Молитва алдын херел

Данная статья содержит: молитва алдын херел - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Тувинские буддисты приглашают на Новогодний ночной молебен в Москве

Под руководством Досточтимого Шивалха Ринпоче проводятся ежегодные ретриты в Туве и Бурятии. В настоящее время строится в Туве ретритный центр на берегу озера «Чагытай».

Место проведения: Ночной Молебен состоится в кафе «Зодиак», по адресу: г. Москва, Тропаревская улица, владение 4 (метро Юго-Западная).

Что нужно собой брать: сидение, посуду (пиалы или стакан для чая), «чем- дээжизи» – молочные продукты, фрукты, сладости ( для обряда «Сан салыр»), тувинские национальные блюда (далган, тараа, боорзак и лепешки.)

Автобусы: 667, 261, 752, 688,688к, 66, 226,630, 250, 699, 720, 720к, 720ф, 718, 718к, 718ф

Контактные телефоны: 9254240204, 9250172515.

Вконтакте: страница Фонда «Энерел»:http://vk.com/public46246755

1) «Авырал – Идегел» (Гьябдо) – приход к прибежищу и зарождение бодхичитты;

2) «Кандан лхагья» – Гуру-йога – накопление благих заслуг и очищение от негативных отпечатковю.

Ёндан ширчурма – мольба о благословении (вдохновении) к осмыслению драгоценной жизни;

4) «Шыырап нинбо» (Сутра Сердца) – устраняет все препятствия в жизни

4) «Ногаан Дарийги» ( Зеленая Тара) – улучшение работы, учебы

6) «Сендинмаа» – помогает достичь спокойствия и гармонии

7) Ритуал «Сержим» – защита от влияния вредоносных духов

Ритуал «Дугжууба» (Ямантака, Ямараджа) – особый обряд очищения в канун Шагаа (нового года) – специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Здесь совершаются обширные подношения Буддам, всем просветленным существам, затем защитникам и хранителям Учения, божествам, хозяевам местности и нагам. В ритуале Санг воскуриваются кусочки белого яства, благовонья (артыш), а также другие специальные ингредиенты, чтобы хозяева земли, духи были благосклонны к людям, чтобы в Новый год не было катаклизмов, несчастных случаев, а был духовно и материально благополучным.

получение айыс (благословение), раздача аржаан (благословенной воды) и благословенных сладостей.

Последние новости Тывы по теме:

Тувинские буддисты приглашают на Новогодний ночной молебен в Москве

20:20 28.01.2013 ИА Тува-Онлайн

19:49 28.01.2013 Представительство Республики Тыва в г. Москве

18:29 28.01.2013 Новые исследования Тувы

19.12.2017 Тувинская правда

15.12.2017 ИА Тува-Онлайн

07.12.2017 ИА Тува-Онлайн

06.12.2017 Правительство Республики Тыва

08.11.2017 ИА Тува-Онлайн

20.10.2017 Плюс Информ

19.10.2017 МВД Республики Тыва

19.10.2017 МВД Республики Тыва

18.10.2017 Правительство Республики Тыва

16.10.2017 Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва

18.12.2017 МВД Республики Тыва

19.12.2017 МВД Республики Тыва

19.12.2017 МВД Республики Тыва

06.12.2017 Правительство Республики Тыва

18.12.2017 Министерство культуры

19.12.2017 Министерство культуры

19.12.2017 Министерство культуры

19.12.2017 Тувинская правда

19.12.2017 Министерство по делам молодежи и спорта

mardongblog

Буддийская Россия

новости буддизма

Ночной молебен организован представителями Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» (Сострадание) в г. Москва, Молодежного движения «Субедей», Религиозной организацией «Московская община буддистов», при поддержке Объединения буддистов Республики Тыва и лично Камбы-ламы Республики Тыва Тензин Цультима, Полномочного Представительства Республики Тыва в г. Москва. Духовный наставник мероприятия Досточтимый Шивалха Ринпоче.

Под руководством Досточтимого Шивалха Ринпоче проводятся ежегодные ретриты в Туве и Бурятии. В настоящее время строится в Туве ретритный центр на берегу озера «Чагытай».

Место проведения: Ночной Молебен состоится в кафе «Зодиак», по адресу: г. Москва, Тропаревская улица, владение 4 (метро Юго-Западная).

Что нужно собой брать: сидение, посуду (пиалы или стакан для чая), «чем- дээжизи» – молочные продукты, фрукты, сладости ( для обряда «Сан салыр»), тувинские национальные блюда (далган, тараа, боорзак и лепешки.)

Автобусы: 667, 261, 752, 688,688к, 66, 226,630, 250, 699, 720, 720к, 720ф, 718, 718к, 718ф

Контактные телефоны: 9254240204, 9250172515.

Программа Новогоднего ночного молебна (с 10 по 11.02.2013)

1) «Авырал – Идегел» (Гьябдо) – приход к прибежищу и зарождение бодхичитты;

2) «Кандан лхагья» – Гуру-йога – накопление благих заслуг и очищение от негативных отпечатковю.

3) «Туншак» – исповедь перед 35 буддами

Ёндан ширчурма – мольба о благословении (вдохновении) к осмыслению драгоценной жизни;

4) «Шыырап нинбо» (Сутра Сердца) – устраняет все препятствия в жизни

4) «Ногаан Дарийги» ( Зеленая Тара) – улучшение работы, учебы

5) «Ак Дарийги» (Белая Тара) – молитва долгой жизни

6) «Сендинмаа» – помогает достичь спокойствия и гармонии

7) Ритуал «Сержим» – защита от влияния вредоносных духов

Ритуал «Дугжууба» (Ямантака, Ямараджа) – особый обряд очищения в канун Шагаа (нового года) – специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Здесь совершаются обширные подношения Буддам, всем просветленным существам, затем защитникам и хранителям Учения, божествам, хозяевам местности и нагам. В ритуале Санг воскуриваются кусочки белого яства, благовонья (артыш), а также другие специальные ингредиенты, чтобы хозяева земли, духи были благосклонны к людям, чтобы в Новый год не было катаклизмов, несчастных случаев, а был духовно и материально благополучным.

получение айыс (благословение), раздача аржаан (благословенной воды) и благословенных сладостей.

Текст песни Алдын-Херел – Чангыс сенээ 2014

Название песни: Чангыс сенээ 2014

Дата добавления: 24.03.2015 | 13:33:23

0 чел. считают текст песни верным

0 чел. считают текст песни неверным

Чалыы-ла сээн сеткилинни хомудатым

Кыстын хорээн долдур катап оорушкуну

Канчапкаштын катап база эгидип бээйн

Бодалдарым чангыс сенээ

Ынай чурээм чассыдыксап

Арышкылыг частырым дээш мунгаратпа

Буруузунган сеткилимден ала чайгаар

Бодумга мен хундуткел чок апар чор мен

Бодалдарым чангыс сенээ

Ынай чурээм чассыдыксап

Бодумчыга туза тыптып чоруп кагдым

Чангыс-даа бол хуу артып калыр болзаа

Чус-ле кылдыр эгидерин кызыдыптайн

Бодалдарым чангыс сенээ

Ынай чурээм чассыдыксап

Chalyy la seen setkilinni homudatym

Kystyn horeen doldur katap oorushkunu

Kanchapkashtyn katap base egidip beeyn

Bodaldarym changys senee

Ynay chureem chassydyksap

Aryshkylyg chastyrym deesh mungaratpa

Buruuzungan setkilimden ala chaygaar

Bodumga changed hundutkel choke apar Chor Meng

Текст песни Алдын-Херел Лагва – Ээрежип дилеве даан

0 чел. считают текст песни верным

0 чел. считают текст песни неверным

Чангыс сенээ тушчуп келгеш чаражынга ынакшыдым.

Менче корген ийи караан Менги харны эзилдирди.

Хоокуй чурээм балыгланды.

ынчалза-даа мээн салыым ырай берди, чогувады.

Менче корген ийи караан Менги харны эзилдирди.

Хоокуй чурээм балыгланды.

Хун дег, ай дег ужурашпас, сорбу болуп артып калды.

Менче корген ийи караан Менги харны эзилдирди.

Хоокуй чурээм балыгланды. Менче корген ийи караан Менги харны эзилдирди. Хоокуй чурээм балыгланды.

Cofounder anıyaaktar daughter of the people to the place

Changyr senee came tuşçup çarajınga ınakşıdım.

Renting two Readi harnı ezildirdi.

Heymer çureem balıglandı.

But to see into the brain, çoguvadı.

Renting two Readi harnı ezildirdi.

Heymer çureem balıglandı.

As the month as in Hong ujuraşpas, stayed Movies.

Renting two Readi harnı ezildirdi.

Heymer çureem balıglandı. Renting two Readi harnı ezildirdi. Heymer çureem balıglandı.

Фонд "Дрепунг Гоманг Центр"

Наша миссия — сохранение и изучение древних буддийских традиций, а также помощь монастырю "Дрепунг Гоманг".

Состав VII официальной делегации монахов Дрепунг Гоманг Дацана

Глава делегации – досточтимый Тулку Гьелцанг Ринпоче (геше-лхарамба Келсанг Цонтру).

Тулку Гьелцанг Ринпоче родился в тибетской провинции Амдо в 1978 году, стал монахом в возрасте 13 лет, получив начальные обеты гецула у геше Келсанга Гьяцо. Затем, когда ему исполнилось 25, лама Деца Еше Гьяцо даровал ему полные монашеские обеты гелонга (бхикшу). В 1996 году Его Святейшество Далай-лама признал его шестым воплощением Гьелцанга Ринпоче. Поступив в монастырь Гоманг в 1993 году, он с успехом завершил шестнадцатилетний курс изучения Пяти Основополагающих Трактатов и шестилетний курс подготовки к единому экзамену монастырей школы Гелуг, по окончании которого в 2009 году, блестяще выдержал экзамен на степень геше-лхарамбы — доктора буддийской философии. Сейчас Ринпоче является преподавателем буддийской философии и наставником в духовной практике не только в родном монастыре, но и далеко за его пределами – в Англии, Канаде и на Тайване. После его первого визита в Россию в качестве главы делегации монахов в 2013 году, россияне от Тувы до Санкт-Петербурга с теплотой вспоминают Гьелцанга Ринпоче, для многих он стал истинным духовным другом. В ходе тура по России в 2016 году Ринпоче продолжит знакомить россиян с Учением Будды, будет проводить ритуалы и молебны, также к нему можно обращаться с просьбой о благословении и гадании Мо.

Во время проведения мероприятий вы имеете возможность получить аудиенцию у главы делегации, Гьялцанга Ринпоче, в ходе которой можете получить благословение и задать как вопросы о Дхарме, так и вопросы личного характера: о семье, детях, финансах. Для того чтобы гарантированно попасть на аудиенцию, необходимо предварительно записаться.

Запись на аудиенцию к Гялцангу Ринпоче в зале построения мандалы и по

Геше Келсанг.

Геше Келсанг родился в Тибете в провинции Амдо. С 7 и до 14 лет он учился в общеобразовательной школе, поэтому хорошо знает китайский. В семнадцатилетнем возрасте он принял начальные монашеские обеты у Кхенпо Лосель Гьяцо, стал членом общины местного монастыря, где приступил к освоению начал Дхармы. Через три года получив у Кхенпо обеты гелонга, он продолжил учёбу в родном монастыре, а в 1990 году бежал в Индию, чтобы завершить обучение и получить благословение Его Святейшества Далай-ламы. Успешно добравшись до Индии и получив аудиенцию у Его Святейшества, поступил в монастырь Дрепунг Гоманг на юге Индии. Здесь он окончил полный монастырский курс, затем прошёл два года подготовки к экзамену на звание геше и в 2005 защитился на степень кеше-кьябчу.

Досточтимый Даргьял.

Досточтимый Даргьял родился в 1971 году и в возрасте 15 лет избрал монашеский путь, в 1986 году получив начальные обеты у ламы Лобсанга Гьяцо. В 1996 он вступил в общину монастыря Гоманг, где продолжал постижение Дхармы. Затем, в 2010, Его Святейшества Далай-лама даровал ему полные монашеские обеты. Даргьял – знаток в создании песочных мандал, художественной лепке масляных украшений торма и правильном проведении разнообразных ритуалов.

Досточтимый Тензин Гьяцо.

Досточтимый Тензин Гьяцо родился в 1977 году в Тибете. Когда ему исполнилось 18, принял начальные монашеские обеты у прославленного Тензина Делег Ринпоче. Спустя три года, в 1998 году, прибыв в Индию, поступил в монастырь Дрепунг Гоманг. В 2000 принял обеты гелонга у Его Святейшества Далай-ламы. За годы обучения в монастыре Тензин Гьяцо приобрёл большой опыт в сооружении мандал, торма, игре на ритуальных музыкальных инструментах.

Досточтимый Тензин Норбу.

Досточтимый Тензин Норбу родился в 1986 году. Уже в возрасте 10 лет он стал гецулом, получив начальные монашеские обеты у Кенсура Ринпоче геше Лобсанг Тенпы — бывшего настоятеля монастыря Гоманг и нынешнего держателя Трона Ганден. Таким образом, в 1996 году он вступил в монашескую общину Гоманга и с тех пор усердно изучает Дхарму. Тензин Норбу владеет навыками в проведении ритуалов и молебнов, лепке торма и других областях.

Досточтимый Тензин Кунзанг.

Досточтимый Тензин Кунзанг родился в 1984. В десятилетнем возрасте, поступив в Дрепунг Гоманг, под руководством ламы Лобсанг Кхенраба принял монашеские обеты гецула, а в 2009 Его Святейшества Далай-лама даровал ему полные обеты монаха. Тензин Кунзанг – мастер ритуала, имеет большой опыт в строительстве песочных мандал.

Досточтимый Алдын-Херел Норбу.

Досточтимый Алдын-Херел Норбу (Шераб) из Тувы является студентом монастыря Дрепунг Гоманг. Благодаря своим познаниям в языке, буддийской философии и хорошему знанию медицинской терминологии, Алдын-Херел стал незаменимым помощником монастыря в проведении мандала-туров в России. Кроме того, он признанный мастер горлового пения, имеет опыт в построении мандал и проведении ритуалов.

Доктор Тонпа Кьяб.

Доктор Тонпа Кьяб родился в тибетской провинции Амдо в 1975 году. В 1994 году, окончив среднюю школу в Тибете, он приехал в Индию. Затем два года учился в Институте Сара, в Дхарамсале, углубляя свои познания в буддийской философии, литературе и истории Тибета.

Решив посвятить себя медицине, в 1997 году Тонпа Кьяб успешно сдал вступительный экзамен и начал обучение в «Менциканге» — Институте Тибетской Медицины и Астрологии (ИТМА). Окончив полностью пятилетний курс и интернатуру, получил назначение на должность лечащего врача в одну из клиник ИТМА.

В последующие годы доктор Тонпа Кьяб расширял свою врачебную практику: работал в Мумбаи, Калькутте, клиниках тибетских поселений, что разбросаны по всей Индии. В «Менциканге» он прошел десять лет клинической практики, ещё два года были посвящены исследовательской работе в отделе по анализу специальной литературы «Менциканга».

Завоевав доверие и уважение пациентов за 12 лет практики на поприще медицины, доктор Тонпа Кьяб посетил Швейцарию, Германию, Новую Зеландию и Сингапур по приглашениям различных обществ, где неоднократно подтвердил свою репутацию умелого диагноста в полной мере владеющего врачебным искусством.

В настоящий момент он работает в обществе сохранения буддийской культуры «Лхагон Джангчуб Чойлинг», которое находится в индийском штате Аруначал Прадеш.

В прошлом году состоялся первый визит доктора в Россию, в ходе которого его врачебное мастерство и внимательное отношение к пациентам были по достоинству оценены жителями различных регионов нашей страны.

Доктор Тонпа Кьяб будет рад помочь всем желающим!

Запись на консультацию к доктору в зале построения мандалы и по

Адыг-Ээрен

Кам ажылы > Кам кижиниң хүлээлгези

Кам кижиниң хүлээлгези кижилерни, бойдусту, аң-мең, балык-байлаң, куштарны чүгле камнаар, камгалаары болур. Шыырак кам кижи дээрге-ле ада-өгбелерден шыырак күш алган, өгбелерниң ызыгуур хан дамчыштыр берген аргаларын чонунга дуза кылдыр берип чоруур кижи-дир. Ёзулуг кам кижи дээрге кижилерниң бергедеп, будалып чоруур айтырыгларын дорт шиитпирлеп бээр кижи-дир. Кижиде чорук-херек чогутпас моондак бар болза кам кижи ол кижиниң шаптыктап чоруур кол чылдагаанын чайладып дузалаар.

Кам кижини «чаараң» деп база адаар. Чаараң дээрге арай баштактаны аарак чугааланып, хамык ол чүү-хөөнү көрүп тургаш, ырлап, самнап тургаш, серий берип тургаш (“транс кирип” тургаш) багай чүүлдү чайладыптар улусту чаараң дээр (мистика, ведизм). Кам кижини “чаяакчы” (создатель) деп база адаар. Чаяакчы дээрге аараан кижини, өлүп чыткан кижини диргизип эккээри, ол кижини катап чаяап, чаа чуртталгаже киирери-дир.

Соңгу чүкте камнар эвээш санныг, камнаарда мухомор мөөгү хайындырып ижип алыр. А тыва камнар ындыг угаан-кут солуштурар (галюцигенниг) ажыг суг ажыглавас, арыг камнаар улус бис. Тыва камнарның бедик кам чаяалгазы делегейде алдаржаан. Камнаарда, улус-даа эмнээрде, домнаарда, дагылгалар-даа кылырда, хонук-даа эрттирерде, чүнү-даа кылырда, бажың-балгат, кажаа-хүрээ-даа арыглаарда – арага-дары-даа ижип, мөөгү-даа чип көрбээн, анаа боттары-ла серий бээр, “транс кире” бээр. Ол чүл дээрге, боттарының чаялгазы бар, ызыгуурундан келген, ук-дөзүнден, чер-чуртуң ээлеринден келген улуг күш-түр. Кижиниң сүнезини-биле-даа болза чугаалажып эгелей бергеш, чер ээлери-биле-даа, аржаан-даа, тайга-даа ээлери-биле чугаалажып эгелей бергеш, кара күштерни, чер ээлерин оожургадып, чер ээлеринден аас-кежикти дилеп берип болур улус-тур. Чаъсты чагдырарда Чер, Дээр ээлерин тудуштуруп тургаштың, дүңгүрлеп, алганып тургаштың дилептер. Алгап дээрге-ле мактап дээни ол, чер ээлерин алгап мактаптарга ол-ла, дилеглерин дилептерге бээр.

Кижи караң көрнүп, карак-кулаанга сүнезиннер, янзы-бүрү чер ээлери, өгбелеп көстүп, камнаар деп барганда улуг кам кижиге сыптадып, стажировка, өөредиг эртер. Кам кижи кылыр чүүлдерин улуг кам кижиниң дузазы-биле көрүп алганы дээре. Шыырак улуг камнар бар. Ындыг-даа болза, кам-камның хааны база турар. Улуг камнарның күш четпээн аза-бугун кам-камның хааны шыдаар, кам-камның хааны кандыг-даа камнарны чагырар. Кам-камның хааны Деңгер-Дээрден камнаан, адазындан, иезинден деңге келген ызыгуурлуг кижи болур.

Сөөлгү үелерде ном-сеткүүлдерден магия, экстрасенс деп янзы-бүрү чүүлдерге өөренип алган улус көвүдээн. Оларның ол өөренип алган чүүлү шыырак кам кижиниң чаңгыс салаазынга четпес, күш чок чүүл-дүр. Ызыгуурлуг шыырак кам кижи ындыг улустуң кижилерге багай кылган чүүлүн чаңгыс артыш дамчыштыр үрүптерге-ле ол чүүлү күш чок болуп ырай бээр.

Кижилерге багай чүве, кара чүве кылба, багай бодал бодава. Кижилерге экини күзеп дузалажыр болзуңза, бодуң база күштүг болур сен, аажы-чаң эдип, аас-дылды чайладыптар күш немежир. Бир кижиниң дилээ-биле бир кижиже каргышты салыр болзуңза, эки чүүлдер кылыр күжүң чиде бээр. Кижилерге багай чүүл кылыр болзуңза, ол чүүл бодуңга эглип келир.

Уш-баш чок арага-дары ижип, шын эвес хамнап, үеннеп чоруур хамнар база бар. Тываның камнар ниитилелдериниң адын тудуп алгаш, улус мегелеп чоруур хамнар бар. Чер кезип тояап чоруур болгаш бажыңнарда чаңгыстап олуруп алгаш, адрестерде чарлаттынып алган, улус мегелеп чоруур “хамнарның” багай салдары бар болбайн аан. Ол дээрге доң, айыылдыг, мегечи улус-тур. Оларның улуска кылган меге чүвезин камнар ниитилелдериниң камнары эдер-дир. Чер кезип “хамнап” чоруур азы адрес ажыдып алган улуска, багай чүве кылза, харысаалганы онаары берге апаар.

Амгы шагның аайы-биле, юстицияның бадылап каан, Устав хоойлу-дүрүмнүг ниитилелдер Тывада бар болгай. Тускай хыналданы эрткен камнар документ саавырлыг болур. Аңаа немештир ниитилелдер даргаларының таңмазын баскан, тускай, чонну бүзүредир доверенность база турар. Ниитилелдерде камнарга бүзүрээни дээре. Чоннуң бүзүрээчелин ажыглап, чон мегелеп чоруур “хамнарга” харыысалга онааштырар үе келген. Тыва Республикага Кам чүдүлгеге тускай реформа чорудар болза эки.

Эргим, хүндүлүг тыва чонум! Чуртталганың янзы-бүрү бергелеринге таварышсыңарза бо үстүнде айытканым ниитилелдерден камнарны чалап ап, ол камнардан арга-сүмени айтырып көрүңер. Бо ниитилелдерден безин камнарны чалап алырда секретарь улус-биле сүмележип тургаш алыр болза бүзүрелдиг болур. Чүге дизе камнарның аразында кайы кам кандыг чүүлге шыырагыл дээни билдине бээр. Камнар ниитилелиниң секретарь кижизи келген улусту ол-бо камнарже киирер.

Кандыг-даа, кайы-даа үеде Кам чүдүлге дөмей турар, кам кижи чон аразынга дөмей-ле чоруур. Чүс кижи чоруур болза, оларның аразынга бир кам кижи албан турар, чок болза чүс кижи аразынга он кам кижи турар ужурлуг, ол хире нептереңгей Кам чүдүлгелиг улус-тур бис. Ону амгы үениң теоретиктери, эртемденнери, янзы-бүрү философтары билбейн чоруур. Шаандан тура билип чадап каан, ам-даа билип шыдавайн турар. Келир үелерде, ам бир бежен, алдан, чүс чыл болур болза, ынчан харын эртемден бүрүзү билип болур апаар. Чүге дээрге, Кам чүдүлге шинчилелдери Россияда болдунмайн турар. Амгы-даа үеде эртем-билиглиг-даа улус өгбелерниң чүдүлгезин билбейн турар, Кам чүдүлгениң ажыктыын билбейн, бөдүүн чоннуң үзел-бодалын тоовайн чоруурлар.

Даштыкыда Кам чүдүлгени дыка шинчилеп турар, даштыкы эртемденнер чайын камнарның шинчилелдерин кылып турар. “Кымнарыл ол, тыва камнар деп улус” деп айтырыгны, камнарны эки билип ап, янзы-бүрү эртемге ажыглап эгелей берген.

Кам кижини хорададып, дора көрүп, шугулдадып, ажындырып болбас. Кам кижи хорадап килеңнээрге эң айыылдыг. Кам кижини ыракта-даа кижилер нүгүлдеп, бак сөглээрге, ол билип, дыңнап, көрүп кааптар. Кам кижи аас-дылды, каргыш-чатканы дедир чандырыптар. Аза-четкерни, албыс-шулбусту, букту ырадыр сывыртаптар азы узуткап кааптар. Ынчангаш кам кижини хомудадып болбас, ондактыг күш бар кижи-дир ол.

Кам кижини чеже-даа дора көрүп хомудадырга белен-селен хорадап хомудавас кижи-дир ол. Камнар кижи кадык чуртазын, бойдузувус арыг, эки болзун дээш кызып чоруур. Кам кижиниң кол сорулгазы ол.

Кижи бүрүзүнүң чоруу чогунгур, шупту дески аас-кежиктиг деп болбас боор чүве диин бо. Сөөлгү бо берге үеде хөй-ле кижилерни хөй-хөй бергедээшкиннер оюп эртпейн турар. Акша-төгерикке чединмейн чоруур, чүнү-даа кылыр дээш чүткүүрге чоруу чогувас, үүлези бүтпестээн улус көвүдеп турар. Чамдык аныяктар эртем-билиг чедип алыр дээш кызып кылаярга-даа бир-ле чүүл шаптыктап каар. Өг-бүле тудуп чурттаар дээрге бот-боттарынга таарышпас, бот төрүп-божуп чоруп берген. Бажың-балгат тып азы тудуп алыр дээрге чер болгаш бажың-балгатка тудуг ыяш-дажы садып алыр акша-төгерик тып алырының аргазы муңгаш. Кредит алыр дээрге документ савыыры база эртпес. Эртем-билии бар-даа болза ажыл-агыйга кирер дээш чадашкан, аарыг-аржык адырылбастаан база улус турар, оон-даа өске баш муңгаш муңгаралдарга алзып, муңчулуп түрээн улус ковей болур-дыр. Бо дээрге “келир үеже, чуртталгаже орук муңгаш” деп караңгы-дыр.

Мындыг байдалдыг улус кам кижилерге дуза дилеп келирге кам кижи ол кижиниң бергедеп чоруур байдалын кончуг дүрген билип, ол кижиниң күзеп келген күзээшкиннерин, бодалдарын бүдүреринче базымнарны кылыр. Анаа хей черге мындыг берге байдалдар тыптып келбес. Албан бир чылдагаан турар. Бо чылдагаанның дөзүн дилеп тыпкаш, узуткааш, келир үеже, чедиишкиннерже чуртталганың оруун чырыдар. Кам кижиге берге байдалдыг улус келирге ол кижиниң муңгаралын, берге байдалын билип, деңге үлежип, кээргеп, ол кижиниң муңчулуп чораан бергелерин кам кижи бодунга чүктеп ап, бодунга сиңиргеш, ырадыр кактаныпкаш, тайылдырар. Баш муңгашталган улустуң оруун арыглап, муңгаштарны ажыдып чырыдар.

Мээң өгбелеримниң меңээ тайылбырлап берип чораан бир алгыжы бар. Алгыш дээрге Эң бедик Үстүкү ораннарның, Дээр-Деңгерниң камгалакчы күжүн бээрледип дилеп бээри-дир (ведическая просьба, молитва на родном языке народов). Дериг-дүңгүр-биле үдеп алгап чораан алгыш-тыр бо. Кам кижиниң Деңгер-Хүннүң Алдын-Херелдеринден аас-кежикти дилеп алганныры:

Дорогой читатель!

Вход на сайт

В Контакте

THE RELIGION ORGANIZATION OF SHAMANS OF KYZYL “ADYG-EEREN” 227 Sevhenko, Kyzyl, Republik of Tuva, Russia, 667000. Tel. (39422) 2-44-83

Оценка 4.4 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here