Данная статья содержит: молитва за еду в библии - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Есть ли в библии указание что бы перед едой мы молились об её БЛАГОСЛОВЕНИИ?
Отвечает Максим Гордиенко, 09.04.2010
Спрашивает Артем: подскажите пожалуйста есть ли в библии указание что бы перед едой мы молились об её БЛАГОСЛОВЕНИИ, и как вообще правильно молится перед употреблением пищи.
Тем не менее текст:
говорит нам скорее не о благословении пищи, а о благословении Творца пищи. Во-первых , мы это знаем точно, исследуя еврейские молитвы того времени и еврейскую древнюю традицию. Во-вторых , такое понимание косвенно отражено в тексте Псалма:
Евреи и тогда и теперь благословляли не пищу, а Сотворившего. Иисус перед принятием пищи воздает благодарение, а затем благословляет Того, кто дал пищу. В этом смысле Он ” благословив , преломил”.
– Благодарите Бога за хлеб перед трапезой;
– Не забывайте, вставая из-за стола сказать слова благодарности и Богу и хозяйке.
Читайте еще по теме "Молитва":
ПРОСТОР.net – Центр Христианских Ресурсов
Все известные мне христиане из церкви, где я духовно рос, перед едой молились словами: «Господи, благослови и освяти эту пищу…». Так молился и я, пока не встретил в жизни человека, который показал мне в Библии тексты, которые убедили меня пересмотреть подобную практику. Речь не в том, что одни привыкли молиться так, а другие — иначе. Речь о том, чему учит Библия и чему она не учит. И, как оказалось, вопрос о молитве за пищу — намного острее и глубже, чем кажется, и касается воспитания следующего поколения, но об этом немного позже.
В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление:
И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. (Втор.8:10)
Здесь сказано «когда будеш есть… благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе«. Писание призывает Израиль благословлять Бога за блага, которые им даны, включая пищу. Евреи с тех пор и доныне молятся молитвой, которую они называют «благословение на хлеб», но что интересно, благословляется в ней не хлеб, а как и написано во Второзаконии – благословляется Сам Бог:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, НАШ БОГ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ! (на еврите это звучит так: БАРУХ АТА, АШЕМ ЭЛО-КЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ!)
Это очевидно для каждого еврея – благословлять перед приемом пищи следует Бога, Даятеля пищи. Вот почему у евреев есть такая молитва и для пищи и есть и подобная для пития. Вот мысли известного шотландского богослова и толкователя Уильяма Баркли по этому поводу:
Когда иудей кушал фрукты, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве». Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь Вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли».
Таким образом, каждый прием пищи в еврейской семье сопровождается за столом прославлением Бога и благодарностью Ему.
На страницах Нового Завета, мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу:
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. (Матф.14:19)
Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. (Мар.6:41)
Некоторые ошибочно полагают, что слово «благословил» в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о последней вечере:
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. (Мар.14:22)
Здесь мы встречаем оборот «взяв хлеб, благословил» (заметим, что здесь не сказано, что Иисус благословил именно хлеб). Вот как апостол Павел перефразировал это:
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеби, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. (1Кор.11:23,24)
Для Павла, как для еврея, было очевидно, что когда Иисус «благословил хлеб» Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал «взял хлеб и, возблагодарив…». Очевидно, что тут слово «возблагодарил» относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово «благословил» в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу.
Молитва, о еде в Новом Завете – это молитва благодарения и прославления Бога:
Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1Кор. 10:30,31)
Так откуда же пошла практика просить благословения на хлеб?
Возможно, из-за поверхностного понимания этих двух отрывков — 1Тим.4:3-5 и Лук.9:16.
Начинается отрывок словами о лжеучителях, и продолжается мыслью о молитве за пищу:
«… запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою». (1Тим.4:3-5)
Здесь дважды сказано, что молитва за пищу – это молитва благодарения. И пища «освящается словом Божьим и молитвою». Правильно, а какой молитвой? Не молитвой прошения, друзья, а молитвой благодарения. Этот текст не дает нам никакого основания просить Бога, пославшего нам пищу, еще и теперь благословить и освятить эту пищу, но призывает нас благодарить Творца за еду. Здесь также сказано, что пища «освящается словом Божьим и молитвою» уже как факт нашей молитвы благодарности. Ни о каком прошении нет и речи.
А как же этот текст, где сказано, что Иисус благословил именно хлеба?
Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. (Лук.9:16)
Так и есть, Иисус «благословил хлеб», но теперь, из общего контекста Библии мы знаем, что это означает – Он воздал Богу благодарность за хлебы, и тем самым «благословил их» (1Тим. 4:3-5).
Никто из христиан, которые молятся словами «благослови пищу» не ответили, мне как именно Бог ответит на эту их молитву-прошение. Должен ли Он как-то изменить свойства пищи? Избавить ее от вредных веществ? Ответ прост: Он просто не просил нас молиться о пище таким образом. Будет ли грехом то, если я продолжу в своей молитве за столом просить Бога благословить пищу, ведь я всегда так молился раньше? Перечитайте тексты, исследуйте эту тему самостоятельно и ответьте себе на этот вопрос сами.
Вопрос глубже, чем кажется
Понимаете, есть более глубокая причина, почему меня затронула эта тема. Центром молитвы «благослови пищу» является человек. В своей сущности это молитва «о себе», в сердце которой мысль о собственном благополучии и безопасности. Это больше напоминает мне языческую молитву. Заметьте, я не говорю, что просить Бога о Его благословении — неверно (ведь Бог позволяет нам просить Его благословения, например Числ 6:22-27), но я говорю о том, КТО стоит в центре просьбы об освящении пищи и о том, с каким сердцем совершается эта просьба. Очевидно, что ежедневная практика подобной молитвы лишь поощряет потребительское отношение к Богу.
В центре молитвы «благословен Бог» – находится Творец. Такие молитвы превозносят и возвеличивают Даятеля и упражняют наше сердце в благодарности Творцу, в поклонении Ему.
Вопрос: в какой атмосфере будут расти наши дети? Ведь прием пищи происходит несколько раз в день, и то, что они слышат за столом, как ничто другое, формирует их отношение к Богу! Подумайте, воскресную проповедь мы слышим в двадцать раз реже, чем молитву за столом. Не поэтому ли в наших церквах преимущественно из уст христиан звучат молитвы-прошения, и лишь на Праздник Жатвы (День Благодарения) звучит хорошая проповедь о важности благодарности Богу? Сложно возразить и сказать, что эти вещи не взаимосвязаны. «Потребительство» в современном христианстве формируется несколькими факторами, и молитва за пищу, капля за каплей изо-дня в день – также один из этих факторов.
После изучения этой темы за нашим столом звучит такая молитва: «Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты даешь нам эту пищу. Прославляем Тебя за Твою доброту и щедрость. Аминь». Теперь каждый завтрак, обед и ужин – это наше семейное поклонение Богу и прославление Его. Вопрос не в том, кто как привык, вопрос в том – кто в центре нашей молитвы?
*** Как молятся христиане перед едой?
“Благослови, Господи, эту трапезу, которая даст нам силы для служения Тебе, и даруй хлеб тем, кто голоден, и голод и жажду правды тем, кто сыт. Аминь”.
трапезу. Если вы из самых лучших побуждений попросите прочесть молитву своего гостя, то можете поставить его в неловкое положение – возможно, он не привык к этому. Поэтому было бы благоразумнее заранее заручиться его согласием.
А вот мнение более глубоко верующих; цитирую:
“Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго”.
“Отец наш, Который на небесах! Пусть благоговейно почитается имя Твое, пусть придет Царство Твое, пусть воля Твоя пребудет на земле так же, как и на небе. Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола)”.
“Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении отверзавши ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения”.
“Глаза всех (людей) с надеждой смотрят на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу в нужное время, открываешь щедрую руку Твою и наполняешь все живое Своей милостью”.
“Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего. Царства, но как (Ты) посреди Своихучеников (апостолов) пришел, посылая им мир, приди к нам и подай нам спасение (души)”.
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
По окончанию трапезы нужно прочесть следующие благодарственные молитвы:
“Благодарим Тя”. Согласно каноном Русской Православной Церкви молитва звучит так:
Благодарим Тя, Христе Боже наш,
яко насытил еси нас земных Твоих благ;
не лиши нас и Небесного Твоего Царствия,
(и помяни нас, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем)
(но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас)
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу,
Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,
без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.
А кто из вас молился при жизни более правильно – станет известно только после смерти. — Василий Максимов
Мой относился к православным. — Nafanya
Только читать следует эту молитву п р а в и л ь н о ! ! !
Вместо “. и не введи нас во искушение. ” – Господь в искушение не вводит, это нас диавол искушает, – надо говорить: “Огради нас от искушения всякого и избави от лукавого”.
“Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь” (Евангелие от Матфея 6:9-13)
Вообще это – не моя тема, ибо атеист есмь.
Но кое какую литературу читывал, потому и осмелился заметить: Бога следует просить о невведении во искушение! А кого же ещё? Не Сатану же. Бог распоряжается этим. Он может позволить этому быть, а может и не позволить. Бог не искушает людей, это противоречит Его святой природе. Он позволяет искушению войти в нашу жизнь, чтобы наша вера оказалась испытанной.
Вот и Иаков тож говорит:
“Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Ик. 1:12-14).
Бог надзирает за процессом искушения. Этот процесс не может выйти за пределы без Божьего разрешения, если мы сами усиленно не захотим искуситься, разжигая в себе волну страсти или чего-то другого. Выходит, что любое искушение находится под Божьим контролем.
Не про то ли Павел говорит:
“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1 Кор.10:13).
Простите, если чего напутал в рассуждениях, но цитаты, вроде, верные.
Да и вообще, верующие иных христианских конфессий не считают именно эту молитву обязательно предваряющей трапезу. — Василий Максимов
По поводу Ваших цитат из Библии от Матфея и иже с ним.
Во-первых, к величайшему сожалению нас, потомков, Библия переписывалась пять (!) раз за всё время своего существования и, как следствие, имеет достаточное количество разных “неточностей”, мягко говоря. В угоду кого сей факт имел место быть догадаться не трудно.
Во-вторых, вот Ваше противоречие самому себе: “Бог не искушает людей, это противоречит Его святой природе.” Это же и есть главная мысль моего пОста, с которым Вы попытались не согласиться !
В-третьих, пост мой Вы читали невнимательно. Я не писал о “всех без исключения христиан”, как Вы говорите, которые читают “Отче наш” перед едой. Я просто не стал конкретизировать, дабы не перегружать свой ответ доплнительной информацией.
В-четвёртых, Вы правы в том, что существуют и другие (естественно !, кто спорит?) молитвы для трапезы. Достаточно открыть молитвослов. Но “Отче наш. ” – самая универсальная, самая популярная, лаконичная и. на все случаи жизни ! Потому-то про неё в народе говорят: “какой христианин без “Отче наш”? Или, когда хотят подчеркнуть особую важность предприятия: ” Ты должен это знать (помнить, делать и т.д.) как “Отче наш”!
И последнее. Очень важно запомнить, что говорить молитву не правильно (или не совсем правильно) значит добровольно уменьшить, ослабить энергетику её действия или исказить, что ещё хуже. Невольно или неосознанно изменяя слова при озвучивании мы перепрограммируем смысл текста иногда на прямо противоположный. Чем часто и пользуются чёрные маги.
Но это уже совсем другая тема и не для Вас, “ибо атеист есмь” ? — гуру
А за что ж Вы Матфея-то так не уважаете? Ну, я – понятное дело, атеист, мне его не за что.
Не, мне-то за него не обидно, мне интересно просто. Но я не об этом.
– Ну, это слишком скромно. Она, бедная, только переизданий выдержала несчётное количество раз (и это только на русском языке), а преводы, а. да и исходного текста нет, и неизвестно, был ли он, именно исходный.
– Это Вы просто не до конца дочитали предложение. Там дальше я пишу: “Он позволяет искушению войти в нашу жизнь, чтобы наша вера оказалась испытанной”. Так мне и представляется, что в Отченаше молящийся именно о том и просит, чтобы Бог не ВВЁЛ в искушение. Заметьте: не о том, чтобы искушения не было, но чтобы Бог не допустил искушению поглотить человека, чтобы человек не вошёл в него: “Не введи. ” Потому, что, как ни крути, но без воли Бога – и дальше по тексту.
– А это вполне возможно, что я неверно понял (хоть и прочитал его прилежно) это Ваше “православные (и не только!) христиане должны прочитать традиционно “Отче наш. “”. Тут-то и проняло меня: нешто православным так-таки именно эту молитву надо читать (да и не только православным), да ещё не ко канонической Библии, а по тем источникам, ссылку на которые Вы так и не захотели дать. (Ага, намекнул:)).
– Батенька, да молитва же ж не словом произносится, а сердцем! В сердцах Бог читает. “воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его” (Книга 3-я Царств > Глава 8 > Стих 39:) и ещё: “Я есмь испытующий сердца и внутренности” (Книга Откровение > Глава 2 > Стих 23:) Иль врут усе?
Хотя – и тут Вы, конечно, правы:
Но это уже совсем другая тема и не для Вас, “ибо атеист есмь”?
– Таки есмь. — Василий Максимов
Не буду больше бисер метать, “ибо сказано было, что бесполезно для оных”.
Каждому в свой срок дано понять будет.
Молодой душе ещё много информации закрыто для ушей и разумения, “но близок час. Тем и утешайтесь !”
Прав тот, кто первый закрывает спор и предлагает трубку мира, “ибо он понял, что не время и не место и распинать будут”.
Зачем только в ж..у орать?
Долго вот не мог понять, которго толку веру исповедем. Zealot’у рахмат, надоумил.
Жаль расставаться с игроками в бисер. — Василий Максимов
Молитва за еду в библии
ЦИТАТЫ ИЗ БИБЛИИ О МОЛИТВЕ
Как нужно молиться
“Господи! Научи нас молиться” (Лук.11:1). “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Рим.8:26-27). “Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню” (Сир.7:10). “Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах” (1Пет.4:7). “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол.4:2).
“Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото” (Тов.12:8) “И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Матф.21:22). Тот кто “просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак.1:6-7). “Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам” (Мк. 11,24). “И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5:15).
О необходимости молитвы
“Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17). “Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы,в молитве постоянны” (Рим.12:12). “Итак бодрствуйте во всякое время и молитесь” (Лук.21:36). “Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя” (Пс.87:14). “Услышь, Господи, слова мои . ибо я к Тебе молюсь” (Пс.5:2-3). Даниил “три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его” (Дан.6:10). “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом” (Флп.4:6). “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1Фес.5:16-18). “Я с молитвою моею к Тебе, Господи . по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего” (Пс.68:14). “Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть” (Пс.64:3).
Скромность в молитве
“Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф.6:5). “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:6).
Иисус Христос и молитва
“А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Мар.1:35). “Он уходил в пустынные места и молился” (Лук.5:16). “В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу” (Лук.6:12). “И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один” (Матф.14:23).
Ближние и молитва
“Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга” (Иак.5:16). “Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои” (Сир.28:2). “Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан” (Сир.3:5). “Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1Тим.2:1).
Молитва и враги ваши
“И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши” (Мар.11:25). “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:44).
Жизненные невзгоды и молитва
“Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Матф.26:41). “И, находясь в борении, прилежнее молился” (Лук.22:44). “Должно всегда молиться и не унывать” (Лук.18:1). “Бодрствуйте во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий” (Лук.21:36).
“Молитесь во всякое время духом” (Еф.6:18). Иисус Христос говорил: “Дух животворит . Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоан.6:63). “Дух бодр, плоть же немощна” (Матф.26:41).”“Стану молиться духом, стану молиться и умом” (1Кор.14:15).
Когда Бог не приемлет наши молитвы
“Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений” (Иак.4:3). “Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит” (Притч.15:29). “Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?” (Сир.34:26). “Лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)” (1Пет.3:12).
Когда Бог отвечает на наши молитвы
Если “смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их” (2Пар.7:14). “Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Иоан.14:13). Бог “призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их” (Пс.101:18). “Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, попросите, и будет вам” (Иоан.15:7). “Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает” (Иоан.9:31). “Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1Пет.3:12).