Молитва при посте мусульман

Данная статья содержит: молитва при посте мусульман - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитва при посте мусульман

Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

Дуа после разговения (ифтара)

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

Дуа после разговения (ифтара)

«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

Дуа после разговения (ифтара)

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Молитва при посте мусульман

«Если человек не перестает лгать или поступать лживым и невежественным образом, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья!» (Бухари, Абу Дауд).

Основные элементы поста:

2. Воздержание с рассвета до захода солнца от нарушения поста

Согласно хадису, рассказанному от имени посланника Аллаха (САС): «Если человек не утвердил ночью в своем душе намерение поститься, то его пост не принимается». Пост является неправильным, если постящийся не утвердил ночью в своей душе намерение поститься, т.е. с момента заката солнца до наступления рассвета. Большинство ученых считают, что достаточно утвердить намерение в начале Рамадана – поститься весь месяц. Если же произошло вынужденное прерывание поста, то при его возобновлении надо повторить намерение. Намерение не надо произносить вслух, его необходимо утвердить в сердце.

Кому пост обязателен?

Каждому мусульманину, достигшему зрелости, находящемуся в здравом рассудке и способному держать пост.

Неспособными держать пост считаются старые и тяжело больные люди.В качестве компенсации они, или их близкие родственники, должны накормить 60 бедняков.

Этика поста и одобряемое:

1. Усердие в различных видах поклонения:

проводите больше времени в молитвах, делайте побольше зикра, читайте ду’а себе и другим.

2. Выдержка во взаимоотношениях с людьми:

Даже если вас оскорбляют, провоцируют на грубость, не отвечайте, а в ответ скажите: «Поистине, я пощусь».

3. Приглашение кого-либо из постящихся разделить трапезу при разговении: Наш пророк (САС) сказал: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и сам он, но при этом награда постящегося не уменьшится ни на йоту».

4. Своевременное разговение (ифтар) и максимально поздний прием пищи перед рассветом (сухур).

5. Обращение перед разговением с мольбой к Аллаху: мольба постящегося принимается, пока он не прервал свой пост.

“Ешьте перед рассветом, потому что предрассветная трапеза благостна” (Бухари, Муслим)

СУХУР-это предрассветное время приема пищи, оно заканчивается примерно за 2 часа до восхода солнца.

1. С наступлением времени утренней молитвы необходимо прервать еду и питье.

2. Утренний прием пищи является действием Сунны. Нужно съесть хотя бы пару фиников или выпить глоток воды.

3. Запрещается прерывать пост из-за того, что сухур пропущен и возник сильный голод.

4. Если человек после восхода солнца по забывчивости что-то съел или выпил, то пост считается действительным, и он должен продолжать поститься.

5. Не следует есть слишком много, это только усилит чувство голода в течение дня. Избегайте слишком острой и соленой пищи.

«Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговлением» (Бухари, Муслим), а также посланник Аллаха(САС) сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Самыми любимыми из Моих рабов являются те, которые спешат с разговлением» (Тирмизи)

Ифтар– время разговления, начинается с наступлением вечерней молитвы (магриб).

1. Прекратить пост следует сразу же после захода солнца (наступления молитвы «Магриб»). Желательно, следуя сунне нашего пророка (САС), съесть нечетное количество фиников и выпить несколько глотков воды, восхваляя Аллаха и читая следующее дуа: «Господи, ради Тебя я соблюдал пост и Твоими дарами совершил разговление- «Аллахумма ляка сумту ва аля ризкыкя афтарту». Кроме этого ду’а, существуют и другие- см. «Крепость мусульманина». Кроме этого, можно обращаться ко Всевышнему и со своей, личной мольбой.

2. После этого рекомендуется начать совершеней молитвы «Магриб».

3. После молитвы можно приступить к основной трапезе.

Что нарушает пост?

1) Намеренный прием пищи и жидкости в светлое время дня;

2) Совокупление в светлое время дня;

3) Преднамеренное семяизвержение;

4) Преднамеренно вызванная рвота;

5) Менструация, родовые кровотечения.

Пожалуйста, не сплевывайте слюну! Во-первых, проглатывание слюны не нарушает пост, а во-вторых- безобразно выглядит.

Проживать один день за другим, не разговляясь.

Чего следует избегать в течение дня:

1)пророк (САС) сказал, что 5 поступков нарушают пост:ложь, злословие, клевета, ложная клятва и похотливый взгляд

2) Чрезмерное втягивание воды носом при омовении, задержание воды во рту при полоскании рта, чрезмерное глотание слюны и т.п.

3) Кровопускание- хижама: тут есть разногласие среди ученых, однако большинство считает, что это нарушает пост. Сдавать анализ крови можно!

4) Ласкание жены

  • Если человек кушает, пьет или вступает в интимную связь, полагая, что еще продолжается ночь, но затем осознает, что уже наступил рассвет, то в этом нет вреда, потому что аят ясно устанавливает дозволенность этих вещей до того как человек с уверенностью понимает, что уже рассвело.

    Абд ар-Раззак передал через достоверный (сахих) иснад от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах): «Аллах разрешил вам есть и пить, пока нет у вас никакого сомнения».

    (Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа считал, что человек в такой ситуации не обязан восполнять пост).

    Что делать, если все же нарушил пост?

    Совершить покаяние (тауба), а затем искупление- это соблюдение поста в течение двух месяцев подряд (60 дней). Если при этом пост вновь нарушается, необходимо начать сначала. Если уверен, что не сможешь- следует накормить 60 бедняков.

    Если прервал пост по уважительной причине (например, путешествие, тяжелая болезнь и пр.):

    Следует возместить пропущенные дни по прошествии Рамадана, обязательно- до начала месяца шаабана следующего года, однако желательно- как можно скорее, так как это- твой долг пред Аллахом.

    Наиболее распространенные вопросы:

    1)Можно ли принимать душ, ванну в дневное время?

    2)Надо ли соблюдать пост во время поездки, командировки?

    Согласно хадису о посте во время путешествия: «Если хочешь, то постись, а если нет, то разговляйся» (Бухари, Муслим). То есть, на ваше усмотрение. Однако если вы прерываете пост, то такое же количество дней следует возместить по окончании Рамадана.

    3)Можно ли соблюдать пост при хронических гастро-заболеваниях?

    Как правило, пост не вызывает обострений, скорее наоборот- язвенники, гастритники и прочие несчастные прекрасно себя чувствуют во время поста. Главное – помнить о своей диете во время разговления.

    Это молитва, состоящая из нечетного числа ракатов, от 8 до 20, совершается после ночной молитвы и’ша. Читается по два раката. Является сунной. Ежедневно совершается в нашей мечети.

    Где женщине предпочтительно читать молитву ат-таравих, дома или в мечети?

    «Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйке семейного очага, является ее дом, а не мечеть, как для мужчин. Однако следует отметить, что в хадисах речь идет о мусульманках, которые отправляются в мечеть с единственным намерением- помолиться Господу в стенах храма. Сегодня же, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо прослушивание пятничных проповедей, царящая в мечети атмосфера духовного братства и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека. А одиночество и ежедневные бытовые проблемы оказывают расслабляющее воздействие на иман человека. В случае с таравихом это наиболее актуально, так как совершить длинную молитву в одиночестве должным образом трудно».

    Можно ли использовать глазные капли? Полоскать горло? Пользоваться сиваком? Посещать стоматолога?

    И многие другие вопросы, подробнее:

    1) Помни, что время в Рамадане особенно ценно, дорожи им, не теряй попусту ни одной минуты! Если едешь в транспорте- можно читать Коран, делать зикр;

    2) Если испытываешь приступ очень сильного голода или жажды- читай ду’а, проси у Аллаха облегчения;

    3)Побольше пей между ифтаром и сном, чтобы поддержать нормальный уровень жидкости в организме;

    4) Если пригласили на ифтар, то отказать можно только в самом крайнем случае. Помни, что принять приглашение- долг мусульманина по отношению к брату/сестре;

    5)Если тебя пригласили двое в один день, следует принять первое приглашение.

    Молитва при посте мусульман

    Мусульманский пост

    Мусульманский пост: правила соблюдения поста

    Мусульманский пост (с арабского «воздержание») – временный отказ от еды, воды, половых отношений, а также совершения каких-либо грехов на протяжении всего светового дня. Во время всего поста нельзя говорить о других плохо, совершать только добрые поступки. Любой уважающий свою веру мусульманин должен знать, когда начало и конец поста, а также с чего его начать и чем завершить. Но среди мусульман, есть те, кто в сомнениях, верно ли они всё делают во время поста.

    Пост соблюдают не все мусульмане, есть исключения, а вот обязательно его должны соблюдать:

    • достигшие совершеннолетия девочки и мальчики (девочки 9-10 лет и мальчики 12-13 лет);
    • умственно полноценные;
    • у кого крепкое здоровье.

    Пост начинается с совершением намерения до утренней молитвы: « Я намереваюсь держать пост в месяц Рамадан, ради Аллаха, Аллаху Акбар ». Есть перестают, когда до молитвы остается 20 минут, чтобы успеть убрать всё за собой, почистить зубы и ополоснуть полость рта. После этого наступает утренняя молитва – это и есть начало поста. Солнце совсем село и его не видно, вот теперь у мусульман начинается разговение. Лучше разговляться фиником. Пост меняет человека и морально и физически, он положительно влияет на здоровье: укрепляет иммунитет, ускоряет метаболизм, дает ясный ум и сжигает жир, успокаивает нервы, мочеполовую систему, язву желудка, сон становится крепче и спокойнее.

    По каким причинам пост для мусульманина может закончиться:

    • когда происходит намеренное употребление еды;
    • не должно быть интимных отношений между мужчиной и женщиной;
    • нельзя бранить других и пускать сплетни.

    Есть действия, которые мусульманин может совершить и пост сохраняется:

    • применение благоуханий;
    • плавание и обливание водой;
    • если Вы забыли про пост и съели пищу.

    Пост меняет у человека его ценности, душу, учит проявлять любовь и терпимость по отношению к другим, также появляется чувство милосердия и сострадания.

    Надеемся, мы Вам помогли разобраться в основах мусульманского поста.

    Статья оказалась полезной? Не забудь поделиться с друзьями – сделать репост!

    Смотрите также:

    Читайте также:

    В 17 лет отец решил выдать ее замуж.

    В 17 лет отец решил выдать ее замуж, нашел достойную кандидатуру для будущего жениха своей дочери. Позвав ее для серьезного разговора, он объявил ей, что она должна выйти замуж за своего двоюродного брата. Свой выбор отец объяснил тем, что он доверяет этому молодому человеку, что она будет жить, как принцесса в его доме. Представив своего будущего мужа, девушка чуть не упала в обморок, ей был противен он, она всячески хотела уговорить отца, но слово отца не оспаривалось

  • Анонимная исламская линия доверия: Я приняла Ислам, не девственница, не могу из-за этого выйти замуж

    Я приняла Ислам три года назад, совершаю намаз, держу пост, поминаю Аллаха. Я русская и в Ислам пришла самостоятельно, изучив его основы и общаясь с сёстрами-мусульманками. Хочу выйти замуж, чтобы иметь надёжную защиту от шайтана. Так как я живу в немусульманском обществе, то искать мужа я начала на одном из исламских сайтов знакомств. Спустя некоторое время мне пришло сообщение от брата-мусульманина с предложением познакомиться

  • Можно ли по Исламу есть грибы?

    Ас-Саляму алейкум! Можно ли есть грибы? (Россия, Татарстан)

  • Мудрые притчи об отношении к сложностям, которые преподносит жизнь

    Однажды к отцу пришла его дочь и стала жаловаться: – Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе

  • Почему следует остерегаться недозволенного в пище?

    Наша жизнь, казалось бы, соткана из парадоксов. Возможно, это свойство светского общества

  • Что такое тилават сажда и как он совершается?

    Тилават сажда – это земной поклон, который является ваджибом и совершается после чтения определенных аятов Священного Корана. В сурах Священного Корана имеется четырнадцать сажда аятов, для каждого покорного человека, прочитавшего или услышавшего один из этих аятов, будет ваджибом совершение земного поклона.

  • Если женщина в мирской жизни была несколько раз замужем, то с кем из мужей она будет в ахыра?

    Прежде всего, не следует забывать об особенностях Рая. Если забыть об этой особенности, то многие вопросы останутся без ответа. Это особенностью является следующее: Рай – это место безграничного счастья. Человек, вошедший в Рай, не встретит там ничего, что могло бы хоть как-то затенить это счастье.

  • Какое садака считается в исламе самым лучшим?

    В одном из хадисов говорится: «Самым лучшим садака является то, которое дано.

    Молитва при посте мусульман

    [ 20/08 / 20 0 5 ] Мусульманский пост (ураза)

    Пост на практике

    В классических работах, посвященных богослужебным правилам Ислама, не выделяется раздел о том, как на практике проходит мусульманский пост. Подразумевается, что в регионах, где соблюдение этой вековой традиции не прерывалось, мусульмане все без исключения имеют хотя бы общее представление о посте. Поэтому авторы указанной литературы рассматривают лишь частные вопросы, связанные с соблюдением поста. Однако в России немало мусульман, которые выросли в отрыве от религиозной практики Ислама и зачастую не имеют должного представления о его обрядах. Поэтому прежде, чем приступить к подробному раскрытию нашей темы, была решено устранить данный пробел.

    Пост (арабск. саум или сыям; перс, ураза) является одним из наиболее значимых способов поклонения Всевышнему Творцу.Когда говорится о мусульманском посте, в первую очередь подразумевается пост, соблюдаемый на протяжении девятого месяца па лунному календарю — Рамадана (или Рамазана). Этот пост является обязательным для всех полноценных членов общины, физически способных к его соблюдению. Формально пост заключается в воздержании от принятия пищи, питья и вообще чего бы то ни было внутрь, а также от супружеской близости в светлое время суток. Точнее, в период, начинающийся с рассветом и заканчивающийся с заходом солнца. Фактически же пост подразумевает воздержание от любых плотских желаний и представляет не что иное, как своеобразную школу нравственного самоочищения. Помимо поста в месяц Рамадан существуют и другие, дополнительные посты, которые соблюдаются по тем же правилам, что и основной пост.

    Накануне поста ранним утром мусульмане соблюдают утреннюю трапезу (сухур). Это, как правило, делается даже в том случае, когда отсутствует необходимость (в короткие зимние дни), ибо такова святая традиция, установленная Пророком Мухаммадом (сав). Для того чтобы остатки пищи не попали внутрь, перед началом поста тщательно прочищается ротовая полость, после чего читается короткая молитва, выражающая намерение человека соблюсти пост:

    Навайту ан асума саума шахри Рамадан мина ль-фаджри иля лъ-магриби. Халисан ли-ль-Ляхи Тааля. Аллаху акбар!

    «Я вознамерился соблюсти пост месяца Рамадан искренне ради Всевышнего Аллаха. Аллах превелик!».

    Учитывая, что, как говорил Пророк (сав), все дела судятся по намерениям, указанное действие является значимым элементом поста, отличающим его от простого голодания.

    Как уже было сказано, воздержание начинается с началом рассвета и заканчивается с заходом солнца. На протяжении этого времени постящийся продолжает вести свои обычные мирские дела. Однако ему предписывается сторониться всякого рода развлекательных мероприятий и стараться посвящать свободные минуты как можно большему числу богоугодных деяний, в особенности молитвам.

    В том случае, если человек стеснен некоторыми жизненными обстоятельствами, грозящими обернуть пост ему во вред (изнурительная дорога, болезнь, беременность у женщин и др.), то ему на собственное усмотрение разрешается отложить соблюдение обязательного поста до более благоприятных времен. В обязательном порядке пост откладывается женщинами, имеющими ежемесячное или послеродовое кровотечение. Хронические больные и немощные старики при наличии возможностей заменяют пост искупительной милостыней в пользу бедных (фидья).

    Неоправданно нарушенный пост подлежит восполнению, а за его наиболее грубое несоблюдение налагается в добавление обязательное религиозное наказание — епитимья (каффарат).

    С заходом солнца пост прекращается, о чем благозвучно оповещает муаззин (глашатай), созывая верующих на вечернюю молитву. Еще до молитвы постящиеся разговляются (ифтар), вкусив немного пищи, которой по традиции являются финики или глоток воды. Разговение завершается обращением ко Всевышнему, как бы подводящим итог непростому служению:

    Аллахумма! Ляка сумту уа бикя аманту уа ‘алейка тавак-кальту уа ‘аля ризкыкя афтарту. Фа-гфир-ли ма каддамту уа ма аххарту!

    «Боже! Ради Тебя я постился и в Тебя я уверовал, на Тебя положился и Твоим пропитанием разговелся! О, Прощающий! Прости мои [грехи], что я совершил иль совершу!»

    После вечерней молитвы мусульмане принимают полноценную еду, от которой они воздерживались на протяжении всего дня. С заходом солнца все запреты снимаются и верующий может проводить время так, как если бы шел простой месяц, а не Рамадан, Однако желая сподобиться благодати этого месяца, верующие и с прекращением поста стараются сохранить его духовную атмосферу, совершая соответствующие благодеяния. По случаю Священного месяца Рамадан ночью исполняется особая молитва — таравих. Поэтому после вечерней трапезы мусульмане спешат в мечеть для того, чтобы принять участие в этом торжественном действии, Молитва таравих может совершаться и в индивидуальном порядка дома. С рассветом начинается новый день поста.

    Одна из ночей последней декады Рамадана является особенно благодатной и именуется ночью Могущества. Ее надлежит проводить в благочестивых бдениях. Однако на какое число она приходится ни в Коране, ни в Сунне Пророка (сав) не конкретизируется. Наиболее вероятной является ночь на 27 Рамадана, ставшая своеобразным праздником, который отмечается совместными молитвенными бдениями в мечети. Мусульмане, стремящиеся непременно застать величественную ночь, в богослужебных бдениях последние десять дней Рамадана проводят в благочестивом уединении (и’тикаф), полностью отгораживаясь от мирской жизни и целиком посвящая себя молитвенному поклонению.

    Накануне завершения Рамадана постящиеся мусульмане раздают скоромную милостыню (садака аль-фитр) с тем, чтобы очистить свой пост от возможно допущенных погрешностей. Окончание же поста знаменует собой праздник Разговения, являющийся одним из двух великих религиозных праздников Ислама — праздником Ураза-байрам.

    Предыстория мусульманского поста

    Сегодня обязательный пост соблюдается мусульманами в месяц Рамадан. Данный факт настолько общеизвестен, что кажется: подобное положение дел было всегда. Однако это не так. Ибн-Касир в своем толковании Корана повествует историю о том, как предписывался мусульманский пост, запечатленную в пяти аятах суры «Корова» (2:183-187). Ниже приводится его версия предыстории поста, дополненная автором сведениями из других источников.

    Первоначально Пророк (САВ) и верующие постились на протяжении трех дней в каждом месяце, следуя древней традиции, восходящей еще ко временам пророка Нуха/Ноя. По словам супруги Пророка Аишы, в те времена среди курайшитов был распространен и другой обычай – пост в день Ашура, который Посланник Аллаха (САВ) соблюдал наряду с ежемесячным трехдневным постом и по прибытии в Медину. Однако по свидетельству Ибн-Аббаса про пост в этот день Пророк (САВ) узнал лишь после переезда: «Пророк (САВ) приехал в Медину и увидел иудеев, соблюдающих пост в день Ашура.

    — Что это? – спросил он.

    — Благой (салих) день, — ответили они.

    — В этот день Бог, всемогущ Он и велик, спас сынов Израилевых от врагов их. Моисей проводил его в посте.

    — Я ближе (ахакк) к Моисею/Мусе, чем вы! — сказал он и стал поститься, повелев поститься и другим».

    Пророк (САВ) послал человека донести до мусульман это повеление: «Тот, кто уже поел, пусть начнет соблюдать пост сегодня с этого момента, а тот, кто еще не ел, пусть проведет этот день в посту. Сегодня Ашура!».

    Затем во втором году по хиджре Всевышний ниспослал знаменитые аяты: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас — быть может, вы будете богобоязненны! — в определенные дни. ». Считается, что это предписание было ниспослано в месяц шабан, т.е. накануне Рамадана, а под определенными днями подразумевались дни этого месяца, который заменил ежемесячные трехдневные посты. Хотя некоторые толкователи Корана полагают, что как раз они-то и имелись ввиду под определенными днями.

    С самого начала путникам и больным разрешалось откладывать соблюдение поста: «тот из вас, кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни». Данное правило действует и поныне. Изменилось другое. Поначалу пост в Рамадан не был строго обязательным, каким мы его знаем сегодня. Верующие по своему усмотрению могли заменить его на благотворительную трапезу: «. а кто в состоянии осилить его [но не делает этого], на того возложено во искупление кормить бедняка». Следует подчеркнуть, что, как видно из аята, речь идет о верующих, физически способных к соблюдению поста и не стесненных трудностями, мешающими провести его без ущерба для своего здоровья. «Поначалу, —- вспоминал сподвижник Пророка Муаз, — кто желал, тот постился, а кто не желал — скоромничал и кормил за каждый день [поста] бедняка». Позднее данное правило утратит свою силу, в связи с чем комментаторы Корана назовут его отмененным (мансух). Другие же толкователи последнего Откровения Всевышнего предпочитают другое объяснение. Слова «кто в состоянии осилить его» они трактуют противоположно по отношению к его буквальному смыслу, говоря, что здесь имеются ввиду те, кто не в состоянии осилить пост и подразумевают под ними немощных стариков и неизлечимо больных мусульман. Но это, несомненно, уже более поздняя интерпретация.

    Как бы там ни было, оговорка о подобной возможности вместо поста кормить бедняка действовала недолго и была лишь этапом к окончательному утверждению общеобязательности обряда. Ведь уже по последним фразам этого же аята можно было предугадать окончательную волю Всевышнего: «. а кто добровольно примет лучшее, то ему же во благо. Так вот, коль станете поститься, то это лучше для вас, о если бы вы знали!».

    Так оно вскоре и произошло, ибо Пророку (САВ) было открыто следующее: «Месяц Рамадан — тот, в котором ниспослан Коран в руководство людям и как разъяснение прямого пути и мерило [добра и зла]. И вот, кто из вас застанет этот месяц, то пусть проведет его в посту». Ключевой для нас является последняя фраза. Она – прямой, уже безоговорочный, приказ соблюдать пост тем, кто в состоянии осилить его. Отныне им не допускается, как раньше, вместо поста кормить неимущих. Причина этого была изложена Творцом в предыдущем аяте. О тех же, кто продолжает пользоваться послаблением, Всевышний повторяет вновь: «. а кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни: Аллах желает для вас облегчения, но не желает затруднения, дабы вы восполнили [пропущенный] срок и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на путь — быть может, вы будете благодарны!».

    Отныне пост в течение тридцати дней девятого месяца по лунному календарю стал единственно обязательным постом. «Пост в Рамадан отменил всякий другой пост», — сказал Пророк (САВ). Что же до дня Ашуры и трех дней в течение каждого месяца, то мусульмане и по сей день отмечают их постным воздержанием, что осталось в качестве богоугодного, хотя и не обязательного обычая.

    Однако на этом предыстория поста не заканчивается. Дело в том, что поначалу правила поста были несколько иными. Первые мусульмане приступали к воздержанию не с рассвета, как мы сейчас, а с момента окончания ночной молитвы. При этом, если постящийся хотя бы немного поспал перед последним намазом, то его воздержание уже начиналось после пробуждения. Соответственно и последняя трапеза принималась не перед рассветом, а перед ночным намазом или предшествующем ему сном. Таким образом, на восстановление сил оставалось совсем немного времени, т.к. ночная молитва исполняется в строго фиксированное время (примерно через 1-1,5 часа после разговения). Иначе говоря, постное воздержание длилось около 23 часов, что, конечно же, переносилось мусульманами крайне тяжело.

    Однажды один из мединских мусульман-ансаров по имени Кайс б. Сарма после изнурительных сельскохозяйственных работ на своем поле вернулся домой сильно уставшим и голодным. Но он так и не успел поужинать, ибо сон сморил его прежде, чем был накрыт стол. Через некоторое время после сна ему ничего не оставалось, как приступить к воздержанию, не вкусив даже куска хлеба и не испив глотка воды. На следующий день он, измученный, упал в обморок, о чем было поведано Пророку (САВ). По другому рассказу, Кайс не смог устоять перед длительным голодом и все же отведал еды в уже запретное время, после чего сам рассказал об этом Посланнику Аллаха (САВ).

    Другой сподвижник Пророка, Умар ибн Хаттаб также нарушил запрет. Ночью, после короткого сна он имел супружескую близость. По другой версии, перед близостью поспала его жена. Совершив проступок, Умар наутро покаялся перед Пророком (САВ). Подобное нарушение допустил и Каб б. Малик.

    Необходимость нового повеления стала очевидной, и Всевышний ниспослал: «В ночь поста разрешается вам приближаться к своим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, простил вас и помиловал. А теперь прикасайтесь к ним и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах [т.е. к рождению ребенка]. Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нить от черной нити, до рассвета, а после поститесь вплоть до ночи». Этого аята ждали, и потому мусульмане «очень сильно обрадовались ему», — вспоминал один из сподвижников Пророка аль-Бара (ра). Впрочем, ему же принадлежит также и другое объяснение смысла аята: «Когда был предписан пост в месяц Рамадан, мусульмане не приближались к женам в течение всего Рамадана, но мужчины обманывали самих себя».

    Поначалу не все сподвижники понимали суть последней фразы в Откровении Всевышнего, утвердившего новое правило. Передают, что Али ибн Хатим рассказывал: «Когда был ниспослан аят «. пока нельзя будет отличить белую нитку от черной. », я решил воспользоваться черными и белыми путами, которые положил себе под подушку. Ночью я стал смотреть на них, но ничего не мог различить, а утром отправился к Посланнику Аллаха (САВ) и рассказал ему об этом, на что он сказал: «Поистине, это чернота ночи и белизна дня».

    После этого аята, разъясненного Пророком (САВ) правила поста уже не изменялись, и вплоть до сегодняшнего дня мусульмане постятся так, как изложено в нем: от рассвета до захода солнца, с которого по мусульманской традиции и начинается ночь. Запрет же на супружескую близость сохранился лишь в отношении тех, кто посвятил себя благочестивому уединению: «И не прикасайтесь к ним, когда вы уединяетесь в местах поклонения (масджид). Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах людям Свои знамения — может быть, они будут богобоязненными!».

    Таким образом, обряд поста был ниспослан Всевышним в три этапа. Сначала был предписан Рамадан в качестве месяца поста, затем — отменена возможность вместо поста кормить бедняка и, наконец, установлена его окончательная продолжительность, в связи с чем Муаз ибн Джабал сравнивал заключительное становление правил поста со становлением правил канонической молитвы. В отношении намаза напомним, что сначала было изменено ритуальное направление (кибла), затем определена форма призыва на молитву и, наконец, урегулирован вопрос, связанный с опозданием на коллективную молитву. Запрет на вино также налагался в три этапа (2:219; 4:43; 5:90). Во всем этом следует усматривать безграничную мудрость и заботу о человеке со стороны Всевышнего, ниспосылающего Свои повеления лишь в соответствии с готовностью и потребностью верующих понять и принять их.

    Для многих мусульман праздничная атмосфера Рамадана ассоциируется с особой молитвой, совершаемой в течение всего этого месяца, с молитвой таравих. Молитва таравих совершается ночью исключительно по случаю Рамадана и буквально переводится как «отдохновения». Это связано с тем, что первые мусульмане, собиравшиеся на нее, после каждых четырех молитвенных циклов (ракатов) немного отдыхали. «Кто в Рамадан совершает молитву, – говорил о таравих Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), – с верой и покорностью, тому будут прощены его прежние грехи».

    Основы этой традиции были заложены самим Пророком Мухаммадом, который совершал таравих поначалу исключительно дома (или в месте уединения), и поэтому никто, кроме близких, не знал, как же молился в этот месяц Пророк. Однако в отдельные дни Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) все же выходил к людям для дополнительных молитв по случаю этого месяца. Но все же в Пророк в Рамадан практически не совершал ночных молитв вместе с людьми, а редкие исключения воспринимались не как требование, а как пожелание самих молящихся.

    Во времена Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах) все сохранилось без изменений и так продолжалось до тех пор, пока однажды Умар (да будет доволен им Аллах) в свою бытность халифом не вышел в одну из ночей Рамадана в мечеть и не увидел, как совершенно вразнобой молятся люди. «Я думаю, – сказал он, – было бы превосходно, если всех их собрать стоящими за одним чтецом». Так он и сделал, поручив Убайе б. Кабу (да будет доволен им Аллах) возглавить намаз. На следующую ночь мусульмане уже молились, руководимые им. И когда Умар увидел это, он воскликнул: «Как хорош этот новый закон!» С тех пор каждая ночь Рамадана вплоть до сегодняшнего дня – это праздник совместной молитвы.

    Но не получилось ли так, что Умар допустил нечто выходящее за рамки желаний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Примерно такой же вопрос задал однажды Абу-Йусуф своему учителю. И Абу-Ханифа ответил: «Таравих – это установившаяся традиция самого Пророка. Умар ничего не выдумывал от себя и не был нововведенцем. Люди собирались на коллективную молитву во главе с Убайей б. Кабом, на которую приходило немало сподвижников Посланника Аллаха. И никто из них не выступал против. Наоборот, они содействовали ему, поддерживали его и повелевали в пользу этого, так как знали, что такова сунна Посланника Аллаха».

    Учитывая, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил прямых указаний в отношении молитвы таравих, в дальнейшем среди мусульман возникли споры относительно должного числа составляющих ее ракатов. Например, Аиша (мир ей) говорила о восьми молитвенных циклах, в то время, как другие сподвижники Пророка (например, Али) упоминали двадцать. Видимо, правильно и то, и другое.

    Таравих можно совершать ночью, в любое время вплоть до рассвета, но обязательно после ночной молитвы. После таравиха совершается витр (хотя их и допускается менять местами). Витр в Рамадан проводится под руководством имама, что практикуется только лишь в этом месяце. Рецитация Корана как в таравихе, так и в витре осуществляется имамом вслух . При этом молитва кунут при исполнении витра читается про себя. Молитвы после салавата опускаются, а сам салават допускает свой сокращенный вариант. Порицается быстрое чтение Корана, когда не проговариваются буквы. Таравих можно читать как по два, так и по четыре раката.

    Как мы уже видели, таравих Пророка (САВ) длился весьма долго. Поэтому отличие этой молитвы заключается в том, что после каждых четырех ракатов мусульмане некоторое время отдыхают. Татарский богослов XX в. Ахмадхади Максуди, указывая, что во время подобного отдыха поощряются прославления Аллаха, говорит о молитве, используемой «в наших городах» с этой целью :

    Субхан а зи- ль- мул ь ки ва ль-малякут . Субхан а зи – л ь -иззати ва ль-азамати ва ль-кудрати ва ль-кибрияи ва ль-джабарут. Субхан а л ь -м а лики ль-хайи ль-лязи ля ямут. Суббухун куддусун раббу ль-маляикати ва р-рух. Ля иляха илля л-лаху настагфиру л-лах. Нас-алюкя ль джанната ва на узу бикя мина н-нар.

    Эта красивейшая как по смыслу, так и по своему звучанию молитва читается в российских мечетях по сей день.

    Молитву таравих допускается читать как в индивидуальном порядке дома, так и в мечети под руководством имамам. При этом второй вариант особенно рекомендуется тем, кто не владеет свободным умением читать Коран. Учитывая, что людей, которые не владеют Кораном, подавляющее большинство, ряд ученых считает таравих вместе с имамом более предпочтительным. Это особенно справедливо для России, перенесшей семидесятилетний период запрета религии и атеизма.

    ВНИМАНИЕ : В Нижнем Новгороде молитва таравих проходит ежедневно на протяжении всего месяца Рамадан в Нижегородской Соборной мечети на Сенной площади. Начало молитвы : 18.30

    Кроме того, молитва таравих проводится и в других мечетях города, узнавайте время в мечетях.

    Из книги «Мусульманский пост (ураза)» Рустама Батрова

  • Оценка 3.4 проголосовавших: 73
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here