Данная статья содержит: молитва приветствия в мечети - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Гульчира

ва `алейкум ас-Саламу уа рахматуЛлахи ва баракатуху

Вопрос: 740. Обязательно ли совершать два ракаата намаза при входе в мечеть прежде чем сесть

Хукм молитвы приветствия мечети

– Для того, кто вошёл в мечеть в любое время, является сунной совершить молитву приветствия мечети. Из-за общего смысла слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда кто-либо из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не помолится два раката». Достоверность хадиса согласована. (Конец цитаты)

Источник: Канзус самин том 3. стр.113.

Молитва приветствия мечети является ваджибом, так как пришло повеление посланника Аллаха (صلي الله عليه وسلم):

«.. пусть не садится пока не совершит два рака’ата».

(Этот хадис у имама аль-Бухари под номером 1163).

"Если человек вышел из мечети с намерением вернуться, то если он возвращается в ближайшее время, то не совершает молитву-приветствие в мечети. Например, если вышел для совершения омовения, затем вернулся; или вышел, чтобы взять книгу из дома, затем вернулся; или вышел поговорить с человеком и вернулся, – то такой не совершает молитву-приветствие. Потому что промежуток времени был короткий. А если прошло много времени, то, в этом случае, совершает 2 ракаата. Все мы, когда совершим молитву зухр, выходим из мечети с намерением вернуться для молитвы аср. Разве мы скажем то, что когда мы вернемся в мечеть для совершения аср, не будем совершать молитву-приветствие? Нет. Будем совершать. Суть в том, что если он вышел по делу и в скором времения вернулся, то он не молится 2 ракаата, довольствуясь совершенными 2 ракаатами в первый раз. Доводом является то, что посланник, благословит его Аллах и приветствует, дозволил человеку, совершающему затворничество в мечети, выйти по нужде домой с намерением вернуться. Это указывает на легкую степень выхода, и не считается полным выходом из мечети. Тот, кто выходит из мечети с намерением вернуться в скором времени, подобен тому, кто вовсе не выходил из нее".

Источник: "Сильсиляту лика-ати ль-баби ль-мафтух", 125.

Сунна намаз перед утренней молитвой заменяет молитву приветствия мечети.

Этот вопрос был задан Постоянному Комитету, на что он ответил:

Два раката сунна молитвы фаджра засчитывается и как сунна фаджра, и как приветствие мечети, и это предпочтительнее. Но если человек сначала совершает тахиййатуль масджид, а затем два раката сунны фаджра, то в этом нет ничего плохого.

Источник: «Фетвы Постоянного Комитета» (7 том, 244 страница).

Молитва приветствия мечети (намаз тахият)

Молитва приветствия мечети – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть.

В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным. В случае, если мусульманин, посетив мечеть, присел по забывчивости, то ему следует встать и выполнить намаз приветствия.

Относительно желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся.

Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка (с.г.в.): «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время.

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам.

Когда не следует совершать намаз-тахият

1. Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)

2. В случае посещения дома Аллаха с намерением выполнения праздничной молитвы (ид намаза)

3. В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард)

4. В случае входа в мечеть во время чтения пятничной проповеди (согласно ханафитскому мазхабу; шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы)

5. В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Молитва приветствия в мечети

Случаи, в которых не читается намаз приветствия мечети

Вопрос от Аймурата:

В каких случаях не совершается намаз тахиййатуль-масджид?

Намаз тахиййатуль-масджид не совершается в те промежутки времени, которые считаются макрухом для совершения намаза. Тому, кто, войдя в мечеть, не смог совершить намаз тахиййатуль-масджид по причине занятости, отсутствия тахарата или того, что было время, считающееся макрухом, следует произнести: «Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар».

Если человек пришел в мечеть для совершения обязательного намаза, то, совершив в мечети один из пятикратных намазов, он так же считается совершившим тахиййатуль-масджид. Если же человек посетил мечеть в промежуток времени между обязательными намазами, то в этом случае рекомендуется совершить два ракаата намаза тахиййатуль-масджид.

Если же человек посетил мечеть в тот промежуток времени, который считается макрухом для совершения намаза, то, по мнению ханафитского, ханбалитского и маликитского мазхабов, он не должен совершать тахиййатуль-масджид. Тогда как по мнению шафиитского мазхаба, несмотря на это, человеку следует совершить два ракаата намаза тахиййатуль-масджид (Аль-Джазири, 2/518).

Смотрите также:

Читайте также:

О пользе черного тмина. Полезные рецепты

Айша рассказала: « Однажды, услышав, как Пророк (мир Ему) сказал: « Поистине, этот черный тмин является средством против любой болезни, кроме « самма», я спросила: « А что такое “самм”?» – на что Пророк (мир Ему) сказал: «Смерть». (Аль-Бухари)

  • Можно ли купаться в бассейне или принимать душ во время уразы в месяц Рамадан?

    Саляму алейкум. Жаркие дни пошли у нас, могу ли я принимать душ или купаться в бассейне во время поста? Очень много думал об этом вопросе. Спасибо Вам

  • Можно ли зарабатывать деньги через валютный рынок Forex?

    Скажите, пожалуйста, является ли Forex запрещенным, харам, для мусульман? В интернете очень противоречивая информация по этому поводу. Спасибо. Лилия

  • Смысл жизни в Исламе

    Драгоценный дар жизни, данный Аллахом, имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху. Заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи.

  • Следуем Сунне: правила здорового сна от Пророка Мухаммада (ﷺ)

    Сон, который занимает одну треть нашей жизни, – одно из самых загадочных и еще до конца неизведанных явлений жизнедеятельности человека. Ведь именно от его качества зависит состояние человека в светлое время суток. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) очень трепетно относился к вопросу сна и бодрствования, оставив нам в наследство правила правильного сна в виде своей сокровенной Сунны.

  • 7 человек, которым ангелы Мункар и Накир не зададут ни единого вопроса

    Известно, что ангелы Мункар и Накир приступят к допросу после смерти в могиле по вопросам имана. А кто избежит этого допроса?

  • Жители этой арабской деревни постятся всего 3,5 часа (+ВИДЕО)

    Деревня Векан в Омане, находящаяся на высоте 2000 метров над уровнем моря живет по совершенно особенному графику.

  • "Будут прощены грехи тому, кто скажет эти слова после еды"

    Я слышал от некоторых мусульман, что совершение дуа после еды является бид’атом. Правда ли это?

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    Приветствие в мечети

    1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.

    2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид’а?" или "Можно ли?" не принимаются.

    3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

    Приветствие в мечети

    Если мусульманин зашёл в мечеть (в молельный зал), может ли он поздароваться с находящимися в мечети мусульманами "ас саляму алейкум," или ему надо в первую очередь совершить намаз приветствия (тахийятуль масджид), а только потом поздароваться с находящимися в мечети. Является ли приветствовать мусульман, прежде намаза приветствия (тахийятуль масджид) порицаемым, или всё наоборот сначало зайти поприветствовать а затем совершить молитву.

    Джазакуму Ллаhу хъейр.

    Приветствие в мечети

    Большинство ученых сказали, что если человек зашел в мечеть и там есть люди, то сначало читает 2 ракаата приветствие мечети, а затем приветствует присутсвующих. Маликитский ученый Ас-Сауи сказал: ( . Если зашел в мечеть и там присутствуют люди, то не приветствует их пока не прочитает 2 ракаата (приветствия мечети), нo если побоится вражды и ненависти со стороны сидящих в мечети людей, то в этом случае может их поприветствовать до намаза ). С м.: "Бульгатус-салик", 1/146. Также см.: "Ииламус-саджид" ученого Аз-Заркаши, 246; "Хашияту ибни Аабидиин", 2/399.

    Докзазательством этого мнения является хадис, в котором сообщается, что однажды один человек зашел в мечеть и быстро прочитав 2 ракаата приветствие приветствия мечети (не соблюдая спокойствие в намазе), подошел к Пророку и поприветствовал его. А Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, ответив на его приветствие, сказал: [ Возвращайся и прочитай (тот же) намаз. Поистине ты не помолился ]. Из этого хадиса ученые извлекли, что Посланник Аллаха не стал его упрекать в том, что он поприветствовал Его после тех 2-ух ракаатов, значит это сунна. Из этого следует, что при входе в мечеть, желательно начинать с приветствия мечети.

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

    Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения

    Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

    Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

    Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

    Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

    Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

    3. Молитва омовения

    Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

    4. Намаз приветствия мечети

    Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

    Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

    Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

    1) Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).

    2) В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.

    3) Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

    Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

    В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

    После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

    Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

    Молитва приветствия мечети

    Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

    Она состоит из двух ракяатов и совершается сразу после входа в мечеть.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракяата молитвы [приветствия]»[1].

    Ханафитские богословы высказывают мнение о нежелательности совершения двух ракяатов молитвы приветствия, если человек зашел в мечеть в то время, когда совершать молитву-намаз канонически запрещено. Богословы шафиитского мазхаба говорят о том, что, когда бы человек ни зашел в мечеть, он должен совершить эти два ракяата. Это, по их мнению, канонически обосновано.

    Касательно случая, когда человек заходит в мечеть во время пятничной проповеди, то здесь также существует несколько мнений. Богословы ханафитского мазхаба считают, что «во время чтения проповеди никакая молитва не совершается, а шафииты утверждают, что во время пятничной проповеди никакая молитва не совершается, кроме намаза приветствия»[2]. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа.

    Если зашедший в мечеть совершил сразу какой-либо другой намаз (будь то молитва фард или сунна), то это заменяет собой молитву приветствия даже без особого намерения.

    «Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно», – считают некоторые богословы. В то же время можно совершать намаз приветствия при каждом входе в здание мечети, будучи верным букве хадиса «если кто-либо из вас зашел в мечеть…»

    Если вошедший в здание мечети верующий присел, забыв совершить два ракяата молитвы приветствия, то, вспомнив, он может встать и прочитать эту молитву. Однажды, когда сподвижник Пророка Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!»[3] .

    Молитва приветствия не читается в следующих случаях:

    – при входе в мекканскую мечеть «аль-Харам», приветствием которой является обход вокруг Каабы[4];

    – при входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не совершал никаких молитв до и после праздничной;

    – при входе в мечеть в момент, когда начинается одна из пяти обязательных молитв. Пророк сказал: «Если люди встают на молитву, то никакая иная, кроме данной, не совершается»[5].

    Тому, кто зашел в мечеть, но не может совершить молитву приветствия (например, по причине отсутствия омовения), желательно будет проговорить следующее восхваление Господа: «Субхаанал-лаах, валь-хамду лил-ляяхь, ва ляя иляяхэ иллял-лаах, вал-лааху акбар»[6].

    سُبْحَانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ

    لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ

    «Хвала Господу, Который далек от всех недостатков. Истинное восхваление принадлежит только Ему. Нет бога, кроме Единого Творца. Он превыше всего».

    Молитва «Тахаджуд»[7]

    Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи»[8]. В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи»[9]. Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это – признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений»[10].

    Количество ракяатов этой молитвы – от двух до восьми (по желанию молящегося).

    Время «Тахаджуда» наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

    Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а)[11]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

    Коллективное совершение молитвы «Тахаджуд» является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [12].

    И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи[13]. Восклицает Он: «Я – Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари»[14].

    Молитва «Истихара»

    Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

    Истихара[15] – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь. Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.

    Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором – «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112).

    Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу: «Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм. Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь»[16].

    اَللَّهُمَّ إِنِّى أَسْتَخِيـرُكَ بِعِلْمِكَ وَ أَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَ أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ . فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَ لاَ أَقْدِرُ وَ تَعْلَمُ وَ لاَ أَعْلَمُ وَ أَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ … خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَ يَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ . وَ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِـبَةِ أَمْرِي , فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَ اصْرِفْنِي عَنْهُ , وَ اقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ

    «О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное!

    О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».

    Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода: «Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина махуммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн».

    اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلَى سَـيِّدِناَ

    مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ أَجْمَعِينَ .

    Известный богослов аль-‘Иракы, как и многие другие ученые, считал, что молитву «Истихара» желательно повторять.

    В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце»[17]. Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается.

    В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды.

    В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя»[18].

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] Хадис от Абу Хурайры и Абу Катады; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 42, хадис № 583; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 74, хадис № 467, «сахих».

    [2] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 74.

    [3] Св. х. Ибн Хаббана. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 2. С. 76, хадис № 361.

    [4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 75.

    [5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 566, хадис № 2193, «сахих».

    [6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062.

    [7] Тахаджуд (араб.) – дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

    [8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202-(1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

    [9] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

    [10] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

    [11] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

    [12] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

    [13] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний Бог к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Он «ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

    [14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 298, хадис № 169-(758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 62.

    [15] Истихара (араб.) – испрашивание благословения Господа в выборе наиболее полезного. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 430.

    [16] Св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 61, хадис № 1162; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 169, хадис № 479, «хасан, сахих»; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 379, хадис № 1323; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 985, хадис № 1323; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77, хадис № 965.

    [17] Св. х. Ибн Синийя.

    [18] Подробнее см., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 987; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77–79; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064, 1065.

  • Оценка 4.4 проголосовавших: 9
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here