Молитва дома с непокрытой головой

Данная статья содержит: молитва дома с непокрытой головой - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Публикации

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что “жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову”. В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Хождение в храм Божий с покрытой головой для женщины — древний христианский обычай, основанный на словах апостола Павла в его послании Коринфянам: “. жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов”. Апостол Павел рассуждает в своем послании, что женщина, молящаяся с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Мысль о том, что голову должна покрывать лишь замужняя женщина, ясно выражается в словах апостола: “Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа” (1 Кор., 11, 7-9).

Апостол говорит о том, что покрывало — это знак власти мужа над женой. А потому из контекста следует, что незамужняя девушка может не покрывать своей головы. Однако в Православной Церкви есть благочестивая традиция покрывать голову и девочкам по примеру Пресвятой Богородицы, которая, оставаясь Девой, покрывала в знак смирения свою голову.

Муж и жена обладают равными правами в отношениях с Богом, но что касается устройства семьи, то они не равны. Это иерархическое соподчинение. В соответствии с Божьим законом, главой семьи является муж.

Блаженный Феофилакт объясняет, почему мужчина не должен покрывать свою голову или носить длинные волосы: «Тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, Который есть глава его»

Современной женщине-христианке было бы правильнее надевать скромные вещи, не привлекающее особенного внимания. Это касается одежды, обуви и головного убора.

Что же касается домашней молитвы, то здесь лучше руководствоваться соображениями такта, исходить из обстановки в семье. Если женщина подчиняется Церковному установлению и покрывает голову, вставая на молитву, она получает награду от Господа за свое смирение и послушание Церкви. Если же это нарушает семейный мир, вместо молитвенного умиротворения приносит соблазн и раздоры между ближними, тогда требуется еще большая мудрость, еще большее смирение, то есть молиться втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (см. Мф. 6, 18).

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Может ли женщина молиться с непокрытой головой?

Здравствуйте, меня интересует следующий вопрос: Может ли женщина молиться с непокрытой головой?

Прежде чем коснуться исследования вопроса покрытия или непокрытия головы женщинами, необходимо обратить внимание на общие принципы толкования посланий, которые помогут нам понять этот и многие другие вопросы.

Прежде всего, важно отметить, что послание – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам). Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине. Их было не мало: разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета (1-4 глава); грех кровосмесительства, возникший в общине (5 глава); судебные тяжбы между членами общины и блуд с храмовыми проститутками (6 гл); вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие) (7 гл); участие в языческих пирах (8 гл); авторитетность апостольства Павла (9 гл); порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней, разные дары в церкви, говорение на языках на богослужении (11-14 гл); главная надежда христиан – не благополучие на земле, а воскресение при Втором Пришествии Господа (15 гл).

Каждое письмо касалось уникальных проблем, возникавших в местной общине. Послание не является просто размышлением апостола. По тем темам и вопросам, которые он поднимает мы можем понять, какие проблемы были актуальны для определенной общины. Некоторые из этих проблем имеют общий характер, а некоторые относились к местным особенностям конкретной общины, и было бы ошибкой применять их ко всем христианам всех городов и стран.

ОСОБЕННОСТИ КОРИНФА

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути. Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли. В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами. В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать», означавшее разнузданный образ жизни. Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа. Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

С этим контекстом связан и вопрос о покрытии головы женщинами в церкви.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

При использовании указывать автора, название сайта и материала

Покрытии головы во время молитвы (женщине)

Здравствуйте, очень хотела бы спросить, об одной очень интересующей и волнующей меня вещи. Все знают, что женщина в Храме должна быть с покрытой головой, об этом много сказанно и не подлежит сомнению, но вот в домашней молитве женщина должна покрывать голову? У меня муж не совсем верующий человек, ему трудно меня принимать в платочке, он сразу меня бабушкой зовет, и еще у меня нет возможности постоянно носить платок, т.к. моя работа общественная и меня просто не примут в колектив ( я преподователь английского языка).

А как же тогда не прирывная молитва? Как лучше, молиться с непокрытой головой? Или лучше не молиться, пока не оденешь платок? Но, по моему так нельзя, и мне охото молиться по возможности) Очень буду благодарна за любые ответы.

Комментарии

Спаси Господь Вас.

Когда моей дочери было лет шестнадцать, случайно оказаться в храме в штанах для неё было чревато последствиями в виде замечаний всё тех же бабушек-всезнае к. А о непокрытой голове вообще не может идти речь – заклюют.

Сколько вижу прихожанок женского пола – все, всех возрастов, в платках. Мне кажется, девушки незамужние, даже девственницы, по-любому будут непОнятыми в храме с непокрытыми головами.

Везде в храмах смолоду одевают платки, даже боюсь представить реакцию некоторых на мою дочь, допустим, ходящую в храме с непокрытой головой. Так укоренились “традиции” .

Спасибо, о. Владимир, за ответ на публикацию, на днях нужно было ответить на такой вопрос, а с какой стороны подойти – не знала.

И для себя кое-что полезное уяснила.

Дорогая сестра, совсем необязательно каждый раз женщине одевать платок во время молитвы, но только находясь в Храме. В миру же, и тем более на работе постоянно носить платок не требуется. Мы в этом разительно отличаемся от радикальных мусульман предписывающих женщинам носить хиджаб. Что касается храмовой традиции покрывать голову, то она распространяетс я на замужних женщин (не девушек). Смотрите первое послание апостола Павла к коринфянам 11 глава 10 стих: “Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.” Ангелами в древней Церкви называли епископов (пресвитеров). Платок – символ власти мужа, означающий, что женщина состоит в браке, без платка ходили либо девы, либо блудницы.

Спаси Вас Господь.

Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла:

гл 11:13-14 “Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него”. Я думаю, что апостол приводил в пример нормы поведения и внешности своего времени. Если упираться в букву Закона, можно дойти до квакерства – ездить только на лошадях, отказаться от электричества, всем носить длинные платья и рубахи косоворотки.

К тому же, сестра спрашивала о необходимости одевать платок дома и на работе. Я ответил, что это необходимо делать только в Храме.

Ааа, теперь всё понятно! Спасибо Вам большое за разъяснение!

Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла:

гл 11:13-14 “Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него”. Я думаю, что апостол приводил в пример нормы поведения и внешности своего времени. Если упираться в букву Закона, можно дойти до квакерства – ездить только на лошадях, отказаться от электричества, всем носить длинные платья и рубахи косоворотки.

К тому же, сестра спрашивала о необходимости одевать платок дома и на работе. Я ответил, что это необходимо делать только в Храме.

Здравствуйте батюшка! Простите пожалуйста, что вмешиваюсь. Но у меня при чтении данного вопроса и Вашего ответа на него возник вопрос, а точнее несколько вопросов: разве не все лица женского пола должны носить платок в Храме? В наше время по моему все носят. Не совершаем ли мы ошибку? Бабушка говорит, что абсолютно все девушки и женщины должны надевать платок в Храме. Так ли это? Спаси Господи!

Елицы

В нашей сети появилась возможность подавать записки в Храм Рождества Христова в Вифлееме (Святая Земля) на Молебен о прощении греха аборта у святых мощей Вифлеемских младенцев. Подробнее: https://zapiski.elitsy.ru/church/vifleemskie-mladentcy-mucheniki

Можно ли молиться женщине дома с непокрытой головой?

Батюшка, говорят, что семья- малая Церковь, и мы стоим в Храме с покрытой головой, а в доме перед иконами стоим без платка. Скажите- ведь это неправильно- икона и дома же остается иконой?

Отвечает прот.Дмитрий Смирнов:

“Если Вам кажется это неправильным, то Вы можете хоть зимнюю шапку надеть, кто ж Вам в этом будет указывать?

Но, если Вас раздражает, что кто-то делает иначе-это Вы уже нарушаете Ваши прерогативы, поэтому, дома иконы, не только дома, еще на башнях Кремля иконы, так что иконы у нас везде, даже, если хотите знать- Крест Христов, который украшает купола наших Церквей- это есть тоже икона. И Вы можете сделать выбор в пользу того, чтобы всегда ходить с покрытой головой.

Но если кому-то по разным причинам, ну например, Апостол Павел сказал, что если женщина с непокрытой головой- пусть тогда стрижется.

Современные женщины в 99 процентах случаев стригутся, так что они могут ходить с непокрытой головой, потому что они внимательно и скрупулезно выполняют рекомендации Апостола Павла.

Если Вы считаете правильным- молитесь и дома с покрытой головой, и многие так делают, и кто за это осудит.

Но, если это и грех- это грех- самый маленький из тех, что мы совершаем в нашей жизни.”

Вопрос священнику. Молитвенное правило

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: "Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси. ". Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Апостол Павел пишет: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here