Молитва иллариона троекуровского

Данная статья содержит: молитва иллариона троекуровского - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

ИЛАРИОН ТРОЕКУРОВСКИЙ

В миру Иларий Мефодиевич Фокин (Фомин), родился в селе Зенкино, Раковые Рясы тож, Добринского уезда Рязанской губернии (ныне это Чаплыгинский район Липецкой области) в многодетной семье зажиточных государственных крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. Точная дата его рождения пока не установлена. Почти все исследования, исполь­зованные нами при составлении настоящего очерка, указывают на различные годы его рождения – от 1755 до 1784. К тому же пока не найдена или не сохранилась вовсе запись о его рождении в метри­ческой книге Рождественской церкви с. Зенкино. Скорее всего это произошло в 1755 или 1756 году, что подтверждают исповедные ведомости Димитриевской церкви с. Троекурово за 1843 год и метри­ческая запись того же храма о смерти и погребении затворника. С большой долей вероятности можно предположить, что будущий угод­ник Божий родился 21 октября – в день памяти преп. Илариона Великого, в честь которого был крещен и которого он всегда почитал как своего небесного покровителя. Православная энциклопедия указывает дату рождения точно: 21 октября 1774 года.

С семи лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Несколько раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, другие обители.

После смерти деда в 1788 году вернулся в дом родителей, по настоянию которых около 1794 года женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев, через некоторое время “в веригах и босым” вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение четырех лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму [1].

Решив навсегда оставить свой дом, ушел в Киев, посетил несколько обителей. Познакомился с будущей старицей Евфимией Григорьевной Поповой из с. Каликина Лебедянского у. Тамбовской губ., предсказал ее дальнейшую судьбу. Поселился в одном из монастырей Рязанской губ. (Свято-Духовском мужском монастыре Скопинского уезда или Димитрие-Солунском мужском монастыре Ряжского уезда).

Жена подвижника, узнав от богомольцев о его местопребывании, подала прошение в рязанскую полицию с просьбой вернуть домой мужа, пребывавшего в монастыре без документов. Покинув обитель и скрывшись в лесу близ с. Каликина, Иларий жил в сооруженной им келье. Здесь преподобного навещала старица Е. Попова, пользовавшаяся его духовными советами и помогавшая отшельнику. Именно с Поповой подвижник поделился сомнением в необходимости продолжать отшельническую жизнь вдали от людей.

Вскоре Иларий поступил в монастырь. Первый биограф преподобного Ф. З. Ключарёв утверждал, что это была сначала Саровская Успенская пустынь, затем – Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь. Ключарёв писал, что постриг в рясофор с именем Иларий подвижник принял в Козловском Троицком монастыре (ныне в г. Мичуринске Тамбовской обл.), “откуда непонятно по каким причинам” поступил в Раненбургскую Петропавловскую пустынь (ныне в г. Чаплыгине Липецкой обл.) [2].

По благословению строителя Авраамия Иларий был принят в число раненбургской братии, нес послушание просфорника, свободное время посвящал чтению и молитве. Пользовался доверием настоятеля, по благословению которого посещал благотворителей, собирал пожертвования, чем вызвал враждебное отношение братии. Завистники оклеветали Илария, сообщив настоятелю, что он присваивает деньги себе. Желая избежать встреч с братией, Иларий перестал ходить на общую трапезу. Настоятель, обвинив Илария в прелести и неуставном постничестве, на целый год «отказал» его «от трапезы и от хлеба». Лишь некий пономарь навещал Илария, принося ежедневно по просфоре [3]. Вскоре по настоянию жены подвижника Рязанский еп. Амвросий (Орлин) распорядился удалить Илария из пустыни. Согласно жизнеописанию, в присутствии всей братии его вывели на монастырский двор, настоятель сорвал с него клобук и рясу, плюнул ему в лицо и приказал всей братии оплевать Илария и вытолкать за монастырские ворота [4].

Иларий вернулся в келью близ с. Каликина. В ревизской сказке за 1816 г. «Ларион» значится в с. Н. Раковые Рясы вместе с матерью и братьями, их женами и детьми. Его жена в реестре 1816 г. уже не упомянута [5]. Вскоре Иларий поселился в Воловом овраге в 4 верстах от с. Головинщина, рядом с местом служения своего наставника свящ. Трофима. 6 лет он подвизался в лесу в ископанной пещере, изнуряя плоть трудами и постом. Совершал молитвенное правило – вечерню, всенощные и утренние службы, на литургию приходил в храм с. Головинщина. В жаркие дни молился в лесу на поляне, совершал до 3 тыс. земных поклонов. Питался редькой, которую выращивал, пил дождевую воду. Весь год носил лишь длинную рубаху из холста и легкий белый халат, ходил босой. Однажды во время Великого поста Иларий 18 дней ничего не ел и в церкви упал в обморок. Когда его приводили в чувство, обнаружили на теле тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки [6]. Чугунный крест с вериг и чугунный страстной образ Божией Матери, которые носил Иларий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впоследствии в Троекуровском монастыре.

Первое время Иларий проживал один. Если посетители нарушали его уединение, удалялся в глубь леса или залезал на вершины высоких деревьев и молился там. Когда слава о подвигах и благодатных дарованиях Илария (особенно о даре духовного прозрения) распространилась, сложилась небольшая община: некто юродивый Григорий, крестьянин Орловской губ. Емельян и раненбургский мещанин В. Никитин примкнули к Иларию. Братия страдала от недостатка воды; по преданию, однажды после молитвы в лесу Иларий заснул, а проснувшись, увидел куст прекрасных цветов. На этом месте он вырыл колодец [7]. Источник в Воловом овраге с водой, которая считается целебной, сохранился до настоящего времени.

Однажды ночью во время сильной вьюги, возвращаясь от свящ. Трофима в пещеру, Иларий сбился с дороги, ослабел и упал в снег. Проезжавший мимо крестьянин узнал его, положил в сани и привез к священнику. Отогревшись в доме о. Трофима, Иларий попросил отслужить молебен Божией Матери, затем встал с постели, поцеловал крест и, поклонившись священнику в ноги, бодро вышел за дверь. На др. день утром Иларий уже присутствовал на литургии в головинщинском храме, как всегда босой, в белом летнем халате и без обморожений. В благодарность Господу за избавление от смерти Иларий решил остальное время жизни провести в безвыходном затворе, однако это намерение не осуществилось. Полиция посещала старца в пещерах, Иларий несколько раз покидал овраг, паломничал в Киев.

Однажды, возвращаясь в с. Головинщино, Иларий заболел и остановился в Коренной Богородице-Рождественской пустыни близ Курска. Настоятель о. Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, постриг Илария в мантию с именем в честь прп. Илариона Великого [8].

Около 1800 г. пещеры в Воловом овраге посетила благочестивая девица Дария Кутукова, будущая Сезеновская преподобная. Иларион стал ее духовным руководителем, общался также с иеросхим. Агапитом (Болховитиновым) (+ 1825), старцем Задонского Богородицкого монастыря.

В 1801 году о. Иларион был арестован, пещеры закрыты. По утверждению историка свящ. И. Добролюбова, в фонде архива Рязанской консистории хранилось дело, согласно которому в мае 1801 г. данковский протопоп доносил епархиальному начальству: “. близ Алексеевского, Головинщина тож, находятся пустынники и живут в построенных ими кельях, почему консистория предписала… пустынников разослать по своим местам, а келии уничтожить, о чем и сообщить в светскую команду”. Сначала Илариона заключили в острог, затем наложили на него шестимесячную епитимию (с весны по осень) в раненбургском Петропавловском монастыре [9]. Настоятель иером. Паисий и братия встретили о. Илариона дружелюбно, т. к. слава о его добродетельной жизни утвердилась прочно.

По окончании епитимии о. Иларион вернулся в овраги, обнаружил, что разрушены и пещеры, и лесная келья близ с. Каликина. Два месяца жил в доме некоего крестьянина в селе, затем – в церковной караулке в с. Головинщине.

Около 1807 года к преподобному обратился помещик соседнего с. Карповка кн. Михаил Александрович Долгоруков с просьбой помолиться об избавлении от засухи на полях. В тот же день пошел дождь. В благодарность Долгоруков построил для о. Илариона келью у Иверского храма. Княгиня Долгорукова собственноручно обила сукном все стены кельи. Старец жил здесь несколько лет.

К этому времени относится предсказание о. Илариона об исходе войны 1812 года. Многие помещики, соседи князя Долгорукова, приезжали к преподобному за советом: куда уезжать от надвигающихся полчищ Наполеона. Тот отвечал: «. супостат посрамится», «. пусть он взял Москву – на деревне остановится» [10]. В Карповке о. Илариона часто посещала Кутукова, подобно своему наставнику переходившая с места на место. Для нее была выстроена келья близ церкви в с. Головинщине, где девица по благословению о. Илариона занималась выпеканием просфор для окрестных храмов. Также прп. Иларион тесно общался с другим подвижником, юродивым Иоанном Сезёновским, помогал ему в устроении храма, а впоследствии и Сезёновского женского монастыря, пожертвовав сначала 5 тыс. р. (получил от помещика Хрущёва), а затем 100 тыс. р. (получил от помещика Звягина). Окормлял многих насельниц Сезёновского Иоанно-Казанского девичьего монастыря.

После смерти Долгорукова управляющий имением и дворовые писали в Москву его наследнику, молодому князю Долгорукову, доносы на прп. Илариона, настраивали его против подвижника. Когда же молодой князь встретился с о. Иларионом, то понял нелепость клеветы, просил молитв старца и, уезжая из имения, приказал людям оберегать его от неприятностей. Однако недоброжелатели еще больше стали досаждать старцу.

Здоровье прп. Илариона ухудшилось, в ноябре 1824 года подвижник с келейником поселились у владельца с. Троекурова Лебедянского у. Тамбовской губ. И. И. Раевского, который построил слева от Димитриевской церкви 3-комнатную келью. В двух комнатах жил о. Иларион, в третьей – келейник. О. Иларион вкушал пищу только по воскресеньям и четвергам и в двунадесятые праздники (обыкновенно щи или суп из чечевицы, без рыбы, а в постные дни – и без растительного масла). В остальное время довольствовался частью антидора и кофейным напитком. Лет за 10 до кончины преподобный и эту трапезу оставил, питаясь только антидором и 9-чинной просфорой. Ежедневное молитвенное правило совершал с 1 ч. ночи до полудня, прерывая его ранней литургией, которую служили в сельском храме. На службе в храме всегда становился в алтаре на правой стороне. Вечернее правило подвижника продолжалось с 3 ч. дня до 9 ч. вечера. Свободное от богослужений время он посвящал чтению книг и общению с посетителями. Келейникам советовал спать не более 4 ч. в сутки, будил их в 12-м ч. ночи и посылал за водой на реку или к колодцу.

Жители окрестных уездов, зная о прозорливости и других дарованиях старца, приходили к нему. Так, купец Рыхлеев исцелился после того, как по совету преподобного помазался маслом из лампады перед Владимирской иконой Божией Матери, находившейся в келье старца. Современник о. Илариона, свящ. Н. Андреев, вспоминал: “К нему идешь под гнетом тяжкого бремени, а от него летишь, словно птица на крыльях”. Многочисленным посетителям преподобный чаще всего отвечал через келейников, некоторых принимал лично. С ним общался Тамбовский еп. Николай (Доброхотов). Посещавший о. Илариона Тамбовский еп. Арсений (Москвин) благословил приготовленный старцем для себя склеп и посоветовал ему сделать то, что преподобный уже давно предсказывал,- устроить женскую общину. Старец подарил епископу четки, предсказав служение на Киевской кафедре. Часто бывал у преподобного и послушник задонского Богородицкого монастыря Михаил, впосл. наместник Зосима Задонский. В 1839 году к о. Илариону обратился за советом А. М. Гренков, буд. прп. Амвросий Оптинский, искавший монашеской жизни. Старец посоветовал ему идти в Оптину пустынь и прибавил: “Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает”. Именно Илариону Троекуровскому принадлежат слова: “Иди в Оптину – и станешь опытным”. Однако обычно преподобный отказывался окормлять монашествующих, отсылая их к духовникам и наставникам, которые руководили ими. Когда некоторые ревнители просили благословения носить вериги, он советовал лучше стяжать смирение, терпение, любовь к ближним и др. добродетели. Принимал посетителей, невзирая на их состояние, руководствуясь лишь важностью и неотложностью нужд.

Поскольку полиция продолжала притеснять старца, он при содействии помещицы А. И. Кузьминой приписался к мещанскому обществу Лебедяни, а местный купец Ф. А. Саков ежегодно платил за него казенные подати [11]. В ревизской сказке Раненбургского уезда за 1834 год отмечено, что в 1826 году Иларион считался выбывшим из с. Зенкина и из хозяйства «в мещанство, в Тамбовскую губернию в город Лебедянь». Фамилия, которую о. Иларион носил с рождения (Фомин), могла быть изменена на фамилию Фокин, вероятно, в это время при записи его в Тамбовское мещанство.

После переезда о. Илариона в с. Троекурово у его кельи стали селиться вдовы и девицы, обращавшиеся к нему за наставлениями. По благословению преподобного и с разрешения Раевского были сначала поставлены три деревянные крытые соломой кельи. Со временем собрались 12 послушниц. Главное послушание сестер общины заключалось в выпекании просфор для троекуровского храма и церквей соседних сел. По благословению епископов Тамбовских Арсений (Москвин) и Николая (Доброхотова) в Троекурове началось устроение иноческой женской общины – будущего Троекуровского монастыря.

За 6 лет до смерти о. Иларион лишился зрения, к концу жизни не мог ходить в храм, редко принимал посетителей, еду ему готовили раз в месяц. Питался просфорой и антидором со св. водой. За 6 недель до смерти прозрел, хотя последние 6 лет был слепым. Перед кончиной преподобного в Троекурово приезжал тульский помещик Ключарёв. Старец благословил его заботиться о Троекуровской обители, а за советами обращаться к подвижникам Оптиной пустыни (впосл. Ключарёв стал насельником Оптиной пустыни, автором жизнеописаний мн. подвижников, в т. ч. и Илариона). Последнюю исповедь перед кончиной принял друг Илариона свящ. с. Губина Никандр Андреев.

В годы гонений на Церковь народное почитание затворника продолжалось.

В 1993 году местные жители создали приходскую общину при сохранившемся Михаило-Архангельском храме обители, решением Синода от 6 октября 2003 года Троекуровский монастырь был открыт.

13 июля 1999 года состоялось обретение мощей прп. Илариона. Мощи перенесены в Михаило-Архангельский храм, где они покоятся в специально устроенной раке. Епархиальная комиссия по канонизации святых Липецкой епархии готовит материалы к общецерковному прославлению прп. Илариона Троекуровского.

Молитвословия

Нищету Христову возлюбивши, дом и сродники твоя оставил еси, преподобне отче наш Иларионе, тем же приял еси мзду трудов твоих на небесех, идеже ликуя со ангелы, моли спастися душам нашим.

Днесь светло ликует обитель Троекуровская, яко множество скорбящих обретает утешение, на твоя молитвы надеющееся, преподобне Иларионе всеблаженне, ты бо еси земли Липецкой похвало и утверждение.

Литература

  • Муравьёв Н. Ф. Жизнь Иоанна, Сезеновского затворника, основание Сезеновского девичьего мон-ря и краткое сказание о жизни старицы Дарии. M., 1866 3;
  • Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодьевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского жен. мон-ря. М., 1888, 1998p;
  • Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1888. Т. 3. С. 240;
  • ЖПодв. Дек. Ч. 1. С. 288-326;
  • Иеросхим. Амвросий (1812-1891) // Рус. возрождение. Н.-Й.; П.; М., 1988. № 44. С. 13-26;
  • Старица Дария // Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв. / Сост.: мон. Таисия [Карцова]. Серг. П., 1992. С. 91-93;
  • Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Эссекс; М., 1997;
  • Гуревич А. Л. Духовные предтечи прп. Силуана Афонского // Правосл. летописец С.-Петербурга. 2000. № 2. С. 44-54;
  • Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв. / Сост.: Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 284-287;
  • Нарциссов П. И., прот. Ист. записки по устроению Колычевского Казанского жен. мон-ря Егорьевского у. Егорьевск, 2002. С. 12-13;
  • Жизнь и подвиги затворника старца Илариона, основателя Владимиро-Иларионовского девичьего мон-ря. Липецк, 2003;
  • Клоков А. Ю., Найденов А. А. Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника, и история Троекуровского Св.-Димитриевского Иларионовского жен. мон-ря. Липецк, 2007;
  • Синельникова Т. Прп. Иларион Троекуровский: Архивные открытия // Рязанский церк. вестн. 2008. № 6. С. 59-60.

Использованные материалы

  • Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова). Иларион (Фомин Иларион Мефодиевич) // Православная энциклопедия, т. 22, с. 140-144
    • http://www.pravenc.ru/text/389135.html
  • Жизнеописание преподобного Илариона Троекуровского, сайт Воронежской епархии (материал использован частично)
    • http://www.vob.ru/saints/prp/il_troe/existence/main.htm

[1] Краткий очерк основания Троекуровской жен. общины и некоторые черты из жизни основателя ее блж. затворника Илариона // Тамбовские ЕВ. 1870. Приб. № 11. С. 615-625; № 12. С. 673-693; Клоков, Найдёнов. 2007. С. 10

[2] Ключарёв Ф. З. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Илариона, основателя Владимирской Троекуровской общины. Ркп. // РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 15, 53

[3] Нарциссов. 2002. С. 12

[4] Ключарёв Ф. З. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Илариона, основателя Владимирской Троекуровской общины. Ркп. // РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 13

[5] ГАРО. Ф. 129. Ревизские сказки Раненбургского у. Оп. 19. Д. 135. Л. 462. 1816 г.; Оп. 17. Д. 81. Л. 418

Запись на стене

Будущий прозорливый старец Амвросий Оптинский от старца Илариона услышал пророческие слова: "Иди в Оптину! Ты в Оптине нужен!" В келии, рядом с другими почитаемыми о. Амвросием лицами, было изображение и Троекуровского затворника.

Троекуровский помещик В. А. Раевский на месте погребения поставил со временем и освятил деревянную церковь. Ее главный престол был устроен в честь Владимирской иконы Божией Матери; другой – во имя преп. Илариона Великого. В правой стороне храма, вместо придельного престола находится пещера, которую старец своими руками приготовил для упокоения своих останков. Спустившись ступеней пять вниз, можно увидеть резную гробницу, покрытую серебряно-золоченой доской с чеканным изображением старца. Старец Иларион Троекуровский прославлен в лике местночтимых святых. Его икона находится в Казанском соборе г. Лебедянь.

Молитва иллариона троекуровского

Блаженный Иларион, затворник Троекуровский

День памяти – 5 / 18 ноября

Обретение мощей – 30 июня / 13 июля

Будущий прозорливый старец Амвросий Оптинский от старца Илариона услышал пророческие слова: “Иди в Оптину! Ты в Оптине нужен!” В келии, рядом с другими почитаемыми о. Амвросием лицами, было изображение и Троекуровского затворника.

О. Иларион родился в с. Зенкине Раненбургского уезда Рязанской губернии в многодетной семье. Почти все время он проводил в доме деда по матери П. И. Кабасонова, человека благочестивого, великого постника и неустанного молитвенника.

Илариону шел 14-й год, когда дед его умер, но решение посвятить себя Богу уже твердо сложилось. Родители решили его женить, но в день свадьбы он, вернувшись из храма, ушел из дома в Киев. Он долго странствовал. Когда Илариона по требованию жены выгнали из очередного монастыря, он поселился недалеко от с. Головинщины, в Воловом овраге. Тут для него началась жизнь настоящего подвижника. Он выкопал себе несколько пещер. Большой камень служил ему столом. К литургии он ходил иногда в село Головинщину. Смиряя себя молитвенным трудом, он иногда в знойный день на открытой поляне полагал по три тысячи поклонов. Летом и зимой питался одной редькой, которую сажал сам, даже хлеба не ел. Воды вблизи него не было, и он пил воду дождевую. И летом, порой дней по десять, оставался без воды. Однажды во время Великого поста он в церкви упал в обморок, потому что 18 дней не ел ничего. И когда его привели в чувство, увидели на нем тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки. От нее все тело у него было в ранах, а на его постели из жестких сучьев видны были следы крови. Затворник не носил обуви. На нем была длинная рубаха из холста и халат из белой материи – вот вся его одежда на все времена года. Молва о дивном подвижнике стала распространяться, и к нему пошел народ, ища вразумления и его молитв. Когда к его подвижнической жизни решили присоединиться еще несколько человек, с водой стало еще труднее. Сколько ни копали они землю вокруг, ничего не находили. Однажды после долгой молитвы о воде о. Иларион заснул и, проснувшись, увидел около себя прекрасный куст цветов, которого раньше не было. На этом месте и открылся ключ чистой воды, которая и поныне считается целебной.

Однажды старца обвинили в безнравственности, и он был подвергнут шестимесячной епитимии в монастыре. Когда он вернулся к своим пещерам, те уже были разрушены. Помещик с. Троекурово Раевский, желавший служить церкви и людям духовной жизни, взял его к себе, где старец провел последние 39 лет своей жизни.

Живя в Троекурово, батюшка до самой смерти никуда не выходил из келии, кроме церкви, и к себе мало кого допускал, а посетителям отвечал через келейников. Один из них, Спиридон, рассказывал, как они с батюшкой на литургии в Светлое Христово Воскресенье приобщались Св. Христовых Таин. Келейник вдруг увидел, как вокруг старца шли и из него исходили, подобно молнии, лучи. Когда они вернулись в келью, о. Иларион спросил: “Спиридон, ты видел что-нибудь в церкви?” Келейник сказал, что видел исходящие от него лучи. А батюшка рассказал ему, что видел Госпожу неописанной красоты в белом, как снег, платке, опоясанной голубой лентой и в венце с блестящими камнями.

Много сохранилось рассказов об исцелениях, совершаемых по молитвам о. Илариона. А поносившие старца были жестоко наказаны. Так, один петербургский богач, проезжая через Троекурово, решил посмотреть на о. Илариона из любопытства. Оскорбленный тем, что келейник предложил ждать до окончания старцем молитвенного правила, богач сильно рассердился и ушел в гневе. Старец позвал келейника и сказал: “Даст Бог, воротится, догони его и дай эту просфору”. Тот застал богача, неожиданно ослепшего, у церковной ограды, держащегося за нее руками. Келейник довел его до коляски, и в ту же минуту, как он подал ослепшему просфору от имени о. Илариона, тот прозрел. Он возблагодарил Бога, раскаялся в своем осуждении и всю жизнь оставался привязан к старцу. Молитвами старца впоследствии образовалась Владимиро-Дмитриевская женская обитель. Старец преставился 5.11.1853 г. на 95 году жизни. Более 10 тыс. человек пришли отдать ему последний христианский долг. Свидетельствовали, что все пять дней келия его и храм Божий были наполнены неземным благоуханием, исходившим из гроба почившего.

Троекуровский помещик В. А. Раевский на месте погребения поставил со временем и освятил деревянную церковь. Ее главный престол был устроен в честь Владимирской иконы Божией Матери; другой – во имя преп. Илариона Великого. В правой стороне храма, вместо придельного престола находится пещера, которую старец своими руками приготовил для упокоения своих останков. Спустившись ступеней пять вниз, можно увидеть резную гробницу, покрытую серебряно-золоченой доской с чеканным изображением старца. Старец Иларион Троекуровский прославлен в лике местночтимых святых. Его икона находится в Казанском соборе г. Лебедянь.

Акафист преподобному Илариону, затворнику Троекуровскому

Избранный угодниче Христов Иларионе, / достославне затворниче, старче и чудотворче, / величающе прославльшаго тя Господа, / умиленное сие пение тебе приносим, / свобождения от бед и напастей о тебе испрошающи, / верою и любовию восхваляем тя, зовуще: Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Ангелом уподобился еси, преподобне, плотию еще на земли пожив; духом бо выну горе воспаряя, безстрастия безплотных достигл и дарами Святаго Духа преисполнился еси. Житию же твоему богоугодному подражати хотяще, во умилении вопием ти: Радуйся, в житии точию Бога взыскавый; Радуйся, невозвратно Христу последовавый. Радуйся, Святаго Духа сосуде избранный; Радуйся, Святыя Троицы слуго неукорный. Радуйся, святильниче веры и благочестия; Радуйся, образе кротости и воздержания. Радуйся, безстрастия высото; Радуйся, смиренномудрия глубино. Радуйся, ангеле земный и человече небесный; Радуйся, к Богородице наш теплый ходатаю. Радуйся, Царя Славы рабе благий и верный; Радуйся, вшедший в радость Господа твоего. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Видящи в тебе будущаго славы Божия ревнителя, еще отроком изведе тя Господь из дому отчаго к престарелому сроднику твоему, у негоже в послушании духом возрастая, велие усердие к посту, молитве и храму Божию показа, чистыми детскими усты славя Богу: Аллилуия.

Разумом в горнем пребывая, святый отче, повинующися родителема в супружество вступи, обаче в нем, Алексию Человеку Божию подражая, девство безпорочное и чистоту душевную явил еси, имаже удивляющеся воспеваем ти похвальная: Радуйся, Бога единаго возлюбивый; Радуйся, все упование Нань возложивый. Радуйся, от утра жизни Ему поработавший; Радуйся, измлада себе для страстей распявший. Радуйся, чистоты усердный хранителю; Радуйся, девственниче душею и телом. Радуйся, вся красная мира презревый; Радуйся, похоть плоти и очес умертвивый. Радуйся, яко и жену к девственной жизни склонял еси; Радуйся, яко в том не успев, дом твой оставил еси. Радуйся, житию в чистоте поспешниче; Радуйся, в плотских бранех споборниче. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Силою свыше оболкийся, крепость яви противу искушений от мира, плоти и диавола, сильне на тя воюющих, поколебати же не могущих. Всего же себе в руце Божии вверяя, во граде Киеве от угодников Печерских в монастырь ити благословение приял еси, желая тамо до конца сея временныя жизни пети Богу: Аллилуия.

Имущи богатство терпения, горнило искушений прошел еси, преподобне: убо чрез жену твою и братию монашескую, твоему высокому жительству завидящих и ложно тя оклеветавших, попусти Всеблагий Господь изгнание тебе из обители, егоже с незлобою претерпев, слышиши похвалы сия: Радуйся, терпением Ангелов удививый; Радуйся, блаженство кротцых стяжавый. Радуйся, яко лжу и изгнания подъял еси; Радуйся, яко мзда твоя многа на Небесех. Радуйся, клевету и глумления простивый; Радуйся, молящийся за гонителей твоих. Радуйся, в изгнании не имый, где главы подклонити; Радуйся, в скитаниих укрепляемый Духом Святым. Радуйся, непрестанней молитве время посвятивый; Радуйся, в хладных пещерах райскую сладость вкусивый. Радуйся, многими скорбьми в Царствие Божие шедший; Радуйся, в терпении научаяй стяжати души наша. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Бурю новых гонений воздвиже на тя злобный ратник, древний завистник, и паки со всяким смирением ты убо, Иларионе блаженне, с места на место преселялся еси, удаляющися от гонителей и паки водворяяся в пустыни, Богу же непрестанную хвалу воздая, поющи: Аллилуия.

Слышаще святое житие твое, достославне Иларионе, и видяще, яко о мнозих дивных подвизех поревновал еси, искушения за сие претерпевая жестокая, удивляхуся людие тебе, славяще Бога, дивнаго во святых Своих. Такожде и мы любовию восхваляем тя, отче, и вопием ти сице: Радуйся, в искушениих непоколебиме столпе; Радуйся, в бедствиих великодушия хранителю. Радуйся, тверду веру в Промысл Божий питающий; Радуйся, благодеющу руку Божию во всем зрящий. Радуйся, в посте и бдении подвижниче неослабный; Радуйся, в трудех и подвизех течение совершивый. Радуйся, пустынножительство возлюбивый; Радуйся, во плоти аки безплотен явльшийся. Радуйся, воине Христов непобедимый; Радуйся, сокрушителю козней демонских. Радуйся, паче снега скорьбми убеливыйся; Радуйся, яснее злата искушена сияющий. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Божественная дарования многоразлична улучив, смирение глубокое наипаче возлюби, блаженне отче; памятуя же немощь человеческаго естества и Петрово отречение поминая, алектора в пещере твоей держа, по крику его на нощную молитву вставаше, радостне взывати Богу: Аллилуия.

Видев преподобный житие сие яко сень мимоходящее и якоже соние востающаго исчезающее, точию о жизни будущаго века прилежа. Темже с радостию и благодарением неисчетныя скорби и болезни понесе, мысленне страсти Христовы созерцая. Мы же, безстрастию его дивящеся, хвалебное пение приносим: Радуйся, Христа распятого выну пред собою предзревый; Радуйся, сораспявыйся Ему со страстьми и похотьми. Радуйся, яко взем крест, Христа последовал еси; Радуйся, яко на высоту добродетелей возшел еси. Радуйся, о всем Творца благодаривый; Радуйся, многими венцы преукрашенный. Радуйся, болезней ярем с радостию понесший; Радуйся, духовную силу в немощех явивый. Радуйся, смирением душу одеявый; Радуйся, препоясавшийся долготерпением. Радуйся, орле, в молитве небопарний; Радуйся, голубе, мир душевный стяжавый. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Проповедник воистину благочестия явился еси, угодниче Христов, яко на всяк день Божественную Литургию посеща, духовныя силы частым приобщением Святых Христовых Таин укрепляя, по причащении же светился еси, славяще распеншагося за ны Христа: Аллилуия.

Возсия в тебе дивный чудотворец, егда затворнице Мелании Елецкой, тя видети хотящей, яве на Пасху явился еси, в тоежде время у супруг боголюбивых быти не престая, яковому чуду о тебе бывшему дивящеся, тии вси воспеша тебе таковая: Радуйся, доме, на камени основанный; Радуйся, храмино, украшенная добродетельми. Радуйся, столпе благочестия непоколебимый; Радуйся, источниче чудес неистощаемый. Радуйся, церковного богослужения любителю; Радуйся, благолепия храмов рачителю. Радуйся, яко видения Богоматери сподобился еси; Радуйся, яко елеем от Ея иконы изцелял еси. Радуйся, на сусе месте студенец изведый; Радуйся, целительну в том воду явивый. Радуйся, заповедей Господних блюстителю верный; Радуйся, достойный сосуде Божия благодати. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Хотяй безмолвие молитвенное улучити, не имяше покоя и на малое время от множества людей, к тебе приходящих, преподобне, яко и на древе для умного делания принужден бе скрыватися, идеже дние и нощи в молитве и посте пребываше, аки райская птица поя Богу: Аллилуия.

Новаго видевше тя избранника Божия, благодатныя дары изобильно стяжавшаго во еже души и телеса изцеляти, дуси нечистии изгоняти и коемуждо благая ко спасению подавати, издалече притекаху к тебе людие и взываху ти благодарне таковая: Радуйся, врачу скоромилостивый; Радуйся, сострадателю в скорбех. Радуйся, изцеление в болезнех; Радуйся, утешение в печалех. Радуйся, советниче прозорливый; Радуйся, ходатаю наш ко спасению. Радуйся, воли Божия возвещение; Радуйся, помощи Божия источниче. Радуйся, желаемых благих насадителю: Радуйся, злобных духов прогонителю. Радуйся, яко ослабевшия духом укрепляеши; Радуйся, яко веру оскудевающую восполняеши. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Странник и пришлец быв на земли, преподобне, тесным и тернистым путем в Небесное Отечество шествова и другим сей путь освеща отеческим наставлением и руководством спасительным, всем к тебе прибегающим, научая их Бога славити всем сердцем: Аллилуия.

Весь в горнем умом пребыва, преподобне, и нас, суетою омраченных, не оставляше любовию своею. Извещение же от Господа получивше, вселился еси в Троекурово, идеже до конца своих дней бе служа Богу и ближним. Сего ради приими от нас благохваления сия: Радуйся, затворниче, благодатию осиянный; Радуйся, мудре старче, верныя окормляяй. Радуйся, немощей милосердый целителю; Радуйся, сущим в бедах помощниче. Радуйся, вдовиц и сирых питателю; Радуйся, скудным земледельцем вспоможение. Радуйся, яко дожди молитвою низводил еси; Радуйся, яко богатии урожаи тем даровал еси. Радуйся, скорбных ободрение, странных питателю; Радуйся, в темницах сущих посетителю. Радуйся, гражданине Горняго Иерусалима; Радуйся, благословенный Отца Небеснаго. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Всех вопрошающих тя любовию назидал еси, добрый путь ко спасению указющи, темже и преподобного Амвросия, еще безвестна мирянина суща, в Оптину пустынь направил еси, пророчески великаго в нем старца провидя, благословяща Бога: Аллилуия.

Ветии красноречивыя видим посрамленныя о благодати словес твоих, богомудре Иларионе, яко коемуждо из притекающих за советом к тебе полезная ко спасению подавал еси, волю Божию о человеке возвещая. Разсуждение же твое богомудрое похваляя, тако вопием ти: Радуйся, право стоящим утверждение; Радуйся, заблуждшим кроткое исправление. Радуйся, словесы благодати верных питаяй; Радуйся, дальняя яко ближняя созерцаяй. Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый; Радуйся, тайных дел обличителю прозорливый. Радуйся, страждущим утешение; Радуйся, в испытаниих вспоможение. Радуйся, яко затворника от искушения охранил еси; Радуйся, яко паучину, сети вражия разорил еси. Радуйся, луче вечнаго Солнца правды; Радуйся, свеще, святою любовию горящая. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Спасительное в тебе прибежище обретоша собравшиися окрест тебе сестры боголюбивыя, в монашестве подвизатися хотящия, имже ты, преподобне Иларионе, предрекл еси на месте сем святей обители быти, выну боголюбицам отеческую любовь и заботу являше, подвизая всех пети Богу: Аллилуия.

Стена ограждения явился еси агницам избраннаго стада Христова не точию при жизни, но и по блаженней кончине твоей, яко и воздвигнутое на них от властей гонение небесным твоим предстательством угасил еси, и община вскоре утвердися. Выну помощь и заступление твое приемлющи, сице тя славяху духовная чада твоя: Радуйся, Агнца Божия дивный избранниче; Радуйся, Пастыреначальника верный помощниче. Радуйся, словесных овец окормление; Радуйся, мысленных волков отгнание. Радуйся, в страсе Божием жити научающий; Радуйся, малодушныя и немощныя укрепляющий. Радуйся, многопопечительность искореняяй; Радуйся, прилоги к тщеславию посецаяй. Радуйся, чистых душ Христу невестителю; Радуйся, добрый пестуне на пути ко спасению. Радуйся, сопричастниче мудрым девам; Радуйся, светильниче, елеем изобилуяй. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Пение непрестанное Господу Иисусу вознося, достигл еси жития твоего скончания, преподобне; духом бодр бяше, плотию же паче и паче изнемога, яко не возмощи тебе в храм Божий ходити, ни приходящих к тебе приимати, чрез келейника сим отвещавая, да не без утешения отыдут. Знамение же видимое приближения кончины твоея от Бога улучив, воспе Ему: Аллилуия.

Светоподательный светильник быв в житии, и по преставлении твоем не оставляеши нас, преподобне: обитель устрояя, просящим помогая, неверующих в святость твою в сониих кротко вразумляя. Безбожну же лихолетию скончавшуся, и обитель твоя возродися, и яви нам Господь мощи твоя благоуханныя, к нимже вернии притекающе, с любовию взывают ти сице: Радуйся, светлыми ризами украшенный; Радуйся, в Царский чертог вошедший. Радуйся, славы присносущныя причастниче; Радуйся, света неизреченнаго зрителю. Радуйся, яко душею в Небесныя обители вселился еси; Радуйся, яко мощи многоцелебныя нам оставил еси. Радуйся, упование наше непостыдное; Радуйся, надежды нашея утверждение. Радуйся, яко мнозим и по смерти являлся еси; Радуйся, яко изображение твое пожар угасило есть. Радуйся, крине пустыннаго прозябения; Радуйся, класе стократ плод принесший. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

Благодатнаго тя пред Богом предстателя сведуще, прилежно молим ти ся, отче святый: не престай молящи Христа Бога, да свободит державу нашу от нашествия духовнаго иноплеменников, от тлетворных иноземных обычаев, от безбожия и нищеты, да спасение тем улучивше, поем тобою благодеющему нам Богу: Аллилуия.

Поющи с радостию и любовию твое прославление, преподобне Иларионе, восхваляем тя, яко многомощнаго молитвенника о нас пред Богом, скораго помощника всем с верою у тебе просящим, ограждение же необоримое от всяких бед и напастей, и верно взываем ти: Радуйся, Престола Всевышняго предстоятелю; Радуйся, о мире всего мира молитвенниче. Радуйся, врагов Отечества одоление; Радуйся, войску русскому вспоможение. Радуйся, тяжце недугующих изцелителю; Радуйся, одержимых бесы врачевателю. Радуйся, имже житейския нужды разрешаются; Радуйся, имже благодатная помощь подается. Радуйся, всяко благополезно прошение исполняющий; Радуйся, яко всем чтущим тя поспешествуеши. Радуйся, Царствия Божия достойный сонаследниче; Радуйся, яко подвизатися того ради и нас научаеши. Радуйся, преподобне Иларионе, Троекуровский чудотворче.

О, пречудный угодниче Божий, преподобне отче Иларионе! Приими моление сие малое, от усердия тебе приносимое, и умоли Господа Славы, да не осудит нас Праведный Судия во огнь геенский, но Своего Царствия вечнаго да сподобит, в жизни грядущей пети Ему: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы преподобному Илариону, затворнику Троекуровскому

О священная главо, преблаженне отче Иларионе! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли, отче священный, за ны, дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: яко дана тебе благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, достойно веселится. Ведущи убо тя и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да явимся со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О, предивный угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Иларионе, Троекуровский затворниче и чудотворче, земли Липецкия славо и похвало! Чрез все житие твое неуклонно Богу последовав, любве ради к Нему мнози подвизи, скорби и болезни понесл еси и еще на земли храм честен Святаго Духа чистотою души твоея соделался еси. Темже дар рассуждения и совета, дар прозорливости, дар изцеления и чудотворения еще в земной твоей жизни в изобилии от Господа приял еси. Ведуще велие твое пред Богом дерзновение, с верою и любовию к тебе притекаем и усердно молим тя: испроси у Господа Вседержителя миру умирение, жития христианскаго на Руси утверждение, от глада и пагубы избавление, душам же нашим спасение. Умоли Всещедраго Владыку, да угасит пламень страстей наших и низпослет росу благодати Своея на иссохшия сердца наша, да и мы молитвами твоими плод духовный принесем и сподобимся странствие земное непостыдно скончати и в Отечестве Небеснем часть со святыми улучити, да славим и поем Всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Нищету Христову возлюбивши, / дом и сродники твоя оставил еси, преподобне отче наш Иларионе, / тем же приял еси мзду трудов твоих на небесех, / идеже ликуя со ангелы, / моли спастися душам нашим.

Днесь светло ликует обитель Троекуровская, яко множество скорбящих обретает утешение, на твоя молитвы надеющееся, преподобне Иларионе всеблаженне, ты бо еси земли Липецкой похвало и утверждение.

Ублажаем тя, преподобне отче наш Иларионе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here