Молитва при ураза

Данная статья содержит: молитва при ураза - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитва при ураза

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник

Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба

постящегося перед разговением не отвергается» . Ибн Маджах 1753, аль-Хаким

1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили

Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса

подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.

ﺫﻫﺐ ﺍﻟﻈﻤﺄ ﻭﺍﺑﺘﻠﺖ ﺍﻟﻌﺮﻭﻕ ﻭﺛﺒﺖ ﺍﻻﺟﺮ ﺇﻥ ﺷﺎﺀ ﺍﻟﻠﻪ

/Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах/.

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Молитва при ураза

Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

Дуа после разговения (ифтара)

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

Дуа после разговения (ифтара)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

Дуа после разговения (ифтара)

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи)

Прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых очевидных признаков приближения рассвета:

«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]…» (Св. Коран, 2:187) [1].

Если в том или ином городе нет мечети и человек не может найти местного расписания соблюдения поста, тогда для большей уверенности лучше завершить сухур не позже чем за полтора часа до восхода солнца. Время восхода можно найти в любом отрывном календаре.

О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!» [2]. Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи] [3], (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» [4].

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.

Ифтар (вечерний прием пищи) желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]» [5].

Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то — с простой воды [6].

После ифтара можно, например, прочитать одну из следующих молитв:

«Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся» [7];

«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста [8].

Скажите, пожалуйста, как правильно начинать прием пищи в священный месяц Рамадан? Индира.

Вода, финики, фрукты.

Имам мечети, в которой я совершаю коллективную молитву, сказал, что прием пищи необходимо прекратить после призыва на утреннюю молитву, а остаток пищи, который находится во рту на момент призыва, необходимо выплюнуть и прополоскать рот. В том месте, где я живу, слышно призывы одновременно из нескольких мечетей, с интервалом времени от 1 до 5 минут. Насколько принципиально прекратить прием пищи с того момента, как я услышал первый призыв? И если были допущены подобного рода упущения, необходимо ли восполнить пост? Гаджи.

Восполнять пост не нужно. Расчет в любом случае примерный, а в аяте на этот счет сказано: «…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]» (см. Св. Коран, 2:187) [9].

В дни поста прекращайте прием пищи с началом азана из любой местной мечети, включая те, где на 1–5 минут позже.

Мой друг во время поста ел с вечера и на сухур не вставал. Разве его пост правилен с точки зрения канонов? Ведь насколько я знаю, нужно проснуться до восхода Солнца, проговорить намерение и принять пищу. Вильдан.

Утренний прием пищи желателен. Намерение — это, в первую очередь, вознамеренность сердцем, мысленный настрой, и реализовано оно может быть с вечера.

До которого часа можно принимать пищу утром? В расписании есть Фаджр и Шурук. На что ориентироваться? Арина.

Необходимо прекратить есть примерно за полтора часа до рассвета. Вы ориентируетесь по времени Фаджр, то есть по началу времени утренней молитвы.

Во время Рамадана так получилось, что я, то ли не услышал будильник, то ли он не сработал, проспал сухур. Но проснувшись на работу, я проговорил намерение. Скажите, пост, соблюденный таким образом, засчитывается? Арслан.

С вечера вы собирались встать утром и поститься, а значит, имели сердечное намерение. Наличия этого достаточно. Словесное намерение лишь дополнение к намерению сердцем, в мыслях.

Почему пост начинается раньше утреннего азана? Если после имсака и до азана принял пищу, действителен ли пост? Если нет, то почему? Омар.

Пост действителен, а запас времени (прописываемый в некоторых расписаниях) — для подстраховки, но канонической необходимости в нем нет [10].

Зачем на всех сайтах пишут время «имсак», причем всегда разное, хотя все ссылаются на хадис о том, что даже во время азана на утренний намаз Пророк разрешал дожевывать? Гульнара.

Имсак — желательная граница, в отдельных случаях очень желательная. Лучше прекратить пост за час и двадцать минут либо полтора часа до восхода солнца, указываемого в обычных отрывных календарях. Граница, которую нельзя переступать, — азан на утреннюю молитву, время которого указано в любом местном расписании намазов.

Мне 16 лет. Я первый раз держу уразу и многого еще не знаю, хотя с каждым днем нахожу для себя что-то новое об Исламе. Сегодня утром я проспала дольше обычного, проснулась к 7 утра, не произнесла намерения, меня мучили угрызения совести. И еще приснился сон, что я соблюдаю пост и приняла пищу раньше времени. Может, это какие-то знаки? Вот уже целый день не могу прийти в себя, на душе как-то тяжело. Нарушила ли я пост?

Пост не был нарушен, ведь вы намеревались поститься в этот день, и знали об этом с вечера. Произносить намерение лишь желательно. А тяжело на душе или легко зависит в значительной степени от вас самой: важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Верующий относится ко всему позитивно, с энтузиазмом, заряжает других энергией, оптимизмом и никогда не теряет надежду на Божью милость и прощение.

У меня возник спор с приятелем. Он принимает сухур после утренней молитвы и говорит, что это позволительно. Я попросил его привести доказательство, но ничего внятного от него не услышал. Объясните, если вас не затруднит, можно ли принимать пищу после наступления времени утренней молитвы? И если да, то до какого периода? Мухаммад.

Такого мнения нет и никогда не было в мусульманском богословии. Если человек намеревается поститься, то крайним сроком приема пищи является азан на утреннюю молитву Фаджр.

Я держу священный пост. Когда наступает время четвертой молитвы, я сначала пью воду, кушаю, а потом иду молиться… Мне очень стыдно, что я сначала не молюсь, но голод берет вверх. Большой ли грех я совершаю? Луиза.

Нет греха, если время молитвы не вышло. А выходит оно с наступлением времени пятой молитвы.

Действителен ли пост, если я поел в течение 10 минут после азана на утреннюю молитву-намаз? Магомед.

Придется восполнить его одним днем поста после месяца Рамадан.

У нас молитву читают до того, как начинают разговляться, хотя у вас на сайте написано, что она читается после ифтара. Как быть? Farangis.

Если вы имеете в виду молитву-намаз, тогда первым делом следует попить воды, затем помолиться и уже после этого садиться есть. Если же вы говорите о молитве-ду‘а, то ее можно читать в любое время и на любом языке.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее об отсутствии канонической необходимости заблаговременного прекращения приема пищи (имсак) до азана на утреннюю молитву, что местами практикуется сегодня, см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.

[2] Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.

[3] Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.

[4] Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».

[5] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».

[6] Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

[7] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.

[8] Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».

В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих».

Также имеется хадис о том, что «не отвергаема мольба постящегося на протяжении всего дня поста». Св. х. аль-Барраза. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296.

[9] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.

[10] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.

Молитва при ураза

[ 20/08 / 20 0 5 ] Мусульманский пост (ураза)

Пост на практике

В классических работах, посвященных богослужебным правилам Ислама, не выделяется раздел о том, как на практике проходит мусульманский пост. Подразумевается, что в регионах, где соблюдение этой вековой традиции не прерывалось, мусульмане все без исключения имеют хотя бы общее представление о посте. Поэтому авторы указанной литературы рассматривают лишь частные вопросы, связанные с соблюдением поста. Однако в России немало мусульман, которые выросли в отрыве от религиозной практики Ислама и зачастую не имеют должного представления о его обрядах. Поэтому прежде, чем приступить к подробному раскрытию нашей темы, была решено устранить данный пробел.

Пост (арабск. саум или сыям; перс, ураза) является одним из наиболее значимых способов поклонения Всевышнему Творцу.Когда говорится о мусульманском посте, в первую очередь подразумевается пост, соблюдаемый на протяжении девятого месяца па лунному календарю — Рамадана (или Рамазана). Этот пост является обязательным для всех полноценных членов общины, физически способных к его соблюдению. Формально пост заключается в воздержании от принятия пищи, питья и вообще чего бы то ни было внутрь, а также от супружеской близости в светлое время суток. Точнее, в период, начинающийся с рассветом и заканчивающийся с заходом солнца. Фактически же пост подразумевает воздержание от любых плотских желаний и представляет не что иное, как своеобразную школу нравственного самоочищения. Помимо поста в месяц Рамадан существуют и другие, дополнительные посты, которые соблюдаются по тем же правилам, что и основной пост.

Накануне поста ранним утром мусульмане соблюдают утреннюю трапезу (сухур). Это, как правило, делается даже в том случае, когда отсутствует необходимость (в короткие зимние дни), ибо такова святая традиция, установленная Пророком Мухаммадом (сав). Для того чтобы остатки пищи не попали внутрь, перед началом поста тщательно прочищается ротовая полость, после чего читается короткая молитва, выражающая намерение человека соблюсти пост:

Навайту ан асума саума шахри Рамадан мина ль-фаджри иля лъ-магриби. Халисан ли-ль-Ляхи Тааля. Аллаху акбар!

«Я вознамерился соблюсти пост месяца Рамадан искренне ради Всевышнего Аллаха. Аллах превелик!».

Учитывая, что, как говорил Пророк (сав), все дела судятся по намерениям, указанное действие является значимым элементом поста, отличающим его от простого голодания.

Как уже было сказано, воздержание начинается с началом рассвета и заканчивается с заходом солнца. На протяжении этого времени постящийся продолжает вести свои обычные мирские дела. Однако ему предписывается сторониться всякого рода развлекательных мероприятий и стараться посвящать свободные минуты как можно большему числу богоугодных деяний, в особенности молитвам.

В том случае, если человек стеснен некоторыми жизненными обстоятельствами, грозящими обернуть пост ему во вред (изнурительная дорога, болезнь, беременность у женщин и др.), то ему на собственное усмотрение разрешается отложить соблюдение обязательного поста до более благоприятных времен. В обязательном порядке пост откладывается женщинами, имеющими ежемесячное или послеродовое кровотечение. Хронические больные и немощные старики при наличии возможностей заменяют пост искупительной милостыней в пользу бедных (фидья).

Неоправданно нарушенный пост подлежит восполнению, а за его наиболее грубое несоблюдение налагается в добавление обязательное религиозное наказание — епитимья (каффарат).

С заходом солнца пост прекращается, о чем благозвучно оповещает муаззин (глашатай), созывая верующих на вечернюю молитву. Еще до молитвы постящиеся разговляются (ифтар), вкусив немного пищи, которой по традиции являются финики или глоток воды. Разговение завершается обращением ко Всевышнему, как бы подводящим итог непростому служению:

Аллахумма! Ляка сумту уа бикя аманту уа ‘алейка тавак-кальту уа ‘аля ризкыкя афтарту. Фа-гфир-ли ма каддамту уа ма аххарту!

«Боже! Ради Тебя я постился и в Тебя я уверовал, на Тебя положился и Твоим пропитанием разговелся! О, Прощающий! Прости мои [грехи], что я совершил иль совершу!»

После вечерней молитвы мусульмане принимают полноценную еду, от которой они воздерживались на протяжении всего дня. С заходом солнца все запреты снимаются и верующий может проводить время так, как если бы шел простой месяц, а не Рамадан, Однако желая сподобиться благодати этого месяца, верующие и с прекращением поста стараются сохранить его духовную атмосферу, совершая соответствующие благодеяния. По случаю Священного месяца Рамадан ночью исполняется особая молитва — таравих. Поэтому после вечерней трапезы мусульмане спешат в мечеть для того, чтобы принять участие в этом торжественном действии, Молитва таравих может совершаться и в индивидуальном порядка дома. С рассветом начинается новый день поста.

Одна из ночей последней декады Рамадана является особенно благодатной и именуется ночью Могущества. Ее надлежит проводить в благочестивых бдениях. Однако на какое число она приходится ни в Коране, ни в Сунне Пророка (сав) не конкретизируется. Наиболее вероятной является ночь на 27 Рамадана, ставшая своеобразным праздником, который отмечается совместными молитвенными бдениями в мечети. Мусульмане, стремящиеся непременно застать величественную ночь, в богослужебных бдениях последние десять дней Рамадана проводят в благочестивом уединении (и’тикаф), полностью отгораживаясь от мирской жизни и целиком посвящая себя молитвенному поклонению.

Накануне завершения Рамадана постящиеся мусульмане раздают скоромную милостыню (садака аль-фитр) с тем, чтобы очистить свой пост от возможно допущенных погрешностей. Окончание же поста знаменует собой праздник Разговения, являющийся одним из двух великих религиозных праздников Ислама — праздником Ураза-байрам.

Предыстория мусульманского поста

Сегодня обязательный пост соблюдается мусульманами в месяц Рамадан. Данный факт настолько общеизвестен, что кажется: подобное положение дел было всегда. Однако это не так. Ибн-Касир в своем толковании Корана повествует историю о том, как предписывался мусульманский пост, запечатленную в пяти аятах суры «Корова» (2:183-187). Ниже приводится его версия предыстории поста, дополненная автором сведениями из других источников.

Первоначально Пророк (САВ) и верующие постились на протяжении трех дней в каждом месяце, следуя древней традиции, восходящей еще ко временам пророка Нуха/Ноя. По словам супруги Пророка Аишы, в те времена среди курайшитов был распространен и другой обычай – пост в день Ашура, который Посланник Аллаха (САВ) соблюдал наряду с ежемесячным трехдневным постом и по прибытии в Медину. Однако по свидетельству Ибн-Аббаса про пост в этот день Пророк (САВ) узнал лишь после переезда: «Пророк (САВ) приехал в Медину и увидел иудеев, соблюдающих пост в день Ашура.

— Что это? – спросил он.

— Благой (салих) день, — ответили они.

— В этот день Бог, всемогущ Он и велик, спас сынов Израилевых от врагов их. Моисей проводил его в посте.

— Я ближе (ахакк) к Моисею/Мусе, чем вы! — сказал он и стал поститься, повелев поститься и другим».

Пророк (САВ) послал человека донести до мусульман это повеление: «Тот, кто уже поел, пусть начнет соблюдать пост сегодня с этого момента, а тот, кто еще не ел, пусть проведет этот день в посту. Сегодня Ашура!».

Затем во втором году по хиджре Всевышний ниспослал знаменитые аяты: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас — быть может, вы будете богобоязненны! — в определенные дни. ». Считается, что это предписание было ниспослано в месяц шабан, т.е. накануне Рамадана, а под определенными днями подразумевались дни этого месяца, который заменил ежемесячные трехдневные посты. Хотя некоторые толкователи Корана полагают, что как раз они-то и имелись ввиду под определенными днями.

С самого начала путникам и больным разрешалось откладывать соблюдение поста: «тот из вас, кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни». Данное правило действует и поныне. Изменилось другое. Поначалу пост в Рамадан не был строго обязательным, каким мы его знаем сегодня. Верующие по своему усмотрению могли заменить его на благотворительную трапезу: «. а кто в состоянии осилить его [но не делает этого], на того возложено во искупление кормить бедняка». Следует подчеркнуть, что, как видно из аята, речь идет о верующих, физически способных к соблюдению поста и не стесненных трудностями, мешающими провести его без ущерба для своего здоровья. «Поначалу, —- вспоминал сподвижник Пророка Муаз, — кто желал, тот постился, а кто не желал — скоромничал и кормил за каждый день [поста] бедняка». Позднее данное правило утратит свою силу, в связи с чем комментаторы Корана назовут его отмененным (мансух). Другие же толкователи последнего Откровения Всевышнего предпочитают другое объяснение. Слова «кто в состоянии осилить его» они трактуют противоположно по отношению к его буквальному смыслу, говоря, что здесь имеются ввиду те, кто не в состоянии осилить пост и подразумевают под ними немощных стариков и неизлечимо больных мусульман. Но это, несомненно, уже более поздняя интерпретация.

Как бы там ни было, оговорка о подобной возможности вместо поста кормить бедняка действовала недолго и была лишь этапом к окончательному утверждению общеобязательности обряда. Ведь уже по последним фразам этого же аята можно было предугадать окончательную волю Всевышнего: «. а кто добровольно примет лучшее, то ему же во благо. Так вот, коль станете поститься, то это лучше для вас, о если бы вы знали!».

Так оно вскоре и произошло, ибо Пророку (САВ) было открыто следующее: «Месяц Рамадан — тот, в котором ниспослан Коран в руководство людям и как разъяснение прямого пути и мерило [добра и зла]. И вот, кто из вас застанет этот месяц, то пусть проведет его в посту». Ключевой для нас является последняя фраза. Она – прямой, уже безоговорочный, приказ соблюдать пост тем, кто в состоянии осилить его. Отныне им не допускается, как раньше, вместо поста кормить неимущих. Причина этого была изложена Творцом в предыдущем аяте. О тех же, кто продолжает пользоваться послаблением, Всевышний повторяет вновь: «. а кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни: Аллах желает для вас облегчения, но не желает затруднения, дабы вы восполнили [пропущенный] срок и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на путь — быть может, вы будете благодарны!».

Отныне пост в течение тридцати дней девятого месяца по лунному календарю стал единственно обязательным постом. «Пост в Рамадан отменил всякий другой пост», — сказал Пророк (САВ). Что же до дня Ашуры и трех дней в течение каждого месяца, то мусульмане и по сей день отмечают их постным воздержанием, что осталось в качестве богоугодного, хотя и не обязательного обычая.

Однако на этом предыстория поста не заканчивается. Дело в том, что поначалу правила поста были несколько иными. Первые мусульмане приступали к воздержанию не с рассвета, как мы сейчас, а с момента окончания ночной молитвы. При этом, если постящийся хотя бы немного поспал перед последним намазом, то его воздержание уже начиналось после пробуждения. Соответственно и последняя трапеза принималась не перед рассветом, а перед ночным намазом или предшествующем ему сном. Таким образом, на восстановление сил оставалось совсем немного времени, т.к. ночная молитва исполняется в строго фиксированное время (примерно через 1-1,5 часа после разговения). Иначе говоря, постное воздержание длилось около 23 часов, что, конечно же, переносилось мусульманами крайне тяжело.

Однажды один из мединских мусульман-ансаров по имени Кайс б. Сарма после изнурительных сельскохозяйственных работ на своем поле вернулся домой сильно уставшим и голодным. Но он так и не успел поужинать, ибо сон сморил его прежде, чем был накрыт стол. Через некоторое время после сна ему ничего не оставалось, как приступить к воздержанию, не вкусив даже куска хлеба и не испив глотка воды. На следующий день он, измученный, упал в обморок, о чем было поведано Пророку (САВ). По другому рассказу, Кайс не смог устоять перед длительным голодом и все же отведал еды в уже запретное время, после чего сам рассказал об этом Посланнику Аллаха (САВ).

Другой сподвижник Пророка, Умар ибн Хаттаб также нарушил запрет. Ночью, после короткого сна он имел супружескую близость. По другой версии, перед близостью поспала его жена. Совершив проступок, Умар наутро покаялся перед Пророком (САВ). Подобное нарушение допустил и Каб б. Малик.

Необходимость нового повеления стала очевидной, и Всевышний ниспослал: «В ночь поста разрешается вам приближаться к своим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, простил вас и помиловал. А теперь прикасайтесь к ним и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах [т.е. к рождению ребенка]. Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нить от черной нити, до рассвета, а после поститесь вплоть до ночи». Этого аята ждали, и потому мусульмане «очень сильно обрадовались ему», — вспоминал один из сподвижников Пророка аль-Бара (ра). Впрочем, ему же принадлежит также и другое объяснение смысла аята: «Когда был предписан пост в месяц Рамадан, мусульмане не приближались к женам в течение всего Рамадана, но мужчины обманывали самих себя».

Поначалу не все сподвижники понимали суть последней фразы в Откровении Всевышнего, утвердившего новое правило. Передают, что Али ибн Хатим рассказывал: «Когда был ниспослан аят «. пока нельзя будет отличить белую нитку от черной. », я решил воспользоваться черными и белыми путами, которые положил себе под подушку. Ночью я стал смотреть на них, но ничего не мог различить, а утром отправился к Посланнику Аллаха (САВ) и рассказал ему об этом, на что он сказал: «Поистине, это чернота ночи и белизна дня».

После этого аята, разъясненного Пророком (САВ) правила поста уже не изменялись, и вплоть до сегодняшнего дня мусульмане постятся так, как изложено в нем: от рассвета до захода солнца, с которого по мусульманской традиции и начинается ночь. Запрет же на супружескую близость сохранился лишь в отношении тех, кто посвятил себя благочестивому уединению: «И не прикасайтесь к ним, когда вы уединяетесь в местах поклонения (масджид). Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах людям Свои знамения — может быть, они будут богобоязненными!».

Таким образом, обряд поста был ниспослан Всевышним в три этапа. Сначала был предписан Рамадан в качестве месяца поста, затем — отменена возможность вместо поста кормить бедняка и, наконец, установлена его окончательная продолжительность, в связи с чем Муаз ибн Джабал сравнивал заключительное становление правил поста со становлением правил канонической молитвы. В отношении намаза напомним, что сначала было изменено ритуальное направление (кибла), затем определена форма призыва на молитву и, наконец, урегулирован вопрос, связанный с опозданием на коллективную молитву. Запрет на вино также налагался в три этапа (2:219; 4:43; 5:90). Во всем этом следует усматривать безграничную мудрость и заботу о человеке со стороны Всевышнего, ниспосылающего Свои повеления лишь в соответствии с готовностью и потребностью верующих понять и принять их.

Для многих мусульман праздничная атмосфера Рамадана ассоциируется с особой молитвой, совершаемой в течение всего этого месяца, с молитвой таравих. Молитва таравих совершается ночью исключительно по случаю Рамадана и буквально переводится как «отдохновения». Это связано с тем, что первые мусульмане, собиравшиеся на нее, после каждых четырех молитвенных циклов (ракатов) немного отдыхали. «Кто в Рамадан совершает молитву, – говорил о таравих Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), – с верой и покорностью, тому будут прощены его прежние грехи».

Основы этой традиции были заложены самим Пророком Мухаммадом, который совершал таравих поначалу исключительно дома (или в месте уединения), и поэтому никто, кроме близких, не знал, как же молился в этот месяц Пророк. Однако в отдельные дни Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) все же выходил к людям для дополнительных молитв по случаю этого месяца. Но все же в Пророк в Рамадан практически не совершал ночных молитв вместе с людьми, а редкие исключения воспринимались не как требование, а как пожелание самих молящихся.

Во времена Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах) все сохранилось без изменений и так продолжалось до тех пор, пока однажды Умар (да будет доволен им Аллах) в свою бытность халифом не вышел в одну из ночей Рамадана в мечеть и не увидел, как совершенно вразнобой молятся люди. «Я думаю, – сказал он, – было бы превосходно, если всех их собрать стоящими за одним чтецом». Так он и сделал, поручив Убайе б. Кабу (да будет доволен им Аллах) возглавить намаз. На следующую ночь мусульмане уже молились, руководимые им. И когда Умар увидел это, он воскликнул: «Как хорош этот новый закон!» С тех пор каждая ночь Рамадана вплоть до сегодняшнего дня – это праздник совместной молитвы.

Но не получилось ли так, что Умар допустил нечто выходящее за рамки желаний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Примерно такой же вопрос задал однажды Абу-Йусуф своему учителю. И Абу-Ханифа ответил: «Таравих – это установившаяся традиция самого Пророка. Умар ничего не выдумывал от себя и не был нововведенцем. Люди собирались на коллективную молитву во главе с Убайей б. Кабом, на которую приходило немало сподвижников Посланника Аллаха. И никто из них не выступал против. Наоборот, они содействовали ему, поддерживали его и повелевали в пользу этого, так как знали, что такова сунна Посланника Аллаха».

Учитывая, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил прямых указаний в отношении молитвы таравих, в дальнейшем среди мусульман возникли споры относительно должного числа составляющих ее ракатов. Например, Аиша (мир ей) говорила о восьми молитвенных циклах, в то время, как другие сподвижники Пророка (например, Али) упоминали двадцать. Видимо, правильно и то, и другое.

Таравих можно совершать ночью, в любое время вплоть до рассвета, но обязательно после ночной молитвы. После таравиха совершается витр (хотя их и допускается менять местами). Витр в Рамадан проводится под руководством имама, что практикуется только лишь в этом месяце. Рецитация Корана как в таравихе, так и в витре осуществляется имамом вслух . При этом молитва кунут при исполнении витра читается про себя. Молитвы после салавата опускаются, а сам салават допускает свой сокращенный вариант. Порицается быстрое чтение Корана, когда не проговариваются буквы. Таравих можно читать как по два, так и по четыре раката.

Как мы уже видели, таравих Пророка (САВ) длился весьма долго. Поэтому отличие этой молитвы заключается в том, что после каждых четырех ракатов мусульмане некоторое время отдыхают. Татарский богослов XX в. Ахмадхади Максуди, указывая, что во время подобного отдыха поощряются прославления Аллаха, говорит о молитве, используемой «в наших городах» с этой целью :

Субхан а зи- ль- мул ь ки ва ль-малякут . Субхан а зи – л ь -иззати ва ль-азамати ва ль-кудрати ва ль-кибрияи ва ль-джабарут. Субхан а л ь -м а лики ль-хайи ль-лязи ля ямут. Суббухун куддусун раббу ль-маляикати ва р-рух. Ля иляха илля л-лаху настагфиру л-лах. Нас-алюкя ль джанната ва на узу бикя мина н-нар.

Эта красивейшая как по смыслу, так и по своему звучанию молитва читается в российских мечетях по сей день.

Молитву таравих допускается читать как в индивидуальном порядке дома, так и в мечети под руководством имамам. При этом второй вариант особенно рекомендуется тем, кто не владеет свободным умением читать Коран. Учитывая, что людей, которые не владеют Кораном, подавляющее большинство, ряд ученых считает таравих вместе с имамом более предпочтительным. Это особенно справедливо для России, перенесшей семидесятилетний период запрета религии и атеизма.

ВНИМАНИЕ : В Нижнем Новгороде молитва таравих проходит ежедневно на протяжении всего месяца Рамадан в Нижегородской Соборной мечети на Сенной площади. Начало молитвы : 18.30

Кроме того, молитва таравих проводится и в других мечетях города, узнавайте время в мечетях.

Из книги «Мусульманский пост (ураза)» Рустама Батрова

Оценка 4.6 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here