Данная статья содержит: молитва на берегу - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Плейкаст ««ОТЧЕ НАШ»- молитва на берегу озера Оканаган.»
0 775 0 2
Благодарю Тебя, мой Ангел
Стрелой любви пронзил меня.
Сынами одарил меня
«В день бедствия не оказался слабым
Победна силушка моя!» ( Притчи 23.18-24.27)
Не говорю «я отмощу !» – то «Господу отдал»
За это сохранил меня
Его теперь Благодарю!
За милость Матери, Любовь,
За то что Ты словно крылами
Спасла от ветров дала Кров.
За то что нас в пути далеком
Оберегла и привела
В наш Мир Любви
Где я «очнулся ото сна».
Не «раб» Его я тоже Сын!
Ты нам сказал любите Бога!
На душу мне Ты Свет пролил!
Тебя я славлю в Оканаганской чистоте!
Я утром озеру читаю
Молитву явленную мне!
Умышленных, а может быть случайных
Желаю вам в конце-концов
Того же – что вы мне желали!
За хлеб, за соль
За мудрость данною Вселенной
Что счастлив жить!
И нету слов и силы нету
Той что сломает – ДОЧЕРЬ БОГА!
Записано 17 апреля 2004 года в 9:58 утра возле Оканаганского озера в Пентиктоне, Канаде.
Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов.
Особые заговоры, связанные с водой
Вода – начало всего живого, она и целительница, и защитница, и избавительница.
- Особой силой обладает талая вода во время половодья. Её магические особенности используют для того, чтобы избавиться от грустных переживаний, страданий, а также порчи и болезней. Этот обряд проводится на берегу речки или ручья с чистой, быстрой водой. Важно, чтобы через неё был перекинут мостик, но можно и просто зайти в воду, если там не глубоко. Встаньте лицом по течению и глядя, на утекающую воду, говорите заговор:
«Вода быстрая, вода чистая, унеси мои горе-печали, унеси мои болезни и хвори, унеси зло других людей, унеси все, что мешает мне жить.»
- Постойте пару минут стараясь ощутить, как пробегающая под вашими ногами вода незримо проходит сквозь вас и уносит грустные мысли, чувства,печали и переживания. Затем повернитесь против течения и теперь глядя на воду, текущую к вам, скажите заговор:
«Вода быстрая, вода чистая, принеси мне силу родников и леса, света и неба, воды и земли, именем Всевышнего, создавшего тебя и меня. Аминь!»
- Оба заговора произносят несчетное количество раз, столько, сколько вам захочется. Перед уходом бросьте в текущую воду свой носовой платок, которым вы последнее время вытирали слезы, а потом возвращайтесь домой.
- Однако для большего эффекта можно набрать из речки или ручья воды в любой сосуд, принести домой. Пусть она отстоится не менее суток, а затем наговорите на неё трижды заговор:
«Матушка, быстрая вода, обмываешь ты круты берега, бел-горюч камень, желтые пески. Смой и с меня, рабы Божьей (имя), тоску тоскучую, горе-горючее, скорбь-скорбючую. Отнеси их, матушка река, за синее море, за топучие грязи, за темный лес. Аминь.»
- При приступах тоски смачивайте этой водой виски и запястья.
© Православные молитвы, особые заговоры, магические обряды и ритуалы, приметы и православные иконы
Молитвы на море от бури и потопления
Божией Матери пред Ее иконою «Спасительница утопающих» («Леньковская»)
Эта икона Божией Матери известна с 1751 года.
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим. Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя. Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
Святителю Николаю Чудотворцу
На акафисте ему читается: «многажды… по морю плавающим… пособствующи». Верование в помощь Николая Чудотворца на воде стала уже вселенской.
О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощньгх, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.
О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защититель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси и с ними непрестанно воспевати Единаго в Троице покланяемого Бога во веки веков.
О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е; и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами, от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня и напрасныя смерти; и якоже помиловал еси триех мужей в темнице сидящих и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию. Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуияго стояния, сподовит же деснаго со всеми святыми. Аминь.
Праведному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу
Преподобный Прокопий часто сидел на берегу реки, молясь о плавающих.
Молитва всем святым и бесплотным небесным силам
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.
Тропарь Христа Ради юродивому, глас 1
Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ, мы юроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже Прокопие, юрод бысть на земле Тебе ради:
темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.
Кондак Христа ради юродивому, глас 8
Вышния красоты желая и нижния сласти телесныя точно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, Ангельское житие преходя, скончался Прокопие, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Праведному Филарету Милостивому
Святой Филарет был милосердным, щедро оделял вдов, сирот, не отказывал ни одному нуждающемуся, почему и получил название Милостивого. За такую добродетель Господь его наградил. Ему молятся от потопления на море и о защите вдов, сирот, нищих.
В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне, и в заповедех Господних совершенне пожил, нищих возлюбил и сих удоволил еси, но молися Христу Богу, блаженне, спастися душам нашим.
Далее читать молитву всем святым и бесплотным силам.
Преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
Преподобные Зосима и Савватий сами плавали по Белому морю до Соловецких островов.
О преподобнии отцы, велиции заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отъидосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии, избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите. И якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте; тако и нас, содержимых во узах вражиих, изьмите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии Ангелы и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, слава и украшение вашея обители, необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православнаго отечества нашего. Мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию припадаем к ракам честных мощей ваших и духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вы: молите непрестанно благоутробнаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко имущии к Нему дерзновение велие: да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы от места сего, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы богоноснии отцы и начальницы, безмерными трудами и пощениями, токами слезными и всенощными бдениями, непрестанными молитвами и молениями положисте начало иноческому житию. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу, благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами, оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да выну на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О преблаженнии отцы наши Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы, испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию притекают во обитель вашу, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да дарует православному народу нашему здравие, радость и спасение, на враги победу и одоление, и во всем благопоспешение: Церковь же Свою святую да утвердит и укрепит, и все наше православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, во правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки. Аминь.
Молитва на берегу
Иисусова молитва. на берегу моря
Подробности Создано 12.06.2014
Свои наставления на летнее время прихожанам дал Настоятель Храма Протоиерей Игорь. Многие будут на даче, на море – там, где нет вблизи Храма, возможности помолиться соборно. Это время можно посвятить практике Иисусовой молитвы, которой необходимо отдельно учиться. Тонкости и секреты такой молитвы батюшка рассказал, основываясь на своем опыте, ссылаясь на богатое наследие святых отцов.
Впереди лето. Многие разъедутся по своим дачам. У многих прихожан, как я знаю, нет возможности там ходить в Храм. И сразу встает вопрос: как молиться в этом случае? Начинается придумывание таких благочестивых «обычаев», допустим: в воскресенье до обеда ничего не делаю, только смотрю телевизор «Союз» или «Спас», читаю какие-то молитвы и т.п.
Летнее время, когда мы уезжаем из городской суеты на дачу, замечательно. Конечно, было бы хорошо употребить его во благо — на приучение себя к молитве. И сегодня я хотел бы Вашему вниманию, прямо как написано в Уставе Богослужебном — «труда ради бденного» — провести беседу о молитве. В основном это будет касаться Иисусовой молитвы. Я бы хотел, чтобы каждый из Вас попробовал ее немножечко попрактиковать наедине с собой, наедине с Богом, наедине с природой.
У Игнатия Брянчанинова даже одна из глав в его трудах прямо так и называется — «на берегу моря». Сидя на берегу моря, он рассуждает о духовных вершинах. Все, что нас окружает, помогает нам и сподобляет нас лучше почувствовать Божью любовь к нам. И в этом деле, Иисусова молитва – это лучшее.
Совсем недавно вышел потрясающий гигантский труд об Иисусовой молитве. Он так и называется «О Иисусовой молитве», написал его Н.М.Новиков. Это трехтомник, под 1000 страниц, не меньше, каждый том. Он вызвал очень большие суждения, споры в монашеской среде. Мне несколько раз посчастливилось побывать на Афоне, и я отвез этот труд на экспертизу афонским монахам. Раздал там нескольким людям, надеюсь, что в ближайшее время поеду и услышу или восторженные чувства или, наоборот, брань, скажут: «Вот, опять Вы там из своей столицы привезли нам очередную ересь».
Но труд действительно потрясающий. Естественно, всего его пересказать нет возможности, да и не надо. Там разбирается не то, чтобы каждая буква Иисусовой молитвы, но каждое возможное движение сердца во время молитвы. Это очень интересный момент. Но я хотел бы Ваше внимание заострить на четырех этапах, которые, я думаю, будут очень важны в деле человека, который научается Иисусовой молитве.
1-я ступень Иисусовой молитвы — это всегда устная механическая молитва
О первой ступени я попробую рассказать немножечко поподробнее. Остальных мы коснемся лишь вскользь. О ней очень интересно пишет жизнеописатель одного афонского старца Харлампия. Совсем недавно вышла книжка «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харлампии, который жил на Афоне в монастыре Дионисиат . Один его прихожанин приехал к нему и спрашивает: «Как же мне научиться Иисусовой молитве?». На что старец и говорит: «Очень просто. Тебе надо сразу выбрать учителя. Без учителя не сможешь овладеть Иисусовой молитвой». Тот спрашивает: «Как же так?». Старец отвечает: «Все очень просто. Иисусова молитва — это настолько тонкое и хрупкое состояние человека на первых шагах, и самостоятельное изучение молитвы может завести человека в гнев». Казалось бы, Иисусова молитва и гнев? Как говорят в Одессе: «Где Иисусова молитва? А где гнев?» — разные полюса. Но, оказывается, так оно и есть. У человека, который самостоятельно пытается практиковать Иисусову молитву, очень много шансов впасть сначала в прелесть, а потом приобрести последствия этой прелести — гнев, раздражение, причем, на ровном месте. Такие люди очень часто встречаются, которые, к сожалению, не имеют такого водительства.
Зачем же здесь нужен учитель? Зачем нужен человек, который научил бы тебя Иисусовой молитве? Среди нас есть преподаватели языковые. Они, насколько я понимаю, могут подтвердить, что, даже, иностранному языку научиться самому почти не реально. Грамматику можно выучить, наверно, но заговорить на языке без учителя почти невозможно, как бы человек этого не желал и к этому не стремился, какие учебники он бы не открывал.
В изучении молитвы, я думаю, это еще большая проблема. Человек молится и вдруг ему пришла сладость на сердце, — правильное направление молитвы или неправильное? Когда пришло это ощущение: во время молитвы, до молитвы, после молитвы? Человек, который этим занимается, практикует, может очень хорошо это отследить, направить человека в нужное русло. «Дорогой мой, это чувство сладости бесовское, потому что лукавый тоже может, скажем, так, уводить человека в какие-то дебри, показывать вплоть до каких-то видений».
Какая же первая ступень, для того, чтобы научиться Иисусовой молитве? На самом деле, я хоть и сказал, что без учителя невозможно, но все равно каждый человек может попробовать начать идти по этим ступеням, одновременно ища того, кто бы подсказал, на каком пути ты находишься. В наше время, к сожалению, не так много людей, которые могли бы похвастаться тем, что они практикуют Иисусову молитву.
Это молитва устная, когда человек должен вслух молиться. Причем это относится к утренним и вечерним молитвам. Если есть возможность, то, естественно, надо молиться устной молитвой. Почему устная молитва? Устная молитва меньше всего дает человеку возможность рассеиваться. Мы сами прекрасно знаем: начинаешь молиться: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», а в этот момент … «в магазине сейчас идут такие-то распродажи, … надо не забыть семена замочить и т.п.». Все эти мысли начинают у тебя в голове вращаться, а потом ты говоришь: «Господи, прости», — смотришь, а ты уже половину утренних молитв прочитал.
Это состояние можно минимизировать, если ты начинаешь молиться вслух, если, естественно, тебе позволяет обстановка. Допустим, у тебя однокомнатная квартира и четверо детей. Где ты будешь вслух молиться? На кухне? Но на кухне все равно все слышно, начнется: «Пап, а нельзя потише?». Но, сами понимаете, когда ты начинаешь молиться, как в Евангелии сказано, «надо войти в келью твою, затвориться и предстать Богу». Все-таки надо постараться, чтобы тебя ничего не отвлекало.
Это состояние, когда человеку надо сосредоточиться. Устная молитва – это когда человек произносит вслух, произносит устами и слышит свою речь. Но, самое главное, человек должен стараться удерживать свой ум во внимании. И здесь, просто даже из личной практики могу Вам сказать, иногда надо то быстро произносить молитву, то медленно, менять темп. Это технические вещи, но, если им следовать, всегда остаешься в молитве, внутри этих слов, внутри того, что там начинает происходить.
И вот к Харлампию Дионисиатскому пришел молодой человек и сказал: «Я хочу научиться Иисусовой молитве». Тот говорит: «Теперь иди и завтра приходи на Литургию, готовься к Причастию. Вот тебе четки, в которых 300 шариков, — произнесешь 19 четок. А перед литургией за час приходи и расскажешь свои впечатления». Тот говорит: «Какие 19 четок по 300 молитв? Я физически не успею». Старец ему говорит: «Ты же пришел научиться. Я тебе нереального ничего не говорю. Иди и быстро произноси Иисусову молитву». Молодой человек отошел в недоумении, зашел в келью, молитвенно подготовился к Причастию Святых Христовых Таин и начал быстро произносить эти молитвы. И, как он описывает, после того, как он уже перебрал почти половину из сказанного: «Я вдруг услышал Иисусову молитву, которая стала разливаться по всему моему сердцу, я вдруг услышал ее, до этого совершенно не слышал. Тарабанил-тарабанил и вдруг услышал».
Когда приходит желание помолиться. не заглушайте себя
1- ступень — это всегда такая устная механическая молитва, от нее никуда не денешься. Мы молитву разделяем на две вещи: есть молитва сама по себе и есть молитвенное правило. Это тогда, когда человек как спортсмен заставляет себя молиться — утром и вечером. Без понуждения, без каких-либо обязательств ты ни за что потом не сможешь встать и помолиться, когда вдруг придет к тебе такое желание. Оно же приходит, вы все прекрасно знаете. Иногда ты можешь чем-то заниматься, картошку чистить, с ребенком гулять, вдруг такое непреодолимое желание помолиться, прямо хочется.
Не заглушайте себя — читайте любую молитву. Нет возможности открыть молитвослов – прямо про себя «Богородице Дево, радуйся. », «Иисусову молитву», «Отче наш» — что знаете — «Живый в помощи Вышнего», Символ веры. Главное поймать это состояние. Это как звонок по телефону. Ты сидишь и ждешь дорогого тебе человека, он тебе не звонит, не звонит и вдруг зазвонил. Захлопать в ладоши и сказать: «Браво, браво, как здорово». Но пока ты бегаешь, готовишься, он перестает звонить и на твои звонки уже не отвечает.
Позвонил — ответь. Пришло состояние — помолись. Преподаешь — пришло состояние прямо во время урока — остановись, скажи «дети, а сейчас минута тишины». Это подействует, поверьте мне. И просто про себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», — вплоть до такого.
Устная молитва просто необходима человеку в любом состоянии: великий ты молитвенник или нет, давно ты молишься или только начинаешь. Устная молитва должна произноситься. И проходит какое-то время, причем у всех по-разному, и эта молитва вдруг начинает опускаться куда-то в сердце.
2-ой этап Иисусовой молитвы — когда ум начинает соединяться с сердцем
То, о чем мы говорим, когда вдруг начинаешь чувствовать теплоту – тонкая замечательная сердечная теплота. Все здесь переживали подъем давления, такой резкий, и ощущение верхнего предела, как будто макушки сердца — где-то сверху ты чувствуешь прямо какое-то жжение, такое состояние распирания. Очень похожее состояние, когда молитва начинает опускаться тебе в сердце. Когда молитва начинает проникать куда-то глубоко-глубоко. Это вторая стадия состояния молитвы, когда ум начинает соединяться с сердцем. А перед этим мы говорили о молитве умом, не об умной молитве, а о молитве умом, когда мы заставляем свой ум быть внутри молитвы.
Я хочу немножечко отступить. Со стороны, если послушать получается зомбирование. Научение себя, вклинивание в себя имени Божия, когда ты наполняешь себя именем Божьим. Полное зомбирование себя этим Именем. Хорошо это или плохо? Я считаю, хорошо. Дело в том, что наш ум открыт для влияния на него со стороны лукавого в виде помыслов. Когда человеком полностью завладевает лукавый, то он находится уже в страшном состоянии, вплоть до безумия.
Помните, в псалме есть такое выражение «бес полуденный»? Вы наверняка обращали внимание, когда стоишь в храме и вдруг кто-то начинает ходить. Ему надо поправить там свечку, надо туда сходить, сюда сходить. Лукавый не дает человеку сосредоточиться на молитве, оставаться на одном месте, он его начинает гонять. И в жизни так. Ты беседуешь с человеком, а он начинает перескакивать с тему на тему. Вроде бы ты начинаешь отвечать, еще не договорил, а он уже из другой оперы задает вопрос. Потому что человек не владеет собой, ему не нужно состояние такой целостности, лукавый, можно сказать над ним издевается. Как будто два лукавых сидят и с какой-то периодичностью «бросают» ему вопросы, и человек себя уже не контролирует.
Прежде, чем ум спустится в сердце, его надо полностью очистить. Уму надо дать возможность, чтобы в нем жил Христос, имя Божие. Почему это так важно? Потому что сердце человека после Крещения закрыто для лукавого, там живет Христос. Естественно, это образы. Ум полностью владеет «внешним» сердцем. А что такое внутреннее сердце? Внутреннее сердце, где живет Христос — это наша совесть. Вы можете видеть отъявленных бандитов, хулиганов, людей, которых называют «прожженными», людьми без совести. Я за свою жизнь ни одного не встречал человека, в котором бы не говорила совесть.
Расскажу вам совершенно удивительный случай про одного киллера, профессионального убийцу. Он пришел на Исповедь и стал исповедоваться в своих поступках — убийствах, причем начал с того, что сказал: «Мне не важно, пойдете Вы после моей исповеди или нет в милицию. Я с этим, — говорит, — жить больше не могу». Страшная была исповедь, результатом чего стало то, что через несколько месяцев он мне прислал письмо в Казанский собор уже из тюрьмы. Писал о том, что после Исповеди почувствовал облегчение, почувствовал, что Господь опять его принимает. «И я уже не смог, — говорит, — здесь, опять пошли «заказы». Я пошел и во всем признался». Получил максимальный срок или два максимальных срока. Но письмо было полностью счастливого человека, — такого редко встретишь на свободе, а он в заключении, и, как я понимаю, остаток жизни он там, в общем-то, и проведет. С такой статьей попадают в такие места, где больше 7-8 лет не живут.
Признак того, что в твоей жизни появилась сердечная молитва
Сердце — это вместилище Бога, это вместилище нашей совести. И для того, чтобы вдруг оно стало говорить, если оно не говорит, надо очистить ум. Ум сделать Христовым, тогда он начинает действовать на сердце. Вторая ступень, когда молитва опускается в сердце — это умно-сердечная молитва. Здесь она становиться не просто молитвой ума, а умной молитвой. Как хорошо сказано, надо делить молитву условно на две части. Когда молишься Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе»,— как бы ставь вопрос, мол, где Ты? Когда услышишь ответ от Господа: «Что тебе надо?», — сразу говори: «Помилуй меня».
Когда ум соединяется с сердцем, когда ум соединяется с совестью, здесь сразу возникает покаянное чувство. Признак того, что в твоей жизни появилась сердечная молитва — ты начинаешь каяться, в тебе начинает говорить совесть. В тебе вдруг возникают старые воспоминания. Такое впечатление, что ты пришел в старую комнату, открыл дверь, а там все в пыли, в грязи. Вдруг ты начинаешь доставать дорогие для тебя предметы, с которыми ты когда-то жил, которые были тебе когда-то необходимы. И вдруг ты понимаешь всю их тщетность, тошнотворность, они тебе уже не нужны — у тебя нет привязки ни к чему: ни к какому пороку, ни к какой страсти. В этом состоянии очень легко себя изменить полностью. От любой страсти в этом состоянии перейти очень легко.
3-я ступень Иисусовой молитвы — ощущение вездеприсутствия Божия
При зарождении умно-сердечной молитвы (2-ой ступени), когда воедино собирается ум и чувства, ощущение прекрасного у тебя перестраивается не на удовлетворение каких-либо плотских потребностей (тепла, холода и т.п.), а наоборот — на удовлетворение духовных потребностей. А духовная потребность для любого человека одна — это радость в любом состоянии (мы не говорим о счастье, о каких-то эмоциях). Если человек радостен, он всегда счастлив. Если в нем живет радость, любые жизненные обстоятельства становятся для него благом. Вот это вторая ступень соединения ума и сердца, когда человек становиться радостным. Он, естественно, начинает молиться, он начинает искать вокруг себя все, что бы ему напоминало о Боге, о молитве.
И здесь потихонечку наступает 3 ступень, когда человек начинает молиться словами, он начинает молиться ощущением вездеприсутствия Божия. Это состояние, эта 3 ступень многим знакома, потому что Господь ее каждому человеку дарует. Это очень блаженное состояние, радостное состояние. Естественно, оно не может не быть радостным, оно уже дальше радости, оно уже ближе к Богу. Это ощущение вездеприсутствия Божия. Помните, был такой рассказ, когда маленький ребенок, оставаясь один дома, на кухне нашел банку варенья и решил ее съесть. Уже приготовил ложку и наученный молиться перед едой, повернулся к иконам, решив перекреститься, вдруг вспомнил, что ему запретили есть варенье. Это ощущение вездеприсутствия Божия, что Господь тебя видит, ощущение, что Господь с тобою рядом.
Ощущение вездеприсутствия Божия — это не временное состояние. Это очень важный момент. Постоянно говорим о том, что Бог «в баночке». «Баночка с крупой», «баночка с телевизором», «баночка с детьми», «баночка с работой», «баночка с Богом». В нужный момент мы эти баночки открываем. Пришел с работы утомленным — «баночка с душем», хочешь утешения — «баночка с мармеладом». Хочешь еще чего-то — «баночка с детьми»: открыл, пообщался, закрыл, не мешает. И точно также «баночка с Богом»! Открыл — все, я религиозен, баночку закрыл, — все, я могу кому-нибудь позвонить «кости промыть», ребенку подзатыльник дать, на кого-то поругаться, еще что-то в этом роде сделать. А вот теперь я религиозный — наступает утро воскресного дня. Потом — я опять не религиозен.
Это не об этом. Присутствие Бога — это когда ты всегда с Ним. Это когда ты, прежде чем открыть рот и что-то сказать, посоветовался с Богом. Почти всем здесь на Исповеди я говорил: «Попробуйте брать благословение Божие на любой шаг, на любой поступок». Хочешь выйти из дома — «Господи, благослови», хочешь сварить щи — «Господи, благослови». Когда ты просишь благословение — ты мысленно слышишь ответ. Мы же говорим о вездеприсутствии Божием, — попроси благословение на то, что ты сейчас собираешься делать. Но можно услышать и ответ «нет».
Всегда ли мы можем услышать ответ Божий? В этом состоянии, на третьей ступени молитвы, – да. Ответ мы слышим в двух случаях. Во-первых, когда ум человека наполнен Христом, а во-вторых, когда человек наполнен Священным Писанием. Если человек читает каждый день Священное Писание, размышляет над ним, то он всегда слышит ответ. Когда человек находиться на третьей ступени, у него появляется состояние вездеприсутствия Божия, когда ты везде ощущаешь Его.
Бывает и такое, что ты перепрыгиваешь с первой ступени на другую или попробовав умно-сердечную молитву, со второй ступени возвращаешься к первой. Господь может абсолютно все. Он может тебе приоткрыть как маячок, насколько это замечательно и здорово. Многие из нас вышли из Советского времени, когда лучшие молодые годы были воспитаны в атеистическом духе. И вдруг пришли в Храм, вдруг Господь коснулся их сердца. И этот период неофитства знают многие. Ты можешь все, тебе «море по колено». Ты можешь до трех ночи молиться, потом в половине четвертого встать, что-то успеть сделать дома и в пять утра уже на электричке уехать в Троице-Сергиеву Лавру, потом на работу. Это состояние неофитства Господь открывает.
Потом следующий этап – когда у человека вдруг возникает Богооставленность. Он молится, он стучится всем своим существом, но такое ощущение, что Господь его не слышит. Иногда просто уже так: «Господи, а есть ли Ты вообще? Если Ты есть, Ты должен отозваться». Я думаю, что это состояние, в общем-то, все пережили.
Это третья ступень – вездеприсутствия Божия, когда все вокруг есть Единый Господь, блаженная ступень. Человек на третьей ступени уже не совершает молитвенных правил, он постоянно находиться в молитве. Удивительная вещь: он не совершает молитвы, хотя он посещает службы, он молится дома, но это для него уже не правило. Это уже для него такое состояние, как выйти на улицу и подышать воздухом. Если для нас молитва — это глоток свежего воздуха: мы приехали в Храм, зашли в парк — чудно: где-то сирень, где-то акация, каштан зацвел, — мы это все различаем.
Так же и здесь, в духовном мире. Вот я сегодня причастился, я сохраняю эту благодать, вот этот шлейф Божественного присутствия в моей жизни, – а вот этот запах совершенно другой — мне хочется что-то сделать. Человек в третьем состоянии постоянно находится в Боге, чтобы он не делал — разговаривал, работал, отдыхал. Он находится не просто в тесной связи с Богом — он в Боге и Бог в нем. Это не диалог, это состояние человека. Это потрясающая вещь!
Это ступень наверно подвластна только людям святым, таким как Мария Египетская, которая пренебрегает всем и вся. На третьей ступени человек должен еще как-то заботиться о хлебе насущном, хотя и это тоже в Боге и с Богом происходит, но он все равно остается в монастыре, на светской работе, в семье. Четвертое состояние — это состояние, когда человек уже абсолютно всего лишается, он становится блаженным, он становится изгоем, как Ксения Петербургская, Матрона Московская. Именно то юродство или пустынничество, которое дает возможность человеку оставаться и физически наедине с Богом.
Но здесь я Вам ничего сказать не могу. Если даже Варсонофий Великий об этом ничего не говорит, Феофан Затворник ничего не говорит, а просто обозначает, то уж я тем более об этом ничего Вам сказать не могу.
Итоги: зачем нужна духовная жизнь?
Человек убегает от мира. Но не думайте, что человек, который уходит в пустыню, монашествует, значит, он априори это состояние стяжал. Нет. Очень часто даже в современном мире можно встретить в монастырях такое отношение к Иисусовой молитве: «А зачем тебе? Ты знаешь «Отче Наш», ты знаешь «Богородице, Дево, радуйся», ты знаешь «Символ веры», — достаточно, и не морочь никому голову. Иди, помогай в детский дом, в дом престарелых, заботься о своих домашних. Куда ты в какие-то дебри полез, не надо этого». Удивительное дело.
Если посмотреть вскользь на духовную жизнь, не понятно, зачем это все нужно. Так посмотришь, странные люди, — часами в Храме, душновато. Ведь можно было бы с пользой провести это время даже на тех же самых грядках на даче, вырастить лишний огурец, шашлычку пожарить, соседей пригласить, кого-то утешить. Да мало того, взять и пойти помогать Лене сажать цветы, пока они там молятся. Пусть они там молятся, а мы будем благоукрашать.
Но удивительное дело. Пройдет год-два в таком состоянии, и человек приходит в Храм и говорит: «А я что-то потерял» или «Я чего-то не нашел, не понимаю, почему такая пустота. Почему я вот это нахожу, как столбик стоя в Храме и не нахожу, когда делаю что-то положительное, хорошее?»
Таких вопросов я слышу миллион. Люди, например, собираются, ездят по детским домам, по больницам, помогают детишкам, от которых отказались. Могут заниматься этим год, два, три. Могут даже упрекать, мол, вместо того, чтобы молиться, Вы пошли бы лучше помогли нам. А потом приходят и говорят: «В чем загадка, что у Вас здесь есть духовная жизнь, а у нас, казалось бы, духовней некуда — детям помогаем, но мы чего-то не получаем, что-то не добираем»? А человек, который соединяет одно с другим, он вообще счастливым становится, честно говоря. Духовная жизнь — она над нами, она не такая, как мы ее себе представляем, она живет по другим законам.
Эти ступени проходит любой человек. Может ли человек где-то остановиться? Может ли не взойти даже на первую ступень? Может, если у него все останется по принципу – «Бог у меня в баночке», которую открываешь, когда хочешь быть религиозным.