Иоанн постник молитва

Данная статья содержит: иоанн постник молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Bookitut.ru

Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского

Святитель Иоанн родился в Константинополе1]; подвизался он при царях: Юстине2], Тиверии3] и Маврикии4]. Первоначально он был золотых дел мастером; по своей добродетельной жизни был муж благочестивый, нищелюбивый, страннолюбивый и богобоязненный.

Поселив у себя в доме палестинского монаха, именем Евсевия, Иоанн жил вместе с ним. Однажды, когда они шли вместе, инок сей находился по правую сторону Иоанна. Вдруг слышит он, что кто-то незнакомый ему говорит: «не следует тебе, отче, идти по правую сторону великого». Это было предзнаменованием Божиим об Иоанне, что ему будет вверено великое архиерейское служение. Услышав сие, монах рассказал о том блаженному Евтихию, патриарху Константинопольскому5], который стал увещевать Иоанна принять пострижение, так как считал его достойным быть в церковном причте.

И вот, в церкви святого Лаврентия, во время стояния на молитве, св. Иоанну последовало следующее откровение: в алтаре он увидел множество святых, и все они надевали на себя белые и блестящие одежды и пели прекрасные песнопения. Потом из алтаря вышел какой-то человек с сосудом, из которого щедро подавал милостыню многим собравшимся нищим; однако сосуд не пустел. Когда один из нищих воскликнул от тесноты: «Господи помилуй, доколе не опустеет сосуд сей!» — сосуд тотчас же сделался пуст. Сие откровение заставило преподобного задуматься и он дивился видению, которое предзнаменовало, как его будущий сан, так и его великую щедрость к нищим.

По прошествии некоторого времени, умер Константинопольский патриарх Евтихий и, Божиим изволением, Иоанн, как достойный, был избран и назначен для рукоположения, но не соглашался, пока не увидел следующего грозного видения: с одной стороны было видно море, поднимающееся до небес, и страшная огненная печь; с другой же стороны — множество ангелов, говорящих ему: «ты не принимаешь престола? — Пусть будет другой, но ты от всех нас будешь наказан». После того как ангелы с угрозой сказали сие Иоанну, он, хотя и против желания, повиновался и был поставлен патриархом Константинопольским. В сем сане проводил он постническую и добродетельную жизнь до самой смерти своей, как о том свидетельствуют чудеса его. Великое волнение морское он утишил молитвою и крестным знамением. Одного слепца, именем Иоанна, из Газы6], соделал зрячим, положив на глаза его часть Тела Христова с словами: «Исцеливший слепого от рождения, Тот да исцелит тебя», — и слепой тотчас прозрел.

Однажды, по Божию попущению, был большой мор в Константинополе. Преподобный молился, чтобы Бог отвратил праведный гнев Свой. Одному из верных своих слуг он приказал взять два сосуда, — один полный мелких камней, а другой пустой, стать на весь день к месту, где приносили умерших, и считать их, перелагая камни из полного сосуда в пустой. Сосчитав, слуга нашел в первый день пронесенных мертвецов триста двадцать три и возвестил о том святому. Святой же Иоанн предсказал, что мор прекратится; это и стало сбываться с каждым днем, потому что на второй день стоящий и считающий слуга нашел пронесенных мертвецов менее, в третий день — еще менее, в воскресенье же, по предсказанию святого и по молитвам его, мор окончательно прекратился.

Воздержание святого Иоанна было таково, что шесть дней он не вкушал никакой пищи, в седьмой же — вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства. Спал он весьма мало, да и то сидя; при этом он привязывал небольшую веревку к свече, и ставил кадку с водою, чтобы, когда свеча догорит и веревка упадет в кадку, происходил шум и, таким образом, пробуждал бы его. В молитвах святой пребывал постоянно, и в подвигах многих боролся со страстями. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город своими молитвами и постом; паству свою соблюл от врагов видимых и невидимых; был весьма милостив, отец сиротам, нищим кормилец, обидимым защитник, ревнитель по Боге, искоренитель всякой злобы. Однажды в пятницу святому было возвещено, что на другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвечал святой: «конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет», и, пав на колена, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, — когда все собрались на место, где обычно происходили состязания, и когда состязания начались, — внезапно сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все от страха разбежались с зрелища.

Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Так, одна жена, имевшая бесноватого мужа, повела его к одному пустыннику, но он сказал ей: «Иди к святейшему Иоанну, патриарху Константинопольскому, — тот исцелит твоего мужа». Исполнив сие, жена получила просимое, и вместе с мужем, исцеленным молитвами преподобного, пошла с радостью домой. И вообще многие больные получали исцеления от святого. У многих женщин по его молитвам, разрешалось неплодие.

Так мудро упасши словесное стадо, преподобный в маститой старости достиг блаженной кончины и перешел от земли в небесные селения7]. Когда тело святого лежало уже мертвым, к нему пришел для прощания известный начальник области Нил и, преклонившись, поцеловал его. Святой же, будучи мертвым, на виду и к удивлению всех, прошептал начальнику области Нилу несколько слов на ухо, которых тот никому не сказал. Похоронили св. Иоанна внутри алтаря св. Апостолов, как достойного такой чести, прославляя и благословляя дивного во святых Бога — Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский

Иоанн Постник Царьградский

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 – 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или “канонарии”) из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне “с прочими святыми правилами” и номоканон его считался книгой, “принятой всей Православной Церковью”. Преподобный Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую “Кормчую книгу” (Пидалион), изданную им в 1800 году.

Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им переводом “Номоканона в 50 титулов” святого Патриарха Иоанна Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в “Устюжской Кормчей” (XIII) и был издан в 1902 году.

С XVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами-духовниками Святой Горы Афонской. В этом виде он неоднократно издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах). В Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к Требнику: при Патриархе Иоасафе – в 1639 году, при Патриархе Иосифе – в 1651 году, при Патриархе Никоне – в 1658 году. Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и славянским текстами и с подробным историческим и каноническим комментарием осуществил А. С. Павлов (“Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями”. М., 1897).

Иоанн Постник – патриарх Константинопольский – преподобный | Жития святых Дмитрия Ростовского

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского

2 сентября по ст.ст. / 15 сентября по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святитель Иоанн родился в Константинополе 1 ; подвизался он при царях: Юстине 2 , Тиверии 3 и Мавриикии 4 . Первоначально он был золотых дел мастером; по своей добродетельной жизни был муж благочестивый, нищелюбивый, страннолюбивый и богобоязненный.

Поселив у себя в доме палестинского монаха, именем Евсевия, Иоанн жил вместе с ним. Однажды, когда они шли вместе, инок сей находился по правую сторону Иоанна. Вдруг слышит он, что кто-то незнакомый ему говорит: "не следует тебе, отче, идти по правую сторону великого". Это было предзнаменованием Божиим об Иоанне, что ему будет вверено великое архиерейское служение. Услышав сие, монах рассказал о том блаженному Евтихия, патриарху Константинопольскому 5 , который стал увещевать Иоанна принять пострижение, так как считал его достойным быть в церковном причте.

И вот, в церкви святого Лаврентия, во время стояния на молитве, св. Иоанну последовало следующее откровение: в алтаре он увидел множество святых, и все они надевали на себя белые и блестящие одежды и пели прекрасные песнопения. Потом из алтаря вышел какой-то человек с сосудом, из которого щедро подавал милостыню многим собравшимся нищим; однако сосуд не пустел. Когда один из нищих воскликнул от тесноты: "Господи помилуй, доколе не опустеет сосуд сей!" – сосуд тотчас же сделался пуст. Сие откровение заставило преподобного задуматься и он дивился видению, которое предзнаменовало, как его будущий сан, так и его великую щедрость к нищим.

По прошествии некоторого времени, умер Константинопольский патриарх Евтихий и, Божиим изволением, Иоанн, как достойный, был избран и назначен для рукоположения, но не соглашался, пока не увидел следующего грозного видения: с одной стороны было видно море, поднимающееся до небес, и страшная огненная печь; с другой же стороны – множество ангелов, говорящих ему: "ты не принимаешь престола? – Пусть будут другой, но ты от всех нас будешь наказан". После того как ангелы с угрозой сказали сие Иоанну, он, хотя и против желания, повиновался и был поставлен патриархом Константинопольским. В сем сане проводил он постническую и добродетельную жизнь до самой смерти своей, как о том свидетельствуют чудеса его. Великое волнение морское он утишил молитвою и крестным знамением. Одного слепца, именем Иоанна, из Газы 6 , соделал зрячим, положив на глаза его часть Тела Христова с словами: "Исцеливший слепого от рождения, Тот да исцелит тебя", – и слепой тотчас прозрел.

Однажды, по Божию попущению, был большой мор в Константинополе. Преподобный молился, чтобы Бог отвратил праведный гнев Свой. Одному из верных своих слуг он приказал взять два сосуда, – один полный мелких камней, а другой пустой, стать на весь день к месту, где приносили умерших, и считать их, перелагая камни из полного сосуда в пустой. Сосчитав, слуга нашел в первый день пронесенных мертвецов триста двадцать три и возвестил о том святому. Святой же Иоанн предсказал, что мор прекратится; это и стало сбываться с каждым днем, потому что на второй день стоящий и считающий слуга нашел пронесенных мертвецов менее, в третий день – еще менее, в воскресенье же, по предсказанию святого и по молитвам его, мор окончательно прекратился.

Воздержание святого Иоанна было таково, что шесть дней он не вкушал никакой пищи, в седьмой же – вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства. Спал он весьма мало, да и то сидя; при этом он привязывал небольшую веревку к свече, и ставил кадку с водою, чтобы, когда свеча догорит и веревка упадет в кадку, происходил шум и, таким образом, пробуждал бы его. В молитвах святой пребывал постоянно, и в подвигах многих боролся со страстями. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город своими молитвами и постом; паству свою соблюл от врагов видимых и невидимых; был весьма милостив, отец сиротам, нищим кормилец, обидимым защитник, ревнитель по Боге, искоренитель всякой злобы. Однажды в пятницу святому было возвещено, что на другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвечал святой: "конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет", и, пав на колена, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, – когда все собрались на место, где обычно происходили состязания, и когда состязания начались, – внезапно сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все от страха разбежались с зрелища.

Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Так, одна жена, имевшая бесноватого мужа, повела его к одному пустыннику, но он сказал ей: "Иди к святейшему Иоанну, патриарху Константинопольскому, – тот исцелит твоего мужа". Исполнив сие, жена получила просимое, и вместе с мужем, исцеленным молитвами преподобного, пошла с радостью домой. И вообще многие больные получали исцеления от святого. У многих женщин по его молитвам, разрешалось неплодие.

Так мудро упасши словесное стадо, преподобный в маститой старости достиг блаженной кончины и перешел от земли в небесные селения 7 . Когда тело святого лежало уже мертвым, к нему пришел для прощания известный начальник области Нил и, преклонившись, поцеловал его. Святой же, будучи мертвым, на виду и к удивлению всех, прошептал начальнику области Нилу несколько слов на ухо, которых тот никому не сказал. Похоронили св. Иоанна внутри алтаря св. Апостолов, как достойного такой чести, прославляя и благословляя дивного во святых Бога – Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

1 Константинополь – столица Византийской империи, ныне Стамбул; основана Константином Великим в 326 г. по Р. Х., на месте прежнего незначительного городка Византии.

2 Юстин II младший – восточно-римский император, царствовал 565-578 гг.

3 Тиверий – преемник Юстина II; царствовал 578-582 гг.

4 Преемник Тиверия; царствовал 582-602 гг.

5 Евтихий был патриархом в первый раз 552-565; затем патриархом был после него в продолжение 5 лет Иоанн III Схоластик; потом Евтихий снова был возведен на патриаршество и патриаршествовал до самой смерти своей, последовавшей в 582 г., когда был возведен на его место св. Иоанн IV Постник.

6 Газа расположена на берегу Средиземного моря; в древности была одним из пяти известнейших Филистимских городов и служила пределом хананеев на юге Палестины. В Новом Завете о Газе упоминается только в истории обращения вельможи Ефиопской царицы Кандакии (Деян.8:25). С IV века Газа была уже христианским городом, а в VII веке покорена магометанами.

7 Это было 2 сентября 595 года по Р.Х.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

Особые разделы в интернет магазине Русский Паломник:

Канон святителю Иоанну Постнику

Припев: Святи́телю о́тче Иоа́нне, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 12 сентября (30 августа ст. ст.); 15 сентября (02 сентября ст. ст.)

Ирмо́с: Истря́сшему в мо́ри мучи́тельство фарао́не и Изра́иля су́шею наста́вльшему, пои́м Христу́, я́ко просла́вися во ве́ки.

Возсия́вшему в ми́ре иера́рха му́драго, Ца́рствия сия́ющаго веле́нии, воспои́м Христу́, я́ко просла́вися во ве́ки.

Просия́вшаго в ми́ре благоче́стия све́том и нече́стия мглу́ отгна́вшаго, почти́м, ве́рнии, я́ко иера́рха вели́каго, Иоа́нна.

Я́ко предстоя́ со а́нгелы непристу́пному Царю́, соверша́ющим твою́ па́мять моли́ дарова́тися очище́нию, священнопропове́дниче, всеблаже́нне Иоа́нне.

Богоро́дичен: Я́ко заче́нши Преве́чное Безнача́льное Сло́во О́тчее и пло́тию ро́ждши па́че сло́ва, Всепе́тая, моли́ приле́жно, е́же изба́витися на́м от бе́д.

Ирмо́с: Утвержде́й Сло́вом небеса́ и зе́млю основа́вый на вода́х мно́гих, утверди́ мя́ к пе́нию славосло́вия Твоего́, Го́споди.

Воздержа́нием, о́тче, и моли́твою неукло́нною возше́л еси́ к вы́шнему гра́ду доброде́телей, богоно́се, иде́же сла́дости пото́к, пита́ешися.

Я́ко дерзнове́ние име́я к Бо́гу, иера́рше преподо́бне, Иоа́нне му́дре, моли́ спасти́ся ве́рою соверша́ющим па́мять твою́.

Я́ко благочести́вых догма́тов наста́вник и му́дрых слове́с сказа́тель и́стинен, венце́м увя́злся еси́ на е́реси, преподо́бне.

Богоро́дичен: Я́ко не́бо и престо́л Тя́ Бо́жий, воспева́ем вси́, Богороди́тельнице Чи́стая, я́ко из Тебе́ яви́ся Иису́с Христо́с И́стина.

Седа́лен, гла́с 3.

Сосу́д боже́ственный воздержа́ния, бога́тство некра́домо благоче́стия показа́лся еси́, Иоа́нне блаже́нне, в безстра́стии уясни́в житие́ твое́, тре́бующия обогати́в ми́лостынею, о́тче преподо́бне. Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственная ски́ния была́ еси́ Сло́ва, еди́на Пречи́стая Де́во Ма́ти, чистото́ю а́нгелы превозше́дшая, па́че все́х мене́ пе́рсть бы́вша, оскверне́на плотски́ми прегреше́ньми, очи́сти моли́тв Твои́х боже́ственными вода́ми, подаю́щи, Чи́стая, ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница, Сло́ва нетле́нная Де́во Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ безболе́зненно Прозя́бшаго, матероле́пно рыда́ющи, взыва́ше: увы́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Ирмо́с: Та́йно проро́к предзря́ от Де́вы Тя́, Сло́ве, воплоща́ема, пе́сненно вопия́ше: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Иера́рха вси́ му́драго в пе́снех восхва́лим, глаго́люще: богоно́се Иоа́нне, моли́ся Го́споду приле́жно, спасти́ся на́м.

Я́ко благочести́вых догма́тов насади́теля и му́дра иера́рха тя́ иму́ще, богоблаже́нне о́тче, пе́сньми и пе́ньми восхваля́ем тя́.

Свяще́нную твою́ па́мять, ве́рнии, первонача́льниче, пита́телю сла́вне, иера́рше Госпо́день, пе́ньми и пе́сньми пра́зднуем.

Богоро́дичен: Безневе́стная Неве́сто и Чи́стая и Нескве́рная Ма́ти Христа́ Бо́га, Того́ непреста́нно моли́, спасти́ ду́ши пою́щих Тя́.

Ирмо́с: От но́щи неве́дения богове́дением просвети́вый концы́, просвети́ мя́ у́тром человеколю́бия Твоего́, Го́споди.

Па́стырски пома́зался еси́ благоче́стия ми́ром, богому́дре, те́м я́ко иера́рха вси́ восхваля́ем тя́, преподо́бне.

Я́ко подража́тель сы́й апо́столов, богому́дре сла́вне, боле́зньми и бде́нии, церко́вным предста́тельствовал еси́ лю́дем.

Ревни́телю Илии́ и Моисе́ю богови́дцу поревнова́л еси́, о́тче священноявле́нне, и ересенача́льники посрами́л еси́.

Богоро́дичен: Я́ко Цари́цу вси́ и Царя́ все́х ро́ждшую, прииди́те, со а́нгелом Благослове́нную почти́м.

Ирмо́с: Я́коже проро́ка изба́вил еси́ из глубины́ преиспо́дния, Христе́ Бо́же, и мене́ от грехо́в мои́х изба́ви, я́ко Человеколю́бец, и упра́ви живо́т мо́й, молю́ся.

Церко́вную сла́ву украси́л еси́, Иоа́нне блаже́нне, боже́ственными твои́ми догма́ты и му́дрыми наказа́нии, е́реси же исчезнове́ны сотвори́л еси́.

Я́ко свети́льник благоче́стия, догма́тов твои́х добро́тою облиста́л еси́ по все́й тва́ри, богому́дре учи́телю, и помрачи́л еси́ е́реси сло́вом Бо́жиим.

Вме́сто меча́ язы́ком и сло́вом вооружи́вся, преподо́бне, лжи́вая отсе́кл еси́ уче́ния вся́, и уясни́л еси́ все́м Тро́ицу я́ве.

Богоро́дичен: Рожде́йся из Де́вы и ми́р просвеще́й, Христе́ Бо́же, и мене́ от прегреше́ний мои́х изба́ви, я́ко Человеколю́бец, и упра́ви жи́знь мою́, молю́ся.

Ирмо́с: В нача́ле зе́млю основа́вый, и небеса́ сло́вом утверди́вый, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

И́же на земли́ свети́льника показа́вый благочести́ваго и му́драго иера́рха, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

И́стиннаго Иоа́нна вели́каго па́стве Твое́й па́стыря показа́вый, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Плотска́я привоста́ния, о́тче, низложи́в, Христу́ вопия́л еси́: благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: На́с ра́ди роди́выйся из Де́вы и от врага́ изба́вивый ми́р, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Ирмо́с: На горе́ святе́й просла́вльшася, и в купине́ огне́м Присноде́вы, Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Моисе́ю подо́бяся, треблаже́нне, на го́ру возше́л еси́ и во мра́к, мы́сленный благода́ти прие́м зако́н, иера́рше, те́м воспева́ем Христа́ во ве́ки.

Лю́ди Твоя́ упа́с, иера́рше, еги́петскую пре́лесть отрази́л еси́, и Вавило́на страсте́й убежа́в, Сио́н го́рний обре́л еси́ жили́ще во вся́ ве́ки.

Я́ко ми́ром, пома́зався, священноявле́нне, сло́вом и де́лом благоче́стия, священноде́йствуеши Боже́ственная, свяще́ннейше. Те́м Тро́ицу во еди́ном существе́ пое́ши во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: В ложесна́ всели́вшагося Де́вы, и Сея́ ра́ди ужа́сно и па́че сло́ва, ве́тхаго Ада́ма обнови́вша, Го́спода по́йте, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Ирмо́с: Проявле́нное на горе́ законополо́жнику во огни́ и купине́, Рождество́ Присноде́вы, в на́ше ве́рных спасе́ние, пе́сньми немо́лчными велича́ем.

Безстра́стием и ве́рою, наде́ждею и любо́вию, словеса́ на́м жи́зни ве́чныя показа́в, му́дре Иоа́нне, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Жезло́м Ду́ха Свята́го лю́ди я́ко упа́сша честны́я Це́ркве, и отгна́вша богобо́рныя е́реси, вси́ иера́рха восхваля́ем тя́.

Я́ко церко́внаго свети́льника и иера́рха, во псалме́х и пе́ниих честву́ем тя́ немо́лчно и ра́ку моще́й твои́х, блаже́нне о́тче Иоа́нне, великоимени́те.

Богоро́дичен: Ра́дуйся, присноживо́тный исто́чниче нетле́ния; ра́дуйся, всесве́тлый Со́лнца мы́сленнаго о́блаче; ра́дуйся, носи́ло Божества́ всего́; ра́дуйся, ковче́же свяще́ния.

І҆рмо́съ: И҆стрѧ́сшемꙋ въ мо́ри мꙋчи́тельство фараѡ́не, и҆ і҆и҃лѧ сꙋ́шею наста́вльшемꙋ пои́мъ хрⷭ҇тꙋ̀, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ во вѣ́ки.

Возсїѧ́вшемꙋ въ мі́рѣ і҆ера́рха мꙋ́драгѡ, ца́рствїѧ сїѧ́ющаго велѣ̑нїи, воспои́мъ хрⷭ҇тꙋ̀, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ во вѣ́ки.

Просїѧ́вшаго въ мі́рѣ благоче́стїѧ свѣ́томъ, и҆ нече́стїѧ мглꙋ̀ ѿгна́вшаго почти́мъ вѣ́рнїи, ꙗ҆́кѡ і҆ера́рха вели́каго і҆ѡа́нна.

Ꙗ҆́кѡ предстоѧ̀ со а҆́гг҃лы непристꙋ́пномꙋ цр҃ю̀, соверша́ющымъ твою̀ па́мѧть молѝ дарова́тисѧ ѡ҆чище́нїю, свѧщеннопроповѣ́дниче всеблаже́нне і҆ѡа́нне.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ заче́нши превѣ́чное безнача́льное сло́во ѻ҆́ч҃ее, и҆ пло́тїю ро́ждши па́че сло́ва всепѣ́таѧ, молѝ прилѣ́жнѡ, є҆́же и҆зба́витисѧ на́мъ ѿ бѣ́дъ.

І҆рмо́съ: Оу҆твержде́й сло́вомъ небеса̀, и҆ зе́млю ѡ҆снова́вый на вода́хъ мно́гихъ: ᲂу҆твердѝ мѧ̀ къ пѣ́нїю славосло́вїѧ твоегѡ̀, гдⷭ҇и.

Воздержа́нїемъ ѻ҆́тче, и҆ моли́твою неꙋкло́нною, возше́лъ є҆сѝ къ вы́шнемꙋ гра́дꙋ добродѣ́телей, бг҃оно́се, и҆дѣ́же сла́дости пото́къ, пита́ешисѧ.

Ꙗ҆́кѡ дерзнове́нїе и҆мѣ́ѧ къ бг҃ꙋ, і҆ера́рше прпⷣбне і҆ѡа́нне мꙋ́дре, молѝ спасти́сѧ вѣ́рою соверша́ющымъ па́мѧть твою̀.

Ꙗ҆́кѡ благочести́выхъ догма́тѡвъ наста́вникъ, и҆ мꙋ́дрыхъ слове́съ сказа́тель и҆́стиненъ, вѣнце́мъ ᲂу҆вѧ́злсѧ є҆сѝ на є҆́рєси, прпⷣбне.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ не́бо и҆ престо́лъ тѧ̀ бж҃їй, воспѣва́емъ всѝ, бг҃ороди́тельнице чⷭ҇таѧ, ꙗ҆́кѡ и҆зъ тебє̀ ꙗ҆ви́сѧ і҆и҃съ хрⷭ҇то́съ и҆́стина.

Сѣда́ленъ гла́съ г҃.

Сосꙋ́дъ бжⷭ҇твенный воздержа́нїѧ, бога́тство некра́домо благоче́стїѧ показа́лсѧ є҆сѝ, і҆ѡа́нне блаже́нне, въ безстра́стїи ᲂу҆ѧсни́въ житїѐ твоѐ: тре́бꙋющыѧ ѡ҆богати́въ ми́лостынею ѻ҆́тче прпⷣбне, хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ, дарова́ти на́мъ ве́лїю ми́лость.

Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннаѧ ски́нїа была̀ є҆сѝ сло́ва, є҆ди́на пречⷭ҇таѧ дв҃о ма́ти, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ, па́че всѣ́хъ менѐ пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́на плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти моли́твъ твои́хъ бжⷭ҇твенными вода́ми, подаю́щи чⷭ҇таѧ, ве́лїю ми́лость.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Нескве́рнаѧ а҆́гница сло́ва, нетлѣ́ннаѧ дв҃о ма́ти, на крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи повѣ́шена, и҆зъ неѧ̀ безболѣ́зненнѡ прозѧ́бшаго, матеролѣ́пнѡ рыда́ющи взыва́ше: ᲂу҆вы̀ ча́до моѐ, ка́кѡ стра́ждеши, хотѧ̀ и҆зба́вити ѿ страсте́й безче́стїѧ человѣ́ка;

І҆рмо́съ: Та́йнѡ прⷪ҇ро́къ предзрѧ̀, ѿ дв҃ы тѧ̀, сло́ве, воплоща́ема, пѣ́сненнѡ вопїѧ́ше: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.

І҆ера́рха всѝ мꙋ́драго, въ пѣ́снехъ восхва́лимъ глаго́люще: бг҃оно́се і҆ѡа́нне, моли́сѧ гдⷭ҇ꙋ прилѣ́жнѡ, спасти́сѧ на́мъ.

Ꙗ҆́кѡ благочести́выхъ догма́тѡвъ насади́телѧ, и҆ мꙋ́дра і҆ера́рха тѧ̀ и҆мꙋ́ще, бг҃облаже́нне ѻ҆́тче, пѣ́сньми и҆ пѣ́ньми восхвалѧ́емъ тѧ̀.

Сщ҃е́ннꙋю твою̀ па́мѧть вѣ́рнїи, первонача́льниче пита́телю сла́вне, і҆ера́рше гдⷭ҇ень, пѣ́ньми и҆ пѣ́сньми пра́зднꙋемъ.

Бг҃оро́диченъ: Безневѣ́стнаѧ невѣ́сто, и҆ чⷭ҇таѧ и҆ нескве́рнаѧ мт҃и хрⷭ҇та̀ бг҃а, того̀ непреста́ннѡ молѝ, спастѝ дꙋ́шы пою́щихъ тѧ̀.

І҆рмо́съ: Ѿ но́щи невѣ́дѣнїѧ, бг҃овѣ́дѣнїемъ просвѣти́вый концы̀, просвѣти́ мѧ ᲂу҆́тромъ чл҃вѣколю́бїѧ твоегѡ̀, гдⷭ҇и.

Па́стырски пома́залсѧ є҆сѝ благоче́стїѧ мѵ́ромъ, бг҃омꙋ́дре: тѣ́мъ ꙗ҆́кѡ і҆ера́рха всѝ восхвалѧ́емъ тѧ̀, прпⷣбне.

Ꙗ҆́кѡ подража́тель сы́й а҆пⷭ҇лѡвъ, бг҃омꙋ́дре сла́вне, болѣ́зньми и҆ бдѣ̑нїи, цр҃кѡ́внымъ предста́тельствовалъ є҆сѝ лю́демъ.

Ревни́телю и҆лїѝ, и҆ мѡѷсе́ю бг҃ови́дцꙋ поревнова́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче свѧщенноѧвле́нне, и҆ є҆ресенача́льники посрами́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ цр҃и́цꙋ всѝ, и҆ цр҃ѧ̀ всѣ́хъ ро́ждшꙋю, прїиди́те со а҆́гг҃ломъ бл҃гослове́ннꙋю почти́мъ.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́коже прⷪ҇ро́ка и҆зба́вилъ є҆сѝ и҆зъ глꙋбины̀ преиспо́днїѧ, хрⷭ҇тѐ бж҃е, и҆ менѐ ѿ грѣхѡ́въ мои́хъ и҆зба́ви ꙗ҆́кѡ чл҃вѣколю́бецъ, и҆ ᲂу҆пра́ви живо́тъ мо́й, молю́сѧ.

Цр҃ко́внꙋю сла́вꙋ ᲂу҆краси́лъ є҆сѝ і҆ѡа́нне бл҃же́нне, бжⷭ҇твенными твои́ми догма́ты и҆ мꙋ́дрыми наказа̑нїи, є҆́рєси же и҆счезнове́ны сотвори́лъ є҆сѝ.

Ꙗ҆́кѡ свѣти́льникъ благоче́стїѧ, догма́тѡвъ твои́хъ добро́тою ѡ҆блиста́лъ є҆сѝ по все́й тва́ри, бг҃омꙋ́дре ᲂу҆чи́телю, и҆ помрачи́лъ є҆сѝ є҆́рєси сло́вомъ бж҃їимъ.

Вмѣ́стѡ меча̀ ѧ҆зы́комъ и҆ сло́вомъ воѡрꙋжи́всѧ, прпⷣбне, лжи́ваѧ ѿсѣ́клъ є҆сѝ ᲂу҆чє́нїѧ всѧ̑, и҆ ᲂу҆ѧсни́лъ є҆сѝ всѣ̑мъ трⷪ҇цꙋ ꙗ҆́вѣ.

Бг҃оро́диченъ: Рожде́йсѧ и҆зъ дв҃ы и҆ мі́ръ просвѣще́й, хрⷭ҇тѐ бж҃е, и҆ менѐ ѿ прегрѣше́нїй мои́хъ и҆зба́ви ꙗ҆́кѡ чл҃вѣколю́бецъ, и҆ ᲂу҆пра́ви жи́знь мою̀, молю́сѧ.

І҆рмо́съ: Въ нача́лѣ зе́млю ѡ҆снова́вый, и҆ небеса̀ сло́вомъ ᲂу҆тверди́вый, бл҃гослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

И҆́же на землѝ свѣти́льника показа́вый, благочести́ваго и҆ мꙋ́драго і҆ера́рха, бл҃гослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

И҆́стиннаго і҆ѡа́нна вели́каго па́ствѣ твое́й па́стырѧ показа́вый, бл҃гослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Плотска̑ѧ привоста̑нїѧ, ѻ҆́тче, низложи́въ, хрⷭ҇тꙋ̀ вопїѧ́лъ є҆сѝ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: На́съ ра́ди роди́выйсѧ и҆зъ дв҃ы, и҆ ѿ врага̀ и҆зба́вивый мі́ръ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ во вѣ́ки, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

І҆рмо́съ: На горѣ̀ ст҃ѣ́й просла́вльшасѧ, и҆ въ кꙋпинѣ̀ ѻ҆гне́мъ приснодв҃ы мѡѷсе́ови та́йнꙋ ꙗ҆́вльшаго, гдⷭ҇а по́йте, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Мѡѷсе́ю подо́бѧсѧ, треблаже́нне, на го́рꙋ возше́лъ є҆сѝ и҆ во мра́къ мы́сленный, бл҃года́ти прїе́мъ зако́нъ, і҆ера́рше: тѣ́мъ воспѣва́емъ хрⷭ҇та̀ во вѣ́ки.

Лю́ди твоѧ̑ ᲂу҆па́съ, і҆ера́рше, є҆гѵ́петскꙋю пре́лесть ѿрази́лъ є҆сѝ, и҆ вавѷлѡ́на страсте́й ᲂу҆бѣжа́въ, сїѡ́нъ го́рнїй ѡ҆брѣ́лъ є҆сѝ жили́ще во всѧ̑ вѣ́ки.

Ꙗ҆́кѡ мѵ́ромъ пома́завсѧ, свѧщенноѧвле́нне, сло́вомъ и҆ дѣ́ломъ благоче́стїѧ, свѧщеннодѣ́йствꙋеши бжⷭ҇твєннаѧ, свѧще́ннѣйше. тѣ́мъ трⷪ҇цꙋ во є҆ди́номъ сꙋществѣ̀ пое́ши во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: Въ ложесна̀ всели́вшагосѧ дв҃ы, и҆ сеѧ̀ ра́ди ᲂу҆жа́снѡ и҆ па́че сло́ва, ве́тхаго а҆да́ма ѡ҆бнови́вша, гдⷭ҇а по́йте, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

І҆рмо́съ: Проѧвле́нное на горѣ̀ законополо́жникꙋ во ѻ҆гнѝ и҆ кꙋпинѣ̀ ржⷭ҇тво̀ приснодв҃ы, въ на́ше вѣ́рныхъ спасе́нїе, пѣ́сньми немо́лчными велича́емъ.

Безстра́стїемъ и҆ вѣ́рою, наде́ждею и҆ любо́вїю, словеса̀ на́мъ жи́зни вѣ́чныѧ показа́въ, мꙋ́дре і҆ѡа́нне, молѝ спасти́сѧ дꙋша́мъ на́шымъ.

Жезло́мъ дх҃а ст҃а́гѡ, лю́ди ꙗ҆́кѡ ᲂу҆па́сша честны́ѧ цр҃кве, и҆ ѿгна́вша бг҃обѡ́рныѧ є҆́рєси, всѝ і҆ера́рха восхвалѧ́емъ тѧ̀.

Ꙗ҆́кѡ церко́внаго свѣти́льника и҆ і҆ера́рха, во ѱалмѣ́хъ и҆ пѣ́нїихъ чествꙋ́емъ тѧ̀ немо́лчнѡ, и҆ ра́кꙋ моще́й твои́хъ бл҃же́нне ѻ҆́тче і҆ѡа́нне великоимени́те.

Бг҃оро́диченъ: Ра́дꙋйсѧ присноживо́тный и҆сто́чниче нетлѣ́нїѧ: ра́дꙋйсѧ всесвѣ́тлый сл҃нца мы́сленнагѡ ѻ҆́блаче: ра́дꙋйсѧ носи́ло бжⷭ҇тва̀ всегѡ̀: ра́дꙋйсѧ ковче́же свѧще́нїѧ.

Труды святителя Иоанна Постника

Жития святителей Александра, Иоанна и Павла, патриархов Константинопольских

Свя­ти­те­ли Алек­сандр, Иоанн и Па­вел, пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­но­поль­ские, жи­ли в раз­ное вре­мя, но всем им при­шлось столк­нуть­ся с дей­стви­я­ми ере­ти­ков, ис­ка­жав­ших уче­ние Церк­ви. Свя­той Алек­сандр (325–340) был хо­ре­писко­пом (ви­ка­ри­ем) при пер­вом пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском, свя­ти­те­ле Мит­ро­фане (315–325), и вви­ду ста­ро­сти за­ме­щал его на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее про­тив ари­ан (325). Пе­ред смер­тью свя­ти­тель Мит­ро­фан за­ве­щал из­брать на Кон­стан­ти­но­поль­ский пре­стол сво­е­го ви­ка­рия. В то вре­мя свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху Алек­сан­дру при­хо­ди­лось бо­роть­ся с ари­а­на­ми и с языч­ни­ка­ми. Од­на­жды в спо­ре с язы­че­ским фило­со­фом свя­ти­тель ска­зал ему: “Име­нем Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста по­веле­ваю те­бе за­мол­чать!”, и языч­ник вне­зап­но сде­лал­ся немым. Ко­гда же он вы­ра­зил зна­ка­ми при­зна­ние в за­блуж­де­нии и убеж­де­ние в право­те хри­сти­ан­ско­го уче­ния, то речь вер­ну­лась к нему и он уве­ро­вал во Хри­ста со мно­ги­ми дру­ги­ми фило­со­фа­ми-языч­ни­ка­ми. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Алек­сандра был на­ка­зан ере­тик Арий. Он при­твор­но со­гла­сил­ся всту­пить в об­ще­ние с пра­во­слав­ны­ми и им­пе­ра­тор, свя­той Кон­стан­тин Ве­ли­кий, на­зна­чил день при­ня­тия Ария. Всю ночь мо­лил­ся свя­ти­тель Але­кандр, про­ся Гос­по­да не до­пу­стить, чтобы ере­тик всту­пил в об­ще­ние с Цер­ко­вью. Утром, ко­гда Арий тор­же­ствен­но шел в цер­ковь, окру­жен­ный цар­ски­ми со­вет­ни­ка­ми и ору­же­нос­ца­ми, на Кон­стан­ти­но­вой пло­ща­ди он был по­ра­жен бо­лез­нью – чре­во его разо­рва­лось и внут­рен­но­сти вы­па­ли.

Свя­тей­ший пат­ри­арх Алек­сандр, мно­го по­тру­див­шись, скон­чал­ся 98 лет в 340 го­ду. О нем впо­след­ствии упо­ми­нал в по­хваль­ном сло­ве к жи­те­лям Кон­стан­ти­но­по­ля свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов (На­зи­ан­зин) (па­мять 25 ян­ва­ря).

Свя­ти­тель Иоанн Пост­ник (582–595) осо­бо вспо­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью 2 сен­тяб­ря (све­де­ния о нем по­ме­ще­ны под этим чис­лом).

Рекомендуем

С помощью кнопки выберите банковскую карту или Яндекс.Деньги.

©2004-2017 — При использовании материалов ссылка обязательна.

Оценка 3.4 проголосовавших: 45
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here