Данная статья содержит: молитва м лермонтов анализ - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
- 1 «Молитва», М. Ю. Лермонтов: анализ стихотворения
- 2 Краткий анализ стихотворения Молитва (Лермонтов М. Ю.)
- 3 М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения
- 4 Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”
- 5 Анализ стихотворения «Молитва» М. Ю. Лермонтова
- 6 Анализ стихотворения “Молитва” Лермонтова М. Ю.
«Молитва», М. Ю. Лермонтов: анализ стихотворения
Даже атеистов в смутный час одиночества и печали спасает молитва. М. Ю. Лермонтов не был глубоко верующим человеком, хоть и получил классическое религиозное воспитание, он никогда не просил у Господа лучшей жизни, здоровья, благополучия, но все же в особо тяжкие времена слезно молился, чтобы окончательно не разувериться в своей жизни. Некоторые события натолкнули поэта на написание собственной молитвы. Это произведение заставило автора полностью переосмыслить свою жизнь, и хоть он и не стал верующим человеком, но все же перестал быть закоренелым скептиком и атеистом.
В 1839 году, когда поэту исполнилось 25 лет, он написал стихотворение «Молитва». М. Ю. Лермонтов прожил недолгую жизнь, поэтому этот стих можно отнести к позднему периоду творчества. К этому времени Михаил Юрьевич успел побывать в ссылке, у него изменилось мировоззрение, отношение к обществу и поэзии. Его произведения стали более мудрыми и философскими. Когда писатель вернулся с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, он переосмыслил всю свою жизнь, в которой раньше ему приходилось играть роль дебошира или светского льва. Он понимает, что не в силах что-либо изменить в этом мире. Именно из-за собственного бессилия обращается к Богу Михаил Лермонтов.
«Молитва» была написана после знакомства на одном из светских мероприятий с Марией Щербаковой. Михаил Юрьевич всегда был бунтарем и сначала совершал поступки, а потом их осмысливал. Кавказ его немного успокоил, поэт проникся восточной мудростью, и хоть он и не смирился со своей судьбой, но бросил бессмысленные попытки доказать людям их никчемность и глупость. В Москве писатель посещал много светских раутов и откровенно наслаждался вниманием, которое вызывала его персона у представительниц прекрасной стати. Несмотря на большое количество поклонниц, лишь на скромную и юную Марию Щербакову обратил внимание М. Ю. Лермонтов.
Молитва – это спасение человека в самые тяжкие минуты жизни. Именно об этом поведала Михаилу Юрьевичу девушка. Она утверждала, что только в чистосердечном обращении к Богу он сможет обрести душевный покой и равновесие. Поэт помнил о ее словах, конечно, он не пошел в храм и не стал читать «Псалтырь», но после разговора с Марией он написал стихотворение «Молитва». М. Ю. Лермонтов не просит ничего у Бога, не кается и не занимается самобичеванием, он просто очищает свою душу от бессильной злобы, грусти и тоски.
Время от времени поэта терзали сомнения, стоит ли ему и дальше увлекаться литературой, добиваться своих целей или же все желания и стремления являются лишь самообманом. Но ведь были люди с подобным мировоззрением, это Вяземский, Пушкин, Белинский, и Михаил Юрьевич понимал, что не одинок. Избавиться от сомнений и обрести духовную опору ему помогала слезная молитва.
М. Ю. Лермонтов горячо молился с чувством раскаяния, чтобы очиститься от переживаний и невеселых мыслей, и это действительно помогало. Стихотворение «Молитва» – это попытка укрепить веру в собственные силы и смириться с путем, предначертанным судьбой. Лермонтов раскаивается в собственных слабостях и просит прощения за то, что скрывает за маской свои истинные чувства.
Краткий анализ стихотворения Молитва (Лермонтов М. Ю.)
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Стихотворение молитва м. Ю. Лермонтова есть слова, которые несут особую силу.
Подходит запечатлеть словами то, насколько дорогая моя это молитва. С помощью ярких эпитетов: чудную молитва, Благодатная сила, его слов, непонятно, Святая прелесть, и олицетворение: гостиницы, прелесть дышит, стихотворение посвящено теме одиночества, поиску жизненного смысла (в твоей жизни, в быту что-то не ладится, а прочитав молитву, ты морально очищаешься, на душе легкость).
Лирический герой этого стихотворения представляется мне обычным человеком, который верит в силу живых слов, плачет, но понимает, что, помолившись, он избавиться от проблем (от мыслей), которые его тревожили.
Тип рифмовки этого стихотворения – перекрестный.
Есть сравнение – с души как бремя скатится сомненье; присутствует инверсия: в минуту жизни трудную (в трудную минуту жизни). Автор дает нам возможность почувствовать грустную, печальную картину, благодаря словам: грусть, трудно, непонятно, сомнения, плачется.
В начале стихотворения преобладают чувства печали, горя, и только в самой последней строчке раскрывается легкость, радость.
Итак, в стихотворении “Молитва” М. Ю. Лермонтова автор говорит нам о чудесных живых словах, имеющих огромную чудесную силу, кого-то она исцеляет, кому-то помогает в жизни.
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения
Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва"
«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.
Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.
Главная тема стихотворения
Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.
Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.
В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.
Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.
Структурный анализ стихотворения
В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.
Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.
Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.
Добавить комментарий
Поделиться
Мы ВКонтакте
Мы в Фейсбуке
"Сезоны года" – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.
Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”
Московские документы для аттестации!
124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.
Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).
ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”
Это маленькое стихотворение – рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?
Главные слова стихотворения – “молитва чудная”, “сила благодатная”, “святая прелесть” – связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово “благодатная”. Но то же ли это самое, что “Земля благодатная”? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова – “полный благ, довольства, счастья; радующий”. Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что “благодать” – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому “сила благодатная” – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово “благодатная” как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце – грусть. Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом “теснится”. В такую минуту обращаются к Богу – “одну молитву чудную твержу я наизусть. ” Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: “есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них”. Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.
Если первая строфа – это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа – рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку “сила благодатная”: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.
Вместе с поэтом мы переживаем (со – переживаем) это движение души от тоски и грусти – к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь – бремя скатится.
От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах – ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.
Но как всё преображается под действием “слов живых”! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные – открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения – строчки стали “легче”, они как будто бы “взлетают”. Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.
Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений – они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один – я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву – всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки – предложения безличные: “и верится” (ср.: “я стал верить”), “и плачется” (ср.: “я плачу”) и “так легко, легко” (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.
Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.
Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов
Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.
Краткое описание документа:
Данная разработка адресована учителям-словесникам и ученикам средней и старшей школы. Элементы лингвистического анализа художественного текста, используемые при работе над стихотворением, помогут учителю вести уроки литературы во взаимосвязи с курсом русского языка, а школьнику – научиться не только чувствовать поэзию, но и глубоко понимать, анализировать и через слово, воплощённое в поэтическом тексте,постигать богатейшие возможности русского языка.
- 1320
- 08.05.2015
Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.
Вы первый можете оставить свой комментарий
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Анализ стихотворения «Молитва» М. Ю. Лермонтова
Стихотворение «Молитва» — яркое свидетельство душевной расщеплённости поэта. Он сожалеет, что удалился от бога в своих творческих поисках, но понимает, что пишет правду, и только уничтожив его поэтический талант, притупив его зоркий, всюду проникающий взор, можно обратить его к смиренному восхвалению вышнего. Только превратив сердце в камень, сможет он не замечать происходящего и обратить все помыслы к богу. Поэт понимает, что это невозможно, но отчаянно сожалеет о невозможности примирить в себе страдающий несправедливый мир и всеблагого совершенного создателя. Сделать это действительно непросто, зачастую на это надо много лет, которые Лермонтову, увы, не были отпущены. Материал с сайта //iEssay.ru
Стихотворение «Молитва» наполнено настроением божественного откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту. Поэт использует минимум изобразительно-выразительных средств, стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, но что-то в нём завораживает, заставляет повторять его несколько раз. Отметим эпитеты, употреблённые с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть». Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, / И так легко, легко. »), богатые рифмы и чередование коротких строк четырёхстопного и трёхстопного ямба.
Анализ стихотворения “Молитва” Лермонтова М. Ю.
В наследство М. Ю. Лермонтов оставил множество лирических стихотворений, одно из которых, «Молитва» , -мое любимое. Написанное в 1839 году оно и ныне способно задеть за живое любого, кто прочитал его. В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Богу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М. Ю. Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны. Человек, переживший злые удары судьбы, может надеяться только на чудо. И, по-моему мнению, этим чудом и должна стать молитва. Стихотворение имеет глубокий философский подтекст и с помощью изобразительно-выразительных средств передает мысли и тревогу автора. Встречаются эпитеты (в минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная) , метафоры, (теснится грусть, слов живых, дышит прелесть) , градация (и верится, и плачется, и так легко, легко. ) , инверсия (в минуту жизни трудную) . Рифма перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой; размер стиха – ямб с пиррихием (слог ударный и безударный) ; рифма мужская (ударение падает на последний слог) чередуется с дактилической. Стихотворение произвело на меня большое впечатление. Вместе с поэтом я испытал те переживания, которые были у М. Ю. Лермонтова в момент написания. Гениальность произведения, на мой взгляд, заключается в невыдуманности сюжета и идеи. Чувствуется, что «Молитва» исходит из сердца автора и описывает один из эпизодов его жизни. Никакая выдуманная красивая фальшь никогда не сможет сравниться с «душевным» стихотворением. Основной – находить успокоение и одновременно черпать новые силы для прдолжения жизни. Темой стихотворений является покой . Лирический герой -сам поэт . Молитва – символ успокоения, гармонии . В стихотворении ” Молитва ” две последние строчки являются кульминацией, так как здесь преобладает развитие переживаний лирического героя, а в этоге успокоение . Экспозиционный момент присутствует в первых строчках.
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко.. .
Набери из словаря пафосные слова.
Потом к ним присоедени фразы.
“В этом произведении показана глубокая философская мысль, которая красной нитью проходит и через все творчество Великого Русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова”
«Молитва» – одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году) . Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника.
В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления» . Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» – обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику» , который приводит героя к «светлым душевным порывам» .
Известно, что «Молитва» написана для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тоска») . Поэтому приведено выше толкование вполне уместно.
Вместе с тем, «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…
В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:
С души как бремя скатится
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотворение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В. Г. Белинский подчеркнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце (…) звуки, (…) вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью» . Я согласен с утверждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений.
В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность произведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! «Молитва» вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М. Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.
Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни
Размер: трехстопный ямб
Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)
В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а], [э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].
Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.
Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.
Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.