Данная статья содержит: молитва над коливом в память усопшим - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Православные молитвы ☦
Молитвы об усопших
Молитва за единоумершего до 40 дней
(Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно)
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
* До 40-го дня после смерти полагается читать «новопреставленного», в дальнейшем — «преставльшагося».
Молитва за упокой души усопшего на 9 дней
«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.
Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва за новопреставленного усопшего
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»
Молитвы об усопшем супруге
Молитва вдовы об усопшем муже
«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.»
Молитва об усопшей жене
(Молитва вдовца об усопшей супруге)
«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»
Молитвы детей об усопших родителях
Молитва об усопшей матери
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, (имя) – , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою (имя), но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей (имя) теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва об усопшем отце
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, (имя), душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитвы родителей о усопших детях
Молитва об усопшей дочери
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое (имя), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва о усопшем сыне
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Молитва за некрещеных и мертворожденных младенцев
Молитва за некрещеных младенцев из синодика Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.
«Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию.»
Молитва матери за детей мертворожденных и некрещеных данная иеромонахом Арсением Афонским:
«Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»
Молитва о самоубиенных
(данная преподобным Львом Оптинским)
«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»
Короткая молитва об усопших
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»
Короткая поминальная молитва об усопших
«Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
О погребении и поминовении усопших
Приготовление к кончине
Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, поэтому необходимо пригласить священника к одру умирающего для их совершения.
В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем испрашивается отпущение забытых грехов и исцеление болящему. Оставшееся после Елеосвящения освященное масло возливается на останки христианина при погребении. Родственники должны взять сосуд с елеем в храм и заранее предупредить об этом священника, совершающего отпевание.
Умирающего можно причастить и не натощак. Если после Причащения случится приступ тошноты, то подставляют сосуд с чистой водой, из которого все потом выливают в реку или зарывают в землю в чистом, не попираемом ногами месте. Можно также собрать все в чистые тряпочки, которые лотом сжечь, а пепел зарыть в непопираемом месте. Нельзя причащать потерявшего сознание, невменяемого или уже умершего. Если нет возможности причастить умирающего, то можно дать ему антидор и святую воду, если он в сознании.
Одр умирающего ставится под иконы так, чтобы страждущий мог видеть их. Можно возжечь Страстную свечу (с которой стояли в храме на утрени 12 Евангелий) и дать ее в руку умирающему или поставить у икон.
Затем начинается последование на исход души, состоящее из канона молебного при разлучении души от тела. Кроме канона на исход души, сущетвует другой умилительный канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моление о его мирной кончине. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут быть прочитаны мирянином.
По исходе души от тела усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой. Читается канон за преставившегося.
Приготовление к погребению
Еще с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Усопшего освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте, подстелив ткань. Обычно омывают пожилые женщины, но полагается мужчинам омывать мужчин, а женщинам женщин. Омывают губкой, смоченной теплой водой, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. При этом читают или поют Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.
На покойном должен быть надет нательный крест. Тело усопшего мирянина облекается в новые чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. Помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Можно также окадить фимиамом гроб и весь дом. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно, во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, "Отче наш. " и пении стихир. Иногда полагают во гроб до Панихиды. Тело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4, 8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается по грудь священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Недопустимо класть в гроб какие-либо посторонние предметы: деньги, еду и прочее. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света. Над телом читается Лития о усопшем.
Надгробное чтение Псалтири
В Православной церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем к Богу.
Чтение начинается по окончании последования на исход души. Над телом усопшего диакона, монаха или мирянина Псалтирь может читать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой Славе, чтение прерывается возношением особой заупокойной молитвы, которая начинается словами: «Помяни, Господи Боже наш. ». «В Пасхальную седмицу, вообще говоря, чтение не положено; но так как Псалтирь употреблялась с первых времен христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости, и так как «Апостольские постановления», указывая, как должно христианам проводить по кончине братии 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, говорят о 3-м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых, следует заключить, что можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы. Для выражения большей торжественности праздника можно делать некоторые прибавления пасхальных песнопений по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы»(см. «Настольная книга священнослужителя», том 4, стр.462, изд. Московской Патриархии,-1983 г.)
При чтении Слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.
Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный» в течение сорока дней по его кончине. К имени мирянина прибавляют лишь слова «раб Божий», «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенцем». Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т. д. не имеет канонических оснований и не встречается в богослужебных книгах.
Каждая кафизма начинается со слов «Придите, поклонимся. » и заканчивается Трисвятым по «Отче наш», затем следуют тропари и положенная на каждой кафизме молитва. На каждой статии кафизмы по «Славе» читается молитва: «Помяни, Господи Боже наш. »
Отпевание и погребение усопшего
Хоронят усопшего на третий день (хотя это не строго обязательно). Изнесение тела из дома и перенесение его во храм совершается с пением Трисвя-того: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а на Светлой седмице поют «Христос воскресе из мертвых. ». Впереди несут крест или икону. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен. При погребальном звоне фоб с телом умершего приносят в храм. Его поставляют на середине, против царских врат с открытым лицом, обращенным к востоку (т. е. ногами в сторону алтаря), по подобию молящихся христиан, чтобы отшедшая душа молилась с братьями еще живущими на земле. Во время отпевания молящиеся держат в руках горящие свечи. Заочное отпевание допустимо только если нет возможности доставить гроб с телом в храм или пригласить священника на дом. Священник, совершив заочное отпевание, дает близким усопшего освященную землю и разрешительную молитву. Перед погребением – в случае отсутствия священника – миряне читают над гробом Панихиду, а разрешительную молитву вкладывают в руку умершего. После прощания усопшего покрывают с головой церковным покрывалом и один из родственников с молитвой «Святый Боже. » поверх ткани крестообразно (в виде восьмиконечного креста) посыпает тело от головы до ног землей, полученной от священника. Если похороны уже совершились, то землю высыпают на могильный холм, а венчик и молитву зарывают у подножия креста. По отпевании гроб с телом усопшего при пении Трисвятого выносится из храма.
Крещеных умерших младенцев до семилетнего возраста отпевают по особому чину, в котором нет молитв об оставлении грехов, но содержится прошение о вселении преставлыпегося в обители рая. Эти блаженные младенцы, очистившиеся во св. Крещении от прародительского греха, становятся молитвенниками о сродниках и всех живущих на земле.
Христианский обряд погребения основан на слове Божием, по которому человек, сотворенный из праха земного, должен быть предан земле, вернуться в прах земной, чтобы восстать из могилы при всеобщем воскресении мертвых. Поэтому православным христианам не подобает отдавать тела почивших братьев на сожжение в крематорий. Этот нечестивый языческий обычай являет собой образ геенны огненной.
Над местом погребения устраивается могильный холм, а у ног погребенного водружается Святой Животворящий Крест так, чтобы распятие было обращено к его лицу. Могила и надгробие должны быть устроены просто и скромно, а средства, которые тратят на дорогие надгробия и погребальные венки, лучше потратить на дела милосердия в память об усопшем, которые принесут отраду его душе.
О ком Церковь не молится
Православная Церковь не отпевает и не молится о людях, сознательно лишивших себя жизни (самоубийцах), погибших от пьянства и наркотиков, отвергавших Бога и Церковь, отпавших от православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, занимавшихся колдовством, магией, оккультизмом, экстрасенсорикой и т. п. О таких умерших нельзя подавать записки в храме и поминать их в домашней молитве. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение норм техники безопасности на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Если человек, лишивший себя жизни, бьш душевнобольным или бьш доведен до самоубийства издевательствами в армии или тюрьме, а также во всех сомнительных обстоятельствах необходимо для отпевания и поминовения получить благословение правящего архиерея, подав ему прошение с медицинским заключением о причине смерти.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое, то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.
Для того чтобы у священника не возникло сомнений в естественной кончине усопшего, следует взять в храм свидетельство о смерти. Невозможно отпевать, равно как и совершать любые церковные поминовения некрещеных людей. Но долг любви заставляет близких родственников такого человека в домашней молитве просить Бога о его прощении. Известно, что как райское блаженство, так и адские мучения имеют разные степени, и молитва за некрещеного может если не избавить его от мук, то значительно уменьшить их.
Как молиться о умерших без покаяния
Как много крещеных людей умерло в наше время без покаяния, не исповедав грехи священнику, не примирившись с Богом, не соединившись с Его Церковью. Все они в свой час предстали перед Богом и теперь нуждаются в молитвах близких. Церковь не отказала им в отпевании, сугубая церковная молитва проводила их в тот мир. Но есть и особые, келейные молитвы о усопших, облегчающие их участь и дающие утешение молящимся.
По церковному преданию, преподобный Паисий Великий имеет от Бога благодать избавлять от вечной муки умерших без покаяния. Помолимся о своих ближних и д&тьних угоднику Божию: «Избави от муки вечньгя усопшаго раба Божия (имя), яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».
Житие преподобного Паисия Великого
Однажды к святому Паисию пришел старец-пустынник, много лет державший строгий пост. Святой Паисий, провидев как труден для него этот подвиг, помолился Господу о даровании ему сил. Во время молитвы преподобного старец увидел прекрасного юношу, который дал ему пищу. С тех пор пустынник преуспевал в постничестве.
Святой Паисий более всего одобрял те подвиги иноков, которые совершались втайне. Когда его спрашивали, какая добродетель наивысшая, он отвечал: «Та, которая совершается втайне и о которой никто не знает». Он не любил, чтобы его добрые дела были известны другим, поэтому скрывал свои подвиги. Когда братия начинали прославлять его за какое-либо дело, преподобный оставлял его и принимался за другое. «Великая беда, — говорил он,— человеческая похвала. Кто ради нее трудится, тот мало получает для себя пользы, и из таких людей мало кто спасается». Преподобный Паисий Великий дожил до глубокой старости и мирно преставился ко Господу в первой трети V века. От мощей святого совершались исцеления многих больных. Память преподобного Паисия празднуется 19 июня по старому стилю, 2 июля по новому.
Как молиться о умерших без крещения и неправославных
Также не отпевают и не поминают в православной Церкви тех, кто никогда не принадлежал к ней: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Епископ Афанасий (Сахаров) говорит, что на домашней молитве по благословению опытного духовника может быть совершено поминовение и непоминаемого в Церкви усопшего, но этого нельзя делать самочинно, ибо можно много и тяжко пострадать за дерзость. «Если просмотреть нашу историю, — пишет владыка Афанасий, — то очевидным окажется, что у многих имеются отдаленные предки, умершие вне Православия, о которых как о своих надо возносить посильные молитвы». За умерших некрещеными родные и близкие могут читать дома канон мученику Уару (не поминая при этом имени умершего). Этот святой, по преданию Церкви, имеет благодать молиться за умерших вне святого Крещения (особенно о младенцах, убитых во чреве матери или умерших некрещеными).
Житие святого мученика Уара
Дни поминовения усопших
Поминовение усопших в первые 40 дней после кончины особенно необходимо потому, что облегчает душе усопшего переход из временной жизни в вечную и помогает проходить воздушные мытарства. Особо поминают усопших в 3-й, 9-й и 40-й день по кончине. В Апостольских постановлениях сказано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного».
Также в житии святого Макария Александрийского (Четьи-Минеи, 19 января / 1 февраля) говорится, что он просил Ангела объяснить ему значение церковного поминовения усопших в 3-й день. Ангел отвечал ему: «Когда в 3-й день бывает в Церкви при¬ношение, тогда душа умершего получает от своего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом. В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, где обыкновенно творила добро. В 3-й же день Господь Иисус Христос, воскресший из мертвых, повелевает в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу».
Далее, по откровению Ангельскому, святой Макарий говорит, что после поклонения Богу душе бывают показаны обители святых и красоты Рая, которые душа рассматривает шесть дней, забывая скорбь, которую чувствовала, находясь в теле, и прославляя Творца. Но если душа виновата в грехах, то при виде блаженства святых она начинает скорбеть и укорять себя. По рассмотрении в течение шести дней обителей райских, на 9-й день по кончине человека душа его опять возносится Ангелами – на поклонение Богу.
Рассуждая о состоянии души в последующие дни, святой Макарий Александрийский говорит: «После вторичного поклонения души Богу на 9-й день Владыка повелевает отвести душу во ад и показать ей находящиеся там места мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В 40-й день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место. Велик сей (40-й) день для почившего, ибо решает участь его до Страшного Суда Божия, а посему справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем». Есть благочестивый обычай совершать также особое поминовение на 20-й день по кончине и через полгода. Главными днями памяти усопшего становятся годовщины кончины и дни его тезоименитства.
Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь творит в определенные дни года поминовение всех от века преставлыпихся отцов и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто, настигнутый внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни:
1. Суббота мясопустная — за 8 дней до начала Великого поста, накануне воскресенья, называемого Неделей о Страшном Суде.
2. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на 9-й день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после Литургии бывают вселенские Панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убиенных воинов, первоначально установленный ради Куликовской битвы, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую 8-му ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
Когда не бывает церковного поминовения усопших
Согласно Церковному Уставу, Панихиды и поминовения усопших за Литургией (кроме проскомидийного) не совершаются от Пасхи до следующего (Фомина) воскресенья; в первый день Рождества Христова и во все двунадесятые праздники, а также на Страстной неделе, начиная с Великого Четверга.
Святая Церковь призывает нас, живых, молиться об усопших, ибо они уже не имеют возможности молиться за себя.
Поминовение бывает храмовым (то есть совершаемым за богослужением в храме) и домашним (келейным). Поминовение должно быть ежедневным, как ежедневными должны быть и наши домашние утренние и вечерние молитвы. Обычай записывать для поминовения имена не только живых, но и усопших в особые книги восходит к первым векам святой Церкви Христовой. Древние христиане называли такие книги диптихами (с греч. языка — «двойные»: для имен живых и для имен усопших).
Как написать записку о упокоении усопших
В помянники записываются только крещеные. Следует записывать одни лишь имена (без отчеств и фамилий), при этом имя должно быть указано в его полной форме: нельзя писать имена в уменьшительной (даже если это младенец или отрок) или иной измененной форме. Нужно придерживаться богослужебной, или церковно-календарной формы имени. Это относится к тем именам, которые имеют, помимо богослужебной, форму гражданскую, обыденнуюили разговорную. Например, следует писать: Алексия — а не Алексея, Георгия — а не Егора, Илии — а не Ильи, Иоанна — а не Ивана, Сергия — а не Сергея, Симеона — а не Семена, Стефана — а не Степана, Анастасии — а не Настасьи, Екатерины — а не Катерины, Иулии — а не Юлии (и так далее). Непременно надо указывать духовное звание, сан или монашеский чин, (когда таковой есть) поминаемых, следует также указывать: воинов (без упоминания воинского звания — нужно писать просто «воина»), младенцев (до 7 лет), новопреставленных (в продолжение 40 дней после кончины поминаемого). Никогда не указываются родственные связи, светские звания и должности, профессии и т. п.
Первыми в записку принято писать имена лиц духовного звания, монахов, а затем — мирян.
О милостыне за усопших
Наша милостыня помогает восполнить недостающие добродетели поминаемых нами усопших и изгладить их грехи. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь ли почтить умершего? Почти его милостынями и благотворениями» (Беседа 42-я на Евангелие от Иоанна), ибо милостыни служат к избавлению, от вечных мук.
Полезна милостыня и тем, кто ее подает. «Постараемся сколько возможно помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага» (Свт. Иоанн Златоуст, беседа 21 -я на Деяния Апостольские).
О поминальной трапезе
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Православные христиане и за поминальным столом должны молиться об умерших.
Перед трапезой следует совершить литию или в крайнем случае прочитать 90-й Псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутая (коливо): отваренные зерна пшеницы или риса с медом (изюмом). По уставу кутия должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить тех, кто пришел на поминки. Но если поминки приходятся на пост или постные дни (среда, пятница), то следует готовить только постные блюда. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую субботу или воскресенье (поскольку устав пощения в будни Великого поста чрезвычайно строг). За столом нужно вести благочестивые беседы, вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки).
Кутья в память усопших
Для поминовения усопших существует особая поминальная снедь — кутья (или коливо). В большинстве случаев это вареная пшеница (или рис), смешанные с медом; иногда добавляются некоторые сладкие фрукты (изюм, чернослив и другие). По толкованию святых отцов, кутия (коливо) имеет символическое духовное значение. «Человек, как семя, как пшеница, опять восстанет Божественной силой, и как бы прозябший (проросший) приведен будет ко Христу живым и совершенным» (преп. Симеон Солунский). С другой стороны, принесенная кутия служит поминальной трапезой для молящихся о своих сродниках и является с их стороны милостыней за души усопших: ведь обычно кутию раздают присутствующим на поминальной молитве.
Многие родственники усопших не останавливаются на приношении кутай, а творят и иную посильную милостыню, особенно среди нуждающихся, за души своих близких, что весьма правильно и, как свидетельствует церковная жизнь, действенно.