Данная статья содержит: молитва в последнюю треть ночи - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Как и когда совершать Тахаджуд намаз?
«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место»
Священный Коран. Сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 79
Совершение намаза Тахаджуд является сунной. Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночным намазом (Иша) и утренним (Фаджр). Намаз Тахаджуд можно совершить в любое время ночи, но лучше всего проснутся специально для совершения намаза Тахаджуд в последнюю треть ночи. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (аль-Бухари; Муслим).
Количество ракаатов намаза Тахаджуд — от двух до восьми (по желанию молящегося). После совершения намаза Тахаджуд рекомендуется обратиться к Всевышнему с личной мольбой, просить Его о прощении, о поддержке и помощи, благодарить Его за все блага, дарованные Им. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракаат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом. Совершать тахаджуд коллективно порицается, так как Пророк, мир ему и благословение, и его сподвижники не совершали эту молитву коллективно.
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.»
Священный Коран. Сура 17 «Ас-Саджда» / «Земной поклон», аят 16-17
Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершал тахаджуд постоянно. Он говорил: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха». Он также сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».
Среди пяти мирских благ Мухаммад, мир ему и благословение, назвал защиту Аллахом от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему Тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. К четырем благам ахирата Пророк, мир ему и благословение, отнес воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение его книги деяний в Судный день в правую руку.
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Вопросы по исламу
Мусульман ский календарь
Самое популярное
Рецепты Халяль
Наши проекты
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна
Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн
Как правильно молиться (делать дуа) Аллаху
Несколько советов, как молиться (делать дуа).
Наставления верующим как правильно делать дуа (молиться) Аллаху, Господу миров
‘Амр ибн ‘Абаса рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «В какую ночь принимается мольба лучше всего?» Он ответил: «В глубокую часть ночи! Совершай молитву, сколько пожелаешь, пока не настанет утро, ибо поистине, молитва имеет свидетеля (ангела) и записывается. Затем удержись от молитвы, пока солнце не взойдет на расстояние копья или два копья от горизонта, так как солнце восходит между рогов шайтана, и в это время ему поклоняются неверные. Затем снова совершай молитву столько, сколько пожелаешь, ибо молитва имеет свидетеля и записывается»”. Абу Дауд 1277, Ибн Маджах 1251, Ибн Хузайма 260, аль-Хаким 584. Достоверность хадиса подтвердили имам аш-Шаукани в “Найлюль-аутар” и шейх аль-Альбани в “Сахих Сунан Ибн Маджах”.
От Анаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая мольба удержана, пока не будет обращено с мольбой за пророка!» ад-Дайлями, аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 4523.
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» Ахмад 3/153, Абу Я’ля 3/721. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аль-Мунауи и шейх аль-Альбани. См. “аль-Мухтара” 2/249, “ат-Тайсир” 1/31, «Сахих аль-джами’» 119.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Мольба к Аллаху между азаном и икамой не отвергается”. Абу Дауд 521, ат-Тирмизи 212, который сказал: хороший достоверный хадис. см. Сахих Абу Дауд 534, Ируа’ 244, Мишкат 671.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул (в разговоре с людьми) о пятнице и сказал: “Есть в (этот день определённый) час, и если раб (Аллаха), являющийся мусульманином и совершающий (в это время) молитву попросит о чём-нибудь Аллаха Всевышнего, то Он обязательно дарует ему это”, после чего сделал рукой знак, желая указать, что этот промежуток времени крайне мал. аль-Бухари 935, Муслим 852.
Когда этот промежуток времени?
Передают от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В пятничном дне двенадцать часов, и есть в нем один час, в который о чем бы ни попросил Аллаха мусульманин, Он дарует это ему, так ищите же это (время) в последний час после молитвы ‘аср». Абу Дауд 1048. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Сунан Аби Дауд» 926.
Передают, что Абдуллах ибн Салям, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом часе, сказав: «Какой это час?», на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это последний час дня». (Абдуллах бин Салям) спросил: “Поистине, является ли этот час временем молитвы?” Он сказал: «Конечно (является). Если верующий раб совершит молитву, а затем будет сидеть, и ничто его не будет задерживать, кроме молитвы, то он (все это время) будет находиться в состоянии молитвы». Ибн Маджах 1139. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим и достоверным в «Сахих Сунан Ибн Маджах» 934.
Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек проснётся ночью и скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала; Он всё может; хвала Аллаху; слава Аллаху; нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллаху уахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, уа ля-ху-ль-хамд, уа хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир; аль-хамду ли-Ллях, уа субхана-Ллах, уа ля иляха илля-Ллах, уа-Ллаху акбар, уа ля хауля уа ля куууата илля би-Ллях/”, а потом скажет: “О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/” — или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной) мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята» аль-Бухари, 1154
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”». Аль-Бухари 1145.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Функция оргазма у женщин Формирование функции оргазма у женщин начинается с момента рождения и в основном заканчивается уже к возрасту трёх .
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Что же происходит с нами при оргазме? Этот вопрос интересует многих. Попробуем в этом разобраться. .
Для того чтобы ортопедический матрас служил вам не только исправно, но и долго, он должен правильно «эксплуатироваться». Правильно использовать ортопедический матрас .
Сейчас редко в каком доме не встретишь компьютер. Да и читаете вы эту статью, наверняка, с домашнего компьютера. И не считая обязательных .
Вопрос 14: Мой вопрос о событии, которое произошло со мной примерно полтора года назад. Я чуть не умираю от страха перед наказанием .
Одни заботы, связанные с беременностью сменяются другими, после появления малыша. Одним из показательный критериев нормального развития ребенка считается правильный набор .
Может многие из нас читали данный хадис:
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах .
Сколько сыра можно съесть в неделю? На полках магазинов вы найдете десятки видов и типов сыров. Они различаются по цвету, типу .
Кто-то легко переносит суховоздушный режим сауны, но не выдерживает влажный пар. Другие, наоборот, прекрасно чувствуют себя в русской парной, но быстро .
Тахаджут намаз – когда и как совершается
Время намаза Тахаджуд
Намаз Тахаджуд совершается в промежуток между ночной молитвой (‘Иша) и утренней (Фаджр). Выполнение Тахаджуда является сунной. Наилучшим временем для совершения этой молитвы является последняя треть ночи. Если вы ставите будильник на определённое время для пробуждения на Фаджр, то вы можете завести его на 20-30 минут пораньше, чтобы выполнить Тахаджуд-намаз (или же на другое время, в зависимости от того, сколько ракатов вы намереваетесь совершить, и собираетесь ли обращаться после этого с личной мольбой к Всевышнему Аллаху).
Молитва Тахаджуд зачтется и в том случае, если молящийся выполнит её в любое другое время ночи, и даже сразу после ‘Иша-намаза, но наибольшая награда за неё будет тем, кто специально проснётся для её совершения в последнюю треть ночи.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» (сборники хадисов аль-Бухари и Муслим).
Совершение намаза Тахаджуд
Минимально необходимыми для выполнения Тахаджуда считаются два рака’та, максимальное их количество нигде чётко не ограничено. В намазе Тахаджуд вы можете совершить столько двухрака’тных молитв, сколько пожелает ваша душа. Большинство мусульман ограничиваются восемью рака’тами (то есть 4 молитвы по 2 рака’та), также многие выполняют по 12 рака’тов (6 молитв по 2 рака’та). В соответствии с Сунной, в первом рака’те после “Аль-Фатихи” рекомендуется читать суру “Аль-Кафирун”, а во втором – “Аль-Ихляс”, хотя за прочтение более длинных сур полагается ещё большая награда.
После выполнения молитвы Тахаджуд рекомендуется обращаться к Всевышнему Аллаху с личной мольбой, просить Его о помощи, о прощении грехов, благодарить за все блага, которыми Он вас наделил. Также, согласно некоторым хадисам, после Тахаджуда можно выполнить один ракат намаза Витр, как завершение ночной молитвы в целом.
Значимость намаза Тахаджуд
О достоинствах совершения тахаджуда говорится Коране: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16-17).
Посланник Всевышнего (с.а.в.) выполнял нафиль-намаз(тахаджуд) постоянно, даже не смотря на состояние своего здоровья. Пророк (с.а.в.) сказал: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».
Пророк (с.а.в.) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате».
Среди пяти мирских благ Мухаммад (с.а.в.) выделяет защиту Аллаха от бед, любовь людей к мусульманину, совершающему тахаджуд, достижение мудрости, смирения перед Аллахом и просветления. Из четырех благ ахирата Пророк(с.а.в.) выделяет воскрешение мусульманина с осветленным лицом, облегчение отчета мусульманина в Судный день, быстрый и безболезненный проход через мост Сират и вручение книги деяний человека в Судный день в правую руку.
Коллективно тахаджуд совершать запрещается так как Пророк(с.а.в.) и его сподвижники не совершали эту молитву в джамаате (коллективно).
Является ли сон обязательным условием тахаджуда?
Бытует мнение, что тахаджуд читается только после сна. Летом, когда наступают короткие ночи и длинные дни, считая, что сон является обязательным условием тахаджуда, у многих мусульман может возникнуть вопрос: «неужели теперь не получится читать тахаджуд?», т.к. порой не получается заснуть до утреннего намаза. С другой стороны, когда вот-вот уже должен наступить утренний намаз, если лечь спать даже на 20 минут с намерением совершить тахаджуд, в итоге есть опасность проспать и тахаджуд, и пропустить фаджр. Особенно ограниченно время в летнее время во время рамадана, когда, возвращаясь от гостей, есть большая вероятность поздно попасть домой и после таравиха, может остаться менее часа, чтобы приготовить еду на сухур и поесть. А так хочется, ещё совершить тахаджуд, но нет времени для сна. Для решения этой проблемы было сделано небольшое исследование, где были поставлены следующие вопросы:
Что такое тахаджуд?
Когда лучше совершать тахаджуд? Когда его совершал обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и почему именно тогда?
Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?
Является ли сон обязательным условием тахаджуда?
Начнём с того, что такое намаз тахаджуд? Глагол хаджада, согласно словарю Баранова, переводится как «бодрствовать (ночью)», а глагол пятой породы тахаджада переводится как «бодрствовать, не спасть (совершая молитвы)». Глаголы пятой породы обозначают действия, совершение которых предполагает необходимость приложить усилия и затратить на достижение результата время (‘алама – «знать», та’аллама – «учиться», т.е. прилагать усилия, чтобы узнать). Из этого следует, что тахаждуд как вид поклонения предполагает усилия над собой, чтобы оторваться от теплой постели с целью совершения поклонения.
Тахаджуд – дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Тахаджуд читают от двух до восьми ракяатов, потом совершается витр намаз. Совершение в такой последовательности считается наилучшим, и так поступал лучший из людей. Если человек сомневается, что встанет ночью, витр лучше совершить сразу после ночного намаза (иша).
О тахаджуде есть указания в Коране и сунне. Например, «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов» (Коран, 17:79). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных».[1] «Всё, что совершается после ночного фарда (иша), считается ночным (будет считаться тахаджудом)».[2] «Совершайте ночной намаз. Так как совершение намаза ночью, является обычаем праведников, живших до вас, покорностью Господу, избавлением от грехов и зла». [3]
Для пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, тахаджуд был обязательным. Так считают со слов Аиши и Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). Они приводят в подтверждение этому первые аяты суры «Закутавшийся»: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Коран, 73:1-4). Есть мнение, что тахаджуд был для него (мир ему) дополнительным намазом.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз (тахаджуд) после сна. Он (мир ему) вставал обычно в середине ночи или в последней ее части (1/3 части ночи) и совершал тахаджуд до конца сухура. Приведем минимум две причины почему он (мир ему) совершал намаз в это время.
Первая – исходит от смысла хадиса, где пророк (мир ему) сказал: «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его?» [4] И продолжается это до начала зари. Возможно также, что сон указывает на время совершения намаза – поздно ночью. Это время для молитв – одно из самых принимаемых, логично совершать молитву и просить у Творца именно в это время.
Вторая причина связана со временем, по школьному курсу географии мы знаем, что чем ближе к экватору, тем день по продолжительности приближается к ночи, и наоборот, чем дальше от экватора, тем меньше длится ночь и больше день, а на экваторе они совпадают. Мекка находится не так далеко от экватора, как и Медина, соответственно ночи в этих городах достаточно долгие. Ночь достаточно долгая, вечерняя молитва наступает раньше, утренняя – позже, отсюда – есть время для сна. Лучше вздремнуть, чтобы это придало сил для ночной молитвы. Так и поступал пророк (мир ему). Также он (мир ему) рекомендовал поспать днём (кайлюле), что не только придаст бодрость до конца дня, а также придаст сил для ночной молитвы. [5]
Исходя из вышеупомянутого хадиса, согласно которому «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь…» лучшее время для тахаджуда – последняя треть ночи. Это время легко вычислить математически: нужно посчитать время от вечерней молитвы (магриб) до утреннего намаза (фаджр) и разделить на три, последняя треть будет тем самым временем.
Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?
Сподвижники следовали пророку (мир ему) и проводили ночь, пол ночи или треть ночи в поклонении. Некоторые уважаемые праведные предки, совершали утренний намаз с омовением ночного, т.е. совершали ночной намаз (тахаджуд), не засыпая. Например, табиины, как имам Азам (Абу Ханифа), Сулейман бин Тархан, Саид бин аль-Муссайеб и таба-ут-табиин Язид бин Харун (да будет доволен ими всеми Аллах) и др. Это также указывает на их понимание важности ночного намаза и желание максимально провести это время в поклонении. Некоторые табиины-толкователи Корана (муфассиры), как аль-Асвад, Алькаме и Муджахид считали намаз тахаджудом, если человек совершил его ночью после сна.
Исходя из всего вышесказанного может возникнуть путаница, тахаджуд намаз после сна, почему некоторые читали его, если не спали? Ответив на этот вопрос, мы сразу ответим на вопрос, можно ли читать тахаджуд, если человек не спал.
Дело в том, что есть два мнения, касательно тахаджуда. Для начала, стоит отметить, что есть ещё пара синонимов, относящихся к тахаджуду, это ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) и ночной намаз (салят аль-лейль). Ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) – более общее название, которое означает не только тахаджуд, к нему относится любой намаз после последнего обязательного, например, таравих во время рамадана и любое поминание Творца, как чтение Священного Корана, произнесение прославляющих формул (тасбихат) и др. В это время можно спать или нет, все эти молитвы являются ночными (кыям аль-лейль). [6]
Первое, тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. В хадисах пророк (мир ему) использовал оба синонима тахаджуда: ночной намаз (салят аль-лейль)[7] и ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль).[8] Видимо, по этой причине большинство учёных исламского права сделали вывод о том, что сон не является обязательным условием тахаджуда.
Второе, что тахаджуд – молитва после сна. В обиходе иногда разделяют ночной намаз (салят аль-лейль) и тахаджуд, говоря, что если поспал, то тахаджуд, а если нет, то – это ночной намаз, но на самом деле речь идет про один и тот же намаз. В качестве доказательства приводят то, что пророк (мир ему) всегда читал тахаджуд после сна, также поступали и сподвижники. Это мнение принимают и учёные, придерживающиеся первого, более широкого в трактовке мнения.
Подведя итоги этого небольшого исследования, сделаем следующие выводы:
Пророк (мир ему) обычно совершал тахаджуд в середине ночи или в последней трети ночи. Наилучшим для тахаджуда считается последняя треть ночи.
Относительно тахаджуда есть два мнения: тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. Второе, что тахаджуд – молитва после сна.
Оба мнения про тахаджуд сходятся в одном: все принимают тахаджуд, как молитву после сна. Если нет времени или обстоятельства не позволяют поспать перед тахаджудом, его можно совершать сразу после ночного обязательного намаза с намерением тахаджуда, опираясь на первое мнение.
[1] Муслим, 1163; Тирмизи, 438.
[3] Тирмизи, Дават, 101.
[4] Бухари, Тахаджуд, 14.
[5] Ибн Маджа, Сиям, 22.
[6] аль-Мавсуат аль-Фикхиййа аль-Кувайтиййа, «Кыям-у лейль», том 14, С. 86.
[7] Например, в хадисе «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных» (Муслим, 1163; Тирмизи, 438).
[8] Например, в хадисе, где Мухаммад (мир ему) советует сыну Умара Абдуллаху (р.а.) не оставлять тахаджуд (Муслим, 1/145).