Данная статья содержит: что означает молитва и пост - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Bookitut.ru
Молитва и пост
В Мр. 9,29 Иисус говорит: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Здесь Иисус ведет нас в самую трудную молитвенную борьбу. В то время, как Он и три Апостола были на горе Преображения, один человек привел к остальным ученикам своего бесноватого сына. Они пытались изгнать из него беса, но это им не удалось. Когда же пришел Иисус, отец привел своего сына к нему, и Иисус исцелил мальчика. Как только Апостолы остались наедине с Иисусом, они спросили Его, почему они не могли изгнать злого духа. И Иисус ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Прежде, чем мы рассмотрим связь между молитвой и постом, нам необходимо кратко пояснить, что понимается под словом «пост».
Поститься — значит, в течение короткого или длительного времени воздерживаться от пищи и питья. Пост был узаконен в Израиле. Весь народ должен был один раз в году поститься (Лев. 16,29). После пленения были введены различные дни поста (Зах. 8,19). Фарисеи постились даже два раза в неделю (Лк. 18,12). Соответствующее еврейское слово означает смиренное сокрушение души перед святым Богом. Поэтому стали поститься в великий день искупления, когда народ давал ежегодный отчет Богу, а также во время национальных бедствий (Суд. 20,26; Иоил. 2,12; Ион. 3,5; 1 Цар. 31,13).
Иисус не отменяет поста, но из законной обязательности Ветхого Завета Он переводит его в свободу Нового Завета. Пост — это внешнее действие, которое должно совершаться лишь тогда, когда к этому имеется внутренняя необходимость (Мф. 9,14–15). Кроме того, Иисус предостерегает от того, чтобы использовать пост для демонстрации своей набожности перед людьми (Мф. 6,16–18).
Итак нужно ли нам поститься? Этот вопрос волнует некоторых христиан. Они считают пост внешним исполнением Ветхозаветного закона, которое практикуется у католиков с их показной, основанной на делах, праведностью. Но то, что пост нужен свободным, евангельским христианам, кажется им совершенно чуждой, почти невозможной, мыслью.
В этом пункте мы очень далеко ушли от Христа и Его Апостолов. И теперь самое время нам, изнеженным, слабовольным и жадным до наслаждений христианам поинтересоваться тем, что говорит нам Писание об этом пункте, касающемся нашего освящения и нашей молитвенной жизни. Пост — это не только воздержание от пищи и питья. Пост означает добровольное, целенаправленное воздержание от различных жизненных потребностей: пищи, питья, сна, отдыха, общения с людьми и т.д. Смысл этого воздержания состоит в том, чтобы на более или менее длительное время прекратить связи, которые привязывают нас к материальному миру и нашему окружению, чтобы таким образом сосредоточить все силы души на невидимом и вечном.
Таким образом, христианский пост основан не на том, что мы на все эти жизненные потребности смотрим, как на нечто нечистое и несвятое. Нет, вместе с Апостолом мы познали, что нет ничего в себе самом нечистого (Рим. 14,14), и что пища сотворена Богом, чтобы мы с благодарностью пользовались ею (1 Тим. 4,3). Пост основан на том, что наша душа время от времени хотела бы сконцентрировать все свои силы на какой–то проблеме и поэтому временно воздерживается от того, что само по себе разрешено и полезно для нас.
Таким образом, к посту относится все то, о чем мы говорили, касаясь тихих молитвенных часов; по сути, он является их продолжением. И то, и другое нужно нам не ради Бога, но ради нас самих. Это мы нуждаемся в посте. О нем можно говорить много, но мы ограничимся лишь вопросом значения поста для молитвы.
Мы исходим из сознания того, что великой тайной молитвы является Дух молитвы. Поэтому самым важным для нас является то, чтобы в нашей молитве происходило соединение с этим Духом. Молитвенная борьба, в конечном итоге, является борьбой с внешними и внутренними препятствиями, которые стараются нарушить нашу связь с этим Духом молитвы. Пост представляет из себя предусмотренное Богом средство против самых опасных препятствий для молитвы. Он должен быть добровольным, говорит Иисус. Поэтому христианин прибегает к посту, когда видит, что есть нечто особенное, препятствующее его молитве. Это может быть какая–то особая трудность, которую он сознает, как препятствие, а также это может быть нечто такое, чего он не понимает. Он только чувствует, что есть нечто, препятствующее его молитвенному общению с Богом. И он прибегает к посту, чтобы свою обращенную к внешнему миру душу на время оторвать от материальной жизни и мирского окружения и открыть тем самым доступ Духу Святому, чтобы Он мог осветить его внутреннего человека и показать ему, чем он огорчил Духа молитвы, чтобы восстановить беспрепятственное соединение с Ним, а вместе с Ним и с обильным потоком Божественной силы.
Теперь мы рассмотрим некоторые случаи, побуждающие христианина к посту.
Во–первых, это период особых искушений.
Когда Иисус был поведен Духом в пустыню для искушения от диавола, сразу же после того, как Он, крестившись, получил помазание для Своего служения, он постился. И постился Он долго — сорок дней. Так серьезно отнесся Иисус к борьбе с искушениями. Из этого мы можем понять, как легкомысленно мы относимся к нашим искушениям. Таким образом, даже для Иисуса, Который был безгрешен, знакомо было побуждение посредством поста сконцентрировать свою душу перед поединком с сатаной. Мы также видим, что Иисус, после чуда насыщения в пустыне, когда народ хотел сделать Его Царем, постился, пусть даже проще и короче. Он отказался от ночного сна (Мф. 14,23), чтобы в спокойном общении с Отцом сконцентрировать Свою душу и получить полную силу для борьбы с искусителем, который и здесь преследовал Его. Если наши искушения одолевают нас, как это порою бывает, то это потому, что мы не ищем посредством поста святой Божественной близости, чтобы вооружиться против искусителя.
Во–вторых, мы ощущаем необходимость поста перед серьезными решениями.
Когда Иисусу предстояло совершить великое дело избрания Апостолов, Он всю ночь перед этим пробыл в молитве (Лк. 6,12). Хотя Он и находился в состоянии непрерывного общения со Своим Отцом и Его духовный рассудок никогда не был омрачен каким–либо грехом, Он, тем не менее, чувствовал потребность укрепить свою душу в спокойном общении со Своим Отцом, чтобы в предстоящем на следующий день избрании быть в состоянии следовать руководству Отца.
В связи с этим мне хочется вспомнить маленькую историю, рассказанную в Деян.Ап. 13,2: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Таким образом, когда они постились, случилось то, что Дух Святой сказал им решающее слово, которое направило Павла на его первое миссионерское путешествие, слово, положившее начало языческой миссии.
Мы не принимали бы так часто поспешных решений и не стояли бы беспомощно перед важным выбором, если бы посредством поста дали Духу Святому возможность взять в Свое распоряжение нашу» обычно такую занятую и труднодоступную для Него душу.
В–третьих, в период подготовки и выполнения особенно трудных задач.
В Деян.Ап. 13,2 и 14,23 мы читаем, что первые христиане посредством поста готовились к важному служению в Церкви: назначение пресвитеров и отправка миссионеров. Речь для них шла лишь о том, чтобы сосредоточить свои души и полностью предоставить себя в распоряжение Духа Святого, чтобы посредством их молитвы и возложения ими рук могла сообщиться та благодать, которую Дух Святой хотел даровать этим братьям. Первые христиане, исполненные Духа Святого, ощущали в этом необходимость, в то время, как сегодняшние, бедные Духом христиане поступают так, как будто и не нуждаются в посте.
Конечно, наш пост должен быть добровольным. Лишь Дух Святой может сделать нас настолько смиренными, что мы с благодарностью будем использовать все средства, которые Господь даровал нам.
В–четвертых, в период особого напряжения сил.
Иисус говорит: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
Этим объясняет Он тот факт, что ученики оказались бессильными по отношению той одержимости. В то же время нам сказано, что бывают периоды большого напряжения сил. Они требуют особой силы свыше. Иисус указывает на пост, как на средство получения верующим этой силы.
Пост можно сравнить с электрическим проводником. Чем большее количество энергии нам надо передать, тем более мощным должно быть соединение с силовой станцией, т.е. в нашем распоряжении должен быть более толстый кабель.
Как мы уже видели, молитва является тем проводником, посредством которого на землю передаются небесные силы. И Иисус говорит, что чем больше величина силы, которую необходимо передать, тем более сильным и глубоким должно быть молитвенное соединение души с Богом.
Как мы уже неоднократно видели, все зависит от Духа молитвы. Наша молитва ослабевает в той самой степени, в какой мы во время молитвы уклоняемся от того направления, в котором хотел бы вести нас Дух молитвы. И она станет еще слабее, если мы при этом вступим в спор с Духом молитвы и огорчим Его.
Таким образом, пост предназначен для такой концентрации сил нашей души, чтобы нам стало ясно, к чему направляет нас Дух Святой и о чем нам нужно молиться в этом особо трудном положении. В то же время он помогает нам очистить нашу душу от всех нечистых побуждений, которые возможны, когда мы просим о большей силе. И очищение это происходит таким образом, что мы в тишине и сосредоточенности поста обнаруживаем в себе тщеславие и другие мотивы f вмешивающиеся в нашу молитву. Мы получаем силу полностью отдаться Господу и сказать: «Пусть лучше не произойдет чуда, чем я посредством своего тщеславия обесчещу Твое имя и буду злоупотреблять молитвой. Но если Ты можешь совершить чудо, без того, чтобы мною была унижена Твоя слава, тогда соверши его, Господи».
Скрытая сила молитвы и поста
Очень часто в жизни можно встретить людей, находящихся во власти грехов, которые не знают, как от них освободиться. Эти грехи всем знакомы: это непрощение, пьянство, курение, ложь, блуд, одержимость и многое другое. Только молитва и пост способны высвободить силу, которая сможет контролировать все похоти, неправедные желания и поступки человеческие. Пост и молитва – два крыла души человеческой, на которых она вознесется к Богу.
Что хочет увидеть Господь, когда человек постится? Какими должны быть мотивы сердца во время молитвы? Какая цель поста и что надо в это время делать? Все эти вопросы мы попытаемся раскрыть в статье.
Молитвы во время поста
Всегда молиться – таким был завет Спасителя. Потому что молитвы – это дыхание нашей духовной жизни. Вместе с остановкой молитвы духовная жизнь замирает точно так же, как физическая – с остановкой дыхания.
Молитвы – это все наши разговоры и обращения к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым. Каждый из нас в молитве может обратиться к нашему Небесному Отцу со своими печалями и радостями, попросить поддержки или снять груз со своей души. Читать молитвы можно не только на богослужениях, проповедях или молебнах, но и в любое другое время и в любом месте.
Существуют различные молитвы: утренние, дневные, вечерние. Также разным бывает и молитвенное правило у каждого человека: кто-то читает молитвы несколько минут, а кому-то требуется несколько часов. Это зависит от духовного настроя человека, степени укорененности в молитве и от того, каким количеством времени он располагает.
Особую силу имеет молитва, читаемая в пост. Такие молитвы называются усиленными. Считается, что голод, сопутствующий соблюдению поста, помогает сфокусироваться на молитвенной цели и быть конкретней в обращении к Богу.
В отличие от обычных молитв, являющихся по своей сути методом общения со Спасителем, и могут иметь множество оттенков настроения и тематик, целенаправленные молитвы во время поста – это тяжелая работа, труд, которому предшествовало решение, принятое осознанно из-за соображений о необходимости в подобных молитвах. И часто случается так, что периодически в жизни каждого человека возникают ситуации, в которых требуются именно такие молитвы. Не случайно пост и молитву называют крыльями души, на которых христианин вознесется в Царствие Небесное.
Какие молитвы читать в Великий Пост
Пост – это очень важная и древняя традиция, потому что постящийся человек не только ограничивает себя в скоромной пище, но и с особым вниманием следит за «вратами души своей», за тем, что входит не только в утробу человеческую, но и в самые сокровенные глубины всего организма. В такие дни постящийся должен задуматься о том, какой жизнью он живет или просто проживает жизнь, чем она наполнена, какие мысли и переживания заботят его душу. Особенно полезны в такие дни молитвы во время поста и чтение богословских книг и Священного Писания.
Основная цель поста – призвать человека к искреннему покаянию, к осмыслению и осознанию (именно осознанию, а не просто вспоминанию совершенных грехов) того, что каждый грех, даже праздное слово, способно материализоваться, взять в свои руки молот и ударить по гвоздям, которые пронизывают руки Спасителя нашего. И для того, чтобы прийти к этому покаянию и осознанию, человек должен осмысленно отказаться от неги, комфорта, услаждения. И любое покаяние имеет смысл только вместе с молитвой, читаемой в пост. И только пребывая в состоянии сдерживая своих телесных потребностей, человек по-особенному восприимчив к духовной работе и очищению от грехов.
Многих христиан, еще плохо знакомых с молитвами и постами, интересует вопрос: какие молитвы читать в Великий Пост? Самыми известными молитвами, читаемыми в пост, и молитвословами являются покаянный канон св. Андрея Критского и «На всякое прошение души». Но самой почитаемой и известной молитвой считается великопостная молитва Ефрема Сирина. Именно ее на протяжении всего Великого Поста читают во всех домах верующих христиан и в церквях.
Значимость и ценность молитвы Ефрема Сирина
Ефрем Сирин известен как один из самых великих богословов, христианских мыслителей и церковных ораторов. По легенде во время пребывания в тюрьме Ефрема призвал Глас Божий уверовать в Господа и покаяться. Юноша последовал этому призыву и вскоре был оправдан судом и отпущен на свободу. Это событие так перевернуло жизнь Ефрема Сирина, что он раскаялся и уединился, выбрав для себя жизнь вдали от людей до того дня, пока не встретил святого Иакова, учеником которого он и стал впоследствии.
Ефрем стал учительствовать, изучать труды мыслителей, читать работы святых старцев, помогать на службах и читать проповеди. Обладая талантом учителя, Ефрем Сирин доступно и легко доносил до людей те знания, которые постиг. К нему приходили многие люди, которые нуждались в его наставлениях и поучениях, а язычники после проповедей Ефрема уверенно и легко обращались в христианство.
Современные богословы называют Ефрема Сирина учителем покаяния и отцом церкви, потому что каждый труд его пронизан мыслью, что только покаяние является двигателем и смыслом жизни каждого человека. И только искренне раскаявшись, в слезах можно полностью уничтожить и смыть любой грех.
Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего из тридцати слов, но эти три десятка слов вмещают в себя все самые важные элементы искреннего покаяния, указывая на то, к чему особенно сильно надо приложить усилия молящемуся христианину. Читая в Великий Пост эту молитву, верующий сможет определить для себя главные пути избавления от всех недугов и грехов, которые препятствуют его сближению с Создателем.
Эта молитва емко и доступно выражает основной смысл и значение Великого Поста, отражая все главные Заповеди, которые даровал человеку Господь, и помогая в простой и понятной форме осмыслить отношение молящегося к этим Заповедям. Молитва Ефрема Сирина обязательно читается в церквях и домах православных в конце каждого богослужения.
Читайте также:
Схожие публикации
- Отзывы
- Все отзывы
- Отзывы о клиниках
- Отзывы о препаратах
- Автомобили
и бизнес
- заболевания
В одно прекрасное время, к нам пришло осознание того, сколько же времени люди затрачивают на поиск ответов, к своим вопросам. Они используют кучу поисковиков, вводя в поисковые строки запросы. А после этого открывают многочисленные страницы различных сайтов, с бесчисленными статьями. Так они могут, как довольно быстро найти нужную им информацию, так и бесцельно пролазить несколько часов в поисках нужного ответа. И тут к нам пришла идея!
- Карта сайта
- Политика конфиденциальности
- Обратная связь
- Ответственность
- Реклама
© Все Здорово 2010-2017
Все права защищены. При использовании материалов сайта активная обратная ссылка обязательна!
Что означает молитва и пост
Молитва – это не просто обращение к Богу, а личное общение человека с Ним. Между этими двумя формами существует огромная разница. Обращение подразумевает под собой информирование, просьбу или напоминание, а общение (беседа) – обмен мыслями, словами, переживаниями, чувствами, идеями и т.д. Настоящая молитва – это важный, значимый и доверительный разговор человека с Богом. Для христианина, который стремится к духовному возрастанию, молитва является неотъемлемой частью жизни.
Молитва включает в себя разные элементы, такие как просьба о прощении грехов, прошение, ходатайство, мольба, а также поклонение, хвала и благодарение. Молитва о прощении грехов включает в себя открытое, искреннее признание человеком соделанного им (мыслей, побуждений или их внешнего выражения через действия) и принятие верой прощения от Бога (1 Ин. 1:9). Прошение – это признание верующим в молитве своей слабости, ограниченности своих возможностей и обращение к Богу за помощью. Молитва о ком-либо называется ходатайством, что дословно обозначает «собраться вместе, преклониться перед Богом и совместно вознести молитву за нужды других». Во время молитвы ходатайства личные потребности молящегося отодвигаются на второй план, а на первом плане является нужда другого (1 Тим. 2:1). Мольба является выражением сильного желания что-либо получить от Господа как в отношении личных нужд, так и нужд других. Хвала – это признание того, Кем является Бог, что Он сделал, и прославление Его за это. Прославляя Бога, человек не прибавляет Ему славы, что было бы невозможно, но сознательно (по возможности публично) признает Его Богом (Пс. 148, 150). Признавая Божью благость к себе самому и к другим, молящийся благодарит Творца за саму жизнь, за красоту Его творения, за жертву Христа и дарованное Им спасение, а также за конкретные ответы на молитвы.
Ходатайство Христа имеет огромное значение в христианской молитве. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13, 14). В Писании сказано, что не существует других посредников между Богом и человеком, кроме Христа (1 Тим. 2:5) и поэтому, открывая свои желания в молитве, мы обращаемся во имя Иисуса Христа.
Кровь Иисуса Христа, защиту которой мы призываем в наших молитвах, открывает свободный вход в Божье присутствие, является мощной охраной нашей жизни и ведет к полной победе над дьяволом: «Они победили его кровью Агнца…» (Откр. 12:11).
В библейском понимании истинная молитва созидается Духом Божьим, Которого невозможно ограничить рамками таинств или обрядовыми формулами. Подчеркивая свое благоговение перед Богом, христианин во время молитвы должен вести себя прилично и преклонить колени, если это возможно.
Священное Писание неоднократно призывает христиан к непрестанной молитве, что означает постоянную направленность новой человеческой природы и обновленного ума к Богу, а также соприкосновение с Ним в следовании и общении, несмотря на обстоятельства жизни.
Особое внимание христианам необходимо обратить на ежедневную утреннюю молитву. Именно в утренний час, жертвуя другими делами, мы должны уделить время для общения с Господом. Такая молитва вдохновляла Божьих людей присутствием благодати: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» (Пс. 62:2). Необходимо также заканчивать день, вознося благодарность Богу и призывая Его охрану на предстоящую ночь.
Принятию пищи предшествует молитва о ее благословении (1 Тим. 4:3–5).
Важные условия в молитве
1. Освящение. В случае совершения греха мы должны в нем раскаяться и попросить у Бога прощения: «Омойтесь, очиститесь…» (см. Ис. 1:15–18).
2. Соответствие просимого воле Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14, 15). Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). Если то, о чем мы молимся, имеет какое-либо пояснение в Писании, то Бог ясно открывает нам Свою волю.
3. Вера. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24). Вера дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем-либо (или, может быть, молились в течение определенного времени), Бог уже принял решение ответить на нашу просьбу. Библейская вера – это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которая ничем не обоснована. Напротив, это вера в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.
4. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15). Бог удалится от нас, если мы не простим людей, нанесших нам обиды.
5. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Поэтому «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Таким образом, обращаясь к Богу с молитвой, нам следует проявлять смирение. Бог по праву ревнует о Своей чести. Поэтому Ему не угодно отвечать на молитвы гордецов, которые воздают честь самим себе, а не Богу.
6. Настойчивость. Павел призывает нас: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Он говорит колоссянам: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Такая постоянная преданность молитве даже во время выполнения ежедневных обязанностей характеризует жизнь верующего. Апостолы – яркий пример молитвенной жизни. Они освобождали себя от других обязанностей, чтобы уделять молитве больше времени: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4).
7. Ревность. Молитвы самого Иисуса, Который во всем служит нам примером, были глубоко прочувствованными. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В некоторых молитвах Писания мы буквально слышим вопль святых, обращенный к Богу. Даниил восклицает: «Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:19).
8. Единство. В совместной молитве верующие обретают силу. Иисус учит нас: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19, 20).
Наряду с общими молитвами также важно совершать и личные (уединенные). Иисус учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Суть тайной молитвы в том, что мы открываем свое сердце Богу, а не показываем себя перед людьми, подстраиваясь под окружающих. Присутствие других людей может помешать нам или оказать негативное влияние на наши молитвы.
Не на все молитвы Бог отвечает так, как человек просит. Павел трижды просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого. Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8, 9).
Причина, по которой Бог отвечает на одну молитву и не отвечает на другую, не имеет ничего общего с формой, объемом или длиной самой молитвы, т.к. молитва предполагает личные отношения с Богом, при которых важнее всего быть искренним и бескорыстным. Ответ зависит от Божьей воли, которая по отношению к нам есть «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас.
Упоминание о посте встречается по мере чтения Библии от Ветхого Завета до Нового, и мы можем видеть потрясающую силу и возможности поста.
Пост – это воздержание в течение определенного времени с целью поиска лица Божьего в молитве по поводу конкретной нужды или с целью проведения времени с Богом для укрепления внутреннего человека, вооружения себя в духовной брани. Воздержание должно быть:
– от интимной (половой) близости (1 Кор. 7:5);
– от чтения других книг, кроме Библии и духовной литературы;
– от просмотра телевизора;
– от любого рода развлечения или действия, которое может стать препятствием в общении с Богом.
Различные виды поста
Пост можно осуществлять по-разному. В Библии представлены три разновидности поста.
1. Абсолютный. При таком посте человек воздерживается от пищи и воды, т.е. ничего не кушает и не пьет (Есф. 4:16; Деян. 9:9). Проверено, что человеческое тело может нормально функционировать без пищи до 2 месяцев, но без воды – всего несколько дней, поэтому абсолютный пост нельзя брать больше чем на три дня. Однако есть исключения, когда Бог говорит конкретно, например: Моисей дважды брал абсолютный пост на 40 дней (Втор. 9:9, 18; Исх. 34:28).
2. Многодневный. Это воздержание от любой пищи и питья, кроме воды, в течение нескольких дней или недель. Человек пьет только воду и ничего больше. Похоже на то, что Иисус брал такой пост, потому что Библия говорит, что по прошествии сорока дней Он взалкал, но не возжаждал; когда Давид постился семь дней, Библия говорит, что он не ел хлеб (2 Цар. 12:15–20).
3. Однодневный. Воздержание от пищи и питья с вечера преды¬ду¬щего дня до вечера текущего. Можно принять затем легкий ужин.
1) Воздержание от принятия пищи и питья в течение определенного времени дня;
2) Воздержание от определенного вида пищи (Дан. 10:2, 3; Дан. 1:11, 12).
3) Сокращение частоты принятия пищи.
Частичный пост рекомендуется тем, кто имеет проблемы со здоровьем или другие объективные причины, препятствующие взять другой вид поста.
Пост может быть личным, т.е. в нем участвует только один человек, и групповым, который вовлекает всю семью, всю церковь или группу людей, даже целый город или страну: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься» (Есф. 4:16).
Сочетание поста и молитвы
Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о поражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4). Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» (Есф. 4:3).
В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и молитвою. день и ночь» (Лк. 2:37), а когда верующие антиохийской церкви «служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Прежде чем послать Варнаву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3).
Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто-то настойчиво ходатайствовал пред Богом о ком-то другом во время покаяния, поклонения или поисков водительства.
Пост приносит много положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Богом:
1. Усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе).
2. Позволяет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду).
3. Все время напоминает нам, что, так же как мы жертвуем ради Господа своим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем нашим существом ради Него.
4. Это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добровольного поста, то мы будем способны принять и большие страдания ради праведности.
5. Повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточиваем наше внимание не на материальном.
6. Выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким образом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.
7. Является оружием духовной войны: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верующим, и не установлены какие-либо особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Своим ученикам: «Также, когда поститесь…». Кроме того, Иисус говорит: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Жених – это Иисус, а мы – Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится.
Пост сроком более трех дней должен совершаться с благословения пастора и под его духовной опекой.