Маликитский мазхаб молитва

Данная статья содержит: маликитский мазхаб молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Маликитский мазхаб молитва

Ассаламу алейкум! Почему приверженцы маликитского мазхаба совершают намаз с опущенными руками? Газали Газали

Уаалейкум ассалам! Имеются три вида фетвы, которые вынес один из великих руководителей мусульман в вопросах религии после сподвижников имама Малика (р.а.) относительно сложения рук в намазе:

1. Складывать руки во время совершения нафиль намазов разрешается, а при совершении обязательных молитв сложение рук – макрух, т.е. руки не складываются. Эту фетву приводит ученик Имам Малика ученый Абдуррахман ибн Касим (х.132-191 г/г.750-806 г.).

2. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мубах, разрешается. Эту фетву приводит еще один ученик Имам Малика ученый Ашхад ибн Абдулъазиз ал-Киси (Х.140-204 г.).

3. Складывать руки в обязательных и в нафиль намазах – мустахаб. Эту фетву приводит еще один ученик и племянник Имам Малика ученый Мутарриф ибн Абдулла (х.137-220г.) [1].

Однако, в Маликитском мазхабе более распространена первая фетва. И это фетва опирается на определенные доказательства. Судя по исследованиям специалистов, Имам Малик в этой фетве опирается на два доказательства:

Первое – хадисы Пророка. Судя по приведенным риваятам, однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами:

– Я научу вас намазу, который совершал Пророк.

Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили:

– Зачем? Уаллахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники.

– Конечно, это так – ответил Абу Хамид.

– В таком случае объясни! – сказали сподвижники.

Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом:

– Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне.

Услышав это, сподвижники сказали:

– Ты прав, Пророк молился именно так[2].

В тщательно изложенном выше примере совершения намаза нет ни слова о «наложении одной руки на другую руку».

Если бы сложение рук было одной частью совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки». Но они, не сделав замечания, подтвердили словами: «Ты прав, Пророк молился именно так».

Ученые Маликитского мазхаба говорят, что это обстоятельство служит доказательством того, что нет складывания рук в намазе.

Второе доказательство, на которое они опираются – это действия, совершаемые жителями Медины.

По правилам Имам Малика, действия, совершаемые сподвижниками Медины и учеными табиинами, жившими в Медине до рождения Имам Малика превосходят ахад хадисы. Потому что сподвижники Медины лучше осведомлены о сказанных словах и действиях, совершенных Пророком в последние годы жизни. В таком случае, если в каком-то вопросе сподвижники Медины и ученые табиины, являющиеся учениками ансаров, поступают наперекор ахад хадису, то это знак того, что они слышали или видели, как это совершал Пророк в последние годы жизни.

Наверное, поэтому, согласно сведениям, один из семи табиинов Медины Саъид ибн Мусаяб в намазе не складывал руки.

Однако в нескольких хадисах Пророка совершенно ясно говорится о том, что складывать руки при совершении намаза это сунна. И этой точкой зрения придерживаются ученые остальных трех мазхабов. Также есть немало ученых Маликитского мазхаба, которые брали в основу вышеуказанную вторую и третью фетвы, приведенные Имам Маликом. Но у нее есть свои условия. Абдуррахман ал-Жазири в своем труде «ал-Фикху алял Мазахибил Арбагати» об этом говорит следующее:

«По словам ученых Маликитского мазхаба, в намазе руки складываются на уровне ниже груди и выше пупка. Это не сунна, а мандуб. Но он должен складывать руки с целью выполнить сунну Пророка. Только в таком случае это является мандуб (разрешенным) действием. А если он складывает руки с целью (из-за того, что руки онемели) опереться, то любая форма сложения рук считается макрух поступком. Это относительно обязательного намаза, а в нафиль (сунна) намазах (обязательство складывать руки) сложения рук не зависит от намерения или цели человека»[3].

[1] Шихабуддин ал-Кирафи – аз-Зухайра: Китабус сала, бабус садис.

[2] Ибн Мажа – №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис.

[3] Абдуррахман ал-Жаузи, ал-Фикху аля мазахибил арбагати», 1- том, 227стр.

Маликитский мазхаб. Краткие сведения

3 663 Ноябрь 23, 2012

Истоки мазхаба

Маликитский мазхаб берет свое название и истоки от его основателя — имама Малика, да будет доволен им Аллах. Его полное имя: Абу АбдиЛлах Малик бин Анас бин Абу Амир бин Амр бин аль-Харис бин Гайман ибн Хусайль ибн Амр ибн аль-Харис аль Асбахий аль Маданий, родившегося в Медине в 93 году по хиджре. Имам «даруль хиджра» (Медины), имам одного из четырех распространенных мазхабов и последователь табиинов, все это сказано об имаме Малике.

Малик ибн Анас, да будет доволен им Аллах, слышал и брал знания от великих ученых своего времени и табиинов, таких как: Нафиъ (бывший раб сподвижника Посланника Аллаха, мир ему и благословение, Ибн Умара, да будет доволен им Аллах), Абу аз-Зубайр, Ибн Шихаб аз-Зухрий (первый, кто начал записывать хадисы по повелению халифа Умара ибн АбдульАзиза, да будет доволен им Аллах), АбдуЛлах ибн Динар, Абу Хазим и многие другие табиины.

В свою очередь от него переняли знания и передавали их, так ученые как: Яхья аль-Ансарий, Аз-Зухрий (оба они были его шейхами и, вместе с этим, сами передавали от него знания), Ибн Джурайдж, Язид ибн АбдиЛлах ибн аль-Хади, имам аль-Аузаий, имам Ас-Саурий, Ибн Уяйна, Шуааба ибн аль-Хаджадж, имам Ляйс ибн Саад, Ибн Аль-Мубарак, имам Аш-Шафии, Ибн Вахб и многие другие великие ученые Ислама, да будет доволен Аллах всеми ими.

В общем, имам Малик взял свои знания у 900 шейхов, среди которых 300 были табиинами, а остальные 600 были их последователями.

Все ученые во все времена признавали авторитет, знания и величие имама Малика.

Имам Бухари сказал: «Самой достоверной цепочкой передатчиков (иснад) считается цепочка – Малик от Нафиа от Ибн Умара».

Имам Аш-Шафии сказал: «Если бы не Малик и Суфьян Ибн Уяйна, то знания ушли бы из Хиджаза». Также он сказал: «Малик мой учитель и от него мы взяли знания».

Имам Малик ибн Анас прожил свою жизнь, посвятив его поиску и передачи знаний религии Аллах. Он обладал хорошим нравом и точностью, богобоязненностью и аскетизмом. Он покинул этот мир в месяце сафар в 179 году хиджры.

Основными доводами, на которых имам Малик построил свой мазхаб, были: Коран, Сунна, Иджма, Кыяс, практика жителей Медины (амалю ахли-ль Мадина), кауль ас-сахабий (мнение или слово сподвижника Пророка, мир ему и благословение), истихсан, садд аз-зараиъ и истисхаб. Мы не будем подробно объяснять каждый вид довода. Для этого вы можете обратиться к книгам по усуль аль фикху.

Передатчики маликитского мазхаба и ученики имама Малика

Люди, перенявшие у имама Малика его знания и основы его школы, распространили маликитский мазхаб во многих странах мусульманского халифата. Среди них: Египет, Ирак, Андалусия, страны Магриба и многие африканские страны. Выделить из главных распространителей мазхаба и учеников Малика можно следующих:

Абу Хазим Саляма ибн Динар (умер в 185 г.), Абдуллах ибн Нафиъ (умер в 186 г.), Аль-Мугира ибн Абд ар-Рахман аль-Махзумий (умер в 188 г.), Маън ибн Иса аль-Каззаз (умер в 198 г.), Аль-Аъмаш (умер в 202 г.), Аль-Каънабий (умер в 221 г.), Абу Мусъаб Ахмад ибн аль-Касим, передатчик книги «Муватта» (умер в 242 г.) и другие.

Сулейман ибн Биляль аль-Кады (умер в 176 г.), шейхуль Ислям Абдуллах ибн аль-Мубарак (умер в 181 г.), Ибн Махдий (умер в 198 г.), Аль Валид ибн Муслим, передатчик книги «Муватта» (умер в 199 г.), Яхья ибн Яхья Ан-Найсабурий (умер в 226 г.) и другие.

Абд ар-Рахман ибн аль-Касим аль-‘Иткий, ближайший сторонник имама Малика, который провел рядом с ним двадцать лет (умер в 191 г.), АбдуЛлах ибн Вахб аль-Къураший, также является одним из ближайших сторонников имама Малика, который провел с ним двадцать лет (умер в 197 г.), Ашхаб ибн Абдуль Азиз ибн Дауд (умер в 204 г.), Ибн АбдульХакам (умер в 214 г.) и другие.

Шак’ран ибн Али аль-Кайрауаний (умер в 186 г.), Ибн Фарух (умер в 176 г.), Али ибн Зияд ат-Тунисий (умер в 183 г.), Аль-Бахлюль ибн Рашид аль-Кайрауаний (умер в 183 г.), Ибн Ганим (умер в 172 г.), Асад ибн аль-Фурат (умер в 213 г.) и другие.

Зияд ибн Абд ар-Рахман аль-Куртубий (умер в 193 г.), Аль-Гази ибн Кайс аль-Куртубий (умер в 195 г.), Яхья ибн Яхья аль-Куртубий, передатчик книги «Муватта» (умер в 234 г.), Иса ибн Динар аль-Куртубий (умер в 212 г.) и другие.

Выдающиеся ученые мазхаба

Если говорить об ученых маликитского мазхаба, то кроме вышеперечисленных можно также добавить имена таких выдающихся ученых как: Аль-Абхарий, Абу Бакр ат-Тартуший, Абу Бакр ибн аль-Арабий, Абу Зарр аль-Харавий, Ибн аль-Хадж, Ибн аль-Хаджиб, Ибн Заяйат, Ибн Батталь, Ибн Хальдун, Ибн Дакик аль-‘Ид, Ибн абдуль-Барр, Ас-Саалибий, имам Шатыбий, Аш-Шариф ат-Тальмасаний, аль-Каттаний и многие другие.

Книги маликитского мазхаба

Ученые маликитского мазхаба написали огромное количество книг по фикху. В этой статье мы постараемся перечислить основные книги мазхаба, среди которых есть древние и поздние. Это: 1. «Муваттаъ» автор — имам Малик. 2. «Аль-Мудауана» автор – имам Сахнун ибн Саид ат-Таннухий. 3. «Ар-Рисалятуль фикхийя» автор — Ибн Аби Зайд аль-Кайрауаний. 4. «Китабу ттафриъ» автор – Абу-ль Касим аль Басрий. 5. «Аль баян уа т-тахсыль» автор – Ибн Рушд «старший». 6. «Джамиуль уммахат» автор – Ибн аль Хаджиб. 7. «Бидаятуль муджтахид уа нихаятуль мукътасыд» автор – Ибн Рушд (Аверроэс). Эта книга также включает в себя мнения и других мазхабов. 8. «Ат-Тавдых» автор – аль-Халиль ибн Исхак аль-Джундий. 9. «Ахкамуль Къуран» автор – Абу Мухаммад ибн аль Фурс. 10. «Аз-Захира филь фикх аль маликий» автор – Абуль Аббас ибн Ахмад аль-Къурафий.

Как уже было сказано, ученики имама Малика распространили маликитский мазхаб в странах северной и западной Африки, а также Ираке, Хиджазе и Андалусии. Кроме этого маликитский мазхаб нашел своих последователей и в странах Шама. Что касается сегодняшнего дня, то в Медине, где зародился мазхаб, его последователей не так уж и много, так как жители Саудовской Аравии в основном ханбалиты. В Ираке и странах Шама его последователей также не много. В настоящее время маликитский мазхаб распространен в северной и западной Африке, а также маликиты есть в Кувейте и Бахрейне.

Другие материалы:

Последние материалы из рубрики:

Оставить комментарий

Улучши свой нрав в Рамадане. Шейх Набиль аль-Авади

Маликитский мазхаб молитва

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Статьи
  • История: сахабы,сира
  • Ученые
  • Мазхаб маликитов

Мазхаб маликитов

Ученый, основавший этот Мазхаб, Малик Ибн Анас Ибн Амир, родился в Медине в 717г. н.э. Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), проживавших в Медине. Малик изучал Хадисы у Аз-Зухри, который был величайшим ученым своего времени в области Хадисов, а также у великого рассказчика Хадисов, Нафи, который был освобожденным рабом Сахаби ‘Абдуллы Ибн ‘Умара. Малик покидал Медину только для совершения Хаджа и таким образом он в основном ограничивался теми знаниями, которые были распространены в Медине. В 764г. н.э. он был жестоко избит по приказу Эмира Медины из-за того, что сделал Фатву, объявлявшую принудительный

Образование Мазхаба Маликитов

Последователи Мазхаба Маликитов

Аурат в маликитском мазхабе

Аурат в молитве

Сокрытие аль-авра аль-мугалляса является одний из обязательных условий (шарт) молитвы, и если эта часть аурата была обнажена во время молитвы, такая молитва становится недействительной. Согласно предпочтительному (раджих) мнению в маликитском мазхабе, молитву необходимо повторить, даже если обнажение аурата произошло ненамеренно, вне зависимости от того, как много времени произошло со времени молитвы. Если же человек не имеет никакой одежды для того, чтобы сокрыть свой аурат, он должен молится обнаженным и его молитва считается действительной. Однако, если у него есть одежда на которой присутствует наджаса, или запрещенная одежда (шелк и золото для мужчин), он должен молится в этой одежде, иначе его молитва будет недействительной.

Намаз витр: взгляд с позиции всех 4 мазхабов

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью. Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения молитвы витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб). Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2. Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма). Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.

В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся надлежит использовать суру «Аля»:

Во втором ракаате читается в качестве дополнительной сура «Кафирун»:

В третьем ракаате молящемуся следует читать суру «Ихлас»:

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:

Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.

В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамадан.

В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.

В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Судя по статье, и другим статьям намазов много. Как мусульмане успевают все это проделывать? Перед каждым намазом еще ведь надо омовение сделать. Вряд ли я мог бы посвящать пол-дня молитвам :)

полдень : 10-15 мин.

послеполудня : 5-6 мин.

Омовение необязательно перед каждым намазом.

Главное чтобы не была нарушена ритуальная чистота.

Например утром умылся, держишься до вечера.

Читайте суры, которые знаешь. Хоть одной все ракааты.

Но старайся пополнять багаж своих знаний. Коран ведь большой по содержанию.

Совершение намаза по мазхабу Абу-Ханифы (с доводами). Часть 2

2. Описание намаза (сыфат ас-саля)

Мусульманин, желающий совершить намаз, должен иметь в сердце намерение (ният), которое определяет название намаза, его статус и как он выполняется.

Пример: «Я намереваюсь выполнить намаз зухр (название) своевременно (статус) за имамом (как выполняется)».

Между намерением и такбиром (Аллаху акбар) не должно быть паузы, намерение должно присутствовать во время такбира. Мусульманин произносит намерение, если ему сложно сформулировать его в сердце или если так ему спокойнее на душе. В этом нет ничего предосудительного, а некоторые считают проговаривание намерения сунной.

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Поистине, дела только по намерениям, и, поистине, каждому человеку лишь то, что он намеревался; и переселившийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится к тому, к чему он переселялся». (Хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба; свод хадисов аль-Бухари №1 и Муслим №1).

Поднятие рук при совершении вступительного такбира

Пальцы рук не должны быть собраны или растопырены. Они должны находится в следующем состоянии: не сильно сжаты и не сильно выпрямлены, внутренняя сторона кистей направлена в сторону киблы. (Подробнее см.: Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.872).

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда совершал такбир, раскрывал свои пальцы. (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов ат-Тирмизи №222).

Руки поднимаются, пока кисти не станут на одном уровне с ушами. Данное положение подкреплено не только хадисами, но и разумными доводами, ведь подобное действие помогает понять глухому, что намаз начался, если он стоит за имамом. Если же руки поднимать на уровне плеч, то тот, кто стоит за имамом, начало намаза может не заметить. Известный богослов ханафитского мазхаба имам ас-Сархаси считает, что для полноценного выполнения этого действия молящемуся следует коснутся кончиками больших пальцев мочек ушей. Поднятие рук выше ушей и ниже плеч порицаемо (макрух). (См.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.270, 357).

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда совершал такбир, поднимал руки (т.е. кисти рук) на один уровень с ушами. (Хадис от Малика ибн Хувайриса; свод хадисов Муслим №390,391 такой же смысл передается в хадисе №401).

Ваиль ибн Худжр сказал: «Я видел как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в намазе поднимал свои большие пальцы к мочкам своих ушей». (Свод хадисов Абу-Давуд №737).

Есть и другие хадисы, которые указывают, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки до уровня плеч. Один из таких хадисов передает Ва’иль ибн Худжр, поясняя при этом, что раньше он видел, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки до уровня ушей, а на следующий год он увидел его (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поднимающим руки до уровня плеч; при этом Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был одет в бурнус (плащ с капюшоном из белой шерстяной материи у арабов). Ва’иль ибн Худжр добавил, что, когда на Пророке (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не было (верхней) одежды, он поднимал руки до ушей. (Хадис от Ваиля ибн Худжра : А. ат-Тахави. Ма‘ани аль-асар №1136).

Следовательно, руки поднимались до уровня плеч, потому что на нем была одежда, которая могла упасть, если бы руки были подняты до ушей.

Женщины поднимают кисти рук до плеч, чтобы не привлекать к себе внимание других. Поэтому в религиозных обрядах учитывается неприметность и скрытость женщины, из-за чего она поднимает руки невысоко при такбире и прижимает их к туловищу во время земного поклона, не открывая подмышек, как при земном поклоне, так и при такбире.

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «О, Ибн-Худжр, если будешь молиться, то сделай свои руки поднятыми на уровне ушей, а женщина пусть сделает их на уровне груди». (Хадис от Ваиля ибн Худжра : С. ат-Табарани. аль-Му‘джам аль-Кабир №17497).

Расположение рук во время чтения Корана

Правая рука кладется на левую руку под пупком. Запястье левой руки должно находиться в ладони правой, при этом мизинец и большой палец правой руки обхватывают запястье левой руки.

Сунна. Передается со слов отца Ваиля ибн Худжра, который сказал: «Я видел, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) во время намаза кладет свою правую руку на левую руку под пупком». (Ибн Абу Шейба А. аль-Мусаннаф №3938).

Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. Это утверждали аль-Хафиз Касим ибн Кутлубуга и Мухаммад Абу ат-Таййиб аль-Мадани.

‘Али ибн Абу-Талиб сказал: «Действительно, сунной является размещение правой руки над левой под пупком». (Свод хадисов Абу-Давуд №756).

В цепочке передатчиков присутствует ‘Абдаррахман ибн Исхак, которого Ахмад ибн Ханбаль считал слабым по причине плохой памяти. Однако это не делает ‘Абдаррахмана лгуном. Ашраф ‘Али ат-Таханави говорил, что приведенный хадис является хадисом-хасан. (Подробнее см.: ат-Таханави А. И‘ла‘ас-сунан №676).

Абу-Мухаммад аль-‘Айни сказал: «Образ расположившего руки под пупком более соответствует возвеличиванию, почитанию (Всевышнего), как это обычно происходит в присутствии правителей». (См.: аль-‘Айни А. аль-Биная т.2 с.210).

Произнесение ду‘а в начале молитвы

В начале молитвы, в первом рака‘ате произносится следующее ду‘а (ду‘а сана’): «Субханакаллахумма уа бихамдика уа табаракасмука уа та‘аля джаддука уа ля иляха гайрук». Это ду‘а произносится про себя как имамом, так и молящимися вслед за ним людьми.

Коран. Всевышний сказал: «И восхваляй славу Господа твоего, когда ты встаешь!» (52:48)

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), начав молитву (намаз), говорил: «Субханакаллахумма уа бихамдика уа табаракасмука уа та‘аля джаддука уа ля иляха гайрук». (Хадис от Абу-Саида аль-Худри; свод хадисов ан-Насаи №899, 900, Абу-Давуд №775, ат-Тирмизи №242 и Ибн-Маджа №804).

Произнесение та‘ввуз (та‘аввуз произносится только в начале намаза в отличие от басмалы, которая проговаривается в начале каждого рака‘ата) и басмалы. Эти две формулы проговариваются про себя как имамом, так и стоящими за ним людьми. (Имам Абу-Ханифа и его ученик Мухаммад считали, что молящийся за имамом не должен проговаривать ат-та‘аввуз).

Та‘аввуз: «А‘узу биЛляхи минаш-шайтанир-раджим».

Коран. Всевышний сказал: «И когда ты читаешь Коран, то проси защиты у Аллаха от сатаны, побиваемого камнями». (16:98)

Сунна. Передается от Ибн-‘Умара, который сказал: «Я молился за Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу-Бакром, ‘Умаром и они говорили вслух «Бисмилляхир-рахманир-рахим». (Свод хадисов ад-Даракутни №1153).

Этот хадис указывает на то, что проговаривание этой формулы было для обучения ей людей; в последующем она проговаривалась про себя. Данное обстоятельство подтверждает хадис от Анаса. (См.: аль-Маргинани А. аль-Хидая т.1 с.120).

Передается от Анаса, который сказал: «Я молился с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу-Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и не слышал, чтобы один из них читал (вслух) «Бисмилляхир-рахманир-рахим». (Свод хадисов Муслим №399 и ан-Насаи №906).

Чтение Корана вслух и про себя

Чтение суры аль-Фатиха и добавление суры во всех рака‘атах традиционного намаза и в первых двух рака‘атах обязательного намаза. Сура аль-Фатиха читается во всех рака‘атах обязательного и традиционного намаза. Если молящийся является имамом, то в утреннем (фаджр) намазе, первых двух рака‘атах вечернего (магриб) и ночного (‘иша) намаза он читает аль-Фатиха и дополнительную суру вслух. Если он совершает эти намазы один, то выбирает между чтением вслух (что предпочтительнее) и чтением про себя. В остальных на- мазах, полуденном (зухр) и предвечернем (‘аср), суры читаются про себя как имамом, так и совершающим намаз одиночно.

Сунна. Передается со слов отца Абу-Ма‘мара, который сказал: «Мы спросили Хаббаба: «Читал ли Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) (Коран) в намазе зухр и ‘аср?» Он ответил: «Да». Мы спросили: «Как вы это узнали?» Он ответил: «По движению его бороды». (Свод хадисов Бухари №746 и Муслим №452).

Женщины все намазы читают про себя, чтение вслух нарушает её намаз. (Ибн ‘Абидин М. Радд аль-Мухтар т.2 с.259).

Человек, который молится за имамом, не читает ничего из Корана, независимо от того, читает имам суры вслух или про себя. Так считает большинство ханафитских богословов (и на этом фетва мазхаба). Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани считал, что в намазах, которые читаются про себя, чтение Корана молящимися за имамом не является порицаемым. (См.: аль-‘Айни А. аль-Биная т.2 с.375).

Коран. Всевышний сказал: «А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, может быть, вы будете помилованы!» (7:204)

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Имам вам для того, чтобы (вы) повторяли и следовали за ним, если он скажет такбир, то и вы говорите (такбир), если начнет читать [Коран], то молчите [чтобы слушать] …». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов Ибн-Маджа №846). Имам Муслим сказал, что этот хадис достоверный (сахих).

После суры аль-Фатиха имам и молящиеся за ним говорят про себя «Амин» в любой молитве. (Муслим № 577).

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если скажет имам: «Гайри магдуби ‘алейхим уа ляддалин», то говорите: «Амин». Поистине, ангелы говорят: «Амин». И, поистине, имам говорит: «Амин». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов ан-Насаи №918 и Муснад Ахмада №6890).

Это указывает на то, что «Амин» не произносится имамом вслух, потому как, если бы оно произносилось вслух, то не было бы необходимости Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) об этом нам говорить. А те, кто молится за имамом, делают также как он: «Имам вам для того, чтобы (вы) повторяли и следовали за ним …» (Подробнее см.: ат-Таханави А. И‘лаау ас-сунан т.2 с.739).

Самура рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) молчал (т.е. говорил про себя) в двух случаях: когда вступал (после такбира) в намаз и когда заканчивал чтение Корана (после аль-Фатихи). Это не признал ‘Имран ибн Хусайн и написал Убейу ибн Ка‘бу, на что последний ответил: «Все так, как это описал Самура». (Свод хадисов ад-Даракутни №1290 и Муснад Ахмада №19362, похожий хадис приводят ан-Насаи и аль-Байхакы).

Хадисы, упоминающие, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил «амин» вслух, указывают на то, что он обучал таким образом сподвижников, а потом перестал делать это. Или он делал так до ниспослания аята:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً

«Призывайте (делайте ду‘а) вашего Господа со смирением и в тайне (негромко)» (7:55).

Как известно, слово «амин» относится к ду‘а, а не к Корану (т.е. не является кораническим текстом), и поэтому читается про себя, ровно также как и ду‘а перед сурой аль-Фатиха читается про себя. (См.: аль-‘Айни А. аль-Биная т.2 с.233).

Отсутствие поднятия рук при совершении поклонов

Произнесение такбира без поднятия рук при совершении поясного поклона. В поясном поклоне кисти рук располагаются на коленях с расставленными при этом пальцами. Спина должна быть выровнена параллельно полу, а голова не поднята и не опущена.

Женщина лишь слегка склоняется в поясном поклоне и кладет кисти рук на колени, пальцы при этом сжаты между собой. (См.: Ибн -‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.259).

Сунна. Вабиса ибн Ма‘бад рассказывал: «Я видел молящегося Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и когда он совершал поясной поклон, то выпрямлял свою спину так, что, если бы на нее налили воду, она бы там и осталась». (Свод хадисов Ибн Маджа №862).

‘Алькама рассказал, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Не совершить ли мне с вами намаз Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)?» После чего ‘Абдаллах совершил намаз, не поднимая в нем рук, кроме первого раза (в начале намаза)». (Свод хадисов Абу-Давуд №748, ат-Тирмизи №257, ан-Наса’и №1058, Муснад Ахмада №3681, ас-Сунан аль-Кубра аль-Байхакы №2363).

Аль-Асвад рассказал: «Я видел, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал руки в первом такбире и после этого так больше не делал». (Ибн Абу-Шейба А. аль-Мусаннаф №2454, А. ат-Тахави. Ма‘ани аль-асар №1328).

Трудно представить неосведомленность ‘Умара в том, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки при земном и поясном поклоне; а если даже он и не знал, то его непременно поправили бы другие. Однако ‘Умар молился именно так, и его никто не поправлял. (См.: ат-Тахави А. Ма‘ани аль-Асар т.1 с.294).

Также передается, что четыре праведных халифа не поднимали руки во время намаза, кроме как в первом такбире. (Подробнее см.: ан-Наймави М. Асар ас-сунан).

‘Асым ибн Кулейб передает со слов своего отца, что ‘Али поднимал руки только в первом такбире намаза. (Ибн Абу-Шейба А. аль-Мусаннаф №2442, А. ат-Тахави Ма‘ани аль-асар №1320, ас-Сунан аль-кубра аль-Байхакы №2367).

Примечательно, что ‘Али раньше видел, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки, но в последующем ‘Али перестает так делать. Данный факт говорит о том, что у ‘Али появился веский довод, приведший к отмене поднятия рук. (См.: ат-Тахави А. Ма‘ани аль-асар т.1 с.292).

Джабир ибн Самура рассказал, что к ним вышел Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и произнес: «Что я вижу!? Поднимаете свои руки, как будто они хвосты строптивых лошадей. Проявляйте спокойствие в намазе». (Свод хадисов Муслим №651 и Абу-Давуд №847).

Поясняя этот хадис, имам Аль-Бухари сказал, что порицание Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), выраженное в этом хадисе, относилось к сподвижникам, которые после завершения намаза во время приветствия (саляма) протягивали руки. Хотя в действительности данное порицание касалось ситуации многократного поднятия рук в течение всего намаза, т.е. перед поясным поклоном, после поясного поклона и после земного поклона. Это подтверждается контекстом самого хадиса.

Во-первых, фраза: «Проявляйте спокойствие в намазе», – указывает на то, что порицание, высказанное Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), касается действий намаза, а приветствие (салям) таковым не является (поскольку намаз считается завершенным уже после последнего сидения до саляма).

Во-вторых, многократное поднятие рук в течение всего намаза больше подходит под сравнение, высказанное Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «…как будто они хвосты строптивых лошадей», чем однократное протягивание руки в конце намаза, т.к. строптивые лошади однократным поднятием хвоста не ограничиваются. (Подробнее см.: Аль-Усмани Б. Мавсуа фатх аль-мульхим би шарх сахихи аль-имам Муслим т.3 с.236-240).

Зикр поясного и земного поклона

Произнесение в поясном поклоне следующего зикра трижды: «Субхана раббияль-‘Азым». А в земном поклоне трижды произносится: «Субхана раббияль-А‘ля».

Сунна. Хузайфа рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил в поясном поклоне: «Субхана раббияль-‘Азым», а в поясном: «Субхана раббияль-А‘ля». (Свод хадисов ат-Тирмизи №243).

Зикр после совершения поясного поклона

После поясного поклона молящийся возвращается в положение стояния и одновременно проговаривает зикр: «Сами‘аЛлаху лиман хамидах» (проговаривается вслух). После того как молящийся полностью выпрямился, он проговаривает зикр: «Раббана лякаль-хамд» (про себя). Молящийся за имамом, услышав «Сами‘аЛлаху лиман хамидах», проговаривает только «Раббана лякаль-хамд», не более. Имам же, напротив, проговаривает только «Сами‘аЛлаху лиман хамидах» не говоря «Раббана лякаль-хамд». Так считал Абу-Ханифа, но с ним не согласны Абу-Юсуф и Мухаммад, которые полагали, что имам проговаривает оба зикра.

Довод Абу-Ханифы. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если скажет имам: «Сами‘аллаху лиман хамидах», то говорите: «Раббана лякаль-хамд». (Хадис от Анаса ибн Малика; свод хадисов аль-Бухари №689, Муслим №411).

Таким образом, он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разделил зикр между ними, определив, что должен говорить имам и что говорят молящиеся за ним.

Довод Абу-Юсуфа и Мухаммада. Передается, что Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (когда совершал намаз), соединял два зикра (т.е. Сами‘аллаху лиман хамидах и Раббана лякаль-хамд)». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов аль-Бухари №789, Муслим №392).

У Абу-Ханифы данный хадис указывает на то, как он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал намаз один, не являясь имамом.

Совершение земного поклона

Произносится такбир без поднятия рук и совершается земной поклон. Сначала на пол ставятся колени, а потом руки. Лицо располагается между кистями рук так, чтобы кисти находились на одном уровне с ушами. Лицо должно касаться пола лбом и носом. Предплечья выставляются в стороны, а живот отдаляется от бедер. Пальцы ног и рук направлены в сторону киблы, при этом пальцы рук желательно сжать между собой. По завершению земного поклона в первую очередь поднимается лицо, потом руки, а затем колени.

Женщина совершает земной поклон так, чтобы ее живот касался бедер, а руки прижимались к телу.

Сунна. Ва‘иль ибн Худжр сказал: «Я видел, что посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда совершал земной поклон, сначала ставил свои колени, затем руки, а когда вставал, поднимал руки, а после колени». (Свод хадисов ат-Тирмизи №268, Абу-Давуд №838, ан-Насаи №1089).

Он же далее сказал: «Я смотрел на Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и когда он совершал земной поклон, ставил свои кисти рук на уровне ушей». (Свод хадисов ан-Насаи №1265, аль-Му‘джам аль-кабир ат-Табарани №17549, Муснад Ахма- да №18878).

‘Абдальджабар ибн Ваиль сказал: «Я видел Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в земном поклоне, опиравшегося на лоб и нос». (Аль-Му‘джам аль-кабир ат-Табарани №17533).

Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) при совершении земного поклона отдалял (живот от бедер) так, что, если бы животное захотело, оно бы там прошло. (Хадис от Маймуны; свод хадисов Муслим №496).

Хузайфа рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил в поясном поклоне: «Субхана раббияль-‘Азым», а в земном: «Субхана раббияль-а‘ля». (Свод хадисов ат-Тирмизи №243).

Малик ибн Бухайна рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), совершая намаз, расставлял руки в земном поклоне так, что была видна белизна его подмышек». (Свод хадисов аль-Бухари №377).

Возвращаясь в положение сидя и произнося такбир, молящийся должен успокоиться (достигнуть хоть на момент состояния спокойствия) сидя и со словами такбира опуститься для совершения второго земного поклона.

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал человеку, небрежно совершившему намаз: «Если встанешь на намаз, то скажи: «Аллаху Акбар», потом прочти, что легко тебе из Корана, потом совершай поясной поклон, пока не успокоишься в нем, потом вставай, пока не выпрямишься, потом совершай земной поклон, пока не успокоишься в нем, потом вставай, пока не успокоишься сидя, потом делай так во всем твоем намазе». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов аль-Бухари №715, Муслим №602 и Абу-Давуд №730).

Незамедлительное вставание после земного поклона

После второго земного поклона, не переходя в сидячее положение, молящийся сразу же встает и одновременно проговаривает такбир. Данное действие выполняется во всех случаях кроме случаев, когда после земного поклона следует выполнение ташаххуда.

Сунна. ‘Аййаш ибн Сахль ас-Са‘иди в присутствии сподвижников при описании намаза Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: («… потом сказал такбир и совершил земной поклон, потом сказал такбир и, не садясь, встал …» (Свод хадисов Абу-Давуд №733,966 и ас-Сунан аль-Кубра аль-Байхакы №2475).

Выполнение ташаххуда и салавата

Сидение после второго рака‘ата может быть промежуточным, а может быть и последним, как, например, в утреннем намазе. В промежуточном проговаривается только ташаххуд, после чего молящийся встает и завершает оставшиеся рака‘аты. Последнее сидение в конце намаза, в котором проговаривается ташаххуд и салават, является столпом намаза. Поэтому пропускать его недопустимо.

По завершении второго земного поклона, молящийся садится на левую ступню, а правую ставит так, чтобы ее пальцы были направлены в сторону киблы. Кисти рук кладет на бедра так, чтобы пальцы не были сжаты между собой и были направлены в сторону киблы.

Женщина садится на левое бедро, а ноги оставляет правее. Некоторые считают (см.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.316), что можно сидеть на своих ногах и не отставлять их в сторону. Кисти рук со сжатыми меж собой пальцами следует расположить на бедрах. (См.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.259).

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) расстилал левую ногу (садился на левую ногу) и ставил правую. (Хадис от Аишы; свод хадисов Муслим №498).

Ибн-аз-Зубайр описывал ташаххуд Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Когда Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) садился, клал правую руку на правое бедро и левую руку на левое бедро …» (Свод хадисов Муслим №579).

Во время произнесения ташаххуда после слова «ашхаду» молящийся поднимает указательный палец правой руки, а после слов «илляллах» опускает. Также возможно перед поднятием указательного пальца сжать безымянный и мизинец, а при помощи среднего и большого создать кольцо. Оба варианта правильны. Подергивание, шевеление пальцем в ханафитском мазхабе порицаемо (макрух). (Подробнее см.: ат-Таханави А. И‘ла, ас-сунан т.2 с.8790.

Более того, некоторые богословы предпочли не поднимать палец во время ташаххуда. (См.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 ст.265, 266, 267).

Сунна. Ибн-аз-Зубайр сказал, что Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (в ташаххуде) указывал своим пальцем и не шевелил им. (Свод хадисов Абу-Давуд №839).

Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна. Что же касается хадиса, который приводит аль-Байхакы от Ваиля ибн Худжра: «… потом поднял свой палец, и я видел, как он шевелил им …», то относительно него сам аль-Байхакы сказал, что, вероятно, под словом «шевелил им» подразумевалось «указал им». (См., например: аш-Шаукани М. Нейль аль-аутар т.2 с.315, 316).

Также аль-Байхакы хадис, переданный со слов Ибн-‘Амра: «Шевеление пальцем в намазе ужасно для шайтана», назвал недостоверным. (См.: аль-Байхакы ас-Сунан аль-Кубра т.2 с.132).

Салават проговаривается после ташаххуда. Формул произнесения салавата несколько, самая полная из них:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайиди-наа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиим, уа баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Ханафиты считают, что добавление эпитета господин к имени Пророка (сайидинаа мухаммад) является желательным, а что касается хадиса «не называйте меня господином в молитве», то этот хадис выдуман, не достоверен. (Подробнее см.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.274; Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.908).

Приветствие в конце намаза

После салавата молящийся может сначала произнести ду‘а, которое приведено в сунне или Коране. После этого он поворачивает голову направо, произнося: «Ас-саляму алейкум уа рахматуллах», потом – налево, произнося то же самое.

Сунна. Абдулла ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произносил салям, поворачивая голову направо со словами: «Ас-саляму алейкум уа рахматуллах», – так, что была видна белизна его правой щеки, и налево со словами: «Ас-саляму алейкум уа рахматуллах», – так, что была видна белизна его левой щеки». (Свод хадисов Абу-Давуд №996, ат-Тирмизи №295, ан-Насаи №1324, 1322).

Действия, совершаемые после выполнения намаза

После завершения намаза по традиции (сунна) проговариваются ду‘а, приведенные в хадисах, например: «Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджаляли уаль-икрам». После прочитывается аят аль-Курси и проговариваются зикры: «Субханаллах», «Альхамду лиллях», «Аллаху акбар» по тридцать три раза каждый. Далее молящийся поднимает руки на уровень груди ладонями вверх и делает ду‘а (молит Всевышнего)[1], по завершении которого протирает[2] руками лицо. Эти действия совершаются после традиционных (сунна) намазов зухр, магриб, ‘иша (если молящийся решил совершить сунны дома, тогда эти действия он делает после фард) и после обязательных намазов фаджр и ‘аср.

Важно знать, что промежуток времени между совершением обязательного и традиционного намазов невелик; правильнее всего не совершать каких-либо действий в это время, кроме короткой молитвы (ду‘а) приведенной чуть выше:

«Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджаляли уаль-икрам»[3].

После чего молящийся встает для совершения намаза-сунны, при этом желательно сменить место совершения молитвы (например, достаточно отойти на один шаг от места совершения предыдущего намаза). (См.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.270).

По завершению намаза имам должен сесть лицом к тем, кто молился за ним для проговаривание после намазных зикров.

Сунна. Мать правоверных Аиша рассказывала, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после произнесения ас-саляма в конце намаза (подразумеваются намазы: зухр, магриб и иша) сидел только на протяжении проговариваемого им дуа: «Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджа-ляли уаль-икрам». (См.: Муслим №134/592; ат-Тирмизи №298; Ибн-Маджа №924; Ахмад №235/6).

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «… Просите (молите) Аллаха внутренней стороной кистей рук и не просите Его внешней стороной, а по завершению протирайте ими (ладонями) свои лица». (См.: Абу-Давуд №1485, 1486).

Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после окончания утренней молитвы поворачивался лицом к своим сподвижникам. (См.: аль-Бухари №1386).

Подобное действие Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) давало понять вновь зашедшим в мечеть, что молитва завершена, так как имам уже не смотрит в сторону киблы.

Место пребывания после намаза

Более правильное место пребывания молящихся после намаза — это примерно то место, где был совершен намаз. Иначе говоря, имам и те, кто молились за ним, остаются на своих местах, совершая после намазные зикры и ду‘а, до того момента, пока имам не уйдет с места проведения молитвы (часто в мечетях этим местом является михраб).

Сунна. Передано от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запрещал им расходится до того, пока он сам не покинет намаз (место совершения намаза). (См.: Абу-Давуд №624).

Покрывание головы в молитве

Намаз как обязательный (фард), так и традиционный (сунна) следует выполнять с покрытой головой; данное действие является желательным (мустахаб).

Легкомысленное и небрежное оставление покрывания головы при совершении намаза порицаемо (макрух). (См.: Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.972; ‘Аляутдин аль-Касани. Бадаи‘у ас-Санаи‘ т.1 с.538; Аль-Фатава аль-хиндия т.1 с.116; аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.352).

Но несмотря на это, намаз считается выполненным правильно. Если же покрытие головы не представляется возможным в виду каких-либо причин, порицаемость аннулируется.

Сунна. Ибн ‘Умар сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил белый головной убор». (Аль-Байхакы. Ши‘аб аль-иман №5991. Один из передатчиков этого хадиса да‘иф).

Абдулла ибн Са‘ид рассказывал, что он видел на Али ибн Хусейне (правнуке пророка Мухаммада, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) египетский головной убор (калянсува) белого цвета. (См.: Ибн Абу-Шейба. Мусаннаф т.6 с33).

Ракяна ибн Абдуязид слышал, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Чалма и головной убор – это разница между нами и многобожниками». (См.: аль-Хаким. Мустадрак ‘аля сахихайн №5937.; аль-Байхакы. Ши‘аб аль-иман №5990.; Муснад Абу-я’ля аль-Мавсыли №1384).

[1] Это действие является сунной, доходящей до уровня мутаватир. (См.: свод хадисов ат-Тирмизи №3556; Абу-Давуд №1485, 1488; Ибн-Маджа №3865; аль-Байхакы №2/212). Что касается хадиса, который приводит Бухари, переданного от Анаса ибн Малика, то он растолковывается так: Анас не видел, чтобы Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал так высоко руки, кроме как в намазе испрашивания дождя. Таким образом, Анас не отрицает поднятие рук Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в остальных случаях.

[2] Протирание тоже является сунной. См.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.264.; Вахба аз- Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.995.

[3] Сидение после обязательных намазов, за которыми следует традиционные намазы (сунна), по мнению сподвижников, является порицаемым действием (макрух).

Автор: Рустам Нургалеев (зам. председателя совета улемов РТ, проректор по учебной работе КИУ).

Из книги: «Совершение намаза по мазхабу Абу-Ханифы», стр. 8-22

Оценка 3.4 проголосовавших: 63
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here