
Данная статья содержит: ахура мазда молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Читать онлайн “Авеста” – RuLit – Страница 1
1. Спросил Ахура-Мазду Сипитама-Заратуштра: “Скажи мне Дух Святейший, Создатель жизни плотской, Что из Святого Слова И самое могучее, И самое победное, И наиблагодатное, Что действенней всего?”
2. И что победоноснее, И что всего целебнее, Что сокрушает больше Вражду людей и дэвов? Что в этом плотском мире Есть мысль проникновенная, Что.) в этом мире плотском Отдохновенный дух?”.
3. Ахура-Мазда молвил: “Мое то будет имя, Спитама-Заратуштра, Святых Бессмертных имя, Из слов святой молитвы Оно всего мощнее, Оно всего победнее И наиблагодатнее, И действенней всего.
4. Оно наипобедное И самое целебное, И сокрушает больше Вражду людей и дэвов. Оно в телесном мире И мысль проникновенная, Оно в телесном мире. Отдохновенный дух!”
5. И молвил Заратуштра: “Скажи мне это имя, Благой Ахура-Мазда, Которое великое, .Прекрасное и лучшее, И самое победное,
И самое целебное, Что сокрушает больше Вражду людей и дэвов, Что действенней всего!
6. Тогда я сокрушил бы Вражду людей и дэвов, Тогда я сокрушил бы Всех ведьм и колдунов, Меня ж не одолели бы Ни дэвы и ни люди, Ни колдуны, ни ведьмы”.
7. Ахура-Мазда молвил: “Мне имя – Вопросимый, О верный Заратуштра, Второе имя – Стадный, А третье имя – Мощный, Четвёртое – я Истина, А, в-пятых,- Всё-Благое, Что истинно от Мазды, Шестое имя – Разум, Седьмое – я Разумный, Восьмое – я Ученье, Девятое – Учёный.
8. Десятое – я Святость, Одиннадцать – Святой я, Двенадцать – я Ахура, Тринадцать – я Сильнейший, Четырнадцать – Беззлобный, Пятнадцать – я Победный, Шестнадцать – Всесчитающий, Всевидящий – семнадцать, Целитель – восемнадцать, Создатель – девятнадцать, Двадцатое – я Мазда.
9. Молись мне, Заратуштра, И днём молись, и ночью, Свершая возлиянья, Как это подобает. Я, сам Ахура-Мазда, Приду тогда на помощь,
Тогда тебе на помощь Придёт и добрый Сраоша. Придут тебе на помощь И воды, и растенья, И праведных фраваши.
10. Когда, о Заратуштра, Ты сокрушить захочешь Вражду людей и дэвов, И ведьм, и колдунов, И кавиев-тиранов, И злобных карапанов, Двуногих негодяев И лжеучителей, Волков четвероногих,
11. Войска широколикие, С широкими знаменами, Поднятыми, кровавыми, То повторяй изустно Ты эти имена И днями, и ночами.
12. Творец-я, Покровитель, Хранитель и Всезнающий, Мне Дух Святейший имя, И мне Целитель имя, Целебнейший – мне имя, И мне Служитель – имя, Священнейший Служитель, И мне Ахура имя, Ещё мне Мазда имя, И Праведный мне имя, Всеправедный мне имя, Мне Благодатный имя, Всеблагодатный – имя, И мне Всезрячий – имя И Самый-Зрячий имя, И Очень-Зоркий имя, И Самый-Зоркий имя,
13. Мне имя – Наблюдатель, Преследователь – имя, Мне Созидатель имя,
Мне Охранитель имя, И мне Защитник имя, И Знающий мне имя, Всеведающий – имя, Ещё мне Пастырь – имя, Я – “Слово скотовода”, Ещё – Властолюбивый, Ещё я – Самовластный, Ещё я – Добровластный, Мне имя – Мягковластный,
14. Мне имя – Необманный, Мне имя – Безобманный, Мне Сохранитель – имя, Н Сокрушитель – имя, Я – Наповал-Разящий, Мне имя – Всекрушащий, Мне имя – Всетворящий, Доброблагой мне имя, Полноблагой мне имя. Мне имя – Благотворный,
15. Я – Действеннополезный, Действительно-Полезный, Моё Полезный имя, И Сильный – моё имя, Мне Всемогущий имя, И Истинный мне имя, Высокий – моё имя, И Властный моё имя, Властнейший – моё имя, Еще – Благоразумный, Умнейший – моё имя, Мне Дальновидный имя, Вот эти имена.
16. Кто в этом плотском мире, Спитама-Заратуштра, Все имена изустно Промолвит днём ли, ночью,
17. Промолвит ли вставая, Промолвит ли ложась, Повязывая пояс, Развязывая пояс, Из дома уходя, Из рода уходя, Страну ли покидая, Иль приходя в страну,
18. Того не одолеют Ни в этот день, ни ночью Всех Яростью гонимых Зломыслящих орудья, Ни молоты, ни стрелы, Ножи и булавы, И камни не сразят.
19. Имён всех этих-двадцать, Защита и охрана От мыслимой всей лжи, И гибели греховной, И пагубного грешника, Лжеца от смертоносного, Исчадья Анхра-Манью. Они дают защиту Как тысяча мужей”.
20. “Кто защитит нас, Мазда, По слову твоему? Наставь меня быть миру Целительным главой. С благою мыслью Сраоша Пускай придет к тому, К кому ты пожелаешь”.
21. Хвала да будет Хварно Могучему, кавийскому! Хвала Арианам-Вайжда И благу, Маздой данному! И водам Датьи слава И чистым водам Ардви! Хвала благому миру!
“Как наилучший Господь. ” (Десять раз).
“Истина – лучшее благо. ” (Десять раз).
22. Мы молимся молитвам “Ахуна-Варья” сильной, “Аша-Вахишта” милой, Святым Бессмертным молимся, Мы почитаем Силу, Довольство, Мощь, Победу, И Власть, и Хварно чтим, Ахура-Мазде светлому, Благому поклоняемся. “Молитвы тем приносим, Кому признал молиться Ахура-Мазда благом”.
23. “Как наилучший Господь. “
(Два раза). Хвалю хвалу, Молитву, И мощь хвалю, и силу Ахура-Мазды светлого И преблагого. “Истина – лучшее благо. “
24. “Храни же мужа верного Вовеки, Заратуштра, Врага от вероломного, Пусть не ударят верного, Вреда не нанесут ему, Пусть не ограбят верного, Того, кто чтит закон, И нас, Святых Бессмертных, Чтит жертвой величайшей Малейшею из жертв.
25. Благая Мысль – творенье Моё, о Заратуштра. И Истина, что Лучшая, Творение моё. И это Власть Желанная Святое Благочестие Творение моё. И Целость и Бессмертие Для праведных награда В потустороннем мире, Творение моё, Спитама-Заратуштра!
26. Познай же и пойми, О Заратуштра верный, Моим умом и знаньем, “Как будет лучший мир”, “Что будет в конце мира?”
27. “Тысяча средств, мириад средств” (Три раза) . Святого Благочестья. Разрушьте Благочестьем Святым всю их вражду, Им уши закрывайте, За лапы их держите, И ноги их крошите, И связывайте их.
28. Праведный, о Мазда, Осилит ли лжеца? Лжеца осилит праведный, И Ложь осилит праведный. Ушам Ахура-Мазды Мы молимся, что слышат Божественное Слово, Уму Ахура-Мазды Мы молимся, что помнит Божественное Слово. И языку помолимся Ахура-Мазды, что Изрекает Слово. Горам этим помолимся Ушиде, Ушидарне, И днём, и ночью верно Свершая возлиянья,
29. Промолвил Заратуштра: Святого Благочестья Обоими глазами Распластан негодяй.
30. “Тысяча средств, мириад средств”. И праведного мужа Помолимся фраваши, Чьё имя – Асмо-Хванва, И праведных фраваши
Я помолюсь усердно, И древу Гаокэрна, Могучему и сильному, Гаокэрна, Маздой данному, Помолимся усердно,
31. Ушам Ахура-Мазды Мы молимся, что слышат Божественное Слово. Уму Ахура-Мазды Мы молимся, что помнит Божественное Слово. И языку помолимся Ахура-Мазды, что Изрекает Слово. Горам этим помолимся Ушиде, Ушидарне, И днём, и ночью верно Свершая возлиянья.
“Истина – лучшее благо. ” (Три раза, начиная со слов “И праведного мужа. “
32. Творенье почитаем Святого Благочестья. Что первые поистине Из праведных от Истины. Из всех самым великим Владыкой и главою Ахура-Мазда будет На гибель Анхра-Манью И Ярости кровавой, И всех мазанских дэвов, Всех дэвов на погибель И грешников-лжецов, К победе благодатного Ахура-Мазды светлого, И всех Святых Бессмертных, И Тиштрии-звезды, Блестящей и счастливой, И праведного мужа, К победе всех творений Святого Духа праведных.
33. “Истина – лучшее благо. ” Дай ему счастье и благо, Дай ему тела здоровье, Дай выносливость тела, И тела победную силу, Дай добро изобильное, И потомство удачное, Жительство многолетнее, Дай ему праведных светлую Лучшую жизнь всеблагую. “Истина-лучшее благо. ” Тысяча средств, мириад средств.
(Три раза) “Истина – лучшее благо. ” Приди на помощь, Мазда! (Три раза) Силы благолепной, благородной, Вэртрагны богоданного, Победоносного превосходства, И Рамана добропастбищного, И Вайу превозмогающего, Высшего средь творений Тою своею частью, Что от Святого Духа, Тверди самодержавной, Времени безграничного, Времени долговечного. “Истина – лучшее благо. Благо будет, благо тому, Чье Истине лучшей благо”.
Ахура мазда молитва


Печатается по тексту: Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата / Пер. с авест. И. Стеблин-Каменского. М., 1993. С. 15-24. 181-183.
Перевод И. С. Брагинского
Да возрадуется Ахура-Мазда. <.>
Радости Ахура-Мазды светлого, благодатного — молитва и хвала, радость и слава.
” Как наилучший Господь “.
1. Спросил Ахура-Мазду
“Скажи мне. Дух Святейший,
Создатель жизни плотской,
Что из Святого Слова*
И самое могучее,
И самое победное,
Что действенней всего?** * “Святое Слово” — имеется в виду Мантра Спэнта.
** Точнее можно было бы перевести так: “оказывающее наибольшее действие при конце мира” (в эсхатологическом смысле). Согласно учению Заратуштры, в конце мира Добро будет окончательно отделено от Зла и последнее уничтожится.
2. И что победоноснее,
И что всего целебнее,
Что сокрушает больше
Вражду людей и дэвов?
Что в этом плотском мире
Есть мысль проникновенная,
Что в этом мире плотском —
Отдохновенный Дух?*” * “Отдохновенный” — букв.: “наиболее очищающий (точнее, „вытирающий”) жизненные силы, душу”.
3. Ахура-Мазда молвил:
“Моё то будет имя,
Святых Бессмертных имя,—
Из слов святой молитвы
Оно всего мощнее,
Оно всего победнее,
И действенней всего.
4. Оно наипобедное
И самое целебное
И сокрушает больше
Вражду людей и дэвов.
Оно в телесном мире
И мысль проникновенная,
Оно в телесном мире —
5. И молвил Заратуштра:
“Скажи мне это имя,
Прекрасное и лучшее,
И самое победное,
И самое целебное,
Что сокрушает больше
Вражду людей и дэвов,
Что действенней всего!
6. Тогда я сокрушил бы
Вражду людей и дэвов.
Тогда я сокрушил бы
Всех ведьм и колдунов,
Меня ж не одолели бы
Ни дэвы и ни люди,
Ни колдуны, ни ведьмы”.
7. Ахура-Мазда молвил:
“Мне имя — Вопросимый*
О верный Заратуштра.
Второе имя — Стадный**
А третье имя — Мощный,
Четвёртое — я Истина,
А в-пятых — Всё-Благое,
Что истинно от Мазды,
Шестое имя — Разум,
Седьмое — я Разумный,
Восьмое — я Ученье,
Девятое — Учёный, * “Вопросимый” или, может быть, “Вопрошаемый” — перевод предположительный и условный. По другим толкованиям, это имя (Фрахштья) объясняется как “Полный, изобильный, тучный”.
** “Стадный” — это имя, возможно, лучше переводить как “Желаемый, желанный”.
8. Десятое — я Святость,
Одиннадцать — Святой я,
Двенадцать — я Ахура,
Тринадцать — я Сильнейший,
Пятнадцать — я Победный,
Двадцатое — я Мазда. * “Всесчитающий” – вероятно, имеется в виду “подсчитывающий все хорошие и дурные поступки людей” (всю свою жизнь зороастриец обязан собирать благие мысли, слова и дела, а после смерти, во время посмертного суда над душой усопшего, божество справедливости Рашну взвешивает их на весах. На одну чашу весов помещаются благие мысли, слова и дела, а на другую — дурные и злые мысли, слова и дела. Если благие мысли, слова и дела перевешивают дурные, то душа устремляется наверх — в рай, в светлую обитель Ахура-Мазды, а в противном случае — низвергается вниз, в преисподнюю, где подвергается мучениям в обществе дэвов и Анхра-Манью.
9. Молись мне, Заратуштра,
И днём молись, и ночью,
Как это подобает.
Я, сам Ахура-Мазда,
Приду тогда на помощь,
Придёт и добрый Сраоша,
Придут тебе на помощь
И Воды, и Растенья,
И праведных фраваши.
10. Когда, о Заратуштра,
Ты сокрушить захочешь
Вражду, людей и дэвов,
И ведьм, и колдунов,
И злобных карапанов,
11. Войска широколикие*,
С широкими знаменами,
То повторяй изустно
И днями и ночами. *“Широколикие” или, возможно, “имеющие широкий фронт” — можно и так толковать это определение враждебных войск.
12. Творец я. Покровитель,
Хранитель и Всезнающий,
Мне Дух Святейший имя,
И мне Целитель имя,
Целебнейший — мне имя,
И мне Служитель — имя,
И мне Ахура имя,
Ещё мне Мазда имя,
И Праведный мне имя,
Всеправедный мне имя,
Мне Благодатный имя,
И мне Всезрячий имя,
И Очень-Зоркий имя,
И Самый-Зоркий имя,
13. Мне имя — Наблюдатель,
Мне Созидатель имя,
Мне Охранитель имя,
И мне Защитник имя,
И Знающий мне имя,
Ещё мне Пастырь — имя,
Я — „Слово скотовода”*,
Ещё я — Самовластный,
Ещё я — Добровластный,
Мне имя — Мягковластный, * “Слово скотовода” — название молитвы, начинающейся словами “Скотовод праведный. “.
14. Мне имя — Необманный,
Мне имя — Безобманный,
Мне Сохранитель — имя,
И Сокрушитель — имя,
Мне имя — Всекрушащий,
Мне имя — Всетворящий,
Доброблагой мне имя,
Полноблагой мне имя,
Мне имя — Благотворный.
15. Я — Действеннополезный,
Моё Полезный имя,
И Сильный — моё имя,
Мне Всемогущий имя,
И Истинный мне имя,
Высокий — моё имя,
И Властный моё имя,
Властнейший — моё имя,
Умнейший — моё имя,
Мне дальновидный имя,—
16. Кто в этом плотском мире,
Все имена изустно
Промолвит днём ли, ночью,
17. Промолвит ли вставая,
Промолвит ли ложась,
Страну ли покидая
Иль приходя в страну**,— * Развязывание и повязывание пояса (из шерстяных нитей числом 72 — по количеству глав “Ясны”,— трижды обёртываемых вокруг поясницы) входит в повседневный ритуал. Каждый верующий зороастриец, достигший совершеннолетия, обязан носить такой пояс (называемый кусти), он развязывает его и держит за концы двумя руками перед собой во время молитвы, а при упоминании имени Анхра-Манью, который проклинается, взмахивает концами в знак отвращения к силам Лжи и Зла.
** По-видимому, именно благодаря этим строкам чтение “Ормазд-яшта” предписывается при перемене места жительства.
18. Того не одолеют
Ни в этот день, ни ночью
Всех Яростью гонимых
Ни молоты, ни стрелы,
И камни не сразят.
19. Имён всех этих — двадцать*
Защита и охрана
От мыслимой всей лжи,
И гибели греховной,
И пагубного грешника,
Лжеца от смертоносного,
Они дают защиту
Как тысяча мужей”. * Число 20, указанное здесь, свидетельствует о том, что строфы 12—15, в которых перечисляются имена сверх ранее приведённых двадцати,— добавлены позднее.
20. “Кто защитит нас, Мазда,
По слову твоему?
Наставь меня быть миру
С благою мыслью Сраоша
Пускай придет к тому,
К кому ты пожелаешь”*. * Эти слова Заратуштры — цитата из “Гат” (“Ясна” 44.16).
21. Хвала да будет Хварно
И благу, Маздой данному!
И водам Датьи слава,
И чистым водам Ардви!
Хвала благому миру!
“Как наилучший Господь. ” (Десять раз.)*
“Истина – лучшее благо. ” (Десять раз.) * Здесь и далее указания на количество повторений (в круглых скобках) приводятся не на авестийском, а на среднеперсидском (так называемом “пехлеви”) языке буквами авестийского алфавита (“пазенд”).
22. Мы молимся молитвам
Святым Бессмертным молимся,
Мы почитаем Силу,
Довольство, Мощь, Победу,
И Власть* и Хварно чтим,
“Молитвы тем приносим,
Кому признал молиться
Ахура-Мазда благом”**. * Нарицательное упоминание различных зороастрийских божеств — как их функций, благ, которые они даруют.
** Этой, обычной для всех яштов заключительной молитвой (называемой “Йенхе-Хатам”) и завершается собственно “Ормазд-яшт”, далее следуют фрагменты утраченного “Бахман-яшта”, изобилующие искажёнными формами и словами и весьма трудные для понимания.
23. “Как наилучший Господь. ” (Два раза.)
Хвалю хвалу, молитву
И мощь хвалю, и силу
“Истина — лучшее благо. “
24. “Храни же мужа верного
Врага от вероломного,
Пусть не ударят верного,
Вреда не нанесут ему,
Пусть не ограбят верного,
Того, кто чтит Закон,
И нас, Святых Бессмертных,
Чтит жертвой величайшей —
Малейшею из жертв*. * Последние две строки, вероятно, могут означать следующее: то, что для молящегося является величайшей жертвой, для божества — “малейшая из жертв”.
25. Благая Мысль — творенье
Моё, о Заратуштра,
И Истина, что Лучшая,—
И эта Власть Желанная —
И Целость и Бессмертие —
Для праведных награда
В потустороннем мире —
26. Познай же и пойми,
О Заратуштра верный,
Моим умом и знаньем,
„Как будет лучший мир”,
„Что будет в конце мира”*”. * Этими двумя циатами из “Гат” (“Ясна” 28.11 и 30.4) заканчиваются слова Ахура-Мазды.
27. “Тысяча средств, мириад средств.”* (Три раза.)
Святым всю их вражду,
Им уши закрывайте,
За лапы их держите,
И ноги их крошите,
И связывайте их**. * “Тысяча средств, мириад средств” — часто повторяющееся благое пожелание. Мириад здесь и далее употребляется в его первоначальном этимологическом значении “десять тысяч” (от греческого мирюас — мириада, десять тысяч) — число, постоянно встречающееся в авестийских текстах.
** По-видимому, подразумеваются демоны-дэвы, по отношению к которым употребляются слова так называемого “дэвовского” лексикона: “лапы” вместо обычного “руки”, “башка” вместо “голова” и т.д. Неясно, что упоминается в предпоследней строке этой строфы — “ноги” или “челюсти”. (Сравн. примеч. к “Яшт” 6.5.)
28. Праведный, о Мазда,
Осилит ли лжеца?
Лжеца осилит праведный,
И Ложь осилит праведный.
Мы молимся, что слышат
Мы молимся, что помнит
И языку помолимся
Горам этим помолимся,
И днём и ночью верно
29. Промолвил Заратуштра:
Распластан негодяй. * Начало фразы искажено, смысл непонятен.
30. “Тысяча средств, мириад средств”.
И праведного мужа
Чьё имя — Асмо-Хванва,
И праведных фраваши
Я помолюсь усердно,
И древу Гаокэрна,
Могучему и сильному,
Гаокэрна, Маздой данному,
31. Ушам Ахура-Мазды
Мы молимся, что слышат
Мы молимся, что помнит
И языку помолимся
Горам этим помолимся,
И днём и ночью верно
“Истина — лучшее благо. “
<.>* * Текст строф 30—31 повторяется трижды начиная со слов “И праведного мужа. ” — до молитвы “Аша-Вахишта”.
32. Творенье почитаем
Что впервые поистине
Из праведных от Истины.
Из всех самым великим
Владыкой и Главою
На гибель Анхра-Манью
И Ярости кровавой,
И всех мазанских дэвов,
Всех дэвов на погибель
К победе благодатного
И всех Святых Бессмертных,
Блестящей и счастливой,
И праведного мужа,
К победе всех творений
Святого Духа праведных. * Текст испорчен, далее идёт заимствование из “Ясны”27.
33. “Истина — лучшее благо. “
Дай ему счастье и благо,
Дай ему тела здоровье,
Дай выносливость тела
И тела победную силу,
Дай добро изобильное
И потомство удачное,
Дай ему праведных светлую
Лучшую жизнь всеблагую*. * Строфа 33 содержит заключительные формулы, стандартные для всех яштов (за исключением молитвенного обращения к тому божеству, которому посвящен гимн). Счастье, благо, здоровье и т.д. призываются для того, кто читает яшт и совершает жертву, либо для того, по чьему заказу это делается. Под “лучшей жизнью” подразумевается райская. “Истина — лучшее благо. “
“Тысяча средств, мириад средств”. (Три раза.)
“Истина — лучшее благо. “
Приди на помощь, Мазда!* (Три раза.)
Силы благолепной, благородной,
И Рамана добропастбищного,
И Вайу превозмогающего,
Высшего средь творений
Тою своею частью,
Что от Святого Духа**
“Истина — лучшее благо.
Благо будет, благо тому,
Чьё Истине лучшей благо”. * Молитвенное обращение к божеству, которому посвящен яшт.
** Вайу – бог воздуха и воздушного пространства и одноврменно само воздушное пространство. В этом пространстве “совершается встреча” Ахура-Мазды и Анхра-Манью, оно является “областью смешения Добра и Зла”. Таким образом, часть пространства-Вайу принадлежит Святому Духу, а часть — Злому.
*** Перечисляемые имена божеств и сил небесных стоят в родительном падеже (кого? чего?), очевидно, для того, чтобы они все пришли на помощь и стали покровителями дня совершения молитвы.