Анализ стихотворенья молитва

Данная статья содержит: анализ стихотворенья молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Анализ стихотворения “Молитва”.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа, но, в то же время, в его произведениях чувствуется привкус горечи и слышны мотивы безысходности и отчаяния.

Откуда же такой синтез этих противоречивых чувств в душе столь молодого человека? Ответ на этот вопрос следует искать в самой эпохе, историческом окружении поэта. Лермонтов жил в 30-ых годах 19 века, во время смут и застоя. Молодое поколение терзалось переосмыслением наследия прошлого и неясностью будущего. Это была эпоха отсутствия высоких нравственных и духовных идеалов. И Лермонтов в полной мере прочувствовал на себе трагизм «потерянного поколения».

Несмотря на тонкую организацию души поэта, Лермонтов был сильной, стойкой личностью. И это не могло не найти отражения в его стихотворениях. Но и сильным людям порой требуется поддержка и утешение. И, видимо, в один из моментов душевного кризиса было написано стихотворение-исповедь «Молитва».

Это произведение является одним из примеров того, что краткость формы не преуменьшает богатства и полноты содержания. Оно состоит всего лишь из трех четверостиший, но здесь Лермонтов открывается нам с новой, дотоле неизвестной, стороны:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В этих строках мы видим не Лермонтова-борца, Лермонтова-философа, рассуждающего и осуждающего своих современников, но некоего «внутреннего» Лермонтова, способного на горячую, безоглядную веру. Стихотворение проникнуто особой психологичностью. Мы четко видим в образе лирического героя черты самого автора, его глубинные, потаенные мысли и чувства. Мы застаем его в момент душевного упадка, отчаяния, в «минуту жизни трудную». И вот в поисках успокоения он обращается к высшим силам, к Богу.

Делая переклички с жизненным путем автора стихотворения, можно прийти к выводу, что герою на самом деле больше не к кому обратиться, негде искать утешения. Ведь, как уже говорилось выше, поэт жил во время нравственного застоя, он не питал никаких иллюзий по поводу своих современников. Осознавая всю горечь сложившейся в ту пору ситуации, Лермонтов чувствовал себя очень одиноким, возможно, в какой-то степени, даже потерянным. Лирический герой в его стихотворениях обычно отличается подавленностью, грустью, скептицизмом. В этом же произведении автор передает состояние «душевного просветления». Это ощущение нахлынуло на его героя благодаря тому, что «в минуту жизни трудную» всегда есть, к кому обратиться.

Здесь же стоит отметить, что само построение этого небольшого произведения очень интересно. Налицо чередование четырехстопного ямба с трехстопным. Благодаря этому приему, стихотворение приобретает особую ритмику, напевность, тем самым уподобляясь православным молитвам.

Очень интересно следующее четверостишие:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Кому, как ни поэту, обращать особое внимание на таинственную власть Слова над человеком! Лермонтов чувствует магию старинных православных молитв, в них заключена мистическая сила веков, поколений. Можно даже не задумываться над смыслом произносимых тобой слов, подсознание само почувствует великую магию совершенного созвучия…

Так что же чувствует сам лирический герой после молитвы?

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Невероятное облегчение охватывает героя стихотворения, ему и «верится, и плачется», у него появляются новые силы жить, творить, бороться…

Возникает естественный вопрос: стоит ли после этого стихотворения говорить о том, что Лермонтов «перешел от бунтарства к смирению»? Видимо, нет, так как оба этих чувства являются разными сторонами одного и того же человека. Поэт с его «леденящими душу, безотрадными стихами» не прекращает борьбы против окружающей его действительности. Но естественно и то, что в самые тяжелые моменты он также должен где-то черпать новые силы, искать утешения, успокоения. Человек, владеющий магией слов, обращается Творцу всего мироздания – в этом есть некая символичность. Несмотря на свое бунтарство, протест, Лермонтов все же признает существование высших божественных сил, перед которыми он смиряется и к которым идет за помощью, склонив свою гордую голову…

М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва"

«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

Главная тема стихотворения

Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Добавить комментарий

Поделиться

Мы ВКонтакте

Мы в Фейсбуке

"Сезоны года" – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

«Молитва (В минуту жизни трудную…)» М.Лермонтов

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

Анализ стихотворения “Молитва”

Тема: Чудная молитва

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Размер: трехстопный ямб

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

150691 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения “Молитва”

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”

Это маленькое стихотворение – рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?

Главные слова стихотворения – “молитва чудная”, “сила благодатная”, “святая прелесть” – связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово “благодатная”. Но то же ли это самое, что “Земля благодатная”? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова – “полный благ, довольства, счастья; радующий”. Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что “благодать” – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому “сила благодатная” – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово “благодатная” как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце – грусть. Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом “теснится”. В такую минуту обращаются к Богу – “одну молитву чудную твержу я наизусть. ” Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: “есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них”. Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.

Если первая строфа – это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа – рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку “сила благодатная”: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.

Вместе с поэтом мы переживаем (со – переживаем) это движение души от тоски и грусти – к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь – бремя скатится.

От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах – ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.

Но как всё преображается под действием “слов живых”! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные – открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения – строчки стали “легче”, они как будто бы “взлетают”. Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.

Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений – они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один – я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву – всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки – предложения безличные: “и верится” (ср.: “я стал верить”), “и плачется” (ср.: “я плачу”) и “так легко, легко” (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

Краткое описание документа:

Данная разработка адресована учителям-словесникам и ученикам средней и старшей школы. Элементы лингвистического анализа художественного текста, используемые при работе над стихотворением, помогут учителю вести уроки литературы во взаимосвязи с курсом русского языка, а школьнику – научиться не только чувствовать поэзию, но и глубоко понимать, анализировать и через слово, воплощённое в поэтическом тексте,постигать богатейшие возможности русского языка.

  • 1299
  • 08.05.2015

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Оценка 4.4 проголосовавших: 15
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here