Молитва геннадию новгородскому

Данная статья содержит: молитва геннадию новгородскому - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, “муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании”. Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители, под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года – архимандрит Чудова монастыря в Москве. Ревнитель строгого уставного Богослужения.

В 1479 – 1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении “посолонь” при освящении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.)

В 1483 году святой Геннадии начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь чтимого им святителя Алексия, Митрополита Московского (+ 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени: “И сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше”. Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия – Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия. По словам преподобного Иосифа Волоцкого (память 9 сентября), “сей архиепископ, быв пущен на злодействснные еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писании и красных гор пророческих и апостольских учений”. Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд – привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями – Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.

Священные книги Ветхого Завета особенно часто подвергались случайной и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: “Жидове еретическое предание держат – псалмы Давидова или пророчества испревращали”. Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые нс были им обретены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке – “Геннадиевская Библия”, как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия. От Боговдохновенного перевода Священного Писания святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (863 – 885), чрез Библию святителя Геннадия (1499) и воспроизводящую ее первопечатную Острожскую Библию (1581), Церковь сохранила неизменным славянское библейское предание вплоть до так называемой Елизаветинской Библии (1751) и всех последующих печатных изданий. Наряду с подготовкой Библии, круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена “Четвертая Новгородская летопись”, доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого монастыря Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. По просьбе святителя Досифей написал житие преподобных Зосимы (память 17 апреля) и Савватия (память 27 сентября). Большинство книг, переписанных с благословения святителя Новгородского (более 20) для Соловецкой обители, сохранилось в составе Соловецкого собрания рукописей. Ревностный поборник духовного просвещения, архиепископ Геннадий для подготовки достойного клира основал в Новгороде школу.

Память о святителе Геннадии сохраняется и в другом его труде на благо Православной Церкви.

В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По окончании миротворного круга в 1408 году на Руси нс осмелились продолжить пасхалию далее 1491 года. В сентябре 1491 года архиерейский Собор Русской Церкви в Москве, при участии святителя Геннадия, определил: “Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет”. 27 ноября 1492 года митрополит Зосима “на Москве изложил соборне пасхалию на 20 лет” и поручил епископу Филофею Пермскому и архиепископу Геннадию Новгородскому составить каждому свою пасхалию для соборного свидстсльствования и утверждения 21 декабря 1492 года. Святитель Геннадий окончил составление своей пасхалии, которая, в отличие от митрополичьей, была продолжена на 70 лет, и, рассылая по епархиям одобренную Собором принятую пасхалию на 20 лет, присоединил к ней и свою, вместе с толкованием на нее и Окружной грамотой, под общим заглавием “Начало пасхалии, переложенной на осьмую тысячу лет”. В Богословском толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свидетельстве святых отцов, святитель писал: “Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен”. Времена устроены Творцом не для Себя, но для человека: “Да разумеет человек времен премену, чтет своея жизни конец”. О сроках же свершения творения Божия “никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец”. Потому святые отцы, наитием Духа Святого, изложили миротворный круг именно как “круг”: “Сие учиниша коловратно, не имуще конца”. Еретическим прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освященный Церковью путь постоянного духовного трезвения. Святой Геннадий излагает Богословские основы пасхалии, объясняет, как при помощи Альфы, великого миротворного круга, можно выводить пасхалию на будущее, насколько потребуется. Пасхалия святого Геннадия, по его свидетельству, не была им составлена заново, но была выведена на основании прежнего предания – в частности, на основании пасхалии, написанной на 1360 – 1492 годы при святителе Василии Калике, архиепископе Новгородском (1 3 июля 1352). По правилам работы с пасхалией, утвержденным святым Геннадием, позже, в 1539 году, при архиепископе Новгородском Макарии, была составлена пасхалия и на всю восьмую тысячу лет.

О высокой духовной жизни и молитвенном вдохновении святителя свидетельствует составленная им в 1497 году молитва к Пресвятой Богородице. Кроме известных посланий митрополитам Зосиме и Симону, архиепископу Иоасафу, епископам Нифонту и Прохору, послания к Собору 1490 года, архиепископ Геннадий написал церковный “Уставец” и “Предание инокам”, живущим по уставу скитского жития. Оставив архипастырское служение, с 1504 года святитель жил на покое в Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 года. В Степенной книге читаем: “Архиепископ Геннадий пребы в архиепископах девятнадцать лет, многа исправления показа о церковном благолепии и о священническом благочинии, и еретики посрами, и православную веру утверди, последи же сведен бысть на Москву, и полтретья лета пребысть в монастыри чудеси Архангела Михаила и святаго Алексия митрополита и чудотворца, идеже прежде бысть в архимандритех, ту и преставися к Богу”. Святые мощи архиепископа Геннадия были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила в Хонех, в том месте, где покоились до того мощи особо чтимого им святителя Алексия, митрополита Московского. Память святителя Геннадия творится также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в день, когда Святая Церковь вспоминает всех святых, в Новгороде просиявших.

17 декабря. Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании. Преподобного Иоанна Дамаскина.

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII).

Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505).

Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).

Лит. – Кол., 250 зач., I, 12–18. Лк., 85 зач., XVII, 12–19 (Недели 29-й)*.

Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23–29. Мк., 21 зач., V, 24–34.

* Согласно Уставу, в Неделю святых праотец положено читать Евангелие о званных на вечерю (Лк., 76 зач.), то есть рядовое Евангелие Недели 28-й. Поэтому в Неделю 28-ю следует читать Евангелие Недели 29-й (Лк., 85 зач.), так как на Неделю 29-ю в текущем году приходится Неделя святых праотец.

Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Воскре́сл еси́ днесь из гро́ба, Ще́дре,/ и нас возве́л еси́ от врат сме́ртных;/ днесь Ада́м лику́ет,/ и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от них// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, Еди́но Божество́.

Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Иоа́нне прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Песнопи́сца и честна́го богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля/ и враго́в сопротивоборца́, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Что может сравниться с такими ценностями, как мир, радость, любовь? И чему нас учит апостол Павел? Эти ценности – не от нас (см. Гал. 5, 22). Можно напрягать все свои силы – и не иметь мира. Можно платить огромные деньги – и никогда не иметь любви. Можно смеяться во все горло, до слез – и не иметь радости. Потому что мир, радость и любовь – это дары Святого Духа. Как же важно, чтобы люди узнали об этом, почувствовали, поняли это! Без Святого Духа нет этих даров, – есть только некий ужасный бег. Подобно тому, как белка бежит в колесе, так и мы, устремляясь к целям, их не достигаем. Церковь призвана сегодня любящим голосом – голосом, полным сострадания к мукам людей, к их жизненным трагедиям, – еще и еще раз говорить богатым и бедным, людям разных званий и разного положения, что те ценности, которые являются самыми высокими для человека, от Бога, а не от нас. Это дар Святого Духа, который нужно стяжать.

Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на и ее стар­шие сест­ры учи­лись в Санкт-Пе­тер­бург­ском Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те. Он был со­здан по об­раз­цу зна­ме­ни­то­го Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­род­ных де­виц и да­вал выс­шее об­ра­зо­ва­ние. В нем обу­ча­лись де­воч­ки из се­мей незнат­но­го дво­рян­ства и по­чет­ных граж­дан. Смоль­ный и Алек­сан­дров­ский ин­сти­ту­ты вхо­ди­ли в Им­пе­ра­тор­ское Вос­пи­та­тель­ное Об­ще­ство бла­го­род­ных де­виц, пред­се­да­те­лем и по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го бы­ла им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на.

Де­ти в се­мье Ур­тье­вых бы­ли очень друж­ны меж­ду со­бой. Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на бы­ла осо­бен­но близ­ка со стар­шей сест­рой Ма­ри­ей. Бла­го­да­ря ей она по­зна­ко­ми­лась со сво­им бу­ду­щим му­жем – офи­це­ром ар­тил­ле­рии Рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии Пет­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем Ар­ским. А Ма­рию взял в же­ны его стар­ший брат Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич, то­же ар­тил­ле­рий­ский офи­цер.

Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на вен­ча­лись в 1899 го­ду в церк­ви при­ю­та прин­ца Оль­ден­бург­ско­го на Ли­гов­ском про­спек­те.

Вый­дя за­муж, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на пол­но­стью по­свя­ти­ла се­бя се­мье, му­жу и де­тям. Их в се­мье бы­ло пя­те­ро: че­ты­ре до­че­ри и сын. Де­воч­ки вос­пи­ты­ва­лись в Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те, ко­то­рый окон­чи­ла их мать, а сын учил­ся в ре­аль­ном учи­ли­ще и был ска­у­том.

В се­мье Ар­ских ца­ри­ла ат­мо­сфе­ра люб­ви, по­коя и бла­го­по­лу­чия. Цер­ков­ные тра­ди­ции, впи­тан­ные Ека­те­ри­ной Ан­дре­ев­ной в ро­ди­тель­ском до­ме, лег­ли в ос­но­ву и ее соб­ствен­ной се­мьи. Су­пруг ее так­же от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, в 1912 го­ду он вы­шел в за­пас и был на­зна­чен кти­то­ром Вос­кре­сен­ско­го Смоль­но­го со­бо­ра. С на­ча­лом Пер­вой Ми­ро­вой вой­ны Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский от­пра­вил­ся в дей­ству­ю­щую ар­мию, был ра­нен и вер­нул­ся в Пет­ро­град.

По­сле ок­тяб­ря 1917 го­да мир во­круг Ар­ских на­чал стре­ми­тель­но ру­шить­ся, об­щая ка­та­стро­фа не мог­ла не кос­нуть­ся и их се­мьи. Они ли­ши­лась со­сто­я­ния, от хо­ле­ры умер­ли стар­шая и млад­шая до­че­ри. В 1920 го­ду Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­те­ря­ла всю свою се­мью. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца муж и де­ти умер­ли от ди­зен­те­рии.

Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на оста­лась без средств к су­ще­ство­ва­нию и на­хо­ди­лась на гра­ни го­лод­ной смер­ти. Но ее внут­рен­ний взор был об­ра­щен к Бо­гу, и Гос­подь не оста­вил вер­ную дочь. Ека­те­ри­на ста­ла ак­тив­ным чле­ном Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, ду­хов­ной до­че­рью его ру­ко­во­ди­те­ля, бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ар­хи­манд­ри­та Льва (Его­ро­ва), на­сто­я­те­ля Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра. На жизнь она за­ра­ба­ты­ва­ла сна­ча­ла пе­ре­плет­чи­цей, по­том са­ни­тар­кой и шве­ёй. В на­ча­ле 30-х го­дов она во­шла в при­ход­ской со­вет Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра.

Су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­но­го брат­ства, за­ни­мав­ше­го­ся ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем, не мог­ло тер­петь­ся со­вет­ской вла­стью, все чле­ны брат­ства бы­ли под на­блю­де­ни­ем ГПУ, и вско­ре бы­ло за­ве­де­но «Де­ло Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства», по ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но 92 че­ло­ве­ка.

В фев­ра­ле 1932 го­да по го­ро­ду про­ка­ти­лась вол­на аре­стов, Ека­те­ри­на Ар­ская то­же бы­ла аре­сто­ва­на. На след­ствии она про­яви­ла уди­ви­тель­ное му­же­ство, и в от­ли­чие от мно­гих не на­зва­ла ни од­ной фа­ми­лии. Имен­но это ка­че­ство: ни­ко­гда ни­ко­го не пре­да­вать, – бу­дет свой­ствен­но свя­той му­че­ни­це до смер­ти. По­те­ряв лю­би­мо­го му­жа и всех пя­те­рых де­тей, вдруг ока­зав­шись ни­щей в охва­чен­ном ужа­сом го­ро­де, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на не впа­ла в от­ча­я­ние, не пре­да­ла сво­ей ве­ры Бо­гу, и да­же под пыт­ка­ми Гос­подь спо­до­бил ее остать­ся до кон­ца вер­ной се­бе и тем лю­дям, вме­сте с ко­то­ры­ми она со­зи­да­ла цер­ков­ную жизнь в те страш­ные го­ды.

Вме­сто до­ка­за­тельств ви­ны, в ма­те­ри­а­лах де­ла Ека­те­ри­ны Ар­ской неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет­ся ее со­слов­ное про­ис­хож­де­ние; в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии фра­за «быв­шая дво­рян­ка, же­на цар­ско­го пол­ков­ни­ка» вы­де­ля­ет­ся круп­ным шриф­том.

Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну при­го­во­ри­ли к 3 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и от­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД в Ка­зах­стане. По­сле осво­бож­де­ния ей бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в Ле­нин­гра­де, и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­се­ли­лась в го­ро­де Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти. Род­ных в этом го­ро­де у нее не бы­ло, но там бы­ли близ­кие ей по ду­ху лю­ди, так как Бо­ро­ви­чи ста­ли ме­стом ссыл­ки для ре­прес­си­ро­ван­ных. Здесь жил вла­ды­ка Гав­ри­ил (Во­е­во­дин), с ко­то­рым Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на про­хо­ди­ла по де­лу Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, бы­ли и дру­гие зна­ко­мые из ду­хо­вен­ства.

В 1937 го­ду Ека­те­ри­на Ар­ская вновь бы­ла аре­сто­ва­на по круп­но­му «цер­ков­но­му де­лу». Мест­ные вла­сти про­ве­ли мас­со­вые аре­сты всех ссыль­ных и ре­прес­си­ро­ван­ных за ве­ру. А по­том на до­про­сах под пыт­ка­ми вы­нуж­да­ли «со­зна­вать­ся» в раз­лич­ных пре­ступ­ле­ни­ях. Немно­гие смог­ли вы­сто­ять на этих до­про­сах. По­чти все аре­сто­ван­ные воль­но или неволь­но ого­ва­ри­ва­ли ко­го-то, под­пи­сы­ва­ли при­зна­ния сво­ей ви­ны, чтобы пре­кра­тить пыт­ки и из­де­ва­тель­ства. Ека­те­ри­на Ар­ская от­ка­за­лась при­зна­вать об­ви­не­ния да­же под пыт­ка­ми.

10 де­каб­ря 1937 го­да осо­бой трой­кой НКВД Ека­те­рине Ан­дре­евне Ар­ской и еще пя­ти­де­ся­ти осуж­ден­ным по это­му де­лу был вы­не­сен смерт­ный при­го­вор.

17 де­каб­ря 1937 го­да Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну рас­стре­ля­ли вме­сте с дру­гой свя­той но­во­му­че­ни­цей – княж­ной Ки­рой Обо­лен­ской.

Молитва геннадию новгородскому

Служба святому Геннадию, архиепископу Новгородскому [817]

Месяца декамврия вдень. Иже во святых отца нашего Геннадия, архиепископа Новгородскаго, во Святой Руси жидовскую прелесть попалившаго

И поем купно с великомученицею Варварою.

ВЕЧЕР: Блажен муж, на “Господи, воззвах” стихиры мученицы на 4 и святителю на 4, глас 8.

Истинным избранием Божиим/ жезл святаго служения восприим/ добре люди твоя управил еси,/ ихже светом Священных Писаний просветив,/ благочестия ревнитель явился еси,/ темже и вопием ти похвальная,/ святителю Христов блаженне Геннадие,/ моли Христа Бога о спасении душ наших.

Истинным учением Христовым/ души гладныя напитал еси/ и во тьму и сень смертную ереси впадшия/ к свету заповедей Божиих возвратил еси,/ Церкви Русския красная похвале/ и земли Новгородския славное удобрение,/ Геннадие, святителю блаженне,/ молитвенниче о душах наших.

Истинною любовию исполнен,/ святителю Божий Геннадие,/ посреде лжебратий и отступников тайных,/ яко шипок благоуханен, в тернии процвел еси/ и ругателей нечестивых посрамил еси,/ пребыл еси верен даже до смерти,/ сего ради приемлеши венец жизни/ и молишися о душах наших.

Веру правую во оболгании зряще/ и святыню Господню в поругании/ ревностию Божественною препоясан,/ стал еси пред нечестивыми в дерзновении мнозе,/ якоже Илия на Кармил и яко Владыка твой на Голгофу,/ ты на горнее седалище возшел еси/ и врага невидимаго поразил еси,/ аще и торжества Истины на земли не узрел еси,/ но труды и страдании твоими Церковь украсися,/ и ней же и нам подаждь неотпадно пребыти/ и с тобою прославити в вышних Господа.

НА СТИХОВНЕ, глас 3 (или на литии).

Паки сбирается нечестивое соборище/ на Господа, и на Христа Его, и на Церковь Его/древним богоотступником подражающе,/ смерти Безгрешнаго паки ругающеся,/ но, яко же тает воск от лица огня,/ тако исчезает от слышания словес твоих,/ богомудре святителю Геннадие,/ воеводо Господень изрядный.

Паки сонмище богопротивное,/ хранящее суетная и ложная/ совещает злая на Невесту Господню/ и прельщает маловерныя воскресению не веровати,/ и Святым Тайнам ругатися,/ и учение Христово хулити,/ но на камени исповедания твоего,/яко волна свирепеющая, разбивается,/ пенящися всеми срамотами своими,/ и величие духа твоего неволею показующе,/ богомудре святителю Геннадие,/ воеводо Господень непобедимый.

Паки ученик неверный/ иудеям Христа предает/ и многое множество тайных отступник приводит./ Оле рыдания, оле посрамления!/ Оле безумия нечестивых,/ ведущих Христа и к жидовству приложившихся,/ но на страже поставлен Божественней/ о стаде Господнем словеснем/ от юга пришедшаго Бога/ и спасение наше устроившаго проповедал еси,/ богомудре святителю Геннадие/ воеводо Господень преславный.

Посрамляется днесь сонмище лукавнующих/ в памяти твоей досточудне,/ вернии же ликуют в веселии/ и играюще славят Господа,/ таковаго предстателя нам даровавшаго,/ и учителя, и пастыря, и исповедника неколебимаго,/ духом века сего не прельщеннаго,/ но за истину добльствовавшаго волею/ и венцем небесным от Владыки увязеннаго.

Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ священныя книги собрав и еретики посрамив/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим.

НА УТРЕНЕ: Седальны и полиелей мученицы.

Канон Богородицы на 6, и мученицы на 4, и святому на 4, глас 4.

ПЕСНЬ 1. Ирмос: Тристаты крепкия рождейся от Девы, безстрастия во глубине души тричастное потопи молюся, да Тебе яко в тимпане во умерщвлении телесе победное воспою пение.

Слово даруй мне, Спасе Всесильне, воспети дивнаго угодника Твоего, добрым подвигом подвизавшагося и венцем победным ныне светло украшеннаго.

Ополчишася всадники, и тристаты, и все воинство фараона мысленнаго на Невесту Христову, гнав постиже и раздели достояние Господне, якоже корысти, обаче словом твоим, святителю Геннадие, пучиною покрыл еси их, погрязоша во глубине, яко камень.

Тобою, святителю, яко десницею Своею, стерл еси Господь сопротивных, ты же ныне прославлен есн в крепости, и в славе небесной ликуеши, и сущих во обстояниих на земли призираеши.

Богородичен: Имущи Тя, Дево, скорую Заступницу и прибежище немощных, лукаваго не устрашимся, злочестивых шатания да избегнем, и небесных сокровищ прияти вседушно уповаем.

ПЕСНЬ 3. Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.

Укрепишася отметницы нечестивии зело у престолов церковных и в чертозех царских, и в гордыни своей высокая и хульная глаголаша, ты же, святителю, словом твоим утверждение во Господе верным подаеши.

Изнеможе лук злоначальнаго, и тул льстиваго истощися в конец, тебе же силою Господь препояса на врази Своя, даде тебе молящуся молитву, аки огнь сопротивныя опаляющ, и благослови лета праведнаго угодника Своего.

Снизшедшаго с Небесе и возшедшаго воспроповедал еси, отче Геннадие, Иже имать судити концем земным в правде, аще и неведом час пришествия Его, темже и лет на осьмую тысячу Пасхалию исчисляеши, святителю, яко да не престанет служение Истины до пришествия Христова.

Богородичен; Неплодствие духовное наше разреши, Дево, и неведения мрак отжени от сердец страстьми обуреваемых, яко да принесем благочестия плод неистленный.

Велия исправления о церковном благолепии являя/ Православную веру.

В немощи человечестей Державствующему поползнувшуся и козньми льщения запятому, дерзость вражию добльственне отразил еси и Царю наставник ко спасению явился еси, Геннадие мудре, и тако спасеся Русь Святая, скиптром и жезлом архиерейским укрепляема, темже и ныне о нас молися, святителю, оставление нам грехов даровати, и мучительства горькаго от беззаконных властехитителей находящаго люди твоя ныне избавити.

СЛАВА, седален мученицы, И НЫНЕ: Богородичен его.

ПЕСНЬ 4. Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы, Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.

От юга пришедшаго и от Святыя Девы воплощшагося Бога исповедал еси пред верными и неверными, овех убо укрепляюще, овех же мечем слова Божия посекающе яко к смерти падших и болезнующих неисцельне.

На Божественней стражи о стаде овец Христовых стал еси, дондеже нечестивых посрамление узрел еси, святителю, паству твою призирая, принося во брани укрепльшему тя Богу хваление.

Оле лукавствия нечестивых, яве убо благочествующе, тайне же жидовствующе, всяку святыню церковную руганиями укоряюще, слуги сотворишася демоном, но якоже воск от лица огня, словесы твоими, отче, растаявахуся.

Богородичен: Ускори на помощь люте нам и напастьми погружаемым, Чистая Мати Господня, нечестивых шатания низложи, поющия же Тя заступи.

ПЕСНЬ 5. Ирмос: Просвещение Твое, Господи, низпосли нам и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже, Твой мир даруяй.

От ноши утренева дух твой ко Господу о вере поругаемой богохульством лютым, темже и Писаний Божественных полный свод списал еси, Богомудре, имже вся Русь просветившеся, благодарственная тебе воспевает.

Росою словес твоих исцеление недугующим ересию и ум иждившим подаеши, святителю, земля же нечестивых падеся, неисповедующих Трисиятельнаго Богоначальнаго Света и отмешущихся воплощения Единороднаго.

Воистину паче мертвых воскресения велие и преславнейшее чудо есть, еже умершему зловерием хульньм паки на благочестие прейти и к благохвалению обратитеся, о тебе же, отче, сотворшем преславная возвеселяшася сущий на земли.

Богородичен: Света никтоже узрит, отметайся иконы Твоея поклонении, чести же образу не воздавый, како от первообразныя светлости осияние прияти возможет.

ПЕСНЬ 6. Ирмос: Приидох во глубины морския и потопила мя есть буря многих грехов: но яко Бог из глубины возведи живот мой, Многомилостиве.

Глубиною злобы и пучиною хуления поглощену зряще Церковь Русскую, возопил еси всем сердцем твоим ко Господу, и паче надежды услышан был еси отче, темже и ныне прибегаем к молитве твоей.

Низшел еси разумением твоим до самыя бездны тайных начинаний вражеских, да из истления возведеши души заблудшия, оле неистовства богопротивных.

Хранящий суетная и ложная Милостиваго и Праведнаго оставиша Господа, и на чтущия Того всею злобою языка льстиваго вооружишася, ты же, святителю, во гласе хваления и исповедания истинную жертву жряще, козни тех до конца низложил еси.

Богородичен: Не отврати лица Твоего от нас, Владычице, но призри милостивно на согрешшия люди Твоя, аще бо и падаем множицею лютыми грехи, но милости Твоея присно взыскуем и Тебе, яко Богородицу и Заступницу теплую славим.

Яко незлобивых наставника кроткаго/ и лживых обличителя дерзновеннаго/ Церковь почитает тя, святителю Геннадие,/ темже и вопием к тебе с любовию:/ простоты нам даруй, дух и умиления/ и во исповедании правом/ соблюди неврежденны души наша.

ИКОС. Приидите правды Божия алкателие, и небесных взыскателие, возвеселимся в памяти предстателя нашего крепкаго Геннадия, и наказанию его внемлем: яко львы рыкающи еретицы, ищущие, кого поглотити, первее к нерадивым и ленивым приражаются и сокровенныя и студныя дела нераскаянных удобь отпущают и разрешают, к себе же самем тем привязующе узами греховными, темже и припадем к пастырю доброму, яко да исходатаит нам от Господа сердце люботрудное во взыскание небесных и во исповедании правом соблюдает неврежденны души наша.

ПЕСНЬ 7. Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.

Христоубийц прельщение и неистовство во дни твоя пещи огненней уподобися, ныне же седмерицею на Церковь твою воспламенеся, ускори нам в помощь, святителю, да взываем с тобою: отец наших Боже, благословен еси.

Яко Даниил в рове львином посреде отступник тайных ходяще, тех уста лукавыя заградил еси, отче Геннадие, темже ныне ко свету изшед невечернему воспеваеши: отец наших Боже, благословен еси.

Пламень разженный безумия и буесловия человеча преложил еси на росу духовную Православия, и взывати научил еси: отец наших Боже, благословен еси.

Богородичен: Тя, Пречистую Владычицу, яко чаяние пророк древних исполнившую песньми немолчными воспеваем: воистину Бога плотию одеявшая и человеком Того даровавшая, благословенна еси.

ПЕСНЬ 8. Ирмос: Избавителю всех Всесильне, посреде пламени благочествовавшая, снизшед оросил еси, и научил еси пети: вся дела благословите, пойте Господа.

Татем и разбойником приступившим, на нетленное богатство мысленное благочестия догматов возбесившимся прещением запретил еси, святителю, верныя же научил еси пети: вся дела благословите, пойте Господа.

Аще не у прииде Мессия истинный, всуе ожидаете Того, врази и преступницы во гресех своих пребудете, дондеже пришед во огнь вас отслет несветимый, нам же не возбраните взывати присно: вся дела благословите, пойте Господа.

Троичен: Трисияет светлость едина: Безначальный и Безвиновный, со предвечно Рожденным и инообразно Исходящим и Животворящим всяческую тварь, принеси, о Благая, смолебника приими и угодника Твоего Геннадия, иже любовию Твоею подвигся, научает и нас благословити и пети Тя во вся веки.

ПЕСНЬ 9. Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть, Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси, тем Тя вси величаем.

Во гресех своих никакоже да умрем, клятвы Евины наследницы, аще верою теплою и усердием всяческим Иже от тебе, святителю, Проповеданнаго приимем и Тому Единому поработаим, яко Избавителю и Просветителю и Помощнику крепку, и Мздовоздаятелю праведному, бездну щедрот имущему.

Предстатель теплый буди о нас, Геннадие, стадо твое от волков губящих е огради, паче же словом Божественным напитай души гладныя, да тя вси величаем.

Троичен: Иже Божество Едино ведети мнящий, Тройческаго же богочестия отвергающийся, не в небесных, но в преисподнейших земли отца себе обретоша, иже ни едину тварь сотвори, ни роди, точию всякую лжу от утробы изведе своея и всыновление свое дарова благоволившим к неправде.

Богородичен: Светом Сына Твоего души наша просвети и помыслы осияй, Благая Владычице, да чистым сердцем и мыслию высокою Тя вси величаем.

Светилен: Днесь великий Новограде, просветися, восплещи песньми духовными в памяти председателя твоего Геннадия в лике возсиявша святителей твоих, в нихже тебе похвала и утверждение.

НА ХВАЛИТЕХ, глас 4.

Хвалите Господа на силах Его,/ хвалите во угоднике Его чудеса Его,/ како противу сонма лукавнующих добре стояше,/ яко камень морский противу вод многих,/ и нам наследие благое оставил есть/ догматов отеческих богатство многоценное/ в просвещение и спасение душ наших.

Хвалите Господа во гласе трубнем,/ восхвалите в песнех благодарственных/ святителя Господня Геннадия,/ иже полный свод Писаний Божественных/ даровал есть в назидание людем своим,/ во отгнание клевет и злохулений еретических,/ в просвещение и спасение душ наших.

Хвалите Господа в тимпане и лице,/ воспойте же ныне и угодника Его,/ святителя Геннадия мудраго,/ похвалу пресветлую земли Новгородския/ и всея России наставника и предстателя,/ люди своя во благочестии укрепляюща/ и козни вражеския прозревати научающа/ в просвещение и спасение душ наших.

Хвалите Господа в кимвалех доброгласных/ и в светлыя дни Пасхальныя,/ егда всякое дыхание хвалит Содетеля,/ и угодника Его Геннадия помяните, людие,/ на осьмое тысячелетие Пасхалию нам составльшаго,/ темже и предания о ней держимся крепко,/ и летосчисления церковнаго,/ времена и лета в своей, а не в нашей власти положившаго,/ славяще непрестанно/ в просвещение и спасение душ наших.

К тебе, дивный угодниче Христов, святителю Геннадие, прибегаем недостойнии, к тебе припадаем, яко предстателю и учителю нашему, яко служителю Господню непорочному, яко Православия поборнику изрядному и веры правые хранителю неусыпному! Наипаче кротости твоей и незлобию удивляемся, яко паче иных многих святых поношения и поругания терпиши не точию в жизни временней, но и ныне в славе небесней предстояще Господу, от земли злословия множицею слышиши. Приими же и от нас сие малое пение, от души благодарныя приносимое, и покрый Церковь нашу, и страну, и град твой, и верных остаток от беды и напасти горькия, с неюже от юности твоея на земли брався, одоления тоя телесныма очима узрети не сподобился еси. Мы же ныне паче в горшая приидохом, окрест себе и в себе самех отступление зряще, кривоверие же и двоедушие лукавое, и якоже ты рекл еси: яве благочествующе, отай же жидовствующе ходим, сего ради и имя твое зело презренно сотворися в человецех. Темже к тебе припадаем, святителю Христов и стада Его блюстителю, даруй нам вреда сего избежати, помыслов простоту подаждь нам, да престанем от непщевания вины о гресех, очисти сердца наша любогреховныя, укрепи произволение двоящееся и изнемогшее, и всея души нашея тричастное составление во страсе Божием, и безстрастия во глубине потопи, молимся, да с тобою, яко в тимпане, победное пение Пресвятой Троице сподобимся воспети во исходе от многотруднаго и сквернаго сего телесе и вечных благих не лишитися, еже присно хваление воздавати Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here