Данная статья содержит: доброделание и молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Оптина Пустынь
ставропигиального мужского монастыря
Толкования
5 декабря ст. ст.
Расписание Богослужений
Завтра, 19 декабря 6 декабря ст. ст.
06:00 Казанский храм
06:30 Казанский храм
09:00 Казанский храм
09:30 Введенский собор
13:00 Введенский собор
Акафист прп. Амвросию Оптинскому
14:30 Владимирский храм
Акафист Оптинским старцам
16:50 Казанский храм
Последний фотоальбом
Письма 1867 – 1873 гг.
35. Иди среднею стезею: “Умеренному деланию цены несть” (Исаак Сирин). Не грех ли давать советы другим?
Поздравляю тебя с текущей Пятидесятницею и с принятием св. Ангельского образа, с новым именем. Да поможет тебе Бог, видимо совлекшись ветхого человека (Кол., III, 9) и облекаясь в нового чрез исполнение животворных евангельских заповедей и хранение обетов, данных при пострижении, совершить сей высокий подвиг и получить блаженство, уготованное избранным Его, о котором сказал Сам Господь устами пророка: “Внегда сохраниши воздаяние, много обрящешь” (Ср. 3 Езд., 8, 33).
Проходя подвиг сей, избегай во всем приумножений и оскудений, а иди среднею стезею, памятуя слова св. Исаака Сирина, что “умеренному деланию цены несть”. Господь да подкрепит тебя и утешит Своею благодатию.
Вопрошала, как поступить тебе, когда нуждающиеся сестры обращаются к тебе за советами. Думаешь, не грех ли давать советы другим, когда сама погружена в грехи, боишься тщеславия. – Если кто спрашивает, почему же не сказать. Это – духовная милостыня.
36. Сердцем начальницы Бог владеет. Послушание следует проходить со страхом Божиим. Скорби суть порождения собственных наших страстей и попускаются к нашей пользе
Призвавши Бога на помощь, ответствую на письмо ваше. Если матушке игумении угодно будет избрать вас на должность казначеи монастыря, советую не отказываться от сего послушания, ибо сердцем начальницы Бог владеет, а принять оное и проходить со страхом Божиим, с благою целию любви к ближним и спасения их, не бояся скорбей, ибо они суть порождения собственных наших страстей и попускаются смотрением Божиим к нашей пользе.
37. Святые угодники Божии, когда избирались на высшие степени, смущались и считали себя того недостойными. Понуждать надо себя всегда. Следует с благодарением принимать мантию. Без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем.
Писала, помысел смущает тебя: если примешь казначейское послушание без оговорок, то м. игумения не подумала бы, что ты желаешь ее должности.
Ты знаешь, как важно это послушание, потому тогда объясни ей свои немощи и недостоинство. Святые угодники Божии, когда избирались на высшие степени, смущались и считали себя того недостойными. Так и ты поступи. Если же все твои объяснения в резон не примутся, тогда уже должна принять послушание. Противиться не следует.
Еще спрашиваешь, как сохранить равномерность ко всему богоугодному? – Понуждать себя всегда надо. Бог поможет, придет навык и утвердишься в добродетелях.
Матушка игумения благословила готовиться тебе к мантии. Спрашиваешь, не грешно ли с радостию и желанием принимать оную. – Надо с благодарением принимать мантию и то, что Бог сподобляет тебя такого сана, а себя считать того недостойную.
При помыслах самохваления надо стараться увидеть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем.
Насчет послушания казначейского писала, что м. игумения желает непременно тебе его поручить, а ты представляешь ей свою неспособность. Однако она не принимает никаких резонов и хочет отставить старую казначею. Тебе же жаль старую казначею, почему и думаешь попросить м. игумению погодить еще хоть на год. Объясни м. игумении все, что тебя удерживает и какой предлог имеешь. Как она решит, с тем и будь согласна и покойна.
Испрашиваю на тебя мир и Божие благословение.
38. Если матушке игумении угодно будет поручить тебе должность, прими с покорностью воле Божией. Не давай вины ищущим вины
Вопрошала, как тебе поступить касательно желания м. игумении вручить тебе казначейское послушание, а также относительно тех трех лиц, которые против этого? Пишешь, что ты уже просила м. игумению уволить тебя от сего назначения. – Отказываться самой не следует. И если м. игумении угодно будет поручить тебе должность – прими с покорностью воле Божией: сердцем начальницы располагает Бог.
Касательно же той монахини, старающейся очернить тебя – не давай вины ищущим вины. А благодетелям ее, если придется, можно сказать, что ты ничего не ищешь. Молиться за них и стараться быть к ним ласковой, как ты делаешь – это хорошо. Продолжай так делать.
Мир Божий и благословение да пребудут с тобою.
P.S. Посылаю тебе в подарок только что вышедшею из печати книгу преп. Симеона Нового Богослова, перевода и издания нашей обители.
39. Нерасхищаемая молитва приобретается многим временем и трудами. Бог дает молитву молящемуся
Пишешь, желание твое быть у нас не только не умаляется, но и более возгорается. Да поможет Бог тебе в оном. Милости просим. Приятно мне будет с тобою видеться. А то, почему желание твое не исполняется – это неудивительно. Св. ап. Павел говорит о себе: “восхотех приидти к вам единою и двоица – и возбрани ми сатана” (1 Фес., II, 18). А с нами тем более так же может быть.
Вопрошаешь, как бороться со страстями? – Чтобы очистить сердце от страстей, нужно призывать Господа на помощь. Это так. Но ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных Бог не взыскивает нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами. В писании св. отцев сказано: “Бог дает молитву молящемуся.” Молиться же всегда продолжать надо – устами и умом.
40. Самоукорение и смирение – сильнейшее оружие на все страсти. О том, какие учения св. отцев следует читать, чтобы научиться противостоять страстям. Можно ли давать волю слезам? Об осторожности в умилительных чувствах
. здесь в воинствующей церкви находимся. Непрестанное у нас должно быть сражение. Паисий Величковcкий говорит: “[непрестанная] должна быть борьба”. Самоукорение и смирение, пишут отцы, сильнейшее суть оружие на все страсти.
Читай деятельные учения св. отцев: св. Иоана Лествичника, аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита и проч. Из них познавай, как противостоять каждой страсти особо. В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях надо тотчас раскаиваться, и, познавая свою немощь, смиряться, и понуждать себя видеть свои грехи. От осознания грехов приходит человек в смирение и стяжает сердце, “сокрушенно и смиренно”, которого “Бог не уничижит” (Пс., 50, 19).
О слезах писала ты. Можно ли давать волю слезам и плакать досыта? – Это в келье надо больше делать. Прочти в Лествице степень 7-ю и увидишь, с какой стороны они приходят. У преп. Варсануфия в ответах 391-м и 458-м тоже говорится об осторожности в умилительных чувствах. Богатые люди хранят сокровища в закрепах. Так и мы должны хранить свои и иметь осторожность.
41. Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. Просите и дастся вам
Намерение твое было попроситься к родным, оттуда к нам поехать. Если это можно еще сделать – Бог благословит тебя исполнить. Приезжай. С любовию тебе будем рады.
Писала, что понуждаешь себя на призывание имени Иисусова, чувствуешь пользу, хотя и не имеешь того сокрушения, какое бы хотела иметь. Думаешь, не враг ли тебе представляет пользу молитвы? – Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву.
Желаешь исполнять волю и заповеди Божие, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? – Кто просит – всякому дастся: “просите и дастся вам” (Мф., VII, 7). Как евангельская вдовица алкала защить ее от соперника, так и нам должно просить.
Горевала ты о книге Варсануфия Великого, не имея ее. Посылаю тебе эту необходимую книгу. С помощию Божию руководствуйся ею, да будет тебе ко спасению.
42. Доброделание и искушение. От козней бесовских тем только и ограждаются, что не внимают им
Прочел о твоем искушении от студных помыслов. Представилось тебе, что, не ради Бога, а ради меня, будешь исполнять мои советы и не грешить. Хотя бы и так. Это не противно Богу. Так и св. Иоанн Лествичник в 1-й степени, стих 15-й говорит: “видел бо я людей, исшедших красти, кои, хотя Бога не убоялися, однако же, услышавши тамо псов возлаевших, абие вспять возвратились, и чего страх Божий не соделал, сие страх зверьми . возмог сотворити”. Недоумеваешь, отчего произошло с тобой такое странное искушение? Писание говорит: “аще принял еси заповедь, жди от нея искушение”. И св. отцы пишут, что всему, что добром делал, “предыдет или последует искушение”. Даже и в молитве это бывает: “аще помолимся, яко же подобает – жди от нея яко же не подобает”. А эта хула случилась с тобой оттого, что ты больно приняла к сердцу. Он [враг] не только что на старца хулит, но и на Св. Троицу, и на все таинства хулит. Тем только и ограждаются от этих его козней, что не внимают им. А главное, что было причиною твоего искушения – это зависть бесовская, желание отбить от старческого пути.
43. Путь в Оптину
Накануне отъезда твоего к сестре писала, что едешь, по приглашению, разделить с нею постигшее ее горе – лишение супруга, скончавшегося холерою. Оттуда думаешь и к нам проехать. Просила написать, каким путем тебе ехать? – Путь к нам по железной дороге на Орел, с Орла на Мценск, из Мценска – на лошадях недалеко до Оптиной. Это – самый ближний путь. Бог да благословит благополучно совершить твою поездку. Ожидать будем тебя с любовию.
Скончавшегося супруга твоей сестры, новопреставленного Иоанна, поминали о упокоении.
44. Слезы радости могут происходить от блудной страсти. Не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Снам верить не следует
Радость такая, как слезы, может иногда происходить тоже от блудной страсти. Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть. И ради сего, чтобы не иметь какого-нибудь искушения, не следует пить богоявленской воды, а надо противиться помыслам.
Не грех ли наставления мои передавать тем двум монахиням, которые знают о твоей переписке и помогают в получении писем? – Прочти Варсануфия Великого. “не показывай сокровища твоего Вавилонянам”.
Писала, видела сон, будто бы была у нас и тебе сказали, что 1-го ноября я скончался, и с тех пор страх имеешь за день этого месяца. Снам верить не следует, и этому сну не верь. В случае же кончины моей, желала бы и ты вскоре за мной последовать, просишь умолить о сем Господа, подобно Иисусу, и дать обещание ходатайствовать там о тебе. За таковую преданность твою – спаси Господи, но только я еще пока не Иисус и не имею тех дарований, как он.
45. “Аще молился, яко же подобает – жди яко же не подобает”. Мы должны не по природным свойствам своим жить, а по заповедям Божиим.. Правило под субботу и полиелей, под двунадесятые и Воскресные праздники. Действие таинства откровения и исповеди. О принятии пищи. При Иисусовой молитве поклоны класть не следует. Поясные поклоны должно класть в свое время. Об осторожности в словах при разговоре с другими
В письме писала, что, обращаясь с молитвой к Божией Матери, просила явить знамение в приеме тебя игуменией . Спрашиваешь, не грешно ли искушать так Господа? – Грешно.
В прошлом письме я отвечал тебе почему, теперь не повторяю.
Лествица, что купила, та самая о “аще молился, яко же подобает – жди яко же не подобает”. Так и с тобою случилось.
Спрашиваешь, не грех ли сделала, сочинивши молитву св. муч. Вонифатию? – Грех, который не надо оставить без внимания.
Когда чувствовала беспорядочное движение в теле, не обращала особенного внимания, творила молитву Иисусову, спрашивала, так ли делаешь? Это так.
Жалуешься на тщеславие. Говоришь, что это – первый твой мучитель, который более других борет тебя и, чтобы ты ни делала, во всем преследует тебя. Спрашиваешь, не природное ли это твое свойство? – Мы должны не по природным своим свойствам жить, а по заповедям Божиим. и, прежде всего, бороться со страстью, которая более других в тебе существует.
. Промелькнувшая зависть, когда в разговоре коснулись м. Антонии, показывает, что тайное желание у тебя кроется, хотя чувством и не сознаешь ты того. Старайся не допускать эту мысль и противиться ей.
Прочти в книге писем о. Макария к мирским особам письмо 445 и в книге писем к монашествующим стр. 358 – 380 “о предостережении”.
Под субботу и полиелей надо исполнять пятисотницу вместо земных с поясными поклонами, а под дванадесятые и Воскресные праздники или какого святого бдение сего келейного правила не совершать.
Исаака Сирина читать тебе можно. Читай почаще Варсануфия Великого и Иоанна.
О повседневной своей исповеди пишешь, что чувствуешь в себе большую перемену и большую пользу. Пиши о себе каждый день, и на сердце у тебя будет легко и хорошо. Просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? – В этом действует таинство откровения или исповеди, которую ты пишешь, объясняя все о себе, как на духу. И сама на опыте ты видишь, что после написания томившая тебя страшная тоска оставляет. Это всегда так бывает от откровения.
Из твоей исповеди вижу, что, желая исполнить мои советы, борьбу имеешь со сном и помыслами. Да поможет тебе в этом Господь. А чтобы избавиться от [помыслов], пишешь, что стала есть недосыта и после обеда остаешься много алчущей, . и делаешь это без моего благословения. – Много алчущей не надо быть. За обедом употреблять пищу следует умеренно. Ужин не оставляй совсем, но соблюдай то же воздержание и ешь менее обеда.
Пишешь, побеждалась в заутрени дремотою от малого сна и, чтобы разогнать дремоту, творила молитву Иисусову с поясными поклонами. – При Иисусовой молитве поклоны класть не следует. Молитва при любом делании должна быть, но чтобы это незаметно было для других. Поясные поклоны должно класть в свое время, только когда полагается (смотри в Уставе).
При разговоре с другими не мешает иметь осторожности в словах. В то же время можно молитву Иисусову на уме держать.
Вопрошаешь, можно ли иметь надежду когда-нибудь перейти в Белев? – Надобно надеяться на волю Божию. Как Ему будет угодно и где полезнее для тебя будет, там и да устроит, тогда видно будет.
Исповедь твою окончил. Бог да простит и разрешит тебя во всех твоих поползновениях, и я заочно тебя прощаю и разрешаю во всем.
Приближается праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Желаю тебе встретить этот праздник в добром здравии и духовной радости. Приветствую тебя с сим радостным праздником и следующим за тем Новым годом.
46. Признаки прелести и мудрование лютеранское. Через искушение очищаются грехи и получаются венцы. Ворожбу церковь запрещает и отлучает за нее на 7 лет. Отчего, когда сестры открываются, делается тяжело и грустно?
Писала ты мне о знакомстве своем с Анной Андреевной. Из разговоров ее с тобою заметны в ней признаки прелести. Слова ее: “Зачем избирать в руководителя человека? Разве Дух Святой не может без посредства людей поучать всему нас?” – показывают мудрование лютеранское. Слова же о том, что руководствует ее во всем Царица Небесная – это признаки прелести и показывают в ней самонадеянность. Бывать тебе у нее не мешает и, чем можно, при помощи Божией, постараться помочь ей следует. Дай прочесть ей в первой части Добротолюбия “О трех образах молитвы” и 5-е поучение аввы Дорофея. Посмотри, как она поймет. А лучше бы всего ее к нам направить.
На вопрос твой, может ли враг принять вид Владычицы и явиться пред тобою? – Может.
Вопрошала, как тебе поступить в случае выбора на казначейское послушание? – Тогда надо объясниться с м. игуменией и сказать, что тебя смущает, а потом не противиться ее воле.
Препятствия в отправке писем могут быть и от врага: “аще хощеши работать Господеви, уготови душу твою ко искушению” (Сир., 2, 1). Через искушение же очищаются грехи и получаются венцы.
Что же касается некоторых сестер, желающих придти к тебе на откровение, советую без благословения м. игумении никого к себе не принимать. Тогда только можешь принимать, когда м. игумения назначит тебе это за послушание, и то с той оговоркою, что ты и сама в данном деле мало, что знаешь, и неопытна. В противном же случае можно навлечь на себя большие скорби.
Искать ответы на недоумение через записочки не следует. Это суеверие и походит на ворожбу, которую Церковь наша запрещает и за которую отлучает на 7 лет.
Если же м. игумения благословит, кого принимать тебе, и тогда надо принимать тех, кои искренно ищут спасения и не имеют никаких других видов. На желание сестры отпустить домой тогда можно изъявить согласие, если она имеет средства, а не имеет, надо как-нибудь ей отдать.
В трапезу тебя ходить Бог благословит. Ходи всегда. Но когда готовишься, непременно надо употреблять пищу без масла.
. Спрашиваешь, отчего, когда сестры открываются, делается тебе ужасно тяжело и грустно. – Оттого, что с тобою, как с купелью, бывает, которая, очищая грехи, и сама оскверняется. Надо просить Бога, чтобы он тебе помог.
Исповедь твою я прочел. Бог тебя да простит и разрешит во всех твоих поползновениях, и я прощаю и испрашиваю на тебя мир и Божие благословение.
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
© 2010—2017. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь. Официальный сайт.
О молитве
Святые всех времен утверждают: христианин всегда должен помнить о четырех составляющих духовной жизни и продвигаться во всех четырех направлениях. Это: доброделание, участие в богослужебной жизни Церкви и ее Таинствах, личная молитва к Богу и чтение духовной литературы. Эти четыре точки, четыре пункта — по сути, различные проявления одного стремления — стремления человека встретиться с Богом. Молитва, говорят святые, — это беседа с Богом, обращение одной личности к Другой. И в этом смысле и индивидуальная молитва дома, и молитва соборная за богослужением, и чтение и размышление о духовных вещах, и доброделание — все это можно назвать молитвой. Действуя в каждом из этих направлений, человек обращается к Богу либо непосредственно, либо через ближнего.
Святитель Феофан Затворник писал своей духовной дочери: «Вы совершенно верно определили для себя основную цель жизни — соответствовать высокому достоинству человека. Для этого вовсе не обязательно (во всяком случае, чаще всего) кардинально менять внешнюю сторону своей жизни, основные изменения касаются сокровенной духовной жизни человека. Обычно можно по-прежнему работать в том же месте, не разрывать общения с друзьями, интересоваться теми же предметами, что и прежде. Только все это наполнится иным содержанием, все это будет важно не само по себе, теперь человек через все это будет восходить к Богу».
Христианин, живущий в миру, не может молиться целыми днями. Любовь к ближним для него — основной вид молитвы. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Доброделание во всех видах, и, в первую очередь — как любовь к окружающим людям, должно стать фоном всей нашей жизни, тогда мы исполним или приблизимся к исполнению заповеди апостола.
Самоотверженное, сопряженное с терпением и любовью служение ближнему превыше всех других добродетелей, учат святые. Иоанн Лествичник писал: «Любовь больше, чем молитва. Молитва — добродетель среди прочих, в то время как любовь обнимает собою все добродетели». А другой святой, сравнивая доброделание с другими подвижническими трудами, говорил: «Даже если брат, постящийся шесть дней кряду, подвесит себя за ноздри, он все равно не сравнится с тем, кто заботится о больных».
Если говорить о молитве в более узком смысле: о молитве личной, домашней, то, конечно, легче всего молиться в тихом, уединенном месте. Но редко удается найти такое место и время. И это, конечно, не должно стать препятствием в молитвенных упражнениях. Те, кто жили в общежитии, знают, как тяжело было вначале отключиться от всего окружающего и сосредоточиться на занятиях. Однако при старании вскоре можно научиться даже в шуме и суете заниматься, к примеру, научными трудами. Так и в молитве: безусловно, сложнее молиться в отвлекающих условиях, но это возможно. В случае же успеха человек будет обладать бесценным умением в любых обстоятельствах поддерживать связь с Богом, научиться не позволять окружающему хаосу прорываться в его душу. Если вообще нет возможности помолиться дома, можно помолиться и в транспорте, и на прогулке с детьми.
Дата добавления: 2015-07-11 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав