Данная статья содержит: молитва святителю серафиму соболев - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Канонизирован архиепископ Серафим (Соболев)
Москва, 3 февраля 2016 г.
3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).
С докладами, посвященными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) — сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.
О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр,митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).
Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.
Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима.
Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.
3 февраля 2016 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Вопрос о канонизации архиепископа Серафима (Соболева) будет рассматриваться на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
24 декабря 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион доложил членам Священного Синода Русской Православной Церкви о состоявшемся 3 и 4 декабря в Софии заседании Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими.
4 декабря 2015 г. после двух дней работы совместная комиссия духовников и богословов Русской и Болгарской Православных Церквей, созванная в связи с начатой РПЦ процедурой канонизации архиепископа Серафима (Соболева), пришла к единодушному заключению: препятствий для прославления в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) нет
2 декабря в Софии прошла первая встреча совместной болгаро-русской комиссии, цель которой — изучить и подготовить данные для канонизации архиепископа Серафима (Соболева), погребенного в крипте русской церкви свт. Николая в болгарской столице
"Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью…"
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Молитва святителю серафиму соболев
3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).
С докладами, посвященными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) — сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.
Так в частности митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул традицию обращения в церковном народе в молитвах к архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву):
О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).
Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.
Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима.
Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.
Месяца февраля в 13-й день
Святителя Серафима, архиепископа Богучарскаго
Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 5:
Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.
Подобен: Вознесыйся на Крест:
Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.
О,чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Всего голосов: 1 Версия для печати Просмотров: 1205
святитель Серафим (Соболев)
святитель Серафим (Соболев) (1.12.1881–26.02.1950)
На пути к пастырству
Серафим (Соболев) — мирское имя: Соболев Николай Борисович — родился в Рязани, в мещанской семье Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых, 1 декабря 1881 года.
В 1894 году Николай был зачислен в Рязанское духовное училище. Знания его увлекали, учился он старательно, хорошо и охотно.
После училища продолжил образование в Рязанской духовной семинарии. Изучая Писание, Жития святых, произведения отцов Церкви, он все больше склонял себя к мысли стать служителем Божьим. Будучи семинаристом, много времени уделял самообразованию, самовоспитанию, впрочем, не бесконтрольно, но под надзором духовных наставников.
После успешного прохождения семинарского курса, в 1904 году отправился в Санкт-Петербург и, пройдя надлежащий отбор, стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь Николай всё больше и больше проникался идеей связать свою дальнейшую судьбу с монашеским служением. Он смог реализовать это желание под конец обучения.
Зимой 1908 года епископ Сергий (Тихомиров) постриг его во ангельский образ с именем Серафим (в честь великого подвижника Русской земли Серафима Саровского).
Священнический путь
Вскоре Серафим удостоился посвящения в иеродиакона, а весной его рукоположили в иеромонаха.
По результатам итоговой научной работы отца Серафима, посвященной христианскому учению о смирении, совет академии счёл уместным присудить ему степень кандидата богословия. При этом он получил право на получение, в будущем, степени магистра без дополнительных устных испытаний.
В 1908 года отец Серафим вступил на преподавательскую стезю. Первое время он трудился в Житомире, в Пастырском богословском училище. Хотя он не имел достаточного опыта преподавательской деятельности, тем не менее, благодаря высокому уровню образованности и ответственности, его деятельность осуществлялась успешно.
В 1911 году руководство доверило ему пост инспектора Костромской семинарии.
В 1912 году иеромонах Серафим удостоился звания архимандрита и ректорской должности в Воронежской духовной семинарии.
В то время состояние Воронежской семинарии было более чем удручающим. Среди священства и профессуры она слыла едва ли не худшей в стране. 1912 год был отмечен в её истории как год мятежа семинаристов (во многом это было связано с общей ситуацией в государстве, с брожением в массах революционных идей).
Архимандрит Серафим приложил немало усилий, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, а затем и улучшить состояние дел, усилить дисциплину, ввести в надлежащее русло учебный процесс.
Революционные и послереволюционные годы
С революциями 1917 года, Февральской, а особенно с последней, Октябрьской, народ погрузился в кровавую смуту, наступила разруха. Богоборческая власть, не желая делить сферы влияния с Православною Церковью, устроила против священства жестокий красный террор. Во всей этой неразберихе народ стал утрачивать нравственные и мировоззренческие ориентиры. Не имея возможности одолеть Церковь Христову извне, её начали подрывать изнутри, возбуждая раскольничьи настроения, склоняя к сотрудничеству духовенство.
Все это не могло не отразиться на пастырской деятельности тех сынов Церкви, священнослужителей, кои готовы были хранить верность Христу. Кто-то оставался на Родине, кто-то эмигрировал за рубеж.
После революции архимандрит Серафим (Соболев) встал под начало ВВЦУ (Временного высшего церковного управления).
В 1920 году он был возведен в архиерейское достоинство. В том же году вынужденно оставил Россию и отбыл в Константинополь, затем перебрался в Болгарию.
В 1921 году он стал епископом Богучарским (при этом какое-то время именовался епископом Лубенским). В том же году епископ Серафим принял под управление русские общины православных, располагавшиеся и действовавшие на территории Болгарии, возглавил русские приходы в составе Болгарского благочиния.
Несмотря на отъезд заграницу, епископ Серафим, в отличие от ряда своих современников, не осуждал априори тех пастырей и архипастырей, которые остались служить на территории советского государства, возглавляемого богоборческой властью. В 30-е годы XX века он поддерживал отношения с некоторыми архиереями, подчинявшимися юрисдикции Московского Патриархата.
В 1934 году епископа Серафима посвятили в архиепископское достоинство.
В эти и последующие годы святитель пребывал на острие борьбы за чистоту Православного мировоззрения: в частности, он выступал против ложного понимания почитания Божьего имени, против превратной интерпретации роли Церкви в экуменическом движении.
В отношении государственного строя России он был сторонником монархии, при этом осуждал ряд реформ одного из активнейших самодержцев, Петра. Дело в том, что в основе его отношения лежала идея о слаженном, гармоничном взаимодействии церковных и светских властей.
Во время Великой Отечественной войны архиепископ радел за русский народ, скорбел за сирот и вдов. В 1943 году он ответил решительным отказом на предложение участвовать в совещании архиереев Православной Русской Церкви заграницей, проходившем под эгидой Германских властей.
В марте 1945 года святитель Серафим отправил поздравительное послание недавно избранному на пост Патриарха Алексию I. Спустя некоторое время он обратился к нему же с сердечным прошением принять его, грешного Серафима, в Московский Патриархат.
О прошении было доложено товарищу И. Сталину. В качестве одной из характерных особенностей архиепископа Серафима, в докладе вождю, указывалось на его аполитичность. В октябре 1945 года просьба святителя была удовлетворена.
В 1946 году он принял советское гражданство; в том же году, по инициативе советского правительства, принял в ведение Софийскую церковь святого Николая Чудотворца.
Летом 1948 года посетил Москву. Цель — участие в Совещании представителей, в том числе высших чинов, Православных автокефальных Церквей.
26 февраля 1950 года он мирно скончался вдали от своей Родины, в Софии. Проститься пришло множество архипастырей, пастырей, мирян.
Литературное творчество
В назидание верующим святитель Серафим оставил большое количество работ, от малых статей до объемных трактатов.
Тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4:
Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Ин тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 5:
Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.
Кондак святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4
Подобен : Вознесыйся на Крест:
Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.
О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
• Новое учение о Софии, Премудрости Божией. магистрская диссертация, София, 1935
• Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора. София, 1937
• Искажение православной истины в русской богословской мысли. 1943
• «О новом и старом стиле». Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948г.
• Акафист прп. Иоанну Рыльскому.
• «Отступление русского народа от православной веры». Православная Русь, 1978, № 23, 2–4
• Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981)
Молитва святителю серафиму соболев
Святитель Серафим (Соболев)
А рхиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился в Рязани. Его мать, Мария Николаевна, была женщиной глубоко верующей, у нее было одиннадцать детей, большинство из которых умерли в раннем возрасте. В 1881 году родился маленький Коля.
И з воспоминаний Архимандрита Пантелеимона (Старицкого):
«По великой милости Божией с 1926 года я неотлучно находился при Владыке Серафиме. За это время от него самого и от близких ему людей я слышал о многих замечательных событиях в жизни Владыки, с некоторыми из коих я хочу сегодня поделиться с вами.
Его мать в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и по решению врачей требовалось приступить к операции — извлечению младенца по частям для спасения жизни родительницы. В это время мать пришла в сознание и, узнав о решении врачей, с клятвою запретила мужу допустить убийство своего младенца. После ночи, проведенной в страшных муках, при первом ударе церковного колокола, 1 декабря 1881 г . в 5 часов утра младенец родился сам, без всякой посторонней помощи. Тогда мать попросила: «Покажите мне мое детище, от которого я чуть не умерла», и когда ребенка поднесли, то сказала: «Ах, какой серьезный мухтар родился!» Младенец был назван Николай, в честь св. Николая Мирликийского Чудотворца.
Уже через много лет (в Болгарии). Епископ Нестор подарил Владыке книгу своих воспоминаний, в которой в главе о посещении им Иерусалима говорится, что по-арабски слово « мухтар » – значит «епископ». Так, сама того не сознавая, мать сказала: «Ах, какой серьезный епископ родился», и неизвестным словом предсказала судьбу новорожденного.
Когда Владыке было 12 лет он учился в четвертом отделении церковно-приходской школы. Однажды учитель по арифметике объяснял у доски очень трудную задачу. Объяснив, он спросил класс: «Поняли?» В ответ последовало молчание. И после вторичного объяснения опять спросил: «Поняли?» Опять последовало молчание. В третий раз объясню. По объяснении учитель спросил: «Поняли?» В ответ в третий раз последовало молчание. Учитель очень рассердился и в раздражении крикнул: «Ну, кто из вас дурак , выходи на середину!» Николай тотчас вышел и стал перед ним.
«Разве ты, Соболев, дурак ?» — спросил изумленный учитель. — «Да, дурак ». — «Какой же ты дурак , ты умный, хороший мальчик. Ступай на место». Поступок мальчика так поразил его, потому что Николай отлично учился и окончил училище первым учеником. Так еще в детстве проявлялось то дивное смирение, которым всю жизнь обладал Владыка. На нем исполнились его любимые слова, которые он часто повторял своим духовным чадам: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1 Петр. 5:5).
(Окончив духовное училище в 1900 г ., он поступил в Рязанскую Духовную семинарию).
Будучи в предпоследнем классе семинарии, Николай загорелся желанием отдать Господу все свои силы. Он со слезами стал горячо молиться и дал такой обет Спасителю: «Спаситель мой! Дай мне хорошо писать сочинения, а я даю обет быть монахом и принадлежать Тебе всеми атомами своего существа». С этого момента его сочинения были всегда самыми лучшими в классе.
Владыка всегда с особенной любовью говорил о своей матери, смиреной молитвеннице , обладавшей даром слез и во всех скорбях прибегавшей к Богу с горячею молитвою. Владыка был ее любимцем и утешением.
Когда он окончил Духовную семинарию, мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы устроить его судьбу и сделать его священником. Наконец, в середине августа 1904 г . она сказала: «Все наши с тобою хлопоты касательно твоей женитьбы и устроения на должность священника не привели ни к чему. Теперь ты сам устраивай свою судьбу».
На это Николай отвечал: «Если так, то пойдем сейчас в Кафедральный собор, к Матушке Царице Небесной, к Ее чудотворной иконе Боголюбской и попросим Божию Матерь, чтобы Она С ама указала мне мой жизненный путь».
Мать с готовностью согласилась. Чудотворной иконы в соборе уже не оказалось — Ее увезли обратно в село Зимарово . По дороге в собор они встретили товарища Николая Мишу Смирнова, и Николай поделился с ним своим недоумением. «Тебе надо ехать в Академию» — сказал Миша. «Ты человек глубоко верующий, положись на Бога! Тебе С ам Спаситель поможет. Поезжай без всякой подготовки».
Получив трогательное благословение матери, Николай поехал в Академию, причем, на дорогу мать отдала ему свои последние деньги.
Начались письменные экзамены. Самый трудный был первый письменный экзамен по логике на тему: «Как объяснить с логической точки зрения, что в философских спорах по одним и тем же вопросам аргументации обеих сторон бывают диаметрально противоположны одна другой». Эта трудная тема была дана с целью сразу, с первого экзамена сделать отбор из среды самых лучших семинаристов. Николай стал горячо молиться: «Господи, вразуми меня, что писать на такую трудную тему». В ответ он услышал внутренний голос: «Не пиши с логической, а пиши с психологической точки зрения». Он сразу же начал писать, что с логической точки зрения этого объяснить нельзя, ибо законы логики одинаковы. И развил свою тему с психологическим подходом, основываясь на словах Спасителя: Из сердца бо исходят помышления ваша (Мат. 15:19). Потому из гордого сердца Льва Толстого происходило ложное учение, а благодатное сердце о. Иоанна Кронштадтского источает истину. Он получил за это сочинение 4.50, что было самым высшим балом. Но после этого наступили устные экзамены. Первый был по догматическому богословию. Накануне экзамена в 12 часов ночи он сидел на лестнице, ведущей на чердак, и плакал. За эти два дня он только успел убедиться, что из 150 билетов знал только один — «История догмата о С в. Троице. Сквозь слезы Николай молился Спасителю: «Господи, Спаситель мой, Ты Милосердный и Всемогущий, сделай так, чтобы завтра билет «История догмата о С в. Троице» достался мне».
На другое утро он зашел в церковь Академии и, положив земной поклон пред иконой Спасителя, повторил свою просьбу и пошел на экзамен. С трепетом он развернул свой билет и прочел на нем: «История догмата о С в. Троице». Господь в точности исполнил его молитву. Соболев отлично отвечал и получил бал 4.75. Радости его не было границ от сознания дивной помощи Спасителя.
Но следующий экзамен был по церковной истории. Учебного материала по этому предмету было вдвое больше, чем по догматике, а билетов было 250. Просмотрев билеты, Николай, к великому своему огорчению, увидел, что хорошо знает только один вопрос: «История арианской ереси после Никейского собора». Так же, как и во время подготовки по догматике, накануне экзамена по церковной истории в полночь он сидел у чердачной двери и плакал. И опять он стал горячо молиться, чтобы Спаситель снова даровал ему С вою дивную помощь, как на экзамене по догматике: «Спаситель мой, Радость моя, — говорил он, — Ты Милосердный, Всемогущий, что Тебе стоит еще раз исполнить мою просьбу. Ты видишь, что я знаю только один билет, а остальных не знаю. Пусть же мне достанется билет «История арианской ереси после Никейского собора». Иначе я провалюсь, уеду домой и огорчу свою мать». Затем Николай вернулся в спальню и в слезах уснул. Утром на экзамене он опять тяжко страдал от тревоги и неизвестности своей участи и только повторял: «Господи, выручи! Радость моя, Кормилец мой, выручи!»
Когда Николая вызвали к экзаменационному столу, он, едва держась на ногах, вынул и развернул свой билет. Какова была его радость, когда он прочел на нем: «История арианской ереси после Никейского собора». Соболев отвечал так прекрасно, что профессора решили послать благодарность Рязанской семинарии за блестящего студента.
Живя в Академии (в Петербургской Духовной академии он учился с 1904 – 1908 гг.), Николай Соболев каждое утро ходил к ранней литургии в Александро-Невскую Лавру, а потом читал творения св. отцов и жития святых. С особенным старанием он писал свои сочинения, которые всегда были прекрасными.
При переходе на второй курс Академии, во время летних каникул, Николай вместе с матерью и младшим братом Мишей, впоследствии архимандритом Сергием, гостил у своей старшей сестры Вари. Однажды Николай лежал на опушке леса и любовался небом. Вдруг к нему прибежал брат Миша и испуганно сообщил, что Варя умирает. У нее пошла носом кровь. Один большой таз, наполнился кровью и наполняется второй, а она лежит, как мертвая. Когда Николай прибежал домой, мать, заливаясь слезами, сказала ему: «Вся надежда на твои молитвы. До городов с нашей станции очень далеко и невозможно вызвать в скорости доктора».
Николай подошел к Варе с молитвою и перекрестил ее. В тот же миг кровотечение совершенно прекратилось. Так Господь явил С вою великую милость через крестное знамение. Владыка любил вспоминать этот случай с великою благодарностью к Богу.
В свою бытность в Академии Николай несколько раз посещал о. Иоанна Кронштадтского и впоследствии с благоговением рассказывал об этом. Особенно знаменательно было его последнее посещение весною 1907 года, когда он со своим другом, студентом Виктором Раевым , присутствовал на богослужении о. Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. В своих воспоминаниях об этом посещении Владыка рассказывал: «Прощаясь с нами, о. Иоанн сначала благословил Витю Раева , а затем меня. Витя, обойдя престол, направлялся уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к горнему месту за престолом алтаря. Вдруг о. Иоанн, как молния, бросился ко мне. Я остановился на горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: «Да почиет над Вами благословение Божие ». Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Я стал как бы опьянелым и начал шататься, боясь, как бы не упасть. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и как бы носился в воздухе».
Когда наступило время пострижения Николая Соболева в монашество ( 1907 г .), его спросили, какое имя он желает получить при постриге. Он сказал, что, так как монах должен с самого начала монашества отречься от своей воли, то он согласен принять всякое имя, какое ему дадут.
Возвращаясь в карете, домой, епископ Сергий вдруг вспомнил, что в бытность свою ректором Петербургской Духовной семинарии, когда был на открытии мощей св. Серафима Саровского , то дал обет сему угоднику Божиему : если он сделается ректором Петербургской Духовной академии, то первого студента, которого он будет постригать, вручить его небесному руководству с наречением сего студента Серафимом. Когда во время пострижения Николай услыхал: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея », то вздрогнул от изумления и преисполнился великою любовью и благодарностью к преп. Серафиму, подумав: «Он не только открыл мне волю Божию быть монахом, но ему угодно было взять меня под свое благодатное руководство».
Приняв монашество, новопостриженный монах Серафим предался подвигу строгого поста и непрестанной молитвы. Так, со дня пострижения до самой смерти Владыка не вкушал мяса. Он, кроме того, в продолжение многих лет вкушал пищу только один раз в день.
Закончив Академию магистрантом в разряде лучших студентов, о. Серафим был вскоре назначен преподавателем Пастырского училища в г. Житомире вместе со своим другом Витей Раевым , принявшим по любви к нему монашество с именем Иоанна. Когда иеромонах Иоанн, подражая в посте своему другу иеромонаху Серафиму, заболел чахоткой от истощения, то о. Серафим взял на себя его предметы, т.е. один преподавал по всем предметам в Пастырском училище. Этот непосильный труд, а также плеврит, полученный им там, совершенно подорвали его здоровье, и иеромонах Серафим по его прошению был переведен на другую службу. Его назначили на должность помощника смотрителя духовного училища в Калугу.
Там о. Серафима очень полюбили воспитанники и особенно малыши первых классов, которым впервые приходилось оставлять родителей, и которые заливались слезами от разлуки с матерями. О. Серафим любящим сердцем сразу угадал это великое детское горе и стал утешать детей. Дети страшно привязались к доброму и ласковому начальнику, который так хорошо понимал их сердца.
А когда через два с половиной года иеромонах Серафим был переведен в Кострому, то горе детей было неописуемо и безутешно.
В бытность свою еще в Калуге, Владыка часто ездил в Оптину пустынь, где посещал старцев Анатолия, Варсонофия и Иосифа. О. Анатолий относился к нему с особенною любовью и был его духовником.
В 1910 г . о. Серафим решил на Рождественские каникулы поехать к матери в г. Перемышль . Мать очень обрадовалась этому, но и обеспокоилась, чем она будет кормить своего любимого сына, так как он не ел мяса, а рыбы в этом городке было невозможно найти зимою. Кроме того, она всегда беспокоилась о его слабом здоровье и очень хотела его подкормить. Со слезной молитвой она обратилась к святому Николаю Чудотворцу. Помолившись у его образа, она надела овчинный полушубок и вышла на улицу. Вскоре по другой стороне быстро прошел какой-то мужичок. «Кормилец, кормилец!» — позвала его мать. Мужичок подошел к ней. «Ты рыбак?» — спросила она его. — «Да, рыбак. Ну и что с того?» — «Да ко мне на днях приезжает сын мой монах. Мяса он не ест, а только рыбу. Так ты пойди на реку и поймай рыбки для сына, я тебе сколько угодно заплачу .» — « Да разве теперь рыбу ловят, матушка? Сейчас вся рыба на дно ушла. Ведь 25 градусов мороза». Но мать продолжала настаивать, говоря: «Сын мой за тебя помолится Богу». Мужичок согласился. Он пошел на реку Оку, около часа разбивал лед толщиною в аршин ( 70 см ) и, перекрестившись и помолившись, как научила его мать, спустил в прорубь сетку, сказав: «Господи, ради отца Серафима, раба Т воего, пошли рыбу». Как только сетка опустилась в глубину, она забилась, и мужичок вытащил огромного серебреного леща и сейчас же отнес его матери. Обрадованная мать предложила ему деньги, но он наотрез отказался: «Что ты, матушка, ничего мне не надо. Ведь это чудесный лов. Скажи сыну твоему о. Серафиму, чтобы он помолился за раба Божия Петра». И ушел.
В 1911 г . иеромонах Серафим был назначен в Кострому инспектором Духовной семинарии. Пробыв на той должности один год, он получил новое высшее назначение ректора Воронежской Духовной семинарии. Эта семинария к моменту назначения о. Серафима в дисциплинарном отношении была в весьма расшатанном состоянии. Новый ректор положил много усилий и за год преобразил ее. Своею великою любовью, мудростью и безграничным терпением, Владыка возродил и поправил всю семинарию, подняв ее на исключительную нравственную высоту.
В 1920 году, 1(14) октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе г. Симферополя архимандрит Серафим был удостоен рукоположения в сан епископа. (Его рукополагал митрополит Антоний (Храповицкий))
Большим утешением для него было обстоятельство, что в этот момент в соборе находилась, по недоведомым Божиим судьбам, великая русская святыня — чудотворная икона Божией матери «Знамения» Курско-Коренная.
Вскоре после этого Владыке пришлось со скорбью покинуть родину, и он оказался в Константинополе.
В августе 1921 г . епископ Серафим был назначен Управляющим Русскими православными общинами в Болгарии. Живя в непрестанном подвиге, Владыка от воздержания и тяжелых жизненных условий разболелся туберкулезом. Однако, несмотря на свою тяжкую болезнь, он с истинной пастырской ревностью заботился о своей обездоленной пастве. Владыка окормлял не только свою софийскую паству. Он объезжал и другие русские приходы в провинции, где своим служением, проповедью, беседами разливал всюду любовь и утешение и оставлял надолго благодатный след в их сердцах.
Как архипастырь, Владыка посещал также русские учебные заведения в Болгарии. А Пещерской Кресто-Воздвиженской гимназии был попечителем и принимал участие в изыскании сре дств дл я ее существования. Живя в тяжелых материальных условиях и лишении, Владыка заботился также о бедных и больных русских людях. Одних устраивал бесплатно в больницу, других — в инвалидные дома, третьим исходатайствовал пособия, иных просто подкармливал у себя, а некоторых пристраивал в свой мужской монастырь.
Не оставил без своей заботы Владыка и русских голодающих иноков на Афоне. Он создал комитет для сбора помощи им и в проповедях призывал прихожан жертвовать на это святое дело.
В 1934 г . Владыка был возведен в сан архиепископа. В своей личной жизни Владыка нес тяжкий крест. Его родной брат архимандрит Сергий почти постоянно страдал тяжелыми, часто смертельными, болезнями. Этот и другие тяжкие кресты, которые с великим терпением и смирением переносил Владыка, все больше и больше обогащали его добродетелями. Кто не испытал на себе необыкновенную любовь Владыки?! Приходившие к нему со скорбями, уходили окрыленными от его ласки и сочувствия, с твердым упованием на милость Божию . И их вера не была посрамлена. Дерзновенная молитва Владыки ко Спасителю и Пречистой Божией Матери много раз была чудодейственной и даже возвращала к жизни безнадежных. Своей любовью архиепископ Серафим покорял всех, даже своих недоброжелателей и гонителей.
Владыка был одарен Господом также даром прозорливости. Это особенно ощущали на себе его духовные чада, некоторые из коих сохранили собственноручные записки о сем. Владыка поражал своей прозорливостью, которая проявлялась даже на далеком расстоянии от него.
Будучи с юных лет духовно одаренным, и благодаря своему личному подвигу в огненной борьбе со страстями, Владыка сравнительно молодым епископом достиг большой духовной высоты. Помимо многих его добродетелей, он был одарен ангельской чистотой и целомудрием. Эта чистота дала ему возможность проникать в глубины духовного ведения и богословия. За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима.
Самым большим трудом Владыки было опровержение ереси парижского богослова протоиерея Сергия Булгакова, за что в 1937 г . Владыка был удостоен звания Магистра богословия. Владыка спешил к определенному сроку окончить этот огромный труд, но простудился, заболел, и у него поднялась высокая температура. Тогда он взмолился Божией Матери, к молитвенному заступлению К оторой он всю жизнь прибегал, прося Ее, если Ей угоден его труд, чтобы Она исцелила Его. И что же? Температура Владыки тотчас спала на 36,6 ° и он успел к сроку закончить свой труд, чтобы представить его Архиерейскому собору в 1935 г .
В своих богословских трудах Владыка излил всю свою любовь к Спасителю, ревностно защищая истины Православия. Владыка говорил: «Мои книги, это моя кровь».
Мне известно, сколько получал Владыка словесных просьб, писем и телеграмм отовсюду, даже и из заграницы, о молитвенной помощи в нуждах, скорбях и болезнях. Известна также и теплая благодарность за исполнение Владыкиных молитв. Любовь ко Христу проявлялась у него необычайной любовью к ближним. Мы никогда не забудем ласку Владыки, который часто повторял: «Я вам не только отец, но и мать!» Любил он повторять слова Амвросия Оптинского : «От ласки — другие глазки». И действительно, люди, подходившие к нему за благословением и советом, испытывали утешение и умиление.
Его любовь к Пречистой Божией Матери была особенной. Подобно величайшим старцам России: св. Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому , Владыка как венец своей жизни оставил новооснованную женскую обитель «Покрова Пресвятой Богородицы», в чем выразилась его великая и трогательная любовь к Пречистой Божией Матери. Будучи сам истинным монахом, он всем сердцем любил монашество и столь связанное с ним целомудрие, которому учил он всех своих чад.
Насколько он был строг к самому себе, настолько был снисходителен к немощам ближнего, ожидая одного лишь искреннего покаяния. Я помню как однажды на проскомидии, вынув частицы за своих близких, Владыка стал вынимать их за своих врагов. Когда я этому удивился, Владыка сказал мне: «Я всегда за них молюсь!»
Скорбная жизнь Владыки была сплошным подвигом крестоношения . Ибо клевета, злоба, гонение от лжебратии , непонимание и непослушание духовных детей, омрачали постоянно его жизнь. Но с его стороны встречали лишь терпение и неизменную кротость.
Перед самою кончиною Владыка говорил своим духовным детям: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас».
А одному своему духовному сыну — монаху, плакавшему в ночь после погребения, Владыка явился во сне и сказал: «Что ты плачешь, ведь я не умер, я жив!»
Скончался Владыка в неделю Православия. (13/26 февраля 1950 года).
Скончался Владыка кончиною тихою и мирною. Последние дни перед смертью улыбка была на устах его. Кончину свою он предсказал заранее и точно указал ее за 5 дней, а затем еще и за 4 дня до смерти и старался утешать окружающих до самой последней возможности. Когда его близкие духовные дети скорбели перед кончиною его о том, что кто же будет теперь утешать их, то Владыка сказал, что если получит дерзновение перед Господом, то и в будущем, по кончине своей, будет утешать нас. Чего да сподобит нас Господь молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых С воих. Аминь».
Мать П., до того времени атеистка, горячо поверила в Бога. В благодарность к Господу она устроила во дворе русской церкви богатую трапезу и сама всем рассказывала о чудесной помощи, которую получила от Владыки Серафима.
*«Когда моя близкая родственница, глубоко верующая, рассказала о чудесном избавлении молодого солдата от смерти, слушая ее, я не предполагала, что в том же 1952 г . попаду в страшную беду и в этот самый тяжелый час моей жизни, я также получу дивную помощь от архиепископа Серафима. Вот, что случилось со мной.
В середине июля 1952 г . я болела. Неожиданно получаю сообщение из Страхового института, где я работала инкассатором, явиться по поводу ревизии, которую сделали в моем отсутствии. Я сразу же пошла в свое учреждение. Ревизор мне заявил, что ревизия уже закончена и меня обвиняют в злоупотреблении суммой в 4 800 000 лв . Оставалось только написать акт и мне подписаться под ним. Когда я услышала это, мне стало плохо. Ревизор хладнокровно предложил пообедать и потом подписать ревизионный акт, который он сам после обеда составит.
Я вышла, шатаясь, бессильная и сокрушенная. В своем отчаянии направилась к центру города с намерением броситься под трамвай. Вдруг в этот роковой момент мне вспомнилось ясно чудо Владыки Серафима с юношей. Во мне появилась надежда, что он поможет мне. Я поспешила в русскую церковь, попросила пустить меня в крипту и там долго, со слезами молилась, прося Владыку Серафима, чтобы открылась моя невиновность. К трем часам после обеда я со страхом пошла в институт. Однако ревизор почему-то не явился ни в тот день, ни на следующий. Потом узнала, что во время обеда ему стало очень плохо, и его отвезли в больницу, где он скоропостижно скончался.
На его место был прислан новый ревизор, пожилой и очень опытный. Он не захотел подписать чужой ревизионный акт и пожелал сам проверить все сначала. После тщательной проверки он открыл, что была сделана умышленная фальсификация. Оказалось, что документы других двоих инкассаторов, которые злоупотребили суммой в 4 800 000 лв ., были подменены и переброшены на меня. Случилось так, что в скором времени смерть внезапно постигла и их! Впоследств ии я у знала, что первый ревизор довел до тюрьмы многих инкассаторов и большинство из них пострадали невинно. Е.К. заканчивает свой рассказ словами: «Слава Богу, и Его угоднику архиепископу Серафиму, по молитвам которого Господь С воей Божественной правдой победил человеческую неправду!» (Е. К.)
*М.П., студентка факультета ориенталистики, в июне 1988 г . должна была явиться на очень трудный экзамен по турецкой литературе. Как верующая, она поделилась своей тревогой со знакомой монахиней. Чтобы подкрепить ее, монахиня рассказала ей, как Владыка Серафим с дивной помощью Божию выдержал блестяще вступительные экзамены в Петербургскую Духовную академию. М.П. рассказывает: «С большим трудом я выучила хорошо один вопрос, который показался мне более легким. Перед экзаменом зашла в русскую церковь и горячо помолилась у могилки архиепископа Серафима. Когда в страхе вошла в экзаменационный зал, преподавательница подала мне несколько билетов. Я взяла тот, который был ближе ко мне. Оказался тот самый вопрос, который я знала лучше других. Моя преподавательница осталась очень довольна , и даже похвалила меня за то, что я хорошо подготовилась».
*Супруга д-ра К. Я. из Новой Загоры — Р., разболелась от рака в желудке. Ее муж, как врач, позаботился, чтобы были сделаны все исследования, и после установления диагноза послал ее на операцию в столицу. Прибыв в Софию, Р. прежде всего, пошла на могилку Владыки Серафима, которого еще раньше глубоко почитала, и горячо помолилась ему, чтобы операция прошла благополучно. Затем она поступила в больницу. Перед самой операцией ей сделали снова все исследования. И что же? Оказалось, что у нее нет никакого рака!
Счастливая женщина вышла из больницы и побежала, прежде всего, поблагодарить своего дивного врача Владыку Серафима.
*Вот, что рассказал один хорист русской церкви, И.И.:«Однажды я молился в гробнице архиепископа Серафима. Туда вошла пожилая женщина, интеллигентная с виду. Она рассказала, что в 1988 г . у нее во рту появилась опухоль, которая начала быстро расти. Обращалась она за помощью к разным докторам, один из них был ее знакомый профессор — онколог. После осмотра он сказал ей откровенно, что у нее скоротечный рак языка и медицина уже бессильна ей помочь , так как болезнь зашла далеко: рак распространился почти на всю полость рта.
Несчастная женщина, которая когда-то, еще в своем родном городе Пловдиве, слышала о необыкновенных случаях исцеления на гробнице Владыки Серафима, стала ходить каждый день в русскую церковь и подолгу молиться на его могилке. На шестой день она стояла в гробнице одна. Вдруг слышит голос: «Окуни свечку, которую держишь в руке, в лампадку надо мною и елеем помажь больное место». Объятая изумлением и радостью от этого дивного ответа на ее молитву, больная исполнила все, что ей было сказано. К великому ее удивлению, невыносимая боль сразу прекратилась. Следующие дни она продолжала мазать больное место; опухоль постепенно стала уменьшаться и через неделю совсем исчезла!
Больная пошла к своему профессору. После осмотра он, взволнованный, стал просить ее сказать ему, чем она лечилась, и кто ее вылечил. Тогда женщина подробно рассказала ему все, что с ней случилось. Доктор ей ответил, что она нашла самый правильный способ лечения и радостно воскликнул : «Слава Богу, и святому Владыке Серафиму!»
(из проповедей архиепископа Серафим)
«Будем веровать с вами так, как верит Святая Православная Церковь Христова. Будем иметь такую чистую, простую, детскую веру, какую имел преп. Серафим Саровский . Он свято верил во все догматы нашей Церкви и во все, о чем говорят нам св. отцы и свидетельствуют их жития, изложенные в Четьих-Минеях . Только такая детская вера – без колебания и сомнения – даст нам чудотворную молитву. Только такая вера вскроет в нас ту благодать Святаго Духа, которая живет в нас с момента Крещения и которая получается нами в других Таинствах Церкви. Только такая вера дарует нам божественную силу побеждать зло, всегда и неуклонно исполнять все спасительные заповеди для соединения со Христом и участия в Его Божественной радости и здесь, и в Небесном Царствии Христовом. »
* Владыка любил говорить: «Господь близ ; если позовёшь Его, Он сразу откликнется».
* Держать себя просто— это, значит, не допускать искусственности ни в чем и держать себя пред людьми, как пред Богом … С тать простым, в этом заключается перемена жизни. Это и есть «измена десницы Вышняго »( Пс . 76,11). Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на престоле, почивает С воею благодатью Бог». Владыка часто повторял слова о. Иоанна Кронштадтского : «Поменьше своемудрия , побольше простоты».
*Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения.
Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.
Вот почему преподобный Макарий Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что, то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.
Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.
Да и как может быть иначе, когда сама благодать — главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение.
Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа.
Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражьих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом.
Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам С вою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей.
*Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем П ервом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно. Ведь и чревоугодники и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная степень к приобретению, дара совершенной любви, но не самая эта любовь.
Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим врагам ( Матф . 5:44), к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца прощали их.
Кротость, прежде всего, выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп. Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара С в. Духа — т.е. совершенной христианской любви и кротости. Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим . А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих , всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.
Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: «Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес». Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать, что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость. Эту кротость имел преп. Серафим Саровский . Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: «Делайте со мною, что вам угодно». Разбойники почти до смерти избили святого старца его же собственным топором. А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы. Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.
Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.
Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы С воей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за С воих палачей.
Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.
*Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. Григорий Палама , архиепископ Фесалонийский , особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли. К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о. Амвросий так относиться к людям другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.
*Долгие годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить С в. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощен ия у о . Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытьи. Когда ему сказали, что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедовать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной
*На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих ( Ис . 66:2). Для чего Господь, говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того , чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.
Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.
Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисус же молчаше ( Матф . 26:63) да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.
*Будем всегда помнить об увещании преп. Серафима Саровского одному иноку в словах: «Молчи, молчи, беспрестанно молчи». Разумеется, и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви.
Могут сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так слабы, так немощны, и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы немощны и слабы, но всесильна в нас благодать С в. Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.
Поэтому Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего уподобления С амому Богу по совершенству, когда говорит: Будите убо вы совершени , якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Мат. 5: 48). И Б удите убо милосерди , якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть.
Будем стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех христианских добродетелей. Но вершины горы нельзя достигнуть, не пройдя всей горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и, прежде всего к приобретению их основы — христианского смирения.
Иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими ближними. Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних. Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении.
Будем смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной С воей вечери ( Иоан . 13:14-15). А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних. Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних.
*Блаженный Августин говорит: «Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих , как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних».
Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий. В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св. Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский . На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: «Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей».
Такою снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходящих. Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц. И только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков. Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: «Может быть, я Вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня».
Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский . Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.
Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям. Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен С амому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.
*Да поможет нам Господь, иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап . Павел, при достижении сей любви, мы будем исполнять весь закон Христов, все Его спасительные заповеди. Тогда крещенская благодать С в. Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся , во Христа облекостеся ( срв . Гал . 3:27) и крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою. Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные мытарства. Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
12/25 – 13/26 февраля 2002 г . состоялось церковное прославления Владыки Серафима в кафедральном соборе «Успение Пресвятой Богородицы» в г. Софии предстоятелем Болгарской Старостильной Православной Церкви, Триадицким Епископом Фотием .
Святителю Божий Серафим, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.
Очерк подготовлен по материалам представленным на сайте
Девичьего монастыря «Покров Пресвятыя Богородицы» ( Княжево , София)