Данная статья содержит: домашняя молитва в пост - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Содержание
Какие молитвы читают дома во время Великого поста 2018 года
Всем известно, что Пасхальный пост – с 19 февраля п0 7 апреля 2018 года — наиболее строгий и продолжительный, и существует множество ограничений в еде на протяжении этого семинедельного периода.
Однако многие из нас забывают, что, помимо отказа от определенных продуктов, в пост человек должен очиститься и духовно, тем самым как бы попытавшись «приблизиться» к Богу.
Существуют специальные молитвы на каждый день в Великий пост, которые следует читать всем людям, принадлежащим к числу православных христиан.
То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где целый раздел посвящен тому, как следует вести себя на протяжении всего семинедельного периода.
Основной считается молитва святого Ефрема Сирина, которая способствует освобождению от так называемого «недуга», препятствующего общению человека с Богом. Звучит эта молитва следующим образом:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве,
даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!
Утренние молитвы в Великий пост остаются традиционными, однако их чтение непременно дополняется вышеуказанной молитвой Ефрема Сирина. Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение – подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься.
Важно понимать, что ограничения в еде, а также утренние, дневные и вечерние молитвы в Великий пост имеют одну общую цель – человек должен научиться управлять собой, контролировать собственные чувства и эмоции.
Семинедельный период пасхального поста – это время умиротворения и покаяния. Каждый верующий христианин должен осознанно входить в пост, соблюдать его и правильно выходить из указанного состояния.
Как правило, неосведомленному человеку сделать это достаточно трудно, потому, решившись впервые на такой серьезный шаг как соблюдение Великого поста, лучше заручиться поддержкой церковных служителей, которые обязательно помогут во всем и подскажут, как необходимо верно поступать.
Домашняя молитва в пост
Молитвы в пост
Как может душа есть и пить? Тело, а не душа ест и пьет собранное в поле. Да богач и думает о теле, когда говорит о душе. Его душа настолько срослась с телом и настолько ему уподобилась, что он с нею знаком по одному лишь названию. Представьте себе ягненка в собачьей конуре, связанного и забытого там. Пес носится туда-сюда, таская в конуру пищу для себя. И когда натащит полную конуру мяса, потрохов, костей от разной падали, кричит голодному ягненку: «Ягненочек, теперь ешь, пей, веселись: вот тебе пропитание на долгие дни!» И после этих слов пес сам набросится на еду, а ягненок продолжит голодать и погибнет от голода. Точно так же поступил этот богач со своею душою — как пес с голодным ягненком. Душа не питается пищею тленной, а он ей предлагает такую. Душа тоскует по своему Небесному Отечеству, где находятся ее житницы и ее родники, а он ее приковывает к земле, да еще и обещает, что будет держать ее, таким образом прикованную, много лет. Душа радуется Богу, а он и не упоминает имени Божия. Душа насыщается правдой и милостью, а он и не помышляет о том, чтобы с помощью своего богатства сотворить правду и милость бедным, несчастным и убогим людям вокруг себя. Душа требует своих нарядов; ее наряды суть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5, 22–23). Он же обряжает ее в пьянство, объедение, блуд и тщеславие. Как не околеть травоядному ягненку рядом с плотоядным псом? Как не умереть душе, придавленной тяжким трупом плоти?
Пост и молитвы
Посты установлены Святой Церковью православным христианам, чтобы помочь им в достижении основной задачи земной жизни: стяжания Духа Святаго. Пост – это время сугубого внимания к своей духовной жизни. Телесный пост нужен не только для борьбы с грехами тела: обжорством, пьянством, тайноядением, плотской нечистотой и пр. При телесном посте человеку лучше становится видна своя душа. И что же он видит в ней? Грехи душевные: гордость, злобу, тщеславие, всякую похоть, блуждание непостоянного сердца, гнев и прочее. Нужно встать на страже своей души, стараясь не допустить в неё никакого греха. В борьбе с грехами нам помогают Церковные Таинства Покаяния и Евхаристии, а также Соборования, которое обычно проходит Великим постом.
Как молиться дома в Великий пост
В годичном круге Богослужений среди четырёх многодневных постов особое место занимает Великий Пост. Диакон Андрей Кураев пишет:
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон)
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь. (Земной Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго. (12 раз с малыми – поясными поклонами), потом всю молитву: Господи и Владыко живота моего… и один великий (земной) поклон при конце.
В некоторых православных молитвословах даются молитвословия из Часослова и Триоди Постной для чтения дома во время подготовки к Великому Посту и Великим Постом, например, в молитвослове «На всякое прошение души».
Стихира, которая поётся в начале Великого поста
Молитвословия из Триоди постной
В 1-ю неделю святой Четыредесятницы (т. е. в 1-ое воскресенье Великого поста)
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже; волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь: и осквернившийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси: но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем.
Во 2-ю неделю святой Четыредесятницы (т. е. во 2-ое воскресенье Великого поста)
Святителю Григорию, архиепископу Фессалоникийскому
Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим.
Премудрости священный и блаженный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче; но яко ум, Уму первому предстояй, к нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.
В 3-ю неделю святой Четыредесятницы, крестопоклонную (т. е. в 3-ье воскресенье Великого поста)
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз, древо крестное; смертное жало и адова победа прогнася, предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.
Тропарь на поклонение Кресту
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
В 4-ю неделю святой Четыредесятницы (т. е. в 4-ое воскресенье Великого поста)
Преподобному Иоанну Лествичнику
Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче, Иоанне, отче наш.
В субботу 5-й седмицы ( в субботу Акафиста)
Похвала Пресвятой Богородицы
Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
В 5-ю неделю святой Четыредесятницы (т. е. в 5-ое воскресенье Великого поста)
Преподобной Марии Египетской
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу; приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
гницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне Марию приснопамятную, явльшуюся египетское овча, и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возвращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние Един Вседержитель, Марие преславная.
В пятницу 6-й седмицы
Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославитив ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе.
В субботу святого праведного Лазаря
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!
На великой вечерни
Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест свой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.
В неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье)
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.
Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне.
В великую субботу на утрени
Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
Ирмосы канона великой субботы
1. Волною морскою скрывшаго древле гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы: но мы, яко отроковицы, Господеви поим: славно бо прославися.
Бездну заключивый , мертв зрится, и смирною и плащаницею обвился, во гробе полагается яко смертный Безсмертньй: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.
(Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: “Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть”.)
Как молиться дома в Рождественский пост?
ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, какие молитвы читать в Рождественский пост?
Ирмосы первого канона на Рождество Христово с разъяснениями:
1. Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
ясли же подъимите словом Разрешившаго
от безсловеснаго деяния нас земнородных.
Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному:
и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну Царю принесите,
яко явися Господь из Девы Матере.
Емуже и приникши рабски Мати поклонися,
и привещаше к держимому на объятиях Ея:
како всеялся еси Мне, или како прозябл еси во Мне,
Из проповеди архиепископа Аверкия Таушева
ВОПРОС: Можно ли читать акафисты в Рождественский пост?
Как молиться дома в Великий пост
– На главную страницу
Молитва прп. Ефрема Сирина, поклоны в Великий пост. Дома и в церкви
Удивительно, но беглый поиск в интернете не даёт простого ответа на то, как меняется молитвенное правило с наступлением Великого поста. Раньше это указание содержалось в каждом церковном календаре, а сейчас то и дело выпадает из него, проигрывая в борьбе за место более насущным вопросам.
В 2017 году Великий пост начинается с 27 февраля, а Пасха Христова выпадает на 16 апреля . Читайте напутствие члена канонической комиссии отца Вадима Коровина, а также пару ссылок на уместные в пост материалы по этой ссылке .
В статье ниже Вы прочитаете о молитвах, читаемых дома в великий пост, краткое житие прп.Ефрема Сирина, а также очень познавательное описание изменений в уставе о поклонах, совершаемых на службе в церкви.
Мы также предлагаем Вашему вниманию прямую ссылку на подробную, а главное – понятную “инструкцию” о том, как в домашних условиях читать правильные каноны и готовиться к св. Причастию . Эта информация будет полезна тем, кто планирует подготовиться к исповеди с соблюдением всех православных традиций.
Домашняя молитва в пост
Аще ли великий пост
(кроме суббот, воскресений и праздников):
То вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи» полагается земной великий поклон.
В завершение утренних и вечерних молитв перед отпустом творим 17 земных поклонов:
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Часослов, второй половины ХVІ века с молитвой преп.Ефрема Сирина
З а молитв Святых Отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь (поклон поясной).
прп. Ефрем Сирин Россия; XV в.; памятник: Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца; местонахождение: РГБ, www.ruicon.ru
Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Земной поклон-метание (не касаясь головой пола).
Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон-метание.
Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. Земной поклон-метание.
Следом еще шесть земных поклонов-метаний с молитвами:
Г осподи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами)
Б оже, милостив буди мне грешному (поклон)
Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон)
Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон)
Повторяем шесть поклонов-метаний еще раз, а следом говорим молитву св. Ефрема целиком с одним земным поклоном в конце.
Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. (Поклон-метание)
Несколько комментариев к данной молитве приведены на сайте Лиговской общины г.Санкт-Петербург.
В кратких строках молитвы преподобного Ефрема Сирина запечатлен весть путь духовного совершенствования человека. Мы просим помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просим увенчать нас венцом всех добродетелей: смирением, терпением и любовью. Эта молитва часто повторяется “во дни печальные Великого Поста” – дни покаяния и очищения души.
В отличии от “метаний”, дозволенных на молитве прп. Ефрема Сирина (голова не пригибается к земле), при исполнении земного поклона необходимо коснуться головой рук или пола
Пример совершения великопостных поклонов на молитве “Мариино стояние”
Комментарии
Отжени – отгони, Празднословие – пустые, напрасные разговоры.
Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего – Да, Господи Царю, дай мне видеть мои согрешения, чтобы не осуждать брата моего.
Не проверявшийся нами новообрядческий исследователь оригинального звучания молитвы преподобного Ефрема Сирина (по традиции без ссылок на давность исследуемого текста) приводит следующие интересные наблюдения:
В греческом варианте перевода слова «дух уныния и небрежения» звучат как «дух праздности, многоделания, любоначалия»: Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς•
При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.
Великий земной поклон на службе у казаков-некрасовцев
При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков».
Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (argia) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ—и древнегреческого слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι—со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…».
На нашей исполинской лестнице для возжигания главного паникадила со смыслом оказалось даже число ступений – 33 – возраст Христа…
И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету.
Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»:
πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς.
Новообрядцы также в исследовании приводят и полный текст молитвы прп.Ефрема Сирина на греческом. Кто может подтведить его (не)соответствие подлинникам 12-15 веков – милости просим отозваться!
Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.
Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης[1], ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.
Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.
Житие преподобного Ефрема Сирина
Преподобный Ефрем Сирин (то есть сириец) родился в Низибии (Сирия) в первых годах IV в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.
Прп. Ефрем был в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.).
Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова – до его кончины. Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.
Св. Ефрем умер ок. 373-379 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, много сочинений аскетического характера.
Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р.Х. на сирийском языке. Еще при жизни прп.Ефрема его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод.
Преподобный Ефрем Сирин с характерным двуперстием, миниатюра XVI века с сайта www.ruicon.ru
О поклонах в Великий пост
В продолжение темы приводим пояснение к уставу о поклонах во время великопостных служб в храме, опубликованный на официальном сайте нашей Митрополии . Позволим себе проиллюстрировать материал фотографиями с праздничных служб от наших замечательных светописцев.
В частности, обращаем внимание на объяснение последовательности совершения поклонов на Великой павечернице и Литургии Преждеосвященных Даров, когда левая и правая половина храма кланяются не одновременно, а по очереди. К сожалению, нередко можно видеть замешательство в рядах наших прихожан во время таких поклонов.
В Великий Пост, в повседневной службе, практически все поясные поклоны в храме заменяются земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до «Сподоби, Господи, в вечер сей…») и Павечерницы (до «Слава в вышних Богу…») в воскресные дни Великого поста вечером, и Утрени повседневной (до первой «славы» на кафизмах) – во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс.
Имеются в великопостное время и свои, дополнительные, поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени – до трех.
На совершаемой в Пост в храме Великой павечернице после прочтения Символа Веры («Верую во Единаго Бога») поются по клиросам по дважды припевы: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас» – и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом – другой.
Шедевр от Алексея Анатольевича Бойцова: Пасха на Рогожском – многотысячный Крестный ход в Москве
На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы), все указанные поклоны – поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О Пресвятая Госпоже…» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.
Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.
В течение всего Поста по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели, служится (к сожалению, не во всех приходах) Литургия Преждеосвященных Даров. По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная суть – усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне диаконом или чтецом молитвы: «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения лежат «на лицы своем, молящеся».
Дальнейший порядок поклонов схож с описанным выше обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая…». Когда вслед за диаконом «Да ся исправит» поет ведущий клирос (чаще – левый), вся «его» половина храма (соответственно, левая) поднимается и творит молитву стоя. Затем диакон поет следующий стих, а другой клирос (чаще – правый) вновь поет полностью «Да ся исправит…». Тогда вместе с певцами встает другая половина молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения.
Такое попеременное моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз. (Во время пропевания последнего «Да ся исправит…» на первой половине этого стиха все молящиеся лежат «на лицы своем», а на пении второй половины стиха – все встают.)
После последнего «Да ся исправит» вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И другие бывающие на Литургии Преждеосвященных Даров поклоны также являются земными.
Необходимо, однако, сказать и о том, что из этого правила есть следующие исключения. Когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великого поста земных поклонов не бывает. Собственно же Литургия Преждеосвященных Даров (начиная с «Да ся исправит») относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны – земные, о чем уже говорилось выше.
Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда «Преждеосвященная» служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы).
Наконец, надо отметить, что поясными, а не земными, являются все поклоны на совершаемых в Великий пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди).
Материал по теме:
Еп. Михаил (Семенов): Святая нить уроков Церкви в недели перед постом
Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему» в пост
Мариино стояние. Венец подвижничества. Житие прп. Марии Египетской
Как читать Правильные каноны и готовиться к Причастию?
Практическая рекомендация по подготовке к исповеди и Причастию согласно традиционной Православной традиции.
Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке
Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.
Молитвы за обед и за ужин
Два плаката, изготовленные редакцией сайта STAROVE.RU. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.
Следует ли говорить “Спасибо”?
Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.
Материал подготовлен для сайта STAROVE.RU
Избранные материалы:
Раздел «Церковь и Miр»
Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « Исследования », « Истории жизни », материалы « На злобу дня » , информация о праздниках , а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».
Раздел «Обычаи»
Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1 , страница 2 , страница 3 , страница 4
Какое крещение истинное и правильное?
Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.
Что почитать о старообрядчестве?
Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.
Какой нательный крест является правильным?
Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?
Богоявленская вода. Рогожское. Фото
Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.
ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ
Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.
Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”
Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.
Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли
Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.
СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия
Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.
STAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век
Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.
«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?
Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.
Постановления Стоглавого Собора (1551 год)
Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.
Строго и красиво: избранное.
Праздники на Рогожском. Январь 2016. Богоявление – Крещение
Рождество Христово у старообрядцев Рогожское-2016
Как старообрядцы славят Христа. День второй: фото и видео
Фотографии с Пасхи на Рогожском
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасха Христова у старообрядцев
Фотозарисовка немного под другим углом, избранные и архивные фото по теме Пасхи на Рогожском и не только.
Христос Воскресе на Рогожском. Ночные фото Алексея Бойцова
Рогожская колокольня. Освящение. Фото шедевры Алексея Бойцова
Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское на фото Алексея Бойцова
Фото Владимира Саяпина с Праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц -2015
Лучшие фото с праздника свв. Жен-Мироносиц
Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.
Неделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.
Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.
Фотоотчёт о Престольном празднике на Рогожском – Покрове Пресвятой Богородицы.
Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.
Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU
Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.
Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:
Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.
Журнал Дилетант. О расколе – правдиво
«Вокруг Света»: В. И. Суриков о картине «Боярыня Морозова»
ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ
Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.
Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:
Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!
В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Похожие статьи
Праздник: св.Никола – зимний. Правило вере, и образ кротости. Житие и чудеса
С Праздником! Литературная матрица: Житие протопопа Аввакума
Подлинники документов и Житие протопопа Аввакума. Читать и скачать в PDF
Читайте также
Наша книга: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
5 (100%) 3 votes 15 декабря нового стиля (2 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память .
9 комментариев
Большое вам благодарение, братцы-старообрядцы, что храните древлеправославное благочестие! Есть куда оглянуться, к кому обратиться: а как должно быть? Есть образец 🙂 Нет, скорее, образ!
Да это же я написал! :)))))))))))))) Почти год назад! И нынче так же считаю :).
А снимок на Троицу сделан! 🙂
Ну, попробуй найди такой снимок земного поклона великопостный…
Здравствуйте. Как переводчик с греческого языка произведений древней монашеской литературы и преподаватель славянского, я решусь заметить, что слав. уныние не соответствует нашему сегодняшнему пониманию этого слова. Оно соответствует более греч. “ακηδια” – беззаботность, беспечность, точнее – духовное расслабление, и является его переводом в святоотеческой литературе. См., напр. прп. Иоанна Лествичника “Лествица”, слово 13: “Уныние (ακηδια) есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно…Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных… и.т.п. Наше современное понимание слова “уныние” – это то, что св. отцы называли “печаль”.
Спаси Христос за статью!
А вот бывают на этом сайте статьи, где не упоминаются “новообрядцы”? Я вот не понимаю, это для старообрядцев, чтобы узнать что-то новое, интересное, или сайт, занимающийся борьбой с РПЦ?
Михаил, Вы, конечно передергиваете. У нас много разных статей.
С РПЦ тоже никто не борется. Мы тут рассказываем в том числе о том, кто и как на наших глазах борется с остатками истинного Православия. Чаще всего в этом преуспевает церковь господствующая: к нашему привеликому сожалению. Делать вид, что в Багдаде все спокойно – не лучшая позиция по отношению к нашим близким. Да и в самом Багдаде все уже давно неспокойно.
Почитайте труды святых отцев и деяния Вселенских Соборов – там конкретные вещи обсуждались, и по ним принимались решения. И все ереси тоже во имя христианства провозглашались, но мудрые наши предки не стеснялись по ним иметь суждения и публично высказывать и порицать нарушения.
Добавить комментарий Отменить ответ
Зри такоже »