Данная статья содержит: молитва от грызунов мученика трифона - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Молитва об избавлении от мышей и вредных насекомых. Мученику Трифону
ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА
Мученик Твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим, и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, (созданнем на похвалу святому имени твоему), и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у него дар сей: аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник, и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Престола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков. Аминь.
Заклинание Трифона от вредных насекомых и животных
Совершающий это заклинание Трифона должен читать только тех животных, которые наносят вред участку (полю, огороду…) на данный момент, наименования же прочих читать не положено. Связано это с тем, что могут погибнуть сразу все животные и насекомые, в том числе и полезные (пчелы и т.д.).
Заклинаю вас, многовидные зверие, червие, гусеницы, хрущи, и прузи, мыши, щуры и критица, и различная роды, мух, и мушиц, и молий, и мравий, овада же и ос, и многоножниц, и многообразные роды ползающих по земле животных, и летающих птиц вред и тщету нивам, виноградом, садом же и вертоградом наносящия, Богом Отцем Безначальным, и Сыном Его безначальным и единосущным, и Духом Его Пресвятым, Отцу и Сыну единосущным и с Пресвятым Животворящим.
Заклинаю вас вочеловечением единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и пожитием Его на земли с человеки, страстию же Его спасительною, и животворную Его смертию, и тридневным Его воскресением, и на небеса Вознесением, и всем Его Божественным спасительным смотрением.
Заклинаю вас и святыми многоочитыми Херувимы, Шестокрылатыми Серафимы, летающими окрест престола, и воспевающими Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.
Заклинаю вас святыми Ангелы, и всеми силами небесными, и тысячами тысяч, иже с многим страхом предстоят славе Господней, да не обидите винограды ни нивы, ни вертограды, ни древеса, ни зелий раба Божия (имя хозяина земли, огорода…), но отидите на дивыя горы, на неплодная древеса, наняже даровал есть вам Бог повседневную пищу.
Заклинаю вас Честным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога и Спаса нашего, имже спасение дадеся нам и искупление, о Егоже имени мученицы святые умроша, да не обидите ни нивы, ни винограды, ни всякое древо плодовитое, и безплодное, и ниже лист зелий да не обидите от окружения предела, и места раба Божия (имя хозяина земли, огорода…), но отидите скоро от места сего, исчезните и погибните, умалитеся, и час от часа безвестни будите, ищезающе и погибающее от мест и предел рабов Божих, правоверно призывающих имя истиннаго единаго Бога в Троице Святей славимаго Отца и Сына, и Святого Духа, благословенно сущее, ныне и присно, и в безконечныя веки веков. Аминь.
Молитвы святым
Память: 1 / 14 февраля
С юных лет Господь даровал Трифону силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Мученику Трифону молятся об избавлении от одержимости, страхов, о сохранении посевов от вредителей.
Тропарь мученику Трифону Апамейскому
Мученик Твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
Кондак мученику Трифону Апамейскому
Тройческою твердостию многобожие разрушил еси от конец, всеславне, честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.
Молитва первая мученику Трифону Апамейскому
О, святый мучениче Христов Трифоне, услыши ныне и на всякий час моление нас, раб Божиих (имена), и предстательствуй о нас пред Господем. Ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси: сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков. Аминь.
Молитва вторая мученику Трифону Апамейскому
О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, в великих чудесех возсиявый, источаяй цельбы притекающим к тебе с верою и сущия в скорбех человеки заступаяй, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в какой-либо нужде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву, в Риме граде от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель. И идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно прославляем Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.
Акафист мученику Трифону Апамейскому:
Канон мученику Трифону Апамейскому:
Житийная и научно-историческая литература о мученике Трифоне Апамейском:
- Святой мученик Трифон Апамейский – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Молитва от грызунов мученика трифона
14 февраля (1 февраля)
". не допусти коснуться меня уловляющей руке лукавого невидимого врага, дабы он не свел меня во глубину погибели, но введи меня в возлюбленные селения вместе со святыми Ангелами Твоими, и соделай меня наследником Твоего вожделенного царствия; приими в мире душу мою, всех же, которые будут воспоминать имя раба Твоего, и в память мою святые жертвы Тебе принесут, услышь с высоты святыни Твоей. "
И МУЧЕНИКЕ ТРИФОНЕ
ПОГОВОРКИ НА ТРИФОНА
14 февраля (1 февраля по с.ст.)
Церковь празднует память святого мученика Трифона
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии – Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.
Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 17 лет.
Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну.
После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.
В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так:
«Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли. ». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.
"Христианские мученики в Колизее" Константин Флавицкий. 1862
Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.
Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «. Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее – месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем – в Рим.
Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя – святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви, в Напрудном. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику. Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе. Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве.
При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят – ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.
Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры.
А вот «Заклинание святого Трифона от гадов» считается каноничным: "Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих. ".
Страдание святого мученика Трифона
Святой Трифон родился в стране Фригийской, в селении Кампсад, близ города Апамеи. Еще с юных лет почила на нем благодать Божие и Господь даровал ему силу чудотворение, дабы не только из уст сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу.
В Великих Минеях Четьих много повествуется об исцеление от всяких болезней, совершенных святым отроком Трифоном, и об изгнании им бесов из людей, обращавшихся к нему. Мы же сначала расскажем об одном из многих его чудес, свидетельствующих о великой благодати Божией, почивавшей на нем, а затем будем повествовать об его страдании за веру Христову.
В двести тридцать восьмом году на престол римский вступил император Гордиан, которой, хотя и был идолопоклонник, но христиан не преследовал. Этот царь имел взрослую дочь, по имени Гордиану, – девицу, отличавшуюся умом и красотою, так что многие великие и славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям.
Но эту девицу, а с нею вместе и все ее семейство, постигло великое несчастье: по Божию попущению в нее вошел диавол, которой жестоко мучил ее, ввергая ее в огонь и в воду; приводимые к больной девице, известные своею мудростью врачи не могли помочь ей. Но вот, обитавший в девице, нечистой дух сам, по повелению Божию, провещал:
– Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона.
Царь тотчас послал искать повсюду Трифона. Много было приводимо к царю людей, носивших то же имя, но ни один из них не мог изгнать беса из царской дочери. Наконец, привели к царю святого отрока Трифона, которого нашли во Фригии, в селении Кампсаде, где он пас гусей при одном озере; – отроку было тогда семнадцать лет. Когда святой приближался к Риму, диавол, узнав об его приходе и начав еще сильнее мучить девицу, громко закричал:
– Не могу больше здесь жить, потому что приближается Трифон, и на третий день придет сюда, не могу более терпеть.
Прокричав так, нечистой дух вышел из девицы.
На третий день в город пришел святой Трифон и тотчас был приведен в царские палаты, где был весьма приветливо принят царем, ибо царь узнал в нем того Трифона, о котором упоминал диавол, выходя из девицы.
Но чтобы больше убедиться в том, что именно Трифон исцелил его дочь, царь умолил его показать диавола воочию так, чтобы можно было видеть его телесными очами.
Святой согласился на просьбу царя и шесть дней пребывал в посте и молитве и после того получил свыше еще большую и сильнейшую власть над духами нечистыми. На седьмой день, при восходе солнца, царь пришел к блаженному со всем своим синклитом, желая видеть диавола. Тогда Трифон, исполненной Святого Духа, и духовными очами взирая на невидимого духа злобы, сказал ему:
– Тебе говорю, дух нечистой, во имя Господа моего Иисуса Христа, явись воочию перед находящимися здесь, и покажи им свой мерзкий и бесстыдный образ, и яви немощь свою.
И тотчас диавол предстал пред всеми в виде черного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле.
Святой обратился к нему с вопросом:
– Кто послал тебя, демон, сюда, чтобы войти в отроковицу, и как ты дерзнул войти в созданную по образу Божию, сам будучи столь безобразен и немощен, и исполнен всякой мерзости?
– Я послан отцом моим – сатаною, начальником всякого зла, пребывающим в аде, от которого я получил повеление мучить эту отроковицу.
Тогда святой спросил его опять:
– Кто же дал вам власть посягать на создание Божие?
Демон, хотя и против своего желание, но принужденный невидимою силою Божией, должен был сказать истину.
– Мы не имеем власти над теми, – сказал он, – которые знают Бога и веруют в Единородного Его Сына – Христа, за Которого Петр и Павел умерли здесь, – от этих людей мы со страхом бежим, и, только когда нам бывает попущено, мы причиняем им совне лёгкие искушения. Которые же не веруют в Бога и Сына Божия и, будучи послушны своим похотям, творят угодные нам дела, над теми мы получаем полную власть, чтобы мучить их. Угодны же нам дела такие: идолопоклонение, хула, прелюбодеяние, чародейство, зависть, убийство, гордость; этими и им подобными делами люди, как бы сетями, опутываются, отчуждаются от Бога, Своего Создателя, и самовольно делаются друзьями нам, и вместе с нами принимают вечные муки.
Услыхав это, царь и окружающие его были поражены великим страхом и пришли в ужас; и многие, оставив нечестие; уверовали во Христа; а верующие получили еще большее утверждение в своей вере, и прославили Бога.
Царь, щедро одарив святого, отпустил его с миром домой, но святой всё, что получил от царя, роздал дорогою нищим; сам же, возвратившись в отечество, предался обычным своим занятием, исцеляя недужных и благоугождая Богу святым и непорочным житием.
"Изгнание беса из дочери императора Гордиана святым Трифоном" Витторе Карпаччо. 1507
Но и сам святой, узнав, что его ищут, не бежал в пустыню и не скрывался в горах и пропастях земных, но, вооружившись молитвою и крестным знамением, смело вышел к ищущим его и, отдавшись им в руки, с радостию пошел к эпарху Акилину, которой в то время находился в Никее. Когда Акилин, окруженной оруженосцами, начальниками, слугами и множеством людей, воссел на суде, Помпиниан, скриниарий большого чина, сказал ему:
– Вот юноша из города Апамеи, присланной к твоему величеству, предстоит пред светлым судом твоей власти".
– Предстоящий пусть скажет нам свое имя, и отечество, и фортуну.
– Имя мое – Трифон, отечество мое – селение Кампсада, близ города Апамейска, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течение звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос – вера моя, Христос – похвала моя, и венец славы моей.
Эпарх на это сказал святому:
– Вероятно, ты до нынешнего дня вовсе не слыхал о царском повелении, по которому всякий, кто называет себя христианином, и не покланяется богам, должен умереть злою смертью; итак, образумься и оставь свою льстивую веру, чтобы не быть вверженным в огонь.
Но Трифон воскликнул:
– О, если бы мне сподобиться чрез огонь и все муки получить кончину за имя Иисуса Христа, Господа моего и Бога!
– Трифон, советую тебе принести жертву богам, ибо вижу, что ты, хотя и молод телом, но имеешь совершенной разум, и я не желаю, чтобы ты умер злою смертью!
– Я тогда буду иметь совершенной разум, – отвечал святой, – когда принесу Богу моему совершенное исповедание, и если сохраню неизменною, как многоценное сокровище, благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя в жертву ради меня.
Тогда эпарх, угрожая святому, с гневом вскричал:
– Огню предам твое тело, душу же твою укрощу самыми лютыми казнями.
– Ты угрожаешь мне огнем угасающим, – отвечал Трифон, – после которого остаётся только пепел, я же вам, неверующим, угрожаю огнём вечным, неугасающим; оставь суетную веру твою и познай истинного Бога, чтобы не раскаяться тебе после, когда впадешь в огонь вечный.
Но Акилин, воспламенившись сильнейшим гневом, повелел бить святого, повесив его на дереве. Услыхав это приказание, Трифон сам тотчас снял с себя одежды и с радостью отдал тело свое палачам на истязание. Палачи, повесив его на дереве, со связанными сзади руками, жестоко истязали его в течение трех часов. Но святой мужественно терпел мучение, ни одного крика, ни одного стона не издав за всё время, пока его били. Когда кончили истязать его, Акилин снова обратился к нему с увещанием:
– Одумайся, Трифон, оставь свое безумие, обещай поклониться богам, ибо никто из нежелающих повиноваться царскому повелению не может избежать ужасной смерти.
Святой дерзновенно отвечал:
– И я тебе говорю, что никто, отвергающийся небесного Царя Христа, не может наследовать жизнь вечную, но будет послан в огонь вечный, никогда не угасающий.
Эпарх на это сказал:
– Нет другого царя небесного, кроме Зевса, сына Сатурнова, он есть отец и богов и людей, и если кто ему не кланяется, тот не может оставаться в живых; поклонись и ты ему, если хочешь наслаждаться сладостью сей жизни.
Тогда святой, желая просветить язычника светом истины и изобличить всю мерзость язычества, сказал Акилину:
– Пусть будут подобны твоему богу Зевсу все поклоняющиеся ему и надеющиеся на него; а о нем повествуется, что он был первым пребеззаконным волхвом и пагубным чародеем, отцом всякого нечестие и безбожия, по смерти которого люди, желавшие следовать его злым делам, устроили ему золотых и серебряных идолов, назвав его богом; и сделали это затем, чтобы иметь оправдание и для себя самих в своей нечистоте и беззаконии, дабы никто не укорял их в постыдных делах, потому что и бог их был таков же; подобным образом и другие мерзкие и всезлобные люди были возведены на степень богов своими подражателями; вы же, веруя в эти древние нечестивые предания и ложные басни, покланяетесь бездушным и немым идолам, забывая о Боге живом, Который небо утвердил, землю основал на водах, и излил воздух; Бог, создавший каждую тварь и давший ей видимой образ, господином над всем поставил человека, созданного после; но человек, по зависти диавольской, прельщенный лукавым змием (Быт., 3 гл.), впал в бесчисленные бедствия; тогда Бог – Слово, умилосердившись над ним, по Своему изволению, Сам благоволил воплотиться, и явился в подобии человеческом, умер на кресте, был погребен, в третий день воскрес, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца, пока не познает Его всё создание; тогда Он опять придет с силою и славою великою, и воздаст каждому по делам его. Он есть Бог богов и Царь царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им".
Повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана:
– "Господи, не вмени им греха сего" (Деян. 7:60). Возвратившись после охоты, эпарх призвал к себе мученика и сказал ему:
– Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии?
– Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины.
Эпарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время.
По прибытии обратно в Никею, эпарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему:
– Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам?
– Бог мой и Господь Иисус Христос, – отвечал святой, – Которому я служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему Единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь, и к Нему прибегаю, твою же и царскую гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь.
Эпарх, сильно озлобясь, вскричал слугам:
– Вбейте острые гвозди в ноги его, и, водя по городу, бейте его.
Слуги тотчас исполнили приказание мучителя. Святого стали водить, или лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаниям, и он переносил ужасные страдания – как от вбитых в ноги гвоздей, так и от сильного мороза, по случаю суровой зимы. Но великий страдалец, имея пред духовным взором своим Христа, и взирая на будущие воздаяние, всё переносил с великим терпением и радостью; когда же он опять был приведен к эпарху, мучитель, удивляясь такому терпению святого, с великою досадою сказал ему:
– До каких же пор, Трифон, ты будешь нечувствителен к мукам, и когда же ты почувствуешь всю ужасную боль мучений?
– Когда же и ты познаешь силу Христову, во мне пребывающую; когда ты перестанешь, окаянный, искушать Святого Духа?
Тогда, пылая сильнейшею злобою, мучитель велел снова повесить его на дереве и нещадно бить железом, а бока его опалять горящими свечами. Всё это слуги исполнили с великим старанием; но внезапно свет небесной осиял святого, а на главу его спустился с неба прекрасной венец; пораженные этим видением мучители от страха пали на землю. Святой же Трифон, ощутив в себе пришедшую свыше помощь, исполнился радости и веселие и, молясь, говорил:
– Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты не оставил меня без помощи в руках врагов моих, но защитил меня в день брани и дал мне спасение, и рука Твоя поддержала меня. И ныне молюсь Тебе, Господи, не оставляй меня, утверждая и защищая меня, и сподоби меня беспреткновенно совершить подвиг этот, дабы сподобиться получить венец правды со всеми возлюбившими имя Твое святое, ибо Ты один препрославлен во веки. Аминь.
После этого мучитель, приказав развязать связанного святого и призвав его к себе, начал с ласкою увещевать его, говоря:
– Трифон, принеси жертву великому Зевсу и поклонись царскому изображению, и я отпущу тебя.
Но Трифон, с улыбкою, отвечал:
– Если я самому царю оказал презрение и его нечестивыми повелениями пренебрег, то неужели я поклонюсь его бездушному изображению? Этого не будет. О Зевсе же и других ложных богах ты спроси своих же мудрецов, которые скажут тебе о том, какие сочиняются басни об этих богах для покрытия их гнусных дел, прилагая наименование их к другим вещам, назвав небо – Зевсом, воздух – Герою, землю – Церерой, море – Посейдоном, солнце – Аполлоном, луну – Дианою. Эти же баснотворцы именами богов ваших назвали также различные дурные обычаи и страсти человеческие, измыслив бога гнева и войны – Марса, а блудную страсть назвав Венерою. И вот вы, оставив Создателя всех Бога, наполнили безумно всю вселенную идолами и тварь предпочли Творцу; и не только сами, будучи лишены здравого разума и совратившись с истинного пути, стремглав падаете в душепагубную пропасть, но и нас стараетесь увлечь туда же, чтобы сделать участниками вашей погибели, но, льстецы, вы не будете иметь никакого успеха! Ибо вы никогда не будете в силах совратить с истинного пути и склонить к вашим идолам надеющихся на истинного и живого Бога.
Выслушав эти слова, Акилин удивился такому дерзновению святого и, разгневавшись, приказал бить его без всякого милосердия; воины, взяв святого, истязали его в течение многих часов самым жестоким образом.
Наконец, мучитель, видя, что не может поколебать непоколебимого столпа веры и отвратить его от Христа, сделал о нем следующий окончательной приговор:
– Трифон Апамейский, противящийся царскому повелению и, после многоразличных мук, не пожелавший принести жертвы богам, должен быть казнен чрез усекновение главы.
И тотчас воины, взяв мученика, вывели его из города на место усекновения. Святой же Трифон, став лицом к востоку, обратился к Богу с такою молитвою:
"- Господи Боже, Царь царствующих, святейший паче всех святых! Благодарю Тебя за то, что Ты сподобил меня совершить сей подвиг без преткновения. И ныне молюсь Тебе: не допусти коснуться меня уловляющей руке лукавого невидимого врага, дабы он не свел меня во глубину погибели, но введи меня в возлюбленные селения вместе со святыми Ангелами Твоими, и соделай меня наследником Твоего вожделенного царствия; приими в мире душу мою, всех же, которые будут воспоминать имя раба Твоего, и в память мою святые жертвы Тебе принесут, услышь с высоты святыни Твоей; и призри на них от святого жилища Твоего, подавая им обильные и нетленные дарования, ибо Ты один благий и щедрый Податель во веки веков".
Так молился святой. И вот еще воины не успели усекнуть его главы, как Господь взял его душу; честное же тело Трифона осталось мертвым на земле.
Так святой Трифон, от юности посвященный Богу, приведший множество людей ко Христу, и исцеливший многих из них от болезней, после великих мучений, принятых за истину, увенчав нетленным венцом от Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.
Дмитрий, митрополит Ростовский "Жития святых"
Молитва святому мученику Трифону
О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.
О святый мучениче Христов Трифоне, услыши ныне и на всякий час моление нас, раб Божиих (имена), и предстательствуй о нас пред Господем. Ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси: сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков. Аминь.
Орден святого мученика Трифона
В начале 1995 года церковь учредила еще один орден – Святого мученики Трифона трех степеней.
Награда полагается за активную деятельность по борьбе с тяжкими пороками современного общества – наркоманией и алкоголизмом. Орденом могут быть награждены священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, деятели науки, культуры и искусства, писатели, журналисты, медики, работники просвещения, детских и молодежных организаций, благотворительных фондов, предприниматели, способствующие «духовно-нравственному оздоровлению общества, утверждению христианских норм морали и возрождению православных традиций нравственного воспитания».
Орден святого мученика Трифона трех степеней
Первая степень – серебряный крест с позолотой;
Вторая степень – серебряный крест;
Третья степень – серебряный крест из ювелирного сплава.
Предание о сокольнике,
царе и Святом Трифоне
Учитывая многовековую историю пересказа – это уже легенда. Повествует она о том, что был в царской охоте молодой сокольник известного рода Патрикеевых – бравый молодец Трифон. Был он у царя в любимцах, и доверен ему был самый любимый царем кречет. Очередной раз охотился государь в окрестностях села Напрудное (сегодня это район Москвы – «Марьина роща»). Угодья эти с многочисленными озерами славились в те времена обилием водной дичи. Охота уже подходила к концу. Ловчих птиц на такой охоте пускали на дичь только по указанию царя, а в тот день дичи, достойной напуска любимого кречета, высочайший не увидел.
Сокольнику же не терпелось полюбоваться охотой своего воспитанника, и Трифон, увидав летящую цаплю, стал упрашивать царя разрешить напустить по ней кречета. Тот сильно сомневался в такой необходимости, но уступил просьбам Патрикеева. Кречет ушел за удаляющейся добычей, и вскоре обе птицы скрылись из виду. Сокольники бросились вдогонку искать кречета.
Царь был страшно раздосадован, что внял глупой просьбе. А когда, чуть погодя, выяснилось, что кречета не нашли, он впал в ярость и приказал Патрикееву в три дня сыскать птицу. А коли тот не сыщет ее, лишится головы за глупость свою и неуместное нетерпение. Выслушав приговор, Трифон поначалу последовательно и не по одному разу торопливо обыскивает лес, озера, поляны, но безрезультатно. К третьему из отпущенных ему на поиски дней он уже отчаялся найти птицу и выбился из сил. Ясно осознав свою беспомощность и обреченность на казнь, он обратился с молитвой к своему небесному защитнику – Святому мученику Трифону.
Молился он усердно и долго, прося о помощи. Так со словами молитвы изможденный сокольник распластался на земле у ног своего коня и забылся тяжелым сном. Во сне явился ему Святой Трифон на белом коне с пропавшим кречетом на правой руке и поведал сокольнику, в каком месте птицу найти. Очнувшись ото сна, бросился Трифон к указанному месту, где и нашел кречета. Счастливый, он вернулся в Москву и сразу к царю. Поведал ему обо всем происшедшем и о чудесной помощи Святого Трифона. Сказал, что в благодарность за избавление от смерти неминуемой, решил в тех местах храм Святого Трифона выстроить. Царь радовался возвращению птицы, дивился чуду, сотворенному небесным покровителем сокольника, и обещал оказать помощь в сооружении храма…
Вот так гласит легенда, которая сама по себе, пережив столетия и многие человеческие поколения, является вторым памятником истории о Трифоне-сокольнике. Трифон Патрикеев – жил ли он на самом деле? Был ли он царским сокольником? Неизвестно, но род дворян Патрикеевых был, и служили они не одному русскому царю. Так что среди них мог быть дворянский сын, бравый молодец, любимец царя, сокольник Трифон Патрикеев.
Народное предание нашло отражение в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»
Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.
– Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! – отвечал сокольник, показывая своего кречета.
– Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо!
– Сокольник снял шапку и перекрестился.
– Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган.
Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь;
достанешь – пожалую тебя,
не достанешь – голову долой!
Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! – сказал ратник, – не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган».
Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
– Максим Григорьич, – прибавил он, утирая слезы, – теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет.
«Трифон – Перезимник, Звездистый,
Трифон с кошкой – Мышегон»
День святого мученика Трифона от того в народе Перезимником называли, что бывал он обыкновенно теплым и ясным, словно оправдывая сложенные о последнем месяце зимы поговорки:
«Каков Трифон, таковы и оставшиеся дни февраля»
Если ветер сильный и холодный, то весна не порадует теплом, припозднится, а лето будет дождливым; если снег идет – вся весна утонет в дождях; если погода безветренная – жди теплой весны.
«Коли на улице штиль, то весна будет тёплой»,
«Февраль солнце на лето поворачивает»,
«Февраль холодом дует – весну чует»,
«Февральский снег весной пахнет».
Но хоть и принято было на Трифона скотину из хлева выгонять «бока погреть», а только солнечному дню, как правило, ясная ночь предшествовала. Что людям знающим надежды на приход ранней весны не прибавляло.
«Коли под вечер небо покрывается туманным слоем прозрачного белого облака, то жди хорошую погоду».
«Если в Трифонов день холода начнутся – весна будет поздняя и холодная».
«Если на Трифона идёт снег – весна будет дождливая».
«На Трифона звезд много – весне поздняя дорога».
«Звездопад на Трифона предвещает тихую весну».
С одной стороны, если все небо в ярких звездах, то весна запоздает, с другой – если случится звездопад, будет тихой и спокойной. А кое-где считали, что на Трифона на звезды смотреть опасно, мол, «обожжет мышиным огнем», то есть получишь озноб – лихорадку: «В Трифонову ночь на звезды кто посмотрит – тот порченую немочь получит. С лица человек станет зеленым, его начнет трясти. Дескать, это неведомый торк поселяется в теле». А чтобы избавиться от напасти, надо «на лютом морозе до утра на одном месте стоять к заре и торк покинет тело». Торк – тормошение, нечто среднее между толканием и дерганием.
Мыши, всю зиму просидевшие смирно, вдруг небывалую активность начинают проявлять, возясь, пища и бегая среди бела дня по лавкам и сундукам. Хорошо, если хозяева имели на этот случай хотя бы пучок травы, названной в народе «песьим языком». Говорят, мыши ее как огня боялись, прячась от духовитого былия подальше, а иначе хоть самим из дома беги. Но ведь именно этого добивались маленькие серые разбойницы, и тогда в борьбу с ними вступали всю зиму дремавшие на печке кошки.
В этот день «заговаривали» грызунов, чтобы не портили хлебные скирды, запасы сена. С четырех сторон скирды брали по пучку колосьев и сжигали дома в печи, а золу рассыпали по четырем углам в овине. Считалось, что в результате можно вывести мышей не только на время, но и навсегда.
Святой Трифон почитается, как целитель, покровитель охотников и рыболовов, повелитель гадов.
«Заклинание святого Трифона от гадов» (считается каноничным) :
Заклинаю вас вочеловечением единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и пожитием Его на земли с человеки, страстию же Его спасительною, и животворную Его смертию, и тридневным Его воскресением, и на небеса Вознесением, и всем Его Божественным спасительным смотрением.
Заклинаю вас и святыми многоочитыми Херувимы, Шестокрылатыми Серафимы, летающими окрест престола, и воспевающими Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.
Заклинаю вас святыми Ангелы, и всеми силами небесными, и тысячами тысяч, иже с многим страхом предстоят славе Господней, да не обидите винограды ни нивы, ни вертограды, ни древеса, ни зелий раба Божия (имя хозяина земли, огорода…), но отидите на дивыя горы, на неплодная древеса, наняже даровал есть вам Бог повседневную пищу.
Заклинаю вас Честным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога и Спаса нашего, имже спасение дадеся нам и искупление, о Егоже имени мученицы святые умроша, да не обидите ни нивы, ни винограды, ни всякое древо плодовитое, и безплодное, и ниже лист зелий да не обидите от окружения предела, и места раба Божия (имя хозяина земли, огорода…), но отидите скоро от места сего, исчезните и погибните, умалитеся, и час от часа безвестни будите, ищезающе и погибающее от мест и предел рабов Божих, правоверно призывающих имя истиннаго единаго Бога в Троице Святей славимаго Отца и Сына, и Святого Духа, благословенно сущее, ныне и присно, и в безконечныя веки веков. Аминь.
! Совершающий это заклинание должен читать только тех животных, которые наносят вред участку (полю, огороду…) на данный момент, наименования же прочих читать не положено. Связано это с тем, что могут погибнуть сразу все животные и насекомые, в том числе и полезные (пчелы и т. д.).
Февраль издревле считается месяцем свадеб. По старинным поверьям,
февральская свадьба очень благоприятна для любви и согласия, долгой и счастливой жизни зарождающейся семьи.
Трифон заботы о соединении любящих сердец исполняет, и за лад в семье радеет, и по хозяйству помогает, достаток в доме сберегает. Ко Святому Трифому обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха,
а бесплодные женщины молятся, чтобы Бог послал им детей.
«… Поелику же закон Твой Святый повелевает жить людям в честном супружестве,
то приведи меня, Отче святый, к сему освященному Тобою Званию для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал:
нехорошо человеку быть одному и, создав жену в помощницы, благословил их расти, множиться и населять землю.
Услышь смиренную молитву мою из глубины девичьего сердца Тебе воссылаемую: дай мне супруга честного и благочестивого…»
И МУЧЕНИКЕ ТРИФОНЕ
В ДЕРЕВНЕ ЩЕПАЧИХА
ПОГОВОРКИ НА ТРИФОНА
Святой мученик Трифон. День святого Трифона