго ми врага́ изба́ви мя, да ни в ко́емже гресе́ прогне́ваю Бо́га моего́; но моли́ за мя гре́шнаго и недосто́йнаго раба́, я́ко да досто́йна мя пока́жеши бла́гости и ми́лости Всесвяты́я Тро́ицы и Ма́тере Го́спода моего́ Иису́са Христа́ и всех святы́х. Ами́нь»
Богородица – покровительница матери и ребенка
Всякой матери с малым чадом нужно ответственно подходить к своим обязанностям. Дабы обрести спокойный сон себе и малышу, молите Богородицу – она защита и милостивая покровительница ребенка и матери его.
Укрывая в кроватке дитя, прочитайте над ним любые короткие канонические молитвы, какие содержит молитвослов. Обращаясь к Царице Небесной, призовите благо в сон ребенка, дабы его равномерное сопение ничем не омрачалось и было предметом материнского умиления, ибо Богородица будет тешить его в ночи. Нет лучше заботы от матери чаду, чем благословение ко сну.
- Богородица Дево радуйся.
- Избавительнице.
- Благо Царя Благая Мати.
Молитва Пресвятой Богородице
«Блага́го Царя́ блага́я Ма́ти, Пречи́стая и Благослове́нная Богоро́дице Мари́е, ми́лость Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего изле́й на стра́стную мою́ ду́шу и Твои́ми моли́твами наста́ви мя на дея́ния блага́я, да про́чее вре́мя живота́ моего́ без поро́ка прейду́ и Тобо́ю рай да обря́щу, Богоро́дице Де́во, еди́на Чи́стая и Благослове́нная.»
Молитва Пресвятой Богородице Избавительнице
«О, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди избавительнице наша, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем: умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наши скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши, успокой и обрадуй нас, любящих твоего Безначального Сына и Бога нашего. Аминь»
Заговор от волнений во сне
Православной Церковью отвергаются всякие языческие песнопения и нашептывания, яко работа бесовская. Ища защиты сну своему от волнений, принято обращаться за словом Божьим в молитвослов. Однако если сны донимают кошмарами, или бессонница не дает отдохновения после трудов тяжких, то можно применить заговор на крепкий сон, в котором есть упоминание Имени Всевышнего или его Святых Угодников.
Происходят такие заговоры не от сил колдовских или магических, а рождены душой светлой, от Бога данной. Зачастую такими заговорами становятся слова, произнесенные в молитве тем, кто чист сердцем, а его мольба была услышана Господом и получила в награду прошеное.
Этот заговор призывает блаженный сон и дарует спокойствие на ночь. Его читают трижды и спокойно ложатся почивать, ибо Господь все устроит и даст вам безмятежного отдохновения.
«Во имя Пресвятого Господа нашего взываю Силу Небесную!
Ко мне, спасители и святые Крестители,
На душу милостью обратитесь, за нее заступитесь!
Меня помилуйте, да праведным сном пожалуйте,
Искусителей да обольстителей от меня отведите,
Бесово племя в ночи изведите.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь»
Псалтырь – кладезь мудрости и помощник для души
Всякий раз, когда душевные муки доставляют изрядные страдания, обращайтесь к слову Божьему. Псалтырь – та часть Библии, которая дает помощь в любых житейских невзгодах или помогает в излечении от груза тяжкого на сердце.
Псалмы могут быть, как самостоятельным молением, так и выступать в дополнение к другим каноническим молитвам. Для тех, кто ищет успокоение в ночи и отдохновение от забот дневных, Псалтырь дарует несколько спасительных песен.
- Псалом 90 – защита от демонов. Для прочтения тем, кого донимают кошмары и страхи.
- Псалом 70 – для обретения милости и спокойствия от Духа Святого.
- Псалом 65 – в защиту от страданий в душе, дабы ночью человек не терзался бессонницей.
- Псалом 8 – от страхов ребенка во сне.
- Псалом 116 – о сохранении ночью христианской души в покое и безмятежности.
Пусть Господь дарует вам во снах умиление и благодать, а всякие страхи пойдут прочь. Общаясь молитвой с Небесными Силами, вы заручаетесь их поддержкой, когда душа и тело отдыхают. Ангелам и Херувимам будет благоволение свыше стеречь ваш сон от вторжения всякой нечисти да бесовского племени.
Сильная православная молитва, которую читают на ночь перед сном. Святая молитва помощи перед началом всякого важного дела. Светлая молитва Небесным покровителям влюбленных Петру и Февронии.
Молитва Ангелу-хранителю (Эта молитва читается вечером, перед сном). Не думайте, что молитвы останутся без рассмотрения вашим Хранителем.
Молитвой перед сном можно добиться успокоения сорванца. . Пока он маленький, ваша забота – на ночь читать ему слова, обращенные к своему Ангелу-Хранителю – заступнику и опекуну над нами.
И никогда молитва на мужнину любовь не сделает его запойным алкоголиком или сумасшедшим, как делает обычно демон, призванный заговором. . Эта же обязательно читается молитва на сон грядущий к ночи.
Bookitut.ru
Ночная молитва
Ночное бдение является традиционным как для общехристианской литургической практики [702] , так и — в особенности — для монашеской практики молитвы. Рекомендуя молитвенное бдение по ночам, учители аскетической жизни исходили из того, что ночь, когда весь мир погружается в сон и ничто не отвлекает подвижника, есть наиболее благоприятное время для молитвы. «Всякая молитва, которую совершаем ночью, — говорит Исаак, — да будет в глазах твоих досточестнее всех дневных деланий» [703] . Ночное бдение — это «усладительное делание», во время которого «душа ощущает ту бессмертную жизнь, и ощущением ее совлекается одеяния тьмы и приемлет в себя Духа Святого» [704] .
Ночному бдению целиком посвящены два Слова из 1–го тома Исаака: 52–е (сир. 80) и 70–е (сир. 17). Первое из них содержит по преимуществу практические рекомендации, со ссылками на жития святых, тогда как во втором есть и теоретическое обоснование бдения. Первое включено лишь частично в западно–сирийскую редакцию и потому только незначительный фрагмент его переведен на греческий язык: основная часть его сохранилась в восточно–сирийском варианте. Отметим сначала теоретические предпосылки учения о ночном бдении, изложенные в 70–м Слове, после чего рассмотрим, на основе полного текста 52–го Слова, как это учение воплощалось в практику. Слово 70 начинается с «похвалы бдению», которое рассматривается как ангельское делание, возводящее человека к Богу:
Не думай, человек, чтобы во всем иноческом делании было какое–либо занятие важнее ночного бдения. Поистине, брат, оно важнее и необходимее всего для воздержника… Если монах с рассудительностью пребывает в бдении, то не рассматривай его как носящего плоть, ибо поистине это — дело ангельского чина… Душа, трудящаяся над тем, чтобы пребывать в этом бдении, и достойно живущая, будет иметь херувимские очи, чтобы непрестанно возводить ей взор и созерцать небесное зрелище [705] .
Однако, как сразу же отмечает Исаак, труд бдения полезен только тогда, когда подвижник в течение дня хранит себя от рассеянности и многозаботливости. В противном случае, стоя на бдении, он не сможет сосредоточенно молиться, и тогда весь его ночной труд окажется лишенным плода.
Для чего же, человек, так нерассудительно распоряжаешься собой? Ночью совершаешь всенощное стояние и утруждаешь себя псалмопениями, песнословиями и молениями — но неужели тяжело… для тебя посредством кратковременного усердия в течение дня сподобиться благодати Божией. Для чего утруждаешь себя: ночью сеешь, а днем развеиваешь труд свой и оказываешься бесплодным… Ибо если бы у тебя ночному упражнению соответствовали дневное делание и горячность сердечной беседы, и не было бы промежутка между тем и другим, в короткое время мог бы ты припасть к груди Иисуса [706] .
Тот, кто хранит себя в течение дня, знает силу ночного бдения. Оно способно заменить собой все остальные добродетели: если тело ослабеет и будет неспособно поститься, ум может «одним бдением приобрести устроение души и дать уразумение сердцу к познанию духовной силы». Более того, если у подвижника не хватает сил совершать обычные поклоны и псалмопения по причине духовного помрачения и расслабленности, само по себе бдение, даже сидя, будет достаточным для него:
Если не станет в тебе всего этого [707] и не сможешь исполнять это, то хотя бы сидя бодрствуй и молись в сердце, но не засыпай, и все меры употреби, чтобы провести всю эту ночь без сна, сидя и помышляя о благом. Не ожесточай сердца своего и не омрачай его сном, и снова придут к тебе, по благодати, прежняя горячность и легкость и сила… [708]
Скажем теперь о практических советах Исаака в 52–м Слове. В первую очередь Исаак обращает внимание на то, как следует начинать бдение. К молитве надо приступать не сразу, но сначала сделать поклон, совершить краткую предначинательную молитву, перекреститься, постоять молча и затем молиться своими словами:
Когда пожелаешь стать на служение бдения, тогда, при содействии Божием, поступи, как скажу тебе. Преклони, по обычаю, колена твои, и встань; и не сразу начинай службу свою, но когда помолишься сначала и совершишь молитву, и знаменуешь сердце свое и члены свои животворящим знамением Креста, стой некоторое время, пока успокоятся чувства твои и утишатся помыслы твои. После этого возведи внутренний взор твой ко Господу и с печалью умоляй его укрепить немощь твою, чтобы стихословие твое и мысли сердца твоего сделались благоугодными святой Его воле [709] .
Все это необходимо для того, чтобы приступить к служению бдения в полной сосредоточенности и в ясном сознании присутствия Божия. Молитва, которую Исаак предписывает затем произносить, не является молитвой из какого–либо богослужебного чина, но личными словами человека, которые он произносит от себя:
Господи Боже мой, Создатель всего творения Твоего, призирающий на тварь Свою… сохрани меня от мятежа помыслов и от потопа страстей и сделай меня достойным этой святой службы, чтобы мне страстями своими не растлить ее сладости и не оказаться перед Тобою бесстыдным и дерзким [710]
Это одна из многочисленных молитв, составленных самим Исааком и включенных в корпус его сочинений. Исаак, несомненно, высоко ценил молитву своими словами и считал, что христианину не следует ограничивать себя произнесением предписанных молитв, но находить свои собственные слова для беседы с Богом.
Ночное бдение у каждого подвижника традиционно включало в себя определенное «правило» — последовательность молитв, псалмов, чтений, поклонов, предназначенных для произнесения всякий раз, когда совершается бдение. Исаак, однако, говорит, что подобное правило не должно быть строго фиксированным: пребывать умом в Боге гораздо важнее, чем вычитать определенное правило.
Должно нам со всей свободой вести себя во время службы нашей без всякой детской и смущенной мысли. А если увидим, что времени немного и до окончания службы застигнет нас утро, то добровольно и сознательно оставим из обычного правила одно или даже два славословия, чтобы не было места смятению, чтобы не утратить вкуса к службе нашей… [711]
Именно для этого — чтобы не утратился вкус к молитве — никогда не следует вычитывать псалмы поспешно, с желанием поскорее закончить правило.
Если помысел внушает тебе: «Поспеши несколько, ибо дел у тебя много — скорее освободишься», — то не обращай внимания на него, но вернись назад на одну мармиту [712] или на сколько хочешь, и с размышлением повторяй многократно каждый стих, заключающий в себе вид молитвы. И если опять будет смущать и теснить тебя помысел, оставь стихословие, преклони колена на молитву и скажи: «Желаю не слова вычислять, но обителей достигнуть» [713] .
То есть первый способ борьбы с помыслом заключается в том, чтобы читать псалмы медленно, многократно повторяя каждый стих; второй же — в том, чтобы оставить чтение предписанных псалмов и молиться своими словами.
Если, — продолжает Исаак, — в результате долгого стояния на бдении ты изнеможешь от бессилия и помысел будет нашептывать тебе «Закончи, потому что не можешь стоять», ответь ему: «Нет, я сяду, ибо даже это лучше сна. И если язык мой не выговаривает слова псалма, ум же поучается с Богом в молитве и собеседовании с Ним, то бодрствование полезнее всякого сна» [714] . Здесь обращает на себя внимание то, что, во–первых, Исаак разрешает молиться сидя; во вторых — что он допускает замену чтения молитв вслух безмолвной молитвой одним умом. Молитва вслух была общей практикой подвижников его времени, в частности, во время исполнения келейного правила. Молитва про себя, очевидно, предписывалась либо в случае усталости, либо во время участия в какой–либо общественной активности (когда человек не находится наедине с собой), либо, наконец, когда человек «лежит на лице» перед Крестом.
Далее Исаак говорит о том, что порядок ночного бдения не одинаков для всех подвижников. Есть разные способы совершения бдения и разная последовательность молитв, которые могут читаться, а также разные средства для достижения внимания и умиления. Большой интерес представляет ссылка на практику непрестанной молитвы с произнесением одной краткой формулы [715] , а также на практику молитвы не преклоняя колен:
Бдение не есть всецело ни стояние, ни стихословие одних псалмов. Напротив, один всю ночь проводит в псалмах, другой — в покаянии, умиленных молитвах и земных поклонах, третий — в слезах и рыдании о своих грехах. Об одном из наших отцов говорят, что сорок лет молитву его составляла одна фраза: «Я согрешил, как человек, Ты же прости, как Бог». И отцы слышали, как он с печалью твердил этот стих, а между тем плакал и не умолкал, и эта одна молитва была у него вместо службы днем и ночью. И еще: один немного вечером стихословит, остаток же ночи проводит с песнопениями, славословиями, гимнами и другими покаянными мелодиями; а другой проводит ночь в прославлении Бога и чтении богослужебных текстов, и между каждой частью он просвещается и освежается чтением из Писания. Кто–то ставит себе правилом не преклонять колен, даже на заключительных молитвах в конце каждой мармитыі, хотя это обычно для бдений, и проводит всю ночь в непрерывном стоянии [716] .
Ссылкой на преподобного Моисея Мурина, который молился не преклоняя колен, заканчивается Слово 52 в западно–сирийской редакции, греческом и русском переводах. Дальнейшее мы заимствуем из восточно–сирийского текста.
Здесь Исаак говорит о состоянии духовной радости, которого достигает человек во время ночной молитвы:
Когда усердные наслаждаются такими и подобными вещами, они проходят всю длину долгих ночных часов без уныния. Души их процветают и радуются и забывают одеяние плоти… От наслаждения и радостного биения сердца они совершенно не помнят о сне, ибо им кажется, что они отринули тело или что они уже достигли состояния, в котором они будут после воскресения. И по причине великой радости они иногда оставляют псалмопение и падают на лица свои от наплыва радости, которая нахлынула на их души. Вся длина ночи для них подобна дню, а наступление тьмы подобно восходу солнца по причине той надежды, что возвышает сердца их и опьяняет их своим размышлением… Пока их язык играет на духовной лире, ум их занят своими делами: иногда он обращается к смыслу стихов, иногда прогоняет чуждый помысел при его появлении, иногда же, когда ум устает, обращается к содержанию дневного чтения [717] .
Затем Исаак вновь обращается к рекомендациям относительно молитвы в состоянии усталости. «Если человек хочет дать телу немного отдохнуть, пусть остановится и сядет лицом на восток. Однако, пока он сидит, он не должен позволять уму своему оставаться праздным» [718] . Следует размышлять о пользе ночного бдения, о том, как древние святые совершали его. От этого размышления человек приходит в восхищение, думая о том, наследником какой традиции он является. Многочисленные примеры великих отцов, трудившихся в ночном бдении, приводят человека в состояние духовного опьянения, при котором ему кажется, что он пребывает вместе с этими святыми и видит их.
И по причине воспоминания о житиях святых… уныние его исчезает, леность отгоняется, члены тела укрепляются, сон отбегает от очей его… и возникает в душе его великая радость. Более того, сладкие слезы увлажняют ланиты его, радость духовная опьяняет ум, душа получает невыразимые утешения, надежда укрепляет сердце и делает его доблестным. Тогда человеку тому кажется, что он живет на небе во время своего бдения, которое столь преисполнено благами [719] .
Тема «духовного опьянения» является одной из основных мистических тем Исаака: мы будем рассматривать ее особо в следующей главе. Сейчас лишь отметим экстатический характер ночной молитвы, которая, по Исааку, является источником сверхъестественной радости и озарения. «Ибо нет ничего, — говорит он, — что делает ум столь сияющим и радостным, что настолько просвещает его и отгоняет лукавые помыслы, заставляя душу ликовать, как продолжительные бдения» [720] . Сам Христос, — пишет Исаак, — «постоянно удалялся для молитвы, и не во всякое время, но Он выбирал для этого ночь, а местом —пустыню». И все откровения, которые получали святые, чаще всего приходили к ним ночью и во время молитвы [721] . «Молитва, приносимая ночью, обладает великой силой — больше, чем дневная молитва. Поэтому все праведники молились ночью, преодолевая тяжесть тела и сладость сна…» [722] Не случайно сатана больше всего ненавидит подвиг ночной молитвы и всячески старается помешать человеку в совершении бдения: примеры этого многочисленны в житиях Антония Великого, блаженного Павла, Арсения и других египетских отцов. Но святые преодолевали силу врага и не оставляли труд бдения:
Кто из отшельников, хотя бы и обладал он всей совокупностью добродетелей, мог пренебречь этим деланием. Ибо ночное бдение есть свет мысли (tar'ta): благодаря ему понимание (mad'а) возвышается, разум (re'yana) собирается, и ум (hawna) воспаряет, взирает на духовные вещи, обновляется молитвой и ярко сияет [723] .
Характерно, что в этом тексте Исаака одновременно используются четыре термина, обозначающие в сирийском языке умственные способности человека [724] . Исаак как бы хочет подчеркнуть, что ночная молитва способна охватить собой и полностью преобразить всю интеллектуальную сферу человеческой природы. Ночная молитва имеет у Исаака всеохватывающий характер и рассматривается как универсальное средство для достижения просветления ума. Любимый герой Исаака, преподобный Арсений, «накануне воскресного дня становился спиной к солнцу и простирал руки к небу — до тех пор, пока солнце не взойдет и не осветит его лицо» [725] . Благодаря бдению Арсений достиг такого просветления, что во время молитвы весь становился подобным огню [726] . Таким же образом и преподобный Пахомий, равный Арсению, проводил ночи в бдениях и до такой степени очистил свое сердце, что видел невидимого Бога, словно в зеркале. «Таковы плоды бдения, таковы блаженства упражняющихся в нем, и таковы венцы этой борьбы» [727] . Преображение ума, очищение сердца и мистическое видение Бога являются главными плодами ночного бдения.