Молитва трисвятое по отче

Данная статья содержит: молитва трисвятое по отче - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Основная христианская молитва Трисвятое

Православная молитва Трисвятое это покаянное и в то же время хвалебное пение Святой Троице. Название свое она получила от троекратного упоминания в тексте молитвы обращения “святый” Моление это очень древнее, в богослужениях оно использовалось еще во времена становления раннего христианства.

Существует несколько версий происхождения сильная молитвы Трисвятое. Согласно первой и самой распространенной среди православных христиан, она была услышана во время ангельского пения. Произошло это в V веке в Константинополе (ориентировочно 438-439 гг.). Тогда в городе началось сильное, разрушительное землетрясение, вызвавшее панику среди местных жителей. Перепуганные горожане вышли на улицы Константинополя и возносили Богу молитвы, умоляя просить их грехи и помиловать. В то время среди людей находился мальчик, который внезапно на глазах у всех невидимой силой был подняи в воздух и через некоторое время опущен обратно. Он рассказал потрясенным людям, что услышал в воздухе ангельское пение и передал им текст их молитвы. Жители города тут же начали молиться, прибавив в конце слова “помилуй нас”, и землетрясение прекратилось. В том же году христианская молитва Трисвятое была введена в богослужения, и сегодня ее можно услышать в каждом православном храме.

Чудотворная молитва Трисвятое – покаянная песнь Святой Троице

Согласно другим версиям, в основу святой молитвы Трисвятое легла архангельская песнь из видения пророка Самуила: “Свят, свят, свято Господь Саваоф”, к которой прибавили слова 41-го псалма “к Богу Крепкому, Бессмертному”. В любом случае, первые документальные упоминания о молитве Трисвятое уводят нас в V век, когда собравшиеся на пятом Вселенском соборе отцы церкви пропели это песнопение. С тех пор Трисвятое поется во время Божественной Литургии, как одно из самых главных и торжественных песнопений.

Как правильно читать ежедневную молитву Трисвятое?

Церковная молитва Трисвятое в обязательном порядке входит в состав утренних и вечерних молитв, которые ежедневно читают все православные христиане. Это предначинательная молитва, то есть с нее начинают все богослужения, как церковные, так и домашние.

Читают молитву Трисвятое три раза, каждый раз крестясь и кланяясь в пояс. После этого читается молитва Пресвятой Троице, потом Отче наш, а потом уже следуют все остальные молитвы, каноны и акафисты. Точную последовательность моления Трисвятое по Отче наш можно найти в любом православном молитвослове.

Читать православный текст ежедневной молитвы Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается три раза, с крестным знамением, а также поклоном).

О молитве "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…"

О молитве "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…"

Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434—447).

Понравилось: 5 пользователям

  • 5 Запись понравилась
  • 9 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 9Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Самой интересно читать такие подробности, да и как правильно молиться знать тоже не помешает большинству. Молитва-то очень популярная

    Молитва трисвятое по отче

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

    (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

    Крепкий — сильный; Безсмертный — неумирающий, вечный.

    Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь». Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения и народ вместе с императором Феодосием II обратился к Богу с молитвой. Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимой силой на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям. Так как в этой молитве слово святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Слава — хвала; ныне — теперь; присно — всегда; во веки веков — вечно, или в бесконечные веки.

    В этой молитве мы ничего не просим у Бога, только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.

    Перевод: Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, теперь, всегда и вечно. Аминь.

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Пресвятая — в высшей степени святая; Троице — Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; грехи и беззакония — дела наши, противные воле Божией; посети — приди; исцели — излечи; немощи — слабости, грехи; имене Твоего ради — для прославления имени Твоего.

    Перевод: Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.

    Господи, помилуй. (Трижды)

    Помилуй — будь милостив, прости.

    Это древнейшая и общая у всех христиан молитва. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы эту молитву мы произносим три раза. Двенадцать раз мы произносим эту молитву, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Сорок раз — для освящения всей нашей жизни.

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Отче — Отец; Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный; да — пусть; святится — прославляется; яко — как; на небеси — на небе; насущный — необходимый для существования; даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день; остави — прости; долги — грехи; должником нашим — тем людям, которые согрешили против нас; искушение — соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

    Эта молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва — самая главная молитва для всех.

    Отче наш, Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы или прошения. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами и который мы называем небом. Да святится имя Твое — то есть помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое. Да приидет Царствие Твое — то есть удостой нас и здесь, на земле, Царства Твоего Небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно и без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. Хлеб наш насущный даждь нам днесь — то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего Пречистое Тело и Честная Кровь в таинстве Святого Причащения, без которого нет спасения в вечной жизни. Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется — заботится о нас. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — то есть прости нам грехи наши так, как и мы сами прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. В этом прошении грехи наши названы долгами нашими, потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся должниками пред Богом. И вот если мы сами не будем искренно прощать наших должников, то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос. И не введи нас во искушение — искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное или дурное. Мы просим — не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем, помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают. Но избави нас от лукаваго — то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.

    Перевод: Отец наш Небесный! Да святится имя Твое; да приидет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам д€олги (грехи) наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не допусти нас до соблазна, но избавь нас от лукавого (диавола).

    Трисвятое по Отче наш, Царю Небесный Молитва Святому Духу (лучше учить, распевая)

    Душе истины – Дух истины, Дух правды; Иже – Который; Сый – сущий, находящийся; вся исполняяй – все наполняющий; сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; от всякия скверны – от всякой нечистоты (т.е. от всех грехов); Блаже – благой, добрый.

    В этой молитве мы молимся 3-му Лицу Святой Троицы – Святому Духу. Мы называем Его Царем Небесным, потому что Он как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Также называем Его Утешителем, так как Он утешает нас в скорбях и несчастьях, подобно тому, как Он утешил Апостолов в день Пятидесятницы( Рис.).

    Называем Его Духом истины (так называл Его Сам Спаситель), потому что Он научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит нашему спасению.

    Он – Бог, и Он везде находится и все Собой наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.

    Он есть сокровище благих, т.е. хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

    Мы называем Святого Духа жизни Подателем, потому что от Него все в мире получает жизнь, и особенно люди, очищаясь через Него от грехов, получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом.

    Так как Дух Святой обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет своей благодатью и всем дает жизнь, – то мы и обращаемся к Нему со следующими просьбами: Прииди и поселись в нас, как в своем храме; очисти нас от всякого греха, т.е. сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи и через это даруй нам Царство небесное.

    2.3.5.2 Ангельская песнь Пресвятой Троице, или Трисвятое:

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

    Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц святой Троицы.

    Ангельской песнью она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе престол Божий ( Рис.).

    Рис. Икона Собор Архистратига Михаила

    Христиане стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались селения. Устрашенный царь Феодосий II, патриарх Прокл и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления один благочестивый мальчик на виду у всех был поднят на небо невидимой силой, а затем невредимым спущен опять на землю. Он рассказал окружающему его народу, что слышал на небе, как пели святые ангелы: “Святый Боже, Святый Крепкий, святый Бессмертный”. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, – и землетрясение прекратилось.

    В этой молитве Богом мы называем первое лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, Бессмертным – Бога Духа Святаго, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем творениям дает жизнь и бессмертную жизнь людям (так как душа человека вечна).

    Так как в этой молитве слово “святый” повторяется 3 раза, то она называется также и Трисвятое.

    Славословие Пресвятой Троице

    Слава – хвала; ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно, или в бесконечные веки.

    В этой молитве мы славим Бога, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.

    Молитва Пресвятой Троице

    Пресвятая – в высшей степени святая; Троице – Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый; грехи и беззакония – дела наши, противные воли Божьей; посети – прииди; немощи – слабости, грехи; имени Твоего ради – для прославления имени Твоего.

    Троица. Ярославль. Конец XVII века.

    Молитва эта – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе; а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он простил нам грехи; к Богу Сыну, чтобы Он простил наши беззакония; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил нас и исцелил наши болезни.

    А слова: имени твоего ради – относятся опять ко всем Лицам святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то мы и говорим в единственном числе: имени Твоего ради.

    2.3.5.5 Молитвы к Божией Матери:

    В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она спасла нас, грешных, Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

    Хвалебная песнь Богородице:

    Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Рис.Казанская Икона Божией Матери

    Блажити Тя – ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную – всегда имеющую высшую радость, достойную прославления; пренепорочную – чистую, святую; без истления – безгрешно и без болезней; сущую – настоящую.

    В этой молитве мы восхваляем Богородицу как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, превосходящую Своею славою самых высших ангелов: херувимов и серафимов, – т.е. Божья Матерь по Своим совершенствам стоит выше всех не только людей, но и святых ангелов.

    Она без болезней, чудесным образом родила Иисуса Христа, Который, став человеком, не переставал быть Сыном Божьим, а потому мы величаем Ее истинною Богородицей ( Рис. .

    Рис. Икона "Отче наш" круга Гурия Никитина, XVII в.

    Важное место в молитвословиях христианина занимает Молитва Господня.

    В этой молитве мы обращается к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. Она разделяется на разделы:

    · семь прошений (просьб с 1 по 7),

    Подобно тому, как принято произносить ветхозаветные заповеди, как Церковь поет Блаженства, как читается Никео-Цареградсюй Символ Веры, – Молитва Господня, являясь пространной заповедью, тоже вкоренилась в молитвенное употребление церковно-славянским текстом:

    Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный; святится – прославляется; яко – как; на небеси – на небе; насущный – необходимый для существования; даждь – дай; днесь – сегодня; остави – прости; долги – грехи; должником нашим – людям, которые против нас согрешили; искушение – соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго – всего хитрого и злого, т.е. диавола (злого духа).

    Молитва называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва – самая главная молитва из всех.

    Какое существенное понятие о Боге выразил Спаситель в этой молитве в отличие от понятий о Боге еврейского народа и философов?

    Господь возвестил людям о том, что Бог есть любящий Отец, а мы во Христе все братья и сёстры. В молитве Господней (призывании) мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения. Что означает каждое слово?

    Обращение "Отче" предполагает сыновнюю любовь. Господь научает нас творить общую молитву о братьях. Ибо не говорит: Отче мой, но — От­че наш, и этим самым повелевает возносить молит­вы за весь род человеческий.Господь научает нас этим прошением не иметь в ви­ду собственную выгоду, а больше заботиться о ближних. Таким образом, в исполнении этого прошения уничтожается вражда, и гордость низлагается, и зависть истребляется, и любовь вводится, мать всего доброго, – она уничтожает неравенство между людьми и показывает великое равновесие между правителем и подчинённым. В делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие, ибо какой мы можем испытать вред от низкого происхождения, когда по небесному родству мы все соединены. Никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник больше подчиненного, ни царь более воина, ни философ более простака, ни мудрый более невежды, – ибо Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, дарует всем людям одинаковое благородство.

    Поэтому слово "Наш" значит наше братство во Христе и единство по благодати братьев и сестер. Под небесами надо разуметь духовное, невидимое небо, а не наше видимое небо, то есть под выражением "на небесех" – необходимо понимать не земное материальное небо, а духовное. Духовное небо недалеко от каждого из нас: оно в чистом сердце христианина, начинающего Молитву Господню. "Господь только указывает тебе на твое отечество и на отеческий дом: поэтому, если желаешь иметь Бога Отцом, смотри на небо, а не на землю, как бессловесные (животные)" (Бл. Феофилакт)[15].

    "Иже еси на небесех" – то же, что возглашаем и слышим мы в церкви: "горе имеем сердца".

    2.3.6.1В первом прошении мы просим помощи у Бога жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое. Слова "Святится имя" – означают прославление Бога через праведную жизнь. Христианин, усыновленный по благодати Богу, ничего не просит в молитве прежде славы Отца Небесного, но все почитает ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом. Бог имеет собственную славу, исполненную всего величия и никогда не изменяемую. Ее созерцают и Серафимы, славят Бога, взывая: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! " (Ис. 6.3). Да святится значит да прославится. Мы просим сподобить нас жить столь чисто, не укоризненно, чтоб, видя наши добрые дела, чрез нас все славили Владыку неба и земли и возносили Ему хвалу. Это есть признак совершенной мудрости.

    2.3.6.2Во втором прошении – просим удостоить нас Царства Божия и на земле, которое есть милость и истина, правда и мир; просим царствовать в нас и управлять нами во спасение наших душ. Существуют три рода царств: 1- природы; 2 -благодати, т.е. Церкви Христовой; 3- небесное, вечное Царство. Слова "Царствие Твое" – означают то, что мы просим пришествия последнего Царствия и приобщения к Нему ещё здесь на земле. Мы научаемся не прилепляться к настоящей жизни, но презирать её наслаждения и желать будущего, как постоянного, и искать Царства Небесного и вечного; здешними приятностями не увлекаться: ни благообразием телесным, ни богатством, ни множеством стяжания, ни великолепием домов, ни званиями правителей и военачальников, ни яствами, сластями и всякого рода роскошествами, ни чем-либо другим из предметов для услаждения наших чувств, но, отказавшись от всего этого, непрестанно искать Царствия Божия.

    2.3.6.3В третьем прошении – просим помочь нам подчиняться воле Божьей, исполнять ее на земле так же, как ее без ропота и с радостью исполняют ангелы на небе. Потому что только Господу известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. В словах "да будет воля Твоя" выражается наша просьба, чтоб Господь научил нас пребывать в воле Его, исполнять её, как исполняют ее ангелы Божьи. Христос в этой молитве заповедует каждому из нас принимать на себя попечение и о вселенной. Ибо не сказал: да, будет воля Твоя во мне, или в нас, но на всей земле, – т.е., чтобы истребилось всякое заблуждение, и насаждена была истина; чтобы изгнана была всякая злоба, и возвратилась добродетель; и чтобы, таким образом, ничем не разнилось небо от земли. Подлинно, если б все было так, то земное ничем не различалось бы от горнего, хотя по свойству они раз­личны. Тогда земля показала бы нам других Ангелов. Возбудив в нас пред сим любовь к бу­дущему и желание Царства, пронзив нас этим желанием, Господь заповедует нам не только говорить: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, – но и подражать жизни небесной, чтобы мы желали того же, чего желает Сам Бог. Мы просим у Отца помочь нашей воле немоществующей и, хотя желающей исполнять дела Твои, но удер­живаемой немощью плоти. Наши души легки (дух бодр), но их обременяет плоть; души стремятся к не­бесному, а телесные страсти тянут к земному; но при помощи Божьей и невозможное будет возможным.

    2.3.6.4В четвертом прошении – "хлеб насущный" – мы просим подать нам на сегодняшний день хлеб наш насущный

    Рис

    Под хлебом можно разуметь и все необходимое для нашей жизни, поддержания ее: пища, одежда, жилище, но важнее всего – это пречистое Тело и честная Кровь в таинстве Святаго Причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни. Условно есть 3 вида хлеба: 1 хлеб телесный для поддержания естества человеческого; 2 хлеб духовный для питания души: чтением Евангелия, святых Отцов; 3 хлеб Жизни: Тело и Кровь Христовы. Все это и есть необходимый хлеб ( Рис)..

    2.3.6.5В пятом прошении – "остави нам долги наши" – просим простить нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. Если мы сами не будем искренно прощать наших “должников”, т.е. людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Наши "долги" – это согрешения, грехи наши против Бога и ближних; мы здесь выражаем желание и просим еще в этой жизни очистить нас от грехов наших, дабы нам не мучиться вечно за прегрешения наши в аду. Лучше здесь на земле претерпеть временные искушения от ближних, чем претерпевать их вечно.

    2.3.6.6В шестом прошении – "не введи нас во искушение" – мы не просим, чтобы Господь совершенно избавил нас от искушений, но просим Бога, что бы Он не допустил нам впасть в состояние, когда грех овладеет нами окончательно, и мы его совершим и окажемся уже в его власти. Поэтому мы и просим отвести от нас соблазны, которые мы не в силах будем перенести, и просим помочь преодолеть соблазны, когда они бывают. Просим, чтобы власть бесовская через страсти окончательно не низвела нас в ад.

    2.3.6.7В седьмом прошении -"но избави нас от лукавого" – мы просим избавить нас от всякого зла в этом мире и от виновника зла – диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрости, лукавой силы и от ее обманов, которая пред Тобою есть ничто. Просим у Господа отогнать все прилоги бесовские ещё в этой жизни; просим дать силы творить добро и таким образом совершенно избежать козней лукавого и достичь Царствия Небесного.

    Слова последнего прошения: "избави нас от лукавого" – являются последними в прошениях: "ибо не о чем уже более просить, и мы просим полного покровительства Божия против лукавого" (Св. Киприан).

    "Спаситель не сказал: избави нас от лукавых, – но "от лукавого", и сим научает нас никогда не гневаться на ближних, но всю вражду свою обращать на диавола, как виновника всех зол" (Св. Иоанн Златоуст).

    "Боритесь с сердцем своим и в сердце своем, сколько есть сил. Оставьте внешних врагов – с внутренними вступайте в борьбу и молитесь" (Бл. Августин). "Посему, когда ты невольно терпишь искушение от человека, не человека сего считай виновником твоего искушения, но лукавого" (Бл. Феофилакт).[16]

    Славословие: "ибо Твое есть Царство и Сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа".

    Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит Царство, и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так. Слово "Аминь" означает: да будет так. ( Рис.)

    Рис.

    2.3.7 Понятие о Псалтири и псалмах на примере 50-го и 90-го псалмов.

    Рис.

    Это одна из книг ВЗ, написанная царем и пророком Давидом, который жил в 11 веке до Рождества Христова ( Рис. ). В еврейской Библии эта книга называется хваление, или книга хваления. У нас принято греческое название. Псалтирь – это такой струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось, большей частью, исполнение стихотворных молитв. Поэтому еврейское название книги указывает на внутреннее ее содержание как хвалебных песен Богу, а греческое – на способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Вся эта книга состоит из 151 песни, или псалма. Каждая из этих песен при разнообразии содержания и поэтической формы имеет то общее со всеми другими, что предметом их, источником и вдохновителем является сам Бог.

    Рис.

    Псалтирь и в нашем православном богослужении имеет широкое употребление ( Рис. ). Многие молитвы также составлены по образу псалмов. Но, кроме употребления в богослужении, Псалтирь используют и в домашней молитве. В христианском обществе первых веков, когда каждый стремился к построению жизни в духе указаний Церкви и христианского учения, Псалтирь заменяла собой народную песню. На Руси Псалтирь была настольной книгой всякого грамотного человека, по ней обучали грамоте в школах. Многие знали Псалтирь наизусть. В некоторых монастырях монахи должны были обязательно ее знать наизусть. И в наше время встречаются такие люди. До настоящего времени сохранился так же древний обычай читать Псалтирь над умершим. Кроме указанных черт, широкому употреблению Псалтири содействуют еще следующие особенности: искренность и простота изложения, художественность формы выражения мыслей, общность ее содержания и возвышенность предметов последнего. То же обстоятельство, что главным предметом содержания Псалтири служит обращение к Богу, отрывает читателя от интересов земной будничной жизни и возвышает его дух, удовлетворяет высшим его запросам. В этом объяснение, почему благочестивые люди и все несчастные и обездоленные находят в Псалтири успокоение и отраду.

    Примеры краткого толкования молитв Псалтири

    Псалтирь в переводе с греческого означает струнный, музыкальный инструмент, в сопровождении которого в древности пелись молитвенные песнопения, обращенные к Богу. Поэтому сами эти песни стали называться псалмами, а сборник, в котором они собраны, стали называть Псалтырь. Объединены в одну книгу они были в V в. до Р.Х. В этой книге 150 песней, и делится Псалтирь на 20 кафизм, а каждая кафизма – на три славы.

    Также эту книгу называют книгой пророка и царя Давида, т.к. большинство псалмов были написаны Давидом ( Рисю ).

    Рис. Икона. Царь Давид

    В этих псалмах Давид открывает перед Богом свою душу, свои радости, печали, просит прощения в своих грехах, прославляет Бога за все его милости, просит помощи в своих предприятиях, т.е. так, как и все мы должны всегда общаться с Богом.

    На славянский язык псалтирь была переведена равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славянскими. На Руси эта книга была широко распространена. Она имела большое значение в русском народе: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой. По ней учились читать писать и вместе с этим учились и благочестивой жизни.

    Еврейские дети еще до Р.Х. учили 17 кафизму, всю наизусть, и стихи в этой кафизме расположены по алфавиту еврейскому, а в процессе жизни они усваивали и понимали духовно то, что учили в детстве. В древних монастырях христианских в монастырский устав входило, как правило, изучение псалтыри наизусть. Иноки непрестанно читали псалмы и исполняли свою работу. Еще в этой книге много пророческих, или мессианских мест (Иисус-Спаситель), т.е. это такие места, где есть предсказания о пришествии на землю Спасителя Мира.

    Псалтирь при Богослужении употребляется чаще других книг, на всех службах из Псалтири читаются какие-нибудь псалмы. В первые века Христианства все службы состояли только из псалмов.

    Иоанн Златоуст, вселенский учитель, о пении псалтири пишет так: "Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье – (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих…Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает церковь".

    2.3.7.2 Разбор Псалма 50

    Теперь давайте рассмотрим один из Псалмов Псалтири. Возьмем Псалом 50-й ( Рис.). Он как бы характеризует собой всю Псалтирь, так как основным его содержанием является покаянная молитва согрешившего человека. 50-й Псалом был написан после того, как царь Давид совершил ужасный грех: Он имел преступную связь с красавицей Вирсавией, которая была женой его военачальника Урии. Когда Вирсавия сообщила Давиду, что беременна, то он, желая избавиться от неприятности, послал Урию на такой участок фронта, где он погиб. Но Давид так был охвачен страстью, что не мог еще осознать всю глубину своего падения. Тогда для его вразумления Господь послал к нему Своего пророка Нафана, который обличил царя, т.е. открыто показал ему совершенный им грех. (Можно изложить историю этого обличения). Это обличение позволило Давиду прийти в себя: его покаяние было настолько глубоким, что он, моля о прощении и своем очищении, взывает только к великому милосердию Божию. Эти стихи очень ярко характеризуют нам Давида как человека с нравственным высокоразвитым чувством: всякий его грех вызывает в нем глубокое самоосуждение, мучительное недовольство собой. Давид так раскаялся и настолько строго судил себя, что в этом случае помнил только об одном: как глубоко он пал, как сильно оскорбил Бога. Эта сила, высота нравственного чувства и строгость к самому себе показывают, что падение Давида, возможное и для него как человека, не могло быть проявлением в нем дурной настроенности, господства в нем греховных и похотливых желаний, не могло быть сознательным оскорблением Бога и нарушением Его заповедей, но порывом, временным увлечением, за которым следовал период покаяния и самобичевания (сказать о изречении: не согрешишь – не покаешься). Это сознание своей греховности и побуждает Давида просить у Бога омовения, очищения своей души, так как грех пред ним “всегда“. Под этим очищением Давид понимал, как видно из последующего, не просто прощение греха, но очищение его духа, с перенесением “наказания”. Жажда очищения перед Богом очень ясно выражена в словах: “наипаче“ (т.е. “особенно”) омой меня от беззакония моего“ (4 стих. ст. 6-7).

    Тяжесть греха Давида состоит в том, что он Богу “единому согрешил“ и лукавое пред Ним только сделал. Это не значит, что Давид не сознавал себя виновным перед Урией, так как ниже он молит Бога о прощении греха за пролитие крови (убиение Урии), не значит того, что он одобрял употребленные для того меры, – но то, что его действия тяжки, прежде всего, оскорблением Бога. В Его Законе даны прямые заповеди, запрещающие обманы, убийства и нарушение чистоты семейной жизни. Этой Заповедью Закона из общественной и частной жизни изгонялись такие явления, которые прежде у всех восточных народов не только не считались за преступления, но приравнивались к добродетели. Например, развращенность освящалась языческим культом, обман для достижения своих целей считался за ловкость, и жизнь человека, если он мешал личному благосостоянию другого, не ставилась ни во что (например, обычай родовой мести, военная слава, измеряющаяся количеством убитых врагов). Бог же дал Закон, в котором подобные явления объявлялись преступлениями, почему Давид и говорит, что он, прежде всего, виновен пред Богом.

    За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание (см. 2 Цар.12.10-14). Такой приговор над собой Давид считает вполне заслуженным, так как его грех есть оскорбление Бога, требующий возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его Заповедях, пред людьми.

    Такая молитва об очищении с признанием заслуженного наказания, кроме желания облегчения своей совести понесением этого наказания, могла вызываться и по другой причине. На примере Давида Бог показал всем людям важность соблюдения Заповедей Божьих и необходимость заботы о чистоте своей жизни.

    Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в человека с самого рождения.

    Ст. 8 – “Безвестная и тайная премудрости Твое явил ми еси”, – или “явил мне мудрость твою“, т.е. “духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. “Се бо истину возлюбил еси”, – или “вот, Ты возлюбил истину”: Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях.

    Ст. 9-14. Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды, предметы и люди оскверненные (см. Лев. 14.6, 7, 49-52), и о том нравственном просветлении, которое сделало бы его белее снега. Такая милость Бога наполнила бы его радостью и весельем.

    О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (стих 12), о приближении и примирении с Богом Давид молит Бога. Слова “Воздаждь ми радость спасения Твоего“ (т.е. “Дай мне радость спасения Твоего”) означают: дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. “Духом Владычним” (или “Духом Владычественным”) – означает то же, что и Духом Святым (ст.14). “Утверди” – т.е. сделай меня твердым в следовании Твоим Заповедям.

    Слова 15 стиха – “Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся” – говорят о том, что очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.

    Ст.16-19 – “Избави мя от кровей, Боже” – от греха за пролитую кровь Урии. “Возрадуется язык мой правде Твоей“ (или “язык мой восхвалит правду твою”), чтобы Давид мог чистыми устами (т.е. ртом, губами) восхвалять Бога за посланное Им оправдание (“правду”). Для такой чистой молитвы и примирения с Богом недостаточно одного приношения жертв, – Давид их приносил очень много, – для этого необходимо иметь соответствующее настроение: “дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное”, – т.е. сознание своего греха, болезнь, страдание за него и “смирение”, покорное перед судом Божьим сердце ( Рис.).

    Давид здесь ясно указывает, в каком случае обрядовый закон достаточен для умилостивления Бога: важны не виды жертвенных животных и обилие жертвы, но нужно еще соответствующее покаянное настроение в приносящем их. В этом-то духовном настроении приносящего и состоит особенная ценность жертвы. Это же указывает на то, что обрядовый закон Моисея не есть вечная, неизменная и навсегда и для всех обязательная форма Богопочитания, но что он может и будет заменен высшим видом служения Богу – служением духом, т.е. здесь предсказывается замена Ветхого Закона Новым.

    Стихи 20-21 – “Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона” (т.е. “Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион”) – были, вероятно, присоединены к псалму во время плена Вавилонского, т.к. содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во времена царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима, и не было прекращено богослужение при храме – такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям об их греховной прошлой жизни, и мог вызывать в них покаяние в своих грехах.

    Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся. Сила выраженного смирения и глубины покаяния содействовала такому широкому употреблению псалма.

    2.3.7 .3 Псалом 90: “Живый в помощи Вышняго…”

    Рис.

    Этот псалом старцы советуют читать минимум один раз в день, но лучше чаще и днем, и вечером ( Рис. ). Особенно его нужно читать, когда мы находимся в беде, или когда чувствуем какое-нибудь дьявольское нападение. Например, рассказывают случай, когда во время экстрасенсорных сеансов кто-то читал этот псалом, экстрасенс ничего не мог сделать. Тогда экстрасенс подошел к читающему псалом человеку и попросил его выйти, сказал, что он мешает ему работать. Когда человек чувствует страх или еще какие-нибудь неприятные ситуации, при чтении этого псалма все козни вражии рушатся.

    Этот псалом лучше всего выучить наизусть на славянском языке. Вначале он покажется трудным, но если его читать каждый день по 2-3 раза, он запомнится сам собою. Также не надо думать, что другие молитвы не имеют такой силы, т.к. сила вообще не в молитвах, а в нашей вере. Можно просто сказать: "Господи, помилуй" – с верой, и Господь не оставит.

    Псалом 90 прославляет величие дел Божьих и Христа Спасителя, даровавших верным победу над видимыми и невидимыми врагами. Господь избавляет от опасностей и искушений – от греха, демонов и греховных помышлений. Укрепляет словом Своим и оружием Креста, и истиною Христовою и дает власть наступать на змею и скорпиона – силу вражью, и прославляет усыновление через Воскресение Христово, и долготою дней, и вечною жизнью со Христом во спасение вечное.

    Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 71;

Оценка 3.4 проголосовавших: 63
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here