Данная статья содержит: молитва к софии шамординской - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Молитва к софии шамординской
Авторы: Епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН, Марина Васильева, Игорь Куликов
24 октября 2015 года. По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина в праздник Собора преподобных Оптинских старцев паломническим сектором отдела была организована поездка в Оптину пустынь, Свято-Казанскую Амвросиеееву ставропигиальную женскую пустынь и в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в Клыково. ФОТО
Свою поездку тульские паломники начали с посещения Шамординской обители, т. к. заранее знали, что праздничную Божественную литургию в ней возглавит Святейший Патриарх.
Полагая за правило всякое дело начинать с молитвы, прихожане Всехсвятского и Успенского Кафедральных соборов, составлявшие основную часть паломнической группы, основную часть своего пути в Шамордино провели в молитве, прочитав молитвы утренние, молитвы о путешествующих и последование ко святому причащению. А в оставшееся время руководитель паломнического сектора отдела Людмила Борисовна Слободскова рассказала об основателях Шамординской обители преподобном старце Амвросии Оптинском и его духовных чадах: замечательном семействе тульских дворян Ключарёвых и первоначальнице обители – схимонахини Софии, представительнице также тульского рода дворян Болотовых.
Великий старец и подвижник иеросхимонах Амвросий (Гренков), святость жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный народ – бесконечной любовью, основал женскую общину в Шамордино в 1884 голу для вдов, сирот и обездоленных женщин, не имеющих возможности внести содержание за себя при поступлении ни в какой другой монастырь.
Устройство женской общины в честь Казанской иконы подготовлялось особыми путями Промысла Божия. Рассказывают, что бывший Шамординский помещик Калыгин ещё за год до продажи своего имения видел над своим домом чудной красоты церковь, стоящую на облаках. По благословению старца Амвросия Шамордино купила Александра Николаевна Ключарёва (в монашестве Амвросия), монахиня Тульского Крестовоздвиженского монастыря. В том, 1872 году, она овдовела, схоронив мужа Фёдора Захаровича Ключарёва, надворного советника и тульского предводителя дворянства (в монашестве схимонаха Феодора). В том же,1872 году, умирает её невестка, оставив двух новорожденных малюток, и бабушка берёт их на воспитание. Собственно, Шамордино и было куплено в обеспечение будущей жизни девочек, как казалось – долгой и благоденственной. Младенцы-полусироты были наречены своим крестным отцом иеросхимонахом Амвросием сладкозвучными именами первохристианских мучениц Верою и Любовию. К вечному покою этих ангелов Господь призовёт через неполных 12 лет. Все знавшие их единогласно отмечают необычную тихость и кротость нрава, дети никогда не шалили, играм предпочитали усердную молитву, храм Божий любили несказанно, а привязанность к дорогому батюшке сопрягалась с безоговорочной верой в его отеческие наставления. Девочки отошли ко Господу, заболев дефтиритом, одна за другой весной 1884 года. Мать Амвросия, скончавшаяся в 1881 году, завещала Шамордино в пожизненное владение своих внучек, а в случае их смерти пожелала устроить там женскую общину, и на содержание сестер и священника положила небольшой капитал. Так, о смертью девочек, сама собой возникла женская община, первыми насельницами которой стали жившие при м. Амвросии и её внучках благочестивые и преданные им люди, числом около тридцати.
При непосредственном участии матушки Софии был изготовлен проект большого каменного собора, построен кирпичный завод, на котором было изготовлено 500 тыс. штук кирпича для его строительства. Матушкиными стараниями были устроены две деревянные часовни во имя свт. Амвросия Медиоланского и прп. Тихона Калужского, скиты, сестринские келии, первая деревянная водокачка, другие хозяйственные постройки, создана золотошвейная мастерская, положено основание иконописной. При ней были устроены богадельня для немощных и недужных и приют для сирот и обездоленных детей.
Но монашеский путь – путь креста, и едва прошли три года, как начались скорби и испытания. Труды настоятельства, заботы, болезнь и сам переворот жизни, – все это подкосило крепкую натуру матушки Софии. В 1886 году она тайно приняла схиму. У матушки развились серьезные болезни, и она тихо угасала. В первый день Рождества 1887 г. она почувствовала себя очень плохо и поспешила уехать в Оптину, чтобы увидеть батюшку Амвросия. Живой в Шамордино она не вернулась. 24 января 1888 года окончились её страдания, и она тихо скончалась.
5 окт. (22 сент.) 1987 г. с благословения Святейшего Патриарха Пимена по представлению архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи) матушка София была прославлена в сонме Тульских святых. Архиепископ Максим писал: «Инокини, прославляемые в сонме Тульских святых, были духовными дочерьми Оптинских старцев Макария, Леонида, прп. Амвросия, устраивали женские монастыри и руководили ими – Каширским, Шамординским, Белевским… Честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс. 115:16 ) , – говорит нам пророк Давид. Если же перед Господом смерть праведника считается честною, то, как нам, людям, не почитать Блаженной кончины в Боге?» ( Собор Тульских святых. Журнал Московской Патриархии. 1987 г. №10)
Так, слушая трогающий душу рассказ о первоустроителях обители, тульские паломники подъехали к Шомордино… Дождь – не дождь, а так – легкая серебристая мгла кропила. Но даже в зябкую непогоду не чувствуешь здесь подавленности и одиночества: вот многоглавый храм, вот огоньки на могилах почивших игумений, а вот – содружество новых хозяек пробудившейся к жизни 25 лет тому назад обители замерло в ожидании Патриарха.
А затем была Божественная литургия, возглавленная Предстоятелем Русской Православной Церкви, хиротония архимадрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального монастыря, во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха, богослужебные песнопения в исполнении двух хоров: хора Сретенской духовной семинарии и хора сестер Казанской Амвросиевой пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону с напутственным словом и вручил ему архиерейский жезл. А, когда по традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипасторское благословение, то, как сказала тульская сестра милосердия Светлана Куликова, она почувствовала особую волну тепла, прошедшую по всем молящемся в громадном соборном храме.
Затем тульские паломники направились в Оптину пустынь, где своими мощами пребывают преподобные старцы Оптинские. Паломники помолились у открытых мощей прп. Амвросия Оптинского, поклонились мощам преподобных Нектария, Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа, Моисея, Антония, Исаакия Оптинских.
И еще один монастырь, неразрывными духовными узами связанный с Оптиной пустынью, посетили наши паломники в этот замечательный день – Спаса Нерукотворного мужскую пустынь в Клыково. Когда после Пасхи 1923 г. Оптинские храмы окончательно были закрыты, образовалась община из оставшихся в живых монахов, духовный центр которой находился в Клыковском храме до его закрытия в 1937 году. А уже в конце двадцатого века традицию старчества продолжила поселившаяся при храме Спаса Нерукотворного Образа схимонахиня Сепфора. На старчество её благословил митрополит Тульский и Белевский Серапион. Её духовными наставлениями пользовались монахи возрождающейся Оптиной пустыни и сестры восстанавливающегося Шамординского монастыря.
Уже смеркалось, когда паломники подъехали к святому источнику в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», осторожно спустились вниз по деревянной лестнице, благоговейно набрали святой воды, желающие окунулись в купель.
Послушница старца Амвросия
24 января / 6 февраля – память схимонахини Софии Шамординской
Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия Оптинского в устроении Шамординской обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888). Находясь в полном послушании у великого старца, ради Небесного Царствия она отказалась от своей воли и от всех земных радостей. После кончины подвижницы сам батюшка Амвросий свидетельствовал о ней: «Мать София свята».
Схимонахиня София родилась 16 июня 1845 года и принадлежала к старинному дворянскому роду Болотовых, достойно послужившему России. Родители ее были дворянами Тульской губернии. Отец, Михаил Павлович, имел чин титулярного советника. Мать, Александра Дмитриевна, относилась к благочестивой дворянской фамилии, внесенной в «Бархатную книгу». Родительница подвижницы отличалась глубокой верой; шумной светской жизни предпочитала тихую семейную в кругу своих детей, которых горячо любила. Почти все чада Болотовых, благодаря материнскому духовному воспитанию, посвятили свою жизнь Господу: четверо из пятерых стали монахами.
«София Михайловна, – писал отец Вениамин (Воронцов-Вельяминов), – получила основательное домашнее образование. Обладая хорошими природными способностями, она легко усваивала себе учение и, казалось, не было такой отрасли знания, в которой бы она не обнаруживала своих незаурядных природных дарований. Благодаря таким разносторонним способностям и той легкости, с которой ей удавалось совершенствоваться во всем, что ее интересовало, она не могла долго сосредоточиваться на каком-либо одном предмете, но безпрестанно меняла свои занятия, словно ища чего-либо такого, что потребовало бы от нее напряжения всех ее выдающихся природных сил. В ней совмещались самые несовместимые противоречия. Религиозность ее матери, серьезный ум, стремление к внутренней сосредоточенной жизни странно совмещались в ней с жизнерадостностью отца ее, с его веселостью и живостью его характера. Чрезвычайно впечатлительная и красивая собой, то необузданно веселая, то сосредоточенная в себе, горячая и вспыльчивая и вместе с тем замечательно добрая и решительная, она производила на всех знавших ее сильное впечатление».
Горя любовью ко Господу и имея стремление к христианскому совершенству, София часто уединялась для молитвы, покидая дом. Как-то раз она даже уехала на весь Великий Пост и поселилась у монахинь, близ храма, чтобы провести это время в покаянии и духовном подвиге.
В 1875 году матушка вышла замуж за дворянина Андрея Янькова, бывшего студента Медико-хирургической академии. Венчание состоялось в Сергиевом Посаде. Но по воле Божией их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Спустя три дня после похорон мужа, 17 января 1877 года, у Софии родилась дочь Надежда. Когда к ней в первый раз поднесли маленькую Надю, матушка перекрестила ее и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей!» – видимо, уже приняв решение свою дальнейшую жизнь посвятить служению Христу.
Некоторое время подвижница жила в родовом имении, вела хозяйство и занималась благотворительностью. Свою материнскую любовь к дочери, которой уделяла много внимания, она перенесла и на обездоленных детей-сирот, собирая их у себя в доме и ухаживая за ними с состраданием, теплотой и заботой. Она помогала выдавать замуж бедных невест, старалась поддерживать малоимущих крестьян. Живя около большой дороги, матушка нередко видела погибавших в непогоду пьяных мужчин. Желая спасти и этих несчастных, она предоставляла им приют в своей усадьбе – до отрезвления. С помощью горничной София Михайловна подбирала их в безсознательном состоянии – не брезгуя, не осуждая, а любя и всем сердцем стремясь помочь. Все эти благодеяния совершались в тайне.
Через три года София продала имение с намерением переехать к отцу, однако вскоре получила известие о его смерти и осталась на съемной квартире в Туле. От местных богомольцев, посещавших Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшего жизненного пути. По Промыслу Божию подвижница стала духовной дочерью преподобного, открыв ему заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Но старец, провидя твердость ее намерения, подверг Софию тяжелому испытанию: он повелел ей выйти замуж за пожилого господина, козельского помещика Н.И. Астафьева. Ошеломленная таким благословением, матушка, тем не менее, не задумываясь покорилась указанию духовного отца как воле Божией.
Астафьев также духовно окормлялся у батюшки Амвросия, и хотя имел большое желание поступить в монастырь, но не посмел ослушаться старца, благословившего его на брак с невестой из Тулы. Они обвенчались, и София переехала со своей дочерью в его имение неподалеку от Оптиной, получив возможность чаще бывать у своего наставника. Николай Иванович был человеком добрым, но тяжело больным и с весьма сложным характером. Жизнь с ним из послушания духовнику стала для матушки хорошей подготовительной школой по отсечению своей воли.
Казанский собор Шамординского монастыря
Ее замужество по времени совпало с началом устройства батюшкой Амвросием женской общины близ Шамордино, и многие связанные с этим дела преподобный поручал Софии. Исполняла она их с большой ответственностью и любовью, по поводу чего великий Оптинский старец говорил, что другой такой послушницы у него не было и не будет.
Муж часто болел, и София заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением. Николай Иванович нежно любил свою жену. Будучи уверен, что после его смерти она уйдет в монастырь, он пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить себя там. Скончался Н.И. Астафьев 19 мая 1884 года.
Срок испытания, возложенного батюшкой Амвросием на подвижницу, завершился, и наконец-то у нее появилась возможность посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. Поручив девятилетнюю Надежду ее крестной матери, 22 августа 1884 года София подала епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) прошение о поступлении в Шамординскую общину. Вслед за этим письмом 25 августа настоятель Оптиной Пустыни преподобный Исаакий и батюшка Амвросий направили Владыке представление к утверждению матушки Софии настоятельницей общины.
4 сентября 1884 года преподобный Амвросий облек свою верную послушницу Софию в иноческое одеяние, позже был совершен и ее постриг в мантию, с оставлением прежнего имени. По воле Божией она приняла руководство созидавшейся обителью: вопреки скудости материальных средств нужно было строить новые корпуса для сестер, выкупать участки земли, заботиться об обезпечении насельниц, число которых ежедневно увеличивалось. 1 октября 1884 года состоялись открытие Казанской общины, освящение в ней храма в честь Казанской иконы Божией Матери и назначение монахини Софии ее настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству монастыря, отныне матушка полностью посвятила себя этому служению.
Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884–1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия и лично знавший матушку Софию, свидетельствовал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице, матери Софии – деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) – больных, увечных, не способных ни к какому труду. Население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была <.> начальница – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность старцу, которая одушевляла все ее духовное существо».
По отношению к себе самой матушка была чрезвычайно строга: носила простую грубую одежду, в пище имела крайнее воздержание. Никто не видел ее возмущенной или раздраженной. Подвижница очень любила церковную службу и даже говаривала, что в церковь следует спешить как на пожар. Будучи снисходительной к немощам человеческим, она однако требовала безприкословного подчинения всем монастырским правилам, придавала первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию.
Труды настоятельства, заботы в соединении с сугубой аскетической жизнью подорвали здоровье монахини Софии. Преосвященный Владимир, в июле 1886 года побывавший в Шамордине, был поражен ее болезненным видом и посоветовал ей принять тайную схиму. Матушка весьма утешилась этим предложением, и 25-го числа батюшка Амвросий в своей келье постриг ее в великий ангельский образ. У подвижницы развились серьезные болезни, и она быстро угасла. В первый день Рождества 1887 года матушка почувствовала себя очень плохо и поспешила в Оптину, чтобы увидеть старца. Она с большим трудом два раза съездила к нему. Это были последние ее беседы с преподобным Амвросием. Матушку пособоровали и каждый день приобщали Святых Христовых Таин. 24 января 1888 года, в 8 часов утра она тихо скончалась. Первую панихиду по усопшей совершил преподобный Исаакий Оптинский. На следующий день после соборной панихиды тело праведницы было перевезено в Шамордино и погребено за алтарем храма.
В 1987 году, за год до причисления к лику святых преподобного Амвросия Оптинского, его духовная дочь схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых как преподобная София Шамординская. О том, что матушка угодила Богу, свидетельствуют происходящие по ее молитвам многочисленные чудеса и исцеления.
Подготовила Ксения МИРОНОВА
Cхимонахиня София (Болотова, 1845-1888)
Первой настоятельницей нашего монастыря со времени его основания преподобным старцем Оптинским Амвросием была его духовная дочь схимонахиня София. Она происходила из древнего благочестивого дворянского рода. Еще до открытия обители много сил и времени отдавала ее устройству. В день открытия обители 1/14 октября 1884 года была назначена ее настоятельницей. Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, писал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, – мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями . Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители…».
Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это – крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она заботилась и о духовном воспитании сестер, ведя их по пути спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Старалась утвердить их в истинно святоотеческом понимании монашества как подвига любви к Богу и людям, подвига смирения и покаянной молитвы. Любя всем сердцем Старца и будучи глубоко преданной и послушной ему, она своим примером воспитывала и вразумляла сестер.
Придавая первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию, при постоянно увеличивающемся числе сестер (к 1888 году в обители их было 250), матушка София заботилась, прежде всего, о возведении большого каменного Казанского собора, разбивка которого была сделана под ее непосредственным руководством и затем изготовлен его проект. При ней был построен кирпичный завод, на котором специально изготовляли строительный материал для будущего собора. На устроение обители матушка София использовала все свои личные средства, и обители завещала все свое состояние. Ее стараниями были также устроены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского; открыта богадельня, построена водокачка и многие хозяйственные постройки, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Также были открыты детские ясли и затем приют, при котором была начальная школа, где сестры занимались с детьми первоначальным обучением чтению и письму, Закону Божию, что было в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст.
Но самое главное то, что матушка София под водительством старца Амвросия в основание нашей обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви. Сколько душ было спасено и спасается сейчас в нашей обители, устроенной ее трудами! Сколько исцелений получают болящие по ее молитвам!
Первая настоятельница нашей обители схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.
© 2009-2016 Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни