Данная статья содержит: молитва святых отцов в пост - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Сайт прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого
Святой Исаак Сирин
Если желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь твою телесными трудами. В них — начало жития.
Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святьтни, светлость целомудрия, начало христианского пути, мать молитвы, предшественник всех добрых дел.
Святитель Иоанн Златоуст
Прекрасен труд поста потому, что он облегчает душу нашу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых.
Пост возводит любящих его на Небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми.
Пост есть лекарство — разрушительное для греха и — мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия.
Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержани.
Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства. Ты постишься? Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постищься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый.
Кто постится, тот становится легким, и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой.
Пост и тело сохраняет в большем здравии. Не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, становясь легким, укрепляется для принятия даров.
Пост — защита души и непобедимое оружие тела.
Пост — собеседник девственниц, пост защитник кающихся, пост — супруг молитвы, пост — помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост — вода, наполняющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших.
Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сиротам не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие — великое зло. Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?
Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, благочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии.
Блаженный Диадох
Подобает питание телесное соразмерять с состоянием сил и крепости тела. Когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, когда немощствует, несколько послаблять ему.
Преподобный Иоанн Лествичник
Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающие плоти не могут взойти на Небо.
Пост есть хранение ума, истребление сердечной бесчувственности. Пост есть дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение. Пост есть чистота молитвы, светлость души. Пост есть разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Невозможно и плоть наполнять досыта, и духовно наслаждаться «умными» Божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ. Напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовным.
Авва Дорофей
Кто постится по тщеславию или думая о себе, что он совершает добродетель, такой постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя великим. И оказывается, что он не только не положил камень, но снял два, и находится в опасности разрушить всю стену чрез осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретает целомудрие, а посредством него придет в смирение, как говоят отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно.
Преподобный Исидор Пелусиот
Если подвизаетесь законно, то не надмевайтесь тем, что поститесь.
Палладий, епископ Еленопольский. — Лавсаик
Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда, но он отослал эту кисть к одному больному брату, которому хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат сей послал его другому брату, хотя ему самому хотелось этой снеди. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же, хотя ему и самому очень хотелось съесть его. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел сьесть его. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание.
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Православный календарь
Радио “Вера”
Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.
Сокровищница духовной мудрости
. Пресыщение угождает одному чреву, а пост приносит пользу душе (свт. Василий Великий, 8, 5—6).
. Елей умащает борца, а пост укрепляет подвижника благочестия. Поэтому, сколько отнимешь у плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием. (свт. Василий Великий, 8, 21).
Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи. (свт. Василий Великий, 8, 21).
Полезен пост во всякое время для подъемлющих его: потому что на постящегося не смеют нападать демоны, охранители же жизни нашей — ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом (свт. Василий Великий, 8, 21).
Для старцев легким делает труд давнее знакомство с постом. (свт. Василий Великий, 8, 22).
. Мирским воинам, по мере трудов, увеличивают выдачу жизненных припасов; а духовные воины, чем у кого меньше пищи, тем больше имеют достоинства (свт. Василий Великий, 8, 22).
Дети, как цветущие растения, да орошаются водою поста (свт. Василий Великий, 8, 22).
Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения (свт. Василий Великий, 8, 24).
Пост — самое приличное убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства (свт. Василий Великий, 8, 24).
Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни (свт. Василий Великий, 8, 25).
Приимите его , здоровые: это охранитель вашей телесной крепости (свт. Василий Великий, 8, 26).
. Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде одинаково приличен — и в домах, и на торжищах, и ночью, и днем, в городах и в пустынях (свт. Василий Великий, 8, 27).
Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия (прп. Ефрем Сирин, 32, 16).
Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку (прп. Ефрем Сирин, 32, 16-17).
. Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию (прп. Ефрем Сирин, 32, 147).
. Пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подьемлет нас с земли и возносит в высоту. Пост, возлюбленные, радует Ангелов и Хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы делаемся их сродниками (прп. Ефрем Сирин, 33, 108).
С помощью. святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия (прп. Ефрем Сирин, 33, 110).
О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно. Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо (прп. Ефрем Сирин, 33, 110).
Пост скромности придал более красоты, нежели благовонные мази, пепел возвысил в царских очах лепоту ее более, нежели какое-нибудь драгоценное миро (прп. Ефрем Сирин, 34, 229).
Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к пей самой (свт. Иоанн Златоуст, 44, 320).
Постящийся есть духовное миро, — он и глазами, и языком, и всем обнаруживает благоустройство души (свт. Иоанн Златоуст, 45, 121).
. Если оружие было нужно нам еще до начала войны с похотями, то гораздо более необходимо споборничество поста по открытии такой брани со стороны похотей и демонов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 343).
. Пост есть мать и здоровья телесного (свт. Иоанн Златоуст, 45, 349).
. Господь, как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевсгво в святом посте (свт. Иоанн Златоуст, 47, 1).
Как невоздержность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так пост и презрение (удовольствий) чрева всегда были для нас причиною несказанных благ (свт. Иоанн Златоуст, 47, 3).
Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 5).
. Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 5).
Так как человеческая природа нерадива и более склонна к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий Отец, изобрел для нас врачевство в посте, дабы и отвлечь нас от (мирских) удовольствий, и обратить от забот житейских к делам духовным (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).
Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе (свт. Иоанн Златоуст, 47, 75).
Почему называем ее великой? Потому что в продолжение ее совершились для нас великие и неизреченные благодеяния (свт. Иоанн Златоуст, 47, 312).
. Молитвы совершаются со вниманием особенно вовремя поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается и не подавляется гибельным бременем удовольствий (свт. Иоанн Златоуст, 47, 320).
. Желающим любомудрствовать время поста — это духовная весна для души, это истинное умирение помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 47, 726—727).
. Нам приятна весна поста, потому что она успокоивает обыкновенно у нас волны не вод, но безумных пожеланий, и приготовляет нам венец не из цветов, но из (даров) духовной благодати. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 727).
Как те, кого мы любим, доставляют нам большое удовольствие не только тогда, когда бывают у нас, но и тогда, когда мы вспоминаем о них, так и дни поста с их собраниями, общими собеседованиями и другими добрыми плодами, какие мы получали от него, радуют нас и при воспоминании; если мы вспомним обо всем этом, то получим и в настоящее время большую пользу (свт. Иоанн Златоуст, 47, 777).
. Познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и Сам Христос постился, — не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виною грехов, бывших до крещения. Поэтому как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост (свт. Иоанн Златоуст, 50, 131).
. Пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет противу сил бестелесных (свт. Иоанн Златоуст, 50, 590).
Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух (свт. Иоанн Златоуст, 50, 590).
Вот предстоит Четыредесятница, представляя тебе духовную купель, исцеляющая в течение года не единственного только больного, но целый народ (свт. Иоанн Златоуст, 52, 907).
Ведь невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились уврачевать себя постом (свт. Иоанн Златоуст, 52, 907).
Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество, пост исцеляет душевные раны, пост обновляет растленную грехами душу, возбуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. Во дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия, и тело обращается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным (свт. Иоанн Златоуст, 52, 910).
Не отвращайся, возлюбленный, от поста, так как он есть мать добродетелей, корень благ, источник целомудрия, страж благочестия, совоскормленник святых, сожитель ангелов, враг диавола, друг Духа Святаго; ради нет оставляют нас похоти и удаляются демоны, ослабевает гнев, умерщвляются вожделения, оживают и воссиявают в нас добродетели; благодаря ему утихают страсти и унимается мятеж удовольствий, а ум плывет как бы по спокойному морю и, благополучно преодолевал, при посредстве этого воздержания, треволнения бури злых дел, приводит корабль к пристани добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 52, 910).
Пост обращает в бегство демонов, разрушает власть диавола, особенно если пост имеет союзницей своей и молитву. (свт. Иоанн Златоуст, 52, 911).
Пост возводит мысль на небо и окрыляет ее к бессмертной природе (свт. Иоанн Златоуст, 53, 962).
Как, при наиболее худых болезнях, устраняется телесный гной, когда делаются присыпки из чего-нибудь самого острого и стягивающего, таким же образом и плесень греха, проникшую в душу, иссушает стягивающий пост, понемногу смягчая; (потом), очистив совершенно, он уничтожает (ее) (свт. Иоанн Златоуст, 53, 962).
Обратись к жизни праведных и найдешь, что они прославились больше всего через пост (свт. Иоанн Златоуст, 53, 962).
Не допускает он к себе коварного удовольствия и поборает восстающую страсть (свт. Иоанн Златоуст, 53, 962).
Он умеет и старцев умудрять, и око мысли соблюдать в чистоте (свт. Иоанн Златоуст, 53, 964).
Пост умеет бедного делать богатым: не позволяет не вовремя трату, дает самостоятельность меры. (свт. Иоанн Златоуст, 53, 964).
Пост и тело сохраняет в большем здравии: не отягчаясь пищею, оно не принимает вещества болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров (свт. Иоанн Златоуст, 53, 964).
Он умеет и богатого делать правителем собственного имущества, не позволяя ему безбоязненно его поглощать. (свт. Иоанн Златоуст, 53, 964).
Великое дерзновение к Богу дарует добровольный пост, очищающий тела воздержанием, освящающий душу приближением к Богу, отвлекающий от всего земного и располагающий желать небесного (свт. Иоанн Златоуст, 54, 919).
Пост, возводящий любящих его на небеса, поставляет их перед Христом и вводит в общение со святыми (свт. Иоанн Златоуст, 54, 919).
Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжести грехов и легким делает бремя заповедей Христовых (свт. Иоанн Златоуст, 54, 924).
Прекрасен сев поста, потому что и грехи наши он подавляет, как сорную траву, и правду, как цвет, поднимает и возращает (свт. Иоанн Златоуст, 54, 924).
Пост изнуряет тело жаждою, но зато душа радуется в чаянии благ (свт. Иоанн Златоуст, 54, 926).
Некоторые огорчаются, видя трудность закона о посте, и закрывают глаза на проистекающую от него пользу. Не знаешь разве, что и львы во рве научены были поститься и не тронули Даниила? Если уже львы оказались послушными повелению и не обнаружили своей природной кровожадности, были как бы знакомыми, а не нападали, как чужие, то не постараемся ли и мы пользоваться постом? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 928).
Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание, предупреждает увлечение вином и головные боли; при нем (у человека) и вид хороший, и взор веселый (свт. Иоанн Златоуст, 54, 929).
Пост отвращает гнев Божий (свт. Иоанн Златоуст, 54, 930).
Чего ты лишился из-за поста? Вина ли? Не вина, конечно, но воспаления в теле, головной боли, тяжкого дыхания. Зато подумай, что ты получаешь взамен: мир, тишину, успокоение (свт. Иоанн Златоуст, 54, 932).
. Добро пожаловать , о, матерь благ и добродетелей, исполни нас небесного благоухания, открой нам рай евангельской жизни, дай насладиться духовными плодами воздержания, укрась нас венцом целомудрия, очисти жизнь нашу от скверны, уврачуй души, изъязвленные похотью, потуши страсти, распаляемые вином, обуздай лихорадочные припадки уныния, упраздни диавольские зрелища, положи конец этому бешенству, прекрати это бесчеловечное зверонравное делание, запрети ветрам нечистых духов, введи постящихся в порядок жизни бестелесных, покажи почтенную седину старца, взборозди нашу ниву плугом воздержания, образумь мужей, погрязших в распутстве, укрась жен, подвизающихся в целомудрии, вдохнови юношей к жизни ангельской! (свт. Иоанн Златоуст, 54, 945—946).
Благодаря посту — опять Адам в раю, опять благодушествует, снова украшается образом Божиим, снова возводится к первообразной красоте (свт. Иоанн Златоуст, 54, 946).
Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства: этого достаточно тебе для спасения (свт. Иоанн Златоуст, 54, 964—965).
. Когда оно в оскудении, пожелания. остаются более покойными и не возбужденными (прп. Нил Синайский, 72, 75).
. Заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, т. е. тщеславия. (прп. Марк Подвижник, 69, 160).
Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, т. е. тщеславия, и хлеб, который вкушаем по окончании назначенного себе поста, должны мы разделять на дни невкушения пищи, чтобы, вкушая ежедневно по малой части, мы могли покорить мудрование своей плоти и иметь сердце твердым к полезнейшей молитве, дабы таким образом, силою Божиею быв сохранены от возношения, мы имели попечение все дни жизни нашей пребывать в смиренномудрии, без которого никто никогда не может благоугодить Богу (прп. Марк Подвижник, 89, 514).
Оно очистит грехи твои и беззакония, сделает душу степенною и важною, освятит ум, отгонит бесов, Бога приблизит (прп. Марк Подвижник, 89, 597).
Как скоро начнет кто поститься, вожделевает уже с этого времени умом своим прийти в вожделение собеседования с Богом (прп. Исаак Сирин, 58, 96).
. Тело постящееся не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей (прп. Исаак Сирин, 58, 96).
Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы (прп. Исаак Сирин, 58, 96).
Когда на уста человеку налагается печать постов, тогда помысл его поучается в умилении, сердце его источает молитву, на лице у него грусть, и срамные помыслы далеки от него, не видно веселости в очах его, враг он похотений и суетных бесед (прп. Исаак Сирин, 58, 96—97).
Никто никогда не видал, чтобы рассудительный постник стал рабом худого вожделения (прп. Исаак Сирин, 58, 97).
. До поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества. (прп. Исаак Сирин, 58, 97).
Пост стяжавшему его напоминает заповеди Духа (прп. Исаак Сирин, 58, 98).
Кто пребывает в нем , у того ум непоколебим и готов сретить и отразить все лютые страсти (прп. Исаак Сирин, 58, 98).
Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностию (прп. Исаак Сирин, 58, 98).
. Когда тело изнемогает в посте и смирении, тогда душа укрепляется молитвою (при. Исаак Сирин, 58, 117).
. Голод много способствует к укрощению чувств (прп. Исаак Сирин, 58, 177).
. есть истребитель сластолюбия. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 188).
. Пост угашает и невольные разжжения плоти (прп. Иоанн Лествичник, 57, 212).
Властвующий над чревом иссушает похоть, и блудным помыслам не раболепствует ум его (авва Фалассий, 91, 306).
. Тело не может очиститься без поста и бдения. (прп. Илия Екдик, 91, 424).
Не отсечешь борющих тебя страстей, если наперед не перестанешь возделывать землю, из которой они заимствуют себе пищу (прп. Илия Екдик, 91, 428).
Пост делает нас способными зреть умно духовный воздух, в коем всегда сияет умное Солнце Правды, Господь наш Иисус Христос (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 280).
Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 280).
Пост, как врач душ наших: у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова, а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 280).
Пост, взяв в помощники себе бдение, отгоняет ожестение сердца, и из того, кто прежде был ядца и пийца, извлекает потоки слез сокрушения, — что позаботимся, прошу вас, братия, возыметь и все мы (прп. Симеон Но вый Богослов, 77, 280—281).
. В какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовными (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 13).
Благоразумное пощение, приявшее в спутники себе бдение с богомыслием и молитвою, скоро делателя своего приводит к пределам бесстрастия, когда у него при сем и душа в преизбытке смирения будет обливаема слезами и воспламеняема любовию к Богу (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 135).
. Как чревоугодие производит многочисленный рой грехов, так пост является корнем всех добродетелей и началом Божественных заповедей (свт. Григорий Палама, 26, 72).
. Пост и воздержание служат на пользу не только добродетели, но и благочестию; ибо долженствует, чтобы пост был сопряжен с воздержанием. Почему? — Потому что сытость презренными яствами препятствует чувству очистительной скорби и печали о Бозе и сердечному сокрушению, которое претворяет несклонное к покаянию раскаяние в покаяние спасительное. Ибо без наличия сокрушенного сердца нельзя достигнуть истинного покаяния. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение в пище, и в сне, и удержание чувств. Посему, подобно тому, как оный евангельский богач, говоря самому себе: яждь, пий, веселися (Лк. 12, 19), сделал себя, несчастный, достойным вечного огня, так и мы, братия, напротив, велим себе воздерживаться и поститься, и бодрствовать и ограничивать себя, и смиряться и злострадать ради нашего спасения. Ибо таким образом и настоящую жизнь мы прекрасно и богоугодно совершим и унаследуем вечное благобытие. (свт. Григорий Палама, 26, 73).
Пост же и воздержание умиряют плотское разжжение, угашают яростный гнев и страстность, в душе создают ясное небо — чистое и как бы безоблачное, — очищая ее от паров, происходящих от множества еды, и от мрака, как следствия сего. Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний человек обновляется, как говорит Апостол (см.: 2 Кор. 4, 16). Упитанный желудок, сказал некто, не рождает тонкого ума; следовательно, суживаемый от поста и воздержания, он, по необходимости, и ум делает тонким. Таким образом, благодаря сему совершается все прекрасное и хорошее. Пост и воздержание — это двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима. Ибо Иерусалим в переводе означает «мир» (свт. Григорий Палама, 26, 90).
Если и вся жизнь человека является благоприятным временем для приобретения спасения, то насколько больше таким благоприятным временем является это время поста; ибо и Начальник и Вождь нашего спасения, Христос, начал с поста и, находясь на его поприще, низложил и посрамил диавола, возбудителя страстей, всячески нападавшего на Него. Как невоздержание чрева, будучи уничтожителем добродетелей, является родительницей страстности, так, напротив, — воздержание, уничтожая скверны, прибывшие нам вследствие невоздержания, бывает матерью бесстрастия. Если же и тогда, когда и нет в нас страстей, невоздержание вводит и ввело их, то как же ему не умножить и не укрепить их, когда они уже — налицо, между тем как пост уменьшает их и уничтожает? Пост и (общее) воздержание шествуют рука об руку, хотя по времени, у разумно наблюдающих их, то одному, то другому отдается предпочтение. Строго говоря, мы не будем разделять их друг от друга; но в течение честных пяти будничных дней седмицы будем более держаться поста (во всей его строгости), а по субботам и воскресеньям будем более внимать воздержанию (т. е. общей умеренности в пище). (свт. Григорий Палама, 26, 96).
. Пост и невоздержание так взаимно противоположны, как жизнь — смерти. И заповеданный пост является ровесником жизни и естества человеческого, и дан он от Бога Адаму в раю изначала ради сохранения вложенной в него Богом жизни и Божественной благодати. Невоздержание же является советом, приводящим к смерти тела и души, и дан он от диавола Адаму коварным образом через Еву, с той целью, чтобы они отпали от жизни и стали чуждыми данной Богом Божественной благодати (свт. Григорий Палама, 26, 129—130).
Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 97).
Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter